Домой / Перманентный / Кризис в семье случившийся после рождения ребенка можно преодолеть. Что происходит с семьей

Кризис в семье случившийся после рождения ребенка можно преодолеть. Что происходит с семьей

Чем вне его. Но при этом браки регистрируют все реже, а число разводов хоть и снижается, но не сильно. Психолог, социолог и демограф рассказали ТАСС, что сегодня происходит с институтом семьи, а люди - о том, почему они женятся, разводятся и изменяют.

Браки: для удовольствия, а не по необходимости

В 2016 году россияне женились реже, чем в предыдущем: число зарегистрированных браков не достигло и миллиона. При расчете на душу населения это меньше, чем когда-либо за последние десять лет: реже оформляли отношения только в 2000 году. Социологи объясняют: на самом деле это не плохо. Просто раньше люди женились потому, что иначе было нельзя, а сейчас - для того чтобы быть счастливыми.

Пять фактов о браке

81% россиян не считают незарегистрированный брак чем-то предосудительным.

87% жителей нашей страны полагают, что идеальная семья — та, в которой есть взаимопонимание и поддержка, даже если в ней бывают трудности с деньгами. И только 9% уверены, что финансовое благополучие важнее отношений.

60% граждан думают, что главный мотив для вступления в брак — рождение детей.

79% россиян убеждены, что в браке жить лучше, чем в одиночестве. А 12% предпочитают не жениться.

22% граждан считают недостатком брака то, что в семье большую роль играет быт.

По данным опросов ВЦИОМ

Продолжение

До революции в русских деревнях посредниками при заключении брака были те же люди, через которых договаривались о покупке скотины. Уже по одному этому очевидно: брак был не союзом двух влюбленных, а финансовой сделкой родственников. О варианте "не жениться" люди даже не думали: семья нужна была и для выживания, и для продолжения рода. И от социального положения это не зависело. "Мне 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся", - писал Пушкин незадолго до свадьбы. Жениться должен был и крестьянин, и дворянин.

В советские времена люди сами выбирали себе партнеров, но не регистрировать отношения, как правило, по-прежнему не могли. Почти вплоть до 90-х годов сожительство вне брака осуждалось. Молодые пары жили с родителями, и привести в отчий дом можно было только жену.

Сегодня ваша личная жизнь - это ваш личный выбор. Рожать детей вне брака, заключать брак без детей, жить вместе без штампа в паспорте, никогда не выходить замуж или жениться каждые два года - ни один из этих вариантов не запрещен. Мужчина, ушедший от четвертой жены, не будет отвечать за это перед парткомом. А женщине, родившей без мужа, не придется стыдиться перед соседями.

По словам кандидата социологических наук сотрудникаИнститута изучения семьи, детства и воспитания РАО Ольги Лебедь, сегодня самая распространенная в нашем обществе модель отношений - серийная моногамия. На протяжении жизни человек может последовательно вступать в несколько браков - не обязательно зарегистрированных - и в каждом хранить верность. Понятие "единственный брак на всю жизнь" ушло - и, похоже, навсегда. Возможно, когда-нибудь формальности адаптируют под людей, как предрекали писатели-фантасты: например в романе "Конец детства" Артура Кларка герои подписывают брачный договор на несколько лет.

Он наклонился к Джин, стиснул ее руки. - Слушай, слетаем-ка завтра в Архив и заключим брачный договор... ну, скажем, на пять лет, а? Джин посмотрела на него в упор - да, то, что написано у него на лице, очень приятно. - Давай на десять, - сказала она.

из романа Артура Кларка "Конец детства"

Почему же сегодня некоторые женятся, если можно жить "так"? "Женщины часто хотят белое платье, праздник и статус, - говорит семейный психолог Ольга Логинова. - На мужчин влияет довод "так делают все": уже и друзья все женились, и родители подгоняют". К тому же детей предпочитают рожать в зарегистрированном браке: иначе придется больше мучиться с бюрократией.

Помимо этого, сегодня, когда брак перестал быть необходимым экономически и социально, его заключают для удовольствия. "Если уж люди женятся, то по любви, - говорит Ольга Лебедь. - Либо - чаще всего так бывает со вторым или третьим браком - потому что решают, что вместе им будет жить проще". Таких партнеров ищут долго, поэтому и в загс идут позже: сегодня средний возраст женихов и невест - около 30 лет. Но самое главное в другом: если люди нужны друг другу только для счастья, ничто, кроме счастья, их вместе не удержит.

"Чем больше у человека свободы выбора - экономической, психологической, сексуальной - тем более хрупкими будут отношения, - говорит замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров. - Но в них будет больше доверия и тепла. Как ни странно, сегодня, когда браки стали более осознанными, люди относятся к ним куда серьезнее". Так что количество и крепость браков действительно падает. Зато их качество растет.

Прямая речь

"Мы с Андреем были вместе семь лет - без штампа. А потом решили купить машину в кредит. У меня была хорошая белая зарплата, решили, что оформим на меня. Через пару дней мне позвонили из службы безопасности банка и спросили: "А зачем вам машина, у вас же прав нет?" Права были только у Андрея, я сказала, что водить будет муж. Они мне: "А у вас же нет мужа?!" Вывели меня из себя, я пришла домой вся на нервах и сказала Андрею: мне не дадут кредит, потому что у меня даже мужа нет! Кредит мне в итоге все же выдали - под поручительство шефа.

А через месяц к нам в гости зашли соседи - молодая пара, муж и жена. Мы поболтали, а когда они ушли, Андрей притянул меня к себе и сказал: "Давай у нас тоже будет как надо". Когда я позвонила папе рассказать о предстоящей свадьбе, он долго выпытывал про дополнительные "обстоятельства", видимо, решил, что я беременна.

Мы расписались девять лет назад. И оба считаем, что после официального брака наши отношения стали гораздо круче".
Лия, 33 года

"Через пару месяцев знакомства Митя заявил, что ему нужны только серьезные отношения, и если для меня это не так, то он прямо сейчас встанет и уйдет. Я тогда разрыдалась: меня как-то неожиданно загнали в угол и мне не понравилось. Но решила рискнуть. Я тогда даже мстительно подумала: если ничего не выйдет, я всегда могу дать задний ход, ведь меня сейчас практически вынудили! Мы быстро стали жить вместе, и постепенно я перестала бояться. Правда, когда через четыре года Митя сделал мне предложение, я сказала: "Предварительно - да". Даже на мероприятии в честь нашей свадьбы на Facebook у меня стоит статус "возможно, пойду". Осознание происходящего дается мне нелегко. Но я понимаю: вот человек, которого я хочу видеть рядом всю жизнь, и вот красивый ритуал, через который мы собираемся пройти".
Альбина, 31 год

Верность: в чести, но не всегда на практике

Большинство россиян осуждают измены. Адюльтер не нравится всем: женатым и холостякам, молодежи и пенсионерам. Но, плохо относясь к неверности, многие люди продолжают изменять. "Верность в чести номинально, а не практически", - говорит социолог Ольга Лебедь.

Пять фактов об изменах

20% россиян относятся к изменам снисходительно.

7% жителей нашей страны считают, что не следует осуждать изменяющих женщин.

9% респондентов склонны оправдывать неверных мужей.

7% мужчин и такой же процент женщин называют верность среди наиболее значимых качеств партнера.

18% россиян считают, что семья ограничивает личную свободу.

По данным опросов ВЦИОМ

Продолжение

Почему люди изменяют вместо того, чтобы разойтись и создать новые отношения? В каждом союзе есть своя выгода. Страшно уйти, если у вас общие дети, ипотека и собака - то, что называют стабильностью. Но некоторые "идут налево" и в отношениях, где нет никаких задокументированных обязательств, а чтобы расстаться, достаточно снять квартиру и сменить статус в соцсетях.

"Есть люди, которые будут изменять всегда, вне зависимости от партнера, - говорит психолог Ольга Логинова. - Это и из-за воспитания, и из-за самого человека, который думает: "А что здесь такого?"

Возможно, не разводиться с нелюбимым супругом - это своеобразная дань традиции: люди до сих пор не привыкли, что можно по-другому. "Адюльтер был и в прошлом - мы это знаем хотя бы из классической литературы, - говорит демограф Сергей Захаров. - Это может быть воспроизведением традиционной схемы: ты должен жить с нелюбимым, потому что тебя венчали, потому что родственники договорились. А при этом людям хочется счастья. И удовольствия в сексе".

Прямая речь

В отношениях с мужем мне не хватало честности. Во всем. Он часто не исполнял своих обещаний. Однажды я затащила его на уроки сальсы, но он вскоре бросил, хотя обещал вернуться в группу. Но в итоге отказался. Мне было важно заниматься с ним танцами вместе, и меня это ранило. В итоге я завела роман с мужчиной из группы. Мы танцевали вместе на занятиях, вместе ходили в клубы. Но мне было плохо. Я словно раздваивалась: с любовником думала о муже, с мужем - о любовнике. И не была в итоге ни там, ни здесь. В конце концов эти отношения закончились. С мужем мы тоже развелись, но не из-за того романа. Сейчас, когда кто-то говорит, что изменяет любимому человеку, для меня это звучит так, словно у человека... Ну два носа, например. Как что-то немыслимое. Олеся, 40 лет

Разводы: из-за денег и недопониманий

В России каждый второй брак распадается в течение девяти лет. А всего разводом заканчиваются около 60% зарегистрированных союзов. Хотя за последние годы число официальных разрывов сократилось: в 2002 году их число превысило 850 тысяч, в 2016-м - 608 тысяч. Эксперты объясняют: те, кто сегодня разводятся, раньше просто доживали жизнь в несчастье и взаимных изменах. Сегодня развод не подразумевает общественного порицания и не ставит крест на личной жизни - а потому люди все чаще решаются уходить оттуда, где им плохо.

Пять фактов о разводах

21% россиян считают, что разводы в принципе недопустимы. Большая часть из них — мусульмане, на втором месте — жители сел.

15% тех, кто допускает разводы в принципе, все же считают их неприемлемыми, если в семье есть несовершеннолетние дети.

67% россиян уверены, что самая веская причина для развода — рукоприкладство. На втором месте — пьянство, на третьем — измена. Наименьший показатель у политических разногласий (всего 3%).

27% опрошенных считают, что чаще всего люди разводятся из-за материальных трудностей, 19% называют среди причин классическое "не сошлись характерами", 11% — пьянство. Измена (9%) — только на четвертом месте.

15% россиян считают, что среди их знакомых есть те, кому следует развестись.

По данным опроса ФОМ

Продолжение

Как говорит демограф Сергей Захаров, парадоксальным образом крепкие, но несчастливые союзы отрицательно сказываются на рождаемости: в них предпочитают не заводить детей. Зато во втором браке "разведенки с прицепом" (это презрительное выражение тоже осталось в прошлом) заводят новое потомство - и первый общий ребенок мужчины и женщины может стать третьим в их новой семье. Если в 1960-е годы после развода вновь выходили замуж 30–40% женщин, то сегодня - 70%.

Женщины больше не боятся разводиться: это раньше им говорили "кому ты теперь нужна". Экономическая независимость от мужчин позволяет им уходить "в никуда". Чаще всего на развод подают именно представительницы слабого пола. Правда, Сергей Захаров считает, что это скорее формальность: женщины (особенно при наличии детей) при расторжении брака традиционно считаются "страдающей" стороной. Поэтому, если на развод подала супруга, к ее заявлению все отнесутся с пониманием - в том числе и суд.

Почему расстаются люди, при свидетелях пообещавшие быть вместе и в горе, и в радости? "Нет какой-то общей причины вроде "он полысел, а она поправилась", - говорит психолог Ольга Логинова. - Просто люди меняются со временем, уделяют друг другу меньше внимания. Например, муж приходит и утыкается в компьютер, а женщина хочет, чтобы он провел время с ней".

Как и в советские времена, среди самых частых причин разводов - измены, пьянство и рукоприкладство. Но в наши дни появились и другие мотивы. "Раньше говорили "любовь закончилась" и "не сошлись характерами". Никто не признавался, что не может бюджет поделить, - говорит Сергей Захаров. - А теперь эту причину называют часто. Еще бывает расхождение во взглядах на воспитание детей - раньше такого не было".

Есть и более экзотические причины. Например, исследовательскому центру портала Superjob.ru называли такие: "два лидера в одной лодке не плывут", "я плохо готовлю", "условие ее мамы" и даже "семейная жизнь не для меня, и каждый день видеть одного и того же человека я просто не в состоянии".

Прямая речь

"Еще до загса у нас были финансовые разногласия. У его родителей всегда был раздельный бюджет, он хотел так же. А для меня семья - это общий дом, дети, фамилия и деньги. Я предлагала компромиссы - например сбрасываться на бытовые нужды и оставлять себе часть на карманные расходы. Но он упрямый. Я вила гнездо - покупала хорошую посуду, занавески… А он копил. За два года нашей совместной жизни он накопил 1 млн рублей. Он и детей не хотел. Он программист, работа и игры для него были важнее. Однажды я предложила ему обсудить все, что у меня наболело, и дала время подумать. Но через месяц поняла, что он просто об этом забыл. Я решила развестись. Наверное, я тоже не была идеалом жены. Но я поняла: с ним у меня всегда будет игра в одни ворота. В браке так нельзя".
Дарина, 30 лет

Как бы вы ни решили устроить свою жизнь - с кольцом или без, с тремя детьми или вдвоем с любимым человеком - всегда стоит помнить: суть отношений важнее их формы. Главное, что сегодня можно быть счастливым до, после и даже вместо брака.

При подготовке материала использованы данные опросов ВЦИОМ и ФОМ

Бэлла Волкова, Ольга Махмутова

Более половины браков в России заканчиваются разводом. В нашей стране на 17 миллионов семей приходится 6 миллионов неполных. Как правило, после развода дети остаются с матерью, а отцы либо встречаются с детьми несколько раз в неделю, либо не появляются в их жизнях вообще. Для женщин растить детей без мужа становится нормой, кто-то приходит к такому решению самостоятельно, потому что сожительство с мужчиной не приносит никакой польза, а только разочаровывает и отнимает силы, а кто-то не выбирал судьбу матери-одиночки, а стал жертвой обстоятельств. Мы поговорили с девушкой, у которой родители развелись, попросили рассказать ее о своем детстве, как она переживала конфликты в семье, после которых отношения с отцом у нее ухудшились окончательно.

«Когда мне было 5 лет, я любила маму и папу и хотела котенка. Потом у меня появился братик; вообще, в семье нас трое: я, средний брат и младшая сестра. Родители старались устроить нам счастливое детство, мы получали то, чего хотели (в разумных пределах), были окружены заботой и любовью. Папу я помню как смешного, доброго и любящего человека, он души не чаял в нас. Еще он много работал.

Потом, когда я немного подросла, то стала замечать, что папа часто приходит с работы поздно и какой-то странный и, как оказалось потом (дети мало в этом понимают), нетрезвый. Мама говорила, что он работает, и не посвящала нас в «проблемы взрослой жизни», я ей верила, но испытывала внутреннее напряжение.

Из-за папиного алкоголизма родители начали ругаться, папа уходил куда-то и мог не возвращаться до утра или даже на следующий день.

Моя мама и родственники боролись с зависимостью отца разными способами, но ничего не помогало. Мама ужасно устала, денег в доме не было, так как зарплата пропивалась, не успевая достигнуть дома. Скорее всего, причиной такого поведения моего отца стала череда крупных неудач в его карьере. Ситуация стандартная: сначала взлет, потом банкротство, бесконечные мелкие подработки практически за «спасибо» и долговая яма.

Ссоры в семье случались все чаще, громче и страшнее. Родители перестали думать о детях, которые были в соседней комнате. Я даже иногда специально делала вид, что хочу в туалет, чтобы пройти мимо кухонных дверей и напомнить о себе. Даже как-то пыталась разбудить маленького брата, чтобы он заплакал и отвлек родителей от ссоры.

Мой отец не живет с нами уже около 10 лет, он мало участвует в жизни уже взрослых детей. Конечно, он пытается общаться с моей младшей сестрой, которая перешла в 5 класс, но она уже тоже стала замечать, что «папа становится странным, когда выпьет бутылочку пива». С моим братом, которому 16, он не разговаривает, потому что не знает его, да и брату не очень хочется. О разводе родителей я узнала случайно, когда тайком посмотрела в мамин паспорт. На тот момент родители уже не жили вместе, но и о разводе ничего нам не говорили.

Отец иногда заходит к нам, делает вид, что все в порядке, смотрит телик или общается с младшей сестрой, но я в такие моменты чувствую себя неловко, можем даже не заговорить с ним ни разу.

Единственное, что я сейчас ощущаю, это недостаток каких-то нежных чувств с отцом. С мамой у меня такого нет, она проявляет любовь ко мне, а я к ней. Возможно, поэтому меня трогают отцы с маленькими детьми.

Сейчас я не могу понять своего отца, он говорит, что любит нас, что у него никого кроме нас нет, но при этом семью он сохранить не пытался. Мне кажется, что его отсутствие я даже как-то особо и не переживала, просто привыкла. Возможно, даже какое-то спокойствие появилось после развода»…

8 июля 2008 года Россия впервые отмечает новый праздник - День семьи, любви и верности. Наверное, такой праздник нам сейчас действительно нужен - как напоминание о тех ценностях, которые слишком многим уже не кажутся незыблемыми.

По статистике, в последнее десятилетие в стране наблюдалось постепенное снижение числа людей, регистрирующих свой союз, а количество «сожителей» стремительно росло. Сегодня общественное сознание подошло слишком близко к границе, за которой лежит отказ от семейных ценностей и замена их стандартами «партнерских отношений», адекватных законам свободного рынка. Однако важно вовремя определить ту грань, за которой активный поиск выгоды и комфорта может поставить под угрозу жизнь самой личности, ее способность чувствовать и творить, то есть посягнуть на замысел Божий в каждом из нас.

«Я ни от кого не хочу зависеть. Зачем мне нужна семья , дети, пока я не состоялся в карьере, не заработал денег, не купил квартиру и машину? Я готов лишь на свободные отношения».

Не являются ли эти слова нового поколения свидетельством начавшегося уже разрушения личности?

Ведь, отказываясь от брака в пользу «свободных отношений», человек, по сути, признает, что он не способен выйти из-под влияния «общества потребления и карьерного роста», что он раб системы и искренне готов играть по ее правилам. Он признает свою не-свободу в построении собственной жизни.

С другой стороны, вопрос «зачем семья?» демонстрирует стремление человека заранее определить для себя некую выгоду, которую принесет ему брак. Например, незамужняя тридцатилетняя женщина рискует подвергнуться насмешкам окружающих за собственную «невостребованность», - а семья способна улучшить ее «общественный имидж». В свою очередь, мужчина нередко хочет обрести посредством брака домашний уют, вкусную еду и всегда постиранную одежду. Кроме того, есть еще страх одиночества, желание кому-то выплакаться, решить квартирный вопрос и т. д. Но ведь, по сути, все эти мотивации эгоистичны . Бесконечные «зачем?» вписывают семью в ряд «рентабельных проектов» современного человека, для которого разница между понятиями «жизнь» и «само реализация» постепенно стирается.

Фото Владимира Ештокина

Общество еще не осмыслило всех катастрофических последствий такого отношения к семье. Да, похоже, и не собирается осмыслить. Очевидно, всем нам необходимо сделать паузу в быстром темпе жизни - остановиться, чтобы оценить масштаб кризиса семейных ценностей, чтобы оглянуться на прошлое и понять, что мы утратили в настоящем.

Пытаясь вникнуть в христианское понимание семьи, мы не можем обойти стороной историю святых Петра и Февронии, в день памяти которых как раз и будет отмечаться новый праздник. Принимая решение о вступлении в брак, супруги ни разу не задают себе вопрос «зачем?». И это при том, что князь Петр и простолюдинка Феврония, создавая семью, обрекали себя на множество проблем, но… именно в браке они обрели счастье. Почему? Потому что отреклись от своего «Я» и силой любви открыли сердца Богу. Потому что искали в собственной судьбе Его (не своей!) воли и отказывались от всяких «трезвых расчетов». А воля Господа была - сделать их счастливыми - в земной жизни и в вечности… И это тот дар, который могут получить лишь отказавшиеся от эгоизма люди и заменить который не способен никакой комфорт «хорошо просчитанного» брака.

Важно помнить, что для христианина семья - это малая церковь, образ отношений между Богом и человечеством, в которых муж (Господь) и жена (Церковь) объединены взаимной любовью. Человек, отказавшийся от брака, лишает себя великой радости и чуда соприсутствия Бога в жизни двух любящих друг друга людей.

И на вопрос современного человека, прозвучавший в начале, «Зачем мне нужна семья?» - мы можем ответить просто. Семья - не зачем-то. Она - Божий дар двум любящим сердцам и уже в силу этого обладает самоценностью. Семья - не орудие для достижения какой-либо цели или благ. Она сама по себе благо и кладезь полноты телесной, духовной и душевной близости любящих людей.

Хочется верить, что 8 июля, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, мы будем не только говорить о важности государственной и общественной поддержки института семьи, но и честно ответим себе, насколько наши сердца готовы открыться великой и непостижимой тайне супружеской любви.

Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Ненормативные кризисы семьи: болезнь и больной в семье», проведенного Институтом христианской психологии. Глава из будущей книги издательства Никея - «Очерки семейной психологии»


Ненормативный кризис семьи - это выходящее из ряда вон длительное состояние стресса. Семейного стресса. Таким стрессом может быть тяжелая, длительная одного из членов семьи. Это довольно часто встречающийся ненормативный кризис, который переживают многие семьи либо недолго, либо достаточно длительно. Можно привести примеры десятилетней и даже тридцатилетней продолжительности болезни, и этот период зависит, конечно, от самого заболевания.

Необходимо сделать одну оговорку: болезнь в семье может быть и мнимая. Бывает такое психосоматическое состояние, которое имитирует болезни. Но если рассматривать это с точки зрения физических факторов, то это действительно реальная болезнь, только она вызвана не заболеванием, а желанием члена семьи имитировать болезнь. Зачем такая имитация нужна? Это такая роль выживания - семейный больной. И он тоже может быть частью семейной системы, которая переживает подобный ненормативный кризис.

Разумеется, что заболевания, которые случаются в семье, могут быть разными. Это может быть перелом ноги, инсульт, заболевания, которые завершаются только кончиной больного. Это может быть инфекционное заболевание, может быть психическое. Психическое заболевание - одно из самых труднопереносимых семьей кризисов семейной жизни. Но тут еще надо сказать и о том, что к подобным заболеваниям в семье относятся и алкоголизм, и наркомания, то есть заболевания, которые вызваны зависимостями и добровольной, по сути дела, инвалидизацией.

По характеру взаимоотношений в семье больной алкоголизмом или наркоманией и психический больной, например, вызывают примерно одинаковые характеристики семейного кризиса и примерно одинаковые переживания. Поэтому мы можем рассматривать в этом классе ненормативного кризиса, в том числе, и подобные зависимости. В некоторых случаях игромания, или компьютерная зависимость, или сексуальная зависимость могут вызывать похожую симптоматику, но в целом ряде случаев семья хотя и переживает определенный кризис, но он не совсем схож с тем кризисом, который вызывает длительное заболевание человека.

Заболевание, которое длится год или даже два, но затем завершается, может кризиса в семье и не вызвать. Естественно, что подобные кризисы вызывают заболевания неизлечимые, которые приводят к кончине больного, такие как онкологические заболевания, как неврологические заболевания, скажем, болезнь Паркинсона или Альцгеймера, или другие.

Перераспределение функций и замена ролей

В этой таблице красным цветом выделены те функции хозяина и хозяйки, которые выпадают или перераспределяются в ненормативном кризисе.

Надо сказать, что семья переживает изменение как с точки зрения перераспределения функций, так и функционального дефицита, и замены ролей. В таблице можно видеть тот набор функций, который существует между хозяйкой и хозяином, и который, естественно, в случае такого кризиса будет требовать перераспределения. Некоторые функции просто-напросто и не могут быть достаточно хорошо исполнены. Например, комфорт, уверенность и безопасность в этой семье могут быть совсем не удовлетворены. И поэтому, естественно, они выпадают из функционала.

Естественно, что нарушаются эмоциональные отношения, потому что они зависят от здоровья членов семьи и от эмоционального общения друг с другом, в случае болезни и это тоже нарушается. Ответственность членов семьи за свое состояние, ответственность за состояние семьи тоже нарушается. Изменяется быт, изменяется экономический уклад, может пострадать семейный достаток.

Объективные и субъективные трудности семьи

Здесь изображены те трудности, с которыми сталкивается семья. Существуют, разумеется, объективные и субъективные трудности. Что такое объективные трудности? Это изменение ролей и функций . Здесь изменяется то, что мы уже посмотрели на предыдущем слайде. Естественно, возрастают расходы семьи , потому что болезнь никогда не обходится дешево. Болезнь всегда требует участия врачей, расходов на лекарства и так далее.

Неблагоприятное воздействие на здоровье - если речь идет, скажем, о заболевании психическом, то, разумеется, и члены семьи будут подвергаться определенному искажению. Их поведение сначала искажается под воздействием психического больного, особенно если это заболевание достаточно активное, агрессивное. Но даже и в случае, если существует, скажем, депрессия у кого-то из членов семьи, то это воздействует и на здоровье остальных. Если это, например, алкоголизм или наркомания, то, разумеется, тоже воздействует на здоровье семьи. Если больной требует тщательного ухода, тем более, круглосуточного - разумеется, что это тоже влияет на здоровье тех членов семьи, кто за ним ухаживает.

Нарушается ритм и распорядок жизни. Не всегда, конечно, но надо иметь в виду, что очень часто этого не миновать. Впрочем, здесь возможны какие-то исключения, в некоторых случаях семье удается сохранить обычный порядок жизни, но надо иметь в виду, что это требует дополнительных усилий со стороны семьи.

Почти во всех случаях болезни во внутреннее пространство семьи включаются люди, которые помогают больному . Это могут быть врачи, медсестры, это могут быть те, кто регулярно навещает больного, сиделки. Если это наркомания или алкоголизм, это могут быть милиция, полиция. Может, это даже школа, если речь идет о болезни ребенка. Иными словами, внутрь границ семьи с больным человеком могут входить посторонние люди, которые привлекаются для того, чтобы помочь человеку.

Вполне возможно, что происходит утрата и снижение социального статуса. Известно, например, что если в семье есть больной ребенок, особенно если психически больной ребенок, то нередко сама семья теряет свой статус, потому что на нее падает некое подозрение, обвинение. Происходит как бы стигматизация, то есть семья приобретает статус с особой печатью - печатью болезни, особенно, когда подозревается её наследственный характер. Например, гемофилия опрокидывает в чувство вины и подлинную вину на женскую, материнскую линию наследования. Психическое заболевание, как показано во многих исследованиях, оказывается, тоже в нескольких поколениях семьи может быть. Может быть, это только вероятность, но таким образом, семья тоже утрачивает социальный статус, особенно если болезнь касается социально значимого лица, то есть кормильца, главы семьи. И это объективные трудности, с которыми сталкивается семья.

Теперь давайте посмотрим на субъективные трудности . Это, конечно, растерянность от беспомощности больного. Разумеется, когда на семью падает такое событие, как тяжелая болезнь, хроническая болезнь одного из членов семьи, то многие члены семьи испытывают растерянность, то есть не знают, что делать, не могут собраться, не могут вовремя включиться в необходимые дела. Происходит еще и замешательство от того, что ситуация становится непредсказуемой. Возникает тревога о будущем. Ведь действительно никто не знает, как долго может продлиться болезнь, и чем она закончится.

Например, если диагноз онкологический, это может привести к исцелению, а может завершиться смертью. Поэтому естественно, что вся семья пребывает в беспокойстве о своем будущем , вся семья не знает, что в будущем их ждет. А если это кормилец, если это хозяин или хозяйка семьи, то будущее вызывает еще большую тревогу. Конечно, возникают страхи : страх смерти, страх инвалидности и страх нищеты, страх стигматизации и так далее. Мало кто может пережить хроническую болезнь в семье без чувства страха.

Возникает и чувство вины . Чувство вины, кстати, возникает как у больного, так и у семьи в целом. Это одно из сильных и труднопреодолимых чувств. У некоторых членов семьи может наблюдаться депрессия как реакция на сильно ухудшившуюся семейную ситуацию. И, конечно же, многие члены семьи сталкиваются с фрустрацией . Вся семья находится в эмоциональном, фрустрированном поле, которое очень трудно преодолеть. В семье могут происходить вспышки гнева, ярости , потому что иногда ситуация совершенно неразрешимая.

Стадии принятия диагноза

Наверное, вам уже приходилось слышать о том, что существует разработанная доктором-психиатром Кюблер-Росс пятиступенчатая схема принятия диагноза. Эта схема пригодна и здесь, когда мы рассматриваем не одну личность, а целую семью. Семья тоже переживает некоторую подобную схему.

Конечно же, стадия шока , стадия как бы замирания, если кто-то из семьи вдруг попал в больницу, или инсульт, или что-то произошло внезапное - семья пребывает в шоке. Затем очень долго или совсем коротко, но семья может пребывать в стадии отрицания. Отрицание психического заболевания - особенно отрицание алкоголизма, отрицание наркомании - очень часто происходит, когда семья не желает признать это. К сожалению, многие семьи пребывают именно на этой стадии, стадии отрицания, не желая в собственных глазах снижать свой социальный статус, не желая признавать, что семья нуждается в помощи.

Торг - это не обязательная стадия, она может быть преображена в гнев и ярость , когда семья опрокидывает на виновника, если таковой существует, или на Бога, или на жизнь, или на судьбу весь свой гнев. И только когда происходит смирение с ситуацией, когда понятно, что никто не виноват, семья переходит к горю , к переживанию горя. Но о горе, о его стадиях, о переживании, которое тоже для нас очень важно, мы еще будем говорить. И, наконец, последняя стадия, когда семья со смирением принимает случившееся, и тогда открывается возможность адаптации.

Расслоение семьи

Важно отметить, что не вся семья одинаково принимает участие в больном, и поэтому часть семьи может быть связана с больным более тесно, а часть семьи - нет. Полезно рассматривать как бы внутренний слой семьи, средний слой, дальний слой. Дальний слой - дальние родственники - это те, которые хотя и знают, что их родственник болен, и он нуждается в какой-то дополнительной помощи, они понимают, что в семье есть больной, тем не менее, они продолжают обычную жизнь, болезнь родственника их не затрагивает, не меняет их собственную жизнь.

Средний слой - это родственники, которые так или иначе затронуты болезнью близкого человека, их жизнь изменилась, но они сумели адаптироваться, и они принимают участие постольку, поскольку у них достаточно свободного времени. И внутренний слой - это те родственники, которые принимают в больном самое близкое участие, и они непосредственно ухаживают за больным, затрачивают наибольшее количество сил. И они меняют свой образ жизни самым значительным образом: кто-то, может быть, уходит с работы для того, чтобы ухаживать за больным, кто-то совершенно меняет ритм своей жизни, кому-то приходится не спать ночами, кому-то приходится менять работу, менять привычки, и так далее.

Поэтому мы должны понимать, что не все в семье одинаково бывают затронуты этим кризисом, но еще раз надо подчеркнуть, что кризис захватывает всю семью: и расширенную семью, и семью ядерную, то есть, собственно говоря, супругов. Это особенно важно, когда болеют супруги и когда болеют дети. Когда заболевание касается родителей, это может в меньшей степени менять соотношение функций и ролей.

Я хочу рекомендовать вам книгу Олифирович «Кризис семьи». Кроме этого, существуют книги по семейной терапии, все книги автора Эйдемиллера. Это санкт-петербургский автор, все его книги, посвященные семье, полезно читать, и они могут в этом смысле помочь. Кроме того, есть замечательная книжка Федора Ефимовича Василюка, которая называется «Переживание и молитва». Здесь не совсем о болезни семьи, но это очень важная часть нашего современного психологического христианского наследия. Кроме того, есть классическая работа по переживанию горя, очень может быть всем полезна. Автора зовут Эрих Линдеманн. «Клиника острого горя» - так и называется его книга.

Степени нарушения обыденной жизни семьи

Когда мы говорим о том, как семья реагирует на больного, то мы, конечно же, должны иметь в виду разное участие. Но семья меняется под влиянием больного, это неизбежно. И очень важно понять, что не сразу семья признает этот факт. И, к сожалению, это сильно затягивает, ухудшает семейное состояние, потому что чем скорее семья признает, что она находится в кризисе, тем скорее найдется этой семье помощь, тем скорее семья сможет и сама найти выход из этого состояния. Очень часто здесь препятствием бывает так называемая мифологизация. То есть болезнь родственника, во-первых, скрывается от посторонних с тем, чтобы избежать падения социального статуса или стигматизации, особенно если это психическое заболевание или врожденная болезнь.

Нередко семьи, в которых растет ребенок-инвалид с детства, например, при церебральном параличе в тяжелой форме, или с , или с другими психическими и органическими заболеваниями, которые вызывают умственную отсталость, часто скрывают этот факт или переживают стыд и стигматизацию так, что могут совсем прекратить внешнее общение с миром. В нашем дворе есть семья с таким больным, где уже взрослый молодой человек с тяжелым поражением нервной системы, то есть с . Когда папа с ним гуляет по двору, то он не смотрит ни на кого, он опускает глаза в землю, когда мы проходим рядом. Он стыдится заболевания сына и не хочет видеть в глазах людей жалость, сожаление или еще что-нибудь.

И во многих других случаях, когда есть психически больной, тяжелый больной, наркоман, алкоголик, семья тоже пытается это скрыть. Скрывать долгое время, например, наркоманию и алкоголизм, можно. Можно скрывать даже и те болезни, которые не выражаются во внешнем облике, например, онкологические. Но рано или поздно это всё равно будет видно. Это отрицательный фактор. Это очень тяжелое состояние, когда семья пытается скрыть и отрицать состояние своего кризиса болезни.

Естественно, что семья переживает свою вину или вину больного за свою болезнь, и это фактор, который очень нарушает семейную жизнью. От этого многие члены семьи чувствуют глубокую неудовлетворенность, чувство вины может опрокидываться на всех членов семьи. Разумеется, состояние неудовлетворенности может зависеть и от поведения самого больного. Больной может вести себя капризно и требовательно, он может вести себя, как маленький ребенок, тут наблюдается регрессивность поведения - больной лежит, не общается, становится более придирчивым, более требовательным, капризным, подчас жалуется больше, чем обычно, на дискомфорт, на боль.

Но ведь посторонним очень трудно догадаться, где больной действительно переживает и страдает, а где это напускные страдания. Грань между этим очень трудно установить, но действительность от поведения больного очень зависит. Одни больные очень мужественно переживают свои страдания, а другие, наоборот, очень малодушно, чем особенно терроризируют свою семью. Одни больные требуют к себе больше внимания, другие стараются обойтись более-менее самостоятельно.

Если характер заболевания такой, что он не влияет на семейную ситуацию, например, в семью могут приходить гости, семья может не закрывать свой дом от посторонних людей, у членов семьи нет стыда за своего больного, тогда это и не меняет особенно семейную ситуацию. И вообще, в той степени, в какой нарушается ритм обыденной жизни, в той степени и нарастает неудовлетворенность своей семейной жизнью, вплоть до гнева, ярости и обвинения друг друга. Дальше, вот опять та же самая схема Кюблер-Росс, потому что она показывает степень нарушения обыденной жизни семьи. Только там жизнь может восстановиться, где семья перешла уже к адаптации и со смирением принимает то, что происходит в семье.

Уход за тяжело больным членом семьи

Здесь перечислены некоторые аспекты ухода за тяжело больным человеком в семье - те, которые как раз могут повлиять на семью в целом, чтобы помочь сохранить отчасти обыденный ритм жизни и образ жизни, и для того, чтобы помочь семье выжить и продолжать жизнь в ситуации такого тяжелого ненормативного кризиса.

По возможности, естественно, надо стремиться соблюдать обычный образ жизни семьи . Потому что чем больше члены семьи чувствуют неудовлетворенность от измененного образа жизни семьи, тем тяжелее переживается кризис. Например, если ночью больной не дает спать тому, кто ухаживает за ним, или даже всей семье, если тяжело больной живет дома, он ночью нуждается в помощи, он просыпается, он стонет, плачет, кричит, требует внимания, требует, чтобы ему перестелили, дали пить, принесли судно и так далее, то естественно, что обычный образ жизни семьи нарушается.

Или, например, если семья должна жить закрыто - никто не может прийти в гости, никто не может посетить просто так спокойно, и все члены семьи живут как бы закрыто, как бы в тюрьме, как бы в крепости. Это, естественно, очень тяжелое нарушение в семейной жизни. Далее, например, если люди не могут спокойно дома отдыхать, набираться сил, читать, может быть, кому-то дома нужно работать, тогда этот образ жизни нарушен всерьез, людям надо приспосабливаться жить вне дома, вне семьи и устраивать свою жизнь как-то иначе.

Очень важно, чтобы члены семьи принимали опеку близких, помощь друзей без отказа и огорчений , то есть со смирением, без стыда, и тем самым облегчали бы себе уход за больным. И вообще принимали бы помощь с тем, чтобы семья могла пережить более или менее сносно этот тяжелый кризис.

Очень важно научиться помогать больному . Вообще, уход за больным - это такое искусство, которому нужно учиться и о котором нужно знать. Сейчас существуют пособия, сейчас существуют сайты в интернете, которые помогают научиться уходу. Для этого можно привлечь специалистов, сиделок, патронажных сестер. Да, это, конечно, может стоить дорого, но иногда важнее иметь свободное время и немножечко сил сэкономить, чем сэкономить деньги по уходу за больным. Такая помощь будет очень важна для того, чтобы семья получила дополнительный ресурс.

Вообще признать реальные проблемы семьи и себя - это очень важно. Тогда тот, кто ухаживает за больным, может получить поддержку, может получить профессиональную помощь. Очень важно обеспечить физический комфорт больного и семьи. Физический комфорт - это означает, что важно не только, чтобы больной получал лечение, но важен также и так называемый симптоматический уход, или паллиативный уход. И физический комфорт всех членов семьи - это тоже очень важная составляющая этого кризиса. То есть семья нуждается в этот момент в большей поддержке и комфорте, чем в обычное время.

Работа с болью . Здесь очень важно понять, что многие больные просто-напросто боятся боли. Не столько переживают и страдают от боли, сколько боятся боли, особенно это касается онкологических заболеваний. И поэтому работа с болью должна выстраиваться на опережение. То есть возможность у семьи помочь больному пережить боль должна быть чуть-чуть раньше, чем это требуется. Боли не должно быть . Это очень важно как для больного, так и для семьи.

Вообще очень важно выражать чувства. Не подавлять, не скрывать чувства, а наоборот их выражать. Как выражать, с кем выражать, с кем делиться чувствами - это уже другой вопрос. Это не значит, что с больным нужно сидеть и плакать, сострадать и кричать рядом с ним, но выражать чувства в семье очень важно. Важно также понять, что умирающий больной переживает особые эмоциональные состояния , совершенно не похожие на здорового человека, и это накладывает особенный отпечаток. Эти состояния очень трудно оценить, потому что они переживаются только тем человеком, который умирает, а мы не можем заглянуть в его душу. Поэтому мы очень ограничены в понимании этого. Но, во-первых, мы видим, что обычно эмоциональность отступает, там совершенно другой характер эмоциональных вопросов, реакций человека.

Во-вторых, мы должны понимать, что очень часто умирающий человек не боится смерти, то есть он переживает очень тяжелую усталость, и он желает своей смерти как избавления от страданий. Страдания настолько велики и настолько утомительны для человека, что смерть представляется уже не страшной. Это измененное состояние сознания, разумеется, в котором могут быть различные видения, голоса, соприкосновение с какими-то иными мирам, о которых мы ничего достоверно сказать не можем.

Мы должны понимать, что умирающий не столько связан с реальностью, в которой мы живем, а может быть, связан с какими-то иными реальностями или иными мирами, о которых мы ничего не знаем. Поэтому мы должны понимать, что мы не всегда можем быть полезны умирающему, поскольку мы не догадываемся, не понимаем, что происходит.

Следует сказать вот еще что. Семья, в которой живет хронический больной, тяжелый больной, нуждается в собственной психологической помощи и реабилитации. Это означает, что члены семьи нуждаются в дополнительном отдыхе, в дополнительной реабилитации, в дополнительной работе, и не грех, если члены семьи, особенно те, кто ухаживают за больным, будут получать дополнительную психологическую помощь, в том числе и от психолога, от священника. Это очень важно. Надо понять, что те, кто ухаживают, нуждаются в помощи не меньше тех, кто болен.

Важно понять, что тот, кто ухаживает за больным, уже находится в зоне риска. Это жизнь, это работа, это служение - уход за больным, это работа на выгорание. Поэтому тот, кто ухаживает, должен получать отдых, поддержку, помощь окружающих, а сам помогающий должен понимать, что ему нужна помощь. Если такой помогающий отказывается от помощи: «Я всё выдержу, мне Господь поможет, с Божьей помощью я всё переживу», - к сожалению, это может очень плохо кончиться. В том числе, может кончиться психическим заболеванием помогающего. Сам помогающий может заболеть, вот это очень важно иметь в виду.

Как можно охарактеризовать семьи, которые справляются с «проблемами»? Психологи выделяют несколько семейных стилей поведения и особенностей:

  • Члены семьи вовремя опознают проблему;
  • могут проанализировать проблему;
  • находят версии решения проблем;
  • находят и актуализируют семейные и личностные ресурсы;
  • проявляют гибкость взаимоотношений между родственниками;
  • проявляют четкость в ролевых ожиданиях;
  • проявляют сплоченность семьи;
  • проявляют открытость в восприятии мира;
  • способны к самоограничениям;
  • готовы уменьшить потребление;
  • готовы принимать на себя большие нагрузки и дополнительные обязанности;
  • обладают стремлением к взаимопониманию и компромиссам.

Подготовила Тамара Амелина