Домой / Для серых глаз / История о куртке – венгерка. Венгерский танец

История о куртке – венгерка. Венгерский танец

Венгрия – страна не большая, но привлекающая к себе большое внимание со стороны туристов, которые из года в год посещают венгерские бальнеологические курорты, озера, старинные замки. Венгрия привлекает к себе гурманов, предлагая потрясающие блюда домашней кухни. Это довольно уютная страна с богатой историей. Сами венгры приветливы, но не столь эмоциональны, как русские туристы, или туристы из Италии, тем не менее, это не значит, что венгры не умеют по-настоящему веселиться.

Транспорт

Венгрия – небольшая страна, поэтому такой вид транспорта, как междугородние авиаперевозки не пользуются особой популярностью, так как вполне комфортно и быстро в другой город можно попасть на поезде или даже автобусе.

Самым популярным видом транспорта в Венгрии считается автобус. Цена проезда в автобусах выше, чем в поездах, но плата стоит комфорта. Автобусы ходят довольно часто. Поэтому очередей и толчеи, как на остановках, так и в автобусах не бывает. Проездные билеты можно купить как, непосредственно, у водителя, так и в кассе, на автобусной остановке.

Хорошо развит в Венгрии железнодорожный транспорт. На поезде можно попасть в любой город страны. Купленный билет действует в течение всего дня, поэтому, по одному билету можно проехать несколько раз. Существенным минусом является тот факт, что поезда ходят, не так часто, как автобусы.

При необходимости, туристы могут пользоваться услугами такси. В крупных городах стоимость посадки в такси будет стоить около 100-200 венгерских форинтов (HUF) - примерно 14-28 рублей. 19-39 рублей обойдется пассажиру каждый километр пути. За ожидание, с туриста за каждую минуту будут снимать по 4-7 рублей.

Электричество на территории страны

Электричество в Венгрии отвечает нормам ЕС. Напряжение в электрической сети составляет 220 Вольт с переменным током в 50 Герц. В каждом отеле Венгрии имеются все необходимые для комфортного отдыха электрические приборы, от чайника, для приготовления чая и кофе, до фена.

Праздники в Венгрии


13 Июля - Фестиваль вина «Бычья кровь» в Эгере. Ежегодно в венгерском городке Эгер проводят фестиваль вина «Бычья кровь» - название самого популярного венгерского вина. По легенде, название вина связано со следующим событием. Во времена господства турок в Венгрии, в 1552 году, венгерский солдат Иштван Добо при осаде Эгерской крепости раздал солдатам вина. Турецкие шпионы, увидев, как у солдат стекает по бородам вино, решили, что это бычья кровь. Иштван Добо раздал всем напитка для поднятия боевого духа в сражении. Фестиваль вина длится на протяжении трех дней. Кафе, рестораны, бары предлагают своим посетителям насладиться национальным венгерским вином.

31 Октября – Хэллоуин. День всех святых, или по-венгерски Самайн не празднуется масштабно, как в Америке. Для венгерской молодежи Хэллоуин это повод повеселиться, так же как и для зарубежной молодежи, в тех странах, где этот праздник не праздную массово. Тем не менее, 31 октября один из излюбленных праздников молодежи, когда можно отправиться на вечеринку в пугающем костюме. В ночных клубах проводят тематические вечеринки, а любители проявить свои творческие данные вырезают из тыквы традиционные для Хэллоуина фонари.

6 Декабря - Католический день Святого Николая. Этот праздник один из самых любимых у детей. С вечера дети моют и чистят свои ботинки и чистую обувь ставят на подоконник, а утром находят в ботиночках конфеты, сладости, маленькие игрушки, орехи и фрукты. С 6 декабря в Венгрии начинаются рождественские распродажи.

Национальная одежда в Венгрии

Национальная одежда Венгрии представляет собой довольно яркое пятно в традиционной культуре этой страны. Национальный женский костюм привлекает в первую очередь рубашкой. Традиционно в короткой рубашке уделяют большое внимание рукавам. Рукава очень широкие, собирают их чуть ниже локтя. Юбка так же имеет очень пышные формы и традиционно короткая. Короткую юбку надевают поверх одной или двух нижних юбок, отчего красочная и расшитая верхняя юбка имеет вид передника.

Поверх рубашки венгерские женщины носили «пруслик» - жилетка со шнуровкой на спине. Жилетка садилась исключительно по талии. Рубашка, жилетка и верхняя юбка расшивались всевозможными узорами, вышивками, клепками и т.д.

В качестве головного убора девушки повязывали широкую ленту, концы которой завязывали в бант, либо надевали своеобразный обруч, украшенный бисером, бусинами и вышивкой.

Одежда мужчин была несколько проще. Они носили короткую рубашку с широкими рукавами, узкие или широкие брюки из холщевой ткани, коричневого цвета жилет и высокие сапоги. В качестве головного убора мужчины носили разнообразные вариации соломенной шляпы.

Национальная кухня в Венгрии

Венгерская кухня отличается тем, что блюда здесь не только разнообразны, но и очень сытны. Порой хватает одного блюд из меню, чтобы наестся. Венгрия – райское место для гурманов, для тех, кто любит вкусно поесть.

Основные блюда в меню венгерской кухни состоят из мяса и овощей. Из овощей венгры предпочитают капусту, и готовят из нее всевозможные блюда, от добавления ее в супы, до капусты «по-турецки». Традиционно венгры сдабривают свои блюда ароматными приправами. Традиционно используют паприку, репчатый лук, зеленый сладкий перец.

Любят венгры густые супы. В основном самым распространенным блюдом является суп-гуляш из мяса. Такое блюдо легко заменяет и первое и второе.

В Венгрии можно отведать настоящий деликатес «фуа-гра». К слову, гусиная печень используется так же в приготовлении всевозможных паштетов и является ингредиентом вторых блюд. Венгры большое внимание уделяют паштетам, так как данный продукт один из самых излюбленных и часто используемых на завтрак, обед и ужин.

Из сладкого в национальной кухне венгры предпочитают сладкие блинчики, штрудель, а так же сладкую массу из каштанов с добавлением натурального оливкового масла.

В Венгерской кухне найдутся блюда и для вегетарианцев. Здесь большой выбор закусок из горячего сыра, обжаренные в масле шампиньоны, фруктовые и грибные супы, фаршированные сыром, маком или грибами блинчики.

Венгрия славится своими винодельнями, вкуснейшим вином. Помимо вина в стране производят фруктовую и ягодную водку на основе абрикосов, груш, черешни, слив и т.д.

Насладиться блюдами исконно Венгерской кухни можно в так называемых «чадрах» (csarda). Это своего рода таверны.

Религия и обычии страны

Здороваться у венгров принято за руку, причем за руку здороваются, как мужчины, так и женщины. Мужское рукопожатие более крепкое, с женщинами принято здороваться нежно, не слишком надавливая на руку. Обниматься при встрече и хлопать по плечу принято только между близкими людьми.

При встрече друзей, венгры пускаются обнимать друг друга, слегка соприкасаясь щеками, либо посылая воздушные поцелуи. Стоит так же отметить, что друзья одного пола могут держаться за руки, или придерживать друг друга за локоть. У мужчин такое не распространено, в большей степени это появление женской дружбы.

Жест прощания в Венгрии может показаться необычным русскому туристу. Прощаются венгры, подняв правую руку ладонью наружу с прижатыми к ней пальцами.

Венгры не улыбчивы, как, к примеру, американцы. При знакомстве с венгром можно и не увидеть улыбки – это вполне нормально. К слову, венгры при разговоре часто нарушают границы личного пространства и подходят очень близко – это так же привычные нормы в венгерской культуре.

Обращаясь друг к другу, венгры используют приставку «мисс», «мистер». При знакомстве они называют сначала фамилию, а потом имя. При знакомстве в большой копании, сначала представляют старших младшим, мужчинам – женщин.

Приглашение в гости предполагает, что гость придет с небольшим подарком. Во время застолья принято поднимать бокал с остом «за ваше здоровье». Венгры, поднимая бокал, никогда не «чокаются» поскольку по местным суевериям это приносит несчастья.

Венгры любят поговорить на тему культуры своей страны, о семье, детях, о национальной кухне и хорошем вине. Здесь не принято расспрашивать о здоровье, личной жизни и карьере.

Правила поведения в Венгрии

Туристам следует быть внимательными в особенности в общественных местах. В автобусах могут действовать карманники, поэтому стоит держать все сумки при себе. Так же не стоит заводить бесед с цыганами, которые часто встречаются на вокзалах. С собой следует брать копии документов, а сами документы оставлять в сейфе в номере либо в сейфе на ресепшене. Это обезопасит туриста, так как если украдут сумку, то все имеющиеся документы будут в целости и безопасности.

Знакомясь с венгром, следует подать руку. Здесь принято здороваться за руку, как с мужчинами, так и с женщинами – это вежливое проявление норм поведения. Прощаясь, следует показать правой рукой открытую ладонь, прижав к ней пальцы.

Сами венгры не особо улыбчивы, поэтому не стоит обижаться или принимать на свой счет, если вдруг ваш собеседник не выразил мимикой своего одобрения или выражения того, как ему приятно вести диалог.

Не задавайте венграм вопросы личного характера, не спрашивайте о здоровье, работе и личной жизни – это не культурно и не приемлемо.

Развлечения в Венгрии

Туристы, отдыхающие в Венгрии, смогут занять свое свободное время всевозможными развлечениями. Самым популярным развлечением в Венгрии, конечно же, пляжный отдых. Пляжный отдых, как туристов, так и самих венгров неразрывно связан с озером Балатон – главной природной достопримечательностью государства. Здесь можно не только наслаждаться «ленивым отдыхом», но и заниматься активными видами водного спорта.

Любители рыбалки смогут провести на озере Балатон незабываемые часы утреннего клева. Увы, улов придется отпустить на волю, так как преимущественно здесь развита спортивная рыбалка. Пляжи расположены по соседству с небольшими поселками, в которых можно арендовать домик или снять комнату. На озерах можно отдыхать семьями, здесь и дети и взрослые найдут, чем заняться. Снимая комнату в поселке, туристы всегда могут рассчитывать на вкусную и сытную домашнюю еду, приготовленную хозяйкой дома.

Помимо потрясающего озера туристы могут провести свои каникулы на горнолыжных курортах Венгрии. Горы здесь не столь высокие, поэтому и горнолыжных курортов не так много. Тем не менее – заснеженные склоны пользуются популярностью и у туристов и у самих венгров. Отели и инфраструктура курортов отвечает европейским стандартам. Отдыхающие смогут найти здесь занятие по душе. Помимо лыж и сноубордов, туристы смогут покататься на санках, коньках, отправиться в пеший тур.

Вдобавок, в качестве полезного развлечения, в Венгрии можно посетить курорты с термальными источниками. Обогащенная минералами и микроэлементами, столь полезными для организма человека вода находится в пансионатах в Будапеште, а так же на озере Хевиз, на острове Маргит, Дебрецене.

Разница во времени

Информацию о разнице во времени с Венгрией можно получить не только в сети интернет, но и уточнить все интересующие моменты путешествия у туроператора, который предоставляет туристам тур. Обязательно продумайте, что вам будет необходимо на отдыхе, с чем придется столкнуться. К примеру, стоит ли брать теплые вещи, электробытовые приборы на отдых, что следует знать о курорте, в который вы отправляетесь. Самые главные моменты, это разница во времени с Венгрией и климат. Чем больше разница во времени с Венгрией, тем больше у туриста уйдет времени на то, чтобы адаптироваться к новому режиму. Многие туристы испытывают синдром джетлага – синдром смены часовых поясов, когда появляется раздражительность, усталость, отсутствие аппетита, бессонница, головная боль и т.д.

Будапешт - Москва +2 часа
Будапешт – Санкт-Петербург +2 часа
Будапешт - Екатеринбург +4 часа
Будапешт – Краснодар +2 часа
Будапешт – Владивосток +9 часов
Будапешт – Новосибирск +5 часов

Время перелета до Венгрии

Полет на самолете частенько является увлекательным путешествием. Конечно, размяться в процессе долго перелета сложно, но в целом, сумев занять себя каким-нибудь развлечением, можно отвлечься от того, что лететь до заветного курорта еще очень долго. В качестве развлечения туристы берут с собой книги, аудио книги, любимый музыкальный плеер, ноутбук с фильмами, и проч. Даже сумев поспать в самолете, туристу удается избавиться от ощущения ожидания, которое может начать нервировать.

Сколько лететь до Венгрии из Москвы - 2 часа 40 минут
Сколько лететь до Венгрии из Санкт-Петербурга - 2 часа 30 минут
Сколько лететь до Венгрии из Екатеринбурга – 6 часов 25 минут

      Венгерские женщины обычно носили короткие рубахи, но были и длинные. У плеча они были часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильная вышивка на рукавах очень украшала женскую рубаху.
      В восточной Венгрии носили пендей (нижняя юбка, сшитая из полотна) одинаковой ширины вверху и внизу. На западе и на севере пендей внизу были более широкими. Женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом. Один из нижних углов ткани закалывали так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей.
      У женщин было широко распространено ношение различных безрукавок, чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Безрукавки (пруслики) украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. Пруслик часто выкраивали вместе с юбкой, он напоминал сарафан. Непременной частью одежды был фартук.
      Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен, который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу, короткую, до талии, обычно коричневого цвета.
      Головными уборами служили разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо интересным был убор пача. Делали его из белого полотна. Парта – старинный девичий головной убор. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. На парту нашивали по 5, 7 или 9 рожков. В настоящее время парту носят очень редко. Пожилые женщины и теперь стараются не ходить с непокрытой головой.
      Мужские рубашки шили короткими, часто с широкими рукавами. Позднее мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки, и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка.
      Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили губа (пальто чрезвычайно простого покроя). Рукава губу были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную – мужчины.
      Был распространен и сюр (исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ). Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра – большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник украшали вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна.
      Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи носили широкополые шляпы, у свинопасов они были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями.
      Народная мужская обувь называлась бочкоры. Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне.
      Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом.
      Прошли годы, народный костюм сильно изменился, стал менее популярен. Предпочтение стали отдавать промышленным изделиям, постепенно отказываясь от традиционной одежды. Но не сразу она стала музейной. Еще и сейчас полный народный костюм пожилые люди надевают в дни больших праздников.

Строгих канонов в пошиве национальных костюмов не существует. У каждой этнической группы свои особенности: у одних акцент на широкие рукава, у других – на яркую многоцветную вышивку. Тем не менее в традиционной одежде Венгрии нечто общее имеется. Наш краткий анализ поможет составить представление о ней.

Женский национальный костюм – какой он?

Традиционные элементы женского венгерского костюма – блуза с кружевным лифом, корсет, передник, двухслойная юбка.

Юбка как произведение искусства

Юбки – настоящие произведения искусства: раньше они были двухслойными, а шили их из темно-красного или фиолетового бархата, украшенного вышивкой. Сегодня это пышные «колокольчики» различной длины, от сексуально-коротких до уходящих в пол.

Нижний слой – пендей – изготавливали из полотна. На востоке страны он был одинаковой длины, на западе и севере имел форму конуса. Поверх него женщины в XVII веке завязывали шерстяную цветную ткань и закрепляли ее поясом, при этом оставляя видимой небольшую часть белого подъюбника путем закалывания угла на талии.

Рост популярности женского венгерского костюма связывают с коронацией императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы в 1867 году как короля и королевы Венгрии. Представительницы аристократии пришли на мероприятие в традиционных нарядах, а сама Елизавета красовалась в платье от Чарльза Фредерика Ворта, самого популярного кутюрье тех времен.

Безрукавки, пруслики, корсеты…

Поверх блузы надевается безрукавка – «пруслик ». Она может «продолжать» юбку, образовывая как бы монолит-сарафан, либо контрастировать с ней. К примеру, нижняя часть костюма – в красных тонах, верхняя – в зеленых. Украшена шнуровкой? Перед вами – корсет. С металлическими петлями и скромной вышивкой – аналогия строгого мужского жилета.

В рубашках наблюдается трансформация от длинного покроя к короткому. Рукава украшены вышивкой, сборками, воланами. Фартук – обязательный атрибут прошлых веков – в современных костюмах можно увидеть нечасто. Если он есть, то обильно покрыт вышивкой.

Головные уборы

В XIX веке замужние женщины носили уборы, закрывающие волосы. Красный цвет в некоторых регионах «информировал» о рождении первенца. Со временем старинные пача и парта трансформировались в чепчики. Популярны как простые полотняные модели с украшением серебряными и золотыми нитями, так и высокие и сложные, с длинными шелковыми лентами.

Семь элементов национального мужского костюма

Логичным дополнением женского наряда являются мужские национальные костюмы Венгрии – как старого образца, так и современного. Состоят они из семи основных элементов.

  1. Длинные рубахи до колен с широкими развевающимися рукавами, как правило, белого цвета. На севере и западе страны рубашки шили короткими.
  2. Штаны – широкие холщовые на западе или узкие суконные на востоке.
  3. Жилеты в современном варианте укорочены до талии, чаще всего они черные, с цветочной вышивкой, золотыми нитями. Венгры-секеи украшают жилеты кусочками зеркала. Они считаются оберегами и добавляют блеска.
  4. Губа – так называлось длинное пальто простого покроя, его набрасывали на плечи.
  5. Сюр напоминал плащ и тоже использовался как накидка с зашитыми рукавами-карманами.
  6. Высокие черные сапоги, известные как бочкоры , можно увидеть в народном костюме Венгрии чаще всего. Не обходится и без сплетенных из березовой коры лаптей, закрепленных на ноге с помощью тряпок и кусков кожи.
  7. Головной убор – соломенные или войлочные шляпы различной формы: широкополые, цилиндрические с закрученными кверху полями.

Сюр выполнял практическую функцию: защищал от непогоды, поскольку широкий воротник трансформировался в капюшон. Шили его из белого сукна, украшали вышивкой или тканевыми аппликациями.

Заключение

Красивые, модные и яркие! В наши дни народные костюмы в полной «комплектации» жители Венгрии надевают лишь на праздники, фестиваль лаванды , ярмарки. Пользуются спросом они и у коллективов художественной самодеятельности. Отдельные мотивы присутствуют в современной одежде – многие дизайнеры используют их в коллекциях в качестве козыря.

Нравятся ли вам традиционные костюмы Венгрии? Возможно, вы заметили сходство с какой-либо другой национальной одеждой? Есть мнение, что венгерские наряды близки к румынским и молдавским. Поделитесь впечатлениями и мыслями в комментариях и подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе самых главных новостей страны.

Как и многие танцы других народов, венгерские зародились, как древние ритуальные действа. История венгерского национального танца начиналась в X веке. Крестьяне складывали песни, темы которых были очень разнообразны и были посвящены различным праздникам, историческим событиям, бытовым сценкам или обрядовым действиям. Популярности венгерских плясовых мелодий немало способствовали музыкальные произведения великих композиторов: Брамса, Листа, Шуберта. Самый известный танец Венгрии – это чардаш.

Как правило, мелодия венгерского танца делится на две части. Первая часть – это своеобразное вступление, широкое и мелодичное, а вторая – быстрая и темпераментная. Музыкальный размер венгерского танца – 2/4 и 4/4.

Танцы Венгрии неизменно исполнялись под звуки любимых венграми музыкальных инструментов. Духовые инструменты Венгрии – это свирель и волынка, щипковые – это цитра, а ударные – это дарбук. В настоящее время эти народные инструменты были вытеснены другими европейскими музыкальными инструментами. Только последние десять лет народ пытается восстановить утерянное музыкально наследие.

Известные танцы

Легенеш

Венгерская народная хореография прежде не знала женских сольных танцев. Зато мужской сольный танец «легенеш-танец» («танец парня») был широко распространен по всей стране и имел множество областных вариантов. В нем, как и в массовом танце, исполнителю давалась полная свобода импровизации. Танцы с саблями, палками, в сапогах со шпорами требуют виртуозного мастерства, музыкальности, точного следования ритмическому рисунку.

Чарденгеле и топоток

Для венгерского танца обязательно совпадение музыкальной и танцевальной фразы. Проявляется это в трудовом танце «чарденгеле», построенном на сложном рисунке движений ног, и в трансильванской пляске «топоток», украшенной синкопами. В «топотке» каждый топот, каждый хлопок и удар по сапогу должны точно совпадать с самыми важными тактами синкопических музыкальных фраз.

Пантозоо

Как и в других венгерских танцах, не теряется естественность, мужественная грациозность в трансильванском танце «пантазоо», где своеобразные движения ног сочетаются с хлопками и хлопушками.

Куншагскю

Мужской танец «куншагскю» пастухов с палками. В Куншаге (районе Венгерской низменности) пастушество в течение многих лет представляло собой главный род занятий. Традиции пастушеской жизни отражаются не только в характерных костюмах и музыкальных инструментах, но и в том, что пастухи во время танца не расстаются со своим орудием труда - палкой.

Чардаш

Обобщенно-художественное и вместе с тем точное представление об основных чертах венгерской народной хореографии дает парный танец «чардаш». В литературе это название впервые встречается в 1840 году. Правящие круги всячески стремились вытравить из него подлинно народные черты. Искажали природную красоту этого танца различные салонные, театрально-эстрадные аранжировки. И только в народе танцы, получившие название «чардаш», сохранили естественные краски, подлинность движений. Ритм и мелодии «чардаша» получили претворение в оперных, балетных и опереточных партитурах.

Венгерский народ знает множество «чардашей». В каждой области страны есть свой «чардаш», имеющий местное название, специфические оттенки, манеру исполнения. Но, несмотря на огромное, поистине неисчислимое количество местных вариантов этого танца, можно установить его общие черты, характерные для всех вариантов. Танец «чардаш» не имеет канонизированных форм строго установленного композиционного рисунка. Обычно он исполняется парой или несколькими парами, но может исполняться и одним танцором. В массовом «чардаше» каждая пара может исполнять фигуры по собственному выбору и желанию. «Чардаш» ведет мужчина. Он выбирает фигуры, направляет движения своей партнерши. В середине танца мужчины и женщины могут одновременно выполнять разные движения. Например: мужчины - хлопушки, женщины - вращения. К концу танца выполняются парные вращения, мужчины поднимают девушек и переносят их с одной стороны на другую.

Сценическая форма «чардаша» делится на две части. Первая часть - широкая, медленная, вторая - быстрая, темпераментная. Первой части свойственны сдержанность, певучесть, лиричность, второй - жизнерадостность, задор, преобладание виртуозной техники, особенно у мужчин. Есть «чардаши», в которых медленную часть исполняют женщины, быструю часть исполняют мужчины, и заканчивается танец парными движениями, в которых много вращений парных и женских.

Мужские танцы более древнего происхождения, и в силу условий жизни венгерского народа они развивались быстрее женских. Именно поэтому не случайно ведущее начало мужской пластики в таком танце, как «чардаш». Групповые мужские танцы нередко имеют круговое, хороводное построение, но, двигаясь, исполнители никогда не берутся за руки. Для мужских танцев характерны своеобразные движения рук, хлопки и хлопушки. Древнейшими мужскими танцами являются пастушеские. Они исполняются с шестами, кнутами, топориками, палками и требуют от участников ловкости, выносливости, технической сноровки. (Зольные пастушеские пляски не имеют пространственного рисунка, их чаще всего танцуют на одном месте.

Вербунк

Его название происходит от слова «вербовать», «Вербункоши», или вербовочные танцы, сложились в самом начале XIX века. Небольшие группы гусар во главе с вахмистром или капралом ходили по деревням, вербуя в армию крестьянских парней.

Вербовщиков сопровождали музыканты, наигрывавшие народные песни и танцы. На завербованных крестьян надевала солдатский чако и вешали саблю.

«Вербункоши» впитали приемы старинных солдатских танцев. «Вербункоши» бывают сольные и групповые. И тем и другим свойственны импровизация и строгие черты венгерского мужского танца.

Танецы с бутылками

Эти танцы спокойные, не быстрые. Женщины двигаются плавно и четко, сопровождая свой ход ритмическими постукиваниями каблучков пачу - туфель без задников. На их головах неподвижно стоят бутылки, доверху наполненные красным искрящимся вином.

Танец этот очень распространен в тех областях Венгрии, где принято носить тяжести на голове.

Многие исследователи считают, что этот танец связан с бытом и отражает гордый и независимый характер венгерской женщины. Возник он в тяжелую для венгерского крестьянства пору. Есть история о появлении этого гордого, женского танца:

Далеко от дома работал на барщине кормилец семьи. Жена доставляла ему еду, отправляясь с ребенком на руках в дальний путь. Корзину с едой она привязывала за спину, а бутылку с питьем, чтобы не плескалась, несла на голове. Проходя мимо барской усадьбы, женщина выпрямлялась и гордо шествовала, не желая показать, что ей трудно идти в жару с такой тяжелой и неудобной ношей.

Свадебный танец

Красив и декоративен свадебный танец со свечами. Особенно вдохновенно его исполняют в местечке Эчер, недалеко от Будапешта. Танец со свечами относится к старинным танцам. В прошлые времена он венчал свадебный праздник. Все гости брались за руки, держа в правой руке зажженную свечу, и девять раз, танцуя, обходили дом молодоженов.

Основные элементы костюмов

Женский костюм

Венгерская женская одежда прошла тернистый путь, но во все времена были люди, которые ценили, хранили национальное достояние.

Раньше одежда знатных дам и крестьянок практически ничем не отличалось. Они носили вышитые блузки и юбки с фартуком и традиционный шнурованный жилет. Головной убор у замужних женщин был чепец, а у молодых девушек парта (кокошник). Ткань, из которой шили платья дворянкам, была атласная или бархат. Отделку делали золотой, жемчужной нитью и кружевами. Они стоили не малых денег и передавались, как правило, по наследству. Даже императрица Мария Терезия облачалась во все венгерское по национальным праздникам мадьяр. И аристократы ко двору приходили в национальных костюмах, усыпанных драгоценными камнями.

Венгерский женский народный костюм состоит из короткой и очень широкой юбки, одеваемой на пышный подъюбник, сделанный из нескольких юбок. В ансамбль входили вышитые короткие рубашки с широкими рукавами, но также, были и длинные рубашки, поверх которых одевается яркий пруслик (безрукавка) из бархата. Безрукавка, плотно прилегающая по талии, напоминающая мужской жилет. Часто делали выкройку пруслика и юбки вместе, что напоминало с виду сарафан. Также женщины Венгрии носили пендей — нижнюю юбку, сшитую из полотна, обертывали куском цветной шерстяной тканью и укрепляли ее на талии поясом из шерсти. Одежду украшали шнуровкой, вышивкой и металлическими петельками и поверх юбки надевали фартук – обязательный атрибут костюма. На голову повязывали платки, и надевали чепцы различной формы. Девушки украшали голову разнообразнее: широкой пестрой лентой, украшенный бусами и стеклярусом особый твердый обруч. В зимний период времени женщины одевали поверх костюма на плечи сложенный треугольником шерстяной или шелковый платок, перевязанный на груди. Заменой зимнего пальто стал кедмен, сшитый из овчины и короткий до пояса. А женщины из высшего сословия надевали из меха накидку – короткая коричневого цвета шубка до талии. Головными уборами зимой были разного вида чепчики – от самых простых полотняных, вышитых серебряными и золотыми нитями, до высоких, сложных. Из грубого шерстяного сукна, у которого длинная ворса напоминала овчинку, шили пальто очень простого покроя (губа). Так повелось, что сшитое новое пальто носили женщины, а мужчины донашивали его, накинув на плечи. По истечению многих лет народный костюм перестал быть популярным и за эти годы изменился. В настоящее время венгры не шьют национальные костюмы и давно уже не носят, а отдают предпочтение промышленным изделиям. К сожалению, сегодня национальную венгерскую одежду можно увидеть только в музее или на ежегодных фестивалях и праздниках.

Мужской костюм

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной — очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba — чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную — мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) — исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см шириной, которые называются «тюсе» (tusze). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями. Народная мужская обувь называлась «bocskor». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Коллективы и личности

В 1950 году в Венгрии был создан Государственный Народный ансамбль (художественный руководитель - лауреат премии Кошута Миклош Рабаи, руководитель танцевальной группы - Золтан Матюш), завоевавший широкую популярность не только в Венгрии, но и далеко за ее пределами. Создавая этот ансамбль, специалисты хореографического и вокального искусства проделали огромную предварительную работу, они записывали в венгерских селах и деревнях мотивы народных песен и танцев, прослушивали способных певцов. Танцевальная группа была отобрана из 1200 молодых танцоров.

Танцевальный ансамбль «Будапешт» (художественным руководителем до 1970 года был Иштван Молнар, последнее время ансамблем руководит Антал Шимон).

Венгерская национальная одежда.

Вышла мадьярка на берег Дуная,
Бросила в воду цветок,
Утренней Венгрии дар принимая,
Дальше понесся поток.
Этот цветок увидали словаки
Со своего бережка.
Стали бросать они алые маки,
Их принимала река.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай, Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,

Встретились в волнах болгарская роза
И югославский жасмин.
С левого берега лилию в росах
Бросил вослед им румын.
От Украины, Молдовы, России
Дети чудесной страны
Бросили тоже цветы полевые
В гребень дунайской волны.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет красив он и ярок.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey – нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом (katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города. Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой.
В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал сарафан. Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки. Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу (suba) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов. И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой.
Были распространены разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий головной убор – parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли – papucs. Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления – город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги. В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансильвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).