Домой / Smoky eyes / Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе доу. Конспект по познавательному развитию в средней группе доу

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе доу. Конспект по познавательному развитию в средней группе доу

Конспект по познавательному развитию на тему: «Приключение Снеговика».

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад№4», г. Лиски Воронежская область.
Описание: Задача каждого воспитателя сделать свое занятие незабываемым, интересным, познавательным и обучающим. Я предлагаю вашему вниманию конспект разработанный, для детей среднего возраста. Такое занятие пригодится воспитателям, родителям и другим специалистам, которые работают с детьми дошкольниками.
Цель: Закрепление представлений у детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи: Уточнить знания детей о времени года зима. Учить отвечать на вопросы воспитателя, обобщать, анализировать. Развивать выразительность и точность движений, мимику, жесты, характерные движения животных. Воспитывать у детей интерес и эмоциональное восприятие к явлениям окружающего мира, развивать образное мышление.
Материал: плоскостное изображение снеговика, голубые ленточки, маски животных.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Детвору зовут сугробы –
Мчаться с гор, в снегу валяться,
Лесом праздничным, суровым
Можно вдоволь любоваться.
(Организуется беседа по вопросам)
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? (Ответ детей)


- А, что мы делаем зимой на улице?
Дети: Мы катаемся на санках, на лыжах, играем в снежки, строим снежные крепости, лепим снеговиков.
(Воспитатель выставляет картину о зиме. Предлагает рассмотреть её, задает вопросы по ней. Напоминает, как лепят снеговика из снега, делают замки и крепости).


Воспитатель: А ещё издавна люди сами делали ледяные высокие горы из снега и катались с них на санках. Я предлагаю вам сейчас «слепить» снеговика.


Этюд «Снеговик».
Дети изображают, как они катают снежные колья разных размеров, как тяжело катить самый большой первый ком. Затем дети надевают ведро на голову снеговика, вставляют угольки - глазки, нос – морковку, рот – веточку.
Воспитатель показывает плоскостное изображение снеговика, кладет его на пол, предлагает детям согреться.
Дети дышат на руки «х-х-х-х-х», хлопают в ладоши и топают ногами.
Этюд «Отдыхаем».
Дети садятся на стульчики и расслабляют плечи, голову, живот, ноги.
Воспитатель: Подумайте и скажите, кто мог прийти в гости к снеговику?
Дети: Лисичка, заяц, волк, кошечка, собака, прилететь могли птицы.


Воспитатель: Покажите их движения (дети имитируют движения животных), а теперь послушайте сказку.
«Однажды в солнечный день появился на свет Снеговик. Его слепили дети из детского сада. Он был добрым, веселым, белоснежным. У него был нос-
оранжевая морковка, глазки – чёрные угольки, рот – коричневая веточка. А на голове было одето красивое синее ведро.
Снеговик очень любил играть с детьми. Они бегали вокруг него, прыгали, прятались за него, водили вокруг него хороводы. А когда уходили дети, к нему приходили другие гости – разные животные, они тоже играли с ним. И так продолжалось всю зиму.
Но вот однажды Снеговик услышал песенку, сначала тихую, робкую: кап-кап-кап... Потом звонче, быстрее, веселее.
И вдруг Снеговик почувствовал, что ему очень жарко. Это Солнышко грело его со всех сторон, и понемногу Снеговик начал таять. Голова наклонилась набок, ведро сползало все ниже и ниже и вдруг совсем упало...
На том месте, где стоял Снеговик, теперь бежит веселый звонкий ручеек. Это наступила весна».
Воспитатель убирает изображение снеговика, кладет голубые ленточки.
Воспитатель: Сейчас мы выполним игровое упражнение «Ручеек».
(Дети бегут на носочках, изображают бегущий ручей и проговаривают: динь- динь, по камешкам: буль- буль). Затем все вместе проговаривают стихотворение:
Бежит, журчит ручей ничей,
Чуть станет снежок,
Через поле, лужок.
Из ручья напьется зяблик,
Ветер сделает волну
И плывет по ней кораблик,
В неизвестную страну.
Подводится итог занятия.
Воспитатель задает вопросы детям:
В какое время года родился снеговик?
Кто приходил в гости к снеговику?
Почему снеговик растаял?
Во что превратился снеговик?

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Программное содержание: формировать знания детей о весеннем времени года; знакомить с названиями времен года, их последовательностью; познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной; уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной; активизировать словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи; формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь; отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре; способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей; воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.

Оборудование : Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего лес).

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением времен года (осень, зима, весна), картинки с изображением ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина «Весенняя полянка» ; иллюстрации диких животных : (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.

Предварительная работа : наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы».

Ход занятия

Педагог:

Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … ВЕСНА.

Педагог : Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса» ? (Ответы детей) . Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды. Педагог выставляет иллюстрации двух времен года: осень и зима).

Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? (Дети- нет). Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?

Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.

Педагог: А с чем приходит к нам зима?

Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.

(Педагог выставляет картинку весны).

Скажите, ребята, что изменилось теперь? (ответы детей). Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка. Давайте проверим, запомнили вы, что изменилось? Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.

Артикуляционная разминка:

Ши-ши-ши - солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).

На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло - и на улице тепло?
Ки-ки-ки - зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы - запели звонко птицы?
Ты-ты-ты - скоро вырастут цветы?
На-на-на - это к нам пришла весна!

Педагог: Ребята, время года, которое наступило теперь, называется весна. Давайте повторим все вместе: Весна! Весна приходит после зимы. (Для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года по иллюстрациям: осень, зима, весна).

Педагог: ребята, солнышко весной какое?

Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое

Педагог: первое чудо весны - это теплое солнце. А что происходит дальше?

Дети: снег тает.

Педагог: а почему снег тает?

Дети: Потому что солнце греет.

Педагог: Снег тает и превращается во что?

Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.

Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?

Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.

Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?

Дети: Опасное.

Педагог: Почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?

Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.

Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.

Педагог: - Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)

Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждет.
Песни звонко запевает,
Весну зазывает. (Скворец)

Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.

Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)

Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).

Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам - хлопки ладонями по спине
Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. - поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. - постукивание пальцами
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. - поглаживание спины ладонями

Педагог: еще одна загадка

Ярко лучами сияя,
Землю оно согревает.
Светит нам в оконце.
Что же это? (Солнце).

Педагог: Молодцы!

Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей) .

(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса) .

Что вы услышали? (Ответы детей) .

А хотите почувствовать весну ? (Ответы детей) .

Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.

Почувствовали вы весну ? Чем она пахнет? (Ответы детей) .

А мы с вами отправляемся на весеннюю полянку, (картина- весенняя полянка)

Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.

Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей) .

Отгадайте, какие животные живут на этой полянке :

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)

На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)

(Педагог вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных).

Педагог : весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами. Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей) .

У зайчихи рождаются …. (Ответы детей) .

У лисы - …. (Ответы детей) .

У волка - …. (Ответы детей) .

Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной ? (Ответы детей) .

- Весной , когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?

Дети: Появляются листья на деревьях.

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?

Дети: Подснежник.

Педагог: Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.

Дети: ответы

Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .

Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе . Один, два, три…

Вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось? (Ответы детей) .

У Весны много дел : пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны , которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 24 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

Области: «Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

Тема: Моя семья

средняя группа

выполнил воспитатель:

Глухова Н.Р.

стаж работы: 20 лет

г. Туймазы 2013 г.

Тема: Моя семья

Задачи:

Образовательные: дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека; расширять и систематизировать представления о семье, учить называть членов семьи; учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;

Развивающие: Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье; совершенствовать общую моторику, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки;

упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье, называя близких родственников), развивать монологическую речь;

Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей семьи, воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, желание оказать посильную помощь взрослым; воспитывать уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.

Демонстрационный материал: плакаты с семейными фотографиями, корзина.

Раздаточный материал: домики, трафареты людей, самодельные цветы.

Словарная работа: семья, крепкая, дружная, родная, близкая, родственники, помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая.

Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, а ппликация на тему: «Большой дом»,

дидактические игры: «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», оформление фотовыставки «Моя семья».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю послушать одно стихотворение:

«Для чего нужна семья?» –

У себя спросила я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить я должна.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно рассудила я?

А теперь скажу без шуток.

Да, в любое время суток

Каждый, кто живёт в семье,

Счастлив, радостен вдвойне.

Воспитатель: О чём это стихотворение?

Дети: О семье.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья?

Дети: Когда в одном доме вместе живут мама, папа, дети; когда люди заботятся друг о друге, любят друг друга.

Воспитатель: Молодцы, дети! Сейчас я предлагаю вам пройти к своим столам и присесть на стульчики. Садиться надо тихо, сидеть красиво, спинки прямые. На ваших столах находятся домики и фигурки людей. Мальчики и девочки – это вы, остальные фигурки – это ваши родственники. Родственники – это родные вам люди. Повторите слово «родственники».

Давайте вспомним нашу пальчиковую гимнастику про семью:

(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья».

Дети подражают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы. А теперь, скажите мне, хотите вы в этом доме жить?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам «поселить» себя в домик.

Дети «заселяют» себя в домик.

Воспитатель: Хорошо в домике жить?

Дети: Да!

Воспитатель: А не скучно жить одному?

Дети: Скучно.

Воспитатель: Давайте «заселим» и других родственников. Заселять мы их будем по очереди. Я буду загадывать загадки, а вы их угадывать. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель:

Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша (мама).

Воспитатель: Молодцы! А вы свою маму любите?

Дети:Да!

Воспитатель: А за что?

Дети: Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.

Воспитатель: А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?

Дети: Да!

Дети поселяют маму – готовый трафарет.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку:

Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, (папа)

Воспитатель: Молодцы! А вы своего папу любите?

Дети:Да!

Воспитатель: А за что?

Дети: Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол и т.д.

Воспитатель: А хотите, чтобы папа поселился в вашем домике?

Дети: Да!

Дети поселяют папу – готовый трафарет.

Воспитатель: О ком же наша следующая загадка?

Пусть не хожу я в детский сад, Я дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад,

Моя родная (бабушка).

Воспитатель: Молодцы! А вы свою бабушку любите?

Дети:Да!

Воспитатель: А за что?

Дети: Она добрая, гуляет с внуками, забирает из детского сада, покупает мороженое.

Воспитатель: Давайте и бабушку поселим в домик.

Дети поселяют бабушку – готовый трафарет.

Воспитатель: осталась последняя загадка:

Он - мужчина, и он сед,

Папе - папа, мне он - (дед).

Воспитатель: Молодцы! А вы своего дедушку любите?

Дети: Да!

Воспитатель: А за что?

Дети: Гуляет с внуками, сказки читает, играет с нами.

Воспитатель: Давайте и дедушку поселите в свой домик.

Дети поселяют деда – готовый трафарет.

Воспитатель: Ребята, а у кого есть братик или сестрёнка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик?

Дети: Да!

Дети поселяют братьев, сестёр, если таковые есть в семье.

Воспитатель: Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно!

Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга.

Хорошо, что у вас у всех есть семья!

Воспитатель: Дети, а в вашей семье любят заниматься спортом?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам провести физкультминутку, которая называется «Семейная зарядка»:

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим, дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево.

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посетить выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Как будет называться фотография, где изображена семья?

Дети: Семейная.

Воспитатель: Как назовем нашу выставку?

Дети: Выставка семейных фотографий.

Воспитатель: Давайте послушаем несколько рассказов о ваших семьях. Кто хочет рассказать?

Рассказы детей по фотографиям «Расскажи о свое семье».

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. О чём мы сегодня рассказывали? (О семье). Кого мы называем близкими родственниками? (Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр). Давайте сейчас каждый из вас возьмет цветок, скажет какая у него семья и положит цветок в корзину. Дети берут по одному цветочку, дают описание своей семье и кладут цветок в вазу.

Воспитатель: Посмотрите, какими красивыми словами мы описали свою семью и собрали букет красивых слов. Давайте с этим букетом мы все вместе сфотографируемся.

Вид занятия: познавательное.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: вырабатывать привычку использовать в речи вежливые слова.

Задачи:

1. Научить детей анализировать положительные и отрицательные поступки.

— повтор при помощи воспитателя;

— проанализировать положительные и отрицательные поступки при помощи наводящих вопросов;

— дети самостоятельно анализируют.

2. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.

3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение быть внимательным при выполнении задания.

4. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей

Методические приемы:

Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.

Наглядные: показ презентации.

Практические: дидактическая игра; собирание волшебного цветка; выполнение физминутки.

Словарная работа: Добро пожаловать, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Урок вежливости»; И.Г. Семеренко «Веселая школа вежливых наук»; «Заюшкина избушка» русская народная сказка; В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Беседа с детьми о хороших и плохих поступках, обыгрывание различных ситуаций из жизни, чтение стихов о вежливых словах.

Материал к занятию: Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; Словесная игра «Лепестки вежливых слов»; Мешочек для плохих поступков; Два конверта с играми; Магнитофон; Аудиозапись; Мультимедийный проектор; Компьютер.

Ход занятия

Сюрпризный момент.

(Воспитатель с детьми заходят в группу, на столе лежит красивая коробка, в ней аудиокассета).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изменилось в группе?

Ответ детей…

Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?

Ответ детей…

Воспитатель: Давайте подойдем, посмотрим, что в ней лежит.

(Воспитатель открывает коробку, достает аудиокассету).

Воспитатель: В этой коробке находится аудиокассета. Как вы думаете, что здесь записано?

Ответ детей: (сказки, детские песенки и т.д.)

Воспитатель: Интересные рассуждения, а лучше включим магнитофон и послушаем запись. А вам я предлагаю присесть на стульчики.

(Дети садятся на стульчики, воспитатель включает запись. Звучит звуковое письмо).

Голос гномов: Всем, всем, всем кто нас слышит. Мы лесные гномы живем в волшебном лесу. К нам пришла беда, мы перестали дружить, стали часто ссориться, драться, забыли все вежливые слова. Если нам не помогут, то волшебный лес погибнет. Помогите нам кто может!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь гномам?

Ответ детей…

Воспитатель: Как мы сможем помочь?

Ответ детей…

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в волшебный лес. Чтобы нам оказаться в волшебном лесу мы скажем волшебные слова: Раз-два-три покружись и в волшебном лесу окажись.

(Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя. На экране появляются гномы с грустным выражением лица (использование компьютерных технологий)).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиками.

Дети здороваются.

Гномики: Здравствуйте ребята! (Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Посмотрите, какие грустные гномики. Попробуем им помочь.

Интересно, гномики, а что это у вас за конверт?

Дидактическая игра «Хорошо — плохо».

Гномики: У нас в этом конверте перепутались картинки с хорошими и плохими поступками. Помогите нам их разобрать.

(Воспитатель берет конверт и открывает его).

Воспитатель: Да, здесь все перепутано, нам нужно собрать правильно пазлы с хорошими и плохими поступками. Подойдите к столу.

(Дети, стоя за столом, собирают пазлы).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Учить различать положительные и отрицательные поступки.

Беседа «Поступки».

Воспитатель: Ребята скажите, у кого какие поступки?

Ответ детей…

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Ответ детей…

Воспитатель: Ребята, давайте пазлы с плохими поступками будем складывать в этот мешок, и после нашего путешествия выбросим его, чтобы наши лесные гномики больше никогда не путали плохие и хорошие поступки.

Гномики: Спасибо вам ребята, за помощь. Мы теперь никогда не будем ссориться, и драться, и не будем обижать друг друга. (Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Как вы думаете, мы дружные ребята?

Ответ детей…

Воспитатель: Мы умеем с вами дружить!

Ответ детей…

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.

Физминутка.

Все мы дружные ребята, — руки на плечи друг другу

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем, — погрозить пальчиком

Как заботиться, мы знаем. — обняли себя

Никого в беде не бросим, — повороты головой вправо, влево

Не отнимем, а попросим. — дай, пожалуйста

Пусть всем будет хорошо, — взявшись за руки

Будет радостно, светло. — покачивая руками.

Дидактическая игра «Волшебные лепестки».

Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то лежит (достает лепестки и показывает детям).

Воспитатель: Гномики, что это?

Гномики: Это разноцветные лепестки от волшебного цветка. Мы не смогли собрать цветок. Для того чтобы собрать этот цветок, нужны вежливые слова, но мы их забыли. Помогите нам собрать волшебный цветок.

Воспитатель: Ребята, я начну, а вы продолжите. Добро пожаловать (кладет середину цветка на стол, называя слово).

(Дети берут лепестки и, называя вежливое слово, прикладывают их к середине цветка).

Воспитатель: Вот какой замечательный волшебный цветок получился. Я думаю, что лесные гномики всегда будут помнить о хороших поступках и вежливых словах.

(на экране меняется выражение лица у гномов)

Заключительная часть занятия.

Воспитатель: Ребята, как изменилось настроение у гномиков?

Ответ детей: (стали веселые, радостные)

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Ответы детей:(научили гномиков отличать хорошее от плохого и помогли вспомнить вежливые слова)

Гномики: Мы вам, ребята, благодарны за помощь. Наш лес станет еще красивее и зеленее. За это мы хотим подарить вам небольшие сувениры, солнышки.

(Воспитатель надевает детям солнышки).

Дети: Спасибо гномики.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гномиками.

Дети прощаются.

Воспитатель: Нам ребята пора вернуться в детский сад «Журавлик». Вспомним волшебные слова:

Раз-два-три – покружись

И в детском саду «Журавлик» окажись.

Вот мы и вернулись из путешествия в детский сад. Давайте подведем итоги.

Кого можно назвать вежливым человеком?

Ответ детей: (кто соблюдает правила культурного поведения, кто не ссорится, не жадничает, говорит вежливые слова)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, совершать плохие поступки, это хорошо или плохо?

Ответ детей…

Воспитатель: Почему?

Ответ детей…

Воспитатель: Что большего всего вам понравилось на занятии?

Ответ детей…

Воспитатель: Чему научились сегодня на занятии?

Ответ детей…

Воспитатель: Спасибо вам за интересное занятие.

ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

«Формирование у дошкольников временных понятий при помощи методики моделирования сказки «Колобок»

Занятие мастер-класс, разработанное для логопедической группы детей среднего возраста, имеющих диагноз: ТНР, ОНР III уровня речевого развития (конец учебного года).

Тема: Сказка «Колобок» и обобщающие понятия: «Времена года», «Год»

Цель : познакомить детей с цикличностью года и временами года, которые составляют этот цикл и идут друг за другом в строгой последовательности.

Задачи : расширять и закреплять представления детей о времени, а так же о таких понятиях как: год, времена года, сезонных изменениях в природе. Развивать познавательную активность детей.

Закреплять умение определять время года по характерным признакам, устанавливать причинно-следственные связи между временами года. Обогащать активный и пассивный словарь по данной теме, развивать фразовую речь, актуализировать названия цветов: белый, черный, коричневый, синий, желтый, серый, оранжевый. Развивать общую и мелкую моторику детей. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Развивать любознательность.

Методы : словесные: беседа, объяснение, пояснение. Практические: работа по перфокартам; природный материал для массажа пальчиков (шишки); динамическая пауза «Времена года», диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Оборудование : демонстративный материал: сказка «Колобок» в виде часов, перфокарты в виде часов с геометрическими фигурами по кругу, цветные карандаши, сосновые шишки, дидактический раздаточный материал картинки «Круглый год».

Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим миром, беседа по картинкам о временах года, наблюдение за явлениями природы, за признаками смены времен года на прогулках, чтение сказки «Колобок».

Ход занятия

Дидактическое пособие «Часы-Колобок».

Демонстрация дидактического пособия «Часы-Колобок».

Беседа по сказке «Колобок».

Как называется эта сказка? (Эта сказка называется «Колобок».)

Сколько зверей встретил Колобок? (Колобок встретил четырех зверей.)

Назовите этих зверей! (Колобок встретил зайца, волка, медведя и лису.)

Кто съел Колобка? (Лиса съела Колобка.)

На что похожа наша картинка? (Эта картинка похожа на часы.)

Беседа о времени:

Зачем люди придумали год, месяцы, неделю, сутки, часы? (Чтобы измерять время.)

Что помогает измерять время в природе?

(Солнце. Из-за того, с какой силой оно светит, происходят природные изменения.)

Сколько времен года в году? (В году четыре времени года.)

Назовите четыре времени года, в каком порядке они идут друг за другом? (Зима, весна, лето, осень.)

- А сейчас мы с вами познакомимся с часами, которые показывают четыре времени года и вместе составляют год.

Демонстрация пособия-перфокарты «Круглый год» в виде часов со стрелкой и с геометрическими формами вместо героев сказки. Каждый ребенок получает по перфокарте.

Пособие-перфокарта «Круглый год».

Беседа по перфокарте . В течение беседы дети раскрашивают геометрические фигуры.

На что похож этот рисунок: квадрат, над ним треугольник? (Это похоже на дом!)

На какой планете мы живем? (Мы живем на планете Земля.)

Дом раскрашиваем черным, как земля, цветом.

Что могут обозначать эти рисунки: круг, под ним треугольник вершиной вниз и круг, под ним треугольник вершиной вверх?

Педагог показывает вершины треугольников.

(Эти знаки обозначают людей: мужчину и женщину.)

Мужчину раскрашиваем синим цветом, а женщину-красным.

Как выдумаете, людям нужно измерять время и зачем это?

Дети высказывают свое мнение, аргументируя его. (Чтобы планировать свою жизнь)

Что в природе людям подсказывает, как измерять время? (Солнце!)

Чем похожи Солнце и Колобок? (Они круглые, желтые, катятся.)

Раскрашиваем Солнце-Колобка в желтый цвет.

И вот покатилось «Солнце-Колобок» вперед и кто ему встретился? (Ему встретился зайчик.)

Зайчик будет символом зимы. Почему, как вы думаете? (Зимой заяц белый.)

Белый маленький треугольник не раскрашиваем, обводим по контуру.

Затем дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, кружатся как снежинки, расставив ручки в разные стороны, садятся на стульчики.

Кто потом появился на пути у «Солнца-Колобка»? (Волк.)

Посмотрите дети, какой худой и голодный волк. Волк будет символом весны. У всех заканчиваются припасы к весне, голодно весной!

Дети раскрашивают большой треугольник серым цветом, как земля весной.

Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, приседают и тянутся ручками вверх как росточки трав.

Кто был следующий на пути «Солнца-Колобка»? (Медведь.)

Медведь будет символом лета! Как вы думаете почему? (Он ведет летний образ жизни.)

Дети раскрашивают овал коричневым цветом.

Дети встают, качают руками как деревья ветвями, шевелят при этом пальчиками как листочками, им очень жарко, они рады ветерку, затем садятся на стулья.

Кто же последним встретился «Солнцу-Колобку»? (Последней на пути Колобка была Лиса.)

Лиса будет символом осени! Как вы думаете, почему? (Потому, что осенью много оранжевой листвы.)

Раскрашиваем большой треугольник оранжевым цветом.

Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, поднимают ручки вверх, соединяют пальцы рук, кружатся как опавшие листья и садятся на стульчики.

Вот и прошли все 4 времени года и год и закончился! Лиса съедает Колобка-это конец старому году (Старое Солнце), на смену ему приходит Новый год (Новое Солнце). По указу русского царя Ивана III Новый год у наших предков наступал осенью. Русский царь Петр I издал другой указ, по которому мы до сих пор встречаем Новый год 1 января.

Времена года идут друг за другом! А мы должны беречь природу и радоваться каждому времени года! Чтобы радоваться, нам нужно быть здоровыми во все времена года!

А что для этого нужно делать? (Правильно питаться, заниматься спортом, физкультурой, закаливаться, соблюдать режим дня!)

Можно позаниматься массажем, который укрепляет здоровье, нервную систему и иммунитет!

Проводится массаж рук природным материалом (шишками).

Домашнее задание: Рассказать родителям о годе, временах года (по пособию-перфокарте «Круглый год»).

Выдается раздаточный материал: картинка «Круглый год». Нужно подобрать и наклеить картинку зверя на соответствующую ему картинку времени года.

Картинка «Круглый год».

Список литературы:

1.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

2.Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005

3. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Гном-Пресс, 2004.

4. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.