Домой / Праздничный / Первый год жизни ребенка — как пережить трудные времена. Кризис отношений: первого года семейной жизни

Первый год жизни ребенка — как пережить трудные времена. Кризис отношений: первого года семейной жизни

Успех воспитания подрастающего поколения немыслим без учета возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей. Физиологи, психологи и педагоги выделяют следующие возрастные периоды развития детей: младенческий - от рождения до одного года, ранний - от одного года до трех лет, дошкольный - от трех до шести лет, младший школьный - от I до IV класса, средний школьный (подростковый ) - от V до IX класса, старший школьный (юношеский) - от X до XI класса.

Возникает закономерный вопрос: каково значение каждого возрастного периода в формировании личности? Вопрос этот сложен. Ответ на него дает возрастная и педагогическая психология - важная отрасль психологической науки. Здесь мы лишь кратко рассмотрим значение дошкольного детства для развития ребенка.

Сначала заметим: большинство советских педагогов и психологов считают, что каждый возрастной период имеет важное значение в формировании личности и позволяет развить у ребенка определенную группу способностей и качеств, исправить ранее возникшие в его развитии недостатки, восполнить упущенное. Однако мнения о возможностях и значении развития в дошкольном возрасте нередко расходятся. Почему?

Познакомимся с некоторыми высказываниями на этот счет.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы,- ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Подчеркивая большое значение первых лет жизни в развитии человека, Л. Н. Толстой отмечал: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Не менее категорично оценивал важность этого периода детства и крупнейший советский педагог А. С. Макаренко. Он писал: «…главные основы воспитания заключаются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет,- это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

Здесь целесообразно задать учащимся вопрос: не считаете ли вы, что в этих образных высказываниях есть элемент преувеличения роли раннего детства в развитии ребенка? Чаще всего учащиеся дружно соглашаются: преувеличение есть, и немалое. При такой ситуации стоит спросить: если с этим согласиться, то можно ли считать оправданным это преувеличение? Почему? С помощью учителя учащиеся приходят к выводу: Л. Н. Толстой и А. С. Макаренко своими яркими высказываниями стремились опровергнуть сугубо неверное и, к сожалению, до сих пор широко бытующее представление о малых возможностях и бедных духовных потребностях детей в первые годы жизни.

Против этого ошибочного представления активно выступала и Н. К. Крупская. Дело в том, что некоторые родители, опираясь на него, оправдывают свою воспитательную пассивность («Он мал - ничего не понимает», «Подрастет - поумнеет» и т. д.). Иногда эта ошибка дополняется другим неверным представлением. Еще можно порой встретить отцов и матерей, которые оправдывают свою педагогическую беспомощность или неудачи в воспитании ребенка: «Такой уж он уродился», «Тут мы бессильны - это у него в крови», «Неспособный он у нас. Способности - дар природы». Чем порождены эти ошибочные взгляды? Эхом одной из прошлых теорий. Очень живучей. «Ряд зарубежных авторов и сейчас утверждает, что развитие способностей, характера, нравственных качеств личности ребенка якобы роковым образом предопределено его наследственностью, заданной ему от рождения генетической программой и протекает спонтанно, независимо от условий жизни и воспитания».

Учителю здесь целесообразно задать вопросы: в чем ошибочность такой теории? В чем ее вред? Что играет решающую роль в формировании личности ребенка? Опираясь на знания биологии и общественных наук, десятиклассники с помощью учителя приходят к выводам:

а) теория спонтанного детского развития приводит к ложному пониманию возмоэюностей и задач воспитания; б) она обрекает родителей и воспитателей на пассивность и бездеятельность, так как развитие ребенка, дескать, идет само собой, а воспитание ничего не может прибавить к тому, что дано ребенку «от природы». Н. К. Крупская, которую по праву считают одним из основоположников советской дошкольной педагогики, подчеркивала, что все дети (разумеется, здоровые, без аномалий в развитии) обладают большими потенциальными возможностями для всестороннего развития. Однако, чтобы реализовать эти возможности, необходимо с первых лет жизни ребенка правильно организовать его воспитание, целенаправленное, всестороннее формирование личности.

Советские педагоги, психологи и. физиологи в своих исследованиях развили и обогатили эти положения, которые способствовали созданию научной основы советской системы дошкольного воспитания, предусматривающей тесное взаимодействие школы, семьи и общественности.

«Эти исследования показали, что хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания».

Очень важным является и следующее положение: эффективность формирования личности ребенка зависит от его собственного активного участия в различных видах деятельности, -игре, труде, учении, общении. Значит, необходимо правильно организовать эту деятельность, придать ей полезную направленность, обогатить содержание, сделать интересной, творческой.

В настоящее время психологи и педагоги всё более соглашаются с тем, что именно в первые годы жизни закладываются основные, личностные качества. Новорожденные имеют лишь задатки многочисленных.способностей. И если в начале жизни ребенка для их развития нет благоприятных условий или для этого не предпринимаются специальные усилия, то потом наверстать упущенное очень трудно. «Отсутствие внимания и любви к ребенку в первом полугодии жизни снижает темпы его развития, обедняет эмоциональную сферу, тормозит развитие интересов и любознательности, что отрицательно сказывается на становлении личности и самосознания ребенка».

Выводы исследователей о том, что маленький ребенок обладает большими потенциальными возможностями для всестороннего развития, побуждают и ученых и родителей искать пути разумного использования этих возможностей. Многих вводит в заблуждение то, что «возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды прогрессивный американский психолог Д. Брунер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.».

Но возникает вопрос: каковы пределы разумного использования детских возможностей? Важность этого вопроса неоспорима.

В настоящее время по вопросам воспитания подрастающего поколения (особенно детей дошкольного возраста) ведется немало довольно острых дискуссий. В них четко проявляются две следующие крайности. Одни считают, что, исходя из больших потенциальных возможностей маленьких детей, следует максимально ускорить темп воспитания детей первых лет жизни, форсировать их обучение и таким образом сократить период подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни, \’ т. е. искусственно «приблизить зрелость, время наибольшей отдачи человека обществу». Противоположная точка зрения: дети в настоящее время слишком перегружены, надо дать им возможность «погулять, расти свободно», нельзя на детские плечи взваливать груз забот, угрожающий их здоровью, нельзя забывать, что ребенку по законам природы принадлежит «счастливая пора детства, которую непозволительно сокращать».

Ни первую, ни вторую точку зрения нельзя принять безоговорочно. Здесь уместно спросить учащихся: как вы думаете, почему? Какой путь можно считать оптимальным для развития ребенка? Выслушав довольно разнообразные мнения старшеклассников, учитель предлагает: окончательный вывод сделаем чуть позже, а сейчас рассмотрим мнение педагогов, психологов, физиологов, медиков об ошибочности сначала первой, а затем и второй точки зрения.

«Идея ускорения, искусственной акселерации вызывает свое образный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным еще его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями».

Такой неосмотрительный эксперимент может принести ребенку непоправимый вред. Дело здесь не только в ближайших результатах воздействий. Куда опаснее «те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию».

«При неумеренном обучении детей, например, плаванию в ранний период может нарушиться расположение органов и систем организма, приспособленное все-таки к хождению по земле. Еще не окостеневший окончательно череп (не только вместилище, но и хранилище мозга) приобретает противоестественную, сдавленную с боков форму - форму наименьшего сопротивления воде;

возникают аномалии в структуре костей и сочленении таза, приспособленных к нагрузкам при вертикальном положении тела.

Специальных продолжительных наблюдений над экспериментами такого рода никто не проводил, поэтому трудно сказать, в какой мере в дальнейшем можно исправить возникающие отклонения от нормы…».

Данное предостережение не означает, что следует отказаться от идеи обучения детей плаванию в ранний период их жизни. Сама идея прогрессивна. Но реализовывать ее надо при наличии необходимых для этого условий, на основе научно обоснованной методики, под наблюдением врача и опытного методиста.

«В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует. Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие…

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша.

В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности».

«Теперь о противоположных взглядах. В чем их привлекательность?»- спрашивает учитель. Ответы десятиклассников обычно делятся на две группы:

а) привлекательность состоит в заботе их сторонников о счастливом детстве;

б) их позиция грешит односторонностью.

Учитель резюмирует: да, их взгляды действительно противоречивы. С одной стороны, они ратуют за счастливое детство, с другой - стремятся уберечь детей от всяких забот. Но разве смысл счастливого детства заключается в беспечности, в бесконечных развлечениях, в праздности? Многочисленные примеры подтверждают: все это ведет к тому, что подверженный таким влияниям человек нередко с детства усваивает иждивенческую психологию, вырастает эгоистичным, беспечным, равнодушным, ленивым, неспособным к серьезному труду. Жизнь его оказывается бессодержательной, примитивной, неинтересной, бесцельной. Такой человек часто считает себя самым несчастным, обиженным.

«Лишь здоровое напряжение ума, воли, чувств, мышц дает человеку (и малышу и взрослому) истинное ощущение радости жизни. Игра и труд, познание и творчество, общение и движение, окрашенные новизной, удивлением, интересом, открытиями,- вот подлинные атрибуты детства. И если при этом неразлучны с ребенком, подростком любящие их мать и отец, мы можем говорить о детстве счастливом».

Рассмотрение этого важного вопроса учитель завершает, опираясь на позитивные моменты в высказываниях учащихся, которые позволяют сделать вывод: основной смысл счастливого, радостного детства в первую очередь заключается в разумном использовании потенциальных возможностей ребенка для его всестороннего и гармоничного развития.

Учитывая данные многолетнего комплексного исследования и в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в нашей стране осуществлен переход на обучение детей с шестилетнего возраста. Это налагает и на семью особые заботы. Однако в процессе более раннего развития детей нельзя забывать: педагоги и психологи установили, что при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Родителям не следует пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям.

Задача заключается в том, чтобы воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, быть любознательным, дисциплинированным, честным, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Они войдут в золотой фонд зрелой человеческой личности.

Период младенчества играет особую роль в становлении всех психических функций, в том числе и речи.

На первом году жизни ребенок стремительно развивается. Семимесячный малыш рази­тельно отличается от трехмесячного. Каждый день у ребенка появ­ляется что-то новое: вчера он начал держать головку, сегодня осчастливил вас первой улыбкой... Вот он уже лежит на жи­воте и с интересом смотрит вокруг; а вот он потянулся к иг­рушке и схватил ее.

Как известно, ведущей деятельностью ребенка в период младенчества является общение. Становление общения ребенка со взрослым начинается в пер­вые дни жизни с эмоционального общения, которое является основной его формой в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. В эмоциональном общении (называемом ситуативно-личностным) ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой формой, интонацией.

В ходе эмоционального общения ребенок выражает только чув­ства, но не мысли. Этого становится недостаточно, когда во вто­ром полугодии расширяются представления ребенка об окружаю­щем мире, обогащаются его взаимоотношения со взрослыми, усложняются движения и действия, возрастают физические возможно­сти. Вокруг так много интересных вещей, говорить о которых на языке эмоций не только трудно, но и чаще всего просто не­возможно. После того как ребенок овладевает хватанием (к концу первого полугодия), возникает новая форма общения – ситуативно-деловое, предполагающее уже участие речи в общении.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторо­нами развития выделяются и такие, которые играют роль не столько в данное время, сколько в последующем разви­тии слышащего ребенка. Так, например, к ним относятся начало развития пони­мания слов взрослого в начале второго полугодия жизни, появле­ние первых самостоятельных слов к году, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни.

Как известно, все стороны развития ребенка тесно взаимосвязаны и строго регламентированы возрастом. Поэтому трехмесячному ребенку нельзя предъявлять те же требования, что к шестимесячному, также как неэффективно предлагать шестимесячному ребенку те же игры, что и трехмесячному. В связи с этим описание педагогического воздействия на неслышащего младенца представлено по возрастным периодам: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-12 месяцев. Следует особо подчеркнуть, что психофизическое состояние ребенка не всегда соответствует его календарному возрасту, так, например, недоношенные и ослабленные дети, как правило, отстают в развитии на 1-2 месяца, а иногда и больше. Поэтому при определении индивидуальной программы работы с ребенком следует исходить не из календарного возраста, а из фактического состояния малыша. Уровень психофизического развития по отношению к тому или иному возрастному периоду определяет врач и педагог-дефектолог. Работа с малышом в каждый возрастной период излагается совокупно по разным линиям развития.

Нарушения слуха могут быть выявлены в самые разные сроки, и, следовательно, коррекционное воздействие на одних детей начинается с первые три месяца жизни, на других – в период от 3 до 6 месяцев, а на третьих – во втором полугодии. Если педагогическое воздействие на младенца начинается не в первые 3 месяца, а в следующем возрастном периоде, то в содержание работы с ним включаются как упражнения, предлагаемые для самых маленьких детей и для малышей 3-6 месяцев. В случае начала занятий со второго полугодия они организуются в соответствии с возрастными особенностями ребенка. При этом используются отдельные приемы работы с детьми первого полугодия жизни, но с учетом того, что степень активного участия младенца в совместной деятельности со взрослым в этом случае значительно выше.

Долгое время считалось, что младенец сродни животному, и ему больше всего нужен хороший уход и питание, а развитием и воспитанием стоит заниматься позже, когда он подрастет, окрепнет и научится общаться. Однако, исследования и открытия в психологии показывают обратное - ранний младенческий опыт имеет важнейшее значение для всей последующей жизни ребенка и вносит неоценимый вклад в развитие его индивидуальности и судьбы.
В первые годы жизни закладывается основа, фундамент всей человеческой личности, на основании которого раскрываются и развиваются его индивидуальные особенности, заложенные природой.
Эти знания также привносят весомые аргументы в давнишний спор разных традиций о воспитании: нужно ли оставлять ребенка «проораться» и как реагировать на его «плохое» поведение.

Выделим важнейшие факты, свидетельствующие о важности этого периода.

Развитие мозга

Человеческий ребенок рождается очень незрелым; в сравнении с большинством других млекопитающих можно даже сказать – недоношенным. Ему нужно много времени, чтобы научиться простейшим вещам и очень много заботы и внимания со стороны родителей.

Это – плата людей за возможность ходить на двух ногах и использовать свой мозг в качестве главного эволюционного преимущества. Мозг у новорожденного так же очень незрелый. Его развитие начинается в утробе и активнейшим образом продолжается в первые годы после рождения. После родов у младенца сформировано всего лишь около 15-20% нервных связей, и подавляющее большинство оставшихся связей формируется в первые два-три года жизни. При этом младенческий мозг очень пластичен и подвержен влиянию внешней среды, а ранний опыт оказывает огромное воздействие на его развитие и формирование.

Развитие младенца невозможно рассматривать отдельно, в отрыве от заботящихся о нем взрослых. Первый год жизни – это постоянное тесное взаимодействие, в процессе которого идет становление важнейших систем ребенка, и значимость этой взаимосвязи для психического и физического развития ребенка огромна.

Благодаря последним открытиям в нейробиологии стало известно, что на развитие мозга самым прямым образом влияют эмоциональное окружение и способы взаимодействия с ребенком окружающих его взрослых. В зависимости от того, как реагируют взрослые на потребности ребенка и какой эмоциональный фон превалирует в семье, по-разному формируются нейронные связи и области мозга, отвечающие за чувствительность к определенным гормонам. Таким образом, эмоции и реакции взрослых закладывают психофизиологическую и биохимическую базу организма – самые что ни на есть материальные, объективные, измеримые параметры. Это напрямую влияет на развитие личности и построение способов взаимодействия с миром и реагирования на различные факторы и ситуации. Ранний опыт может сформировать у ребенка здоровую устойчивость к стрессу или, наоборот, чрезмерную тревожность.

Говоря простым языком – от того, чувствовал ли ребенок в младенчестве любовь и заботу зависит его способность в дальнейшем быть счастливым и радоваться жизни. Это зависит от биохимических реакций, которые закладываются как раз в самом раннем возрасте.
Психолог Сью Герхард в своей книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» приводит множество данных современных исследований на эту тему. Она пишет: «Младенец - интерактивный проект, а не автономный. Некоторые системы организма человеческого детеныша готовы функционировать, но гораздо больше таких, которые еще не закончены и будут развиваться в ответ на влияние других людей».

Психологическое развитие

Самое важный итог первого года жизни в психологическом плане – это формирование образа окружающего мира, базового доверия к нему, базовой безопасности. В зависимости от обстановки в семье, у ребенка формируется понимание, каков же тот мир, в который он пришел – холодный и равнодушный или принимающий, поддерживающий и дающий возможности. Если потребности ребенка игнорируются, а родители холодны эмоционально, ребенок растет с пониманием, что хорошего ждать от этого мира не стоит – а это чревато неуверенностью в себе, депрессиями и различными другими проблемами во взрослом возрасте.

Еще одна важнейшая веха - формирование привязанности к значимому взрослому. Одно из главных открытий возрастной психологии 20 века: основополагающим для развития младенца фактом является наличие в его мире заботящегося взрослого, с которым возникает тесная взаимосвязь. Психологический комфорт и тепло важнее простого удовлетворения физиологических нужд. Для ребенка это жизненно важно – науке широко известны печальные случаи проявления «госпитального синдрома», когда воспитывающиеся в детских домах дети, получающие хороший уход и питание, но не имеющие возможности эмоционального контакта и связи, болели и умирали гораздо чаще своих сверстников, живущих с родителями.

Эмоциональная сфера

В первый год жизни закладывается основа эмоционального развития ребенка. Он во многом определяет, каким будет его эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, сформируется ли у него эмоциональная устойчивость, будет ли он способен понимать свои и чужие эмоции.

Младенцу жизненно необходимо чувствовать тепло, любовь и заботу. Это обеспечивает его правильное развитие и способствует формированию устойчивой основы личности. Общение с близким взрослым, телесный и эмоциональный контакт, доброжелательная атмосфера дают ребенку чувство безопасности.

Это вовсе не значит, что родители должны всегда быть радостными и излучать постоянно только позитив. Полезнее проживать эмоции и выражать их правильным, не травмирующим малыша способом.

Ребенок естественным путем знакомится со всем спектром чувств и эмоций, учится определять их сначала у взрослых, а затем, в дальнейшем, у себя, реагировать на них адекватно и правильно обходиться с ними.
Способность понимать чужие эмоции и сопереживать, то есть эмоциональный интеллект, тоже начинает закладываться именно в младенчестве.

Задача взрослых – постепенно научить ребенка понимать свои эмоции и правильно выражать их. Для этого сначала их нужно «контейнировать» - перерабатывать самим, оставаясь при этом устойчивым и спокойным, озвучивать и помогать ребенку с ними справиться. Постепенно ребенок научится делать это сам.

Физическое развитие

Связь психического и физического развития в раннем возрасте очень велика, поскольку все познание мира поначалу происходит через познание и осознание своего тела, через движение и телесные ощущения.

За первый год жизни с ребенком происходит невероятные изменения – вначале он практически ничего не умеет, но постепенно учится ползать, ходить, говорить, координировать движения рук и пр. Младенец с самого рождения непрерывно познает и развивает свои возможности, приобретает все новые умения, навыки и способы управления собственным телом.

Телесные ощущения имеют огромное значение в жизни ребенка. Все знают, что детям обязательно нужно все прочувствовать собой - потрогать, потрясти, облизать. Таким образом, они учатся не только чувствовать свое тело и управлять им, но и получают массу сведений об окружающем мире и его законах. Тут большую роль играет разнообразие и богатство среды.

Если лишить ребенка достаточного количества впечатлений и ощущений, это может негативно повлиять на его развитие. Может возникнуть повышенная или пониженная чувствительность, медленнее будут проходить процессы познания и интеллектуальное развитие.
Так же негативно влияют ограничения двигательной активности (например, постоянное использование манежа или перестраховывание). Ребенок должен сам узнавать возможности своего тело, это программа, заложенная природой.

Подведем итоги. Самое важное для ребенка первого года жизни – это наличие близкого заботящегося взрослого, тесный контакт с ним, в том числе телесный и эмоциональный, позитивный эмоциональный фон в семье, богатство и разнообразие среды, возможность изучать и использовать свое тело.

Когда дело доходит до развития ребенка, говорят, что самые важные вехи в его жизни происходят в возрасте до 7 лет. На самом деле великий греческий философ Аристотель однажды сказал: «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится 7 лет, и я покажу вам человека».

Так ли важны первые семь лет жизни?

Стили воспитания, теории развития детей могут устаревать и опровергаться. Например, в 1940-х и 1950-х годах педиатры считали, что детское питание лучше, чем грудное молоко. Несколько лет назад врачи сошлись на том, что родители причиняют вред своим младенцам, когда слишком долго носят их на руках. Сегодня обе теории считаются неверными.

Учитывая эти факты, нам нужно задаться вопросом: поддерживает ли какое-либо недавнее исследование гипотезу Аристотеля? Другими словами, есть ли советы для родителей, которые помогут обеспечить успех и счастье детям?

Как и со многими аспектами воспитания, ответ не может быть однозначным. Хотя создание безопасной среды для наших детей имеет большое значение, определенные условия и факторы, такие как болезнь, психологическая травма, не обязательно влияют на благополучие ребенка. Таким образом, первые семь лет жизни не являются на 100% определяющими, по крайней мере, это важный, но не конечный этап развития. Хотя результаты исследований показывают, что эти семь лет жизни имеют большое значение для вашего ребенка, в это время развиваются социальные навыки.

В первые годы жизни мозг быстро развивает свою систему отображения

Данные Гарвардского университета показывают, что мозг развивается быстро в первые годы жизни. До того как ребенку исполнится 3 года, у него каждую минуту формируется 1 миллион нейронных связей. Эти связи превращаются в слаженную систему отображения, сформированную благодаря природным факторам и воспитанию. Начинает работать схема «дать-взять».

В первый год жизни ребенка крики являются своеобразными сигналами для родителей. Давать и брать здесь - это когда родитель реагирует на плач ребенка, кормит его, меняет подгузник или покачивает, чтобы он быстрее уснул.

Однако когда малыш подрастает, взаимодействие «давать и брать» можно выразить в игровой форме. Эти взаимодействия говорят детям, что вы обращаете на них внимание и делаете все то, что они пытаются вам показать. Это может стать основой для того, чтобы ребенок понимал социальные нормы, навыки общения и тонкости взаимосвязи.

Внимание, которое мы уделяем детям

«Мы знаем из неврологии, что нейроны, которые работают вместе, соединяются для выполнения последующих задач», - говорит Хилари Джейкобс Хендель, психотерапевт, специализирующийся на детских психологических травмах. По словам Хилари, нейронные связи подобны корням дерева. Это основа, из которой начинается весь рост.

Это создает впечатление, что жизненные стрессовые ситуации, такие как финансовые заботы, семейные ссоры и болезнь, будут серьезно влиять на развитие вашего ребенка, особенно если они прерывают взаимодействие «давать и брать». Вы переживаете, что страх, чрезмерно плотный график работы или то, что вы часто отвлекаетесь на телефон, планшет, телевизор, может вызвать отрицательные эффекты и беспокойство? Не переживайте, это не делает никого плохим родителем.

То, что вы изредка будете пропускать взаимодействия «давать и брать» не остановит развитие мозга у вашего ребенка. Это связано с тем, что если такие моменты возникают не часто, они не вызывают формирования никаких негативных моделей поведения. Но родителям, у которых есть непрерывные стрессовые факторы в жизни, важно не пренебрегать взаимодействием с детьми в эти ранние годы. Инструменты обучения, такие как осознанность и любовь, могут помочь родителям стать более «настоящими» со своими детьми.

Что такое стили привязанности и на что они могут повлиять?

Привязанность - еще одна важная составляющая развития ребенка. В 1969 году Мэри Эйнсворт провела свое исследование, известное как «странная ситуация». Она наблюдала за реакцией детей, когда их мама покидала комнату, а через время возвращалась.

Основываясь на своих наблюдениях, она пришла к тому, что у детей есть четыре стиля привязанности:

  • надежный;
  • тревожно-амбивалентный;
  • избегающий;
  • дезорганизованный.

Эйнсворт обнаружила, что дети, у которых надежный стиль привязанности, расстраиваются, когда их родитель уходит, но радуются его возвращению. С другой стороны, тревожно-амбивалентные дети расстраиваются, когда мама уходит, а по ее возвращении буквально цепляются за нее, но вскоре отталкивают.

Дети с избегающим стилем не расстраиваются из-за отсутствия родителя и не радуются, когда он возвращается в комнату. Ребятишки с дезорганизованным стилем привязанности - это дети, которые подвергаются физическому или эмоциональному насилию. Им тяжело проявлять какие-либо чувства и эмоции к своим родителям.

Как стили привязанности влияют на то, как развиваются будущие отношения?

Со слов психологов, если родители достаточно хорошо ухаживают за своими детьми, в 30% случаев ребенок развивает надежную привязанность, а это, в свою очередь, способность противостоять жизненным вызовам. И надежная привязанность - идеальный стиль.

Такие дети могут грустить, когда их родители уходят, но когда с ними остается сиделка, они успокаиваются. Они также рады, когда их родители возвращаются, показывая, что понимают, насколько отношения заслуживают доверия. По мере взросления надежно привязанные дети полагаются на отношения с родителями, учителями и друзьями. Они рассматривают эти взаимодействия как безопасные, когда их потребности удовлетворяются.

Стили привязанности устанавливаются на раннем этапе жизни и могут повлиять на любые взаимоотношения человека во взрослой жизни.

Но наличие определенного стиля привязанности - это не конец истории.

К 7 годам дети складывают все кусочки вместе

В то время как первые семь лет не определяют счастья ребенка на всю жизнь, быстро растущий мозг закладывает прочную основу относительно того, как малыш общается и взаимодействует с миром, обрабатывает информацию о том, как на него реагируют.

К тому времени, когда дети идут в первый или второй класс, они начинают немного отделяться от своих родителей и ищут друзей в школе. Они также начинают рассчитывать на признание со стороны сверстников, лучше подготовлены, чтобы говорить о своих чувствах.

Семилетние дети также могут глубже понимать информацию, которая их окружает. Они могут говорить метафорами и мыслить шире.

Достаточно ли «обыкновенного» воспитания?

Это может показаться не столь вдохновляющим, но «обычные» методы воспитания, то есть удовлетворение физических и эмоциональных потребностей наших детей (готовить еду, каждый день укладывать их в постель, реагировать на неудачи и достижения), могут помочь детям развить здоровые нейронные связи.

И это помогает создать надежный стиль привязанности, позволяет детям лучше справляться с этапами развития.

Заключение

Как родители, мы не можем контролировать каждый аспект благополучия нашего ребенка. Но то, что мы можем сделать, так это настроить их на успех благодаря нашему с ними взаимодействию в качестве заслуживающего доверия взрослого. Мы можем показать им, как управляем своими чувствами, так что когда они будут проходить через плохие этапы в жизни, такие как развод или стресс, они могут вспомнить, как мама отреагировала на ту или иную ситуацию, когда она была молодой.

Надеемся, эта информация поможет вам!

Введение

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.

Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.

Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!

Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».

Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.

К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.

Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития. И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.

В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома). Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы. Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской. Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью. Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира. Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым. Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс .

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать». Это – рефлексы опоры и автоматической походки .

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

Взвешиваемся, измеряемся

Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей

Рост – 50–51 см.

Вес – 3,3–3,5 кг.

Окружность головы – 35–36 см.

Окружность груди – 33–34 см.

Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д.

Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением. Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).

Вторая неделя

Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе малыш восстановит свои потери в весе, которые произошли из-за транзиторной убыли первоначальной массы тела.

Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают. Конечно, понадобится еще время, прежде чем у малыша появится настоящая, сознательная улыбка при общении с вами. Но каковы бы ни были причины улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.

Внимание!

Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.

Несмотря на то что ребенок большую часть времени сейчас спит, у него очень велика потребность в движении. Если вы думаете, что малыш находится в состоянии покоя из-за того, что много спит и лежит неподвижно, то вы ошибаетесь. На самом деле он много двигается. Прислушайтесь к тому, как дышит ваш малыш во сне. Вы обнаружите, что его дыхание неравномерно. Длительность пауз между вдохом и выдохом может достигать 7 секунд. Возникает дефицит кислорода, и… запускается двигательная активность. Только в этом случае она проявляется в подрагивании. В течение минуты можно насчитать до шести таких пауз и подрагиваний. Вот и получается, что около 50 % времени ребенок проводит фактически в движении, благодаря чему учащается сердцебиение, лучше снабжаются кислородом органы и ткани, интенсивнее протекают обменные процессы.

Что уже умеет малыш

Нервная система ребенка еще не сформирована полностью, поэтому он сейчас способен в основном к движениям двух типов. Об одном вы уже знаете – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и ножками. Сейчас ваш малыш может растопыривать пальчики на руках, непроизвольно отводить пальцы ног, особенно большой, строить гримаски, периодически высовывать язык. Эти движения связаны с повышенной активностью подкорковых отделов мозга.

Двигая ручками и ножками, ребенок, с одной стороны, укрепляет мускулы – в первую очередь разгибательные (ведь пока сгибательные мышцы у него напряжены, потому его конечности полусогнуты). С другой стороны, малыш постепенно осваивает целенаправленные движения, хотя нам поначалу это и не заметно. Специально занимайтесь с малышом, стимулируйте его двигательную активность – это необходимо. С двигательной активностью неразрывно связано не только собственно физическое развитие ребенка, но и развитие его головного мозга, психики и интеллекта.

Третья неделя

Как видит ваш малыш? И что он видит?

Еще недавно ученые считали, что новорожденные в первые дни жизни смотрят, но не видят. Оказалось, что это не так. Младенцы видят, но по-своему – мир им представляется очень маленьким. В него входит лишь то, что расположено рядышком.

Жизнь вокруг младенец воспринимает как быструю смену кадров в старом фильме. Кроха наблюдает за перемещением предметов, однако проследить их путь пока не может. Малыш лишь фиксирует первоначальное местонахождение предмета, потом его исчезновение и появление в другом месте.

Если в первые недели жизни глаза ребенка скользили по вашему лицу, лишь изредка останавливаясь не более чем на несколько секунд, то сейчас малыш учится лучше фокусировать взгляд. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет позже, а пока он все равно чаще просто скользит глазами по вашему лицу.

Ребенок хорошо различает свет и темноту. Если глаза малыша закрыты, то на яркий свет он жмурится и плотнее смыкает веки. Малыш способен не только видеть близко расположенные предметы, но и различать их по форме и величине. Особенно дети любят смотреть на предметы округлой формы и контрастной окраски. А родительские лица – это самый лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца. Вы уже наверняка заметили, что ваше лицо привлекает его больше всего.

Если иногда вам будет казаться, что у ребенка косят глазки, то не спешите волноваться, так как периодическое скашивание глаз в этом возрасте – нормальное явление. Поскольку младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение – результат пока еще недостаточной глубины восприятия. Со временем зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и ребенок дольше удерживает сфокусированный взгляд.

Английский детский психолог Алан Слейтер (Alan Slater) и его коллеги из университета Экзетера (University of Exeter) считают, что младенцы обладают врожденным чувством прекрасного и, наряду с врожденной способностью распознавать человеческие лица, могут оценить их привлекательность.

Используя научно подтвержденный факт, что младенцы имеют тенденцию смотреть в направлении объекта, который их больше всего интересует, ученые доказали, что даже новорожденные отдают предпочтение привлекательному лицу.

В качестве таких объектов ученые использовали фотографии взрослых людей, которые заранее по своему усмотрению рассортировали на более и менее привлекательные.

К удивлению исследователей, красивые, с точки зрения взрослых, лица дети рассматривали гораздо дольше.

Это и позволило английскому исследователю сделать вывод, что понятие о привлекательности заложено в мозге новорожденного. Он предположил, что ребенок имеет своего рода зрительный шаблон человеческого лица, который соответствует привлекательной внешности. Поэтому дети и предпочитают смотреть на привлекательное лицо, так как оно наиболее полно соответствует заложенному «опытному образцу».

Но что бы ни говорили ученые, для младенцев самое красивое лицо – лицо мамы. И тут никаких опытов проводить не надо.

До недавнего времени ученые полагали, что новорожденные не могут смеяться. Считалось, что улыбка младенца – это всего лишь непроизвольное сокращение мышц. Но японские исследователи обнаружили, что новорожденные начинают смеяться через 17 дней после рождения. Это открытие доказывает нам, что практически сразу же после рождения дети могут проявлять эмоции.

Ребенок может чувствовать вкус. Если капнуть ему на язычок сладкой водички, то малыш с наслаждением будет сосать и причмокивать. А ели капнуть что-то горькое или кислое, то это вызовет у него возмущение – он сморщится, покраснеет, задергает ручками и ножками, может даже расплакаться.

Младенец различает также и все запахи. Почувствовав резкий запах, малыш морщится, зажмуривает глаза, чихает.

Игра

Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза» .

Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее всего находиться, – тогда вы увидите, что его взгляд становится сосредоточенным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.

Массаж

Любой малыш может находить свою маму по запаху!

В одном научном эксперименте младенцев подносили к груди нескольких мам, и каждый тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко.

Уже с этой недели вы можете начинать делать ребенку массаж. Массировать малыша нужно ежедневно. Продолжительность каждого массажного приема должна быть от 30 секунд до 2 минут. Массаж проводится идеально чистыми и теплыми руками в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и легких похлопываний различных частей тела ребенка. Направление движений при этом должно совпадать с направлением тока лимфы, то есть ручки следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам, а ножки – от стопы к бедру. В этом случае массаж оказывает воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на организм в целом.

Четвертая неделя

Физическое и психическое развитие ребенка идет высокими темпами. Лежа на животе, малыш уже пытается приподнимать голову.

Промежутки бодрствования с каждым днем становятся все длиннее. Если в первые недели после рождения ваш малыш большую часть времени спал и просыпался исключительно для того, чтобы потребовать еды или заявить о том, что он мокрый, то сейчас вы уже можете заметить, что ваш кроха просто молча лежит с открытыми глазами. Малыш начинает знакомиться с миром. И в эти короткие промежутки бодрствования начните помогать ребенку познавать окружающую действительность.

Прежде всего учите его рассматривать предметы. Можно на расстоянии 50 см от его лица подвесить вертушку. Ваш малыш будет подолгу следить за ней. Детей завораживают движущиеся предметы.

Показывайте малышу яркие игрушки. Вы заметите, что он с удовольствием будет их рассматривать. Учтите, что на одни игрушки малыш будет смотреть долго, а другие не будут вызывать у него никакого интереса, поэтому меняйте их время от времени.

Стоит учесть

Движения глазных яблок у маленького ребенка еще не скоординированы, поэтому важно помочь ребенку научиться управлять глазами. Самый простой способ – постепенно приблизить игрушку к лицу ребенку, на расстоянии 20–25 см от лица остановить ее на короткое время, а затем так же постепенно удалять.

Когда вы останавливаете руку с игрушкой, ребенок учится задерживать взгляд на неподвижном предмете. Перемещайте игрушку не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.

Одновременно со зрением у ребенка развивается и слух. Во время кормления малыш может перестать есть, если раздастся звонок в дверь или, скажем, рядом включат телевизор. У малыша появляется так называемое слуховое сосредоточение. Плачущий ребенок замолчит, если вы с ним заговорите, и начнет прислушиваться к вашему голосу.

Младенцы обычно предпочитают любым другим голосам голос матери. Материнский голос – это нечто особенное для вашего малыша. Он умеет выделять его среди множества других звуков и голосов. Ребенок может сопоставлять звук с его источником – это называется ориентацией. Позовите ребенка, находясь справа от него, и он попытается повернуть голову вправо. Чтобы привлечь к себе внимание ребенка, сначала установите с ним фиксированный контакт «глаза в глаза», а затем начинайте говорить. Если у вас не получается наладить звуковой контакт с малышом, попробуйте изменить тембр голоса. Учтите, что ребенок любит смотреть на собеседника и выглядит озадаченным, если не видит того, кто с ним разговаривает.

Вы можете ставить своему малышу записи классической музыки. Дети быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся темпом. Считается, что младенцы узнают мелодии, которые многократно слушали еще до рождения, например фортепианные пьесы, которые их мама играла в период беременности. Более внимательно малыши прислушиваются и к рассказам или стихам, которые их мать часто читала вслух во время беременности.

У младенцев есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы, поэтому не стоит говорить шепотом и ходить на цыпочках в комнате, где спит малыш.

Дело в том, что младенцы вообще очень избирательно относятся к поступающей из внешнего мира информации и умеют ограждать себя от ее переизбытка. Так, например, если в доме много гостей и становится слишком шумно, то многие дети как бы «отключаются», впадая в глубокий сон.

Чтобы у малыша вовремя возникла потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми он еще не обладает. Вам придется общаться как бы за двоих. Для подготовки ребенка к общению необходимы два условия: во-первых, вы должны относиться к нему как к полноценной личности; во-вторых, вы должны установить с ним визуальный контакт – во время разговора смотреть ему в глаза. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и готов реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и начинайте произносить всевозможные нежные выражения. При этом ласково поглаживайте его по тельцу или щечке. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.