Последние статьи
Домой / Перманентный / Развлечение в старшей группе детского сада. Кузьминки

Развлечение в старшей группе детского сада. Кузьминки

Ведущий:

Осень торопит, зима не ждет. Осень-пожируха со злюкой-зимой борется. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться. Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября. В народе много поговорок, связанных с этим днем: «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье», «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать», «Кузьма закует, а Михайло раскует». В старину примечали: «Если на Кузьму дороги развезет грязью – не жди мороза до самого декабря».

Еще в народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». Кузьма да Демьян – кузнецы, куют лед на земле и на воде. В народе их считают покровителями ремесел, главным образом, кузнечного искусства и, как ни странно, женского рукоделия. В народе рассказывают, что святые эти за работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками».

В день, посвященный памяти этих святых – бессребреников варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать!» А отправляясь в церковь, берут с собой кур, т.к. батюшка Кузьма – Демьян – куриный бог. «Кузьминки – курьи именины». «На Кузьму – Демьяна – курицу на стол». Во время еды строго следят за тем, чтобы косточки не ломались, а то куры будут уродливые.

Кузьминки слыли на Руси еще и девичьим праздником. Девушка-невеста устраивала в этот день угощение для всех родных и знакомых, становилась как бы хозяйкой дома. В качестве почетного блюда подавалась обычно куриная лапша. На Кузьминки молодежь на три дня снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей, девочка Маша прибирается в избе, тетушка Татьяна помогает ей.

Хозяйка:

Маша:

И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Тетушка:

Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша:

А кто к нам в гости придет?

Тетушка:

Девицы-красавицы придут со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают…

Маша:

Это почему же, тетушка?

Тетушка:

Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша:

Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка:

Входят девушки

Девочки :

Можно, хозяюшка?

Хозяйка:

Девочка:

Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, тетушка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка:

Девочка:

А на всю зиму пустите?

Хозяйка:

Девочка:

Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка:

Да надо мне совсем немного.

Да денег рубль и пятачок!

Девочка:

Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.

Хозяйка:

Девочки усаживаются на лавки. Запевают песню «Посеяли девки лен».

Посеяли девки лен,

Ладо, ладо, девки лен.

Посеяли, пололи,

Ладо, ладо, пололи.

Прополовши, убрали,

Прополовши, убрали,

Ладо, ладо, убрали.

Во кудельки ленок вязали,

Во кудельки ленок вязали,

Ладо, ладо, вязали.

На посиделки собирались,

На посиделки собирались,

Ладо, ладо, собирались,

За работу принимались.

За работу принимались,

Ладо, ладо, принимались.

Идут в гости ребяты,

Идут в гости ребяты,

Ладо, ладо, ребяты.

Они все примечают,

Они все примечают,

Ладо, ладо, примечают,

Помощницу в дом выбирают,

Помощницу в дом выбирают,

Ладо, ладо, выбирают.

Хозяйка:

Проводится русская народная игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, — проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры.

Хозяйка:

Девочки исполняют частушки.

На березе листок вянет,

Видно, летечко прошло,

В посиделочки мы ходим,

Видно, время подошло.

Что хотите, говорите

Про меня, про молоду,

Я веселы посиделочки

Без памяти люблю.

Ты играй, играй, гармошка,

А я песенку спою.

Я сама себя сегодня

И других развеселю!

Две кукушки куковали

В полюшке на камушке.

Мы с подружкою вдвоем

Кружимся с Иванушкой.

Пускай люди посудачат,

Скажут, что я модница,

Что ж, хотя и модница,

Зато и хороводница.

Я плясать-то не умею,

Только так побегаю,

Молодому мальчику уважение сделаю.

Мы давай с тобой попляшем,

Ничего, что маленький,

Давай спросим у народа,

Кто из нас удаленький!

Тетушка:

А вы знаете, что Кузьминки – это еще и куриный праздник? Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка»

Курочка-рябушечка, куда пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка:

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию.

Хозяйка:

Угощает их яблоками.

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни, на лучшую поделку, рисунок.

Раздается стук в дверь. Входят кузнецы.

Первый кузнец:

Идут кузнецы из кузницы.

Второй кузнец:

Несут кузнецы два молота.

Первый кузнец:

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Второй кузнец:

Варите кутью.

Первый кузнец:

Поминать Кузьму.

Второй кузнец:

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнецы:

А вот что!

По мелодию русской народной песни «Во кузнице» кузнецы показывают, как выковывают гвозди.

Первый кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится.

Хозяюшка:

Кузнецы:

Мы бессребреники, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не берем.

Кузнецы присаживаются. Проводится русская народная игра «Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Проводятся русские народные игры «Золотые ворота», «Пятнашки».

Хозяйка:

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Хозяйка:

Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. Ходили они по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. А к мастеровым отношение особое было. Ведь в деревне все делается своими руками: и изба, и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входите, девицы, входите, красные!

Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

А сейчас проверим, какие вы проворные. Вставайте по 4 углам.

Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Вот какие молодцы, наши цыплятки! Угощайтесь!

А что вы умеете делать?

Ай, спасибо, работнички, уважили кузнецы умелые. Чем же вам заплатить?

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Кто работы не боялся, тому и зима не страшна! Припасено вдоволь всего, и самые веселые праздники зимой бывают. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ними и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!

Воспитание духовно-нравственной личности в процессе комплексного освоения народной культуры посредством фольклорного праздника «Кузьминки»

Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель класса Музыкальный фольклор
Место работы: МАОУДО "Детская школа искусств №15", г. Кемерово
Пояснительная записка: Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
Прививать детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Приобщение детей к народной культуре дает безграничные возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей, творческой реализации и развития личности ребенка.
Жизненная необходимость возвращения достижений народного искусства в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовным мир, в сферу этических и эстетических ценностей становится все более осознанной, а само это возвращение к национальной специфике – безотлагательным. Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее.
Благодаря мудрости наших предков, через фольклор у ребенка формируется иное отношение к окружающему миру. Народная педагогическая практика выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, дети так же естественно включались в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью. Но поменялся быт, жизненный уклад – и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиции. В наши дни даже сельская молодежь относится к народной песне, игре, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Городские родители сегодняшних 5-6-леток сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян от нее были отторгнуты.
Одним из путей преодоления этого разрыва, одним из способов восстановления преемственности стало целенаправленное изучение традиционной культуры. Таким образом, дети усваивают нравственные нормы, бытовую этику, духовные ценности, доброту, красоту и полезность того, что оставил нам в наследство наш народ. Через фольклор дети знакомятся с историей и художественно-эстетической спецификой различных видов народного творчества, с традициями их бытования, с их ролью и местом в традиционных народных календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.
Цель – воспитание духовно-нравственной личности детей в процессе комплексного освоения народной культуры, через народный календарный праздник.
Настоящая разработка предусматривает реализацию следующих воспитательно- образовательных задач :
Развитие познавательного интереса к традиционной культуре своего народа, в частности, к празднику «Кузьминки»;
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – народные игры, прибаутки и др.;
Развитие творческих способностей детей посредством фольклора;
Формирование исполнительских, творческих навыков в области пения, движения, музицирования посредством музыкального фольклора;
Способствование накоплению словаря детей старинными народными словами.
Включая всю традиционную культуру в систему детского музыкального образования необходимо опираться на принципы фольклорного обучения и воспитания, которые вырастают из природы фольклора, его основных признаков - устности, импровизационности, коллективности, многовариантности, традиционности. Кроме того, возникает необходимость создания системы, соединяющей обучение с естественным бытованием фольклора, при условии «погружения» участников процесса в традиционную культуру, «проживания» ими осваиваемого материала. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной педагогики. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. На занятиях класса «Музыкальный фольклор» в Детской школе искусств №15 дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными промыслами, особенностями крестьянского костюма, встречаются с народными исполнителями и мастерами
Это познавательные занятия, наблюдения, изучение и вовлечение в народные календарные праздники. Но в любом случае, необходимо создать особую атмосферу деятельности детей, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Вряд ли на первых порах работы с начинающими фольклористами над народными песнями, играми встанет задача достижения высокого профессионального уровня исполнения. Пусть дети станут более раскрепощенными, научатся слушать друг друга, полюбят занятия, которые станут необходимой частью их бытия. На начальном этапе это самое главное.
В практике обучения детей музыкальному фольклору общедидактические принципы
- доступность и системность;
- постепенность и последовательность;
- наглядность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного творчества;
- природосообразность
иногда приобретают нетрадиционную трактовку, наполняясь практикой народной педагогики. Количество и разнообразие жанров народного исполнительства открывает перед педагогами и учащимися большой музыкальный мир, в котором через игру, танец, песню, обрядовое представление ученик приобретает основные навыки ансамблевого пения. Ключевая задача методики обучения заключается в том, чтобы найти простой и доступный способ, который преобразует сложные певческие действия в простые и ясные понятия, помогающие раскрыть содержание и глубину материала. Для целостного восприятия музыкального материала на занятиях по предмету «Фольклорный ансамбль» необходимо вводить хореографические перестроения (хороводы, бытовые народные танцы, дроби, пляски), драматическую игру (разыгрывание ролей, представление обрядовых сцен, праздников), духовые и шумовые народные инструменты (окарины, кугиклы, рубель, дрова, свирели и т.д.)
Уровень развития фольклорного коллектива зависит от уровня каждого учащегося. Каждый учебный коллектив должен иметь свое «творческое лицо» - репертуар, исполнительский стиль, сценический образ, которое целенаправленно должен формировать преподаватель, исходя из возможностей детей. Используя жанры музыкального фольклора, учитывая возраст, музыкальную подготовку, темперамент учащихся, преподаватель распределяет запевы в песнях, роли в хороводно-драматических играх, обрядовых сценах, что дает возможность проявить способности каждому ребенку.
И дети с большим удовольствием и интересом проявляют себя – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно – обрядовые праздники, которые всегда были связаны с игрой.
Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, исторический опыт народа. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали начало и завершение работ. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).
Народные праздники, как совместная деятельность педагогов и учащихся оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Настоящая разработка построена с учетом народных традиций осеннего праздника «Кузьминки», в основе которых фольклорный материал: песня, танец, игра, обрядовые сценки, народная музыка. Игровая основа, традиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, пляски внесли радость, духовную красоту, эмоциональный комфорт в жизнь наших детей. Они стали ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству и воспитания духовно-нравственной личности.
Необходимо также активно привлекать детей и родителей к практической деятельности по организации праздничного действа. Они сами могут смастерить обрядовую куклу Козьмы и Демиана и подготовить творческую выставку своих работ.
Я надеюсь, что представленная разработка поможет педагогам выбрать для себя нужный материал для подготовки и проведения занятий, праздников, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей.
ХОД ПРАЗДНИКА:
До начала праздника звучат русские народные песни.
Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, вязаные коврики, прялка, муз. инструменты, кухонная утварь.В избе на лавке сидят отец и дочь. Отец играет на гармошке, дочь Маша сидит рядом. Мать хлопочет по хозяйству.

Маша: Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу
(задумывается, затем, как будто что-то вспоминает и обращается к отцу).
Батюшка, сыграй нашу любимую!
Отец: Марья, а позови-ка ты ребят к себе на посиделки, будут песни, будут пляски.
Мать: Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А и правда! Эй, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.
Маша запевает песню «Аленький наш цветок». В процессе песни девочки-подружки выходят на сцену, в руках корзинки с рукоделием. Они подпевают Маше и заводят хоровод.
Девочки: Здравствуйте, тетушка Арина, дядя Матвей! Здравствуй, Машенька!
Мать: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!
Проходите дружно в нашу светлицу: рукодельничать, хороводы водить, петь да веселиться.
Отец: Да праздник, стало быть, отметить!
Маша встречает подруг. Девочки рассаживаются на скамейках, достают из корзинок свое рукоделие и начинают работу: кто вышивает, кто клубок ниток сматывает, кто кудель прядет.
Девочки: Тетушка Акулина, а какой сегодня праздник?
Мать: Сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Матушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала.
Девочки: И почему в их честь праздник?
Мать: Ну, слушайте. Жили-были давным-давно два брата Козьма и Демиан. Мать воспитывала братьев в трудолюбии и послушании, и получили они от Бога способности к врачеванию. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили – даром давайте».
Отец: Козьма с Демианом большие работники были, они и кузнецы, и плотники. Парням помогают хлеб
молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.
Девочки: У хозяюшки у нашей супрядка была гуртовая. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!
Мать: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.
Отец: Вот и посмотрим, какие вы мастерицы. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?
(Выходят три девочки).
Мать: Как песню мы начнём спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончим мы петь да плясать,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно задание? Начнём соревнование!
ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»
Пока девочки сматывают клубочки, все исполняют песню «Мы девицы-мудреницы»

Мать: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?
(Мать определяет победительницу.)
Отец: Хорошо поработали, можно и подкрепиться
1 девочка: Чем же нас сегодня, тетушка Арина, потчевать будешь?
Мать: Кашей пшенной с молоком да куриною лапшой.
Ну-ка, Акулинка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!
А ты, Настенка, суй туда куренка!
А теперь на самое дно насыплем пшено!
Надо только не забыть хорошенько посолить.
Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!
Ну вот, каша почти готова. Надо ее в печь поставить!

Печка-барыня, не вари кашу крутую–
Вари мягонькую, да разваристую!
Отец: Ну а пока каша готовится, не плохо бы и повеселиться.

Отец начинает играть на баяне веселый наигрыш. Девочки встают в круг. Раздается стук, Маша подбегает гостей встречать и входят мальчики. Один из них наряжен (Кузьма-Демьян)кузнецом, за кушаком молоток.
Девочки: Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.
1-я девочка: Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец
2-я девочка: Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
3-я девочка: Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
4-я девочка: Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Мать: Проходи, честной народ,
Не пыли дорожки.
Добры молодцы пришли
Погулять немножко.
Мальчики: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Отец: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
1 Мальчик: Хозяева, а вам работнички нужны?
Отец: А что вы умеете делать?
Кузьма: Мы мастера на все руки от скуки: хоть ковать, хоть петь да плясать!
2 Мальчик: Вам уменье наше в доме всегда пригодится. У меня папка мастеровой, научил меня во как работать. (показывает топор (нужно обязательно топор затупить!)

1 Мальчик: И у нас в кузнице не хуже (показывает молоток).
Исполняют песню «Посмотрите как у нас-то в мастерской» (молоток и топор используют в песне в качестве инструментов в шумовом оркестре).
Кузьма: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька-Катюшенька?
Девочки: Мы – туточки!
2 мальчик: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы!
Девочки: И тебе не хворать!
3 мальчик: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Соня: А что? Синичка – зимняя птичка, воробью сестричка!
Даша: Немного синичка ест и пьет, да весело живет! А ты зачем пожаловал?
Кузьма: Все село я обошел, краше вас я не нашел!
Исполняют песню «У нас по кругу»
Мать: Я вот всё смотрю и радуюсь: сколько у нас сегодня гостей!
Отец: А много гостей – много новостей!
Дети: А каких новостей?!
Отец: Да весёлых. Вот послушайте.
Дети подсаживаются к отцу, кто на лавку, кто на пол, кто стоя стоит. Отец спрашивает у ребят:
- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера.
- А что ж ты сегодня плачешь?
- Да вчера дома никого не было!

Где ты был, Иван?
- В горнице.
- Что делал?
- Петру помогал.
- А Пётр что делал?
- На печи лежал.

Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень
Дети смеются.
Мать: Ребята, а вы знаете, что Кузьминки – это курьи именинки! В этот день селяне ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кашу с курицей, а потом шли воровать кур у соседей.
Дети: Воровать?
Отец: В этот день соседи и не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Давайте-ка про курочек споем, чтобы они у нас водились и не болели.
Маша: (выбирает по считалке водящего)
Чтобы курочки водились,
На насеточку садились,
Ушастенькие, головастенькие!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Игра:«Куря вывела детей»
Кузьма: Понравилось мне у вас! Особенно девчата хороши!
Мать: Смотри, Кузьма, сколько красавиц, выбирай по душе.
Песня-игра «Сидит Дрема»
Мать: Ну, выбрал невесту?
Кузьма: (просыпается, хватает первую попавшуюся девочку)
Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.
Отец: Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?
Кузя: (не дает девочке сказать, перебивает) Согласна, согласна…
Мать: А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!
Кузьма: Какой еще выкуп?
Отец: Какой полагается – злато-серебро!
Кузьма: Осень и Зима – мое злато-серебро! Осень всю землю покроет золотым листком, да серебряным снежком.
Мать: Да мала еще наша девка-то взамуж идти.
Отец: Приходи на будущую осень, годков через восемь. (хохочет и начинает играть частушечный наигрыш. Дети поют частушки)
1 ребенок: Эх, топни сапог, топни правенький,
Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!
2 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут?
3 ребенок: Эх, топни нога, не жалей сапога,
Вместе: Тятька новые сошьет или эти подошьет! (Запевают)
Вместе: Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Мальчики: Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1 Девочка: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Мальчики: Трень-брень дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
2 Девочка: Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
3 Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.
4 девочка: Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла
Вместе: Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
(Дети танцуют бытовой танец «Краковяк с хлопками», Кузьма после танца падает)
Дети: Ох, упал родимый…
Отец: Знать осени, конец!
Мать: Ох, разлюбезные мои гостюшки! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку! Пришли
Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.
Дети: Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славили!
Мы тебя славили, в хоровод поставили!
Мы тебя встречали, тебя величали,
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!
Мать: Кузьминки – встреча зимы.
Отец: Кузьминки – об осени поминки.
Дети: Приходи, зима, приходи
С морозами трескучими,
С вьюгами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, Колядой,
С Масленицей молодой!
Мать: Чем богаты, тем и рады.
Милости просим еще!
(Дети уходят и уводят за собой Кузьму. Мать, Отец и Маша садятся на лавку. Отец играет на балалайке наигрыш)
Отец: В речке щука да елец. Вот и сказочке конец!

Список литературы:
1.«Гусли звончатые». Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
2.«Наш веселый хоровод»: Музыкально-игровойматериал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. Сост. Мерзлякова С.И. Мерзлякова Т.П./ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.;
3.Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
4.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.;
5.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;
6.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;

Елена Мезенцева
Сценарий праздника «Кузьминки - по лету поминки»

Ведущая : Издавна на Руси 14 ноября считался праздничным днем , его именовали Кузьма-Демьян . А в народе этот день попросту называли Кузьминки . Кузьминки по лету поминки . Люди вспоминали , как хорошо и тепло было летом, а впереди их ждала суровая холодная зима.

Ведущий : Немало народных примет было связано с этим днем, например, если на Кузьму -Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.

Ведущая : Кузьма и Демьян большие искусники, они покровители всех ремесел : кузнечного дела и женского рукоделия. С этого дня женщины принимались за зимнюю пряжу. Девушки украшали избу, готовили богатые угощения, пили чай, занимались рукоделием. Молодые люди водили хороводы, играли в народные игры, пели.

(Звучит тихая музыка р. н. п.)

1-я девочка : В первый раз вышивала светил месяц со лунами, сочистыми звездами.

2-я девочка : Во второй раз вышивала красно солнышко со лучами красно солнце со лучами с теплыми облаками.

3-я девочка : В третий раз вышивала чисто поле со кустами, чисто поле со кустами, с рыскучими зверями.

4- я девочка : В четвертый раз вышивала сине море со волнами, сине море со волнами, со белыми кораблями, середину украшала светло-синими цветами.

(К избе подходит группа мальчиков)

1-й мальчик : Дома ли хозяйка?

2-й мальчик : Можно ли войти?

1-я девочка : Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

1-й мальчик : Веселья вам да радости!

2-я девочка : Уж давно вас дожидали, праздника не начинали .

3-я девочка : У нас для каждого есть местечко и доброе словечко.

Девочки поют частушки.

1) Моя прялка не прядет

Колесо не вертится,

Что-то милый не идет –

Он, наверное, сердится.

2) Не стой, миленький, в порожках –

Не большая тебе честь!

Иди сядь ко мне на лавку –

Для тебя местечко есть!

3) Люблю Васеньку я летом,

Когда бегает с конфетом.

А Ванюшеньку зимой-

Садится к прялочке со мной.

4) Полотенце вышивала

Петухами, утками

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

(Приглашают всех гостей за стол)

Ведущая : А не посоревноваться ли нам. А ну- ка кто больше знает загадок красные девицы или добрые молодцы, сейчас посмотрим.

(девочки и мальчики загадывают друг другу загадки)

1) Летит, рычит

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видшь его. (ветер)

2) Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

3) Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес. (морозный узор)

4) Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка. (дождь)

Хоровод «Во кузнице» .

Ведущая : Ну а теперь нужно ножки размять, наши предки любили в игры играть, себя потешить.

(Проводится игра бег в калошах)

После игры участники усаживаются за стол и начинают соревноваться, кто больше поговорок скажет.

1) С шуткой и смехом делать дело с успехом.

2) Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

3) Куй железо пока горячо.

4) Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

5) Слово – серебро, молчание – золото.

6) Золотое слово – вовремя сказанное.

7) Смелость города берет.

8) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Ведущая : голова у вас хорошо работает, много поговорок знаете, а теперь посмотрим, как ваши руки умеют работать.

(играют на ложках)

Девочки и мальчики пытаются повторить скороговорку.

Ведущий : Сшит колпак,

Вязан колпак,

Да не по-колпаковски.

(повторяют сначала мальчики, потом девочки, а потом все вместе убыстряя темп).

Ведущая : Ну, вы просто молодцы, а теперь давайте поиграем.

(Игра «Ручеек» или «Заря-зареница» )

Ведущая : Попели, поплясали, поиграли, пошутили, пора всем к столу, отведать хозяйского угощения.

(чаепитие всех участников и гостей) .

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мое творение. Наступило лето и я, как и все воспитатели тоже подготовила свою клумбу.

В один из солнечных дней дети отправились в гости к Лету. Лето встретило маленьких гостей с солнышком в руках. Вместе они играли, пели.

Фольклорный праздник «Кузьминки» (прощание с осенью) Фольклорный праздник "Кузьминки" (прощание с осенью) Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с обрядовым праздником «Кузьминки».

Здравствуй, Лето! К нам на Черноморское побережье лето всегда приходит неожиданно! Только вчера шел мелкий прохладный дождик, а сегодня.

Каждый год в нашем детском саду объявляется конкурс на лучшее оформление участка к лету. Мы подготавливаем наши участки к летне - оздоровительному.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Кузьминки - об осени поминки» Обучающие задачи: познакомить детей с народными приметами, традициями и обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Развивающие.

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Пикалёвская детская школа искусств

Сценарий фольклорного праздника

«Кузьминки»

Методическая работа

Преподаватель по классу

Народного хорового пения

Руководитель ансамбля р.н.п. «Ладушки»

Егорова О.Н.

Г. Пикалёво

2014 год

Из истории праздника

На Руси 14 ноября отмечался праздник «Кузьма-Демьян-рукомесленники, курятники» или просто Кузьминки.

Кузьма и Демьян – покровители ремёсел, главным образом, кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывали, что святые были кузнецами и за работу денег не брали, от чего их звали бессребрениками.

По традиции в день, когда праздновалась память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - приходите к нам кашу хлебать!».

После церкви ремесленники собирались на складчину – сытник – и веселились всю ночь. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным театром и райком, и ярмаркой. Мастера приносили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями и былями рассказывали о том, что умели делать.

Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.

На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и приглашали парней. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением. Непременно звучали песни и разыгрывались поцелуйные игры.

Считалось, что Кузьма-Демьян покровительствует свадьбам, усиливают женское начало, оказывают помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.

В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

Сценарий праздника

Сцена украшена в народном стиле: лавки, прялка, старинная посуда, вышитые полотенца, домотканые половики, ухват.

Выходят перед сценой две девушки.

1-ая девушка : Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, рады всем, кто пришёл к нам в гости.

2-ая девушка : Вот и наступила поздняя осень, на полях убран последний урожай, пришло время посиделок. Будем песни петь, плясать да в игры играть.

Звучит весёлая музыка. Девушки поднимаются на сцену. Раздаётся стук. Входят девочки, участницы ансамбля.

Девочки : Здравствуйте, хозяева. Мир вам и мы к вам.

1-ая девушка : Давно мы вас ждём, где вы, матушки загулялись?

Девочки : А мы покуда пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.

2-ая девушка : Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.

Девочки : А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку!

Девочки отдают хозяйкам корзинку с угощением, сами рассаживаются на лавки, в руках у них принесённое с собой рукоделие.

1-ая девушка : А что это с вами парней нет?

Девочки : Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся.

2-ая девушка : Сегодня праздник Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.

1-ая девушка : Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.

Девочки берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.

1-ая девушка : А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.

Девушки исполняют песню «Как была Дуняша тонкая прядёха».

1-ая девушка (рассматривает работу девочек ): Ай, да девицы, ай, да мастерицы!

2-ая девушка : Любо-дорого смотреть на ваше рукоделие!

Раскладывает работу девочек на видное место.

2-ая девушка : Пусть народ полюбуется вашим мастерством!

Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней, участников ансамбля.

Парни исполняют «Кулёмские припевки»

1-ый парень : А вот и мы!

Расступись-ка, народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!

2-ая девушка : Давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо.

Один из парней подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.

Девочка : (поёт с юмором )

Не садись-ка, милый рядом,

Тебе место на бревне.

Я тогда с тобой гуляла,

Когда не с кем было мне!

Парень : (притворно возмущается ) Ах, так!

У меня милашка Машка

Рукодельная была.

В решете коров доила,

Кочергой полы мела!

Девочка: (дразнится )

Федя-медя съел медведя!

Парень : Села Олеся, с печи ноги свеся!

Девочка: Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Гоняй галочек из-под палочек!

Парень : Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

1-ая девушка : Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.

Парень :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Девочки : Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», -

Говорят собаки!

Парень : Лошадь ела сало,

А мужик – овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик – повёз!

2-ая девушка : Да что это вы за небылицы рассказываете!

Давайте лучше загадки отгадывать.

Темнообразные птицы.
Две созирают,
Две сожидают.
Одна повелевает. (Писец и бумага)

Щука ныряет, весь лес валяет и поднимает. (Коса косит сено)

Пять овечек стог объедают,
А пять-прочь отбегают. (Женщина прядет)

Вкруг поля хожу, в одну жердь колочу. (Набивка обручей)

Зайду на гору-горушку,
Задеру эту телушку,
Кожу брошу, мясо съем. (Лесорубы и дерево)

Рукой трясет, а другой дерет. (Лен чешут)

Принялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Железный нос в землю врос;
Роет, калечит, зеркалом сверкает. (Плуг)

Ни свет, ни заря пошел горбатенький со двора. (Серп)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

Сам с локоток, а борода с веник. (Молоток)

В лес идет-домой глядит;
Домой идет-в лес глядит. (Топор)

Маленький, горбатенький,
Все поле обскакал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал. (Серп)

Летом обувшись, а зимой разувшись. (Соха)

Щука блеснет-лес завянет,
На том месте город встанет. (Сенокос)

Травы поем-зубы вытуплю,
Песку хвачу-опять наточу. (Коса)

Девушки и парни поочерёдно загадывают друг другу загадки.

2-ая девушка : Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!

1-ая девушка : А как насчёт быстроты да ловкости?

2-ая девушка : А это мы сейчас проверим!

Проводится игра «Клубочки»

Парень : (поёт)

Эх, гармошечка моя,

Нет тебя дороже,

Я без шуток не могу,

Без частушек тоже!

Исполняются частушки с приглашением.

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

За окном стоит корова

За воротами телега-

Никто замуж не берёт!

А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала!

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький!

Я парнишка боевой,

Только ростом маленький!

2-ая девушка : Ой, подружки, выходите, хоровод наш заводите!

Исполняется игровой хоровод «Сидит Дрёма»

1-ая девушка : Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим к нашему столу! Лапши куриной отведать, чайку с пирогами попить!

Все вместе исполняют песню «Никанориха телегу продала». Уходят со сцены.

После представления со зрителями проводятся игры, водятся хороводы, традиционные пляски и танцы, желающие исполняют частушки и т.д.