Домой / Праздничный / Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

МДОУ д/с №23 «Радость» городской округ Серпухов.

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне »

Практико-значимый проект

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьо Великой Отечественной войне»

Введение

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Патриотическое воспитание не исчерпывается содержанием отечественной культуры, развить интерес и чувство гордости за соотечественников доверено нам в доступной для дошкольников форме.
Постановка целей и задач исследования.

Цель исследования: изучение возможностей проектного метода в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования
Рассмотреть особенности воспитания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработать проект «…Но разве о войне мечтают дети…»
Определить эффективность использования проектного методав воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: целенаправленная работа с применением проектного метода приведет к формированию устойчивых навыков нравственного поведения у детей дошкольного возраста

Методы исследования:
Анализ литературных источников по теме исследования
Наблюдение
Диагностическое обследование
Анализ полученных данных

Основная часть

Дошкольное детство является важнейшим периодом становления человеческой личности, поэтому гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в этом возрасте. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Большинство старших дошкольников могут ответить на вопросы, в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос о героях дети почему-то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: человек-паук, черепашки-ниндзя и прочие мутанты. Их дети видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.

Сколько уже написано о войне…сколько сказано и спето…но тема эта неисчерпаема в России, пока хоть один человек будет о ней помнить.

22 июня 1941 года… жаркий летний день. Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не знал, что именно в этот день, как черный ворон пронесутся над страной страшные слова: «Война!».

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют сегодняшних ветеранов. Их воспитала война. Детство целого поколения совпало с великой трагедией народа. Детские мечты в один день разрушила война. Они навсегда стали взрослыми и обратной дороги в детство им уже никогда не найти.

С первых дней войны дети несли на своих плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

Для того чтобы дети могли наглядно убедиться, послушать и увидеть трудную и героическую жизнь детей во время ВОВ, мною в рамках проведения исследования был разработан проект«…Но разве о войне мечтают дети…».(приложение)

Мероприятия:
1.Подбор и изучение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и материалов военной хроники.
2.Подбор и разучивание стихов о войне и подвигах народа.
3.Прослушивание и разучивание песен военных лет.
4.Подготовка презентаций «История Георгиевской ленточки», «Парад Победы»; подготовка слайд-шоу «Серпухов в годы войны», «Награды военных лет», «Дети войны».
5.Изготовление дидактических игр.
6.Изготовление атрибутов к передвижным мини-выставкам и сбор фотоматериалов из семейных архивов. Консультации с родителями: как подготовить материал к акции «Бессмертный полк».
7.Участие в выставке фотографий «Бессмертный полк».
8.Совместное творчество с детьми: изготовление «Голубя мира», стенгазет.
9.Ознакомление родителей с консультативным материалом «Как и что можно рассказать детям о войне».

Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
1. На первом этапе экспериментальным методом был определен уровень знаний детей о ВОВ.
2. На втором этапе была организована работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом игровой деятельности.
3. На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

В проекте « Но разве о войне мечтают дети» я хотела показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны. В память о тех ребятах, кто перенёс суровые годы войны, на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы хотим больше узнать и рассказать другим. В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Жизнь наших сверстников, которым пришлось пережить трудные годы войны, может стать примером для нашего поколения. Мы думаем, что вклад детей в победу нашей страны, был очень весом. Ребятам пришлось работать на заводах, фабриках, воевать в партизанских отрядах, участвовать в боевых действиях, работать на колхозных полях, в госпиталях, подвергаться пыткам и унижениям в концлагерях. Можно сделать вывод, что в те страшные военные годы, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:
— определение целей и задач проекта;
— изучение методической литературы;
— подборка художественных произведений;
— обогащение предметно развивающей среды.

Основной:
— теоретическая и практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
— вызывать у детей интерес к истории страны, испытывать гордость за сверстников в годы ВОВ;
— совместная образовательная работа с детьми и родителями для решения поставленных задач.

Заключительный:
— подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;
— анализ результатов реализации проекта;
— презентация проекта, мастер класс с родителями.

Организационные формы работы над проектом.

Работа с детьми:

Дидактические игры.
сюжетно-ролевые игры.
беседа.
презентации.
опрос.

Дидактические игры:

«Защитники нашего Отечества»; «Гости города»; «Наша страна»; «Собери флаг»; «Символы моей Родины»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пограничники»; «Разведка».

Задачи: развивать умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссорится, исполнять роли по очереди; учить рассказывать о своих впечатлениях по окончании игры.

«Пограничники» — Цель: продол¬жатьзнако¬мить детей с воен¬ными профессиями, уточ¬нитьраспо¬ря¬док дня военнослужащих, в чем заклю-ча¬ется их служба, воспи¬ты¬вать смелость, ловкость, умение четко выпол¬нять приказы командира, расши¬ритьсловар¬ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

«Мы – военные разведчики» — Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Работа с родителями:

Работа с родителями по созданию и пополнению музея о ВОВ
Анкетирование родителей: «Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание»?»
Консультация для родителей: « Как рассказать детям о празднике 9 мая — День Победы?»
Мастер-класс «Голубь мира»
Демонстрация презентации педагогического проекта в день открытых дверей. Обсуждение и распространение опыта педагогического проектирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Оценка знаний детей о ВОВ на начало и конец проектной деятельности:

Считаю, что современным дошкольникам нужно больше читать, беседовать и рассказывать о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, смотреть кинофильмы и мультфильмы, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана победа.

Выводы:
»
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к Родине, понимание исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.

Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет. У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам. Дети проявляют интерес и желание получать новые знания о ВОВ. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с военной атрибутикой, художественной литературой о войне. Особое впечатление на них произвела встреча с ветеранами ВОВ. Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у дошкольников.

Таким образом, в результате реализации проекта «…Но разве о войне мечтают дети…» уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о ВОВ повысился, то есть гипотеза нашла свое подтверждение.

В результате исследования поставленные задачи были выполнены.

1.До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине.

2.Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья, показало, что нельзя победить Страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.

3.Молодые герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы.Но вот о чем все же не следует забывать: дети погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина» являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.
Мы, современное поколение, всегда будем помнить о тех жертвах и разрушения, которые принесла Великая Отечественная война.

Практическая значимость: данная работа направлена на определение эффективности использования проектного метода в формировании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Список источников информации

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. –2007.

2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. 3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.

5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.

6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

7. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. –2011.

8. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.

9. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.

10. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.

11. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.

12. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.

13. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.

14. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32

Приложение:

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое — ________________________________________________________________
затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

_______________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Ольга Деминтиевская

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих граждан нашей страны. И то того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства

Патриотическое воспитание должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности , в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. У них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья» , «члены семьи» . Дети не знают свою родословную, мало развито чувство гордости за свою семью. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями рода.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная» в рамках реализации годовой задачи «Патриотическое воспитание дошкольников » . Исходя из моей практики в проектной деятельности , я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Я подумала, что создание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта .

Цель проекта : Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи :

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности .

4. Воспитывать интерес к своей родословной.

5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»

Наш проект - исследовательско-творческий, был рассчитан сроком на 1 неделю для детей 3-4 лет и родителей, включал в себя несколько этапов.

1 этап : подготовительный

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта . Ознакомили родителей с целью и задачами проекта . Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья» , выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья» ).

2 этап : основной

Разработка консультации для родителей

Создание папки – передвижки «Моя семья»

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Проведение бесед по данной теме

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо. Даны рекомендации по созданию генеалогического древа, памятка по составлению родословной (с эскизами по оформлению) . Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» , где я рассказывала детям, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, мы их не видим. Точно также мы порой не знаем о своих предках. Ребятам задавались вопросы, а как вы думаете, толстые ветки дерева - это кто? Дети отвечали, что это бабушки и дедушки. Беседы : «Выходной день в моей семье» , «Как я помогаю дома» , «Кем работают твои родители» , «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и семье.

3 этап : заключительный

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Обобщение материала по реализации проекта

Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. Работу можно было выполнить любыми способами оформления, но обязательно должны быть фотографии, чтобы ребенок мог рассказать о своих близких. В результате получились замечательные работы.

Выводы :

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, познакомились с понятиями родственники, генеалогическое древо. У детей появилось желание быть похожими на близких людей, возрос интерес к семье, гордость за свою семью. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

На этом мы не останавливаемся. В дальнейшем планируем создать семейный альбом нашей группы, куда войдут «Семейные праздники» , «Профессии семьи» .

Публикации по теме:

Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан» Актуальность У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия - Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.

Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. В современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.

Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.

Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Девизом проектной деятельности могут стать слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов исследования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Одной из главных целей проекта является успешность. Успех - это чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

Наиболее важными считаю:

Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

Умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками. Именно эти вопросы решает правильно организованная в классе проектная деятельность.

"Долг педагогов – помочь детям «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры».... "

Эта тема была выбрана не случайно.

2015 - юбилейный год в истории России, год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война. Однако современные школьники мало знают об этом времени. В один из осенних дней, когда к нам в класс вошла школьный библиотекарь, чтобы презентовать книгу, подаренную школе губернатором Московской области Воробьевым, у меня уже не было сомнений – проекту быть! Название книги «Чтобы знали и помнили» подсказало и название коллективного проекта.

Целью проекта явилось воспитание у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, выявление масштабов войны, трагедии народа, цены победы. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы. Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей, развития самостоятельности в поисках необходимой информации умение использовать, полученные знания на практике.

Основополагающий вопрос:

Для чего человеку память?

Проблемные вопросы:

Как защищали Родину наши солдаты на полях сражений?

Как помогали защитникам дети и подростки?

Как проявили себя жители, осажденных городов?

Имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе?

Этапы работы над проектом:

1.Знакомство с содержанием книги «Чтобы знали и помнили…». Выбор темы, раздела.

Книга включает в себя несколько разделов:

Как началась война

Битва под Москвой

Сталинградское сражение

Курская битва

Битва за Днепр

Успешные операции 1944 года

Ленинград, город победивший блокаду

Освобождение Европы

После Великой Победы

Каждый получил возможность выбрать наиболее понравившийся ему раздел.

Выбор раздела обусловил дальнейшую работу групп. А также были выявлены наиболее популярные разделы книги.

2.Мини-проект «Кто нас защищает».

В работе над проектом нам активно помогали родители, которые и организовали экскурсию в легендарную дивизию им. Ф.Э.Дзержинского. Ребята возложили венки к памятнику погибшим воинам отряда «Витязь», побывали в музее боевой славы ОДОН, познакомились с современным оружием. Военнослужащие продемонстрировали показательное выступление. В музее дивизии экскурсовод рассказал ребятам о памятных страницах истории дивизии, особое внимание уделив боевому пути дивизии в период Великой Отечественной войны.

На Параде Победы 24 июня 1945 года воинам 2 полка дивизии была поручена честь пронести по Красной площади и бросить к подножию Мавзолея Ленина вражеские знамёна и штандарты. Этот эпизод запечатлен советскими и иностранными кинематографистами. И особое место занял рассказ о выпускнике нашей школы, Герое России Алексее Ситникове. Именно здесь ребята поняли смысл слов «В жизни всегда есть место подвигу».

Итогом этого мини-проекта стала военно-спортивная игра «Зарница».

3.Экскурсия в краеведческий музей.

Еще одним шагом в расширении знаний учеников о Великой Отечественной войне стало занятие «Полянка», которое провели для ребят экскурсоводы Балашихинского историко-краеведческого музея. Проходило оно в зале воинской славы, который хранит в себе громаднейшую память тех лет. Ребята узнали о героях-земляках, военных орудиях, знаменитой Катюше. Первый раз дети услышали историю 25-ого Балашихинского истребительного батальона и батальона народного ополчения, узнали о подвигах земляков: героя России Ивана Андреевича Флёрова и Евгении Максимовны Рудневой, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о полном кавалере орденов Славы Николае Максимовиче Яганове… Особое место в экскурсии занял рассказ о жизни тех людей (и взрослых, и детей), кто ковал победу в тылу. Познакомились ребята с экспозицией музея, посвященной военной тематике. Там представлены фотоматериалы, письма, военные трофеи, коллекции работ известного фотокорреспондента В. Тёмина.

Узнали и о том, что названия улиц города отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, а иногда и всей страны.

Посещение музея заставило еще раз задуматься, чем стала для нас эта война, как она коснулась нашего города и наших семей. Школьники получили возможность прикоснуться к истории, осознать, что герои – это люди, живущие среди нас.

4. Выставка рисунков «Я только слышал о войне».

Свои впечатления ребята отразили в творчестве, оформив выставку рисунков.

5. Работа над индивидуальным проектом.

В результате проделанной работы были созданы проекты по темам разделов книги. У нас появились журналы, книги, плакаты и целые стенды. Во время защиты проектов было видно, что все, о чем рассказывает ребенок, нашло отклик в его сердце. Каждый старался внести в свое выступление частицу того нового, о чем не знают одноклассники. Донести до ребят то, что не оставило равнодушным его самого. Ребятам это удавалось. Судить об этом можно по тишине, стоявшей в классе, по вопросам, которые задавались автору, по той атмосфере, которая царила в классе еще долгое время.

6. Разучивание стихов и песен о войне, песен военных лет.

7. Итог проекта – устный журнал «Чтобы знали и помнили…» .

Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже самыми удачными проектами в школе. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, педагоги, можем способствовать формированию интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно.

Проект «Чтобы знали и помнили…» стал важным шагом на пути к этой цели.

В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.

Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.

Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.

Юн Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Юрья Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования нравственно - патриотических чувств старших дошкольников"
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Проектная деятельность как средство формирования нравственно -

патриотических чувств старших дошкольников

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

(Слайд 2.) Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена были

чертой национального характера. Но в силу последних перемен все заметней стала утрата

обществом

традиционного

патриотического

сознания.

подрастающего

поколения

наблюдается отсутствие интереса и уважения к прошлому России.

последние

переосмысление

сущности

патриотического

воспитания.

воспитания патриотизма, приобретая все большее общественное значение, становится задачей

государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление

человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в

разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов

определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.

Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований.

Изучив наследие педагогов – классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) и

современные исследования проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста,

я взяла за основу идеи Н. В. Алешиной и А. А. Зеленовой. В своих работах они указывают на

необходимость приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, а через

него к Отечеству.

(Слайд 3.) Проблеме воспитания патриотизма большая значимость придается в Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из основных

задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно –

патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в

(Слайд 4.) Задачи воспитания чувства патриотизма традиционно решаются в нашем ДОУ, но

результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении,

наполнение ее новым содержанием. Явно недостаточной является работа с родителями по

проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому возникла необходимость

изменить

организации

педагогического

процесса

формированию

нравственно

патриотических

дошкольников.

Решением данной

проблемы

разработка

реализация долгосрочного проекта «Маленькие патриоты большой страны», так как проектная

деятельность позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения

проблемы,

познавательный

интересным

мотивационным.

Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает ребенку

почувствовать себя полноправным участником событий, помогает самому педагогу развиваться

как творческой личности.

Цель проекта: создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества

детей и взрослых через проектную деятельность, вовлечение всех субъектов в социально-

значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-

патриотических чувств у старших дошкольников.

В ходе работы были определены следующие задачи:

Формировать систему ценностей ребенка, приобщать к историческому, культурному

наследию

развивать

познавательные,

творческие,

эмоциональные и речевые процессы; воспитывать чувство гордости за свою малую

Родину и Россию, своих земляков, защитников Отечества, чувство уважения к старшему

поколению.

Обогащать

предметно-развивающую

обогащать воспитательно-

образовательное пространство интерактивными формами.

Развивать

сотрудничество

родителями

представителями

пределами

детского сада.

Проект реализовывался в течение двух лет и включал в себя три мини - проекта: «Сторонушка

Юрьянская моя», «Мини – музей «Родина моя – Россия», «Ожившие странички истории».

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от

правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок. Поэтому я посчитала

целесообразным свою работу начать с создания развивающей предметно – пространственной

расширила

стимулировала

разнообразную

творческую

деятельность

способствовала формированию

них нравственно-

патриотических чувств.

(Слайд 5.) Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. В группе для

формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у

дошкольников оформлены уголки для сюжетно – ролевых игр, что позволяет организовать

разнообразные сюжетные игры в индивидуальной и совместной деятельности.

(Слайд 6.) Огромное значение в воспитании патриотизма играет художественная литература,

поэтому в группе оформлен книжный уголок «Страна Почитаек». Здесь с ребятами читаем

русские народные сказки, знакомимся с пословицами и поговорками, на примере литературных

различать

взаимоотношениях

рассматриваем

иллюстрации, энциклопедии. К праздникам и знаменательным датам оформляем тематические

выставки.

Неотъемлемой

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

являются

народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои,

представления

смелости,

мужестве,

обладать

ловкостью,

выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. В спортивном уголке группы

имеется картотека русских народных игр и атрибуты к ним для организации как совместной,

так и самостоятельной деятельности детей.

значение

развивающих

формировании

нравственно-патриотических

дошкольника.

развивающих

развивают

сообразительность,

самостоятельно

поставленную

согласовывать свои

действия

действиями

ведущего и других участников игры.

В уголке творчества дети проявляют активность в разных видах деятельности. Им доступны

материалы

рисования,

аппликации,

художественного

конструирования.

организуются выставки рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и совместно

с родителями.

При создании развивающей предметно – пространственной среды учитывались требования,

изложенные в ФГОС дошкольного образования. Она соответствует возрастным возможностям

видах детской деятельности. Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной

ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для их свободного выбора. Созданная

предметно

пространственная

позволила

интересно

творчески

организовать

дальнейшую работу по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников.

(Слайд7.) Первоначальный

зарождения

зачатков

патриотизма

гражданственности

происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины.

Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов,

поднимаются

до осознанной

Отечеству.

формирования

патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным поселком, в тесном

сотрудничестве педагогов, детей и родителей был реализован мини – проект «Сторонушка

Юрьянская моя». Работа велась в направлениях: «Наш поселок на карте Родины», «Моя улица»,

«Природа нашего края», «Героями не рождаются». Много нового и интересного узнали ребята о

своем родном крае.

(Слайд 8.) Работая в направлении «Наш поселок на карте Родины», ребята рассматривали карту

России и района, познакомились с историей его образования, символикой Юрьянского района,

территорией и географическим положением, с населенными пунктами.

(Слайд

направлении «Моя

знакомились

социокультурными и производственными объектами, составляли рассказы о своих улицах,

проводили мини – исследования, рисовали, делали аппликации. Целевые экскурсии на разные

предприятия помогли

детям понять

принципы

функционирования

различных

учреждений

поселка, формировали у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей. В

интерактивной

экскурсии

познакомились

достопримечательностями, культурными центрами и памятниками главной улицы поселка.

(Слайд 10.) Направление «Природа нашего края» включала следующую работу: просмотр

презентаций, знакомство с разнообразием растительного и животного мира Юрьянского района,

с растениями и животными родного края, занесенными в красную книгу.

(Слайд

11.) Не

оставила

равнодушными

«Героями

рождаются».

познакомились

выдающимися

передовиками

производства,

Советского

юрьянцами,

организована

экскурсия

детского

творчества в музей боевой славы.

результате

проделанной

расширились

повысился их интерес к своей малой Родине, к ее истории, жизни и деятельности односельчан.

(Слайд 12.) Также был собран богатый материал о родном крае, его истории, земляках – героях

и возникла идея о разработке и реализации следующего мини

«Мини – музей

«Родина моя – Россия». Цель: формирование патриотических чувств старших дошкольников

через создание музейного пространства в группе.

Активное

создании

принимали

родители.

Основные

направления работы – краеведение («Мой край родной»), ознакомление с родной страной

(«Родина моя – Россия»), героическое прошлое России («Сороковые, роковые…»).

Мною разработан план совместной деятельности педагога, детей и родителей в мини-музее.

Виртуальные

экскурсии,

интерактивные

путешествия

тематические беседы, чтение и заучивание стихотворений расширили знания детей о малой

Родине и России, о государственной символике и ее истории, о русской народной культуре, о

планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и

народов мира, познакомили с героическим прошлым нашей страны.

Созданный

характер

открытой,

незамкнутой

способной

корректировке

развитию.

развивающий,

развивающийся,

постоянно

пополняется

обновляется

материалом,

стимулируя

познавательную

исследовательскую деятельность детей.

Мини – музей презентован на районной краеведческой конференции «Интеллект будущего»,

посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

(Слайд 13.) Каждый год страна отмечает праздник Великой Победы. 9 мая – это праздник,

который остается нашей национальной радостью и гордостью. И очень важно, чтобы наши дети

уже с малых лет знали и помнили о подвигах своего народа и гордились своей Родиной. К этой

знакомства детей

старшего

дошкольного

возраста

героическим

русского

реализован мини

«Ожившие

странички

истории». Работа

направлениям:

«Богатыри

русской»,

профессия – Родину защищать» и «Сороковые, роковые…».

(Слайд 14.) Наше знакомство с чудо – богатырями началось с рассматривания картин и чтения

былин о русских богатырях. После чтения ребята делились своими знаниями о ратных подвигах

Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Чтобы приблизиться к быту русского

народа, разучивали пословицы и поговорки о труде, дружбе и смелости. Приятные впечатления

оставили просмотренные нами мультфильмы о богатырях Земли Русской. Полученные знания

ребята закрепляли в разных видах деятельности: играли в дидактические и сюжетно – ролевые

игры, рисовали, лепили, отгадывали загадки.

(Слайд 15.) Для ознакомления детей с профессией «Защитник Отечества» были проведены

разнообразные мероприятия, способствующие расширению представлений детей о Российской

тематические

«Военная

техника»,

дидактические

«Подбери

картинку»,

пограничнику,

летчику», «Чья форма» и др., составление рассказов «Я и мой папа», «Мой папа – защитник

Отечества», игры – соревнования «Преодолей препятствие», «Меткий стрелок», разучивание

стихотворений, песен. На непосредственно образовательной деятельности по художественному

творчеству дети делали подарки папам, дедушкам, рисовали боевые машины, портреты героев,

солдат, конструировали танки, крепости, самолеты, корабли. Итоговое развлечение «Юные

защитники», решало задачи по созданию радостного настроения детей, воспитания у них любви

и уважения к защитникам Отечества, желания им подражать.

(Слайд

16.) Не

оставили

равнодушными

мероприятия

направлении

«Сороковые,

роковые». Были проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Так

началась война», «Война и дети», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Фронтовые

треугольники»,

«Георгиевская

ленточка».

интересом

произведения о войне («Землянка», «Самовар», «Шестой – неполный» и др.), песни военного

времени, проникнутые любовью и теплотой строки фронтовых писем, смотрели кадры фото и

кинохроники. Ребята познакомились с назначением и результатами поисковых экспедиций

отряда «Наследие».

С целью воспитания уважения к ветеранам ВОВ совместно с родителями в нашей группе

ветерану».

адресованных

защитникам

рисовали рисунки, писали стихи, со словами благодарности обращались к ветеранам. В рамках

мини – проекта проводилась исследовательская работа «Война в истории моей семьи». Ребята

вместе с родителями собирали материал о своих родственниках на тему «Участники Великой

Отечественной

результатам

оформлена

презентована

районной

краеведческой

конференции

«Интеллект будущего», посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

Работа по реализации мини – проекта «Ожившие странички истории» дала положительные

результаты. У детей сформировался устойчивый интерес к героическому прошлому нашей

расширились

богатырях

Российской

Отечественной войне, активизировалась НОД познавательного цикла. В повседневной жизни

проявляется чувство гордости за героев – защитников Родины, земляков, уважение к военной

профессии, чувство сопричастности к важным событиям прошлого России. Мини – музей

пополнился новыми экспонатами.

(Слайд 17.) Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается

тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами

процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. В группе

проводилась планомерная работа с родителями, подчинённая единой цели – созданию единого

образовательного и воспитательного пространства «детский сад – семья».

При этом решались следующие задачи:

повышение педагогической компетентности родителей;

приобщение

родителей

внедрение

наиболее

эффективных форм работы.

Выстраивая

совместную

деятельность

родителями

воспитанников,

удалось достичь следующих результатов:

Установлены партнёрские и доверительные отношения с родителями;

Родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребёнка в детском саду;

Принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

Являются активными партнёрами в воспитательно-образовательном процессе;

Оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды группы.

(Слайд

18.) При

патриотическому

воспитанию

возрастает

необходимость

взаимодействия

дошкольного

учреждения

социумом.

установлено

сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой.

Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры, викторины сделали учебный процесс

более совершенным и разнообразным.

формированию

нравственно

патриотических

дошкольников я делилась с коллегами на педагогических советах, районном методическом

объединении познавательной направленности, окружном методическом объединении педагогов

дошкольного образования, районной краеведческой конференции «Интеллект будущего».

(Слайды 19, 20.) На начальном и заключительном этапах реализации проекта «Маленький

патриот большой страны» был проведен мониторинг, показывающий уровень развития детей по

патриотическому воспитанию, изучено отношение родителей к необходимости патриотического

воспитания,

проанализировано

взаимодействие

социумом.

Критериями

положительных

результатов стал анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации задач, а также

анализ знаний и умений детей. Положительным результатом явилось и участие в различных

конкурсах.

Результаты

мониторинга

оптимизации

дальнейшей

направлении. Перспективу своей работы я вижу:

Пополнение методической копилки новыми материалами по нравственно – патриотическому

воспитанию

коллекций

мультфильмов,

художественных

научно-познавательных

разработка

интерактивных

дидактических игр);

Обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию

у дошкольников начал патриотизма;

Объединение усилий всего социума с родителями и педагогами в решении задач нравственно -

патриотического развития дошкольников.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и

уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы,

то и будущая Русь – тоже мы». Я считаю, ч т о наша совместная

помогла детям

почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научила уважать

и ценить прошлое и настоящее. И если это чувство сопричастности к судьбе своей страны,

любви к своей Родине, гордости за ее героическое прошлое и свой народ наши дети пронесут

через всю свою жизнь, то это будет главным результатом нашей работы, и наши дети будут

настоящими патриотами своей страны.

Велик Бог русский! Мы пойдём с ним по стезям древней славы!

А. В. Суворов

Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, родная вера и родной язык каждого народа России – это духовно-нравственная основа воспитания подрастающего поколения. Этими тонкими, незримыми энергиями питается и возрастает наше многонациональное Древо. Как сохранить это богатство для будущего? Что для этого необходимо делать? Каждый из нас, будучи родителем и педагогом, гражданином своей страны решает самостоятельно. Для нас – педагогов, это важный вопрос, так как мы воспитываем человека будущего. Человек будущего, живущий в нашей стране – патриот, гражданин, знающий и уважающий историю своей страны, всё богатство наследия родной культуры, литературы. А это всё надо воспитывать с юных лет, прививать понимание ответственности за то, какой ценой совершены подвиги наших предков, хранить как «зеницу ока» то, что передано нам, и преумножить духовные богатства, чтобы, действительно, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Потому, что будущее уже стучится в дверь, вопрошая у каждого: «А что ты сделал? Привил ли подрастающему поколению любовь и уважение к труду, любовь и уважение к старшему поколению, любовь и уважение к Отечеству, трепетное отношение к памятникам духовной и материальной культуры своей малой и большой Родины?»

Дополнительное образование, также как и семья (а семья в большей степени), даёт огромные возможности в воспитании юного человека – патриота и гражданина своей страны.

Я как педагог, как человек, осознаю свою роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. У меня возникла потребность в реализации таких проектов, которые были бы направлены на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Именно с этой целью в своей педагогической деятельности я реализую следующие проекты: «Родной язык», «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны». В реализации этих нужных проектов участвуют учащиеся, педагоги ЦВР «Галактика», учащиеся СОШ Дзержинского района и СОШ города Новосибирска, молодёжные и другие общественные организации. И самое главное, проекты рассчитаны на то, чтобы в них активное участие принимала вся семья ребёнка. Через ребёнка происходит, в какой-то степени, воспитательное воздействие и на родителей. Если у ребёнка нет примера перед глазами для возрастания, то педагог может «смягчить» ситуацию, не перевоспитать, но дать положительный пример своими устремлениями и, главное, делами. Таковыми и являются актуальные на все времена проекты: «Родное слово» и «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны».

И.С.Тургенев писал: «Во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора о, могучий Русский язык...». Действительно, наш родной язык – наша опора, каждое слово которого наполнено духовными образами. Что мы сейчас наблюдаем? Подрастающее поколение захлестнул поток искажений в речевом общении: жаргонизмы, англо – американизация языка. «Просторечно» – примитивное общение становится нормой не только в школе, но и в семье: «клёво», «прикольно» вместо «прекрасно» и «замечательно». Большинство детей не читает. Не потому что не хочет, а потому, что детям не привили любовь к чтению с детства. И ребёнок в этом не виноват. Все выдающиеся педагоги: Макаренко, Сухомлинский и другие прививали любовь к литературе, к чтению. Потому что прекрасно понимали, какое значение имеет классическая русская, советская литература, на самых прекрасных образцах которой воспитано не одно поколение.

«Спасибо, моя родная Земля, мой отчий дом,

За всё, что в жизни знаю,

Что в сердце ношу своём», – так писал Александр Трифонович Твардовский.

Для меня проект «Родное слово» не просто ряд мероприятий, посвящённых русским поэтам и писателям. Это жизнь, которую я наполняю смыслом, рассказывая детям то, что сама знаю о выдающихся людях литературы и их произведениях, об их стремлениях, об их времени, в котором они жили и творили, об их любви к родному Отечеству. Каждый литературно – музыкальный вечер это осознанные и осмысленные шаги – мои, детей, педагогов, родителей, всех нас в сохранении нашего наследия, наследия славянского народа. Нашей духовной жизни.

Как говорят: «И капля камень точит», – так и проект «Родное слово» по капелькам, малыми шагами, доносит крупицы драгоценного нашего прошлого, а без него нет у России и любого другого народа будущего.

Как не откликнется душа взрослого и ребёнка на пронзительные слова поэта Николая Рубцова:

Моя Родина милая,

Свет вечерний погас.

Плачет речка унылая

В этот сумрачный час…

Проект «Родное слово» проводится в течение всего учебного года (с 2012 г.). Так, например, мы ежегодно участвуем в Городской литературно-музыкальной программе «Марине Ивановне Цветаевой посвящается…» в рамках Всероссийского поэтического фестиваля «Цветаевский костёр».

В нашем Центре внешкольной работы «Галактика» были проведены литературно-музыкальные вечера, посвящённые творчеству С.А. Есенина, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Ю.В. Друниной, К.М. Симонова, В.С. Высоцкого, поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, Дню Славянской письменности и культуры. С большим успехом прошли встречи с новосибирским поэтом и писателем Валентиной Жбановой.

На этих творческих мероприятиях дети могут выразить себя: прочитать стихи, выступить с песней, приготовить свой рассказ даже просто из зрительного зала, может быть не профессионально, но так дети приобщаются к родному языку, к родной литературе, учатся говорить, общаться на красивом литературном русском языке, открывая нравственные вершины в своём сердце. Педагоги нашего Центра помогают жить этому проекту, участвуют сами и приобщают детей, засевая благодатные семена в души детей, и они обязательно прорастут в будущем добрыми мыслями, поступками, делами.

«Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия», – призывал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Детское сердце чутко чувствует правду, истину и её не надо приукрашать. Истина рядом – это наш родной язык, в нём наша сила, правда, вера и любовь к родному Отечеству всех предыдущих поколений.

Другой проект посвящён сибирякам – воинам Великой Отечественной войны. Открытый дистанционный конкурс «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны» проводится с 2014 года. Он раскрывает героическое наследие Сибири и сибиряков в годы войны. Проект направлен на сохранение общечеловеческих ценностей, исторической памяти, на изучение и сохранение истории Отечества, родного края, родной семьи. Дети совместно с родителями, педагогами, участвуя в этом и других подобных проектах, поддерживают огонь памяти, сохраняют для будущих поколений духовный подвиг народа.

У новосибирского поэта Ивана Краснова есть такие строки:

В Сибири не было войны,

Но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке обелиски.

В Сибири не было войны,

Но славилась Сибирь полками.

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками.

Известен всем нам Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов», сооружённый по проекту Александра Сергеевича Чернобровцева. Площадь Скорби и Печали со скульптурой Скорбящей матери и чашей с Вечным огнём, зажжённым от металлургической печи завода им. В. П. Чкалова, работавшей все военные годы. На пилонах этого ансамбля более 30266 фамилий только новосибирцев, погибших в годы войны, а в райцентрах и сёлах области есть памятники с именами своих героев.

«Нынешние годы – это конечно, не история, а бушующая, противоречивая современность… Мы, ныне живущие новосибирцы, являемся и заложниками, и творцами его истории и его будущего», – так метко написал новосибирский писатель Анатолий Никульков. И с ним нельзя не согласиться.

Приведу строки из работы учащегося 7 «Б» класса СОШ № 18 Александра Коржова: «Самое страшное память старается отбросить, иначе – как жить. В памяти остаются события, и они самые яркие, когда ты должен был погибнуть, но остался жить. И это кажется чудом. Но миллионы, отдавших свои жизни за детей, внуков, остались лежать на полях сражений. Память о них священна, никогда о них нельзя забывать! …В нашей стране совсем недавно появилась прекрасная традиция: 9 мая люди идут на Парад Победы, держа в руках портреты родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. На снимках не только погибшие на фронте, вернувшиеся с той войны, но и те, кто трудился в колхозах, выращивая хлеб, овощи, и те, кто стоял у станков…Бессмертный Полк – дань памяти всем, кто победил. …Как когда-то небесное войско помогло победить Александру Невскому иноземное войско, так сейчас Бессмертный Полк, сплачивает людей. Глядя на лица солдат, мы ещё больше утверждаемся в мысли, что наш народ мужественный, стойкий, целеустремлённый и непобедимый, как сказал Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс, в котором взаимодействуют все: педагоги, учащиеся, родители (семья). И направлен он на формирование гармоничной личности. На воспитание и развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения этой личности духовно-нравственных и базовых национальных ценностей, а именно отношение людей друг к другу, к семье и Отечеству.

В поступках и в деятельности проявляется весь человек. Каждый педагог обязан «сеять семена разумного, доброго, вечного», чтобы со временем наше любимое Отечество собрало добрые плоды в наших воспитанниках – мудрых и справедливых, способных на великие дела, способных любить Родину не по приказу, а по высокому велению своего сердца. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов произнёс такие слова: «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству».