Домой / Для серых глаз / Развивающие занятия психолога с детьми зпр. Коррекционные занятия для детей с зпр

Развивающие занятия психолога с детьми зпр. Коррекционные занятия для детей с зпр

Возрастная группа : 3 класс.

Цели:

1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.

2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.

3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование :

персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.

Дидактический (раздаточный) материал:

карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)

Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятье начинать.

II. Вступительная беседа , активизация мозговой деятельности.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?

1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)

А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)

Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.

Вот и мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.

Перед встречей с феями надо хорошо подготовиться.

2. Гимнастика (О.А. Холодова)

а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)

Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.

б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)

А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.

в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.

Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.

III. Основная часть .

Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и скульптор. Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.

1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)

Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.

Молодцы, вы настоящие скульпторы.

Если вы родились в феврале, то ваша фея - Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.

2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)

Пель + мера - ра + ни =__________ пельмени

Пи + роша - ша + гид - д =__________пироги

Бак - ак + улоп - п + чкы - ы + и =___________булочки

Тева - ва + ф + тем - м + ли =______________тефтели

Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы отличные кулинары.

Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница - Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».

3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)

(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).

Если вы появились в апреле, то ваша подруга - фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.

4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)

Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:

Молодцы, вы настоящие модельеры.

Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?

5. Развивающая игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)

Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)

Деревья над морем от ветра качались.

Две птички случайно в ветвях (повстречались)

Она хороша, как картинка.

Он тёмный, с узором на (спинке)

И небо темнело - гроза (надвигалась)

И птички, обнявшись, укрылись в листве,

А дождик стучал по зелёной (траве)

Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.

Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле. Это - Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте - она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)

6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)

Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.

За двумя зайцами погонишься а дома лучше

Сделал дело от того и наберёшься

Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда

В гостях хорошо ни одного не поймаешь

С кем поведёшься а товарища выручай

Без труда и я скажу кто ты

Не спеши языком а лень портит

Когда я ем торопись делом

Как аукнется гуляй смело

Труд человека кормит то не вырубишь топором

Сам пропадай так и откликнется

Что написано пером я глух и нем

7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская, развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)

У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:

С латышской:

Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь

(без труда не вынешь рыбку из пруда)

С армянской:

Осталось дело до завтра - считай, что застряло

(сделал дело - гуляй смело)

С белорусской:

Языком молоть - не дрова колоть.

(не спеши языком - торопись делом)

С украинской:

В гостях хорошо есть, пить, а дома - спать.

(в гостях хорошо, а дома лучше)

Следующая фея - Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.

8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)

Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)

1 вариант

А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)

А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)

Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4 (солнышко)

2 вариант

Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9 (песня)

В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)

Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.

Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию - из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.

9. Упражнение - медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)

В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики складывают руки над головой, изображая бутоны).

Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).

Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.

Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место

Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию, продолжим знакомиться с феями.

Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.

10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей. Композиция из бумаги «Солнышко добра»

Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)

У каждого из вас получилось солнышко добра.

Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.

11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)

Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).

Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.

Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.

А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.

IV. Итог. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)

1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)

Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

Молодцы! До новых встреч, до свидания.

Васенёва А.Г., учитель-дефектолог, ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»

«Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития»

Якимова О. в. учитель русского языка и литературы,

Почётный работник общего образования,

МАОУ СОШ №60 «социальной адаптации

детей-инвалидов» г. Улан-Удэ

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Понятие задержки психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации

Остановимся на классификации детей с ЗПР. В классификации К. С. Лебединской выделяются четыре группы ЗПР: конституционального; соматогенного; психогенного и церебрально-органического происхождения.

При ЗПР конституционального происхождения выявляются такие симптомы, как задержка физического развития, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения. Причины кроются в нарушениях обмена веществ и наследственности Прогноз: успешный при условии своевременного и регулярного педагогического воздействия.

ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительными тяжелыми соматическими заболеваниями, инфекциями в раннем возрасте. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональной незрелости. Успешный прогноз при условии строгого соблюдения режима, лечения, охраны и укрепления здоровья ребенка.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка. Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства. Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательной работы с ребенком и с семьей.

ЗПР церебрально-органического происхождения обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности. Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации. Прогноз: зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР.

Таким образом, обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития:

1. незрелость эмоционально-волевой сферы,

2. дезаптивные формы общественного поведения,

3.сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Поэтому серьезные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы

Целью коррекционной работы является оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Для достижения обозначенной цели педагогу необходимо четко знать:

1. Какие высшие психические процессы необходимо развивать у ребенка на уроке при изучении той или иной темы;

2. С помощью каких средств развивать то или иное качество, функцию, психичекий процесс;

3. Как осуществлять мониторинг уровня развития психических функций и процессов.

При проектировании рабочей программы учебного курса для детей с ЗПР необходимо описание коррекционной направленности обучения.

Коррекционную направленность обучения целесообразно излагать по разделам.

Присоставлении программы педагог формулирует три типа задач:

    Образовательные;

    Воспитательные;

    Коррекционные (коррекционно-развивающие).

Реализация коррекционных задач предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на несколько анализаторов.

Примеры постановки коррекционных задач:

    Коррекция … путем выполнения …

    Развитие … через выполнение…

    Коррекция и развитие … при работе с …

    Развитие … на основе упражнений …

При планировании уроков, индивидуальных и групповых занятий, проектировании программно-планирующей документации необходимо учитывать основные направления коррекционной работы:

    Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития

    Коррекция отдельных сторон психической деятельности

    Формирование пространственных представлений

    Развитие основных мыслительных операций

    Развитие различных видов мышления

    Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

    Развитие речи, овладение техникой речи

    Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

    Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Одно из первых направлений коррекционной работыСовершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития производится через

    развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

    навыков каллиграфии

    артикуляционной моторики

    развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв

    тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов.

Пример: Практические занятия по пальчиковой гимнастике

Таким образом, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР базируется на развитии до необходимого уровня следующих составляющих:

    психофизиологических функций;

    обогащение кругозора детей;

    приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта;

    формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида;

    усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности;

Требования к методике обучения детей с ЗПР основываются на

    стимулировании развития возможно большей самостоятельности при решении поставленных задач;

    оказывании помощи обучающего, направляющего и стимулирующего характера;

    формировании умения пользоваться имеющимися знаниями;

    опоре на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

    включении для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности.

Таким образом, конечная цель коррекционно-педагогического и социально-психологического сопровождения – это интеграция детей с ЗПР в общество.

    Выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.

    Достижение конечной цели возможно лишь в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Тематическое планирование по программе

«Коррекционные игры и упражнения для детей с ЗПР»

Тема

Количество занятий

Часть 1. Игры и упражнения по развитию восприятия

1 - 7

Часть 2. Игры и упражнения по развитию памяти

8 - 12

Часть 3. Игры и упражнения по развитию внимания

13- 19

Часть 4. Игры и упражнения по развитию мышления

20 - 31

Часть 5. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

32 - 36

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1

Игры и упражнения по развитию восприятия

Восприятие сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность.

Типы восприятия : зрительное, слуховое, осязательное.

Занятие 1. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Можно использовать картинки с изображением объектов, относящихся к теме урока, в том числе цифры и буквы.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой.

Если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то учитель должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.

Занятие 2. «Ласковые лапки».Развитие тактильного восприятия.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; учитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться «лапками». Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – «стеклянный, деревянный и т.д.». Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Игру хорошо использовать на любом уроке, в качестве смены вида деятельности.

Занятие 3. «Перечисли предметы».

Ученик выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов, относящихся к теме урока или к той или иной учебной ситуации, может быть жизненной ситуации.

Приглашается ученик, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа - «Правильно!», после неправильного – «Неправильно!». Если он перечислил не все предметы, говорим, какие предметы он забыл.

Занятие 4-5. «Зрительно-моторная координация».

Занятие включает несколько заданий.

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем - второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.

Задание 5. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 6. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо только в том направлении, в каком показывает стрелка. Как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.

Занятие 6. Фигуро-фоновое различение.

Развитие зрительного восприятия. Занятие включает несколько упражнений.

Задание 1. Посмотри: на карточке нарисован прямоугольник. А теперь найди его на этом рисунке и обведи.

Задание 2. А на этой карточке ты видишь крест. Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.

Задание 3. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спрятано несколько ромбов. Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.

Занятие 7. «Пространственные отношения».

Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш.

ЧАСТЬ 2

Игры и упражнения по развитию памяти

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

Виды памяти : произвольная, непроизвольная, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.

Произвольная память – запоминание и воспроизведение, осуществляющиеся при участии активного внимания и требующие волевых усилий человека.

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части.

Мгновенная память – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации.

Кратковременная – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная – хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная – хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая – запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная – память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Занятие 8. «Рисунок».

Ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии по теме (тема прошлого занятия или настоящего).

Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику и задействует интерес ребенка.

Занятие 9. « Расшифруй слово».

1).Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.

3122154

Какое слово у вас получилось? (миллион)

Читаем это слово хором по слогам.

Читаем хором с ударением.

Какая орфограмма в этом слове?

Это слово словарное, его написание нужно запомнить.

2).Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

947879ть

1825я

8099т7я632

Какие слова у вас получились? (скорость, время, расстояние)

Читаем все 3 слова хором по слогам.

Читаем хором с ударением.

Читаем хором “как говорим”.

Уточнение значения каждого слова.

Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? (Выявление зависимости между данными величинами.)

Занятие 10. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

1).Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

Какие фигуры вы запомнили?

На какой фигуре располагалась каждая цифра?

Каким цветом была каждая фигура?

Составим из данных цифр многозначное число.

Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное)

Почему? (так как имеется всего 4 цифры)

Составьте.

Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.)

Попутно происходит объяснение поместного значения цифр в числах учеников

Занятие 11. «Попугайчик».

Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет).

Упражнение хорошо использовать на уроках по русскому языку.

Занятие 12. «Определи персонажа».

Развитие смысловой памяти.

Учитель рассказывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает какой-либо литературный или исторический герой,не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Ученик должен угадать главного персонажа рассказанной истории.

Игру хорошо проводить в середине занятия или в конце, в качестве смены вида деятельности.

ЧАСТЬ 3

Игры и упражнения по развитию внимания

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.

Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Задание 13. «Запомни и расставь точки».

Развитие объема внимания. Используется следующий стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом задания ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Задание14. «Проставь значки».

Задание предназначено для развития переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания детям показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Упражнение 3. Упражнение направлено на развитие распределения внимания. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».

Упражнение хорошо использовать на уроках математики в любом классе.

Задание15. Развитие произвольного внимания.

Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Если ребёнок справился с заданием, постепенно можно усложнять условия. Так же хорошо использовать на уроках математики в качестве смены виды деятельности.

Задание16. Развитие устойчивости внимания.

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

Задание можно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.

Задание 17 . «Сделай, как я!» (счетные палочки).

Развитие объема внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).Педагог рисует фигуру на доске, потом стирает дети должны выложить по памяти из палочек. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. При успешном выполнении количество палочек постепенно увеличивается до 12-15.

Хорошо использовать на уроках математики. В качестве смены вида деятельности.

Задание18. «Слухачи».Развивать слуховое внимание.

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри школы, затем – на звуки на территории школы и т.д.

По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Задание19. «Что изменилось?».

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают листом бумаги. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко!Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

ЧАСТЬ 4

Игры и упражнения по развитию мышления

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мыслительные процессы: анализ и синтез.

Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.

Мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Занятие 20. «Расскажи по картинке».

Ребенку предлагается рисунок, картинка, иллюстрация по теме урока. Ребенка просят, внимательно рассмотрев рисунок, картинку рассказать, как он понимает то, что изображено на ней. Данное упражнение тренирует наглядно-образное мышление, речь, память.

За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только рассказать о событии, относящейся к теме урока, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на рисунке показано именно это, а не какое-либо иное событие.

Занятие 21. «Кому чего недостает?»

Упражнение предназначено для развития наглядно-образного мышления. Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.

Занятие 22. «Матрицы».

Задание на развитие наглядно-образного мышления. Задание хорошо использовать на уроках математики, в качестве смены вида деятельности.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

Занятие23 . «Исключение понятий» .

Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Например:

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Нужно использовать слова и понятия, относящиеся к преподаваемому предмету, объединять слова можно по темам и дети должны исключать слова, не подходящие к той или иной теме.

Занятие 24. «Назови слова».

Развитие словесного мышления. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.

Занятие 25. «Определение понятий».

Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».

Занятие 26 «Вербальная гибкость».

Детей просят за одну минуту написать как можно больше слов, относящихся к той или иной теме урока. Темы задает учитель. Слова не должны дублировать друг друга.

Или детям предъявляется набор из букв: «С Ч Л О И» (число). Дети должны расшифровать слова.

Занятие 27. «Использование предметов».

Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.

Например, на уроке биологии: то или иное растение (для чего оно нужно, польза, значение этого растения, что можно, чего нельзя сделать с этим растением и т.д.). Такое задание помогает в развитии логического мышления и используется в качестве смены вида деятельности на уроке, разнообразит урок.

Занятие 28. «Последствия ситуации».

Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.Например, на уроке биологии: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».

Такие задания развивают мышление и воображение, разнообразят урок, обращаются к интересу и эмоциям детей.

Занятие29. «Слова».

Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Например, по математике:

Подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» - «задача».

Подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» - «остаток».

И так по любому учебному предмету. Задание можно использовать в начале урока.

Занятие 30. «Выражение».

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.

Занятие 31. «Словесная ассоциация».

Привести как можно больше определений для какого-либо слова или определения, в зависимости от темы урока. Например, найти как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Старая, новая, современная, большая, тяжелая, длинная, медицинская, военная, справочная, художественная, известная, популярная, знаменитая, редкая хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная и т.д.

Задание можно использовать в середине занятия, как письменное и как устное.

ЧАСТЬ 5

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, вот несколько примеров:

Занятие 32

"ШАРИК"

Надуть щеки. Сдуть щеки.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Занятие 33

"МЫШКА"

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Занятие 34

"КОШКА"

Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы.
На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Занятие 35

"ЛОШАДКА"

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.

Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Занятие 36

«Многоножки». Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«Двуножки». Игра проводится аналогично предыдущей, но «в гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки.

Список литературы

1. Авдеева Н. И., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ.// Психологические основы формирования личности. - М., 1986.

2. Адилоаа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. - 1988. - № 4.

3.Блинова Л.Н. //Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

4. Белкин А.С.// Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.

5. Белопольская Н.Г. //Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.- М.,1992.

6. Вайзер Г.А./ Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития //Дефектология. - 1986. - №4.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С./ О детях с отклонениями в развитии. -М, 1973.

8.Никишина, В.Б.// Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.

9. Лебединская К.С. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - М., 1982.

10. Лебединский, В.В. //Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.

11. Ульенкова У.В. //Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция.– СПб., 2007.

Цель коррекционной ритмики - преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды. Коррекционная ритмика призвана повышать эмоциональный тонус, корригировать моторные недостатки. Педагогами ДОУ была разработана система занятий по коррекционной ритмике с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью (от 3 до 7 лет). На занятиях реализуется основной принцип специального образования - коррекционной направленности образовательного процесса.

Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).

Коррекционная направленность занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.

Рекомендуется занятия коррекционной ритмикой проводить 1 раз в неделю со всей группой (10 детей). Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут, в средней - 20 минут, в старшей - 25 минут, в подготовительной - 30 минут.

Коррекционные занятия с умственно отсталыми детьми нужно проводить с учетом требований программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. - М., 2002. Занятия в группе для детей с ЗПР по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г. - М., 2003. Материал программы по ознакомлению с окружающим, развитию речи, игровой деятельности, музыкальному развитию используется на занятиях в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными возможностями.

Все занятия обеспечивают психическую защищенность ребенка, удовлетворяют его потребность в эмоциональном общении с педагогом.

На каждом занятии по коррекционной ритмике все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий необходимо тесное взаимодействие дефектолога, музыкального руководителя и воспитателя.

Хорошие результаты на занятиях коррекционной ритмикой достигаются при условии равномерного распределения психофизической нагрузки. Структура занятий учитывает это требование и включает в себя следующие элементы:

Ритмическая разминка (вводные упражнения);

Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

Упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления;

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма;

Упражнения на развитие согласованности речи и движения;

Упражнения на развитие речевых и мимических движений;

Упражнения на развитие творческих способностей, воображения;

Упражнения, направленные на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя, на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов;

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;

Подвижная игра;

Релаксация (расслабление, успокоение).

Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа), стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу.

Группу посещают как дети с явлениями парезов, с неловкими, дискоординированными движениями, так и дошкольники с гиперкинезами, тиками, миоклонусами. Поэтому музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. На занятии звучит не только ритмичная, стимулирующая движения музыка (марш, галоп, полька - музыкальные произведения в короткими, но четко выраженными фразами), но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами, а также песни с ритмичным припевом и плавным запевом (вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка, дождя и т. д.).

На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработка их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.

Основной целью вводных упражнений является настрой на занятие, организация детей. К таким упражнениям относятся вводная ходьба (с соблюдением четкости линий построения, точным согласованием начала движений и их окончания, с началом и концом музыки); легкий бег; чередование ходьбы, бега, прыжков, галопа.

Упражнения ритмической разминки развивают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, формируют правильную осанку, навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, развивают ориентировку в пространстве.

Большинству детей с ЗПР свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления правильных телодвижений и естественной речи. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что если мышцы в достаточной степени расслаблены, то эмоциональное возбуждение ослабевает. Поэтому важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус.

Среди воспитанников специальных групп много детей с дизартрией. Поэтому задания на расслабление или активизацию мышечного тонуса имеют особое значение. Их применяют в целях повышения общего тонуса организма, восстановления объема, силы и качества движений, борьбы с повышенным тонусом, для уменьшения ригидности мышц и синкинезий, восстановления согласованной деятельности ослабленных и здоровых мышц.

Упражнения, активизирующие мышечный тонус, проводятся в начале занятия, а в конце каждого занятия - расслабляющие упражнения (общее время релаксации - не более 10 минут).

Упражнения на внимание развивают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, а также все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. Как правило, на занятии проводится одно упражнение на активизацию внимания.

Упражнения на развитие дыхания вырабатывают правильное диафрагмальное дыхание, увеличивают продолжительность выдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включаются речевой материал, произносимый на выдохе, произношение на выдохе гласных и согласных. С этих упражнений начинается работа над голосом и дикцией.

Пение корригирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе работы над текстом песни проводится коррекция устной речи. Необходимо тщательно разъяснить детям содержание текста песни, неоднократно громко и четко проговорить текст.

Упражнения на развитие согласованности речи и движения формируют навык скоординированности движений, разнородных по направлению, скорости, напряженности. Эти упражнения могут проводиться с музыкальным сопровождением или без него. Сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.

Важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов. Их цель - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают при движениях мышц пальцев, языка и губ, научить их управлять этими движениями. Данные упражнения способствуют развитию координации движений, повышают общую работоспособность ребенка на занятиях. Так как при дизартрии наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в коррекционную ритмику включаются упражнения для восстановления и развития мимических движений.

Большое внимание на занятиях коррекционной ритмикой уделяется играм на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя речи, на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Эти игры проводятся с мячом. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а поскольку мяч в игре может быть брошен педагогом любому ребенку, у детей формируется и произвольное внимание. Игры с мячом побуждают ребенка к общению, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движения, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу (что особенно важно для гипервозбудимых детей), развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Подвижные игры характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются различные формы передвижения - бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Подвижные игры используются с учетом возраста детей, их состояния здоровья, физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей личности.

Детям с ЗПР и дизартрией рекомендуются подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой под ритмичную, негромкую музыку в среднем темпе. Это обусловлено тем, что дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости.

На занятиях коррекционной ритмикой возможно использование элементов психогимнастики, пантомимы, импровизации.

В конце занятий подводятся итоги, - дается положительная эмоциональная оценка работы детей, например: «Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться». В не меньшей степени важно узнать и мнение детей о занятии. Для этого им задают вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. д. Итог может быть подведен и в игровой форме. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали с радостью следующей встречи.

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Актуальность занятий.

Начало в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития.

Актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика реализации занятий:

Требования:

    Занятия должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

    Методическая особенность ведения занятия – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение и чувства.

    Важное условие реализации занятий – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование : альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий : 45 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР, учащиеся 7-10 лет.

Занятие №1.

Цель:

    развитие навыков самопознания, Я – концепции ребенка

    развитие чувства единства и сплоченности;

    развитие тактильного восприятия;

    развитие внимания, памяти, мышления;

Материал:

    плакаты с изображением правил поведения на занятиях;

    открытки, разрезанные на две части;

    альбомы и карандаши;

    магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки.

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! (Психолог представляется детям).

Упражнение 1.

Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто-кто в теремочке живет?».

Дети «забираются» в теремочки – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Что ты не любишь?»

Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях.

Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения.

Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях.

Правила наших занятий:

    помогать друг другу;

    когда говорит один – другой слушает и не перебивает;

    хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку;

    правило «СТОП», когда звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина.

Упражнение 2.

А сейчас мы поиграем в игру «Поезд».

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет поезд в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит (побывать «машинистом» должны все дети). В конце «крушение», все падают на пол.

Обсуждение игры:

    Понравилось вам играть?

    Кому было неудобно? Почему?

Упражнение 3.

Следующая игра называется «Делай по заданию».

Психолог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Обсуждение:

    Понравилась ли вам игра?

    Легко ли вам было играть в эту игру?

Упражнение 4.

Наша следующая игра называется «Спаси птенца».

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Упражнение 5.

Игра «Ладушки».

А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого ученика. Кто найдет, становится парами. Мы поиграем в игру «Ладушки».

Ладушки, Ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

Дети перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

Пары меняются.

Обсуждение:

    Ребята, у кого получилась игра? Кто ни разу не сбился?

    С кем вам было легко играть? Почему?

    С кем игра не получалась? Почему?

    Были ли вы внимательны друг к другу?

Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».

Просмотр рисунков.

Обсуждение:

    Понравилось вам рисовать?

    Что было трудно?

    Что общего вы увидели в наших рисунках?

Упражнение 6.

Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и кто почувствует мое прикосновение выходит из круга.

До свидания!

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с

ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.

Задачи:

1. повышение уровня развития памяти

2. повышение уровня развития внимания

3. повышение уровня развития мышления

4. повышение уровня развития восприятия

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.

Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Этапы реализации:

1. Психодиагностический

2. Психокоррекционный

3. Консультационный

4. Аналитический.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.