Домой / Помада / Решение проблемных ситуаций. Картотека проблемных ситуаций

Решение проблемных ситуаций. Картотека проблемных ситуаций

татьяна омельченко
Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников

Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Это качество формируется прежде всего в процессе общения. Общение - это воспитание себя и других.

В общении у детей формируется умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы . И задача педагога - формировать у детей положительный социальный опыт , умение ориентироваться в жизни, т. е. научить жить среди людей, ладить с ними, быть равно-правными членами общества, в межличностном общении правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Поэтому необходимо не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое общение. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников , как в отношении всех детей, так и каждого ребенка в отдельности.

Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, я в своей работе использую такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций , направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.

Игровые проблемные ситуации - это полноценная , но специально организованная игра. Её характеризуют следующие моменты :

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам ;

-игру проводит воспитатель : предлагает название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется цель.

Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации . Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций , так и реальных, имевших место в группе.

При составлении содержания проблемных игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт , возрастные особенности.

Игровые модели должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем , возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация любого игровой модели требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа.

1. Подготовительный этап

Направлен на привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог . Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации , игре, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами) .

2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации

На этом этап идет конкретизация ситуаций , поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя» .

3. Установление причинно-следственных связей

Развитие выбранной ситуации , поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем .

Главное - научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной жизни. Дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой : плохой поступок-плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам. Но предшествовать моделированию проблемных ситуаций должны игровые обучающие ситуации :

- ситуации- иллюстрации ,

- ситуации-упражнения ,

- ситуации-оценки .

В ситуации -иллюстрации лучше разыгрывать простые сценки из жизни детей, с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации -упражнения дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

В ситуации -оценки происходит анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но воспитатель помогает ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

В основе игровой ситуации лежит активное общение, включающее различные формы : разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Воспитатель выступает как партнер по общению, уважающий право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы.

Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев : соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот, всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.

Далее представлены наиболее интересные наработки использования игровых и творческих заданий для развития навыков общения детей, культуры поступков и умения находить компромиссный выход из проблемной ситуации .

Ситуации-иллюстрации

С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация , отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении : «Как мальчики бабушке помогли» , «Волшебные слова во всем помогают» , «Правду легче сказать» , «Как девочки помирились» . В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения . Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Ситуации-упражнения

Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

То, как дети воспринимают ситуацию , какое решение они предлагают, показывает, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Ситуации-оценки

В ходе таких ситуаций обсуждаются жизненные события, поступки и отношения. Содержание ситуаций можно моделировать из детской литературы или придумывать - тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, педагог вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом , вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При этом важно избегать прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Главное - пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией , и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Практические игровые и реальные ситуации

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших гостей здороваться и прощаться» , «Покажем Лунтику, как принимать гостей» , «Поздравим Каркушу с днем рождения» . Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение имеют ситуации , в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы . Это ситуации практической помощи , активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых : «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь) ; «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть) ; «Мы встречаем друга после болезни» ; «Поменяемся игрушками» ; «Мы делаем подарки малышам (пожилым людям, мамам, папам) ».

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада : «Поможем дворнику убрать опавшую листву на участке» , «Мы украшаем детский сад к празднику» , «Мы сажаем лук для малышей» , «Мы готовим пособия для занятий : вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Задача педагога – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

«Мы старшие»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем . Я организую ситуации : «Поможем малышам вымыть игрушки» , «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками» , «Покажем для малышей концерт» , «Научим малышей водить хороводы» .

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников . Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

«Научи друга тому, что умеешь сам»

«Как поступить?»

В данной ситуации воспитатель ставит детей перед выбором : откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить конфетку себе или угостить ею пришедшего после болезни сверстника (плачущего ребенка) ; дать поиграть своей игрушкой сверстнику или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития .

Более подробно хочу остановиться на использовании в работе с дошкольниками ситуаций- проблем , их моделировании , т. к. у педагогов часто возникают сложности с их подбором.

Когда дети приобретут определенный опыт общения и поведения возникает необходимость моделирования проблемных игровых ситуаций , которые помогут ребятам постепенно овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Ситуации- проблемы

Очень важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью очень эффективны ситуации - проблемы . Например, в ситуациях : «Развязались шнурки » , «Рассыпался раздаточный материал» . Ребята спешат собрать, но все собирают в одну общую кучу. Подчеркиваю : «Как же все это разобрать?» Отмечаю ребят, которые стремятся группировать смешавшийся материал и т. п.

В ситуациях- проблемах каждый ребенок активно учится находить выход своим чувствам и переживаниям, осознавать и принимать их.

Воспитателю необходимо эмоционально представлять возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?», «У нас новенькая, как ее встретить, чтобы ей у нас понравилось?» ) и вовлечь детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказать или показать правильный способ решения проблемы и предложить самостоятельно его осуществить.

Проблемная ситуация , профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы . Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия : как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы ребенок сможет найти для себя оптимальный способ.

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно -проблематично . Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Скажем, «туча» : как ее можно рассеять и развеять ? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации .

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт : жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное, надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?» ) от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?» ). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?» ) и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?» ). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше) . Оценивая все «за» и «против» , ребенок приходит к выводу : добиваясь одной личной цели (своего «хочу!» , можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога. Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей :

Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом.

Дети могут на словах формулировать свое отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы , импульсивностью.

Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом , Не факт, что в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя подобным образом.

Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с положительным внутренним содержанием. На вопрос : «Как ты думаешь, красивый человек обязательно добрый?» - большинство детей отвечают утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может отдаваться внешним признакам - привлекательному внешнему виду, обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся очевидными условия эффективной работы педагогов по

-развитию у детей навыков общения :

Единый подход к воспитанию в семье и детском саду.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми .

Выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств :

Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации , сопоставление фактов;

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

Постановка проблемных задач .

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний : «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» , «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы

2) процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Очень эффективно моделирование проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх :

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения , которые моделируются , чтобы пробудить инициативу , самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, цветы в горшке вянут; на шкафчиках отклеились картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутаны детские варежки. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем : поливают цветок, делят пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки, обувь.

«Не поделили игрушку»

Материал : различные игрушки. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». и предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации .

Отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

Никому не давать игрушку чтобы не было обидно;

Играть с игрушкой по-очереди;

Отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации , предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.

Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре

«Больница»

В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта)

Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений) ;

«Детский сад»

У куклы сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения)

Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для именинницы).

Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают в этом именинницы).

Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике)

Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке) .

«Зоопарк»

При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить : промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги. (Обсуждение ситуации с детьми , принятие решения) .

Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о штрафах в случае их несоблюдения, о животных - обитателях этого зоопарка).

Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям)

Таким образом, представленные в данной разработке игровые ситуации помогут педагогу научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и развить умение применять такие возможности, а значит избежать многих конфликтов, овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж автомобильного транспорта №9»

(ГБПОУ КАТ №9)

Психологическое занятие

«Тренинг решения проблемных ситуаций»

Герасимович А. А. , педагог-психолог I категории ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта №9 (1-й Амбулаторный пр-д д. 8)

Москва 2014г

Концептуальный замысел

Анализ проблемы.

Возрастной период обучающихся нашего колледжа характеризуется значительными изменениями на личностном уровне. Ситуация усугубляется новыми требованиями, предъявляемыми социумом. В этот период в их фокус внимания попадают оценка личностных особенностей, наличие сходств и различий с другими молодыми людьми, профессиональные склонности и их дальнейшая успешная реализация, социальный статус в коллективе и многое другое. В связи с этим, на данном этапе у юноши возникают проблемы, с которыми он прежде не сталкивался. И, разумеется, попав в данную ситуацию, в связи с ограниченностью личностных ресурсов, скудностью опыта и некоторых социальных умений и навыков, он очень уязвим и нуждается в помощи и поддержке.

Умение решать проблемные ситуации, самостоятельно находить выход из трудных жизненных положений, или грамотно просить о помощи и поддержке, находить конструктивные пути решений в сложных кризисных условиях – все это важнейшие жизненные навыки, обуславливающие возможность социальной адаптации, эффективное приспособление к окружающей среде и, как следствие, социальную и личностную успешность каждого из нас. И как всякий навык, навык решения проблемных ситуаций, может быть приобретен и развит путем его отработки и тренировки.

Целью тренинга является формирование навыков эффективного решения проблемных ситуаций..

Задачи:

    Актуализация активной позиции участников в решении проблем;

    Формирование представлений обучающихся об адекватном отношении к проблемным ситуациям;

    Знакомство студентов с алгоритмом решения проблемных ситуаций;

    Обучение участников занятия построению стратегий разрешения проблемной ситуации;

    Демонстрация участниками нового опыта решения своих проблемных ситуаций.

    Оценка участниками эффективности предложенного алгоритма решения проблемных ситуаций.

    Формирование групповой сплоченности.

    Эмоциональная поддержка участников группы.

Целевая группа: Учащиеся, приглашенные на мероприятие по итогам психологических исследований агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Розенцвейга), тревожности (опросник Филлипса), уровня притязаний (моторная проба Шварцландера), а также все желающие.

Материалы: презентация «Шаги решения проблемных ситуаций», «гармошка «Решение проблемных ситуаций», бумага, ручки.

Время занятия : 1 час 30 минут.

Тренинг решения проблемных ситуаций:

    Введение

Ведущий обозначает тему встречи, ее актуальность, цели и задачи занятия.

Упражнение «Проблема для меня – это…»

Участники по очереди формулируют понятие проблемной ситуации, далее, ведущий резюмирует сказанное, дает определение, демонстрируемое в презентации.

Ведущий предлагает участникам точку зрения на проблемы в жизни каждого из нас как некоего естественного и неизбежное явления. Формирует представление о том, что проблемная ситуация это не что-то угрожающее, это нормальное положение вещей, и что решение любой проблемной ситуации ведет к личностному росту, развитию, получению нового бесценного опыта решения подобных проблем в перспективе.

Ведущий задает вопрос группе: «Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать, что проблема решится сама?»

Важно сделать акцент на активной позиции по отношению к проблеме и принятии ответственности за решение на себя. Сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения. ак Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться. групповой сплоченности, ятий. внимания подростка попадает его

Прочтение притчи «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

II Основная часть

Ведущий задает группе вопрос: «Ребят, скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться, которые на данном этапе Вам не удалось еще разрешить?» Это может быть проблема связанная с учебой, с взаимоотношениями с родителями.

«Пожалуйста, найдите эту проблему и просто держите ее в голове, пока я буду рассказывать Вам следующий материал».

    ШАГ: Определение проблемы. При возникновении проблемы следует остановиться и спросить себя «Что происходит?», «Что не так?»

    ШАГ: Прояснение проблемы. На этом шаге важно точно выяснить в чем именно заключается проблема. Ответить себе на вопрос «Кто, что, когда, зачем и почему», Определить, чем именно угрожает данная ситуация, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичные цели решения проблем. Важно понимать, что цели должны быть реалистичными , чтобы мы не ждали чудес. Например, нельзя заставить одного человека чего-то захотеть.

    ШАГ: Выявление альтернатив. Определение различных путей подхода к проблеме. Важно помнить, что проблема имеет более чем одно решение. Барон Мюнхаузен говорил: «безвыходных положений не бывает» . Он, конечно был прав! Мало того, что безвыходных положений не бывает, у каждой проблемы есть минимум два способа решения, а то и больше. Некоторые люди попадают в ловушку, предполагая, что проблема имеет одно решение. Они не могут увидеть другие пути решения, потому что циклятся на одном способе. У них возникает так называемое «тонельное видение». Альтернатив должно быть как можно больше. Важно, также, помнить о том, что существует два типа проблем – проблемы, по поводу которых мы можем что-либо предпринять, и те, решение которых нам неподвластно, решить которые мы не в силах. Важно понимать разницу. С теми проблемами, которые мы реально не можем справиться – можно обойтись только одним образом – принять. Мы мало что можем сделать в отношении погоды, чувств и интересов другого человека. Важно также, чтобы выбранные альтернативы были реалистичными, чтобы мы не ждали чудес.

    ШАГ: Исследование альтернатив. Необходимо проанализировать последствия выбранных альтернатив. Ответить на три вопроса: «Что случится в лучшем случае?», «Что случится в хутьшем случае?», «Что случится скорее всего?»

    ШАГ: Решение. Выбор альтернативы и принятие решения на ее основании. Важно помнить, что за каждое нами принятое решение мы несем ответственность, и последствие нашего решения могут причинить кому-то боль.

    ШАГ: Действие. Важно помнить, что если ничего не менять, то ничего не изменится. Поэтому необходимо действовать. В действии проявляются наши способности, наши возможности. Мы можем принять какое-то решение, но дойдя до этапа действия можем просто его не выполнить по ряду причин (пойти на попятную). Например, двое поругались. Один на другого очень злится. Всю ночь первый думал: «Вот завтра подойду и все выскажу». И вот наступило завтра, а первый, что готовился к разговору всю ночь, не может решиться на запланированное действие. Он подходит к своему другу, но начинает говорить нечто совершенно иное – совсем не то, что запланировал. Почему это происходит? По ряду причин. В голове у него превосходно сложилась картинка. а реальности все оказалось совершенно по-другому.

    ШАГ: Оценка. После того, как произошло какое-то действие – необходимо оценить, что произошло. Каков результат. Ухутьшилось, улучшилось положение или осталось на том же уровне. Важно попробовать учиться на последствиях, получит новый опыт и сделать вывод насколько эффективен тот или иной способ решения проблемы. Если что-то не получилось, в следующий раз можно попробовать сделать по-другому. Многие люди просто повторяют решение проблем по нескольку раз одним и тем же способом и, разумеется, не достигают получившегося результата.

Далее, ведущий предлагает участникам поработать с решением проблем, выбранных в начале занятия, разбив группу на несколько подгрупп: подгруппа выбирает проблему, описывает каждый этап работы с проблемой по предложенному алгоритму. Затем каждая команда демонстрирует свое решение проблемы.

III . Заключение:

Шеринг. Подведение итогов. Выяснение степени важности, актуальности и интересности для обучающихся предложенного материала.

Ведущий благодарит участников за работу и делает вывод, что множество проблем можно решить, если решать их поэтапно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Задание 1
  • Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)
  • Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)
  • Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»
  • Задание 5 - «Управление очередностью»

Задание 1

На примере Вашего предприятия (организации):

Опишите какую-либо ситуацию, по которой было принято решение или существующую в настоящее время и требующую решения, или которую предстоит решить в ближайшее время;

Дайте свою оценку возникшей ситуации;

Сформулируйте главную проблему, которая вызвала данную ситуацию;

Объясните причины возникновения проблемы;

Опишите, какое решение было принято или намечается принять для решения проблемы;

Предложите свои варианты решения проблемы;

Дайте свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

Ситуация:

Коммерческая организация, ООО «Макдоналдс». В России данный рестораны существует более 20 лет. Весь фундамент управления был построен на примере зарубежных ресторанов. Но со временем руководство начало понимать, что менталитет русских людей кординально отличается, например, Америки. Проведя большое исследование, было принято решение о внедрении новой системы обучения персонала, которая тратила бы больше времени, но по итогу давала лучший результат.

Система обучения очень длительная, для усовершенствования ее потребуется не один год, многие рестораны видят в этом только помеху в выполнении поставленных целей. Сотрудники, которые работают длительный период, не хотят принимать эти процедуры и продолжают делать по своему.

Цех по расшифровке скоростемерных лент стал переходить с бумажных носителей информации на электронные. В данный момент установлено одно рабочее место по расшифровке электронных носителей информации. Давно работающие техники расшифровщики не хотят работать на этом рабочем месте мотивируя это тем, что они быстрее и качественнее расшифруют бумажный носитель информации, чем электронный и нежеланием осваивать цифровые технологии, частыми сбоями программного обеспечения и электронного оборудования. В планах руководства постепенный переход с бумажных носителей информации на электронные. Через 3 месяца одно место высвобождается в связи с уходом на пенсию работника. Руководство для укомплектования штата приняло учеником молодого специалиста со сроком обучения 3 месяца. Планируя сразу обучать его расшифровке электронных носителей информации.

Оценка ситуации

Старые работники не желают осваивать новые методы расшифровки, объясняя это тем, что бумажные носители информации еще долго будут эксплуатироваться.

Главная проблема:

Технология электронной расшифровки скоростемерных лент и электронных носителей информации до конца не отработана, много сбоев программного обеспечения.

Причины возникновения проблемы:

Ввод эксплуатацию новых локомотивов изначально оборудованных электронными скоростемерами КЛУБ-У и как следствие уход от бумажных скоростемерных лент к электронным картам регистрации параметров поездки.

Решение проблемы администрацией:

Принято решение обучить вновь принятого техника расшифровщика методам расшифровки электронных носителей, оборудовать его рабочее место аппаратурой для считывания электронных карт регистрации параметров движения и программным обеспечением для расшифровки.

Мое предложение:

Попутно с выделением одного рабочего места для электронной расшифровки установить на все рабочие места программное обеспечение для расшифровки электронных файлов с созданием общей базы хранения файлов электронной регистрации параметров движения. Проведение обучения в дорожных технических школах техников расшифровщиков методам расшифровки электронных носителей информации. Для освоения всеми техниками расшифровщиками новых методов расшифровки. Увеличение коэффициента премиальной оплаты при расшифровке электронных носителей информации.

Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)

Описание ситуации

Квалифицированный токарь А.П. Петров имеет 5-й разряд и работает в ремонтном цехе локомотивного депо на станке устаревшей конструкции, который часто выходит из строя, иногда подолгу простаивая в ремонте. Опытный рабочий несколько раз обращался к мастеру участка М.И. Иванову с просьбой о переводе его на более совершенное оборудование. Свою просьбу он аргументировал тем, что при индивидуальной организации труда, принятой на участке, работающие на новых станках молодые токари намного перевыполняют месячные задания, а ему, высококвалифицированному рабочему, с трудом удается выполнить норму выработки, и зарабатывает он значительно меньше, чем мог бы.

На токарном участке, которым руководит мастер М.И. Иванов, возрастной состав станков различен, причем более трети из них начали эксплуатироваться в последние десять лет. Однако на долю морально и физически устаревшего оборудования приходится еще около 40% станков. Это обстоятельство порождает постоянный недостаток кадров станочников: вновь принятые на участок токари неохотно работают на станках устаревшей конструкции.

В настоящее время на участке высвободилась одна смена для относительно нового станка (участок работает в две смены). На это место мастер участка планирует принять токаря 5-го разряда, который предложил свои услуги при условии предоставления ему нового оборудования. Перемена места работы вновь нанимаемого станочника И.С. Семенова связана с большими затратами времени на его проезд городским транспортом от места жительства до предприятия (более часа в один конец). Такой же цех, но по ремонту горного и металлургического оборудования на промышленном предприятии, находится лишь в трех кварталах от места жительства И.С. Семенова.

Поскольку большая часть станочников участка занята работой на устаревшем оборудовании, то, предвидя жалобы других токарей на плохое оборудование, мастер М.И. Иванов с помощью технолога и нормировщика убедил отдел труда и заработной платы в необходимости введения коэффициента к нормам выработки для токарей, работающих на устаревшем оборудовании.

На совещании у главного инженера локомотивного депо начальнику цеха и мастерам было разъяснено, что в настоящее время не представляется возможным заменить все морально и физически устаревшее оборудование. Кроме того, все станки по техническому состоянию еще не подлежат списанию; экономически выгодно некоторое время использовать их в производстве.

Мастер М.И. Иванов узнал, что из пяти токарных станков, выделенных участку на год, два предназначены для пополнения парка в связи с увеличением объема работ. В порядке замены изношенного оборудования будет получено три станка более совершенной конструкции.

Поступление новых станков будет осуществляться следующим образом: 2-й квартал - 1; 3-й квартал - 2; 4-й квартал - 2 станка.

Ситуация рассматривается по состоянию на январь текущего года. О графике получения новых станков мастер пока не информировал коллектив участка.

В настоящее время дефицит станочников на участке составляет 6 человек, а в конце года (по мере увеличения объема работ и увеличения станочного парка на 2) потребуется принять на работу еще 4 человека.

В целях привлечения кадров мастер решил ставить на новые станки в основном вновь принимаемых рабочих. Тем самым он надеялся избежать и возможных конфликтов в коллективе, связанных с тем, что на новый станок будет переведен Петров, а не Сидоров. К тому же мастер был уверен, что введение коэффициента к нормам выработки на старых станках удовлетворит рабочих и поможет полностью укомплектовать участок кадрами. Однако Петров заявил, что если его не переведут на новый станок, имея в виду освободившуюся смену, он намерен подать заявление об уходе.

Ваша задача:

1. Дать оценку возникшей в ремонтном цехе ситуации.

2. Сформулировать главную проблему, которая возникла в ремонтном цехе.

3. Предложить свои варианты решения проблемы.

4. Обосновать выбор оптимального варианта разрешения проблемы.

5. Объяснить причины возникновения проблемы.

6. Дать свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

7. Насколько типична данная ситуация для вашего предприятия?

1. В ремонтном цехе назревает конфликтная ситуация, Петров может спровоцировать остальных рабочих на саботаж, массовое увольнение высококвалифицированных рабочих.

2. Главной проблемой в цехе является устаревшее оборудование, которое еще не пригодно для списания, но уже и для работы мало эффективно из-за частых поломок и простоя.

3. Петрова перевести на новый станок, остальным рабочим оплачивать коэффициент выработки на старом оборудовании, возможно, снизить план выработки на старом оборудовании, предложить желающим перейти на более новые станки, не все высококвалифицированные рабочие захотят перейти, кто-то не захочет переучиваться или подстраиваться под новый станок. Семенова принять на испытательный срок с работой на устаревшем станке.

4. Перевод Петрова на новый станок не даст потерять высококвалифицированного специалиста, поднимется норма выработки. Семенов не устраивается на работу в цех рядом с домом, что дает причину полагать о его конфликтном характере. Так же прием Семенова на новый станок спровоцирует конфликт в среде старослужащих рабочих.

5. Причиной проблемы является устаревшее оборудование, нехватка рабочих, т.к. молодые специалисты не хотят идти работать на старом оборудовании, не информирование рабочих мастером об увеличении станочного парка, что дает думать рабочим, что изменений в лучшую сторону не ожидается.

6. Стараться сохранить высококвалифицированные кадры на рабочих местах путем коэффициента доплат, своевременно информировать людей о поступлении нового оборудования, о переводе желающих на новое оборудование, прием новых рабочих производить на освободившиеся станки, что не спровоцирует старослужащих на конфликт.

коммерческий менталитет конфликт

Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)

Описание ситуации

Общество с ограниченной ответственностью фирма «РИАЛ» работает на рынке производства декоративных строительных конструкций в одном из регионов и до недавнего времени практически не испытывала сильной конкуренции: невысокие цены, хорошее качество продукции и практически полное отсутствие аналогичных предприятий обеспечивали экономическую стабильность. Однако полученная недавно из достоверных источников информация свидетельствует о выходе в самое ближайшее время на этот же рынок двух иностранных фирм, выпускающих такие же конструкции, но по новейшим технологиям. Предполагается, что иностранные фирмы выйдут со своей продукцией на рынок уже через два месяца и, что вполне вероятно, начнут жесткую конкурентную борьбу с фирмой «РИАЛ».

Несмотря на то, что фирма «РИАЛ» имеет долгосрочные договорные обязательства с потребителями, руководство фирмы понимает сложность ситуации и необходимость принятия срочных мер. Постепенно накопившиеся проблемы в организации непосредственно производственного процесса, периодически возникающие трудности в обеспечении работоспособности оборудования, появляющиеся недочеты в организации труда рабочих и ряд других проблем могут в скором времени ощутимо сказаться на экономической стабильности фирмы и ее вытеснении конкурентами с рынка сбыта данной продукции.

Ваша задача:

1. Составить причинно-следственную цепь для данной ситуации.

2. Определить главную проблему в данной ситуации.

3. Показать существуют ли в данном случае вторичная и срочная проблемы.

4. Предложить свои варианты решения проблемы.

Ответ: чувствуя свою экономическую стабильность, из-за отсутствия конкурентов, руководство фирмы упустило из виду необходимость постоянного совершенствования выпускаемой продукции, а так же своевременно модификации и замены оборудования. Что привело к ситуации, когда фирма не защищена в ситуации неожиданного появления конкурентов.

Главная проблема не готовность фирмы к появлению конкурентов на рынке строительных конструкций, что может привести к потере определенной доли рыка, а так же к потере постоянных клиентов, которые, скорее всего, предпочтут старым технологиям новые.

В данном случае первостепенной проблемой является замена и модификация устаревшего оборудования, а также улучшение технологии производства продукции, при этом необходимо учесть потенциальную возможность снижения стоимости продукции, за счет снижения издержек на ее производство.

Второстепенной проблемой является сохранение клиентской базы. Во-первых, по тому, что фирма со многими имеет долгосрочные договора на поставку, что дает ей выиграть немного времени. А во-вторых, скорее всего первое время потребители будут с опасением относится к новым фирмам. И предпочтут уже известную, тем более, что компания их не подводила, и всегда отвечала за качество производимой продукции.

Возможно так же разработать новую систему дополнительных услуг предлагаемых компанией, например доставку товара, хранение товара, упаковку, отсрочки по платежам, возможность покупки товара в рассрочку и т.д.

Так же фирма может поискать новых деловых партнеров, готовых предлагать сырье по более низким ценам, или предлагать какой-то новый вид сырья.

Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»

Описание ситуации.

Двигатель вашего автомобиля перестал заводиться, Вы предполагаете проявление одного их двух дефектов: дефекта «А» с вероятностью 0,1 и дефекта «Б» с вероятностью 0,9. Если Вы начнете ремонт и окажется, что имеет место дефект «А», то успех Вам гарантирован с вероятностью 0,3. При наличии дефекта «Б» Вы достигните успеха с вероятностью 0,7. Если пригласить знакомого, то в случае дефекта «А» вероятность успеха будет 0,9, а в случае дефекта «Б» - 0,1.

Ваша задача:

Определить вероятность успеха при использовании каждого варианта ремонта и принять решение.

Вероятность дефекта

Вероятность условий при решении

Вероятность устранения дефектов

знакомый

знакомый

Pсам=0,03+0,63+0,03*0,63=0,6789

Pзнак=0,09+0,09+0,09*0,09=0,1881

Ответ: Pсам>Pзнак

Задание 5 - «Управление очередностью»

Описание ситуации.

Вас как квалифицированного менеджера пригласил начальник товарной станции, у которого периодически возникает очередь из ожидающих разгрузки вагонов. Сегодня, например, прибыл состав из которого три вагона разного тоннажа должны быть разгружены на вашей станции. Их разгрузить на терминале можно за 0,5; 1 и 3 часа соответственно. Вы тут же предложили оптимальный вариант очередности разгрузки.

Только Вас проводил радостный начальник, как догоняет его помощник и просит возвратиться, сопровождающие вагонов узнали о Вашем приходе и, зная Вашу квалификацию, просят учесть, что простой вагонов имеет разную стоимость. В данном случае это 1000, 1500 и 1900 рублей в час.

Ваша задача:

1. Найти оптимальную очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя.

2. Уточнить оптимальную очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя.

Номер, вагона

Варианты порядка разгрузки вагонов

Время простоя вагонов, ч (без учета стоимости)

Стоимость простоя вагонов (с учетом времени простоя), р

Оптимальная очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя - 1,2,3, общее время простоя 6,5 ч.

Оптимальная очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя - 1,2,3, стоимость 11300 р.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2011

    Понятие, причины возникновения и основные стадии стресса. Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО "Мирный" как предпосылок возникновения стрессовых ситуаций персонала. Рекомендации по снижению и нейтрализации стрессовых ситуаций на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального состояния младших школьников. Особенности проявления стрессовых ситуаций у детей. Причины тревожности и примеры ее профилактики.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков. Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и возможные пути преодоления конфликтных ситуаций.

    творческая работа , добавлен 30.04.2009

    Сущность конфликтов и стрессов. Функции и последствия конфликтных ситуаций. Анализ способов реагирования на "острые" ситуации в ОАО "ФПК". Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций и пути повышения стрессоустойчивости персонала организации.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Анализ понятий "внимание" и "проблемная ситуация", выявление влияния проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников. Рекомендации студентам, педагогам по использованию проблемных ситуаций на уроках природоведения с целью развития внимания.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность и составляющие социально-психологической атмосферы в коллективе. Формирование и развитие конфликтных ситуаций. Предупреждение "климатических возмущений" в коллективах отделов Сбербанка России ОАО. Улучшение социально-экономических факторов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2012

    Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Возрастные особенности юношества. Диагностика состояния агрессии. Изучение проблемы деструктивного общения подростков. Особенности формирования позитивного выхода из конфликтных ситуаций у учащихся старших классов. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2014

    Возникновение конфликтов: причины, факторы. Содержание понятия конфликта в общеобразовательных организациях. Педагогический опыт учителей Карпенко С.В. и Рождественской Т.М. по проблеме разрешения конфликтных ситуаций в общеобразовательной среде.

Мастер-класс

Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории МАОУ Гимназия г. Чайковский

Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению»

Предмет: проектная деятельность

Цель : демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды; разработка авторской модели урока в режиме проектной технологии .

Задачи:


  • диссемилировать опыт проектной деятельности с учащимися путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • определить в ходе совместной работы методические подходы и приемы решения поставленной проблемы;

  • провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и совершенствования.
Структура проведения мастер–класса

  1. Вступительное слово мастера об актуальности использования проектной технологии в образовательном процессе.
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. Используя современные педагогические технологии, учителю необходимо организовать деятельность учащихся. Позиция учителя должна быть следующей: идти в класс не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях). Достичь этих целей можно, используя метод проектов.
Проектная технология - универсальная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

2. Практическое занятие. Интерпретация притчи.

Задание участникам:


  • Как можно разрешить данную ситуацию?

  • Какие вопросы могут возникнуть?

  • Что я лично могу сделать?

  • Чем мне необходимо владеть для разрешения ситуации?
Притча про слона

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал : «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», - сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», - потрогав слона за ухо, возразил четвертый.

На этом этапе учебного занятия организуется диалог, во времякоторого происходит преодоление проблемной ситуации на актуальном уровне развития детей. В диалоге происходит проявление личной позиции учащихся по отношению к притче и выявление дефецитов для практического решения. Учитель фиксирует мнения детей.


  1. Следующий этап мастер-класса - определение образа проблемы. Демонстрация слайда (четыре рисунка: желе, снежинка, мозаика, олимпийские кольца). Задания для педагогов: что может объединять эти рисунки?Определение образа проблемы позволяют фиксировать многогранность проблем.

  2. Работа в группах. Педагогам предложено разбиться на четыре группы. Группа получает раздаточный материал. Каждая группа через образ проблемы формулирует определение проблемы и фиксирует это в таблице.

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается , когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!
Способы решения :

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.


Проблемы, похожие на многослойное желе



Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?
Способы решения:

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т.д.) растения.

5. Приготовить удобрения.


Проблемы, похожие на снежинку



Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование учебного кабинета.
Способы решения:

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа учащихся нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления кабинета, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.


Проблемы, похожие на олимпийские кольца



Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам

Проблема:

сбор металлолома

Способ решения: нужно совместить в одной ситуации два условия : личный успех и помощь другому.


На данном этапе происходит практическая работа с понятием «образ проблемы», понимание данного образа и представление примера. Групповая работа на этом этапе позволяет структурировать знания с понятием «проблема», на практике примененить новые знания, вступать в новые формы коммуникации.

  1. Выполнение задания в парах. Педагог предлагает примеры проблемных ситуаций. Участники мастер-класса определяют по описанию проблемной ситуации вид проблемы.

    № п/п

    Проблемная ситуация

    Название проблемы

    1.


    Ученики 9-го класса решили поставить всем классом спектакль к Новому году. Решить-то они решили, а как это самим сделать - не знают. Как же им действовать в этой ситуации?

    2.


    Группа учеников 6-го класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях , об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций.... Как все это прочитать? Что делать?!

    3.


    Один ученик готовился дома к уроку по истории. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «четверку». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «четверку», а не «пятерку»

    4.


    На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?

    5.

    Ученик 5-го класса очень заинтересовался возможностью выступить с школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению?

    6.

    Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение?


  2. Заключительный этап занятия. Индивидуальная работа. Проверь себя! Приведите пример проблемы и укажите способ ее решения.

№ п/п

Название проблемы

Проблемная ситуация

Способ решения

1.


Проблема, похожая на мозаику

2.


Проблема, похожая на многослойное желе

3.


Проблема, похожая на снежинку

4.


Проблема, похожая на олимпийские кольца

  1. Рефлексия. Обсуждение результатов совместной деятельности. Самооценка деятельности.

  1. Результаты:

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненныепредставлениядетей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела