Домой / Брови / Творческий отчет «Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста. О роли театрализованной деятельности в развитии детей дошкольников

Творческий отчет «Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста. О роли театрализованной деятельности в развитии детей дошкольников

Прислала: Алеся Богданова

Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей...

Б. М. Теплов

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь, на поставленную задачу, меня, как музыкального руководителя, привлекла театрализованная деятельность. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное - главная миссия музыкального руководителя.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский) .

Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог в данном случае - Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально-театрального искусства.

Цель и задачи опыта работы вы видите на экране.

Цель: формирование художественно - эстетического развития, всесторонне - развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности, определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Задачи:

  1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
  2. Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
  3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;
  4. Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять музыкальное творчество.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко и туча. Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику (в песне Пчелки «не мешайте, укушу» - лицо сердитое; «поет веселый жук» - лица радостные) . С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. Инсценировали сказки «Теремок», «Репка», «Муха-Цокотуха», «Заюшкина избушка» и др.

В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? - молочка немножечко!». Старшие дошкольники в НОД сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом - «Пляшут лягушки». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики др. Дети имитировали игру на музыкальных инструментах: балалайке, дудочке, барабанах, пианино. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя - приезд лошадки - ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен. Работая над актерским мастерством, даю задания: зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

В процессе музыкально-ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Волшебный цветок» Ю. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Занятия провожу в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.

Опыт работы показывает, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя, воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность опыта

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным) .

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения) .

Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца) .

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи) .

У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

Диаграммы 2012г. / 2014г. (на экране)

Из диаграмм видно, что до начала эксперимента детей с высоким уровнем музыкально-творческого развития в театрализованной деятельности было 33, 5 %, с низким уровнем - 26%, со средним - 40, 5%. После завершения эксперимента значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше - 61%, со средним - 30%, а с низким уровнем стало всего 9%. Предполагаемая причина низкого уровня -отсутствие детей по болезни.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей

Введение
Направленность данной темы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Актуальность:
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Новизна:
Новизна заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же в повышении уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Цель: формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности».
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, можно выделить два основных вида деятельности:
· воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
· творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
1.2 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
· подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
· упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
· отдельные упражнения по этике;
· упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
· игры-драматизации.
1.3.Игра-драматизация как средство развития актерских способностей детей. Содержание работы по развитию актерских способностей детей средствами игры - драматизации.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
· Игры-драматизации с пальчиками.
· Игры-драматизации с куклами бибабо.
· Импровизация.
Глава II. Театрализованная деятельность дошкольников.
2.1.Театрализованная деятельность в рамках Федеральных государственных требований.
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках Федеральных государственных стандартов общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения дошкольников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы дошкольного учреждения.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества - творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:
- между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.
В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного учреждения, с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально - ритмических упражнений, игровых технологий, леготехнологий и традиционных подходов к развитию речи и общения дошкольников, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности. После введения Федеральных государственных требований появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата - формированию целостной картины мира. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Заключение
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно - эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Список литературы:
1. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: А.Е. Антипина - М.: «ТЦ Сфера», 2006. - 128 с.
2. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Н.Ю.Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 32-38.
3. Кудрявцев, В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг-ностике творческих способностей[Текст]/ В.Т.Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1995. - №10. - С. 62-69.
4. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого[Текст]:. Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова - М.: Владос, 2004. - 368 с.
5. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: М. Д.Маханёва - М.: «ТЦ Сфера», 2001. - 128 с.
6. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е.В.Мигунова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
8. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Т.И.Петрова, Е.А.Сергеева, Е.С.Петрова - М., Школьная пресса, 2004. - 128 с.
9. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников[Текст]: Э.Г.Чурилова - М.: Владос, 2001. - 160 с.

Горбатова Ольга
Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №48»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО

старший воспитатель МБОУ «Школа №48»

структурное подразделение детский сад

Горбатова Ольга Валентиновна

г. Нижний Новгород, 2017

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности , что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии , связанные с :

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру .

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру , совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

Умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности , как театрализация , создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках самодеятельность

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности , вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей . Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах :

Постоянная обратная связь,

Диалогизация образовательного процесса,

Оптимизация развития (активная стимуляция)

Эмоциональный подъем,

Добровольное участие (свобода выбора,

Погружение в проблему,

Свободное пространство, гармонизация развития.

Накапливая творческий опыт , дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Наличие теоретической базы опыта .

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как :

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.;

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.;

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду . Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004,

Ребенок в мире сказок : музыкально-театрализованные спектакли , инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О. П. Волгоград : Учитель, 2009;

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС 2003.,

Фольклор - музыка - театр : программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками : Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С. И. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,;

Ведущая педагогическая идея .

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность , в которой наиболее ярка применяется принцип обучения : учить играя.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны ; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи , как :

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность , формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;

воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.

Оптимальность и эффективность средств.

Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В детском саду созданы условия для развития театрализованной деятельности : это и творческое оформление музыкального зала, компьютер с доступом к сети интернет, телевизор, видеотека, аудиотека, музыкальный центр, микрофоны; оборудована «костюмерная» , где хранятся маски, грим, парики, костюмы и атрибуты к спектаклям, методическое обеспечение. В группе оформлен театрализованный уголок , приобретены и изготовлены различные виды театра : настольный, би-ба-бо, пальчиковый и др. Подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается позиция ребёнка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственно-организованной деятельности , в самостоятельную деятельность , деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников.

Формы организации театрализованной деятельности :

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей .

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность , театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности .

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности , включающие : просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ , куда каждый участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных масок, игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.

Результативность опыта .

Содержание данной системы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов : внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности .

Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках , связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность , возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Использование вышеприведённых инновационных технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов : по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети » под редакцией Н. Ф. Сорокиной отмечается положительная динамика в развитии детей.

Данные диаграммы показывают эффективность проводимой работы с детьми по использованию инноваций театрализованной деятельности .

С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах , родительских собраниях, консультациях.

Введение

Театр в жизни ребенка -- явление в современном мире не редкое. Как здорово, если дети не только посещают с родителями профессиональный театр, но и самодеятельный детский театр разнообразит жизнь ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, вовлечение его в активную деятельность, самостоятельное творчество.

В результате введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарт) кардинально изменились целевые ориентиры дошкольного образования, а, следовательно, и способы их достижения. Театрализованная деятельность играет большую роль в художественно-эстетическом развитии ребенка.

Объект исследования: театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание в театрально-игровой деятельности детей.

Цель исследования: выявление и анализ педагогических путей использования театрально-игровой деятельности в процессе художественного развития дошкольников.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические основы театрально-игровой деятельности в системе дошкольного образования.

2. Определить особенности реализации художественно-эстетического воспитания детей в условиях реализации Стандарта.

3. Выявить методы и приёмы театрально-игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе театрально-игровой деятельности у ребенка развивается речь, мимика, совершенствуется навык взаимодействия с окружающими.

Методы исследования: анализ теоретической и методологической литературы по данной проблематике.

Методологическая основа: представления в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов о значимости театрально-игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников (Д. А. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, А. А. Мелик-Пашаев, Е. Неменский, В. А. Сухомлинский, Е. М. Торошилова, В. Н. Шацкая)

Структура работы содержит: введение, две главы, заключение, список литературы.

Теоретические основы театрально-игровой деятельности в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников

Особенности организации театрально-игровой деятельности воспитанников в ДОУ

Театрализованная деятельность в детском саду -- это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность их восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Возможности воспитательной театрализованной деятельности просторные. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через звуки, краски и образы, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Выразительностью реплик персонажей, тесно связано с умственным развитием собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Роль, которую исполняет ребёнок, произносимые реплики, ставят его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, и ее грамматический строй.

Можно твёрдо сказать, что театрализованная деятельность проявляется как источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театральная деятельность позволяет решить многие проблемы и ситуации детей от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять творчество исполнения, развивать способность свободно и уверенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий, соответствующих организации работы. Разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности, потому что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития, в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках .

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырoшниной, Н. Карпинcкой, Е. Труcoвой, Л. Фуpминой и др., было уcтановлено cледующее.

Самостоятельно в театрализованные игры дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фуpмина). Если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные сказки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, использовать игрушки и фигурки для театра, и будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Было установлено, что дети пяти лет в процессе театрализованной деятельности стремятся вносить в исполнение своих ролей нечто своеобразное, индивидуальное (Н. Каpпинcкaя).

В этот период возможно включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Выpошнинa) .

Вопросы, советы, напоминания педагога приучают ребенка следить за своим поведением в игре, действовать согласованно с товарищами, ярче изображать роль, пользоваться движением рук, головы, туловища, речевые выразительные средства..

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

С художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием коммуникативных качеств личности;

Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Также следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются умения и навыки организаторские, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Роль педагога в организации и проведении театрально-игровой деятельности очень велика. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.