Домой / Для серых глаз / Дошкольникам о понятии «время» с учетом фгос до. План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Знакомство с часами

Дошкольникам о понятии «время» с учетом фгос до. План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Знакомство с часами

Дошкольное детство - главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. И только лишь, в соответствующих возрасту видах деятельности, а таковыми являются игры, и строится данное сотрудничество. Наша работа предполагает строить образовательную деятельность по ФГОС так, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка.

Не стало исключением и знакомство детей с понятием «время» . Все этапы знакомства детей с временными понятиями происходят ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое.

Понятие «время» с древнерусского – «вращение» . Мы знаем, что время показывает взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего, показывает длительность событий, их периодичность, последовательность и измеряется веками, годами, минутами. Длительность временного действия мы определяем словами: «долго» , «быстро» ; «сегодня» , «завтра» .

Известно, что для детей понятие «время» , воспринимается очень сложно, так как его невозможно увидеть наглядно, потрогать, попробовать на вкус. Время можно определить через какие - либо признаки, причем, которые часто изменяются. Нами отмечено, что дети, одного и того же возраста временные понятия воспринимают по-разному. Одни с раннего возраста проявляют интерес к понятию «время» , а другие, сложно его воспринимают даже в раннем школьном возрасте. И это является нормой. А слова Ж.Ж. Руссо этому подтверждение: «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения» .

Неотъемлемой частью любой образовательной деятельности в нашем детском саду стала работа с интерактивной доской и использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) . Не стала исключением и работа с дошкольниками по формированию временных представлений.

Мы используем дидактические игры «Когда это бывает» , «День и ночь» , «Части суток» и другие, специально разработанные для работы дошкольника у интерактивной доски. Способствует также успешному усвоению новых знаний и просмотр презентаций, видео и аудиозаписей, так как современное и красочное оформление разработанного материала с использованием ЭОР формирует познавательный интерес и способствует закреплению полученных навыков и умений.

Первое измерение времени, с которым мы начинаем знакомить дошкольников - это сутки. Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части различна и зависит от времени года. Наша задача – помочь детям понять, что утро, день, вечер, ночь - это части целого – части суток. С помощью ЭОР мы разработали макет часов для интерактивной доски, циферблат которых разделили на четыре части суток. Каждая часть изображала утро, день, вечер, ночь. Стрелочками таких «часов - суток» управляли сами дети. Воспитатель, описывая ту или иную часть суток, совместно с детьми, дает возможность им самим, вращая стрелкой, остановиться на нужной картинке. Так же, практике работы с интерактивной доской, применяем различные упражнения, например «Домик дней» , «Что было, есть и будет» .

Известно, что понятие «время» дошкольники различают по своей деятельности (днем - спим в саду, ночью - спим дома) . Поэтому мы в игровой и стихотворной форме уделяем особое внимание контрастным частям суток: день - ночь, утро - вечер, постепенно вводя знакомство со смешанными частями суток: утро-день, вечер-ночь. Лучше всего дети усваивают части суток тогда, когда четко проговариваются действия, которые осуществляются именно в это время, например: «Ребята, сейчас, утром, мы сделаем зарядку, позавтракаем» . Дети лучше запоминают названия суток и ориентируются в них, прослушивая в аудиозаписи стихотворения с названиями частей суток, например «Утро» Е. Тургенева, «Солнечный денек» Я. Акима, «Вот уж вечер» С. Есенина, «Плакали ночью» Э. Мошковской и других авторов.

Временные понятия стараемся вводить постепенно, учитывая возрастные особенности ребенка и его восприятия. Когда ребенок усвоил понятие суток, начинаем вводить такие понятия, как «сегодня» , «завтра» , «вчера» . Дошкольники воспринимают начало нового дня именно утром. Но наша задача донести до ребенка, что сутки начинаются ночью. Здесь мы вновь можем обратиться к интерактивному макету «Часам – суткам» , объясняя, что те сутки, которые мы ждем – это «завтра» , а те, которые прошли - это «вчера» . Замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Хороший день» , дает возможность детям закрепить такое понятие, как «сегодня» . А такие авторы как А. Фет, А. Плещеев, А. Барто и другие, помогают детям в стихах закреплять понятия «завтра» , «вчера» .

Следующим этапом знакомства с временными понятиями являются: неделя, месяц, год. Понятия «неделя» включает в себя название семи дней, которые дети охотно запоминают и обыгрывают. Знакомство с понятием «неделя» мы начинаем с просмотра мультипликационного фильма «Емелина неделя» . Затем подключаем различные упражнения «Какой день недели спрятался» , «Лови, бросай, дни недели называй» , «Отправь поезд» . Знакомству детей с временными понятиями способствует внедрение в режимные моменты малых фольклорных форм (различные считалки, скороговорки, загадки) . Обязательно, к знакомству детей с временными понятиями подключаем родителей, советуя им соответствующие игры, в которые можно играть не только дома, но и по дороге в детский сад, например: «А ну – ка, угадай» . С просмотра фильма, по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» начали знакомство с месяцами года, т.к. именно в этой сказке есть четкое, красочное описание каждого месяца и дети с удовольствием обыгрывают их, тем самым запоминая названия месяцев и их очередность. Когда дети уже имеют представление, что такое год, мы знакомим их с разными видами календарей. В переводе с латинского «календарь» означает первый день месяца. Мы предлагаем знакомить детей и с отрывным календарем. Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят» , «события приближаются» , прошел месяц - начался новый. Ведь ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Дети могут видеть, что календарь указывает не только число месяцев и день недели, но и увидеть когда сегодня взошло солнце и когда зайдет, какая фаза Луны, годовщина какого важного события. С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времени года, с которым связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Заостряем внимание детей на том, что над созданием календаря трудились многие люди и в течение многих лет. Подводим детей к пониманию того, что календарь нужен, что бы вести правильный (без пропусков и повторений) счет суток.

Завершающим этапом знакомства с временными понятиями для детей дошкольного возраста являются: часы, минуты и секунды. Все знают, что время определяется по часам, а часы - это прибор для измерения времени. В давние времена люди определяли время, посмотрев на солнце, на его движение по небу. Первыми показателями времени были восход солнца и закат. Затем открыли, что точнее время определяется не по солнцу, а по тени (тень изменяла длину) . Эти наблюдения и стали основой солнечных и теневых часов. Позже были придуманы водяные, огненные и песочные часы. Вот именно с песочных часов, мы и начинаем знакомство детей с понятием «минута» .

Мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту» , «Сию минуту» , «Подождите минуту» - подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале они не имеют.

Изначально мы учим детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. Даем задание сделать что-либо за одну минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам. Воспитатель постоянно дает положительную оценку умениям детей контролировать время по песочным часам. Предлагаем детям оценивать по собственному представлению длительность интервала времени в процессе какой – либо деятельности.

Способствуем развитию у детей умения предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка осуществляется при помощи песочных часов. После того, как мы дадим представление детям об одной минуте и продемонстрируем ее длительность на секундомере, мы объясняем, что движение стрелки по кругу совершается всегда за одну минуту. После этого продемонстрируем длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Предлагаем дошкольникам рассчитать, что же они успеют сделать за одну минуту. С этой целью планируем несколько игровых заданий, например: сколько полосок можно нарезать за одну минуту, или, сколько предметов переложить с места на место?

Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевалке, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5- минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах и сколько кругов сделает стрелка на секундомере. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за одну минуту. И только теперь, мы можем переходить к ознакомлению детей с часами. Раздаются макеты часов, на циферблате которых нанесены цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке - минуты. Учитывая познавательный интерес к устройству механизма настоящих часов, мы организуем исследовательскую деятельность по их изучению в Лаборатории «Почемучка» . Также оформляем в группе выставку «Часы разных времен» , где дети имеют возможность не только визуально ознакомиться с часами, но и изучить их внутренне устройство.

В результате проведенной работы у детей сформирован устойчивый интерес к понятию «Время» , они способны его определять, ориентируются во временных отрезках, могут планировать свое время и прогнозировать за какой период справятся с той или иной деятельностью.

Таким образом, применяемые нами методы и приемы работы по формированию у дошкольников временных отношений, затронули все образовательные области. К концу дошкольного возраста дети отличались широтой кругозора, интересно и с увлечением делись впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
  2. http: //internetenok. narod. ru/ Детский портал "Интернетёнок"
  3. http: //www. kinder. ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов осуществлялось нами также на занятиях. В качестве раздаточного материала использовали макеты часов, у воспитателя были на столе часы-конструктор, на стене висели большие часы. На занятии прежде всего выясняли, что лежит на столах и как дети догадались, что это макеты часов. Затем рассматривали величину двух стрелок, определяли, что они показывают. Предлагали большую стрелку часов поставить на цифру 12, а маленькую стрелку переводить с цифры на цифру и определять что она показывает. Просили детей вспомнить, что они делают в детском саду в то или другое время, показываемое на часах-макетах. Затем переводили большую стрелку на одну-две цифры и определяли время на часах. Обращали внимание на стенные часы и определяли на этих часах время (10 часов).

На следующем занятии предлагали назвать время на стенных часах, такое же время дети показывали на макете часов у себя, а потом переводили минутную стрелку еще на 5 минут. Каждый раз они отвечали, который час показывают их часы. Далее мы поясняли, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг. А если круг разделить пополам {показывали на макете часов, прикрыв половину цветным полукругом), получатся две половины круга; половину круга стрелка проходит за полчаса.

Если каждую половину круга еще разделить пополам, то получится четыре раза по четверти часа. Каждый из четырех отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа - 15 минут. Можно пояснить выражения «четверть первого», «без четверти час», демонстрируя время на часах-конструкторе. Так, показав четверть второго, воспитатель передвигал минутную стрелку вперед еще на 15 минут и говорил, что стрелка прошла уже две четверти круга; затем передвигал ее еще на одну четверть. «Сколько четвертей круга прошла теперь минутная стрелка?» - «Три четверти круга», - отвечали дети. «Как говорят, три четверти часа», - дополняет воспитатель, предлагая детям самим прочесть то, что показывают обе стрелки. «Один час и еще три четверти часа», - отвечают они. «Сколько же четвертей еще надо пройти стрелке до целого часа?» - спрашивает воспитатель. «Еще одну четверть», - отвечают дети. «Правильно. А пока мы скажем, что часы показывают без четверти два».

Далее выясняли, почему говорят «половина второго» и как иначе можно назвать это время. По аналогии с четвертью дети сразу же объяснили, почему 30 минут можно назвать половиной, полчаса. Определяя показании минутной стрелки, они правильно в качестве начальной точки отсчета использовали цифру 12 на часах. Как видим, на двух занятиях вполне возможно дать детям необходимые сведения о часах как приборе измерения времени.

В дальнейшем воспитатель и дети обращались к часам по мере надобности. Все последующие занятия начинались с того, что воспитатель просил детей сказать, в котором часу они начали занятие, после чего выясняли, что занятие закончится через полчаса. «Сколько тогда будет времени на часах?» Дети намечали, что успеют сделать за этот срок. Надо сказать, что они очень ревностно следили за тем, чтобы занятия оканчивались точно через 30 минут. Теперь они уже сами предупреждали воспитателя, что занятие должно закончиться скоро или что осталось всего 5 минут, или говорили: «Еще долго». В ходе занятия давались отдельные задания на 5, 10, 15 минут, дети сами определяли длительность выполнения того или другого задания.

Для того чтобы дети использовали время как регулятор деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, мы уточняли их знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Делали это на занятии, цель которого воспитатель определил так: «На занятии мы вспомним, когда что делаем в детском саду, и покажем это на часах». Дети передвигали на часах-макетах стрелки и, устанавливая соответствующее время, рассказывали, что они в это время делают.

В подготовительной группе с детьми договорились, что в установленное время они сами будут строиться на гимнастику, а дежурный будет ее проводить. Опыт показал, что дети могут самостоятельно регулярно проводить гимнастику по комплексу, который с ними разучивает воспитатель каждый понедельник.

В конце года детям было предложено самим, без предупреждения, в положенное время садиться на места для занятий.

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

Как видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе... В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

Консультация для родителей. Знакомство ребенка с часами.


Описание: консультация может быть полезна для педагогов детей старшего дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребенка с часами и как развивать у него чувство времени.

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1 класса.
Психологические исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не развиты временные различения. В школе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, управлять своими действиями во времени. Первоклассники должны научиться: не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовления уроков дома, все успевать. А для этого необходимо уметь определять время по часам. Но ориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания, поэтому овладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать у ребенка чувство времени и знакомить с часами в общих чертах.

Итак, с чего начать?
- Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.

Устройте вечер загадок про часы и время, например:

Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(часы)

Прочитайте и выучите с ребенком понравившиеся стихотворения о часах, авторы: Е. Горбовская, Т. Ефимова, О. Димакова, Н. Чупрова, И. Шимко, Н. Астахова, Г. Терешкова, Н. Уманская, Ю. Мориц, В. Орлов «Часы». С. Баруздин «О человеке и его часах», «Тик и так», например, стихотворение Н. Уманской:

А у нас, по всей квартире,
Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали...
Видно - ноженьки устали!

- Рассмотрите с ребенком книги про часы.


- Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначают стрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки).



- Предложите ребенку выложить из палочек числа от 1 до 12.


- Сделайте с ребенком самодельные часы.





- Предложите ребенку нарисовать разные виды часов.


- Предложите ребенку сконструировать часики из бумаги.


- Научите ребенка узнавать, сколько времени (с точностью до часа, до получаса, до четверти часа) с помощью дидактических игр: «Что показывают часы?», «Какие часы правильные?», «Часы и минуты»; «Каждой цифре свое место».


- Закрепите полученные знания ребенка с помощью игр «Учим часики» и «Мои первые часы».



- Научите ребенка выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут). Например:
- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту.


- Надо заправить кровать за 2 минуты.
- Надо почистить зубы за 3 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.



- Научите ребенка контролировать время по песочным часам; определять время без песочных часов (учите планировать объем работы на минутный, двухминутный, трехминутный интервалы времени).
Например, Вы предлагаете ребенку:
- Нарисуй палочки высотой «одна клетка» с интервалом в одну клетку. Как только ты почувствуешь, что минута заканчивается, закончи задание (переворачиваете одноминутные песочные часы так, чтобы ребенок их не видел).




Благодаря проведенным методам и приемам Ваш ребенок научится:
- понимать и принимать задания взрослого;
- определять время по часам (с точность до часа, до получаса, до четверти часа);
- принимать решение и использовать имеющиеся знания при выполнении заданий;
- следить за течением времени в процессе деятельности;
- распределять свою деятельность во времени;
- ускорять и замедлять темп своей деятельности;
- рационально использовать время;
- выполнять и прекращать работу в срок.

Результат:
- у Вашего ребенка уточняются и конкретизируются представления о необратимости, ценности времени;
- Ваш ребенок получит положительные эмоции и удовлетворение от результатов своих достижений.

Организация: ГБОУ школа 854

Населенный пункт: г. Москва, Зеленоград

Цель: развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;

Обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы;

Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);

В рисовании учить создавать предметы с натуры или по представлению, передавая их характерные признаки;

Формировать у детей художественно-эстетические умения и навыки.

Развивающие задачи:

Развивать основы речевого этикета;

Развивать творчество, фантазию.

Воспитательные задачи:

Воспитывать способность и умение беречь время.

Материал:

Мягкая игрушка – зайчик;карточки с цифрами от 1 до 12; слайды с изображением разнообразных часы (солнечные, масляные, водяные, песочные, механические, наручные, напольные, настенные, настольные, «ходики» с кукушкой, куранты, электронные, уличные, будильник), листа белой бумаги, восковые мелки, фломастеры, карандаши.

Предварительная работа :

рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных часов, рассказ воспитателя о временных представлениях, обучение детей ориентироваться во времени по часам на занятиях по математическому развитию.

Ход:

(Дети рассаживаются на стульчики полукругом, слышится плач. Воспитатель выходит за дверь и заносит зайчика (мягкую игрушку).Зайчик «всхлипывает».

Воспитатель: Что ты плачешь, наш зайчик?

Щенок: Опоздал вчера я на урок!

Из-за опоздания

Пропустил задание.

И теперь я не пойму:

Что? Зачем? И почему?

Воспитатель: (гладит зайчика)

Ну ладно, не плачь. Ты еще маленький и, наверное, не знаешь, что опаздывать нельзя. Посиди у нас в группе и послушай, что надо делать, чтобы никуда не опаздывать, а ребята тебе подскажут. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? – посмотреть на часы.

Воспитатель: На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка та не для красы -

Время скажут вам. (Часы )

Конечно, именно часы нам подскажут:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Что такое часы? (прибор, который показывает время ).

Воспитатель:

Ребята, а хотите, я вам расскажу историю происхождения часов? Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.

(Воспитатель показывает на слайде изображение солнечных часов)

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? (Ответы детей).

Затем люди изобрели масляные часы. Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

(Нет.Часы могут упасть, и возникнет пожар ).

(Показ слайда с изображением масляных часов).

Затем люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

(Показ слайда с водяными часами ).

Как вы думайте, удобны ли эти часы?

(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду).

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло! ” А где можно встретить такие часы в наше время? (Домашний водяной фильтр).

Похоже, устроены и песочные часы.

(Показ слайда с изображением песочных часов ).

Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.

Воспитатель: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.).

Физминутка.

Часы нам время измеряют (дети показывают руками 3часа, 9 часов)

Стоят на месте, но шагают (шагают на месте)

Шагают часики все в такт

Тик-так, тик-так, тик-так (руки на пояс, наклоны головы вправо, влево)

И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками) За часом час, за годом год.

(Дети проходят на свои места).

Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.

(Показ слайда с изображением механических часов).

Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

(Часовщик).

Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.

Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настоль-ных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника).

Рассказы детей о часах.

Воспитатель: Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.).

Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?

электронных часов нет стрелок, циферблата.Электронные часы рабо-тают от батареек, электрического тока).

Воспитатель : - Да, часы бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.

Ну, вот, зайчик теперь ты понял, что тебе поможет, чтобы никуда не опаздывать?

Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).

На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).

Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).

Из каких частей состоят часы? (корпус, циферблат, механизм, кнопки).

II. Рисование на тему «Разные часы».

Воспитатель:

А сейчас, ребята, давайте пройдем за столы и нарисуем разные часы. (Дети проходят за столы, выбирают необходимый для работы материал и выполняют рисование). В конце занятия работы выставляются на стенд. Дети дают им оценку.

Воспитатель : Какие интересные часы у нас получились. (Дети рассказывают о своих работах ). Ребята, а давайте мы все свои работы подарим нашему зайчику на память о нашем занятии. Надеюсь, что теперь он знает о том, что опаздывать нельзя, и наши часы ему помогут в этом. (Дети дарят зайчику свои работы, он благодарит их, прощается и уходит).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Советы для родителей. Как дошкольнику подружиться с математикой. Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Иванчикова Татьяна Николаевна Часто слышу от родителей сетование на то, что ребѐнок не хочет учить цифры, решать задачи, работать в прописях. На что мне всегда хочется задать вопрос, а часто ли маме, например, хочется сшить себе какую-либо вещь или связать что-нибудь? На что, я уверенна, многие скажут, что это ни к чему или не умею, нет времени и тому подобное. То же самое происходит и с ребѐнком. У него в дошкольном возрасте очень много своих дел, которые интересны, нужны и важны. А учиться он будет в школе! И он прав. Ведь ведущая основная деятельность ребѐнка-дошкольника, впрочем, как и ребѐнка-первоклассника это игра! Способности к счету, как и умение читать, можно развивать, используя игру или игровые приемы. Каждый малыш хочет научиться писать своѐ имя, ведь для этого вы не давали ему задания выучить все буквы, вы просто ему напечатали на листке, и ему было это интересно, и он это запомнил уже на всю жизнь. Точно так же подойдите и к вопросу о том, сколько ему лет, а как это выглядит на бумаге? Так, уже с трѐх лет ребѐнок может легко усвоить цифры в пределах своего возраста, номера дома, квартиры, численности семьи и т.д. Пусть он научится счету, скажем, от единицы до пяти, а затем до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени. Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалочку: Раз-два, три-четыре, Три-четыре, раз-два, Кто идет? Мы идем. Кто поет? Мы поем. Посчитайте число ступенек на пролете вашей лестницы. В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке, напевая ее на мотив музыкальной гаммы и исполняя ее в ритм собственным шагам. Ребенок должен выучить не только счет от единицы до десяти, но и в обратном порядке от десяти до единицы. Это можно сделать, когда вы находитесь дома. Скажем, вы убираетесь в комнате, а ребенок считает, сколько сначала стульев вы должны были протереть, а потом сколько их остается. Обратный счет можно повторять перед тем, как ребенок укладывается спать: учеными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается. Сейчас тебе пять лет, а когда ты был поменьше, то тебе было четыре годика, а ещѐ поменьше три, два, один.

2 Помогая вам на кухне, посчитайте, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ковшиков висит на стене, и сколько ложек лежит в мойке. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребенок может выложить цифры, обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры: двойка на лебедя с длинной шеей, пятерка на перевернутую двойку, а шестерка и девятка цифры-акробатки. С привычными предметами легко освоить простейшие приемы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружечки, а пришел папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре яблока, а теперь осталось одно. Сколько же яблок мы съели?». Хороший тренинг счета поочередное называние четных и нечетных чисел. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшим должен называть числа «через одно». Упражняться в счете можно даже в процессе игры в конструкторы. Считаем автомобили, фигурки, сортируем и подсчитываем одинаковые детали. Дети очень любят настольные игры, о чѐм родители часто забывают или не знают, а ведь это очень хороший материал для счѐта, где всякий раз надо считать необходимое число ходов. Так много интересного вокруг. Окружающие ребѐнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления. Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчѐтов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого. Нужно расширить границы самостоятельности ребѐнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжѐнности, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать. Ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы ребѐнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребѐнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьѐт чтото, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования. Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием. Например, с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет.

3 Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чѐрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось. Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье кусок льда. Кладѐм на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лѐд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег? Ещѐ один пример постановки опытов. «Не тяни время», часто повторяет мама ребѐнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путѐм. Опыт 1. Ребѐнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребѐнка, пройдѐт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребѐнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями. Опыт 2. Ребѐнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребѐнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребѐнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки. Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или еѐ отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время это и означает «тянуть время». Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи. Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребѐнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неѐ хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребѐнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырѐхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?) Большой интерес вызывает у ребѐнка процесс приготовления печенья. При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребѐнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье

4 круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребѐнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья. Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребѐнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объѐма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу он указан на коробке. Еѐ величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своѐм гнѐздышке, далеко одна от другой. Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребѐнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаѐт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всѐ интересно, но не всѐ доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребѐнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребѐнка, помогает построить в сознании целостную картину мира. Примеры задач на сообразительность и задач-шуток: 1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого? 2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет? 3. Какие камни в море? (Мокрые) 4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует) И напоследок, мне хочется сказать родителям, что всѐ вышеизложенное возможно, легко и просто, но только в том случае, если вы будете общаться с ребѐнком не по расписанию и от случая к случаю, а ежечасно и ежедневно и положительный результат будет непременно!

5 Советы для родителей. Как дошкольнику подружиться с часами. Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Иванчикова Татьяна Николаевна Для закрепления ребенком успехов в математике обязательно научите его разбираться, который настал час. С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами «пора вставать», торопит с завтраком «а то опоздаешь», волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом «почему вас задержали?» Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену. Знаете, какая народная загадка существует про часы: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу когда обедать, когда спать, когда учебу начинать». Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время спать ложиться. Задача родителей показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни. Обучить этому несложно типовые циферблаты есть в каждом доме. Сначала выясните, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение ручные, настенные, будильник и т.д. Затем расскажите о назначении стрелок. Короткая (маленькая) стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А длинная (большая) стрелка минутная. У каждых часов есть свои звуки они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов. Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разными стрелками большой и маленькой. То, что часовая стрелка - маленькая, а минутная большая, принято на любых часах во всем мире и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать

6 целый круг. Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра пора идти в школу. Если на цифре двенадцать - то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру в течение дня несколько раз спросите его: «Который час?». Если ребенок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату. Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре на кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой. С умом играем знаний набираем. А вот с приобретением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться - они будут отвлекать его внимание от других более прозаических моментов урока


Использование игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию математических знаний и умений дошкольников в условиях семейного воспитания Малыхина Светлана Владимировна, воспитатель МБ ДОУ

1. Полезный навык Часть 1 Как научить ребенка определять время? Чтобы ребенок смог научиться пользоваться часами, он должен овладеть некоторыми навыками: отличать числа от 1 до 12; иметь представление

Развитие первоначальных математических представлений у детей Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер

Ежеквартальная газета для родителей МДОУ «Детский сад 212» Январь 2016г. Выпуск 2 В этом выпуске: математика это интересно Формированию у дошкольников элементарных математических представлений отводиться

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 49. Консультация для родителей «Как научить ребенка определять время?» Тема: Игры с часами

10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАШКИ (КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ) 1.НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ЗА ОСТАВШЕЕСЯ ВРЕМЯ НИКАКИХ «ХВОСТОВ» ВЫ НЕ ПОДТЯНЕТЕ. А ЕСЛИ БУДЕТЕ НАСЕДАТЬ НА РЕБЕНКА С ЧТЕНИЕМ И СЧЕТОМ,

Консультация для родителей: «Математику в детском саду» Формирование математических представлений у детей в детском саду и дома В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка-детский сад 14 Конспект непосредственно образовательной деятельности «В часовой мастерской у Фиксиков» Воспитатель:

Букина Надежда Степановна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» ЯНАО, г. Новый Уренгой 1. Класс: 1класс КОНСПЕКТ УРОКА ПО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 имени Н.И. Сирина» Родительское собрание «Организация учебного труда школьника» Классный руководитель Назаренко

ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ Г.Ф. Гасанова Россия, г. Москва В статье представлены варианты заданий для занятий в группах продленного дня в начальной школе.

1 Привет, заботливые и активные родители! Ваш ребёнок вступает в удивительный период своей жизни, когда дружба только-только начинается. Ещё вчера ваш малыш предпочитал играть только с игрушками, а уже

1 Лепбуки математического содержания Лепбук 1 «Геометрические фигуры» Описание игр. Собери пирамидку Задачи: Формирование положительного эмоционального фона. Развитие внимания, зрительного восприятия,

Советы родителям будущих первоклассников Подготовил материал педагог высшей категории Длужевская Елена Николаевна Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к

Родительское собрание 5 класс «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника» Эпиграфом собрания на тему "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника" может быть высказывание

Для вас, родители! Игры на развитие мелкой ручной моторики «Красивые бусы» Предложите ребенку сделать подарок для бабушки, лучшего друга, подруги. Дайте малышу бусины разного размера, разноцветный бисер,

Как выучить с ребенком цифры? Едва ли кто-то из взрослых способен восстановить в памяти то, как впервые научился узнавать цифры. Однако это вовсе не умаляет значимости данного процесса. Обучение цифрам

Цветные палочки Кюизенера Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ДС 35» Полетаева Н.В. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал

«Математика это интересно» Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а

Консультация для родителей «Учим математику дома» (5-6лет). «Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания умения сравнивания и наблюдать.

«ЗВУК И БУКВА» Учитель-логопед И.А.Павлычева Как избежать ошибок при обучении чтению (советы родителям) Ваш ребёнок уже совсем взрослый и скоро в его и вашей жизни произойдёт важное событие: ваш малыш

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ Любимова М.М. Для проведения обследования предлагаются следующие задания 1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (методика А. А. Венгер). Задание направлено на

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

Материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Игры: 1. Сначала ребенку больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с малышом, что внутри кто-то есть. Следующий

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Познавательное развитие. Логические игры Воспитатель: Щербакова Н. Л. Китайскаяголоволомка «Танграм» «Волшебный круг» «Колумбово яйцо» «Вьенамская игра» «Монгольская игра» «Головоломка Пифагора» Этапы

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

Статья ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Локшина А.В, учитель начальных классов МБОУ Гимназия 44г. Иркутска XXI век вносит свои изменения в жизнь и уклад современной семьи. Ведущее место

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 6 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, êîòîðûé ìîæåò ãîâîðèòü Как обучать

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

По закреплению математических знаний детей 5-ого года жизни. Для каждого родителя собственный ребенок и умен, и красив. И когда воспитатель рекомендует проводить те или иные упражнения дома для закрепления

КОНСПЕКТ Структурная единица комплексного интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие домовенка Кузи» («Желания сбываются») Педагог: Бухтоярова Л.К. Мамонтовский район с. Островное МБДОУ «Солнышко»

Конспект урока по учебнику И. И. Аргинской «Математика. 2 класс» (1-4) Учитель Шульженко Ольга Игоревна г. Москва ГБОУ «Школа с углублённым изучением иностранных языков 1900» Тема: Равнобедренные треугольники.

Конспект урока математики в 1 классе. Учебник «Математика». Авторы Т.Е.Демидова, С. А. Козлова. Тема урока: «Число 8. Цифра 8» Составила конспект учитель МАОУ «СОШ 96» Оборина Светлана Геннадьевна Основные

Первый класс! Для всех родителей это очень важное и запоминающееся событие, поскольку ваш кроха, который ещё вчера практически ничего не умел делать без вашей помощи, сегодня уже достаточно самостоятельная

24 3 х 8 4 х 6 6 х 4 8 х 3 Природа Умножения А.В. Шевякова А. В. Шевякова - «Домашняя школа» Учебник + рабочая тетрадь для детей 7-10 лет Введение. Дорогие родители! Предлагаем вашему вниманию учебник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЕНКА Подготовила: Кузнецова К.В.воспитатель ГБДОУ 82 Приморского района г. Санкт-Петербурга Зачастую родители жалуются на плохую память детей. Как улучшить

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях. Все родители любят повторять: «Спички детям не игрушка». Правильно, конечно. Но если ребенок находится

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Волшебница-вода» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова,

Учитель: Бажутова С.Г. Тема: Единица длины сантиметр. Урок математики в 1 классе Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мерке, путем сравнения различных

Логические игры для дошкольников Как сделать математику интересной для ребенка? Как поиграть в нее? Как развить у малыша логическое мышление? У многих взрослых математика ассоциируется с числами и операциями

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 79 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА» КОНСПЕКТ занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе на тему: «Сложение» Подготовила: воспитатель

Подготовила: учитель - дефектолог, учитель - логопед Зайцева М.А. Консультация для родителей «Как учить ребенка читать» Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим читать

«Посмотри и расскажи. Развитие связной речи детей дома в игре» Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного