Домой / Для брюнеток / Виды проектов в доу и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства

Виды проектов в доу и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства

Выступление на второй международной научно-практической конференции "Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования" и публикация в сборнике материалов конференции. В статье и выступлении представлен практический опыт организации совместной проектной деятельности в условиях детского дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В свете введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта для успешной социализации воспитанников в обществе и их духовно-нравственном воспитании педагогу необходимо переходить к реальным действиям в выборе эффективных средств и форм воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод совместной проектной деятельности. СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Совместная проектная деятельность – коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат, может применяться и как воспитательное средство, обеспечивающее отношение сотрудничества взрослых и детей эффективное средство воспитания

Особое значение совместная проектная деятельность приобретает в нашем учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, где несущим стержнем воспитательного процесса является содействие формированию адекватных моделей восприятия окружающей действительности, снятии агрессии, вовлечение воспитанников в социально-значимую деятельность. СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Совместно с воспитанниками детского дома были реализованы проекты: « Я - организатор», «Сказочный городок», «Бюро добрых дел», «Болеем за наших» и другие, основная цель которых направлена на установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых и формирование своей Я - концепции и мировоззрения. СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА Я - ОРГАНИЗАТОР БЮРО ДОБРЫХ ДЕЛ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА НАС НЕ ДОГОНЯТ БОЛЕЕМ ЗА НАШИХ СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

Проект «Сказочный городок» был направлен на создание эмоционально - благоприятных условий для личностного развития воспитанников через озеленение и благоустройство территории детского дома. ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

В ходе реализации проекта повысился уровень социальной компетентности воспитанников, укрепилась их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, произошла обоюдная реализация творческих способностей. ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

Целью проекта «Визитная карточка группы» стало воспитание доброжелательных отношений в коллективе воспитанников. Итоговым мероприятием явилось создание уголка «Наша жизнь», альбома «Наши традиции», талисманов « Берегиня », «Добрыня» и эмблемы группы. ПРОЕКТ «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»

ПРОЕКТ «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»

Проект «Бюро добрых дел» Создание проекта «Бюро добрых дел», способствовало воспитанию добросердечности у воспитанников. Все это происходило во время посещения дома для престарелых и инвалидов, через участие в акциях по сбору добровольных пожертвований в пользу онкологических больных детей, изготовление открыток к дню доброты и уважения, сувениров, поздравительных плакатов шефам, слушание аудиозаписей «Уроки доброты» Юрия Куклачева, чтении и обсуждения православных притч о воспитании милосердия и сострадания, посещения воспитанниками воскресной школы.

Проект «Бюро добрых дел» Посещение дома-интерната для престарелых и инвалидов Встреча ветеранов ВОВ в праздник ПАСХИ Выполнение открыток к дню добра и уважения Уроки доброты с ЮРИЕМ КУКЛАЧЕВЫМ Забота о птицах

Проект «Бюро добрых дел» Посещение воспитанниками ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект « Я - организатор» предусматривал создание воспитанниками презентаций - «Мои достижения», «Мои любимые лошадки», «Мой любимый салат» и других результатов деятельности детей. В данных проектах на первое место выходят самостоятельные работы воспитанников, основанные на применении полученных знаний и навыков, умение ориентироваться в окружающем мире. Проект « Я - организатор»

Проект «Я – организатор» презентации стенгазеты рисунки поздравления

В этой связи нами был создан видео клип «Модница» В результате работы над проектом воспитанники получили эмоционально положительный заряд, чувство удовлетворенности продуктом своей деятельности и в полной мере ощутили раскрытие своего таланта. Проект « Я - организатор»

Проект « Я - организатор»

Проект «Болеем за наших» способствовал воспитанию гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. В ходе проекта воспитанники знакомились с историческими фактами и значимыми событиями в проведении Олимпийских игр, повысили уровень познавательной активности в процессе поиска информации для создания презентации «Сочи-2014», участвовали в выпуске стенгазеты «Медальный зачет», в строительстве снежного городка «Олимпийский», в конкурсе «Репортажи с кормушки», посвященного проведению Эстафете Паралимпийского огня в городе Архангельске, познакомились с именами спортсменов нашего края, представлявших Россию на Олимпиаде. Проект «Болеем за наших»

Проект «Болеем за наших»

Предварительный просмотр:

Таким образом, мы пришли к выводу, что совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место и служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Можно с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволяет реализовывать задачи воспитания через совместную деятельность педагога и воспитанника. Мы планируем и дальше развивать совместную проектную деятельность. В перспективе заложен проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ

Проекты: «Дружба без границ»

В перспективе заложен проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. ПРОЕКТ « ВАХТА ПАМЯТИ»

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Аннотация проекта

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в рамках экологического проекта «Наши каштаны» направлена на формирование экологической культуры детей и взрослых. Данный вид деятельности предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, в условиях детского сада.

Вид проекта : творческо-исследовательский, интегрированный, групповой, долгосрочный. Так как основная цель проекта – это исследовательская деятельность и воспитание начальной экологической культуры у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, то мы посчитали необходимым реализовывать данный проект совместно двум педагогам (учитель-логопед, воспитатель).

В ходе решения задач, которые мы поставили вместе с детьми, им потребуется высказывать догадки и предположения. Это уже мыслительные операции анализа и синтеза, которые должны перерабатываться в речевое высказывание. Для наших детей с ТНР необходимо параллельно исследовательской деятельности вести логопедическую работу по расширению и активизации словаря, развитию лексико-грамматических категорий, формированию умения строить эвристические рассуждения.

Для того, чтобы дети смогли составить экологический паспорт каштана, необходимо было не только провести наблюдения, но и провести работу по развитию умения составлять описательный рассказ о каштане. Также мы включили в занятия по обучению грамоте составление звуко-буквенных схем слов, необходимых для описания каштана. В результате дети смогли самостоятельно вносить данные в экологический паспорт дерева.

Введение

Мы так привыкли к нашему соседству с деревьями, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять и преумножать то, что нам дает природа. У детей с тяжёлыми нарушениями речи очень важно параллельно с формированием экологической культуры, умений вести наблюдения за объектами природы развивать все компоненты речи, чтобы они смогли впоследствии искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

Актуальность и социально-экономическая значимость

Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы

Каштаны – деревья, которые растут на участке нашей группы. Плоды каштанов давно привлекают внимание детей.

Дети захотели узнать, как появляется каштан из семени и как вырастить это дерево. Возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить каштан сами»?

Данный проект позволяет изучить вместе с детьми историю каштанов, провести исследования, составить паспорт дерева, вырастить каштан из семени и окружить его вниманием и заботой.

Цели и задачи проекта

Цель: Исследовательская деятельность по изучению жизни дерева каштан во взаимосвязи с его экосистемой.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность. Расширять представления о дереве каштан, о значении его в природе и в жизни человека.
  • Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях и опытах.
  • Воспитывать основы экологического сознания, гуманно–ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
  • Формировать у детей лексико-грамматические навыки в рамках темы проекта.
  • Развивать связную речь детей, умение самостоятельно с опорой на схемы составлять рассказы об объектах природы.
  • Формировать умение строить эвристические рассуждения по содержанию прочитанной познавательной литературы.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта:

– Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада.

– Фотовыставка «Самое красивое дерево нашего участка».

– Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

– Выставка творческих работ.

Итоговые мероприятия:

– Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

– Защита и представление детьми экологического проекта «Наши каштаны».

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

– Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

– Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

– Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

– Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

– Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен ими при переходе на школьную ступень. Дети могут «взять шефство» над посаженным деревом, а также продолжить экологическую исследовательскую деятельность в школе.

Совместная проектная деятельность педагогов и детей "Королева-ложка"

Вид проекта: творческо-исследовательский

Сроки проведения проекта: 2 недели

Участники: педагоги, родители и дети второй младшей группы «Карлсон» .

Образовательные области: Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд, музыка, художественная литература.

Цель проекта:

«Формировать осознанное отношение младших дошкольников к культуре поведения во время еды»

Задачи:

  • Уточнить представления детей об элементарных навыках обращения со столовыми приборами
  • Обогатить представления детей о ложке: история возникновения; материал и форма; роспись и дизайн
  • Развивать познавательную активность, наблюдательность
  • Привлечь внимание родителей к проблеме формирования культурно – гигиенических навыков у детей
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско – родительских отношениях

Идея проекта пришла к воспитателям уже в конце адаптационного периода. После проведения мониторинга и наблюдений за детьми, стало очевидно, что проблема формирования культурно-гигиенические навыков – так актуальная для младших дошкольников, станет непростой задачей в нашей группе. Основная причина – излишняя опека со стороны родителей и, как следствие. слаборазвитые навыки самостоятельных действий у наших воспитанников. Почему мы отдали приоритет именно культуре питания? Ответ прост. Именно эта тема является наиболее животрепещущей для большинства родителей в первые месяцы пребывания детей в ДОУ. А следовательно не может не вызвать ответный интерес.

Реализация проектной деятельности состояла из нескольких этапов:

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе мы:

  • Подбирали иллюстрации и содержательный материал для педагогов, детей и родителей;
  • Определяли формы взаимодействия с детьми и родителями, методы мотивации для обеспечения активной позиции всех участников проектной деятельности;
  • Определяли степень участия педагогов ДОУ в предстоящей проектной деятельности.

Первый этап проекта - проблемная ситуация.

Детям во время обеда не положили на стол ложки, они очень были удивлены этому и задавали много вопросов. Ответом на вопросы стало письмо от королевы-ложки, которая была не довольна поведением детей за столом. Далее ею были даны первые указания для детей: что нужно узнать и сделать, чтобы её «подданные подружились с детьми и были верными помощниками» .

Второй этап - разработка проекта.

На этом этапе мы с детьми обсуждали план предстоящих действий. Иначе говоря вместе планировали проект. Задавались вопросами: Что хотим узнать? К кому обратиться за помощью? Откуда взять ответы на вопросы? Чему хотим научиться?

Третий этап – реализация проекта.

К исследовательской деятельности относились такие формы работы как:

  • Детское экспериментирование «Разные ложки» . В ходе простейших опытов дети выясняли: «Из каких материалов делают ложки?» , «Какие ложки тяжелее: из металла, из дерева или из пластмассы» , «Какие из ложек, представленных в мини-музее для чего удобно применять» и т.д.
  • Цикл бесед: «Правила поведения за столом» , «Столовые приборы» , «Какие бывают ложки» .
  • Чтение художественной литературы Глазкова Е.М. «Как поссорились вилка и ложка» - знакомство с историей возникновения столовых приборов.
  • Музыкальная минутка: «Ложки – не только для каши и картошки» - игра на русских народных инструментах.
  • НОД по развитию речи: формирование связной речи, расширение словарного запаса по теме проекта.

К художественной деятельности относились следующие формы деятельности:

  • Художественный труд: «Свита для Королевы ложки» ,
  • «Подданные Королевы ложки» - детский дизайн совместно с родителями.

Четвертый этап – подведение итогов.

Поскольку проект для младших дошкольников, поэтому продукты деятельности не выставлялись на всеобщее обозрение.

  • В ходе проектной деятельности был создан мини-музей ложек, в открытии которого принимали активное участие дети и их родители.
  • В самом конце проекта прошёл досуг с элементами трудовой деятельности «Веселые поварята» , на котором дети формировали умения правильно действовать со столовыми приборами: держать ложку во время еды, перемешивать ложкой готовое блюдо (фруктовый салат) .

Напоследок Королева-ложка издала указ, который помогает нам и в дальнейшем мотивировать детей на необходимость соблюдать культурные навыки во время еды.

Я, Королева Ложка, повелеваю:

  1. Не крутиться за столом.
  2. Держать правильно ложку.
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
  4. Не разговаривать за столом.
  5. Не крошить хлеб.
  6. Не стучать ложкой по тарелке.

По итогам проведения проекта мы можем утверждать, что поставленные задачи были выполнены целиком. Главное преимущество выбора проектной деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста это:

  • вовлечение детей в исследовательско - познавательную деятельность через игру, как ведущую деятельность детей
  • использование личного опыта ребёнка – дошкольника в процессе социализации
  • активизация родителей по воспитанию элементарных правил детской жизнедеятельности
  • формирование коммуникативных навыков детей в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Основная цель всех форм взаимодеи?ствия ДОУ с семьеи? установление доверительных отношении? между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».

В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.

Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ-КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание не принужденной обстановки, и детактивное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. На мой взгляд, важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Цель нетрадиционных форм - заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.

Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно - аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары - практикумы, устные педагогические журналы), наглядно - информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду.

В детском саду нередко проводятся разнообразные аналогичные формы: «Педагогические гостиные», «Посиделки» и т.д. В литературе говорится о методическом аспекте работы, т.е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства.

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта .

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Проектная деятельность - это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

ь способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

ь способ взаимодействия с окружающей средой;

ь поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

ь самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

ь ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско - родительские отношения.

Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.

Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

Несмотря на общие особенности структуры, Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско - родительских отношений.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

  • 2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых:

ь потребность в любви, нужности другому;

ь потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

ь потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

ь потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

ь потребностьдетей в самостоятельности.

Для эффективности работы я адаптировала алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям ДОУ.

  • 1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.
  • 2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

Таким образом, совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

«Совместная проектная деятельность учащихся и родителей как одна из эффективных форм патриотическоговоспитания».

У русского народа идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются ещё с той поры, когда появились военно-исторические документы и летописи. Вспомните «Слово о полку Игореве».

Патриотизм носит всегда личностный характер и проявляется в преданности и служении своей Родине. В "Уставе ратных и пушечных дел" (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставился выше всех ценностей и добродетелей. Сейчас эта идея, главным из принципом которой стало "служение Отечеству и своим ближним" стало немного размытым понятием.. Поэтому так необходимо брать опыт предшествующих поколений, развивать этот опыт и доказывать на деле свой патриотизм. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын Отечества есть одно и то же".

Я не ставлю высоких целей, а начинаю с малого, начинаю прививать любовь к Родине с познания и любви к своей семье. Не случайно патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

заботу · об интересах семьи;

гордость за свою семью;

уважительное отношение к прошлому семьи, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу семьи, её будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету семьи;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности по отношению к своей семье. Если воспитать в ребёнке эти качества, он научится любить и свою Родину.

Наша работа направлена на то, чтобы все наши дела и проекты прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Что бы ни говорили, все люди руководствуются в жизни не только фактами, сколько переживаниями, а дети - тем более. Всё, что не затрагивает их переживания, не оставляет след в душе, ими не принимается, принимается только то, что доставляет радость. Жизнь - это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. Сблизить ребёнка с семьёй могут общие интересы, общие проблемы, общее дело. Как найти это общее дело, как сделать, чтобы сближение с семьёй было не формальностью, как привлечь родителей в школу, как сделать эти интересы общими? Эти вопросы не давали мне покоя.

Четыре года назад мы решили попробовать совместную форму взаимодействия - проект. Мы (это родители и ученики) стали участниками социального проекта компании РУСАЛ «100 классных проектов». Большей частью этот проект и стал той счастливой случайностью, который сблизил нас, а когда мы его реализовали, нам захотелось опять что- то совместно делать, жить одними проблемами, вместе их решать. И так уже 4 года.

С чего всё началось? А началось с разногласий. Ведь часто ребёнок слышит фразу от родителей: « А вот мы…, а вот в наше время…». Тогда мы решили узнать, описать и сохранить историю разных поколений людей, когда им было 13-14 лет, создать летопись Памяти, передвижной стенд в классе, организовать праздник-общение. Проект задуман для организации общения, взаимодействия, с родителями.

Нам стало интересно, какими были разные люди из разных поколений, когда им было 13-14 лет, ведь они жили в другой стране, в другом веке. Мы хотели узнать, какие традиции были у них, какие символы; какие вещи они носили, какие добрые дела совершали, какие песни пели, как проводили досуг, какие традиции соблюдали, к каким идеалам стремились, о чем мечтали, как любили Родину, свой город и свою семью. На эти вопросы предстояло нам ответить. Родители подключились к этой работе. Мы вместе писали Летопись Памяти.

Собрали некоторые атрибуты, вещи, предметы и сделали стенд (это был наш передвижной мини-музей в классе). На стенде были рассказы, сочинения, стихи о разных поколениях, фотографии взрослых, когда им было 13-14 лет, а если не было некоторых фотографий (они не сохранились), то наши художники создавали образ по описанию и рассказам.

Когда проект был завершён, то состоялся Праздник поколений «Все мы родом из детства».

На Празднике были подведены итоги, состоялся обмен впечатлениями, экскурс в историю: познакомились и прочитали Летопись Памяти, рассказали, что мы узнали и увидели (это наш маленький стенд-музей). Каждое поколение показывало свой традиционный праздник из детства. Мы показали, рассказали, а может, даже и доказали, что мы - достойное поколение.

Потом был проект « Связь времён и поколений», « Тайны создания домашнего очага, « Милой мамочки портрет». Всё это были проекты, которые мы делали вместе с родителями.

Сегодня мы уже в 10 классе. Мы стоим на пороге выбора профессии, поэтому и проект, который задумали и воплощаем в жизнь, называется «Профессия моих родителей и мой выбор».

Работа над проектами стала ярким событием в жизни, сделав единомышленниками педагога, родителей и детей.Мы хотели показать, рассказать, а может, даже и доказать, что мы разные, но каждое поколение - достойное поколение.

Все это делаем ради поиска истины и связи времен, чтобы сохранить историю, оставить память о себе и о своих близких, получить опыт общения и взаимоуважения, возродить традиции, привлечь внимание других детей к истории своих семей, близких людей, к истории своей страны. Ведь любовь к Родине, по нашему глубокому убеждению, начинается с семьи, с близких людей, с людей, которые живут с нами рядом.

Теперь мы всегда вместе, у нас есть общие заботы, проблемы, но мы их научились решать сообща. И я теперь уверена в том, что совместная проектная деятельность учащихся и родителей - это одна из эффективных форм патриотического воспитания.