Домой / Праздничный / Графология, читаем по почерку. Графология - это что за наука? Определение с помощью графологии характера по почерку и подписи

Графология, читаем по почерку. Графология - это что за наука? Определение с помощью графологии характера по почерку и подписи

Через разные реалии его повседневной жизни был всегда, с того самого момента, как у людей появилась потребность в тесном общении друг с другом. Графология - это наука, в поле зрения которой связь между почерком человека и чертами его характера. При всей своей специфичности, использование основ графологии становится все более и более распространенным. Интерес к графологии затронул и нас. Разберемся же, что это за наука, которая может поведать тайны человека всего лишь по его почерку или коротенькой росписи.

Из античных веков

Упоминания о первых попытках выяснить особенности личности человека по почерку приписываются временам Нерона и Конфуция. Последний в одном из письменных памятников той эпохи заявлял, что может точно сказать, какой человек «великодушен», а какой «вульгарен», взглянув на их почерки.

Древнеримский писатель Светоний внес свой вклад в историю зарождения графологии тем, что охарактеризовал почерк императора Августа, своего современника.

Возникновение современной графологии

В начале XVII века в Италии вышла первая книга по графологии. Ее автором стал профессор Камилло Бальде. К сожалению, тот труд не стал популярным.

В XVIII веке изучение вопросов, которые рассматривает нынешняя графология (почерк и характер), велось в Цюрихе, но только как дополнение к вопросам физиогномики. В то время пастор Лафатер, автор физиогномических исследований, дал название «графических портретов» знакам письма, по которым определяются те или иные стороны характера.

1872 год для современной графологии является знаменательным: тогда появилась книга «Система графологии» аббата Жана-Ипполита Мишона. Его считают родоначальником графологии как науки. Он же впервые применил термин «графология», значение которого говорит о том, что он имеет греческие корни ("пишу"+"наука").

Аббат Мишон сделал для графологии на тот момент больше всех прочих исследователей: он систематизировал знания, популяризировал новую науку.

Применять на практике принципы, сформулированные Мишоном, было просто, поскольку объектом изучения были отдельные достаточно простые детали: наклоны, штрихи, строки и т.п. Сегодня такие принципы показались бы слишком упрощенными и неточными, однако некоторые из них все же считаются правильными и по сей день.

Связь почерка и характера

Графология тесно связана с психологическими исследованиями. И естественно, что были попытки посредством психологии и психиатрии проверить надежность данных, которые можно узнать из почерка человека.

Исследования показали, что распознавание почерка может действительно частично охарактеризовать наклонности, состояние здоровья человека, поведение. Подтвердили это еще в прошлом веке и данные развивающихся тогда психиатрии и психологии. Это принесло особый статус С тех пор, в США, например, графология - это законный метод отбора людей на работу.

Что можно узнать при помощи графологии

Поможет узнать умственные способности человека, его самооценку, силу воли и многие другие аспекты личности. Фактически применение графологического анализа очень близко к полной психодиагностике личности.

Из почерка можно извлечь ту информацию, которая находится лишь в подсознании человека. Таким образом, графология - это мощный инструмент самопознания.

Если несколько обобщить, то с помощью почерка можно узнать как врожденные, так и приобретенные, трудности, присутствующие в его жизни на момент написания образца, состояние здоровья. Последнее очень тесно связано с почерком: доказано, что малейшее изменение в самочувствии и здоровье отражается на написании.

Однако изучение почерка не даст исчерпывающей информации о жизни человека. Так, во многих случаях невозможно сказать, кем он работает, есть ли у него любовные связи, дети, любит ли он кошек или собак.

Изучение почерка

В изучении почерка внимание обращают на различные характеристики записей. Так, основные критерии, по которым характеризуют образец почерка, - размер букв, нажим, толщина линий, связки между буквами, наличие или отсутствие полей, расстояние между словами, округлость или угловатость букв, направление строчек.

Кроме того, особенное внимание уделяется написанию отдельных букв. Прежде всего, это буква «р», дающая информацию об агрессивности человека, написавшего ее. Оценивается характер начертания черты в букве (ее длина, наклон).

При получении образца для анализа важно, чтобы человек писал на не расчерченном листке. Это нужно для того, чтобы проявились все особенности его почерка, в частности направление строк.

Изучение подписей

Помимо образцов написанных текстов, в поле изучения такой науки, как графология - характер по подписи. Оказывается, что и в такой короткой надписи может крыться важная информация.

При оценке подписей в графологии учитываются следующие критерии: направленность подписи (вверх, вниз или прямо), длина, характер букв, особенности начала и конца подписи, связки между символами, нажим, острота или округлость букв, наличие или отсутствие украшающих элементов, точек, цифр. Специалисты оценивают подпись еще по многим другим критериям, если уже полученной информации оказывается недостаточно.

Применение графологии сегодня

В наше время специалисты разных отраслей, включающих в себя работу с людьми, открыли для себя, что графология - это прекрасный инструмент, помощник в подборе людей с нужными для работы качествами. Поэтому многие компании подбирают сотрудников, прибегая к графологическому анализу. Также этот метод применяется для отбора надежных людей в правозащитные органы.

Германия отличилась тем, что там становятся популярными визиты невесты и жениха к графологу с тем, чтобы он помог определиться, подходят ли они для совместной жизни.

Космическая медицина также взяла графологию на вооружение. Специалисты анализируют записи космонавтов для того, чтобы по переменам в почерке узнать о состоянии ЦНС людей в условиях космоса.

Медицина использует графологический анализ для выявления некоторых болезней, симптомы которых проявляются в почерке.

Широко известен факт применения графологической экспертизы в криминалистике.

Не так давно появилось направление графологии, изучающее образцы почерка, полученные у человека под гипнозом. Были получены интересные сведения о том, что если внушить испытуемому, что ему 6 лет, его почерк становился таким, каким был в том возрасте.

Выводы

В статье мы привели некоторые данные о том, что это за интересная современная наука - графология, примеры использования которой в разных областях знаний поражают. Мы выяснили, что с ее помощью можно узнавать о таких человеческих качествах, которые иным способом могли бы никогда не открыться.

Основы графологии с большой вероятностью помогут узнать, левша человек или правша, эмоционален он или сдержан, черств или добр. Однако по почерку невозможно определить, состоял ли человек в браке, есть ли у него домашние животные и тому подобные факты.

Значение подписи в графологии является важным аспектом, который составляет отдельный раздел науки, не менее интересный, нежели остальные.

Также мы обозначили, что не нужно опираться на данные графологического анализа как на беспрекословную истину, потому как они никогда не дают на 100% верного результата. Скорее, графологию в общении с людьми стоит использовать для того, чтобы убедиться в чем-либо или уточнить какие-то особенности характера.

Таким образом, различные способы перечеркивания семерки в одном и том же почерке - это обычное явление. Графолог обращает на них большое внимание и старается заметить, какой из видов употребляется чаще всего. Это позволяет ему понять, какие тенденции в характере преобладают. Вопрос можно решить простым подсчетом.

Если же самые разные варианты встречаются в письме более или менее равномерно, то мы имеем дело с человеком, у которого характер не скучный и в то же время трудно предсказуемый.

Наличие энтузиазма у человека можно установить, если в письме чрезмерно много знаков препинания. О способности человека быстро (хотя и не обязательно надолго) подхватывать новые идеи свидетельствует большое количество кавычек, расставленных вокруг его собственных слов или же большого числа подчеркнутых слов. Такой человек чаще прибегает к тире вместо запятых и точек, а также использует восклицательные знаки там, где можно прибегнуть к обычным точкам. Такая преувеличенная пунктуация показывает, что человек быстро загорается и не менее быстро остывает. В таком почерке можно обнаружить противоречивое сочетание энтузиазма и склонности к промедлению, а поэтому характер его обладателя нелегко поддается анализу

Глава 6. Почерк как объект науки графологии

Графология является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Мы не будем останавливаться на том, как объясняют физиологи акт письма и связь его с деятельностью мозга. Ограничимся только определением, что письмо есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Исследованиями физиологов в учении о локализации мозговых функций, клинически подтвержденными, установлен специальный центр письма, находящийся в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария головного мозга.

История создается в результате неустанной борьбы человека с природой, и письменность появилась у человека как одно из орудий этой борьбы. Однако переход от первых высеченных на камне письмен-рисунков к современному письму-скорописи потребовал много лет наблюдений и опытов. Более или менее значительное распространение письменность получила только в эпоху Возрождения. Человек, пользуясь письменностью, запечатлевал понятия о многих вещах, но в письме рефлекторно отражались и свойства его психики.

Письменность нельзя рассматривать как совершенно самостоятельное явление, возникшее по воле его изобретателя. Письмо является одним из организационных средств человеческого коллектива, и, следовательно, почерк как форма индивидуального изображения организационного орудия письма не может не содержать в себе всего того латентного, которое заключается в психическом развитии человечества вообще и отдельного индивида в частности.

Артист, изображающий то или иное переживание своего героя, всегда стремится, чтобы его жесты были тождественны с психическим состоянием героя; акт же писания представляет собою не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков-букв. Поэтому жест, необходимый при начертании букв, также должен отражать латентное состояние пишущее го, то есть его скрытые, внутренние переживания и общий колорит его настроения. Явления же, при которых создается индивидуальная форма начертания букв, почерк, вполне поддаются наблюдению и эксперименту. Таким образом, графология имеет все данные, чтобы стать точной наукой. Профессор сравнительной патологии Кильского университета Г. Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, конкретизирующихся через движения.

"Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения, - говорит он далее, - если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма". Таким образом, движения, употребляемые при письме, образуют в данном случае особо благоприятное поле действий, так как почерк очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в нашем мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.

Существует такой опыт: человек садится на стул, стоящий на засыпанной песком поверхности, и пишет большим пальцем на песке или прикрепленным к пальцу куском мела на горизонтально положенной доске или просто на полу; с первого взгляда легко бросается в глаза тождественность письма, воспроизведенного рукой или ногой. Подобным же образом профессор Прейер исследовал и другие органы: рот, колени, кисть руки, подбородок, голову.

Результат был постоянно один и тот же. Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата. Замечено, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. п.

Показательным в этом отношении является почерк (особенно военных) довоенного времени: манерный, аффектированный и щеголеватый. Подобную щеголеватость и примитивное франтовство можно было наблюдать и в поведении, одежде, особой прическе и т. п. Все это объяснялось теми условиями жизни, которые совершенно нивелировали социальное выражение личности и сужали до минимума круг интересов.

Подобным специфическим канцелярским почерком отличались и мелкие служащие, причем чем незначительнее было занимаемое положение, тем украшеннее и манернее был почерк, как будто бы в эту затейливость и фантастичность росчерков автор вкладывал все стремление к какому-либо проявлению личности, ущемленной условиями существования.

В настоящее время это манерное, канцелярское письмо почти совершенно выродилось, как выродился и тот рожденный временем тип "военного писаря".

Я знал одного почтового служащего, достаточно нетребовательного в своих личных привычках. Его детство прошло в военные нее легкие годы, когда учиться не было возможности. Практически вся трудовая биография этого скромного, но активного человека укладывается в должности почтового работника от простого разносчика корреспонденций до начальника отдела международных перевозок.

Его почерк отличался также простотою и естественностью до тех пор, пока он работал простым сотрудником почтового отделения. Но постепенно этот человек стад продвигаться по службе, стал заведующим одним из почтовых отделений. Все это естественно сказалось и на его внешности, поведении, манере общения и, конечно, на почерке. Поскольку ему в интеллектуальном плане не было возможности расти, разве что постигать основы марксизма-ленинизма на политзанятиях, его почерк существенных изменений в плане конструктивности не получил. Вместе с тем он начал украшать свою подпись несуразными штрихами, например свою подпись (фамилия Рассанов), он изображал двумя буквами "р" и "с", но со временем окончание буквы "с" имело удлинение вниз.

Известны противоположные случаи: украшенность письма обычно исчезает во время прохождения военной службы, что легко объясняется условиями казарменной жизни.

У человека с обостренной нервной чувствительностью порывистостью, деятельность которого отличается неравномерностью приложения энергии, также и почерк будет отличаться неравномерностью, геометрической невыдержанностью (в нажиме, который будет распределен неравными по силе мазками, размере букв в одном слове и т. п.)

Поэтому профессор Шнейдемиль в своем труде, посвященном школьному воспитанию ("Графология на службе школы"), советует родителям и воспитателям особенно бережно и осторожно относиться к ребенку, почерк которого содержит подобные особенности.

Замечено, что во время беременности почерк женщины также претерпевает определенные изменения (становится наклоннее, неровнее); это не покажется удивительным, если принять во внимание, что женщина обыкновенно в такое время обнаруживает много резко бросающихся в глаза странностей в своем поведении, прихотях, настроениях и даже мышлении. Известный немецкий психиатр Крепелин, например, пишет, что 14 % из общего числа душевных расстройств женщины приходится на различные периоды беременности.

В настоящий момент вообще можно считать твердо установленным факт непременного изменения почерка при всяком расстройстве нервной системы, проявляющегося ранее всех других симптомов болезни. Легкие расстройства письменной речи, указывает известный судебный эксперт Е. Буринский, на которые обычно не обращает никакого внимания сам пишущий, крайне распространены, и едва ли найдется много людей, у которых не наблюдалось это хотя бы временно. Незначительные неправильности кровообращении, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке, и если мы этого не замечаем, то только потому, что привыкли вообще не следить за своим почерком. Первые признаки усталости также отражаются в почерке, который становится крупнее; при сильной утомленности появляется дрожание в волосяных штрихах букв. Отсюда видно, какую роль может сыграть графология в вопросах гигиены умственного и физического труда.

Графология является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Мы не будем останавливаться на том, как объясняют физиологи акт письма и связь его с деятельностью мозга. Ограничимся только определением, что письмо есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Исследованиями физиологов в учении о локализации мозговых функций, клинически подтвержденными, установлен специальный центр письма, находящийся в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария головного мозга.

История создается в результате неустанной борьбы человека с природой, и письменность появилась у человека как одно из орудий этой борьбы. Однако переход от первых высеченных на камне письмен-рисунков к современному письму-скорописи потребовал много лет наблюдений и опытов. Более или менее значительное распространение письменность получила только в эпоху Возрождения. Человек, пользуясь письменностью, запечатлевал понятия о многих вещах, но в письме рефлекторно отражались и свойства его психики.

Письменность нельзя рассматривать как совершенно самостоятельное явление, возникшее по воле его изобретателя. Письмо является одним из организационных средств человеческого коллектива, и, следовательно, почерк как форма индивидуального изображения организационного орудия письма не может не содержать в себе всего того латентного, которое заключается в психическом развитии человечества вообще и отдельного индивида в частности.

Артист, изображающий то или иное переживание своего героя, всегда стремится, чтобы его жесты были тождественны с психическим состоянием героя; акт же писания представляет собою не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков-букв. Поэтому жест, необходимый при начертании букв, также должен отражать латентное состояние пишущего, то есть его скрытые, внутренние переживания и общий колорит его настроения. Явления же, при которых создается индивидуальная форма начертания букв, почерк, вполне поддаются наблюдению и эксперименту. Таким образом, графология имеет все данные, чтобы стать точной наукой. Профессор сравнительной патологии Кильского университета Г. Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, конкретизирующихся через движения. «Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения, - говорит он далее, - если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма». Таким образом, движения, употребляемые при письме, образуют в данном случае особо благоприятное поле действий, так как почерк очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в нашем мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.



Существует такой опыт: человек садится на стул, стоящий на засыпанной песком поверхности, и пишет большим пальцем на песке или прикрепленным к пальцу куском мела на горизонтально положенной доске или просто на полу; с первого взгляда легко бросается в глаза тождественность письма, воспроизведенного рукой или ногой. Подобным же образом профессор Прейер исследовал и другие органы: рот, колени, кисть руки, подбородок, голову.

Результат был постоянно один и тот же. Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата. Замечено, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. п.

Показательным в этом отношении является почерк (особенно военных) довоенного времени: манерный, аффектированный и щеголеватый. Подобную щеголеватость и примитивное франтовство можно было наблюдать и в поведении, одежде, особой прическе и т. п. Все это объяснялось теми условиями жизни, которые совершенно нивелировали социальное выражение личности и сужали до минимума круг интересов.



Подобным специфическим канцелярским почерком отличались и мелкие служащие, причем чем незначительнее было занимаемое положение, тем украшеннее и манернее был почерк, как будто бы в эту затейливость и фантастичность росчерков автор вкладывал все стремление к какому-либо проявлению личности, ущемленной условиями существования.

В настоящее время это манерное, канцелярское письмо почти совершенно выродилось, как выродился и тот рожденный временем тип «военного писаря».

Я знал одного почтового служащего, достаточно нетребовательного в своих личных привычках. Его детство прошло в военные нелегкие годы, когда учиться не было возможности. Практически вся трудовая биография этого скромного, но активного человека укладывается в должности почтового работника от простого разносчика корреспонденций до начальника отдела международных перевозок. Его почерк отличался также простотою и естественностью до тех пор, пока он работал простым сотрудником почтового отделения. Но постепенно этот человек стад продвигаться по службе, стал заведующим одним из почтовых отделений. Все это естественно сказалось и на его внешности, поведении, манере общения и, конечно, на почерке. Поскольку ему в интеллектуальном плане не было возможности расти, разве что постигать основы марксизма-ленинизма на политзанятиях, его почерк существенных изменений в плане конструктивности не получил. Вместе с тем он начал украшать свою подпись несуразными штрихами, например свою подпись (фамилия Рассанов), он изображал двумя буквами «р» и «с», но со временем окончание буквы «с» имело удлинение вниз.

Известны противоположные случаи: украшенность письма обычно исчезает во время прохождения военной службы, что легко объясняется условиями казарменной жизни.

У человека с обостренной нервной чувствительностью порывистостью, деятельность которого отличается неравномерностью приложения энергии, также и почерк будет отличаться неравномерностью, геометрической невыдержанностью (в нажиме, который будет распределен неравными по силе мазками, размере букв в одном слове и т. п.) Поэтому профессор Шнейдемиль в своем труде, посвященном школьному воспитанию («Графология на службе школы»), советует родителям и воспитателям особенно бережно и осторожно относиться к ребенку, почерк которого содержит подобные особенности.

Замечено, что во время беременности почерк женщины также претерпевает определенные изменения (становится наклоннее, неровнее); это не покажется удивительным, если принять во внимание, что женщина обыкновенно в такое время обнаруживает много резко бросающихся в глаза странностей в своем поведении, прихотях, настроениях и даже мышлении. Известный немецкий психиатр Крепелин, например, пишет, что 14% из общего числа душевных расстройств женщины приходится на различные периоды беременности.

В настоящий момент вообще можно считать твердо установленным факт непременного изменения почерка при всяком расстройстве нервной системы, проявляющегося ранее всех других симптомов болезни. Легкие расстройства письменной речи, указывает известный судебный эксперт Е. Буринский, на которые обычно не обращает никакого внимания сам пишущий, крайне распространены, и едва ли найдется много людей, у которых не наблюдалось это хотя бы временно. Незначительные неправильности кровообращении, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке, и если мы этого не замечаем, то только потому, что привыкли вообще не следить за своим почерком. Первые признаки усталости также отражаются в почерке, который становится крупнее; при сильной утомленности появляется дрожание в волосяных штрихах букв. Отсюда видно, какую роль может сыграть графология в вопросах гигиены умственного и физического труда.

Равным образом влияют на почерк и временные нарушения деятельности мозга, вызванные различными состояниями наркотического возбуждения (см. «Патологические явления в почерке») .

Современными исследователями установлено, что каждая профессия характеризуется определенным комплексом признаков, выявляющих собою отличительные стороны данной профессии. Так, например, военная профессия требует присутствия в характере выносливости, самообладания, решительности и находчивости. Таким образом, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно, будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нерешительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т. п.

«Прежде всего, не подлежит никакому сомнению, что различные профессии в различной степени затрагивают те или иные основные способности и склонности человека, - указывает известный русский характеролог А.Ф. Лазурский. «Никто не станет отрицать, - говорит он далее, - что профессия ученого значительно больше требует способности к систематическому, последовательному, логическому мышлению, нежели профессия композитора или дирижера оркестра; точно так же несомненно, что авиатор должен обладать большей смелостью, решительностью и самообладанием, чем мелкий торговец, все время проводящий за своим прилавком.» 1

1 Лазурский А. Ф. Классификация личностей, Л.,1925.

Характер почерка, как правило, учитывается при подборе кадров, а также при прогнозировании будущей специальности.

Долголетнее занятие определенной профессией естественно отражается и на почерке. Например, безусловно, имеют нечто общее почерки врачей на рецептах. Образность представлений, творческая фантазия, присущая людям художественного склада (художникам, поэтам), выражается, например, в известной стилизации, фигурнос-ти рисунков букв, часто типографичности заглавных букв. Математики настолько привыкают к писанию формул и цифр, что в их почерке некоторые буквы совершенно напоминают алгебраические и т. п. знаки. Также у лиц, занимающихся цифровым трудом, некоторые буквы бывают поразительно похожи на цифры.

Накладывают отпечаток на почерк и занятия письменным трудом, хотя необходимо в данном случае подразделять этот труд на две основных группы: механический и творческий. При первом буквы будут очень ясны, почерк будет весьма близок к каллиграфическому, заглавные буквы часто будут снабжены специфическими «канцелярскими» завитками; второй же чаще всего неразборчив, в отдельных деталях даже некрасив, но образует одно гармоническое целое благодаря легкости, быстроте и свободности, с которыми он исполнен (почерк ученых, литераторов).

Однако следует подчеркнуть, что графология не позволяет по почерку определить точно род занятий испытуемого. Она может быть только определенным ориентиром в плане векторного определения рода занятий человека.

История графологии

Слово «графология» впервые появилось в 1871 г. в сочинениях французского аббата Ипполита Мишона. В 1879 г. аббат начал изда-вать журнал «Графология», а затем организовал и первое графологи-ческое общество, которое в настоящее время носит его имя. Однако первый известный истории трактат по исследованию почерка принад-лежит перу итальянца Камилло Бальдо, жившего в Болонье и издав-шего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего». Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва». К сожалению, книга Бальдо не получила широкого распространения. Объяснение тому простое: в те времена мало кто мог свободно пи-сать. И только на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков графо-логия становится модным явлением светских салонов: таинственность графологического заключения казалась сродни магизму, будоражив-шему в те времена многие умы. Но сама идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит еще к античности. Да, именно Аристотель утверждал, что почерк отражает характер пишущего. В эпоху Возрождения, когда письменность стала достоянием достаточно широких слоев общества, графология явилась предметом серьезного обсуждения, свидетельством чему служит, к примеру, трактат итальянца Бальдо о том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего.
К теме определения характера по почерку обращались Лейбниц, Гете, Лафатер. Исследования аббата Мишона, начатые в середине XIX века, дали толчок появлению нескольких направлений в графологии.

И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения, как не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и с якобы соответствующими им чертами характера, особенностями биографии и т.д.

Однако даже поверхностный анализ данных, накопленных исследователями почерка, позволяет сделать вывод о чрезвычайно широких перспективах работы психологов в данной области, что в немалой степени диктуется необходимостью разработки и усовершенствования тех методов диагностики психологических особенностей человека, которые не требуют значительных затрат и сложного инструментария.

Следует отметить, что показатели большинства признаков почерка значительно варьируют по величине в общем объеме рукописного текста, поэтому при рассмотрении признаков оценивались их преобладающие, а не абсолютные значения. Кроме того, обнаруженные на промежуточных этапах исследования корреляционные связи между отдельными признаками письма свидетельствуют о существовании согласованной и стройной системы таких признаков, отличающейся относительной устойчивостью для каждого пишущего. Целесообразно ли продолжение исследовательской работы в данном направлении? В этой связи существует мнение о том, что индивидуальные черты личности человека не могут не отпечататься в его почерке, но записаны эти черты такими кодами, каких современная наука пока еще не в состоянии расшифровать и прочитать. Возможно, что одним из потенциальных путей решения проблемы психологической диагностики по результатам анализа почерка может стать использование методологии системного подхода в совокупности с набором прошедших всестороннюю проверку психодиагностических методик.

Наиболее авторитетная из энциклопедий — Британская (1978 года) — так характеризует графологию: «Графология изучает отражение личности в почерке. Опирается на богатую статистику, устанавливающую связь между особенностями почерка и чертами характера. Эта связь обусловлена тем, что моторные движения руки, образующие почерк, управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем».

Академический словарь «Русского языка» утверждает, что ГРАФОЛОГИЯ — это изучение почерка с целью определения психического склада и способностей человека. В настоящее время методика интерпретации почерка получила достаточное распространение за рубежом. Исследования показали, что анализ почерка позволяет частично характеризовать некоторые психологические особенности личности. В частности, это позволило Верховному суду США в 1978 году признать законным использование графологии при приеме на работу. Таким образом, распознавание почерка, которое раньше называлось графологией, очищенное от мистического налета древности, успешно используется в современной психологической диагностике и позволяет определять некоторые особенности поведения, характера, наклонностей пишущего. Такое обследование имеет значительные преимущества перед другими методиками: оно не требует особых условий проведения и доступно абсолютно для каждого умеющего писать.

Развитие психиатрии и психологии в преддверии психоанализа только подкинуло дровишек в костер графологии - она становится одним из методов в этих науках и в то же время продолжает разви-ваться самостоятельно. Широкое применение по распознаванию почерка происходит в космической медицине. Анализ записей, сделанных космонавтами в условиях орбитальных космических полетов, используется специалистами для оценки функционального состояния центральной нервной системы космонавтов, их адаптационных способностей в целом.

В криминалистике распознавание почерка используется не только для идентификации личности (почерк каждого человека индивидуален, как индивидуально его бессознательное), но и для оценки состояния пишущего, как-то: нервное напряжение, психическое расстройство, травма, алкогольное опьянение. Книга известнейшего русского графолога Зу-ева-Инсарова «Почерк и личность», неоднократно переиздававшая-ся в 20-е годы уже прошедшего столетия в России, - тому яркое под-тверждение. Сам же графолог, увы, советской графологической шко-лы так и не создал. После 1935-го он, что называется, канул в лету... Последнее упоминание о нем в книге А. Рыбакова «Дети Арбата»: ни-щий старик, зарабатывающий на жизнь своим искусством под сте-нами ресторана «Метрополь». В 1936-м в Советском Союзе начался тотальный разгром всех психодиагностических и педагогических ин-новационных лабораторий. Как итог - прочно укрепившееся со вре-мен «лысенковщины» мнение, что графология - это «лженаучная те-ория о возможности на основе изучения почерка судить о психичес-ких особенностях человека и даже о его внешности» (Энциклопеди-ческий словарь, 1953 г.). Может быть, потому-то графология до сего Дня так и не вышла из подполья, став ремеслом одиночек.

На Западе графологии повезло больше: она приносит и научную,практическую пользу людям. Кроме Франции, графология получила развитие во многих странах и особенно в Германии, Голландии, Из-раиле и США. В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге). В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество.

В свое время в газете «За рубежом» были напечатаны выдержки из графологического анализа почерка... Саддама Хусейна, проделан-ного графологами по заказу администрации Буша. Их ответ гласил: «Этого человека остановит только сила, поскольку любую попытку договориться он воспринимает как слабость». До начала военных дей-ствий оставалось более полугода. В Израиле графологический метод - один из обязательных методов тестирования при обучении и про-хождении государственной службы. Впрочем, многие фирмы во всем мире пользуются услугами графологов так же часто, как и услугами консультантов по персоналу.

Нужно понимать, что человек не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее в процессе социализации и учения. На первых порах каждую букву вырисовывают. Однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма (если, конечно, вы не стараетесь специально изменить свой почерк) вы не задумываетесь о том, КАК вы пишете. Ваши мысли направлены на то, ЧТО вы пишете. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Следовательно, вполне естественно, что между почерком и психическим (физическим) состоянием человека существует определенная зависимость. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Естественно, многое зависит от того, где и когда обучался человек, в каком окружении он жил, наконец, от физического состояния его рук. Но наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные влияния окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк. Современная клиническая медицина накопила богатейший материал об изменении почерка при ряде заболеваний.

Вопрос о формах, методах и самой технологии работы для практического психолога всегда был актуальным. В ряду методов современной психодиагностики недостаточно полно раскрыты возможности графических методов, причем особый интерес в плане применения указанных методов в диагностике представляет психологический анализ письма как специфической формы графической деятельности. К настоящему времени установлено, что при общих характеристиках письменности в конкретном рукописном тексте всегда сохраняется человеческая индивидуальность с ее своеобразием, специфичностью техники письма, то есть почерком, который открывает для исследователя характерные особенности исполнителя рукописи. Впрочем, общепризнанный факт существования индивидуального стиля исполнения рукописи не позволяет однозначно утверждать, что особенности почерка связаны с конкретными психологическими особенностями пишущего, с определенными уровнями психики.

  • Введение
    • Глава 1. Понятие и виды графологии
    • §1. Понятие графологии
    • §2. Виды графологии
    • Глава 2. Проблемы исследования личностных свойств исполнителя анонимного документа
    • §1. Возможности установления и розыска исполнителя рукописного документа с использованием психолого-почерковедческого метода
    • §2. Выделение психологических особенностей индивида в целях розыска исполнителя анонимного документа
    • Глава 3. Использование графологии в раскрытии и расследовании преступлений
    • §1. Использование графологии на первоначальном этапе расследования преступлений
    • §2. Использование графологии на последующем этапе расследования
    • Заключение
    • Список использованной литературы:
Введение Актуальность темы исследования . Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза. Среди задач, разрешаемых при ее производстве, выделяется установление индивидуально-личностных характеристик исполнителя рукописного документа. Пособие посвящено одной из самых запутанных, сложных и неоднозначно интерпретируемых проблем, находящейся на стыке судебного почерковедения и дифференциальной психологии - установлению взаимосвязи между признаками почерка и психологическими особенностями личности исполнителя документа.В следственно-судебной практике использование методов психолого-почерковедческого (графологического) анализа может оказаться полезным при установлении мотивов совершения преступного деяния, при разрешении вопроса о причастности конкретного человека к событию преступления, при изучении свойств личности в момент совершения инкриминируемого деяния (если выполнение рукописи связано с расследуемым событием), при экспресс-диагностике психологических свойств личности подсудимого, обвиняемого, свидетеля и пр., при исследовании подложных и сомнительных документов как доказательств в ходе расследования преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст.159, 160, 163, 165-168 Уголовного кодекса РФ и т.п.В судебно-почерковедческой экспертизе графологический метод может найти применение на одной из стадий идентификационного исследования, для сужения круга предполагаемых исполнителей, если, например, идентификационная задача решена в отношении конкретного лица в отрицательной форме. Данные, полученные в ходе психолого-почерковедческого исследования, могут играть значительную роль в качестве дополнительной информации при решении задач, касающихся пределов возможностей исполнителя изменять свой почерк или подражать почерку другого лица, что необходимо в сложных случаях исследования - при дефиците полезной и однозначно интерпретируемой информации, а также при решении идентификационных и диагностических задач в вероятностной форме.Установление свойств личности важно не только при расследовании дел в уголовном судопроизводстве, но и для своевременного и полного разрешения многих гражданско-правовых вопросов, возникающих в отношении физических и юридических лиц.Перспективно использование анализа почерка в кадровой работе для установления такого качества личности, необходимого оперативным сотрудникам правоохранительных органов, как устойчивость (сохранение эффективности деятельности и мыслительных процессов при влиянии неблагоприятных факторов); а также при выявлении неблагоприятного фактора тревожности, могущего способствовать развитию психической патологии при постоянной работе человека в сложных условиях.В связи с вышеизложенным автором была предпринята попытка рассмотреть некоторые актуальные проблемы применения психолого-почерковедческого метода в целях получения криминалистически значимой информации.Степень научной разработанности темы . Отдельные аспекты применения графологии нашли свое отражение в трудах Т.В. Аверьяновой, Л.Е. Ароцкера, В.Д. Арсеньева, А.Ф. Аубакирова, А.Я. Гинзбурга, Г.Л. Грановского, З.И. Кирсанова, В.Я. Колдина, Ю.Г. Корухова, П.Г. Кулагина, Р.М. Ланцмана, З.С. Меленевской, Д.Я. Мирского, В.С. Митричева, Б.И. Пинхасова, Ю.Н. Погибко, Е.Р. Российской, которые нашли свое отражение в данной дипломной работе.Объектом исследования является графология, как наука, которую можно использовать в работе правоохранительных органов с целью стоящих перед ними задач.Предметом исследования являются общеметодологические и общетеоретические положения, содержащиеся в научных трудах по вопросам подготовки применения графологии.Целью данной работы является рассмотрение научных и практических проблем применения графологии в раскрытии и расследовании преступлений.Для достижения поставленной цели в работе предлагается решить следующие задачи:1) изучить и проанализировать научную литературу по вопросам применения графологии в расследовании преступлений;2) раскрыть понятие и виды графологии, при этом проанализировать историю ее становления;3) рассмотреть вопросы, относящиеся к проблемам использования графологии правоохранительными органами;4) раскрыть особенности применения графологии на первоначальном и последующем этапах расследования преступлений;5) обобщить теоретический материал с целью выработки практических рекомендаций применения графологии.Методологическую основу работы составил диалектический метод познания. Методику исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: анализа документов, логико-языковой и метод сравнительного правоведения. В ходе написания работы автором изучались и анализировались научные положения уголовного права, криминологии, криминалистики, уголовного процесса, психологии и педагогики.Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.Глава 1. Понятие и виды графологии §1. Понятие графологии Подлинную научную теорию всегда отличает генерирование идей, направленных в будущее. Неслучайно во второй половине минувшего века со всей остротой встал вопрос о создании общей теории криминалистики, способной предвидеть перспективы развития науки, в том числе криминалистической техники, необходимым условием существования которой является привнесение новых идей из других областей знания в работу по созданию средств, приемов и методов собирания и исследования доказательственной информации.Современный уровень криминалистической техники позволяет в ряде случаев не только творчески приспосабливать для нужд борьбы с преступностью данные различных наук, но и содействовать их развитию за счет превращения криминалистики, как верно отмечал Р.С. Белкин, из "потребителя" в "заказчика". Указанная тенденция наглядно прослеживается на примере генотипоскопии, психофизиологической детекции лжи (полиграфологии), инструментальных методов отождествления человека по запаховым следам (ольфактроники как раздела одорологии) и некоторых других видов исследования. См.: Белкин Р.С. Репортаж из мастерской следователя. М.,1998.- С.43Новые знания, средства и методы сначала используются криминалистикой в непреобразованном виде, т.е. напрямую заимствуются из "большой науки". Многие из них на этом этапе рассматриваются в качестве "нетрадиционных" и не сразу находя ч свое место в судопроизводстве. Применение практически любого нового для криминалистики метода, как правило, вызывает со мнения по поводу его научной обоснованности и достоверности Противники использования метода при расследовании преступлений зачастую выбирают явные ошибки из практики его применения, на анализе которых строят свою критику метода в целом. По мере углубления и интеграции знаний нетрадиционные средства и методы преобразовываются, разрабатываются собственно криминалистические методики их применения, изыскиваются возможности по их использованию в процессе доказывания. С течением времени они перестают именоваться "нетрадиционными" и становятся неотъемлемой частью криминалистики, а на смену им приходят новые средства и методы, которые опять-таки первоначально именуются "нетрадиционными" и требуют серьезной проверки с точки зрения их пригодности для использования в борьбе с преступностью.Учебники по криминалистике советского периода обязательно включали в себя параграф или раздел, посвященный критике буржуазных концепций, в том числе такого направления использования специальных знаний, как графология. Однако в последнее десятилетие XX века из-за модификации преступности как социального явления существенно возрос объективный интерес к использованию "нетрадиционных" методов исследования криминалистически значимой информации. В настоящее время ощущается потребность в более широком внедрении методов психодиагностики в практику работы правоохранительных органов России.При этом особое внимание (ввиду наличия ряда очевидных преимуществ) уделяется возможности использования в борьбе с преступностью бесконтактных средств и способов исследования личности, к числу которых относится психолого-почерковедческий метод, позволяющий по особенностям почерка диагностировать разнообразные свойства личности, профессиональные наклонности человека, расстройства психики и т.д. См.: Нетрадиционная криминалистика: Учеб. пособие. Алматы, 2003. - С. 14 Измеряемые ежегодно сотнями тысяч случаев и продолжающие неуклонно расти во многих странах мира, объемы успешного проведения графологических исследований свидетельствуют о том, что залогом их результативности являются устойчивые закономерности функционирования человеческого организма и психики, не зависящие от расовых, национальных и культурных особенностей лиц, участвующих в этой процедуре.Процесс включения в криминалистическую технику новых подразделов предопределяет необходимость учета ряда факторов, по которым можно судить о существовании нового направления. Речь идет о постановке и решении специфических для криминалистической науки задач, которые не ставятся при исследовании алогичных объектов в других сферах человеческой деятельности специфичности самих объектов, подвергаемых исследованию, и в то же время их распространенности и частоте встречаемости как на местах происшествий, так и при производстве иных процессуальных действий; степени разработанности нового для криминалистики направления как в методологическом, так и в методическом аспектах. Следовательно, чтобы графологические исследования заняли достойное место в инструментарии сотрудников правоохранительных органов, необходимо выполнение нескольких условий: построение научно обоснованных и психологически приемлемых способов анализа и классификации графологических признаков; разработка надежного комплекса психологических описаний индивидуальных особенностей субъектов с выходом на практическую "типологию личностей"; создание специальной техники соотнесения комплекса графических признаков с комплексом психологических характеристик человека.Графологический метод по своему содержанию и гносеологической направленности находится на стыке между психологией и криминалистикой. В адаптированном виде при решении частных задач следственного, судебного и экспертного познания он является структурным элементом почерковедческого и лексико-стилистического криминалистических методов исследования. См.: Лисиченко В.К. Использование данных естественных и технических наук в следственной и судебной практике: Учеб. по-собие. Киев, 1979. - С. 11 По гносеологической функции графологический метод является логическим действием, которое создает информационную основу для последующего "опознания", идентификации человека в широком смысле слова. Структура исследования с помощью графологического метода включает фиксацию выделенных в процессе анализа существенных личностных черт по почерку конкретного лица с помощью принятых в криминалистическом почерковедении специальных терминов, каждый из которых несет определенную информацию, а в своей совокупности они позволяют воспроизвести образ конкретного человека. Эффективность использования графологического метода определяется не только применением специальной терминологии, но предусматривает необходимость умелого оперирования разработанными группами признаков и правилами их описания, соблюдение которых обеспечивает установление разыскиваемой личности.С учетом изложенного, графологию сегодня можно рассматривать как отрасль криминалистического знания, изучающую характер человека по его почерку. См.: Криминалистическая пси-хология: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. - С. - 21Успехи в экспериментальных графологических исследованиях в последние десятилетия XX века дали возможность зарубежным специалистам значительно расширить диапазон диагностируемых по почерку личностных особенностей человека. Современная графология - это не "гадание по буквам", характерное для позапрошлого и начала прошлого веков. Как один из методов изучения личности графологию во многих странах Европы, Азии и Америки успешно применяют в различных областях. Графология используется для установления психологических особенностей человека при работе с кадрами, в медицинской практике, в частности, в ходе психотерапевтического лечения, при разработке индивидуальных комплексов лечебной гимнастики, диетического питания и т.п. В оперативно-розыскной и следственно-судебной деятельности нередко возникает необходимость установления исполнителя по выполненному им рукописному тексту.Графологический анализ почерка зарекомендовал себя в качестве экономичного и результативного средства установлений свойств личности в оперативно-розыскной деятельности спецслужб многих стран мира. Основоположник израильской графологии Арие Нафтали, проводя анализ почтовой открытки, еще в 1960 году помог разведке "Моссад" установить личность нацистского военного преступника Адольфа Айхмана. См.: Судебно-почерковедческая экспертиза в США // Обзорная информация ВНИИСЭ. М., 1976. № 6.Важная роль отводится психолого-почерковедческим исследованиям в судопроизводстве. Так, Лисиченко В.К. выступает за активное использование графологии при допросе участников процесса, в первую очередь, обвиняемого для формирования суждения о свойствах его личности, главным образом, с целью оценки правдивости данных показаний. См.: Лисиченко В.К, Циркалъ В.В. Использование специаль-ных знаний в следственной и судебной практике. Киев, 1987. - С. 53 Естественно, графолог не может сказать, правдиво или нет описывает в рукописном тексте человек произошедшие события, но может установить, склонен ли он вообще скрытничать и маскировать подлинные мысли, используя различные "защитные механизмы". Не существует графологических примет вора, но почерк зачастую красноречиво "выдает" способность либо неспособность держать слово, считаться с мнением окружающих, сохранять чувство собственного достоинства, т.е. свидетельствует о тех личностных качествах, которые отсутствуют в душе человека, пренебрегающего законопослушной жизнью в социуме. Графолог не может однозначно определить, употребляет ли человек наркотики, но может выявить признаки почерка, сигнализирующие об эмоциональной недостаточности или о неустойчивости личности обследуемого субъекта - свойствах, которые могут подтолкнуть людей к употреблению наркотиков. В почерке молодых людей, выросших без родителей или "выбитых из колеи" жизненными обстоятельствами, проявляются признаки затрудненного общения.Сегодня, когда резко возросло число преступлений, связанных с завладением недвижимостью путем мошенничества (с составлением подложных документов с подражанием почерку (подписи) собственника или же с использованием беспомощного состояния владельца), лишь в ходе почерковедческого и графологического анализа возможно установление истины.Общепризнанным является наличие трех направлений применения графологии в уголовном судопроизводстве:1) в целях оценки личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и других участников процесса;2) при составлении психологического портрета неизвестного преступника;3) при проведении идентификационного исследования почерка. См.: Степанов А.А. Психографологический анализ почерка объяснительных записок при расследовании ЧП и его корреляция с результатами опроса на полиграфе / Материалы выступления на VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальных психофизиологических исследо-ваний и перспективы их использования в борьбе с преступнос-тью». Сочи, 2003. - С.41Графология изучает физиологическую и одновременно психическую динамику, порождающую определенный жест, а также выявляет закономерности оценки тех характерных изменений этого жеста, которые возникают, когда человек пытается умышленно изменить свой почерк или подстроиться под почерк другого лица. Именно эту внутреннюю динамику невозможно изменить. В любом случае признаки примененного "насилия" над почерком могут быть выявлены графологом. Для того чтобы исказить внутреннюю динамику собственного почерка, человеку пришлось бы "фальсифицировать" не только свою мускулатуру, но и свою нервную систему, что, разумеется, невозможно. Сравнительный анализ признаков почерка, используемых в судебно-почерковедческой экспертизе и в графологии, показал, что в большинстве случаев используются сходные наборы признаков почерка. Это, вероятно, объясняется тем, что в обоих подходах исследователи стремились создать системы признаков почерка, позволяющих многосторонне и надежно описывать индивидуальные особенности пишущих. Вместе с тем, необходимо четкое разграничение компетенции графолога и почерковеда. Прямое заимствование знаний из области графологии для решения задач судебно-почерковедческой идентификации недопустимо.Технико-криминалистические средства, приемы и методы могут применяться лишь в том случае, когда для этого имеются правовые основания - когда применение технических средств, приемов и методов либо прямо предусмотрено законом, либо рекомендовано законом, либо не противоречит закону по своей сущности и целям использования. Р.С. Белкин отмечал, что "... ни закон, ни подзаконные акты не могут дать исчерпывающего перечня тех технических средств и тактических приемов, которые используются или могут быть применены с целью раскрытия и расследования преступлений". См.: Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, пер-спективы. Общая и частные теории. М., 1987. - С. 42 В связи с этим особое значение приобретает необходимость соблюдения общих принципов допустимости применения технических средств в ходе расследования преступлений, к которым относятся: законность, научная состоятельность, эффективность, безопасность и этичность.Поскольку в уголовно-процессуальном законодательстве (за определенными исключениями) не содержится категорических указаний на обязательность применения технико-криминалистических средств, лицам, ведущим расследование, предоставляется возможность выбора соответствующих средств в рамках общей обязанности по использованию технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования доказательств. Применять технико-криминалистические средства, приемы и методы при производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственно-судебных действий могут, помимо должностных лиц, специалист и эксперт как носители специальных познаний. УПК РФ и Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" регламентируют применение средств криминалистической техники в оперативно-розыскной деятельности. Использование технико-криминалистических средств и методов при производстве судебных экспертиз регламентируется Главой 27 УПК РФ и Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".Как известно, лица, сведущие в науке, технике, искусстве или ремесле, специальные познания которых позволяют им установить фактические данные - обстоятельства дела, и выразить свое мнение в заключении, являющемся одним из источников доказательств, могут выступать по делу в качестве экспертов. Помимо эксперта, процессуальное законодательство предусматривает возможность вовлечения в судопроизводство специалиста.Субъектом психолого-почерковедческого установления отдельных черт личности изучаемого или разыскиваемого лица является специалист, владеющий соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками. Специальные знания приобретаются в результате профессионального обучения либо работы по определенной специальности и используются для решения задач уголовного судопроизводства. Профессиональные знания графолога, безусловно, являются "специальными" в контексте уголовно-процессуального законодательства. Специалист-графолог - это лицо, обладающее специальными познаниями в области криминалистического почерковедения, психофизиологии письма, психодиагностики и графологии, в использовании которых возникает необходимость в ходе расследования преступлений. См.: Поврезнюк Г.И. Концептуальные основы криминалисти-ческого установления личности: Монография. Алматы, 2005. - С. 31 В качестве специалистов-графологов могут выступать сотрудники криминалистических подразделений правоохранительных органов, сотрудники специализированных научно-исследовательских криминалистических подразделений, профессорско-преподавательский состав кафедр высших учебных заведений, а также другие лица, сведущие в области психолого-почерковеческой диагностики личности.Уголовно-процессуальное законодательство дает возможность привлекать специалиста к участию в следственных действиях (ст.168 УПК РФ), при осуществлении которых он может применять технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ст.164 УПК РФ). Также, в соответствии со ст.58 УПК РФ, специалист может провести исследование материалов дела. Согласно ст.74 УПК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ) в качестве доказательств допускаются показания как эксперта, так и специалиста.Таким образом, регламентированный УПК РФ порядок вовлечения специалиста в судопроизводство позволяет привлекать графологов для дачи заключения по интересующим правоохранительные органы вопросам. Графолог может оказывать содействие в собирании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств и давать заключение специалиста. В УПК РФ не определяется содержание заключения специалиста. На наш взгляд, специалист-графолог обязан дать обоснованные ответы на поставленные следствием или судом вопросы и изложить: где, когда, при каких обстоятельствах, в проведении какого следственного или судебного действия он участвовал; какие объекты были представлены в его распоряжение; каково его мнение относительно представленных объектов; на основании чего он придерживается именно этого мнения. Практика деятельности правоохранительных органов свидетельствует, что составленное таким образом заключение специалиста может быть использовано в качестве источника доказательств.Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в ст.6 прямо предусматривает возможность вовлечения специалистов в процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий. Естественно, что в Законе не приводится перечень тех средств и методов, которые могут быть использованы при розыске как самим оперативным работником, так и оперработником с привлечением соответствующих специалистов. Однако в любой ситуации применение специальных знаний в розыскных целях должно отвечать, с одной стороны, требованиям уголовно-процессуального законодательства, а с другой - все права и обязанности специалиста, предусмотренные ст.58 УПК РФ, распространяются на сведущих лиц, которые привлекаются для участия в оперативно-розыскных мероприятиях. Необходимо подчеркнуть, что материалы графологического исследования, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до обличения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических лиц.Технико-криминалистические средства и методы собирания и исследования материальных носителей информации, так же, как криминалистические подходы к оценке результатов исследований и их использованию в доказывании, могут успешно примеряться при производстве по гражданским, арбитражным делам, лам об административных правонарушениях. См.: Романова Е.С. Графические методы в практической пси-хологии. СПб., 2004. - С. 46Расширение практики использования графологического метода при подборе кадров, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и других сферах общественной жизни ставит вопрос о том, насколько графологические исследования удовлетворяют требованиям научной обоснованности, надежности и нравственной безупречности. Главным гарантом эффективности применения психолого-почерковедческого метода является профессионализм графолога. Вместе с тем, морально-психологические качества личности графолога должны соответствовать высокому уровню его профессиональных знаний и умений, ведь от честности, принципиальности, настойчивости последнего во многом зависит результативность использования метода. Сегодня анализ морально-этических основ применения графологического метода является актуальной исследовательской задачей. Как известно, соблюдение норм нравственности рассматривается в качестве обязательного условия при использовании современных научно-технических достижений в борьбе с преступностью.§2. Виды графологии Среди методов получения криминалистически значимой информации, впитавших в себя многовековой опыт проведения графологических исследований, хотелось бы выделить так называемые "психологию шрифтов", "компьютерную графологию", психографию, диагностику психологического состояния по "реперной" букве и некоторые другие."Психология шрифтов". В последние годы XX века психолог Арик Сигман по заказу известной компании "Lехmагк" разработал "новую графологию", названную им "психологией шрифтов", в рамках которой попытался установить взаимосвязь между характером человека и используемыми им шрифтами при написании текстов на компьютере и печати документов. См.: Особенности невербаль-ной коммуникации в ходе расследования преступлений. М., 2004. - C. 131Как установил Сигман, в самом общем случае мужчины предпочитают использовать буквы прямолинейных очертаний, тогда как женщины выбирают шрифты более обтекаемые и мягкие по форме. Отмечена связь между психологическими особенностями личности с выбором распространенных гарнитур: так, "строгий" Times говорит о респектабельности автора, "мягкий" Courier - о чувствительности натуры, "развязная" Verdana выдает человека современного и смелого в поступках. См.: Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербаль-ной коммуникации в ходе расследования преступлений. М., 2004. - C. 132 Важную роль играет размер шрифта и особенно разница в размерах между заглавными и строчными буквами. Свое исследование А. Сигман адресовал, прежде всего, не экспертам-психологам, а рядовым пользователям. Подойдя к выбору шрифта осознанно, можно добиться нужного эффекта в его восприятии читателем, что полезно при поиске работы, улаживании ссор и в сотне других ситуаций, с которыми приходится сталкиваться современному человеку в повседневной жизни."Компьютерная графология". В последнее время на базе классической графологии происходит формирование нового направления применения технико-криминалистических знаний в области психолого-почерковедческой диагностики личности. Использование компьютерных технологий при изготовлении документов приводит к некоторой потере криминалистически значимой информации об авторе и исполнителе таких документов. Одновременно с исчезновением ряда криминалистических признаков появляются новые. При работе за компьютером в специфической манере исполнения документа проявляется человеческая индивидуальность, т.е. "компьютерный почерк" конкретного лица. По индивидуальной манере выполнения документов на компьютере можно определить отдельные личностные особенности исполнителя, выражающиеся в стиле программирования, в предпочтительных настройках параметров "рабочего стола" или выборе "обоев" на экране монитора. См.: Алесковский С.Ю., Аубакиров А.Ф. Нетрадиционная кри-миналистика: Учеб. пособие. Алматы,2003. - C. 127Индивидуальной является также манера работы с клавиатурой или мышью. Все это способствует изучению параметров "компьютерного клавиатурного почерка", позволяющих идентифицировать исполнителя документа, в том числе в целях обеспечения своевременного расследования преступлений. К таким параметрам относятся: скорость ввода символов, характеризуемая временными интервалами, затраченными на ввод отдельных букв; изменение скорости набора, т.е. различие временных интервалов между последовательными нажатиями на клавиши клавиатуры или кнопки "мыши"; анализ альтернативных вариантов набора, т.е. уяснение, нажатие каких клавиш предшествовало нажатию реально выбранной; использование основной или дополнительной частей клавиатуры для набора; предпочтение в применении функциональных или "горячих" клавиш. См.: Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербаль-ной коммуникации в ходе расследования преступлений. М., 2004. - C. 131Так, длительный поиск следующей клавиши может свидетельствовать о стрессовом состоянии, вызванном депрессией. Равномерный набор символов указывает на пунктуальность, аккуратность человека, его способность к рутинной работе. Равные паузы между словами показывают уверенность в себе пользователя, отсутствие негативных эмоций. Если временные интервалы между словами значительно выше, чем интервалы между нажатиями при наборе слов, то это может служить отражением истеричности, склонности к позерству или артистизму. Вариабельность временных интервалов между набором отдельных слов присуща морально неустойчивым людям, работоспособность которых меняется в зависимости от настроения или спровоцированной активности (вдохновения). Наблюдаемая отрицательная дифференциальная характеристика - от высокой скорости в начале набора до снижения темпа к концу - говорит об утомлении, испытываемом пользователем компьютера.Каждый пользователь компьютера владеет определенной совокупностью специализированных программ по формированию текстов. Навыки владения ими для каждого оператора индивидуальны, относительно устойчивы и отображаются в документе, являясь идентифицирующим признаком исполнителя. Даже в случае удаления электронного файла на магнитных носителях остаются следы, которые могут помочь эксперту-криминалисту при его исследованиях. Из-за изменений в состоянии здоровья и повышения профессионального мастерства с течением времени клавиатурный почерк у пользователя меняется. Смена клавиатуры с мягкой на более жесткую, с обычной - на эргономическую, у которой другое расположение клавиш, тоже вносит свои коррективы. Работоспособность человека, его темперамент, реакция и манера работать с клавиатурой претерпевают колебания в зависимости от сезона, рабочей нагрузки, близости выходных, праздничных дней или отпуска."Компьютерную графологию" можно применить для определения профессии или культурной среды испытуемого. Для этих целей рассматривается реакция и скорость ввода определенных слов. Далее идет сравнение со словарем, в котором по профессиональным терминам или типичным жаргонным словосочетаниям определяются возможные профессии или образ жизни исполнителя текста. Скорость набора терминов может резко измениться в зависимости от отношения к ним: знаком ли с ними испытуемый, имеют они для него негативную окраску, знает ли он их значение. При встрече знакомых терминов из профессии или жизни скорость увеличивается, для незнакомых слов будет ярко выражено обдумывание и, соответственно, "торможение" при наборе символов.В упрощенном варианте можно "просчитать" отдельные составляющие темперамента или характера человека, быстроту его реакции. Реакция на показанные на дисплее какие-либо тестовые фигуры или на смоделированные с провокационной целью "неполадки" в работе компьютера у холериков, сангвиников или флегматиков, естественно, будет различной.Психография . Нередко выполнение рукописного текста сопровождается какими-либо рисунками или узорами. Такие элементы художественного творчества могут быть оставлены в записной книжке, рабочем дневнике или на полях печатного издания. Анализ подобных изображений с использованием психографического метода позволяет определить личностные особенности человека.Разработчик психографического метода на основе типологизации рисунков, английский искусствовед Г. Рид исходил из следующей гипотезы: все многообразие форм художественного выражения можно свести к восьми видам, которые коррелируют с элементами типологии К. Юнга. См.: Романова Е.С. Графические методы в практической пси-хологии. СПб., 2004. - С. 86 Проведя типологизацию 25 тысяч рисунков детей и более 10 тысяч рисунков взрослых различных специальностей с самыми разнообразными формами художественного выражения, Г. Рид обнаружил, что все это множество принципиально можно разделить на восемь типов. Разработанная им типология рисунков вполне пригодна для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий. Для обозначения восьми типов рисунков Г. Рид использовал следующие понятия: эмфатический, гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный, для каждого из которых выделил основные характеристики.Психогеометрия . Психогеометрический метод опирается на учение о психологических типах К. Юнга и теоретические представления о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Легко заметить пересечение психогеометрической типологии личности со многими другими классификациями типов личности, разработанными как в классической, так и в современной психологии.В первой половине XX столетия графологом из Сан-Франциско Энн Махони был предложен тест, в котором необходимо было в порядке предпочтения расположить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию, где круг символизировал одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость; квадрат - ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу; треугольник - агрессию, оценку собственного успеха выше эмоциональной вовлеченности, отсутствие усидчивости; ломаные линии - наличие воображения, индивидуальность, увлеченность философией, поэзией, музыкой и подход к оценке других людей по их внутренним качествам, а не социальному статусу. См.: Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая пси-хология: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. - С. 74В порядке апробации новых оригинальных психодиагностических методов, перспективных для применения в кадровой работе и деятельности правоохранительных органов, на протяжении нескольких лет при проведении плановых психодиагностических мероприятий предлагал слушателям ряда высших учебных заведений г. Алматы, осуществляющих подготовку сотрудников для правоохранительных органов, выполнить психогеометрический тест параллельно с написанием психологического автопортрета для получения образцов скорописного почерка. См.: Алесковский С.Ю., Аубакиров А.Ф. Нетрадиционная кри-миналистика: Учеб. пособие. Алматы,2003. - C. 127 Процедура обследования состояла в следующем: респонденту предъявлялся стимульный материал - пять стандартных, вырезанных из бумаги карточек, с изображенными на них геометрическими фигурами: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом и зигзагом. Требовалось выбрать ту из них, которая первой привлекла внимание, наиболее понравилась, в отношении которой можно было бы сказать: "Это я". Оставшиеся четыре фигуры ранжировались в порядке убывания предпочтений. По завершению процедуры тестирования определялся геометрический ряд, в котором фигуры располагались в зависимости от их привлекательности для обследуемого.Считается, что фигура, выбранная первой - основная или субъективная форма, позволяющая определить доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, степень влияния которых убывает с увеличением порядкового номера. Важное значение имеет последняя фигура: она вызывает антипатию, негативное к себе отношение тестируемого, указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для респондента наибольшие трудности.Для дальнейшего исследования фиксировался выбор первой (самой предпочитаемой), второй (предпочитаемой) и последней (отвергаемой) фигур.Всего было обследовано более 400 человек, представлявших различные возрастные, образовательные, половые, национальные и социальные группы. Наиболее предпочитаемой геометрической фигурой для 41% респондентов оказался квадрат, далее в порядке убывания: круг - 27%, треугольник - 14%, прямоугольник - 11% и зигзаг - 7%. В целом, в качестве первой или второй фигуры квадрат назывался в 74% случаях из ста. Среди отвергаемых фигур бесспорным лидером оказался зигзаг (72%), далее прямоугольник (11%), треугольник (9%), круг (6%) и квадрат (3%). Таким образом, респонденты идентифицировали себя чаще всего с квадратом и как отвергаемую фигуру выделяли зигзаг. См.: Алесковский С.Ю., Аубакиров А.Ф. Нетрадиционная кри-миналистика: Учеб. пособие. Алматы,2003. - C. 127На основании полученных данных можно констатировать частичное подтверждение достоверности результатов психогеометрической диагностики личности, но также и предостеречь от ее использования в качестве серьезного психодиагностического инструмента без дальнейшей экспериментальной доработки.Нельзя не заметить внешнее совпадение форм фигур психогеометрического теста с отдельными особенностями в скорописном почерке. В наибольшей степени это относится к общим признакам почерка - признакам геометрического построения (например, особенности связи), а также подписному почерку (например, конструкция подписи). При наличии значимой корреляции между психогеометрической типологией и особенностями почерка появляется возможность их комплексного использования в психодиагностической практике. Сам по себе психогеометрический тест прост и удобен в работе, однако его можно использовать лишь до тех пор, пока тестируемому не станет известна интерпретация выбранных фигур. Для психогеометрии, как и для других проективных методик, характерен глобальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. Этим и определяется значение обязательного соотнесения "проективного материала" с результатами других исследований, в частности психолого-почерковедческих.Диагностика по " реперной " букве . В начале 90-х годов прошлого века российским криминалистом Г. Аминевым была разработана оригинальная методика исследования почерка подозреваемого, названная им "Психодиагностика почерка подозреваемого в убийстве". См.: Фадеев В.В. Личностные компоненты развития письмен-ной речи / Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1989. - С. 46Суть метода, предложенного Г. Аминевым, заключается в следующем: подозреваемому, не признающему вину, предлагается собственноручно написать, чем он занимался в день совершения убийства. Зная о том, что все излагаемые сведения будут тщательно проверены, подозреваемый старается вспомнить даже мельчайшие подробности, и тем самым как бы мысленно повторно "проживает" те события, которые описывает. Когда подозреваемый подходит к описанию того временного интервала, в который было совершено убийство, он начинает излагать то, что свидетельствует о его непричастности к преступлению, или ссылается на забывчивость. Однако инерция мышления, психологическое "вчувствование" к этому моменту настолько возрастают, что попытки убедительно изложить собственное алиби сопровождаются "прокручиванием" в сознании подозреваемого "кадров" подлинного события, перед его глазами возникает картина совершенного убийства.