Домой / Глаза / Проект тема: «здоровьесбережение детей второй младшей группы. Требования к проведению закаливания

Проект тема: «здоровьесбережение детей второй младшей группы. Требования к проведению закаливания

МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко»

общеразвивающего вида

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет (1 младшая группа «Пчёлка»)

Ситникова Татьяна Николаевна

Здвинск

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет

«Будь здоров, малыш!».

Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет.В здоровье сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион питания детей включаются фрукты, соки, салаты, овощи.

Актуальность.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы. Образовательная область физическое развитие требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).

Обоснование проблемы :
1 . Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.

Тип проекта: оздоровительный

Вид проекта : краткосрочный (февраль 2016 год)

Участники проекта: дети младшей группы «Пчёлка», педагоги, родители, медработник, инструктор по физической культуре.

Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2 . Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4 . Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5 . Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6 .Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей

Ожидаемые результаты :
1 .У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. 2 .Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы. проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4 .Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5 .С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6 .Участие в совместной деятельности родителей.

Продукт проектной деятельности : Оформление в группе уголка здоровья, создание картотек различных гимнастик (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки), подвижных игр.

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный этап

Работа с родителями:
- Анкетирование родителей.

Консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.

2 этап - Практический

Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика;
- Динамические паузы, физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Воздушные ванны, гигиенические процедуры.
- Хождение босиком по массажным дорожкам;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача и другие;
-Дидактические игры и упражнения , направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз ;
- Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы (К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала по теме « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены».
- Подвижные игры «Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика ;

3 этап - Заключительный

Итог работы:
- фильм – презентация о проделанной работе.

Обогащение уголка физической культуры

Выставка работ детей и родителей

Изготовление стенгазеты

Приложение №1

Анкета для родителей

1

2

3. Делаете ли Вы дома зарядку?

4 Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?

5

6 Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)

систематическое проветривание

солевая дорожка

дыхательная гимнастика

прогулка в любое время года

7

8

подвижные игры

настольные игры

телевизор

компьютер

9. Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?

профилактика заболеваний

дыхательная гимнастика

закаливание

коррекция осанки

профилактика плоскостопия

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

«Физическое воспитание в семье».

1 . Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс

2 . Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни? Поясните.

3 . Делаете ли Вы дома зарядку?

4 . Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?

5 . Имеете ли Вы дома физкультурное оборудование? Какое?

6 . Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)

систематическое проветривание

дыхательная гимнастика

прогулка в любое время года

хождение босиком по "чудо-коврику"

7. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Насколько часов ходите куда-нибудь и куда?

8. Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни: (отметить)

подвижные игры

настольные игры

телевизор

9 . Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?

профилактика заболеваний

дыхательная гимнастика

закаливание

коррекция осанки

профилактика плоскостопия

Приложение №2

(стенгазета «Папа, мама, я – спортивная семья!»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Солнышко» п.Красноармейский

Проект

«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!»

первая младшая группа

Воспитатель: Стефанова М.А.

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным:

сделайте его крепким и здоровым !".

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве.

Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с

семьей воспитанников.


ПРОБЛЕМА:

Из анализа заболеваемости мы видим, что заболеваемость в 1 младшей группе (2016-17г.) группе выше среднего показателя.

По результатам медосмотра:

Группа здоровья (1) основная – 13 человек

Группа здоровья (2) – 5 человек

ГИПОТЕЗА: Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском саду должна строиться по нескольким направлениям:

    Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

    Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

    Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками

    Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду должны быть созданы определённые условия.

В группах должны быть уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия, оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

ЦЕЛЬ: Разработать систему профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

    Охрана и укрепление здоровья детей

    Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

    Воспитание потребности в здоровом образе жизни

    Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.

    Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Улучшение показателей здоровья.

3. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Физическая и психологическая подготовленность детей.

Для воспитателей:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.

2.Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы.

3. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

4. Личностный и профессиональный рост.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Перспектива:

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный

Исходя из проблемы, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями, создание благоприятных условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной

    Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта в течении месяца.

    Пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием и другими атрибутами.

    Пополнение материальной базы – оформление картотек, приобретение методической литературы по теме.

3 этап – заключительный

Цель: Развивать двигательную активность детей.

    Провести диагностику, сделать сравнительный анализ. Обработка и оформление материалов проекта

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников


Профилактика

    Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий

    Комплексы по профилактике плоскостопия

    Дыхательная гимнастика

    Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)

    Прогулки

    Закаливание

    Ходьба босиком

    Обучение полоскание полости рта

    Частичное умывание

Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Лук, чеснок

Особое внимание в режиме дня должны уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду, поэтому необходимо соблюдать –

Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения

Рациональную неперегревающую одежду детей

Соблюдение режима прогулок во все времена года

Проведение утренней гимнастики в проветренном помещении

1. Беседы с детьми.

а) «Как я буду заботиться о своем здоровье»

б) «Чистота и здоровье»

в) «Кто спортом занимается?»

г) «Как я буду закаляться»

д) «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»

2. Познавательная литература.

К. Чуковский «Доктор Айболит» Стихотворения о здоровье

А. Барто «Девочка чумазая» Потешки

3. Александрова «Купание» К. Чуковский «Мойдодыр»

З.Интегрированные занятия.

Тема, цель

Сроки

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Цель: повышение знаний о значимости зарядки для

здоровья детского организма, заинтересовать детей к

выполнению упражнений, вызвать положительные

«Айболит в гостях у детей»

Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть - плохо и что нужно, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.

«Вымоем куклу Таню»

Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни

4. Игровая деятельность.

Название игры, цель

Сроки

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развивать двигательную активность детей.

Январь-февраль

«Озорной мяч»

Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.

«Воробышки и автомобиль»

Цель: закрепление бега в разных направлениях.

Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.

Январь-февраль

«Кошки - мышки»

Цель: бегать в определенном направлении не толкая

друг друга, ходить на носках.

Подвижная игра «Кошечка»

Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц

туловища, рук и ног.

Январь-февраль

«Маленькие ножки бегут по дорожке»

Цель: бегать быстро - медленно, реагировать на

«Волшебный лес»

Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности

Январь-февраль

«Развитие движения у детей раннего возраста» Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.

5.Самостоятельная и совместная художественно -продуктивная деятельность.

    Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.

    Аппликация «Овощи и фрукты».

    Игры с водой на улице и в групповой комнате.

4. Закаливающие мероприятия

5. Прогулки и игры на свежем воздухе, экскурсии.

6. Экскурсии, наблюдения.

1. наблюдение за играми старших детей на прогулке.

Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.

2. Экскурсия в спортивный уголок сада: знакомство со спортивным
инвентарем.

7. Опытническая работа.
Наглядный материал:

Картотека подвижных игр. Книжки, раскраски, картинки, иллюстрированный материал. Аппликация «Овощи и фрукты». В уголок физического развития поделки шапочек и макетов для игр (рули, доктора Айболита, зайчика, кошки, собачки). Рисование через трафареты фруктов и овощей.

Критерии и показатели здорового ребенка 3 лет :

Н О Р М А

Рост

Вес

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Фамилия, имя ребенка

рост

см

вес

кг

Группа здоровья

1.Брода Дима

2.Гордеев Ваня

3.Говарт Алена

    Егорова Женя

5. Изучеева Марина

6. Кудренко Ульяна

7.Куценко Лилия

8.Лукашов Вова

9.Каземиров Ваня

10.Омелин Никита

11.Попхадзе Арина

12.Попенко Настя

13.Сорокин Вадим

14.Сорокина Раиса

15.Сыч Ярослав

16.Шамраева Кира

17.Шевченко Маргарита

18.Цема Егор

ПОКАЗАТЕЛИ:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Ходит, ступая мягко, не топает и не шаркает ногами;

Ходит разными способами: обычным шагом, с высоким подниманием колен, на носках;

Ходит с разным пространственным расположение:

по прямой, по краям площадки, врассыпную, не наталкиваясь; парами, держась за руки. В одном и в другом направлении;

Ходит между предметами не наталкиваясь; ходит по узкой дорожке (ширина 20 см) не сходя с неё;

Ходит с ускорением, меняет ширину шага и высоту подъёма ноги в соответствии с препятствием;

Ходит в колонне;

Ходит в паре;

Чередует ходьбу и бег по сигналу;

Бегает в одном направлении;

Бегает со сменой направлений;

Бегает по кругу;

Бегает по кругу меняя направление;

Прыгает на двух ногах на месте;

Бегает в разных направлениях не наталкиваясь;

Прыгает на двух ногах с продвижением вперёд;

Подпрыгивает вверх, дотягиваясь до предмета;

Перепрыгивает через несколько линий, верёвку;

Перепрыгивает через две параллельные линии (до 40см);

Прыгает из кружка в кружок;

Перепрыгивает через предметы (5-10см)

Спрыгивает с возвышения (15-20см);

Перешагивает;

Соблюдает

равновесие;

Лазает по лестнице –стремянке, гимнастической лестнице (1,5-1,7) вверх и вниз;

Ползает;

Ползает по прямой до 6м;

Ползает между предметами, вокруг них;

Ползает по доске;

Ползает по наклонной доске;

Подлезает;

Подлезает под препятствие высотой 30-40см, касаясь руками пола;

Перелезает через бревно на полу;

Катает мячи одной и двумя руками;

Бросает мяч вперёд двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой, из-за головы;

О землю и вверх несколько раз подряд;

Ловит мяч, брошенный воспитателем;

Перебрасывает через шнур на высоте головы (с расстояния 1-1.5м)

Метает мячи, набивные мешочки на дальность правой и левой рукой (на 2,5-4м);

В горизонтальную цель двумя руками, правой и левой рукой с расстояния 1,5-2м;

В вертикальную цель с центром мишени 1,2-1,3м;

Развит глазомер, ловкость. координация движений

Ориентируется в пространстве.

Катается на санках с невысокой горки;

Катает других;

Скользит по ледяным дорожкам при поддержке взрослого;

Ходит на лыжах;

Умеет надевать и снимать лыжи;

Продвигается по ровной дорожке ступающим и скользящим шагом;

Ездит по прямой, по кругу, делает повороты вправо, влево.

ЗДОРОВЬЕ

Моет руки;

Вытирает насухо руки и лицо;

Соблюдает осанку за столом;

Хорошо поласкает рот после еды;

Самостоятельно готовиться ко сну;

С удовольствием выполняет ритуалы закаливания:

Обливание стоп;

Частичное умывание

Сон без маек

Ходьба по нестандартному оборудованию

Знает:

Свою расчёску и пользуется ею;

Стаканчик для

полоскания рта и поласкает рот;

Полноценный, спокойный сон.

С удовольствие выполняет утреннюю, дыхательную и гимнастику после сна;

Базовые критерии оценки состояния здоровья детей

Оценка состояния здоровья детей основывается на четырех базовых

критериях:

    наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;

    уровень функционального состояния основных систем орга­низма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);

    степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

    уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохра­нения.

Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и неко­торых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физи­ческой подготовленности, что отражено в предыдущем разделе «Физическая культура».

Одним из главных показателей состояния здоровья детей в ДОУ это посещаемость детей и фиксация заболеваемости детей в журнале посещаемости. В конце каждого месяца проведение воспитателем анализа заболеваемости с целью выявления причины частых заболеваний и принятия мер по профилактическим мероприятиям со всей группой и индивидуальным мероприятиям с конкретным ребёнком, требующим особого отношения со стороны персонала ДОУ. Дублируют анализ заболевания, старшая медицинская сестра, с целью общей картины заболеваемости по детскому саду.

Алгоритм проведения Анализ заболеваемости в таблице

Таблица заполняется ежемесячно, воспитатель указывает количество посещенных дней в каждом месяце и количество пропущенных дней ребёнком. В конце года производим подсчёты:

1) количество рабочих дней в году делим на 100 = Х;

2) количество рабочих дней в году - количество посещенных ребёнком дней = У;

3) Х умножаем на У = % посещаемости ребёнка в учебном году

Подводим общий годовой итог –

Процент воспитанников, посещающих ДОУ не менее 170 дней в году составляет –

80% от общего числа воспитанников – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

50% от общего числа воспитанников – СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

30% от общего числа воспитанников – НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

(Сноска на материалы «Формирование системы независимых измерений оценки качества дошкольного образования и публичной доступности его результатов».

Применение современных здоровьесберегающих технологий

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Воспитатели

2. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно.

3. Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

4. Игровой час во вторую половину дня

В игровых зонах.

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Воспитатели

5. Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Воспитатели,

6. Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

воспитатели

7. Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Воспитатели

9. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам;

Воспитатели

10. Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

11. Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15-20 мин

Занятия проводятся в соответствии программой, Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

16. Самомассаж с использованием нестанд. Обор.

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

17. Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

3. Коррекционные технологии

19. Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Воспитатели

20. Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 10-15 мин.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

Система работы с родителями:

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

    Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

    Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.

    Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

    Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

    Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

План работы с родителями

    Папка-передвижка «Иммунитет у ребенка»

    Папка-передвижка «Лекарственные средства при лечении ОРВИ»

    Консультация «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка»

    Консультация «Гимнастика и зарядка дома» Ц.: Развитие у детей и родителей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности

    Родительское собрание «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс оздоровительных мероприятий

Группы раннего возраста

    Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

    Утренняя гимнастика

    Точечный массаж в игровой форме

    Постепенное обучение полосканию рта

    Прогулки

    Оптимальный двигательный режим

    «Чесночные» киндеры

    Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна

    Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

    Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

    Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

    Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

    Намочить обе ладошки и умыть лицо.

    Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

    Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

    Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов

    При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

    Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров

    Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)

    Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания

    Систематичность и постоянство закаливания.

Направления, где можно использовать игровую деятельность:

    дыхательная гимнастика

    игры для снятия напряжения;

    пальчиковый игротренинг;

    упражнения для развития силы рук

    упражнения для нормализации осанки

    упражнения для зрения;

    профилактика ОРЗ

Правила проведения водных процедур

Обтирание - оно производится мокрым полотенцем или губкой. Обтирают шею, грудь, руки и спину. После этого кожу растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Для обтирания вначале используется теплая вода: для детей дошкольного возраста 25-28 градусов, для детей школьного возраста 20-25 градусов. Температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус через каждые три дня. Таким образом, температуру воды доводят до 19 градусов (для детей дошкольного возраста); для детей младшего школьного возраста – 16 градусов.

Обливание ног – еще одна разновидность водных процедур. Для этого понадобится таз. Ребенку поливают ноги водой (ноги ставят в таз). Начальная температура воды 36 градусов. Конечная температура должна быть не ниже 18 градусов.
После обливания, следует сухим полотенцем тщательно вытереть ноги.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны рекомендуется начинать проводить весной, при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Для этого необходимо выбрать защищенное от солнечных лучей и ветра место. Первоначально длительность этой процедуры составляет 10 -15 минут, затем доходит до 1.5-2 часов. Если ребенок замер, появились мурашки, следует прекратить процедуру немедленно.
Проветривание помещения.
Очень важно при закаливании ребенка соблюдать температурный режим в помещении. Следует как можно чаще проветривать комнаты. В холодное время года частота проветривания должна быть не меньше 5 раз в день. Лучший способ проветривания – сквозное. Так как сквозняки могут негативно сказаться на здоровье, поэтому дети во время такого проветривания должны находиться в другой комнате.
В летнее теплое время года ребенок может находиться в комнате с открытым окном . Но следует исключить сквозняки.
Не забывайте о прогулке. Ребенок должен находиться на улице не меньше 2 раз в день по 2 часа в холодное время года. Летом же время прогулки неограниченно.
Закаливание – отличный способ для укрепления здоровья детей. Но при проведении процедур по закаливанию следует соблюдать ряд принципов:

    постепенность

    систематичность (процедуры по закаливанию следует проводить ежедневно, только в этом случае будет виден результат)

    учет индивидуальных особенностей (необходимо учитывать возраст, состояние здоровья).

    Если вы будите соблюдать эти важные принципы, закаливание пойдет на пользу вашему ребенку. И помните, закаливание – это длительный процесс. Но вас это не должно огорчать, если вы делаете все правильно, ваше дитя будет расти крепким и жизнерадостным, а это самое главное! Здоровье детей - в ваших руках!

Светлана Серебрякова
Здоровьесбережение. Краткосрочный проект «Здоровячок» для первой младшей группы

Руководитель проекта :

педагог МДОУ детского сада №27 «Матрешка» Серебрякова С. Х.

г. Серпухов 2016г.

Правильный режим,

полноценное питание,

изическая закалка - все это

предохраняет ребенка от заболеваний,

дает ему счастье наслаждения

красотой окружающего мира.

В. А. Сухомлинский

ТИП ПРОЕКТА :

познавательно-игровой

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ :

с 01.12.2016 – 25.01.2017

ВИД ПРОЕКТА :

информационный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :

педагоги, дети первой младшей группы , родители воспитанников, специалисты

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :

Дошкольный период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно формировать у детей первоначальных основ культуры питания, воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

В этом возрасте у детей часто наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, горшком. А так же ещё не могут объективно оценивать состояние своего организма и не имеют представление о способах сохранения и укрепления здоровья .

Одним из средств решения поставленных задач являются здоровьесберегающие технологии , без которых не обходится педагогический процесс.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, поддержания обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, родителей и педагогов.

ПРОБЛЕМА

Зимой дети часто болеют, падает посещаемость.

Малыши не имеют знаний о здоровом образе жизни .

Родители возложили всю ответственность за здоровье детей на детский сад

ГИПОТЕЗА

Если дети с раннего возраста научатся ценить, беречь и укреплять своё здоровье , то в будущем они будут более здоровыми и развитыми не только физически, но и личностно, интелектуально, духовно.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование у детей младшего дошкольного возраста

первоначальных основ здорового образа жизни .

Сохранение и укрепление здоровья детей через использование

Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.

Формировать знания умения и навыки детей, необходимые для

сохранения и укрепления здоровья .

Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте,

прививать культурно – гигиенических навыки и простейшие

навыки самообслуживания.

Создать здоровьесберегающую среду в группе .

Использовать выращенный лук в «Огороде на окне» , как витаминную добавку к пище.

Прививать интерес к здоровому образу жизни через различные

формы и методы физкультурно – оздоровительной работы .

Привлечь родителей к решению поставленной проблемы, повысить их компетентность через информационные ширмы, памятки, консультации.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Прогнозируемые результаты :

У детей будут привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания, привычка к аккуратности и чистоте.

Возникнет интерес и потребность в ежедневных беседах о здоровом образе жизни и о значимости полезной пищи для здоровья человека .

Сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно – оздоровительной работы и систематическом применении в пищу «витаминов» с «Огорода на окне» .

Повысится интерес и активность родителей к вопросам воспитания здорового ребнка и мотивации к здоровому образу жизни .

Пополнение здоровьесберегающей среды в группе , обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный. Организационно – теоретический

Цель : Ознакомление с научно – методической литературой,

исследование знаний, умение, навыков воспитанников,

педагогической просвещённости родителей.

Изучение и создание условий в группе , постановка проблемы, цели и задач.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, методической, художественной и научной литературы по теме проекта .

Начальный мониторинг состояния здоровья детей на начало реализации проекта .

Разработка комплексно - тематического плана работы,

конспектов занятий, картотек игр и упражнений.

Посадка лука в «Огороде на окне» .

2. Основной. Содержательный

Цель : Привить детям культурно-гигиенические навыки, сформировать интерес к ежедневному применению здоровьесберегающих технологий .

Образовательные ситуации :

Самостоятельная двигательная активность

Подвижные, спортивные, дидактические, сюжетно – ролевые, пальчиковые, хороводные игры

Различного вида гимнастики (утренняя, дыхательная, после сна, артикуляционная)

Динамические паузы и физкультминутки

Закаливающие процедуры

Применение массажных ковриков

Применение лука, как витаминную добавку к пище

Воспитание культурно-гигиенических навыков в режимных моментах

Релаксационные упражнения

Художественная литература (книги, стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки по теме проекта )

Занятия, беседы, наблюдения

Просмотр наглядного материала по данной теме, мультфильмов

Продуктивная деятельность

3. Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Мы здоровье бережём .

3. Презентация проекта «Здоровячок » для родителей.

4. Изготовление стенгазеты «Наши будни в детском саду» .

РИСКИ : Непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации.

Слабая заинтересованность детей и родителей.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ :

Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.

Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель :

проекта .

Формировать у родителей потребность в здоровом образе жизни и положительное отношение к сотрудничеству.

Повысить уровень знаний, умений и навыков родителей, а также ответственность за здоровье детей .

Работа с родителями

Проведение анкетирования «Какое место занимает здоровый образ жизни в вашей семье?».

Привлечение родителей к созданию условий для реализации проекта .

Приобретение необходимого материала

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта .

Применение родителями здоровьесберегающих технологий дома .

Подведение итогов по проекту «Здоровячок » .

Презентация проекта для родителей .

Папки – передвижки :

2. «Если дети часто болеют. Иммунитет» .

3. «Воспитание культурно – гигиенических навыков»

4. «Если ребёнок боится темноты»

5. «Лексические темы. Зима» .

6. «Зимние игры забавы» .

Памятки :

1. «Заботливому родителю о питании»

2. «Дети и дорога»

Консультации :

1. «Что должно быть у ребёнка в шкафчике?» .

2. «Личная гигиена дошкольника» .

3. «Как научить ребёнка одеваться?» .

4. «Упражнения на массажных ковриках» .

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

Большинство детей приобрели первоначальные знания о значимости здорового образа жизни и о полезной и вредной пище для здоровья человека .

У детей формируется потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков

Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребёнка .

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА :

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов и использование интегрированного подхода в этом направлении.

Трансляция опыта в других возрастных группах детского сада .

Расширение проекта , добавления новых тем, форм работы.

Презентация проекта в детском саду , районе, крае.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ :

1. Гаврючина Л. В.»Здоровьесберегающие технологии в ДОУ », 2010г.

2. Н. Г. Голицина, И. М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» .

3. М. Н. Кузнецова по материалам статьи «сон и его организация»

4. Карпухина Н. А «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада » Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж : 2008г. – 272с.

5. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – Издательство «Мозаика – Синтез» . 2009г. – 86с.

6. «Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова, 2009г.

7. «Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина, Москва. «Творческий центр» , 2007г.

8. «Озорные пальчики» - муз. занятия И. В. Бодраченко, Журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007г.

9. «Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Кострата, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008г.

10. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ» 2006г.

11. Шорыгина Т. А.»Беседы о здоровье » Методическое пособие 2008г.

12. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет» Пензулаева Л. И. 2002г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звёздочка»

Проект по здоровьесбережению

в первой младшей группе.

Подготовила воспитатель : Кацук Т. А.

г. Рославль, 2016 г.

Паспорт проекта

Актуальность проекта.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально – волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Обоснование актуальности проекта.

И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Цель проекта: сформировать начальные основы здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать первоначальные простейшие представления детям о здоровом образе жизни.

2. Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно – гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей .

Предполагаемый результат.

Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым.

У детей повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность, улучшаются показатели социального здоровья .

Активизируется участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.

Тип проекта: информационно, игровой.

Продолжительность: долгосрочный (Сентябрь 2016г.- май 2017г.)

Участники проекта: дети и их родители, воспитатели.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

1. Подготовка стихотворений, загадок, игр, на тему здоровье, спорт, иллюстративный материал.

2. Подготовка атрибутов для игр, ООД.

3. Подготовка консультаций для родителей.

4. Составление плана мероприятия по созданию здоровьесберегающих условий во второй группе раннего возраста.

II этап. Практический.

План мероприятия по созданию здоровьесберегающих условий в первой младшей группе.

Вид деятельности

Содержание

Ежедневная работа

Утренняя гимнастика.

Закаливающие процедуры.

Воспитание культурно – гигиенических навыков.

Воспитание культуры поведения за столом.

Беседы с детьми

«Во время адаптации дети часто болеют. Почему?» «Витамины в овощах и фруктах» «О пользе утренней гимнастики». «О здоровье и чистоте » . «Правила личной гигиены» «Учимся здороваться»

Игры – беседы

«Наш веселый, наш любимый носовой платок».

«Заболели глазки у зайки».

«Где живут витамины»

Чтение произведений.

Потешки «Водичка, водичка…»

Н. Пикулева «Умывалочка».

С. Капутикян «Куп – куп».

Я. Аким «Мыло»,

К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка чумазая».

Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала »

А. Барто «Девочка чумазая»

Просмотр мультфильмов « Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит»

Рассматривание иллюстраций, картин.

«Дети моют ручки».

«Дети обедают».

Дидактические игры

«Я – человек»

«Кукла простудилась».

«Уложим куклу спать». «Кукла Катя заболела» , «У мишки горлышко болит»

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, температурных различий

«Чудесный мешочек» , «Теплый – холодный» , «Легкий – тяжелый»

дидактические игры на развитие мелкой моторики руки

Игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой

Подвижные игры

«Лошадки», «Зайка»

«Птички летают», «Догони мяч»

«Солнышко и дождик», «Где звенит?»

«Мой веселый звонкий мяч», «Поезд».

Сюжетно-ролевые игры

«Оденем куклу на прогулку»,

«Кормим куклу»; «Кукла проснулась»

«Лечим куклу»; «Катя заболела»

Организованная образовательная деятельность

ООД (рисование) «Лучики для солнышка»;

ООД по формированию культурно-гигиенических навыков «Водичка, водичка умой моё личико»

Закаливающие процедуры

хождение по массажным коврикам, бодрящая гимнастика, прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны .

Работа с родителями.

Анкетирование на тему « Здоровье ребенка в ваших руках»

Папка-передвижка на тему: «Если хочешь быть здоров», «Здоровье малышей - Сон и его организация»

Консультации: «Как правильно одевать ребенка на прогулку?», «Как привить детям культурно – гигиенические навыки?», «Как приучить ребёнка к аккуратности» .

Памятка для родителей «Правила хорошего тона во время беседы» ; «Комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой»

Буклет: «Организация здоровья сберегающей среды дома» .

«День здоровья» .

III этап. Итоговый

Оформление выставки детских работ.

Итоговое мероприятие: Развлечение «День здоровья» .

Результаты проведенной работы.

У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.

Создана здоровьесберегающая и развивающая среда в группе, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду.

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Будь здоров, малыш!».

Мальцева Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №89», Пермский край, г. Верещагино.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 3-4 лет.
Актуальность.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, совершенствовании всех функциональных систем организма. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Лето - самое благоприятное время для укрепления здоровья детей и привития культурно-гигиенических навыков. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил и энергии для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
Летний период насыщен деятельностью на открытом воздухе: прогулки, походы, физкультурные досуги, праздники, закаливающие процедуры, игры на природе и участке детского сада позволяют детям приобретать новый двигательный опыт.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион детей включаются фрукты, соки, салаты, витаминные напитки, фиточаи.
Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни,
не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Обоснование проблемы:
1. Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Тип проекта: оздоровительный
Вид проекта: краткосрочный (июнь, июль, август 2015 год)
Участники проекта: дети младшей группы «Звездочки», педагоги, родители, медработник.
Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4. Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5. Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей
Ожидаемые результаты:
1.У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. Заинтересованность детей темой.
2.Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4.Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6.Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: Оформление участка к летнему оздоровительному периоду, тропа здоровья. Создание картотек различных гимнастик, подвижных игр.
Реализация проекта:
1.Работа с родителями:
- Анкетирование родителей. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье.
- консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости в летний период.
- изготовление тропы здоровья;
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Буклет для родителей «Задачи формирования ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной работы с детьми»;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.
2. Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- Динамические паузы/физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Обливание ног контрастной водой;
- Солнечные и воздушные ванны;
- Хождение босиком по мокрому и сухому песку, траве, асфальту;
- Хождение по «Тропе здоровья», ходьба босиком по массажным дорожкам;
- Полоскание рта водой комнатной температуры;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки (А.С.Галанов)
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача», «Парикмахерская» и другие;
- Игры – драматизации;
-Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз;
- Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «О том, как я отдыхаю летом», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы (К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала по теме «Здоровый образ жизни», « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены», альбомы по теме, алгоритмов по КГН;
- Подвижные игры «Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика;
- Раскраски по теме;
- Просмотр презентации «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Итог работы:
- Праздник «Международный день защиты детей»;
- Физкультурный праздник с участием родителей «Летняя спартакиада».