Домой / Smoky eyes / Проект в группе раннего возраста детского сада — Мыло пенится, смотрите! Спасибо за сотрудничество! У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Проект в группе раннего возраста детского сада — Мыло пенится, смотрите! Спасибо за сотрудничество! У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко»

общеразвивающего вида

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет (1 младшая группа «Пчёлка»)

Ситникова Татьяна Николаевна

Здвинск

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 2 - 3 лет

«Будь здоров, малыш!».

Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет.В здоровье сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион питания детей включаются фрукты, соки, салаты, овощи.

Актуальность.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы. Образовательная область физическое развитие требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).

Обоснование проблемы :
1 . Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.

Тип проекта: оздоровительный

Вид проекта : краткосрочный (февраль 2016 год)

Участники проекта: дети младшей группы «Пчёлка», педагоги, родители, медработник, инструктор по физической культуре.

Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2 . Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4 . Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5 . Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6 .Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей

Ожидаемые результаты :
1 .У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. 2 .Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы. проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4 .Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5 .С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6 .Участие в совместной деятельности родителей.

Продукт проектной деятельности : Оформление в группе уголка здоровья, создание картотек различных гимнастик (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки), подвижных игр.

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный этап

Работа с родителями:
- Анкетирование родителей.

Консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.

2 этап - Практический

Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика;
- Динамические паузы, физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Воздушные ванны, гигиенические процедуры.
- Хождение босиком по массажным дорожкам;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача и другие;
-Дидактические игры и упражнения , направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз ;
- Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы (К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала по теме « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены».
- Подвижные игры «Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика ;

3 этап - Заключительный

Итог работы:
- фильм – презентация о проделанной работе.

Обогащение уголка физической культуры

Выставка работ детей и родителей

Изготовление стенгазеты

Приложение №1

Анкета для родителей

1

2

3. Делаете ли Вы дома зарядку?

4 Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?

5

6 Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)

систематическое проветривание

солевая дорожка

дыхательная гимнастика

прогулка в любое время года

7

8

подвижные игры

настольные игры

телевизор

компьютер

9. Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?

профилактика заболеваний

дыхательная гимнастика

закаливание

коррекция осанки

профилактика плоскостопия

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

«Физическое воспитание в семье».

1 . Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс

2 . Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни? Поясните.

3 . Делаете ли Вы дома зарядку?

4 . Соблюдаете ли режим дня в выходные дни? Какой?

5 . Имеете ли Вы дома физкультурное оборудование? Какое?

6 . Какой вид закаливания Вы применяете дома? (отметить)

систематическое проветривание

дыхательная гимнастика

прогулка в любое время года

хождение босиком по "чудо-коврику"

7. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Насколько часов ходите куда-нибудь и куда?

8. Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни: (отметить)

подвижные игры

настольные игры

телевизор

9 . Консультацию, по какому вопросу Вы хотели бы получить?

профилактика заболеваний

дыхательная гимнастика

закаливание

коррекция осанки

профилактика плоскостопия

Приложение №2

(стенгазета «Папа, мама, я – спортивная семья!»)


"на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".


Исследовательская деятельность доставляет ребенку: - радость, оказывая положительное нравственное влияние, - гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Организация такой деятельности осуществляется по средствам современной технологии: метода проектов.


Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях:

Является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.


Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков



Роль педагога при использовании метода проектов:

- учет возрастных особенностей детей; - создание условий для стимулирования интересов детей; - построение своих отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве; -мотивирует деятельность детей; - использует игровые методы и приемы. Роль дошкольника: -является активным участника проекта; - преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта)


План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные партнеры, выбирается проектная группа.

После защиты проекта начинается его реализация


Принципы реализации проектов:

Системность, - сезонность - учет личности, - учет возрастных особенностей, - взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи


При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований:

1-ое, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. - 2-ое, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем. - 3-е; содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.



Этапы проекта:

  • постановка цели; - поиск формы реализации проекта; - разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; - организация развивающей, познавательной, предметной среды;

- определение направлений поисковой и практической деятельности;

Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; - работа над частями проекта, коррекция; - коллективная реализация проекта, его демонстрация.


Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

Постановка цели проекта. - Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями). - Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. - Составление плана-схемы проекта. - Сбор, накопление материала. - Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. - Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. - Презентация проекта, открытое занятие.


Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

В настоящее время проекты классифицируются: а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации.


По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочными (от 1 дня до 1 месяца)

- длительными (от 6 месяцев до 12 месяцев)


Проект по сенсорному развитию детей.

«Цветовая мозаика»


Цель:

- н акопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом ;

- включение по возможности основные разновидности этих свойств ;

- в заимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в

младшей группе ;


Задачи:

Ф ормировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно - настольные игры;

Ф ормировать полноценное восприятие окружающего мира;

Ф ормировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет;

Р аскрытьтворческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности;

А ктивизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам.


Участники проекта:

- воспитатели,

- родители.



-Рассматривание картин: «Сбор урожая в саду»; «Что растет на грядке?».

  • Рисование: «Лучики для солнышка», «Листопад», «Дождик кап-кап».
  • Конструирование: «Машины едут по дорожке». 1
  • Лепка: «Морковка для зайчика».

- Развитие речи: «Петушок – петушок».

  • Дидактическая игра: «Собери мячи в корзинку».

- В заключении проекта проведено развлечение: «Разноцветные шарики».

- Презентация проекта.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

- Дети научились ориентироваться в цветах;

- Ориентироваться в контрастных величинах;

- У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;


Проект по развитию речи детей раннего возраста:

«Играя в игру, я быстрее заговорю»


Цель:

Развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.


Задачи:

- формировать развитие активной речи;

- целенаправленно обогащать словарь детей;

- потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;

- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

Способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.


Участники проекта:

- воспитатели,

- дети второй группы раннего возраста №3 «Непоседы»,

- родители.




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

- Создаем условия для проведения дидактических игр.

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.


Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. - Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

Инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.




Проект декоративного оформления участка

«Сказка на клумбе»


Цель:

Спроектировать ландшафтный дизайн для благоустройства и декоративного оформления участка; озеленения и оформления малыми сказочными формами.


Задачи:

- Развивать художественно- эстетический вкус, любовь к природе родного края.

- Формировать бережное отношение к результатам коллективного труда.

Способствовать вовлечению детей, родителей в активную творческую деятельность, укреплению детско-взрослых отношений.

- Воспитывать коммуникативные навыки; чувства любви к детскому саду.

- Поддерживать радость, удовольствие от цветочных композиций; малых форм сооружений.


Они смогли…


Беседа на тему: «Природа и дети».

Рассматривание иллюстраций к сказкам; иллюстраций с изображением цветов.

Чтение художественной литературы.

Наблюдение за цветами.

Заучивание и чтение стихов о цветах.

Рассказывание сказок, расположенных на клумбе.

Дидактические игры: «Цветочная поляна», «Сложи цветок» и др.

Ухаживание за цветами.


Работа с родителями:

Консультация на тему: «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе».

Консультация на тему: « Научите ребенка любить живую природу».

Консультация: «Ребенок и природа».

Памятка: «Ознакомление детей с природой».

Памятка: «Воспитание любви к родному краю»


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Расширены знания детей о растительном мире.

-Повышена любовь к окружающему миру через сказку.

- Развит интерес к прекрасному, красочному миру растений.

- Сформировать бережное отношение к природе.


Проект исследовательско–эксперементальной работы

«Чудеса природы»


Цель:

Изучение свойств и особенностей песка и воды; их возможности работы с детьми; сохранение и укрепление психологического и умственного здоровья детей через внедрение элементов игры с песком и водой.

Повышение профессиональной компетентности педагога как организатора разнообразных видов детской деятельности.


Задачи:

В работе с детьми:

  • развитие детской самостоятельности и инициативы; - воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, формирование стремления к активной деятельности; - создание положительного эмоционального настроения, формирование умения доводить работу до конца; - развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения)

- формирование умения выстраивать композиции на песке по образцу;

- профилактика детских конфликтов и агрессивного поведения.


В работе с педагогом :

  • повышение уровня профессиональных знаний и навыков;

- развитие творческого потенциала педагога.




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Улучшить личностные отношения между детьми;

Сформировать интерес к исследовательской деятельности. - Приобретение опыта педагогом самостоятельного выбора теоретико- исследовательской деятельности, оценки полученных результатов.


Проект

«Зимушка – зима»


Цель проекта:

  • создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.

- закрепить знание детей о времени года - зима и ее признаках.

Маскировка


  • Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, использовать в речи прилагательные и глаголы, учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, упражнять в употреблении вопросительных слов (кто?, что?, где?) и несложных фраз.
  • - Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать об изображенном на картине.

«Барашек»


  • Развивать речевое дыхание.
  • Продолжить развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковые игры.
  • Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения, соответствующие тексту.
  • - Пробуждать эстетические чувства, воспитывать интерес к художественном.

Задачи:

1. Расширять и углублять знания детей о зиме: состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни людей, диких животных и птиц в зимний период.

2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей) .

3. Развивать наблюдательность, познавательную активность, творческие способности детей, воображение, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.

«Особые» дети в современных условиях»


4. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.

5. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

«Добро по кругу»


Условия успешной реализации проекта:

- Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей.

  • Приобщение детей к умению видеть и слышать природу.

- Создание условий для творческой деятельности в рамках проекта детей, родителей, педагога.

- Осуществление тесного взаимодействия между родителями, педагогами и детьми.


Ожидаемый результат:

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в зимний период;

- Развитие творческих способностей детей;

- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.

Пополнение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности);

- Оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме «Зима»;

Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.


Дата публикации: 19.02.18

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Октябрьский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»

Проект для детей 2-3 лет

«Бравые солдаты»

Актуальность: Любовь к Родине это одно из самых сильных чувств. Поэтому патриотизм необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста, дать детям основные представления о Родине, о воинской славе, о военной службе, о верности своему Отечеству, о защитниках Отечества от былинных богатырей до героев наших дней. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее, почувствовал желание быть похожим на смелых и отважных воинов своей страны.

Цель проекта для детей: формирование у детей представлений о защитниках отечества.

Цель проекта для педагога: воспитывать желание быть сильными, смелыми, как защитники отечества.

Задачи работы над проектом для детей:

1 . Развивать интерес детей к Родине, к Российской армии.

3. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Отечества.

4. Воспитывать любовь к Родине, семье; развивать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения в детском саду.

5. Активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей.

Задачи работы над проектом для педагога:

  • Развитие познавательного интереса к людям в форме.
  • Расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике. Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
  • Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных физкультурных мероприятиях.
  • Активизировать словарный запас через слушание песен, знакомство с книгами по теме, различные игры.

Участники: Дети 2-3 лет, родители, воспитатели.

Тип проекта: групповой

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: три недели

Дата

Вид деятельности

Понедельник

  • Индивидуальная работа с детьми «Построим дорожку для солдат».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением солдат, военной технике.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Военная техника».
  • Ситуативная беседа с детьми: «Солдаты служат в армии, ездят на военной технике».
  • Рассматривание военной формы.
  • Разучивание ритмопластики «Марш».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением корабля, моряка.
  • Рассказ воспитателя: моряк - это тоже солдат, он служит на корабле.
  • Рассматривание военно-морской формы.
  • Рассматривание выставки «Военная техника».

Связь с другими разделами «Программы…» (интегративные связи): Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

«Надпрограммная» информация, необходимая детям для выполнения проекта: Расс матривание иллюстраций с изображением «Солдат», «Военная техника», «Корабль» , «Моряк»; просмотр мультфильмов про солдат; чтение стихотворений «Кораблик», «Флажок», «Самолет» Агнии Барто.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: мультимедиа ; иллюстрации с изображением «Солдат», «Военная техника», «Корабль», «Моряк»; просмотр мультфильмов про солдат, кисти, краски, пластилин, клеенки, салфетки.

Планируемое время и деятельность детей и педагога на различных этапах проекта.

Этапы проекта

Поисковый

«Ребята, кто такой солдат?».

Подбор иллюстраций, картин, песен. Изучение темы в сети интернет. Организация познавательной, развивающей и предметной среды в группе. Подбор мультфильмов про солдат. Подбор художественной литературы (стихотворений «Кораблик», «Самолет», «Флажок» Агнии Барто).Подбор пальчиковых игр.

Аналитический

Рассматривание иллюстраций «Солдат», «Военная техника», «Корабль», «Моряк». Просмотр мультфильмов про солдат. Чтение стихотворений «Кораблик», «Самолет», «Флажок» Агнии Барто. Малоподвижная игра «Как солдаты мы шагаем». Хороводная игра «Флажок». Разучивание пальчиковых игр: «Самолет», «Лодочка», «Пароход», «Наша армия», «Кораблик». Дидактические игры «Что изменилось?» (смена мест картинок военной техники). «Чего не стало» (военная техника).

Оформление иллюстраций, книг для выставки с изображением «Солдат», «Военная техника», «Корабль», «Моряк»; подбор мультфильмов про солдат.Подбор художественной литературы (стихотворений «Кораблик», «Флажок» «Самолет» Агнии Барто).Подбор пальчиковых игр: «Самолет», «Лодочка», «Пароход», «Наша армия», «Кораблик». Подбор малоподвижных игр: хороводная игра «Флажок», «Как солдаты мы идем».

Практический

Рисование красками «Лесенка для солдат». Лепка «Угощение для солдат», «Баранки для солдат».

Оформление картотеки пальчиковых игр о военной технике. Помощь родителей в оформлении фотовыставки «Наши папы – солдаты».

Презентационный

Просмотр мультфильма про солдат.Элементарная исследовательская деятельность – эксперимент «Кораблики плавают», «Танки могут проехать по любой дороге».

Рассказ воспитателя «Кораблик из бумаги плавает по воде, с помощью ветра», «Танки могут проехать по любому бездорожью, там, где не проедет машина».

Контрольный

Рассматривание фотовыставки «Наши папы – солдаты». Развлечение с папами «Бравые солдаты».

Оформление фотовыставки «Наши папы – солдаты». Провести развлечение с папами «Бравые солдаты».

Литература:

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.

2. Кодрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., 2005.

3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.

5. Ступак Е. А. Оригами. Подарки к праздникам: Айрис – пресс, 2010

Проект

«Дикие животные наших лесов»

для детей 2-3 лет

по образовательной области «Экологическое воспитание»

1. Целевой раздел ………………………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………… 3
1.2. Цели и задачи программы………………………………………... 3
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………… 4
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы…………………………………………………………..
1.5. Планируемые результаты………………………………………… 6
1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности... 6
1.7. Контроль результатов работы……………………………………. 7
2. Содержательный раздел ………………………………………... 7
2.1. Описание образовательной деятельности………………………. 7

Средства, формы, способы реализации программы…………….

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………

Форма взаимодействия с семьей…………………………………

Организационный отдел………………………………………….

Организация занятий……………………………………………..

Материально-техническое обеспечение программы

Методика диагностики……………………………………………

Методическое обеспечение программы………………………….

Приложение…………………………………………………………

19

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 2-3 лет.

1.2. Цели и задачи программы:

Цель : формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

  • формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
  • заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
  • развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
  • установление связей, зависимостей, решение проблемных ситуаций
  • развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа.
  • развитие логического мышления, творческих способности детей.
  • расширять и углублять представления животном мире;
  • формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать желание сохранять окружающий мир природы.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы:

  • программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие экологического сознания у детей раннего возраста
  • программа соответствуют возрастным особенностям воспитанников раннего возраста, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
  • программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в формировании предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста
  • образовательная деятельность в программе строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.
  • программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей раннего возраста, благодаря чему возможно формирование у ребенка целостного представления о мире.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы

В раннем дошкольном возрасте большое значение имеет интереса к окружающему миру, к природе и к жизни животных. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает ребенка более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

В решении задач экологического развития существенную роль играет подбор объектов природы разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, птицы одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств, привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно наблюдающих один объект, следует переключить их наблюдение другого объекта.
Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.
Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом объект природы или действие, как ребенок запоминает их названия. действиями.
Детей на втором году жизни надо учить отыскивать интересные для них объекты природы.
На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в объектах и явлениях окружающей действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают объекты по внешним более ярким признакам, например, кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют объекты уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, даже если эти объекты изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать объекты и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.
В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, ворона каркает, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название объекта или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.
Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала.
Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им объектов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных наблюдений.

С целью развития познавательной активности ребенка рекомендуется широко использовать показ объектов природы с называнием. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими объектами природы, учат выбирать названный объект из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные объекты, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.
Предметная наглядность (объекты природы, явления природы) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей.

1.5. Планируемые результаты

  • знать и различать диких животных
  • делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • проявлять стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • проявлять понимание и любовь ко всему живому, преодолевать потребительского отношения к природе.
  • должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с животными)

1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности:

Формы подведения итогов работы по программе:

1.7. Контроль результатов работы:

  • итоговые занятия;
  • диагностика;
  • анкетирование родителей.

2.1. Описание образовательной деятельности

Календарно-тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год

Месяц Тема занятия Задачи Содержание
Январь «Волк» Познакомить детей с диким животным «волком», активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность, научить узнавать и называть части тела животного. Рассматривание иллюстраций с изображением волка, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»
«Где живет волк?» Познакомить детей с местом обитания волка, изучить, какие условия нужны для жизни животного, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы.
«Волк и его волчата» Познакомить детей с детенышами волка, как волк за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни волчат, Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением волка и волчат, беседа, чтение художественной литературы.
«Как волк живет» Продолжать формировать знания о животном. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни зверя, активизировать словарь детей словами по теме.

Рассматривание иллюстраций с изображением волка и волчат, леса;

Февраль «Лиса» Познакомить детей с лисой, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением лисы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание песен о лисе.
«Лиса – лесное животное» Познакомить детей с местом обитания лисы, изучить, какие условия нужны для жизни животного, научить находить животное на картинке, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.
«Лисята» Познакомить детей с детенышами лисы, как она за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни лисят, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и лисят, беседа, чтение художественной литературы.
«Как живет лиса»

Продолжать формировать знания о животном. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни зверя, о его питании,

активизировать словарь детей словами по теме.

Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и лисят, леса, норы;

рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Март «Заяц» Познакомить детей с зайцем, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением зайца, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание песен о зайце, словесные и пальчиковые игры
«Зайка-попрыгайка» Познакомить детей с местом обитания зайца, изучить, какие условия нужны для жизни животного, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы, настольно-печатные игры
«Зайчатки-малые ребятки» Познакомить детей с детенышами зайца, как зайчиха за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни зайчат, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением зайчихи и зайчат, беседа, чтение художественной литературы, игра в набор «Дикие животные»
«Как живет заяц»

Продолжать формировать знания о животном. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни зверя, о его питании, узнать о смене меха в период зимовки,

активизировать словарь детей словами по теме.

Рассматривание иллюстраций с изображением зайца, леса, норы;

рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»

Апрель «Медведь» Познакомить детей с медведем, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением медведя, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание песен о медведе, словесные пальчиковые игры
«Мишка-косолапый» Познакомить детей с местом обитания медведя, изучить, какие условия нужны для жизни животного, его питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы, настольно-печатные игры (пазлы) с изображением медведя, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»
«Медвежата» Познакомить детей с детенышами медведя, как медведица за ними ухаживает, учит добывать пищу, какие условия нужны для жизни медвежат, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением медведицы и медвежат, беседа, чтение художественной литературы, игра в набор «Дикие животные», д. игра «Чей малыш?»
«Как мишутка спит зимой» Познакомить детей с условиями и особенностями зимовки зверя, изучить, какие условия нужны для зимовки, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением медведя, зимнего леса, берлоги;

рассказ воспитателя.

Май «Кабан» Познакомить детей с кабаном, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением кабана, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«На кого похож кабан» Провести параллель между кабаном и животным на него похожим (свинья); найти сходства и различия; активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением кабана и свиньи, рассказ воспитателя.
«Кабан и его детеныши» Познакомить детей с детенышами кабана, как кабаниха за ними ухаживает, какие условия нужны для жизни кабанов, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением кабанов и кабанят, беседа, чтение литературы.
«Кабан-житель леса» Познакомить детей с местом обитания кабана, изучить, какие условия нужны для жизни кабана, его питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением кабана в лесу, норы кабана, изображение желудей;

рассказ воспитателя.

Сентябрь «Ёж» Познакомить детей с ежом, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением ежа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
«Ёжик-колючие иголки» Познакомить детей с местом обитания ежа, изучить, какие условия нужны для жизни животного, его питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы, просмотр театра теней «Сказки о диких животных»
«Ежата» Познакомить детей с детенышами ежа, какие условия нужны для жизни ежихи и ежат, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением ежихи и её выводка, беседа, чтение художественной литературы
«Колючий клубочек» Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением ежика, зимнего леса, норы ежа;

рассказ воспитателя.

Октябрь «Белка» Познакомить детей с белкой, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме. Рассматривание иллюстраций с изображением белки, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«Белка зенышки грызет» Познакомить условиями жизни белки, её питание, его место обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением белки, запасов белки; рассказ воспитателя.
«Бельчата» Познакомить детей с детенышами белки, как белка за ними ухаживает, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением белки и бельчат, беседа, чтение литературы.
«Белкин дом» Познакомить детей с местом обитания белки, изучить, какие условия нужны для жизни белки, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность.

Рассматривание иллюстраций с изображением лесных деревьев, дупла белки, изображение желудей и орехов;

рассказ воспитателя.

Ноябрь «Лось» Познакомить детей с лосем, научить узнавать и называть части тела зверя, активизировать словарь детей словами по теме. Рассматривание иллюстраций с изображением лося, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«Жизнь лосей» Познакомить условиями жизни лося, его питание, его место обитания, условия обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением лося в лесу; рассказ воспитателя.
«Детёныши лосей» Познакомить детей с детенышами лося, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением лося и его детеныша, беседа, чтение литературы.
«Лакомство для лося» Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких животных в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Учить организовывать совместно с родителями подкормку лосей в лесу.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимнего леса, кормушек для лося;

рассказ воспитателя, чем лакомится лось зимой.

Декабрь «Олень» Познакомить детей с оленем, научить узнавать и называть части тела животного, активизировать словарь детей словами по теме. Рассматривание иллюстраций с изображением оленя, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
«Как олень живет» Познакомить условиями жизни оленя в лесу, его питание, условия обитания, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением оленя в лесу; рассказ воспитателя.
«Оленята» Познакомить детей с детенышами оленя, активизировать словарь детей словами по теме. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением оленя и олененка, беседа, чтение литературы, игра в набор «Дикие животные», д. игра «Чей малыш?»
«Для чего оленю рога?» Рассказать детям, для чего нужны рога оленю, как рога растут и когда они появляются, активизировать словарь детей словами по теме, развить познавательную активность. Рассматривание иллюстраций с изображением оленя и его рогов, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

2.2. Средства, формы, способы реализации программы

Методы обучения:

  • Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, демонстрация моделей, видеофильмы и мультфильмы на ноутбуке;
  • Практические: занятия
  • Словесные: рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о диких животных, беседы
  • Иллюстративно-наглядные: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии.
  • Игры-занятия: настольно-печатные, словесные

Формы обучения

  • Индивидуальные
  • Подгрупповые
  • Групповые
  • Самостоятельная деятельность детей

В процессе образовательной деятельности используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать экологическую культуру детей в детском саду и дома

Основные задачи:

  • информирование друг друга о возможностях познавательного развития детей в условиях детского сада и семьи;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях связанных с экологическим воспитанием, организуемых в группе, ДОУ;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

2.4. Формы взаимодействия с семьей

Направления работы Формы работы
Взаимопознание и взаимоинформирование встречи-знакомства, анкетирование семей, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте
Непрерывное образование воспитывающих взрослых лекции, семинары, семинары-практикумы, родительские и общие детсадовские собрания, мастер-классы, игры
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей акции, семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, праздники, проектная деятельность, экскурсии

3.Организационный отдел

3.1. Организация занятий

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию экологических понятий. Сюжетные и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки экологического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

Программа рассчитана на 1 год на детей ­­­­2-3 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 10 минут.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

  • дидактические игры
  • настольно-печатные игры
  • иллюстрации с изображением диких животных наших лесов
  • художественная литература о диких животных
  • игровой набор «Дикие животные наших лесов»
  • театр теней «Сказки о диких животных»

3.3. Методика диагностики:

Вопросы для проведения диагностика усвоения данной программы

1. знать названия диких животных;

2. узнавать диких животных на изображениях;

3. знать место обитания диких животных;

4.различать части тела дикого животного;

5. называть детенышей диких животных;

6. знать образ жизни диких животных;

7. различать больших и маленьких диких животных;

8. группировать предметы по образцу;

9. уметь отгадывать загадки о диких животных;

10. Находить картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не выполняет задания, не следует инструкциям воспитателя и не принимает помощь;

2 балла – ребёнок выполняет задания в основном с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок выполняет задания правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

5 –8 баллов – низкий уровень

9 – 12 баллов – средний уровень

13 – 15 баллов – высокий уровень.

3.4. Методическое обеспечение программы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  5. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  6. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  7. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
  8. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». - 2004
  9. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

Педагогический проект в группе детей раннего возраста 2-3 лет


Тема «ПОСУДА»
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
По количеству участников: коллективный.
По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги).
По продолжительности: среднесрочный 1-2 недели.

Актуальность.

Сегодня много говорят о необходимости создания развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если в этом мире небольшой предмет был создан руками самого ребёнка, совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности. Изучение этой темы способствует углублению знаний детей о предметах быта (посуда), через совместную деятельность путем взаимодействия в проекте педагога, ребенка и родителей, посуда особенностей. Знакомя детей с посудой, решили привлечь родителей для создания коллекции разнообразных предметов посуды, книг со стихами, загадками, поговорками о посуде. Практическая совместная деятельность детей и взрослого способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.
Цель: Знакомство с названием и назначением посуды.
Задачи: углублять и расширять знания детей по лексической теме: «Посуда»; развивать сенсорные навыки, познавательный интерес.
Ввести в активный словарь существительное -чашка, блюдце, сахарница, кастрюля, чайник, и т.д.; сочетание слов: «Чайная посуда»,
« Столовая посуда», «Кухонная посуда». Формировать у детей понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер). Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания, активизации словарного запаса, посредством общения и игр по теме проекта.
Развивать мелкую моторику рук посредством выполнения творческих работ по проекту, связную речь.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.
Предполагаемый результат:
- дети знают и называют предметы быта (посуды);
- могут называть части предмета и назначение посуды;
- повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Посуда»;
- могут прочесть наизусть одно из видов художественной литературы о посуде (стихотворение, загадку, поговорку и т.д.);
- развитие познавательно исследовательских и творческих способностей детей;
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы:
* Чтение литературных произведений.
* Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
*Проведение дидактических игр;
*Ознакомление детей с иллюстративным материалом;
*Организация экскурсии на кухню;
*Экспериментирование;
* Загадывание загадок;
* Инсценировка сказки «Три медведя»;
* Организация работы в центре «Искусство»;
* Организация сюжетно-ролевых игр;
* Организация работы с родителями;
*Раскрашивание детьми различной посуды по выбору ребенка;
*Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».
Форма организации детей: индивидуальная, в малых подгруппах, фронтальная.
Работа с родителями:
1. Подобрать детскую литературу о посуде.
2. Загадки о посуде.
3. Совместное оформление выставок: «Чайная посуда», «Необычная посуда».
Образовательные области: Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое-развитие.
Центры игровой поддержки: книжный уголок, уголок театрализации, уголок «Творчество», безопасность.
Совместная деятельность взрослого и детей. Беседы: «Путешествие в прошлое тарелки»; «Какая бывает посуда»; «Опасные предметы»;
Просмотр видеопрезентации «Какая бывает посуда».
Рассматривание иллюстраций «Чайная посуда», «Столовая посуда».

Дидактические игры: «Кто внимательный?», «Чего не стало?».
Чтение стихотворений. Разгадывание загадок
Пальчиковые игры: «Мы на кухне за столом», «Ладушки», «Посуда», «Моя семья».
Обыгрывание р.н. сказки «Три медведя».
С.Р.И. «Угостим куклу Катю чаем», «Поварята», «Семья». Цель: воспитание культуры поведения.
Игровые ситуации: «Мама готовит обед», «Накормим куклу обедом».
Игра «В магазине» .Цель: практическое усвоение предлогов «в», «на», «из».
Дидактическая игра «Угостим куклу Катю чаем».
Чтение: К.И. Чуковский « Федорино горе», Л.Лихачева « Уроки этикета». Русские народные сказки: «Три медведя», «Жихарка»,«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин».Рассказы Н.Носов «Мишкина каша», В. Осеева «Почему?» Цель: развитие фонематического восприятия.
Разгадывание загадок.
Рассматривание картинок для ознакомления: «Посуда», составление рассказов по картине «На кухне».
Речевые игры: «Один - много» «Путешествие в мир посуды».
Дидактические игры: «Расставь посуду», «Угостим куклу Катю чаем», «Выложи по порядку», «Угадай предмет по детали», «Найди пару» Цель: закрепление умения узнавать и различать цвета: красный, желтый, зеленый.
«Найди лишнее». Цель: развитие умения узнавать и различать столовую и кухонную посуду.
«Что изменилось?». Цель: развитие познавательных интересов(память, мышление, сообразительность).
«Подбери по размеру» (сюжет чашку к блюдцу), «Чего не стало», «Раздели на группы» (столовая, кухонная), «Какой формы?», «Собери из частей».

Игры: «Золушка» (Горох в чашку, фасоль в тарелку), «Сбор ягодок в вазу» (бусинок),«Укрась тарелочку»;
Коллективная работа: «Чайный сервиз».
Рисование: «Нарядная ложечка», «Тарелочка», «Чайник».
«Раскрашивание предметов посуды» (карандашом);
Лепка: «Миски для трёх медведей», «Блюдце для киски»,
Рассматривание иллюстраций различных овощей и фруктов.
Ежедневное проведение утренней гимнастики.
Игры, упражнения: «Весёлая зарядка»;
Ежедневное проведение бодрящих гимнастик после дневного сна
Оздоровительные мероприятия.
Пропаганда ЗОЖ: изучение книг о полезном питании. Свободное общение и беседы «Когда я ем я глух и нем».
Ситуация «Что будет, если мы не будем мыть посуду?»
«Послушная ложка» (закрепление навыков кушать самостоятельно), «Собираемся на прогулку»(самостоятельно одеваем некоторые предметы одежды при необходимости обращаемся за помощью к взрослому).
Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами.
Помощь родителей в организации выставок: «Чайная посуда», «Необычная посуда».
Помощь в подборе детской литературы по теме.
Помощь в оснащении центра «Драматическая игра».
Помощь в приобретении настольно-печатных игр по теме.

Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

Игра-имитация «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный как начальник.
(дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули).
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки.
(присели, одну руку поставили на пояс.)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(кружатся, «рисуя» руками круг.)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(потянулись, сомкнули руки над головой.)
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(легли, вытянулись)
Педагог: Давайте сядем, отдохнем, о посуде разговор начнем.

Игра «Магазин посуды».
Дети выступают в роли покупателей, а педагог в роли продавца.
(В магазине есть все: чайник, сахарница, толкушка, скалка, разделочные доски, чашки, кружки, ложки, поварешки, кастрюли и т. д.)
Дети по желанию покупают предметы посуды, описывая её (название, цвет, размер, назначение).
Переход из обучающей ситуации в сюжетно-ролевую игру «Ждем гостей».