Последние статьи
Домой / Для голубых глаз / Возраст - годы. Вопросы для самоконтроля

Возраст - годы. Вопросы для самоконтроля

Лозунг ЮНЕСКО – «Образование – через всю жизнь» – сегодня актуален как никогда. Поток информации так велик и так быстро пополняется, что для того, чтобы в нем ориентироваться, необходимо постоянно учиться. Учебная деятельность перестала быть только прерогативой молодых. Более того, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого возраста, включая период старения.
Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой – способствует удовлетворению потребности в новой информации.

Для человека преклонного возраста образование может выступать не только способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство, но и средством, обеспечивающим развитие личности и соответственно психологическую устойчивость. Таким образом, «образование пожилых – это составная часть образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в тот период его жизни, когда он достигает пред- и пенсионного возраста»

Формы образования в пожилом возрасте. Образование в пенсионном и предпенсионном возрасте может осуществляться по-разному: от обучения в официальном учебном заведении, (когда человек становится студентом и наравне с молодыми выполняет все требования, предъявляемые к нему) до самообразования. Последнее время все более популярными, как за рубежом, так и в нашей стране, становятся формы образования ориентированные специально на людей старшего возраста. Отличие данных образовательных программ состоит в том, что они направлены на удовлетворение различных потребностей, интересов людей именно этой возрастной категории.
Таким образом, в самом общем виде можно выделить 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых , пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения . Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В странах Европы и США это достаточно распространенное явление в настоящий момент. В этом случае они включаются в процесс обучения не как «вольнослушатели», но как обучающиеся, принимающие все условия данной формы обучения (программу, систему зачетов, экзаменов и т.п.). Поскольку возрастных цензов сегодня не существует, то такие ситуации все чаще встречаются не только в зарубежной, но и в отечественной практике.
Второй, пожалуй, самой распространенной формой является самообразование. Как показало, например, исследование, проведенное в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), ориентация на познание и духовную культуру является наиболее выраженной, доминирующей среди пожилых людей 55 – 70 лет.
Каковы же источники информации , в которых реализуется познавательный интерес пожилых людей? Основными источниками его реализации являются книги, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты), общение. Как показывают социологические опросы, особенно большой интерес среди телевизионной продукции вызывают кинофильмы (сериалы), рубрики «Культура», «История», «Мир животных». Особое место занимает политика. Для мужчин это еще и спортивные передачи.
Однако, уровень самореализации в интеллектуальной и духовной жизни пожилых людей не одинаков. Сравнительно небольшая группа людей, как правило, получившая высшее образование, вполне самодостаточна. После выхода на пенсию они продолжают интересоваться и книгами (не редко имея дома целые библиотеки), и театральными постановками, и выставками, и телевизионными и радио передачами, при очень тщательном собственном отборе программ для просмотра и прослушивания.



Мотивы, побуждающие пожилого человека включиться в образовательный процесс.

Какая мотивация поддерживает интерес к образованию у пожилых людей? Прежде всего, это спонтанная внутренняя потребность в познании нового, которая практически не покидает человека до конца дней. Естественно, что характер и содержание этой потребности изменяются с годами, но сама потребность остается не насыщаемой в течение всей жизни. Еще римский философ Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Катон старший, или О старости» отмечал, что для каждого возраста характерны свои интересы и стремления, и только смерть может исчерпать и уничтожить их.

(Как уже отмечалось, образование оказывает интегральное влияние на личность пожилого человека. Это обусловлено тем, что оно способствует удовлетворению не только потребности в новой информации, но и целого ряда других потребностей: потребности в общении, психологическом комфорте, личностном росте и др.

Таким образом, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни пожилых людей. При этом решение образовательных задач тесно связано с решением психологических и социально-психологических задач.

Анализ существующей литературы позволил выделить следующие возможные причины включения пожилых людей в образовательный процесс:

  • повышение квалификации, получение высшего образования, если человек собирается дальше продолжать трудовую деятельность (за рубежом немало случаев, когда первую бакалаврскую степень люди получали в пенсионном возрасте (Таранчук А., 2005);
  • получение новой профессии (переквалификация), что в большей степени характерно для молодых пенсионеров;
  • реализация неиспользованных возможностей, или находивших свою реализацию лишь в виде хобби, что часто связано с творческой самореализацией; (Следует особо отметить, что самореализация в сфере сложившихся интересов (хобби) – одна из наиболее значимых форм активного приобщения к социуму пожилого человека. Чаще всего она является прямым продолжением предшествующей творческой жизни человека. Если у человека пожилого возраста не прервана реальная связь со своей творческой деятельностью и людьми, которые вдохновляют его на творчество, – это его удачный жизненный шанс. Однако этот шанс выпадает сравнительно немногим одаренным людям, а лишь тем, которые реализовали свой дар в профессии. Значительно больше людей, весьма одаренных по своей природе, но не нашедших себя в профессии. Потребность в реализации неиспользованных возможностей (или нашедших свою реализацию лишь в виде хобби) побуждает их к поиску таких форм образовательной деятельности, которые способствуют расцвету их таланта в пожилом возрасте.).
  • необходимость приобретения функциональной грамотности: ориентации в достижениях современной цивилизации и умения пользоваться ее плодами (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), например, освоение компьютерной грамотности;
  • желание справиться с ситуацией выхода на пенсию (Митина А.М., 2004);
  • потребность приятного способа проведения досуга (например, изучение иностранного языка для «путешествующих» пенсионеров);
  • возможность обрести интересный круг общения.

Образование во всех этих случаях не только позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, но само достижение поставленных целей приносит удовлетворение, создавая позитивный эмоциональный фон, сохраняет самоуважение, уверенность в себе.

Цели образования в пожилом возрасте отличаются от целей в детском и даже зрелом возрасте. «Основную цель (независимо от того, формулируется она слушателями, подразумевается или не осознается вначале) можно сформулировать как понимание, постижение себя, других людей и взаимодействия с ними, наконец, мира вокруг, себя в обществе»

Ориентация пожилых людей, как целевой группы, на самопознание и познание других людей приобретает особое значение в процессе образования. Постижение себя неразрывно связано с формированием ответственности за себя, с заботой о себе. Значительная часть жизни старшего поколения прошла под знаком преодоления «временных трудностей», в обществе, где ради «светлого будущего» думать о себе было делом чуть ли не постыдным. Неслучайно общественные опросы показывают, что представители старшего поколения не умеют вслух говорить о своей личной жизни. Образование пожилых людей призвано внушить им осознание того, что они имеют право думать о своих потребностях и отстаивать их. Приобретение знаний может способствовать принятию пожилыми людьми ответственности за себя, свою жизнь.
Понимание других людей и взаимодействия с ними также очень важный аспект образования пожилых людей. Решение данной задачи во многом связано с разрушением негативных стереотипов старости, которые еще достаточно стойкие. Остановимся несколько подробнее на вопросе о важности В процессе образования пожилые люди также осваивают новые социальные роли. Общепризнанно, что развитие зрелой личности определяют два социальных фактора: труд и семья. Это основные сферы, где взрослый человек удовлетворяет свои потребности, реализует свои способности и социальные роли.

Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение их приносит удовлетворение, поддерживает уверенность в себе, позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, сохраняет эмоциональную устойчивость.

При этом смысл учения в пожилом возрасте состоит не только в получении знаний и объективной информации. Для образования пожилых существенно овладение ключевыми компетенциями , важными для жизни именно в преклонном возрасте. Поэтому пожилым людям объективные научные данные нужны для самоопределения в жизни, т.е. знания выступают как средство постижения жизни и себя.

Кроме того, учеба сама по себе в этом возрасте имеет ценность, если она необходима для осуществления какой-либо деятельности.
«Уровень компетенций в пенсионном возрасте характеризуется следующими показателями:

  • Оценка прошлого жизненного пути с точки зрения происходящих в обществе изменений, новых ценностей;
  • Умение найти компромиссы между ожидаемым (в прошлом) и достигнутым (в настоящем);
  • Готовность принимать потери, известные «ограничения» в жизни;
  • Умение обходить жизненные ситуации, в которых человек оказывается неуверенным в себе» (Ключевые понятия проекта, 2001, с.21-22).

Таким образом, пожилой человек, который включился в образовательный процесс, не просто получает дополнительную информацию, он «нанизывает» полученные знания на тот жизненный, профессиональный, духовный опыт, который у него сложился к данному моменту. В итоге, пожилой человек проявляет свою активность не только в осуществлении учебной деятельности, но и в построении собственной жизни в целом. Иначе говоря, становясь субъектом образования, человек соотносит и опосредует своей активностью про­тиворечивые обстоятельства жизни и тенденции собственного раз­вития, то есть проявляет себя как субъект жизнедеятельности.
Ресурсы пожилых людей в области образования . П. Ветцель отмечает, что подавляющая часть пожилых людей обладает значительными ресурсами в области образования . И здесь речь идет не только об уровне информированности. Сюда же можно отнести:

  • значительный жизненный опыт;
  • солидный профессиональный опыт;
  • опыт обучения на различных этапах жизни (школа, профессиональное обучение, различные формы досуга);
  • опыт преодоления негативных жизненных ситуаций (проблемы, кризисы, болезни);
  • социальная компетенция в общении с другими людьми (в семье, на работе, с соседями, друзьями);
  • фантазия, энергия в освоении богатств культуры, творческие способности.

Таким образом, ресурсы пожилых людей, включающихся в образовательный процесс, связаны, прежде всего, с их опытом: жизненным, профессиональным, коммуникативным.

Использование опыта в качестве ресурса превращает пожилого человека в субъекта образования.

Учет особенностей пожилых людей в процессе образования. Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности.
Совершенно очевидно, что адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.

Так, например, наблюдения М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003) показали, что в пожилом возрасте усиливается устно-слуховое восприятие, в отличие от визуально-ориентированного восприятия в молодом возрасте. При объяснении данного феномена авторы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, суть которых состоит в том, что речемыслительные, второсигнальные функции, достигнув своего пика после 40-45 лет, противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизических функций. «Другими словами, разговор, межличностное говорение и слушание становятся важнейшим способом формирования смысла, главным путем понимания людьми друг друга» (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003, с.48).
Важно так же учитывать, что в образовательный процесс включаются пожилые люди с разным социальным, жизненным и познавательным опытом. В основе образования пожилых должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. Вместе с тем, личность может раскрыться только в благоприятной атмосфере, поэтому необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию такого позитивного настроя в группе. О. Агапова (Агапова О., 2000, с.58) считает, что в этом смысле полезным является поддержание солидарности между участниками группы, чему может способствовать создание «Истории» или летописи группы.
Помимо индивидуальных и возрастных особенностей при разработке образовательных программ для пожилых людей необходимо учитывать и поколенные особенности. Так, например Д. Финдайзен отмечает: «Поколения, пережившие войну, сформировали в себе определенные черты коллективной общности. Ставшие частью их коллективной памяти. И этим отличаются от тех, кто не пережил подобный опыт»

Еще один важный аспект – гендерные особенности . Выход на пенсию супругов не редко приводит к изменению мужских и женских ролей в семье. Мужчины могут взять на себя некоторые типичные обязанности, например, интерес к заботе о родных, к приготовлению пищи, а женщины заняться общественной деятельностью.

Выявлены гендерные предпочтения в содержании образовательных программ. Мужчины готовы принимать участие лишь в тех образовательных программах, которые адресуются к точному мышлению. Они отдают предпочтение эмпирическим наукам, таким как экономика, техника, естественные науки, право и т.д. Соответственно, курсы по истории искусств, программы, аппелирующие к сфере чувств, остаются по большей части вне сферы мужских интересов. Однако, как предполагает Д. Финдайзен, «у грядущих поколений произойдет множество изменений, поскольку мужские и женские роли в семьях изменяется – и как результат, изменятся возможности и потребности мужчин» (Финдайзен Д., 2002, с.10).
Несомненный интерес аудитории пожилых людей вызывают лекции-беседы, лекции консультации, лекции-демонстрации, лекции-тренинги . Для всех взрослых людей, и особенно для пожилых, важна апелляция к личностным ценностям. Человек в пожилом возрасте, если он постоянно пополняет знания в сфере своих интересов, не менее гибок в своих позициях и оценках (а иногда и более), чем человек в молодом возрасте, то есть способен их изменять, уточнять и т.п. Другой вопрос, что он не отказывается от них слишком легко и просто, потому часто и создает мнение о том, что пожилые люди стереотипны в своих позициях (не склонны их менять). Поэтому аргументы, приводимые в поддержку того или иного тезиса, должны быть достаточно убедительными и доказательными, чтобы быть принятыми пожилым человеком.

Процесс обучения осуществляется более эффективно при выполнении следующих условий . Во-первых , когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте. Во-вторых , когда критика привычного для пожилого человека воспринимается им менее болезненно, это возможно, если она исходит от преподавателя, которому обучающийся доверяет и который готов показать преимущества нового знания, приема, способа. В-третьих , учебный процесс должен приносить удовольствие, и этот фактор во многом обусловливает выбор того или иного метода работы со слушателями третьего возраста. Иначе говоря, сохранение положительного эмоционального фона – важное условие эффективности образования. Значительную роль при этом могут сыграть активные методы обучения.
Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении , поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.

Повышенная тревожность многих пожилых людей нередко приводит к тому, что они не могут органично включиться в процесс обучения и тратят энергию на свою «защиту». Одни при этом гасят свой интерес, боясь, например, задавать лишний вопрос. Они готовы соглашаться со всем, что происходит. Другие, из числа считающих, что «лучшая защита – нападение», направляют энергию в основном на доказательство своей компетентности. Оба эти пути создают дополнительные трудности и самим пожилым людям, и преподавателям, снижая эффективность самого образовательного процесса.
О. Агапова обозначила и другие трудности и проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель и которые могут тормозить учебный процесс: скепсис пожилых к предлагаемой информации, нормы, взятые из прошлой жизни, проявление беспомощности или, наоборот, авторитаризма, отсутствие культуры диалога, неспособность слышать другого, многоречивость .
Еще одна проблема, которая может возникнуть в процессе образования пожилых людей – конфликты в группе . Они возникают, когда сталкиваются различные точки зрения, позиции. Для того, чтобы «снимать» возникающие конфликтные ситуации при групповой форме работы преподавателю следует использовать принцип взаимного подчинения , при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, и каждый – наоборот – «подчиненным». Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних – корректируя лидерские притязания, у других – развивая навыки организатора

Пожилые люди приходят учиться добровольно. Однако часть людей уходят. Причины могут быть самыми разными. Наиболее распространенными являются следующие:

  • неудачное местонахождение: слишком далеко от дома;
  • время: неудобно для других дел, семьи;
  • организация (или концепция): не устраивают методы работы;
  • контактность: в занятиях участвует слишком много людей, появляется дискомфорт, плохо слышно, не хватает удобных мест и т.п.;
  • несовместимость с другими участниками или руководителем;
  • ценности: участник обнаруживает, что ценности, которые важны для данной группы, ему не близки (Педагогические условия эффективности групповой работы с пожилыми, 2001, с.35).

Организаторам образовательного процесса для пожилых необходимо учитывать данные моменты. Важно понимать, что когда пожилые люди покидают образовательный проект, это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами. Поэтому очень важно проводить мониторинг интересов, ценностей и других факторов как при организации образовательного процесса, так и при его реализации, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.

Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает: во-первых, выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей. Во-вторых, применение принципа «биографичности», позволяет по-новому осмысливать не только прожитую жизнь, но и историю своей страны. В-третьих, в основе должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. В-четвертых, необходимо использоватьпринцип «обратной связи», который позволяет оперативно выявлять достоинства и недостатки работы. В-пятых, необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы. В-шестых, для профилактики конфликтных ситуаций в группе необходимо использоватьпринцип взаимного подчинения, при котором слушатели меняются ролями (лидер/подчиненный).
Существенно меняются функции преподавателя : информационная отходит на второй план, а на первый план выступает организационная и координационная, консультативная. При необходимости преподаватель может советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Кроме того, важным моментом в деятельности педагога является функция психологического сопровождения (психотерапевтическая функция).

Какие результаты можно ожидать от включения пожилых людей в образовательный процесс? Исходя из широкого понимания образования, которое выступает как способ социализации следуют и эффекты социально-образовательной работы с пожилыми людьми: они связаны, прежде всего, с реинтеграцией последних в активную жизнь общества, что в конечном итоге должно привести к гармонизации отношений между пожилыми людьми и обществом и повышению качества жизни пожилых людей.

За счет чего может быть достигнут такой результат? О. Агапова (Агапова О., 2000) выделяет следующие факторы:

  • включение пожилых людей в новые для них сферы деятельности;
  • возникновение в результате социально-образовательной деятельности субъективного ощущения собственной значимости;
  • возникновение и расширение контактов и общения с другими людьми – будь то сверстники и коллеги по курсу, или подопечные – больные, дети и т.д.;
  • освоение новых информационных полей;
  • поиск и обретение нового смысла (смыслов) жизни, в том числе через анализ собственной жизни, своей биографии;
  • более адекватное понимание себя, других людей и общества;
  • освоение на практике демократических ценностей. Они лежат в основе активных методов обучения и предполагают развитие умения слушать и слышать, встать на позицию другого человека, учат диалогу как способу цивилизационного поиска решений.

На сегодняшний день основная задача государственных и общественных организаций в отношении пожилых людей – это, в первую очередь, их социальная защита. Даже те организации, которые в значительной мере ориентированы на удовлетворение культурных, образовательных запросов пожилых, не снимают с себя этих функций. Нельзя отделять образовательные задачи от задач социально-психологических. Образование для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство. Однако было бы ограничением даже в современных условиях сводить функции образования только к сугубо защитным и адаптивным.

Всем известно, что пожилой - это тот, кто уже не молод, кто начинает стареть. Тогда в организме человека происходят необратимые изменения. Однако седеющие волосы, морщины и одышка далеко не всегда говорят о наступлении старости. Но как определить тот самый возраст, когда человека можно причислить к категории пожилых людей?

Разное время - разные мнения?

Когда-то считалось, что пожилой возраст - это когда человеку перевалило за 20. Мы помним много ярких исторических примеров, когда молодые люди вступали в брак, едва достигнув возраста 12-13 лет. По меркам в 20 лет считалась старухой. Однако сегодня не средневековье. Многое изменилось.

Позже эта цифра несколько раз изменялась и молодыми стали считаться двадцатилетние люди. Именно этот возраст символизирует начало самостоятельной жизни, а значит расцвет, молодость.

Современные взгляды на возраст

В современном обществе снова все как-то изменяется. И сегодня большая часть молодых людей, не задумываясь, причислит к пожилым тех, кто едва перешагнул тридцатилетний рубеж. Доказательством тому является тот факт, что и работодатели довольно настороженно относятся к соискателям старше 35. А что уж говорить о тех, кто перешагнул за 40?

Но ведь, казалось бы, к этому возрасту человек приобретает некую уверенность в себе, жизненный опыт, в том числе и профессиональный. В таком возрасте он имеет твердую жизненную позицию, четкие цели. Это возраст, когда человек способен реально оценивать свои силы и отвечать за собственные поступки. И вдруг, как приговор звучит: «Пожилой». С какого возраста можно считать индивида пожилым, мы и попробуем разобраться.

Возрастные рубежи

Представители Российской академии медицинских наук говорят о том, что в последнее время произошли заметные изменения в определении биологического возраста человека. Для изучения таких и многих других изменений, происходящих с человеком, существует Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ. Так, классификация возраста человека по ВОЗ, говорит следующее:

  • в диапазоне от 25 до 44 лет - человек молод;
  • в диапазоне от 44 до 60 - имеет средний возраст;
  • с 60 до 75 - люди считаются пожилыми людьми;
  • с 75 до 90 - это уже представители старого возраста.

Все, кому посчастливилось перешагнуть эту планку, считаются долгожителями. К сожалению, до 90, а уж тем более до 100 доживают немногие. Причиной тому служат различные заболевания, которым подвержен человек, экологическая обстановка, а также условия жизни.

Так что же получается? Что пожилой возраст по классификации ВОЗ значительно помолодел?

Что показывают социологические исследования

По данным ежегодно проводимых в разных странах, сами люди не собираются стареть. И готовы причислить себя к пожилым только когда достигнут возраста 60-65 лет. Видимо отсюда берут свое начало законопроекты об увеличении пенсионного возраста.

Пожилым людям, однако, нужно больше времени уделять своему здоровью. К тому же снижение внимания и скорости восприятия информации не всегда позволяет людям после 60 лет быстро адаптироваться к изменению ситуации. Особую принимает в условиях научно-технического прогресса. Людям, достигшим определенного возраста иногда бывает сложно осваивать инновационные технологии. Но мало кто задумывается над тем, что для многих людей это является сильнейшей психологической травмой. Они вдруг начинают чувствовать свою никчемность, ненужность. и без того обостренную ситуацию переоценки возраста.

Мои года - мое богатство

Классификация возраста по ВОЗ не является абсолютным критерием для причисления человека к определенной Ведь не только количество лет характеризует состояние человека. Здесь уместно вспомнить известную пословицу, которая говорит о том, что человеку столько лет, на сколько он сам себя ощущает. Наверное, это выражение в большей мере характеризует возраст человека, нежели возрастная классификация ВОЗ. Связано это не только с психоэмоциональным состоянием человека и со степенью изношенности организма.

К сожалению, болезни, одолевающие и изматывающие людей, не спрашивают возраста. Им подвержены в равной степени и старики, и дети. Зависит это от многих факторов, в том числе от состояния организма, иммунитета, условий жизни. И, конечно, от того, как сам человек относится к своему здоровью. Когда-то не до конца вылеченные заболевания, отсутствие нормального отдыха, неправильное питание - все это и многое другое довольно сильно изнашивает организм.

Пожилой возраст - это для многих ворчание, плохая память, целый букет хронических заболеваний. Однако все вышеперечисленные недостатки могут характеризовать и относительно молодого человека. Сегодня это далеко не критерий для того, чтобы причислить человека к определенной возрастной категории.

Кризис среднего возраста. Какой у него сегодня порог?

Всем хорошо известно такое понятие, как А кто может ответить на вопрос о том, в каком возрасте он чаще наступает? Прежде чем определить этот возраст, давайте разберемся с самим понятием.

Под кризисом здесь понимается такой момент, когда человек начинает переосмысливать ценности, убеждения, оценивает прожитую жизнь и свои поступки. Наверное, такой период в жизни и наступает именно тогда, когда за плечами человека прожитые годы, опыт, ошибки и разочарования. Поэтому этот жизненный период часто сопровождается эмоциональной неустойчивостью, даже глубокой и продолжительной депрессией.

Наступление подобного кризиса неизбежно, длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. И зависит его продолжительность не только от индивидуальных особенностей человека и от его прожитой жизни, а и от профессии, обстановки в семье и прочих факторов. Многие выходят победителями из этой жизненной коллизии. И тогда средний возраст не уступает место старению. Но случается и так, что из этой схватки выходят постаревшие и потерявшие интерес к жизни люди, которые не достигли еще и 50 лет.

Что говорит Всемирная организация здравоохранения

Как мы уже рассмотрели выше, пожилой возраст по классификации ВОЗ попадает в диапазон от 60 до 75 лет. По результатам социологических исследований, представители этой возрастной категории молоды душой и совсем не собираются записывать себя в старики. К слову, по данным таких же исследований, проводимых десяток лет назад, к пожилым относили всех достигших 50 и более лет. Нынешняя классификация возраста по ВОЗ показывает, что это люди среднего возраста. И совершенно не исключено, что эта категория будет только молодеть.

Мало кто в молодости задумывается над тем, какой возраст считается пожилым. И только с годами, пересекая один рубеж за другим, люди понимают, что в любом возрасте «жизнь только начинается». Только накопив огромный жизненный опыт, люди начинают задумываться над тем, как продлить молодость. Иногда это превращается в настоящую схватку с возрастом.

Признаки старения

По ВОЗ характеризуется тем, что у людей происходит снижение жизненной активности. Что это означает? Пожилые люди становятся малоподвижны, приобретают массу хронических заболеваний, у них снижается внимательность, ухудшается память.

Однако пожилой возраст по классификации ВОЗ, это не просто возрастные рамки. Исследователи давно пришли к заключению, что процесс старения происходит как бы по двум направлениям: физиологическому и психологическому.

Физиологическое старение

Что касается физиологического старения, то оно наиболее понятно и заметно для окружающих. Поскольку с организмом человека происходят определенные необратимые изменения, которые заметны ему самому, а также окружающим. В организме меняется все. Кожа становится сухой и дряблой, это приводит к тому, что появляются морщины. Кости становятся ломкими и из-за этого вероятность переломов возрастает. Волосы обесцвечиваются, ломаются и часто выпадают. Конечно, для людей, старающихся сохранить свою молодость, многие из этих проблем разрешимы. Существуют различные косметические препараты и процедуры, которые при правильном и регулярном использовании способны замаскировать видимые изменения. Но эти изменения все равно рано или поздно станут заметны.

Психологическое старение

Психологическое старение может оказаться не таким заметным для окружающих, однако так бывает далеко не всегда. У пожилых людей часто сильно меняется характер. Они становятся невнимательны, раздражительны, быстро устают. И происходит это часто именно потому, что они наблюдают проявление старения физиологического. Они не в силах повлиять на в организме и из-за этого часто переживают глубокую душевную драму.

Так какой же возраст считается пожилым?

В силу того, что организм каждого человека имеет свои особенности, происходят подобные изменения у всех по-разному. И наступает физиологическое и психологическое старение не всегда одновременно. Сильные духом люди, оптимисты способны принимать свой возраст и поддерживают активный образ жизни, тем самым замедляя физиологическое старение. Поэтому ответить на вопрос о том, какой возраст считается пожилым, иногда бывает достаточно сложно. Ведь не всегда количество прожитых лет является показателем состояния человека.

Часто люди, которые следят за своим здоровьем, чувствуют первые изменения в своем организме и стараются к ним приспособиться, снизить негативное их проявление. Если регулярно заниматься своим здоровьем, то отодвинуть приближение старости возможно. Поэтому те люди, которые попадают в категорию «пожилой возраст» по классификации ВОЗ, далеко не всегда могут чувствовать себя таковыми. Или напротив, те, кто преодолевает 65-летний рубеж, считают себя древними стариками.

Поэтому нелишним будет еще раз вспомнить о том, что гласит народная мудрость: «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает».

Количество пожилых людей в мире непрерывно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения, с 1980 г. до конца нынеш­него столетия в развитых странах число людей старше 65 лет увели­чится на 100 МЛН человек, а в развивающихся - на 38 млн человек. Для Санкт-Петербурга как одного из наиболее старых городов России это особенно актуально. В пожилом и старческом возрасте частота за­болеваний сердечно-сосудистой системы чрезвычайно велика. Ими страдает 50-60 % лиц этого возрастного периода. Треть всех обраще­ний пожилых людей к врачам связана с заболеваниями сердечно-со­судистой системы. Особенностей протекания болезнен внутренних органов в пожилом и старческом возрасте СТОЛЬ много, что в настоя­щее время даже выделилась отдельная наука - геронтология и врачеб­ная специальность - гериатрия.

Сначала давайте разберемся, кого же относят к пожилым и старым. В большинстве западных стран, да и в России тоже, возраст 45-59 лет считается средним. К пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет. Возраст от 75 до 90 лет считается старческим. Лица стар­ше 90 лет относятся к долгожителям. В некоторых странах пожилой возраст начинается с 65 лет, но, учитывая, что средняя продолжитель­ность жизни мужчин в нашей стране около 60 лет, такая классифика-

ция нам не очень подходит. Кардиологи Прогнозируют, что в течение ближайших 20 лет заболевания сердечно-сосудисто]"! системы будут определять половину всех смертей у пожилых и старых людей. Меди­цина же в основном ориентирована на болезни среднего возраста. Конечно, истоки многих болезней сердечно-сосудистой сие гемм ле­жат в подростковом и эреЛОМ возрасте, однако существует ряд нару­шений в деятельности сердечно-сосудистой системы, присущих имен­но пожилому и старческому возрасту.

Бели постараться в одной фразе определить сущность изменений в сердечно-сосудистой системе, происходящих в пожилом возрасте и в старости, то ее можно сформулировать гак: Старость - это сниже­ ние приспособительных возможностей сердечно-сосудистой системы, что сопровождается уменьшением устойчивости к дейс i вито патоген­ных факторов. В пожилом и старческом возрасте происходя! изме­нения во всех компонентах сердечно-сосудистой системы. В сосуди­стом русле человека примерно с 40-летнсго возраста начинается отло­жение кальция. В это же время прогрессируют атеросклеротические изменения В крупных сосудах. В результате лих процессов аорта и другие крупные сосуды становятся менее эластичными и растяжи­мыми, или, по-другому, увеличивается ригидность сосудов. Одновре­менно сосуды расширяются и удлиняются. Изменения в мелких сосу­дах приводят к снижению их проницаемости и ухудшению питания тканей организма. Сосудистые изменения влекут за собой рост арте­риального давления. Такая тенденция проявляется с 35 лет. Однако после достижения 75-80 лет рост артериального давления у большин­ства людей прекращается. У многих лип старческого возраста и дол­гожителей артериальное давление приближается к нормальным для лип среднего возраста значениям. Однако это не свидетельствует о том, что сосудистое русло у них восстановилось I [арушения проницаем сти мелких сосудов (капилляров) сохраняются, и питание тканей ос­тается сниженным.

Существенные изменения в старости происходят и в самом серд­це. Об уникальности сердца как органа написаны тома научных книг 1 Jo мы приведем лишь одну цифру, иллюстрирующую неустанную ра­боту сердца. За 70 лет жизни человека сердце перекачивает 165 млн ЛИТООВ КрОВИ. Его сократительная способность зависит прежде всего от состояния клеток мышцы сердца (миокарда). Такие клетки (МИО-ппты) у зрелых и пожилых людей не делятся, поэтому количество мп-оцптов с возрастом снижается, поскольку при их гибели они замеша­ются соединительной тканью. Однако организм пытается компенси­ровать потери клеток миокарда увеличением маОСЫ (а значит, и силы) каждого миоцита. Естественно,такой процесс небеспределен, И постепенно СОКрат тельная способность МИОКарда снижается. Как отмечалось ■ главе, посвященной нарушениям сердечного ритма, рит­мичные и последовательные сокращения отделов сердца обеспечииа-

ЮТСЯ специальными клетками проводящей системы сердца. Их еще называют пейсмекерами, т. е. клетками, способными генерировать импульсы, создающие ритм сердца. Количество клеток проводящей сие темы начинает уменьшаться с 20-летнего возраста, и в старости их число составляет всего 10 % от исходного. Такой процесс, безусловно, опадает предпосылки к развитию нарушений ритма сердца в старческом возрасте. Вообще-то частота пульса в старости в покое существенно не увеличивается, НО уменьшается его нормальная изменчивость. При прогресенровании возрастных изменений в сердце в ответ на уме­ренные физические нагрузки или другие стрессы (например, острое инфекционное заболевание, психологический стресс) возникает вы­раженное учащение работы сердца (тахикардия). С возрастом страда­ет и клапанный аппарат сердца, причем изменения в двустворчатом (митральном) клапане и клапане аорты более выражены, чем в клапа­нах правых камер сердца Створки клапанов в старости теряют свою эластичность, в них может откладываться кальций. В результате мит­ральный клапан не способен полностью перекрывать место перехода левого предсердия в левый желудочек. Развивается митральная недо­статочность, о которой мы рассказываем в разделе Пороки сердца. Хочется подчеркнуть, что этот порок, сформировавшийся в старости, не связан с ревматическим воспалительным процессом. Изменения в аортальном клапане чаще приводят к сужению выхода из левого же­лудочка, которому приходи гея во время сокращения (систолы) пре­одолевать большее сопротивление. Описанные нарушения сопровож­даются перегрузкой левши камер сердца и создают условия для раз­вития сердечной недостаточности и ухудшения питания самой сердечной мышцы через коронарные, или венечные, артерии.

Проблем, связанных с болезнями сердечно-сосудистой системы в пожилом и старческом возрастах, много, но мы остановимся лить на важнейших из них. Это гипертоническая болезнь, ишемическам бо­лезнь сердца, нарушения ритма сердца и сердечная недостаточность. Особенное! ью пожилого и старческого возрастов является сочетаяное поражение сердечно-сосудистой системы. У одного больного могут присутствовать в различных сочетаниях и два, и три, и четыре выше­названных расстройства. 1 [о вначале рассмотрим отдельные наруше­ния. 11ачием с гипертонической болезни.

ГЛАВА 16 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 16 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Возрастное развитие человека заключается во взаимодействии двух основных процессов: старения и витаукта. Старение - универсальный эндогенный разрушительный процесс, проявляющийся в повышении вероятности смерти. Витаукт (лат. vita - жизнь, auctum - увеличивать) - процесс, стабилизирующий жизнеспособность и увеличивающий продолжительность жизни. Не являясь болезнью, старение создаёт предпосылки развития возрастной патологии. Процесс старения - непрерывный постепенный переход от этапа к этапу: оптимальное состояние здоровья - наличие факторов риска развития заболеваний - появление признаков патологии - потеря трудоспособности - летальный исход.

Темп старения может быть выражен количественно с помощью показателей, отражающих снижение жизнеспособности и увеличение повреждаемости организма. Одним из таких параметров является возраст.

Возраст - длительность существования организма от рождения до настоящего момента. Действующие до настоящего времени современные возрастные нормативы были приняты Европейским регионарным бюро ВОЗ в 1963 г. (табл. 16-1).

Таблица 16-1. Классификация возраста (ВОЗ, 1963)

Возраст - терминология

Возраст - годы

Молодой возраст

Зрелый возраст

Средний возраст

Пожилой возраст

Старческий возраст

Долгожители

90 и старше

В настоящее время в мире насчитывают более 380 млн человек, возраст которых превышает 65 лет. В России пятую часть всего населения составляют люди пожилого и старческого возраста. В ближайшие 10 лет ожидают увеличения количества граждан старших возрастов примерно в 2 раза, т.е. уже 40% населения будет находиться в категории пожилого и старческого возраста. Уровень заболеваемости у пожилых людей по сравнению с лицами более молодого возраста выше в 2 раза, в старческом возрасте - в 6 раз.

Процессы старения человека изучает геронтология (греч. gerontos - старик, logos - учение, наука). Геронтология - пограничная область биологии и медицины, изучающая не столько старость, сколько процесс старения человека. Геронтология включает в себя такие крупные основные разделы, как гериатрию, герогигиену, геропсихологию, социальную геронтологию и др.

Гериатрия (греч. gerontos - старик, iatreia - лечение) - пограничный раздел геронтологии и внутренних болезней, изучающий особенности заболеваний людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающий методы их лечения и профилактики.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО

И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Патологические изменения, характерные для людей пожилого и старческого возраста, начинают проявляться уже с 40-50 лет.

1. Инволюционные (связанные с обратным развитием) функциональные и морфологические изменения со стороны различных органов и систем. Например, с возрастом снижаются показатели жизненной ёмкости лёгких, бронхиальной проходимости, величина клубочковой фильтрации в почках, увеличивается масса жировой ткани и уменьшается мышечная масса (включая диафрагму).

2. Наличие двух и более заболеваний у одного пациента. В среднем при обследовании пациента пожилого или старческого возраста у него выявляют не менее пяти болезней. В связи с этим клиническая картина заболеваний «смазывается», снижается диагностическая ценность различных симптомов. С другой стороны, сопутствующие заболевания могут усиливать друг друга. Например, анемия у пациента с ИБС может вызвать клинические проявления сердечной недостаточности.

3. Преимущественно хроническое течение заболеваний. Прогрессированию большинства хронических заболеваний способствуют возрастные неблагоприятные эндокринно-обменные и иммунные сдвиги.

4. Нетипичное клиническое течение заболеваний. Нередко выявляют более медленное и замаскированное течение болезни (пневмонии, инфаркта миокарда, туберкулёза лёгких, неопластических процессов, сахарного диабета и др.). Например, лихорадка у пожилых больных может быть одним из основных, если не единственным, проявлением туберкулёза или инфекционного эндокардита, абсцессов брюшной полости.

5. Наличие «старческих» болезней (остеопороза, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, болезни Альцхаймера, старческого амилоидоза и др.).

6. Изменение защитных, в первую очередь иммунных, реакций.

7. Изменение социально-психологического статуса. Основными причинами социальной дезадаптации выступают

выход на пенсию, утрата близких и друзей в связи с их смертью, одиночество и ограничение возможностей общения, трудности самообслуживания, ухудшение экономического положения, психологическое восприятие возрастного рубежа старше 75 лет независимо от состояния здоровья. На этом фоне нередко развиваются такие нарушения, как тревожные состояния, депрессии, ипохондрический синдром (патологически преувеличенное опасение за своё здоровье, убеждённость в наличии того или иного заболевания при его фактическом отсутствии).

Рациональное ведение пожилого больного предполагает обязательное достижение взаимопонимания и согласия в триаде «больной - медицинская сестра - врач». Степень выполнения больным врачебных рекомендаций обозначают в медицинской литературе термином «комплайенс» (англ. wmpliance - согласие). Сам по себе старческий возраст не служит причиной недостаточного комплайенса, поскольку правильный подход вполне обеспечивает достижение последнего - использование словесных и письменных инструкций, уменьшение числа назначаемых медикаментов, предпочтение пролонгированных лекарственных форм и комбинированных препаратов и др.

ПРАВИЛА ПИТАНИЯ БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время гипокалорийную и ограниченную по объёму диету рассматривают как один из эффективных методов борьбы с процессом преждевременного старения. В пищевом рационе пожилого человека рекомендуемое соотношение между белками, жирами и углеводами составляет 1:0,9:3,5, т.е. нужно снизить дозу потребляемых жиров и углеводов (для мужчин и женщин молодого возраста, занятых умственным трудом, рекомендуется соотношение 1:1,1:4,1). Следует ограничить потребление продуктов, содержащих пуриновые основания, щавелевую кислоту и холестерин, обеспечив достаточное количество овощей и фруктов, содержащих соли калия, магния, железа, микроэлементы, витамины и органические кислоты. Для лиц пожилого и старческого возраста наиболее рационально четырёхра- зовое питание. Рекомендуемая калорийность пищи составляет 1900- 2000 ккал для женщин старше 60 лет и 2000-3000 ккал для мужчин того же возраста. Калорийность первого завтрака должна составлять 25% суточного рациона, второго - 15%, обеда - 40-45% и ужина (не позже чем за 2 ч до сна) - 15-20%.

Послабляющий эффект. Следует рекомендовать за 1 ч до еды утром выпивать 1 стакан сока, отвара шиповника или просто кипячё- ной воды комнатной температуры, на ночь - 1 стакан кефира. Калорийность пищевого рациона следует ограничивать за счёт снижения потребления высококалорийных продуктов: безусловному ограничению подлежат сахар и другие сладкие продукты, соль, жир и жирные продукты. Рафинированный сахар целесообразно заменить мёдом, который быстро всасывается в ЖКТ, обладает мягким седативным эффектом, действует послабляюще и предупреждает запоры.

Антиатеросклеротическая направленность питания может быть достигнута снижением общей калорийности пищи и включением в неё продуктов, нормализующих липидный обмен. Рекомендуется увеличить долю растительных жиров (до 2 ст.л. подсолнечного, оливкового или кукурузного масла в сутки). Содержащиеся в них биологически активные вещества (полиненасыщенные жирные кислоты, фосфатиды и фитостерины) в совокупности оказывают бла-

гоприятное воздействие на обмен холестерина (допустимо употребление холестерина с пищей в количестве до 300 мг/сут). Кроме того, растительные масла обладают хорошим желчегонным действием и послабляющим эффектом.

В качестве источника витаминов, микроэлементов и активного противоатеросклеротического средства рекомендуют включение в диету морской капусты. Больным можно рекомендовать приобретать в аптеках аптечный порошок морской капусты (ламинарии сахаристой). Свежей ламинарией (морской капустой) питаются жители Японии, Приморья, побережья Белого моря, и у них зарегистрирована значительно меньшая частота случаев развития заболеваний сердца и сосудов.

Растительная клетчатка. Общее количество растительной клетчатки для лиц пожилого возраста должно составлять 25-30 г/сут. Волокнистые вещества пищи (сложные углеводы, содержащие клетчатку, пектиновые вещества и др.) обладают способностью адсорбировать пищевые и токсические вещества и улучшать бактериальное содержимое кишечника. Активация моторной деятельности кишечника, нормализация стула под влиянием пищевых волокон выступают реальной мерой профилактики дивертикулёза* и злокачественных образований.

Витамины. Особое значение в поддержании гомеостаза стареющего организма имеют витамины. Латентный гиповитаминоз, развивающийся вследствие свойственных возрасту обменных нарушений, проявляется обычно у пожилых людей при сахарном диабете, полиурии, частом жидком стуле, во время инфекционных заболеваний. Полноценный режим питания, включающий зерновые культуры и фрукты в свежем виде, позволяет обогатить рацион витаминами. Но даже в летний и осенний сезоны пожилым людям необходимо дополнительно принимать витаминные препараты.

Минеральные вещества. С возрастом в организме происходит накопление одних минеральных веществ при снижении других. Например, изменение соотношения калия и натрия в пользу увеличения последнего способствует задержке жидкости, отрицательному влиянию на функции сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем. Пожилые люди особенно чувствительны к недостатку солей

* Дивертикулёз (лат. diverticulum - дорога в сторону, ответвление) - выпячивание стенки полого органа (кишки, пищевода, мочеточника и др.), сообщающееся с его полостью.

калия, и у них быстро развивается гипокалиемия, особенно на фоне терапии мочегонными препаратами. К клиническим проявлениям гипокалиемии относят нарушения ритма, ослабление мышечного тонуса, повышенную чувствительность к холоду, судороги мышц (особенно мышц ног по ночам), снижение концентрационной способности почек и кислотности мочи. Идеальными продуктами, в которых низкое содержание натрия сочетается с высоким содержанием калия, выступают овощи (картофель и др.), фрукты (бананы, апельсины и др.), сухофрукты (чернослив, урюк, изюм, курага).

С возрастом у людей нередко отмечают повышенное отложение солей в одних тканях на фоне снижения содержания минеральных веществ и интенсивности их обмена в других - например, стареющий организм способен накапливать кальций в стенке сосудов, хотя дефицит кальция выступает одной из причин старческого остеопороза. Нормативное поступление в организм кальция для пожилых людей аналогично таковому в среднем возрасте (800-1000 мг/сут). Источники легкоусвояемого кальция - молоко, кисломолочные продукты, сыр.

Кулинарная обработка. В старческом возрасте могут происходить изменения в жевательном аппарате, отсюда возникают особые требования к выбору продуктов и способам кулинарной обработки. Легче подвергаются действию пищеварительных ферментов мясо в рубленом виде, рыба, творог. Из овощей предпочтительнее свёкла, морковь, кабачки, тыква, цветная капуста, помидоры, картофель (в виде пюре). Кочанная капуста должна быть ограничена в рационе, так как при её чрезмерном употреблении усиливаются процессы брожения в кишечнике. Пища не должна быть слишком горячей или холодной. Из специй и приправ рекомендуют преимущественно небольшое количество чеснока и хрена.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ

ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Медицинская этика. При уходе за больными пожилого и старческого возраста особое значение имеет соблюдение норм медицинской этики и деонтологии. Нередко медсестра становится для пациента, особенно одинокого, единственно близким человеком. К каждому больному необходим индивидуальный подход с учётом

личностных особенностей пациента и его отношения к болезни. Для установления контакта медсестра должна разговаривать спокойным приветливым голосом, обязательно здороваться с больными. Если пациент слепой, следует ежедневно, входя утром в палату, представляться. К больным нужно обращаться с уважением, по имени и отчеству. Недопустимо называть пациента фамильярно «бабушка», «дедушка» и пр.

Гериатрические больные нередко «уходят в себя», «прислушиваются» к своему состоянию, у них появляются раздражительность, плаксивость. Подготовка пациента к различным медицинским манипуляциям, умение слушать, сопереживать и давать советы являются важными факторами в успешном лечении. Однако медсестра самостоятельно, помимо врача, не должна давать больному или его родственникам информацию о характере и возможном исходе его заболевания, обсуждать результаты исследования и методы лечения.

Проблема бессонницы. Пожилые пациенты часто жалуются на бессонницу, у них меняется режим сна - нередко они спят больше днём, а ночью ведут более активный образ жизни (едят, ходят по палате, читают). Часто употребляемые больными в этом случае снотворные препараты могут быстро вызвать привыкание. Кроме того, на фоне приёма снотворных средств могут появиться слабость, головные боли, ощущение утренней «разбитости», запоры. При необходимости снотворные средства назначает врач. Медсестра может рекомендовать больному приём лекарственных трав (например, отвар пустырника по 10-15 мл за 40 мин до отхода ко сну), 10-20 капель «Валокордина», стакан тёплого молока с растворён- ным в нём медом (1 ст.л.) и т.п.

Обеспечение мероприятий личной гигиены. Часто больному пожилого и старческого возраста трудно себя обслуживать. Следует оказывать ему помощь при смене постельного и нательного белья, при необходимости - осуществлять уход за волосами, ногтями и др. Необходимо следить за состоянием полости рта пациента. Медсестра должна после каждого приёма пищи больным давать ему кипячёную воду, чтобы он мог тщательно прополоскать рот. Тяжелобольному медсестра обязана протирать рот тампоном, смоченным 1% раствором водорода перекиси или раствором натрия гидрокарбоната. При уходе за пациентом, длительно находящимся на постельном режиме, необходимо осущест-

влять тщательный уход за кожей и проводить профилактику пролежней. Медсестра должна помогать больному изменять положение в постели, периодически, если позволяет его состояние, усаживать на кровати, для устойчивости подперев со всех сторон подушками, слегка массировать спину, ступни ног и кисти рук.

Следует контролировать физиологические отправления больных и при необходимости регулировать функцию кишечника диетой (включением в пищевой рацион сухофруктов, молочнокислых продуктов и др.), применением по назначению врача слабительных препаратов или постановкой клизм.

О любом ухудшении самочувствия больного, появлении новых симптомов медсестра должна немедленно информировать врача. До его прихода нужно уложить пациента или помочь принять ему соответствующее положение (например, при удушье больному следует принять положение сидя или полусидя), обеспечить покой, при необходимости - оказать первую помощь.

Профилактика травматизма. С особым вниманием следует отнестись к профилактике возникновения возможных травм. Ушибы и переломы (особенно шейки бедренной кости) обездвиживают больных, сопровождаются развитием таких осложнений, как пневмония, тромбоэмболия лёгочной артерии, которые могут приводить к летальному исходу. При мытье больного в ванне нужно поддерживать его, помогать заходить и выходить из ванны, на полу должен быть постелен резиновый коврик, чтобы пациент не поскользнулся. Медсестра обязана следить за состоянием больничных помещений, их достаточной освещённостью. На полу не должны находиться посторонние предметы, недопустимо наличие разлитой жидкости, так как больной может их не заметить и упасть. Коридоры гериатрического отделения должны быть просторными, не загромождёнными мебелью, вдоль стен коридора нужно закрепить перила, чтобы больные могли за них держаться.

Контроль приёма лекарств. Медсестра должна контролировать приём больными назначенных лекарственных препаратов. При снижении памяти и развитии деменции (лат. dementia - слабоумие) пациенты могут забыть принять лекарство или, наоборот, принять его повторно. Поэтому больные пожилого и старческого возраста должны быть обеспечены чёткими инструкциями, данными врачом не только в устной форме, но и письменно. Необходимо следить

за водным балансом, так как недостаточное потребление жидкости может способствовать повышению концентрации в организме назначенных препаратов, появлению побочных эффектов и развитию лекарственной интоксикации.

УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМИ

ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ

Своеобразие клинического течения заболеваний органов дыхания в пожилом и старческом возрасте в значительной степени обусловлено инволютивными процессами в стареющем организме.

Эластичность лёгочной паренхимы снижается, развивается её атрофия.

В результате увеличения размеров альвеол на 40-45% уменьшается дыхательная поверхность лёгких.

Изменённые сосуды (лёгочные капилляры уплотняются, становятся «ломкими») не обеспечивают вполне адекватного питания лёгочной ткани, затрудняется газообмен.

Уплотнение мембран затрудняет газообмен между альвеолярным воздухом и капиллярной кровью.

Альвеолярная вентиляция становится неравномерной.

Вследствие снижения активности реснитчатого эпителия и чувствительности рецепторов слизистой оболочки, постепенной атрофии эпителиальных клеток нарушается механизм самоочищения бронхов.

Атрофия железистого эпителия и хрящевой ткани бронхов приводит к образованию чёткообразных вздутий бронхов и неравномерному сужению их просвета.

Снижается кашлевой рефлекс.

Дистрофические изменения в мышечном аппарате грудной клетки и спины, формирование бочкообразной формы грудной клетки, склеротические изменения уменьшают подвижность рёбер, ограничивают объём экскурсии грудной клетки.

Возрастает чувствительность дыхательного центра к углекислому газу и явлениям гипоксии.

У больных пожилого и старческого возраста наблюдают частые обострения хронического бронхита, что обусловлено изменениями грудной клетки возрастного характера, ограничивающими дыхательные движения, снижающими дренажную функцию за счёт малой эффективности кашлевого толчка и атрофии мерцательного эпителия, застоем в малом круге кровообращения, снижением противоинфекционной защиты. Лечение больных хроническим бронхитом в пожилом и старческом возрасте необходимо осуществлять с учётом особенностей патологического процесса, наличия сопутствующих заболеваний, индивидуальных особенностей пациента.

Повышенная заболеваемость гериатрических больных хроническим бронхитом обусловливает частое применение антибактериальных средств. При этом необходимо помнить, что у пожилых больных значительно чаще развиваются возможные побочные действия антибактериальных препаратов, например снижение слуха (стрептомицин, гентамицин и др.), токсичное влияние на почки (канамицин), кандидоз, дисбактериоз и атрофический глоссит (тетрациклин, комбинированные антибиотики) и др. Поэтому медицинская сестра должна обучить пациентов определённым принципам приёма лекарств, которые позволяют в некоторой степени снизить токсичность медикаментозных средств. Больной должен принимать назначенный препарат в установленное время суток, соблюдать рекомендуемый режим поведения и условия при- ёма (например, при приёме котримоксазола необходимо обильное щелочное питьё - «Боржоми» или 7 г натрия гидрокарбоната на стакан воды), диетические правила (например, при лечении тетрациклином необходимо исключить из пищевого рациона пациента колбасу, копчёности и овощи, выращенные с использованием нитроудобрений).

Очень осторожно следует применять в лечении больных пожилого и старческого возраста оксигенотерапию. Чрезмерная активная оксигенотерапия в пожилом возрасте также может привести к отрицательным результатам - могут появиться головокружение, тошнота, удушье, дыхание типа Чейна-Стокса. Более того, может возникнуть гиперкапническое торможение дыхательного центра вплоть до коматозного состояния.

Необходимо помнить, что при наблюдении за больным пневмонией особенно опасен для пациента период критического снижения температуры тела, когда возможно развитие острой сосу-

дистой недостаточности. Этот период болезни особенно сложен у больных гериатрического возраста, так как сосудистая недостаточность у них проявляется не классическим коллапсом, а обострением ИБС, развитием инсульта, усилением степени почечной недостаточности и др.

УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМИ

ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ

Особенности заболеваний ССС в пожилом и старческом возрасте обусловлены, как и болезни других органов и систем, инволютивными процессами в организме, но в первую очередь - склеротическим поражением как сосудов, так и сердца.

При склерозировании аорты, венечных, церебральных и почечных артерий уменьшается их эластичность; уплотнение сосудистой стенки ведёт к постоянному повышению периферического сопротивления.

Возникают извитость и аневризматическое расширение капилляров и артериол, развиваются их фиброз и гиалиновое перерождение, что ведёт к облитерации сосудов капиллярной сети, ухудшающей трансмембранный обмен.

Кровоснабжение основных органов становится не вполне адекватным.

В результате недостаточности коронарного кровообращения развиваются дистрофия мышечных волокон, их атрофия и замещение соединительной тканью. Формируется атеросклеротический кардиосклероз, приводящий к сердечной недостаточности и нарушениям ритма сердца.

Вследствие склерозирования миокарда снижается его сократительная способность, развивается дилатация полостей сердца.

«Старческое сердце» (возрастные изменения в сердечной мышце) выступает одним из главных факторов развития сердечной недостаточности вследствие изменений нейрогуморальной регуляции и длительной гипоксии миокарда.

В пожилом возрасте активизируется система свёртывания крови, развивается функциональная недостаточность противосвёртываю- щих механизмов, ухудшается реология крови.

В пожилом и старческом возрасте формируется ряд особенностей гемодинамики: повышается главным образом систолическое АД, снижаются венозное давление, сердечный выброс, позднее и минутный объём и др.

Наиболее часто у лиц пожилого и старческого возраста повышается систолическое АД (более 140 мм рт.ст.) и развивается так называемая изолированная систолическая артериальная гипертензия. С возрастом стенки крупных сосудов теряют свою эластичность, появляются атеросклеротические бляшки, в мелких сосудах развиваются органические изменения. В результате снижается мозговой, почечный и мышечный кровоток. До настоящего времени не разработана система нормативных величин АД в зависимости от возраста - повышение АД у лиц пожилого и старческого возраста ряд специалистов рассматривает как нормальное компенсаторное явление.

При уходе за пациентом необходимо помнить, что ухудшение состояния у больных ИБС пожилого и старческого возраста могут спровоцировать сопутствующие бронхолёгочные заболевания, физическая нагрузка, переедание, психоэмоциональный стресс, острые инфекции, воспалительные процессы в мочевыводящих путях, оперативные вмешательства и др.

Медицинская сестра должна активно работать с больными, объясняя им необходимость борьбы с вредными привычками. Следует разъяснить больному, что после выкуренной сигареты увеличивается частота и сила сердечных сокращений, сужаются сосуды, повышается АД. У курильщиков чаще отмечается злокачественное течение артериальной гипертензии*, снижается эффект лечения, почти в 2 раза увеличивается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

Больным пожилого и старческого возраста необходимы небольшой отдых днём и спокойный сон ночью. Полезны целенаправленные упражнения на расслабление. Больному необходим пищевой рацион, в меру насыщенный калориями и богатый витаминами. Следует отказаться от употребления животных жиров, сладостей, «перехвата» между основными приёмами пищи, так как излишняя масса тела мешает работе сердца.

* В то же время распространённость артериальной гипертензии среди курильщиков ниже, чем среди некурящих.

УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМИ

ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО

В пожилом и старческом возрасте значительно меняется характер течения заболеваний органов пищеварения в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями ЖКТ.

Ротовая полость: развивается инволюция слюнных желёз, меняется жевательный аппарат.

Пищевод: атрофируется слизистая оболочка, снижается перистальтика, чаще развиваются дискинезии.

Желудок: снижается секреторная и ферментативная активность, замедляется двигательная активность.

Печень: уменьшается количество гепатоцитов, подавляются процессы их регенерации, снижается функциональная активность печени. Характерна тенденция к снижению уровня билирубина, жёлчных кислот и фосфолипидов и повышению холестерина. Снижение показателей липидного комплекса жёлчи способствует нарушению кишечного пищеварения, что проявляется диспептическими расстройствами.

Поджелудочная железа: возрастная атрофия ткани приводит к снижению внешнесекреторной функции и, следовательно, замедлению полостного и мембранного пищеварения.

Кишечник: снижается высота кишечных ворсинок и уменьшается площадь слизистой оболочки, на которой осуществляются мембранное пищеварение и всасывание. Возрастные изменения гипоталамуса, гипофиза и щитовидной железы влекут за собой перестройку ферментативного спектра тонкой кишки. Снижается двигательная активность тонкой и толстой кишки, изменяется состав микрофлоры кишечника, усугубляются явления кишечной диспепсии.

Кровоснабжение и иннервация системы органов пищеварения также подвергаются функциональным и структурным инволютивным изменениям.

Согласно статистическим данным, хроническим гастритом страдает более 50% трудоспособного населения, а у лиц старше 60 лет частота этого заболевания приближается к 100%. Как правило, у лиц пожилого и старческого возраста хронический гастрит не является самостоятельным заболеванием и часто сопровождает другие заболевания гастродуоденальной зоны, хронический панкреатит, ИБС, сахарный диабет.

Большая распространённость атрофического гастрита у пожилых обусловлена длительным течением бактериального хронического гастрита, часто развивающимся в пожилом и старческом возрасте дуоденогастральным рефлюксом и, вследствие этого, возникновением раздражения и повреждения слизистой оболочки желудка. Также хронический гастрит может быть обусловлен ятрогенными причинами (частое употребление различных медикаментов).

Клинические проявления атрофического хронического гастрита в пожилом и старческом возрасте неспецифичны. Необходимо помнить, что симптомы хронического гастрита могут маскироваться сопутствующей патологией (ИБС, хронический панкреатит и др.).

Нередко под маской различных заболеваний ЖКТ протекает ишемическая болезнь органов пищеварения (для её обозначения применяют термины «брюшная жаба», «хроническая мезентериальная недостаточность», «абдоминальная ишемическая болезнь»). Хроническая ишемия при данной патологии обусловлена недостаточностью кровообращения в бассейнах чревной, верхней и нижней брыжеечных артерий. Причинами нарушения мезентериального кровообращения могут быть атеросклеротическое поражение мезентериальных артерий и другие состояния, снижающие кровоток:

Инфаркт миокарда, нарушения сердечного ритма (например, фибрилляция предсердий), артериальная гипертензия;

Сдавление сосудов извне (экстравазальное сдавление) за счёт опухолевого или спаечного процесса;

Возрастные изменения в интрамуральном слое сосудистой стенки, усугубляющие нарушения кровоснабжения органов брюшной полости.

В уходе за такими больными большое значение имеет контроль за соблюдением пациентом режима (целесообразен отдых после еды) и диеты (направленность на нормализацию липидного обмена с уменьшением объёма принимаемой пищи).

Одной из частых жалоб больных пожилого и старческого возраста является запор. Причинами его могут быть малоподвижный образ жизни, атония кишечника, неправильное питание, побочное действие ряда лекарственных препаратов и др.

Для нормализации стула в первую очередь необходимо откорригировать диету. Больному следует рекомендовать выпивать утром натощак 1/2 стакана холодной кипячёной воды, кефира или простокваши. Медсестра может посоветовать пациенту употреблять в пищу блюда из свёклы (винегрет), моркови, печёные яблоки, заменить картофель тушёными овощами, гречневой кашей. В рационе должно быть большое количество овощей и фруктов. Послабляющему эффекту способствует употребление сухофруктов - кураги, чернослива, инжира, изюма. Их следует размачивать в горячей воде, а если больному трудно жевать - измельчать с помощью мясорубки.

При длительных запорах по назначению врача медицинская сестра ставит больному клизму (очистительную, гипертоническую, масляную и др.).

УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМИ

ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ

Для стареющей почки характерны следующие изменения.

Прогрессирующее накопление соединительнотканных компонентов практически во всех структурных элементах почки, что приводит к так называемой старческой атрофии органа.

Снижение массы и объёма почки, более значительное у мужчин по сравнению с женщинами.

Утолщение и уплотнение капсулы, увеличение объёма паранефральной клетчатки.

Развитие гиалиноза капиллярных петель клубочка (что отчёт- ливо проявляется с 40-летнего возраста), в дальнейшем - постепенная гибель почечных нефронов.

Снижение клубочковой фильтрации (примерно на 7% в течение каждого последующего после 40 лет десятилетия жизни).

Уменьшение скорости физиологического обновления эпителия канальцев в канальцевой части нефрона и нарушение деятельности канальцев: снижаются максимальная реабсорбция глюкозы, общая экскреция кислот, клиренс свободной воды.

Артериолосклероз сосудов почек, эластическая гиперплазия ихинтимы.

Изменение гемодинамики старческой почки в целом: снижается практически наполовину почечный кровоток, параллельно с ним - эффективный почечный плазмоток.

Атрофия элементов юкстагломерулярного аппарата с перестройкой его клеток.

Ослабление механизмов внутриклеточной регуляции кровотока.

Атония мочевых путей, способствующая возникновению рефлюксов (обратного затекания мочи) на различных уровнях.

Наиболее частые заболевания почек у пациентов пожилого и старческого возраста - пиелонефрит, ОПН и ангионефросклероз. Наиболее частым в гериатрии заболеванием почек является старческий пиелонефрит. Его развитию способствуют следующие причины.

Частые рефлюксы вследствие атонии мочевыводящих путей.

Мочекаменная болезнь и опухолевые процессы.

Заболевания предстательной железы у мужчин.

Фиксация бактериальной флоры в почках вследствие нарушения почечной гемодинамики.

Возрастные нарушения иммунного ответа организма.

Учащение с возрастом инструментальных вмешательств на мочевых путях.

Следует иметь в виду, что при выраженности старческих общедистрофических процессов и кахексии даже гнойные формы пиелонефрита могут протекать бессимптомно. Нередко клинически наблюдают только изолированный интоксикационный синдром (при этом больные нередко поступают в инфекционное отделение), упорную выраженную анемию (что «уводит» диагноз от патологии почек

и заставляет проводить обследование больных по «онкологической программе»).

Одна из проблем ухода за больными - наличие у гериатрических больных учащённого мочеиспускания ночью (не только из-за патологии мочевыделительной системы, но и вследствие возрастных изменений в почках, нарушений сна), что приводит к необходимости частого вставания больных с постели в ночное время. Тем не менее, у ослабленных больных при резком вставании с кровати возможно резкое снижение АД, что может спровоцировать обморок. Падение больного в пожилом и старческом возрасте чаще сопровождается различными переломами, что ещё больше усугубляет состояние пациента. Поэтому медсестра должна объяснить больному, что он не должен пить позже 6-7 ч вечера, чтобы не испытывать ночью частые позывы на мочеиспускание, а на ночь оставлять ему у кровати судно или горшок.

Нередко у гериатрических больных наблюдают недержание мочи - энурез (при заболеваниях почек, цистите, аденоме предстательной железы, нарушении мозгового кровообращения, общем истощении больного, старческом слабоумии и др.).

Особой формой энуреза выступает так называемое стрессовое недержание мочи, возникающее у женщин при кашле, чиханьи или смехе, а в пожилом и старческом возрасте вследствие недостаточности сфинктера мочевого пузыря. Обычно это бывает, если больная ранее много рожала или в период постменопаузы и пр.

Полное недержание мочи развивается при полной потере функции сфинктера, когда нарушается иннервация мочевого пузыря вследствие прорастания крестцового нервного сплетения опухолью или прямого прорастания опухоли в шейку мочевого пузыря. При этом у больного имеется постоянное подтекание мочи.

При недержании мочи медсестра должна после каждого мочеиспускания подмывать больного и менять ему бельё. Следует посоветовать родственникам приобрести специальные памперсы для взрослых. При недержании мочи больному необходимо рекомендовать ограничить приём жидкости после 3 ч дня. Пища должна быть легкоусвояемой, пациенту следует в течение дня принимать пищу часто, малыми порциями. Необходимо помнить, что нужно регу-

лярно дезинфицировать судно (мочеприёмник) и обеззараживать выделения пациента перед сливом их в канализацию.

При строгом постельном режиме, тяжёлом состоянии больного медсестре необходимо особое внимание уделять состоянию кожных покровов пациента, особенно при наличии у него отёков, и проводить профилактику пролежней (см. раздел «Уход за кожей и профилактика пролежней» в Главе 6).

1). Инволюционные (связанные с обратным развитием) функциональные и морфологические изменения со стороны различных органов и систем.

2). Наличие двух и более заболеваний у одного пациента.

3). Преимущественно хроническое течение заболеваний.

4). Нетипичное клиническое течение заболеваний.

5). Наличие «старческих» болезней (остеопороза, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, болезни Альцгеймера и др.).

6). Изменение защитных, в первую очередь иммунных, реакций.

7). Изменение социально-психологического статуса.

4. Правила питания больных пожилого и старческого возраста:

3). Наиболее рационально четырёхразовое питание. Калорийность первого завтрака должна составлять 25% суточного рациона, второго – 15%, обеда – 40-45% и ужина (не позже чем за 2 ч до сна) – 15-20%.

4). Послабляющий эффект диеты.

5). Антиатеросклеротическая направленность питания.

6). Растительная клетчатка – 25-30 г/сут.

7). Витамины и минеральные вещества.

8). Кулинарная обработка.

5. Общие принципы ухода за больными пожилого и старческого возраста:

1). Медицинская этика.

2). Проблема бессонницы.

3). Обеспечение мероприятий личной гигиены.

4). Профилактика травматизма.

5). Контроль приёма лекарств.

6. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы:

2). Осторожное применение антибиотиков с учетом высокого риска побочных эффектов.

3). Осторожное применение окисгенотерапии.

7. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы:

1). Борьба с вредными привычками (факторами риска).

2). Умеренные физические нагрузки.

3). Антиатеросклеротический характер диеты.

8. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями желудочно-кишечного тракта:

1). Соблюдение режима и диеты.

2). Нормализации стула.

9. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями почек и мочевыводящих путей:

1). Учет высокого риска инфекционных заболеваний.

2). Соблюдение водного режима.

3). Соблюдение личной гигиены, особенно при недержании мочи (энурезе).

Тема № 17.

Уход за тяжелыми больными. Основы реанимационной помощи.

Цель занятия: формирование и развитие у студентов, обучающихся по специальности «педиатрия», компетенций, направленных на решение клинических задач, связанных с общим уходом за тяжелыми больными, основами реанимационной помощи.

Задачи занятия:

    научить студентов теоретическим основам общего ухода за тяжелыми больными, теоретическим основам реанимационной помощи;

    сформировать у студентов навыки общего ухода за тяжелыми больными, основ реанимационной помощи;

    обучить студентов применению принципов биомедицинской этики при осуществлении общего ухода за тяжелыми больными, при осуществлении реанимационной помощи.

Студенты должны знать:

    Общие правила ухода за тяжелыми больными.

    Понятие о реанимации и работа реанимационного отделения.

    Терминальные состояния.

    Техника первой доврачебной помощи.

    Констатация смерти и правила обращения с трупом.

Студенты должны уметь:

    Осуществлять уход за тяжелыми больными с заболеваниями различных систем органов, знать основы реанимационной помощи.

Краткое изложение учебного материала.