Домой / Для серых глаз / Новорожденный ребенок. Новорождённый ребёнок

Новорожденный ребенок. Новорождённый ребёнок

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Когда женщина становится мамой, весь мир ее сужается до крохотного пространства, центром которого является новорожденный. Такой маленький человечек производит впечатление хрупкого создания и неопытных родителей захлестывают переживания: «Все ли правильно я делаю?». Одним из наиболее часто встречающихся вопросов, беспокоящих молодых мам является тема возможного переедания грудничка, находящегося на грудном вскармливании.

Существуют три ситуации, когда может показаться, что ребенок кушает слишком много.
  • Обильное срыгивание
  • Частое прикладывание к груди
  • Большая прибавка в весе.

Срыгивание и переедание

Зачастую мамы беспокоятся о том, что новорожденный много срыгивает потому, что переедает. Тем не менее, это никак не связано с количеством съеденного молока.

Чтобы понять причины данного явления следует знать физиологические особенности пищеварительной системы младенцев.

В отличие от взрослого человека, у карапузов до года желудок располагается горизонтально. Сфинктер (это круговая мышца, работающая как пропускной механизм), расположенный в месте соединения желудка с пищеводом неразвит, слаб. Сам пищевод (соединяет ротовую полость с желудком) короткий и узкий. Не имеет изгибов. Все это говорит о том, что даже если малыш получил совсем немного молока, он может срыгнуть. Особенно если его сразу положили в кроватку (коляску) и вдобавок, если при сосании проглотил пузырек воздуха.

Выходит, что можно неверно трактовать срыгивание как следствие переедания. Сколько бы малыш ни съел, при принятии горизонтального положения после кормления молоко, которое не успело перевариться, будет «вытекать».

Для мнительных мам есть формула. По ней можно посчитать, сколько ребенок должен получать молока в одно кормление. Для этого количество полных месяцев, которые уже прожил кроха надо умножить на 30 и прибавить еще 30 миллилитров.

1 кормление (мл) = 30 мл + 30 х возраст (месяцы)

Как часто прикладывать к груди, чтобы не перекормить?

Наши мамы и бабушки всегда стремятся дать совет молодым родителям. Чаще всего их возмущает кормление по требованию. Тысячи женщин слышали и продолжают слышать упреки, если дают грудь не по графику. Причин возмущения много, но основной укор состоит в том, что у ребенка растянется желудок, если его перекормить молоком. Впоследствии рисуются картины, что грудничок может начать страдать ожирением.

Милые советчики! Этот экскурс в анатомию и физиологию грудного малыша для вас. Природа обеспечила человека (в том числе и новорожденного) системой регуляции в потребности покушать. Как только в головном мозге, в отделе, который называется центр насыщения, появляется сигнал, что организм получил достаточное количество пищи, ребенок перестает сосать. И чтобы вы не делали, младенец не будет больше есть, пока не поступит сигнал в так называемый центр голода в гипоталамусе.

Стоит также отметить, что ввиду малого объема желудка, у новорожденного в течение дня кормлений должно быть от 6 до 10. Грудным детям в возрасте до 10 дней требуется 7 миллилитров молока. После 2 недель жизни -80, в 12 месяцев – 250 миллилитров. Скорость переваривания пищи при естественном вскармливании зависит от жирности. Средняя продолжительность перерыва между кормлениями 2,5 – 3 часа.

Часто бывает так, что ребенок сосет грудь долго. Это не значит, что он может переесть. Существует такое понятие, как переднее и заднее молоко. Первое служит для того, чтобы кроха получил достаточное количество жидкости. В нем много минералов, а также лактозы. Второе – это кладезь жиров. Если сцедить грудь, то можно увидеть, что вначале (переднее молоко) будет более прозрачным, а ближе к концу процедуры станет желтоватым. Каждый вид важен по-своему.

Нельзя четко разграничить, когда одно сменяется другим, поэтому позвольте малышу самому определить, достаточное ли количество пищи он получил. Обращая внимание на такую особенность лактации, врачи говорят, что в одно кормление можно давать только одну грудь. Заднее молоко идет не так активно как переднее и ребенку требуется больше усилий и времени, чтобы получить желаемое. Часто можно наблюдать, как после того, как кормящая мать почувствовала, что первый прилив прошел, младенца перекладывают к другой груди. Результатом этого бездумного действия может стать снижение веса малыша, частое мочеиспускание и пенообразный стул. Таким образом, можно только недокормить, а не перекормить ребенка. Недокормленный малыш будет требовать грудь еще чаще, чтобы восполнить запас питательных веществ.

Пищевое поведение грудного ребенка по месяцам

Молодые матери, особенно под давлением мнения старшего поколения, склонны неверно толковать причины поведения младенца. Давайте разберемся, что является нормальным для грудничка, а что нет.

Первый месяц

Только появившись на свет, малышу требуется молоко и грудь матери почти постоянно. Первое – это и питание, и лекарство, второе – отличное успокоительное. Еще не успев адаптироваться к новым для себя сложностям выживания, кроха как никогда нуждается в маме. В этом возрасте у ребенка нет режима. Опираясь на принципы воспитания советских времен, можно сколь угодно пытаться построить график кормлений, но так ничего и не добиться. Даже если младенец сыт, он может буквально «висеть» на груди, лишь только бы чувствовать тепло матери и успокоиться. Час или больше – абсолютно нормальная продолжительность кормления. Кроме того, сосание – очень изматывающее занятие. Иногда дети дают себе передохнуть. Ни в коем случае не отбирайте грудь. Такое поведение матери приводит к стрессовой ситуации для карапуза.

Второй месяц

Поведение малыша меняется незначительно. Однако можно заметить, что кроха начинает интересоваться окружающим миром. В короткие периоды бодрствования кроме маминой груди становится интересно и ее лицо.

Третий месяц

Начинает просматриваться система в распорядке дня и кормлений. Ночью интервал между требованием груди увеличивается. Получив наконец-то небольшую передышку, мама может проспать до 5 часов, не будучи потревоженной. Получая удовольствие от сосания, ребенок трогает кожу мамы и обхватывает руками молочные железы.

Четвертый месяц

Дети этого возраста придерживаются определенного ритма кормлений (конечно, если они здоровы). Поведение оживленно – исследовательское. Кроха начинает «баловаться» во время еды, может прикусить сосок. Проделывается это только для того, чтобы проверить, какой будет мамина реакция. Игра дополняется и демонстративным отказом от груди. Маленький проказник как бы проверяет, насколько он важен для родительницы. Не следует считать, что карапуз наелся. Можно подождать и предложить начать/продолжить еще раз.

Пятый месяц – полгодика

Дети становятся поистине любопытными. От кормления их отвлекает любая мелочь. Не стоит переживать из-за этого. Просто постарайтесь обеспечить тишину и покой в помещении.

Малыш начинает интересоваться пищей взрослых. Не стоит думать, что он голоден. Такое поведение носит исследовательский характер. Также бутуз может довольно сильно упираться ладошками о мамину грудь в качестве нового способа общения. Своеобразная «проверка на прочность».

Второе полугодие

Это время расцвета двигательной активности детей. Кроха настолько занят, что просто забывает покушать. Нехватка калорий с лихвой окупается во время ночных кормлений. Любимым занятием будет пробовать на зуб все новые продукты. Часами младенец «слюнявит» яблочко или сухарик. Впрочем, нужно это скорее для получения новых вкусовых ощущений и массажа десен. К чувству голода эти действия отношения не имеют.

Сколько должен прибавлять ребенок

В первый год жизни дети должны питаться так, чтобы прибавка в весе соответствовала норме. Это говорит об адекватных условиях развития младенца. Привес варьируется в зависимости от многих факторов: насыщенности жирами молока матери, отсутствие патологий, и прочее. Наибольший скачок веса (по 750 гр в месяц) происходит в первые три месяца. Далее, в каждый аналогичный промежуток, вес увеличивается чуть меньше. На 700, 550 и 350 грамм в месяц.

Причиной большего привеса могут быть:
  1. Недоношенность (организм стремится достичь нормального уровня жировой прослойки)
  2. Вес при рождении до 2700 гр
  3. Наследственность (крупные мама, папа или родственники)

Все эти случаи являются нормальным средством адаптации организма ребенка. Прежде чем сажать кроху на диету, вспомните, может подобное происходило с внучатым племянником вашей бабушки. Особенности генного наследования могут привести к большому привесу.

Бесспорно, существуют патологии, при которых ребенок страдает избыточным весом. Чтобы быть уверенным в отсутствии таких проблем, необходимо проконсультироваться у врача – эндокринолога. Записаться на прием можно без направления педиатра.

Ожирение является частым следствием сахарного диабета. Поставить такой диагноз должен только квалифицированный специалист после взятия серии анализов. Однако, такие проблемы со здоровьем чаще всего наследуются от родителей. Соблюдайте диету сами, если в роду был хотя бы один родственник с диабетом.

Новорождённый – ребёнок в первые 28 дней (первые 4 недели жизни) с момента рождения. Это время он проводит между едой и сном, практически не удостаивая маму своим вниманием и не отличая дня от ночи. Его организм невероятно уязвим в этот период, поэтому он особенно нуждается во внимании со стороны своих родителей. Главная потребность маленького человечка на первом месяце жизни – телесный контакт с мамой, тепло и материнское молоко.

Первый месяц жизни – время адаптации к новым условиям, когда физическое развитие идёт невероятно быстро. Малыш в течение девяти месяцев развивался в мамином животике, защищённый от внешней среды, теперь же ему нужно приспосабливаться к новому способу дыхания, кровообращения, получения пищи, а также к слишком резким для новорождённого зрительным, слуховым и осязательным ощущениям.

Мышцы ребёнка сразу после рождения слабые даже для того, чтобы он смог самостоятельно держать головку. Нередко маленькие пальчики сжаты в кулачки, а сами кулачки плотно прижаты к туловищу. В отдельных случаях наблюдается подёргивание мышц – это нормальное явление, повышенный тонус исчезает примерно на третий месяц после рождения. В возрасте до месяца можно заметить так называемые рефлексы новорождённых детей, особенно ярко выражены два из них: глотательный и сосательный.

Кормление

Нет ничего лучше для питания только что родившегося крохи, чем молоко матери. Ведь оно содержит все необходимые питательные вещества и витамины, а поэтому идеально подходит для кормления новорождённого. Более того, материнская грудь является успокаивающим фактором для детской психики, а потому прикладывать к груди малыша приходится практически при каждом писке. Поскольку желудок крохи ещё очень мал, кормить его надо довольно часто, примерно каждые 3 часа. По мере роста частота прикладываний к груди в сутки будет уменьшаться.

Уважаемые мамы, обратите внимание, что иногда новорождённый срыгивает после кормления. Это происходит из-за того, что вместе с молоком в организм попал воздух. Во избежание этого учитесь правильно прикладывать кроху при кормлении. Вот основные правила, выполнение которых позволяет правильно кормить:

  • Кормить новорождённого ребёнка следует начинать сразу после его рождения, т.е. в первые полчаса жизни. Если малыша правильно положить на мамин живот, он сам найдет грудь и начнет сосать. Помните, как в первый раз ребёнок приложится к вашей груди во время кормления, так, скорее всего, будет кушать в дальнейшем.
  • Важно научиться правильному прикладыванию к груди: при сосании должен захватываться не только сосок, но и ареола. При этом подбородок малыша касается груди матери, рот его слегка приоткрыт.

Ранее прикладывание к груди позволяет ребёнку почувствовать материнское тепло, дарит чувство безопасности. Начиная кормление грудью, примите удобное положение и постарайтесь расслабиться. Низкое кресло или стул с подножкой вполне сгодятся. Сам процесс должен быть приятным, не вызывая у мамы никаких дискомфортных ощущений – ни в спине, ни в груди.

Симптомами неправильного прикладывания к груди являются звуки во время кормления – чмоканье, чавканье, щелчки, что может приводить к заглатыванию воздуха. На самом деле нет ничего особо страшного в том, что ребёнок проглотил воздух при кормлении. Если это случилось, подержите его некоторое время в вертикальном положении (столбиком), пока попавший внутрь воздух не выйдет.

Не давайте малышу пить молоко слишком быстро, это провоцирует колики и вздутие живота, из-за чего младенец плачет, дёргает ручками, ножками, выгибает спинку. Помочь можно поглаживанием живота по часовой стрелке, а также прикладыванием к животику, сложенного в несколько раз и проглаженного утюгом теплого хлопчатобумажного полотенца поверх одежды .

Сон

Никогда не укладывайте ребёнка на спину, а только на бок! Так, если у малыша произойдет срыгивание, в положении на спине он может задохнуться, а это угрожает летальным исходом.

Сколько должен спать новорождённый ребёнок? Суточная продолжительность сна составляет приблизительно 16–18 часов. В таком возрасте дети не особенно отличают день от ночи, поэтому режим сна равномерно распределён порциями на дневное и ночное время.

Патронаж новорождённого

Для проверки состояния здоровья младенца в первый месяц его жизни к вам должен приходить врач-педиатр как минимум 2 раза в неделю. Если врач или медсестра не пришли, стоит позвонить в поликлинику, к которой приписан малыш. В последующие месяцы родители отвозят ребёнка на осмотр в поликлинику по месту жительства сами, но вначале врач должен приходить на дом.

Купание и гигиена

Нежная и очень чувствительная кожа малыша требует ежедневного, тщательного ухода. Следует систематически выполнять очищение кожи после того, как он покакал или при очередной смене подгузника, дабы избежать раздражения. Очищать кожу можно под струёй воды из-под крана с температурой 37°С или влажными детскими салфетками, увлажняющими кожу и сохраняющими нейтральный РН баланс. Соблюдение обычных правил гигиены, поддержание кожи в сухом и чистом состоянии, уход при замене подгузника – вот главные правила профилактики пеленочного дерматита.

Малышу, так же как и взрослому человеку, нужно ежедневно умываться. Выполнять эту процедуру следует утром, уже после того, как вы его покормили. В отличие от взрослого, новорождённого ребёнка умывают ватным тампоном, предварительно смоченным в остывшей до комнатной температуры прокипячённой воде. Лёгкими, промокательными движениями проводят вокруг глаз от наружного угла к внутреннему. Нос очищают ватными палочками на пластмассовой основе. Ушки – ватными жгутиками или пластмассовыми ватными палочками с ограничителем. В ушки не следует лезть глубоко внутрь, а убирать только то, что по краям. Деревянная палочка опасна, поскольку может сломаться и остаться внутри. При чистке ушей внимательно следите, чтобы вода не попала внутрь. Если в носу есть сухие корочки, ватную палочку слегка смачивают детским солевым раствором или закапывают им по капельке в каждую ноздрю.

При смене одежды обращайте внимание на кожу, нет ли на ней покраснений, опрелости или высыпания. Если вдруг обнаружили гнойные очаги на теле, срочно обратитесь к врачу, т.к. это симптом серьезного заболевания.

Кроме этого, детская гигиена состоит в поддержании чистоты под ногтями. Их начинают обрезать только с третьей недели жизни малютки. Ножницы должны быть удобными, тупоконечными, позволяющими исключить травму. Перед применением их стоит протереть спиртовыми салфетками. Если на момент рождения ногти всё-таки слишком длинные, чтобы ребёнок себя не поцарапал, надевайте ему кофточку с прикрытыми рукавами или специальные детские рукавички.

Когда отпадёт пуповина, а вы убедитесь, что никаких проблем с пупком нет, можно и нужно приступать к купанию. Первое купание новорождённого – значительное событие, отнеситесь к этому серьёзно.

Поскольку сразу после выписки из роддома мама ещё слишком слаба и полностью не восстановилась, во время первых купаний младенца ей понадобится помощь родственников, в первую очередь папы. Чтобы не простудить ребёнка, всё, что потребуется после купания, следует приготовить заранее : подгузник, тёплые пелёнки, кофту, распашонку, штанишки, одеяльце, полотенца. Купите специальною детскую ванночку, а перед купанием каждый раз тщательно мойте и обдавайте её кипятком. Температура воды для купания составляет 37°С, а температура воздуха в помещении, где проходит эта процедура – не менее 22°С. Чтобы не ошибиться с температурой, пользуйтесь отдельными термометрами для воздуха и для воды.

Первое купание новорождённого начинают постепенно, погружая его в воду медленно, чтобы не испугать. Процесс омовения всегда необходимо сопровождать нежными, ласковыми словами, разговаривать с ребёнком, тогда купание вызовет только положительные эмоции. Во время купания голову малыша поддерживают одной рукой, а другой моют. Конечно, лучше присутствовать обоим родителя, так как дети во время купания часто непоседливы, крутятся и выворачиваются. Обратите внимание: когда моете голову, делать это нужно осторожно, исключая попадание воды и мыла в глаза, нос или рот. После купания ополосните ребёнка, положив его животиком на ладонь купающего или помощника.

После водных процедур малыша необходимо завернуть в мягкое полотенце. Во избежание травм, кожу высушивайте промокательными движениями, ни в коем случае не трите . А чтобы не допустить опрелостей, тщательно высушите и все складочки на теле. Не бойтесь вытирать уши, но делать это лучше всего специальными детскими фитильками из ваты.

Пуповина

Как известно, во время рождения ребёнку обрезают пуповину, связывавшую его с маминым организмом. Поэтому в первые дни жизни на теле новорождённого есть «ахиллесова пята», т.е. остаток пуповины, который должен отпасть в течение 2-х недель и затем зарубцеваться. Очень важно тщательно следить за ним и регулярно обрабатывать. Вначале это делает патронажная медсестра в роддоме, а когда мама выписывается домой, следить уже должна она сама. Обработка пуповины проводится 2–3 раза в день, для чего берётся одноразовая ватная палочка, смоченная в растворе перекиси водорода. Если при обработке обнаруживаются серозные и кровянистые выделения, а тем более желтовато-зелёный гной, надлежит срочно обратиться к врачу.

Прогулки

Для укрепления детского организма необходимы прогулки на свежем воздухе. Начинать данную процедуру следует постепенно, с каждым разом увеличивая время пребывания на свежем воздухе.

Зимой прогулки совершают осторожно, не допуская переохлаждения. Используйте специальный детский конверт или тёплое одеяло. Не забывайте время от времени трогать носик малыша. Первый признак переохлаждения – холодный нос.

Когда за окном жаркая летняя погода, существует другая опасность – перегрев. У детей слабая терморегуляция и справиться с перегревом им столь же трудно, как с переохлаждением. Не допускайте ситуаций, когда новорождённый ребёнок длительно находится под прямыми солнечными лучами, обеспечивайте ему доступ свежего воздуха и заботьтесь о защите от насекомых.

Всем привет! Сегодня поговорим что может новорожденный ребенок?

Как выглядит ребенок после рождения, первый контакт с матерью, почему плачет новорожденный, что может новорожденный?

Новорожденный ребенок — это маленькое, беззащитное чудо родившееся на свет.

Новорожденные дети часто рождаются не такими, какими ждут их родители, а именно ребенок не всегда красив, головка может быть не правильной формы, ручки фиолетового цвета, сам он сморщенный.

Со временем, примерно через пару недель, ребенок становится пухленьким симпатичным малышом. И вы уже рассматриваете его, ищете сходство на кого похож и т.д.

Новорожденный: Мать и дитя

Роды прошли и наступает период узнавания ребенка и матери. Мать и ребенок начинают изучать друг друга. Во время разговора с малышом, он вас не понимает, но ему понятна ваша интонация, улыбка, смех и это приносит ребенку много радости и хорошего настроения. Но не все матери сразу чувствуют в себе материнство, любовь к ребенку приходит со временем с ежедневной заботой к малышу. Первое время у матерей бывает чувство равнодушия, но это в связи с тем, что они потеряли много сил как физических так и эмоциональных, любовь и ласка к ребенку придет через некоторое время.

Первый контакт матери и ребенка — это не только общение, но и первое кормление малыша. После родов прошел час и ребенок уже имеет сосательный рефлекс. Кормить можно ребенка как лежа так и сидя, но лучше когда мать сидит, при этом сосок лучше входит в рот ребенка.

Дыхание. Как только ребенок родился его дыхание сразу же устанавливается. Теперь ребенок дышит как взрослый человек, но пока его дыхание будет не регулярным. В дальнейшем, когда ребенок будет находится дома его дыхание может пугать родителей, так как оно может быть то глубоким, то поверхностным, то быстрым, то медленным. Бывает даже не слышно как дышит новорожденный и приходится прислушиваться затаив «свое дыхание», уже после этого прослушивается вдох и выдох своего малыша. Частота биения сердца достигает 130 ударов в минуту, когда у взрослого человека в два раза меньше.

Вид новорожденного. У новорожденного ребенка большая голова, туловище длиннее конечностей, руки длиннее ног, а живот выпуклый. Некоторые дети рождаются лысыми, а некоторые с волосами. На руках и ногах уже четко выражены ногти, но их еще пока нельзя стричь, есть возможность занести инфекцию.

Что же может новорожденный?

Первые дни после рождения ребенок сохраняет позу, в которой он находился последнее время в утробе матери: руки и ноги прижаты к телу. Ребенок пока еще не может держать головку. Когда новорожденный лежит в кроватки не запеленутый, его движение рук и ног не осмысленны, так как нервная система еще полностью не завершена. В первый день новорожденный опорожняется калом темного цвета (это жидкость в которой находился ребенок во время беременности) , дальше его кал будет светло-желтого цвета.

Плач. Когда ребенок родился он должен заплакать, при этом у него раскрываются легкие и малыш начинает дышать. В случае если он не заплакал врач принимает меры. Плач будет единственным средством новорожденного выразить свои потребности, для этого вам необходимо, научится его понимать. В основном ребенок начинает плакать в одно и тоже время (вечером или ночью) при этом он подгибает ножки к животу, возможно у него возникли колики. Чтоб помочь ребенку, возьмите его на руки, прижмите его к себе, покачайте, дайте ему полежать на животике или приложите к животику теплую грелку.

На этом первая часть статьи подошла к концу, советую , чтобы не пропустить ценную информацию!

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Правильное кормление, в том числе, прикладывание к груди нужным образом, обеспечивает:

  • полноценное питание малыша
  • отсутствие нехватки молока в железах, застоя молока, мастита, трещин сосков и других проблема матери
  • формирование нужной связи между мамой и дитем, психологическую гармонию

Правильный захват соска

Правильный захват подразумевает, что сосок не принимает участия в сосании малышом материнского молока. Если вы считали иначе, то ошибались. Стимуляция ареолы (кружка, который окружает сосок) помогает молоку вырабатываться, а не сам сосок. В ареоле есть синусы, в которых и происходит скопление молока.

В процессе сосания сосок должен быть повернут к верхней челюсти новорожденного. При правильном прикладывании к груди у малыша рот широко открыт, он максимально захватывает молочную железу, стимулируя ареолу, а не сосок мамы. При этом активно работает нижняя челюсть младенца, и ребенок прижат к матери.

Правильное кормление, как мы заметили выше, приводит к профилактике травм соска. Женщина не должна иметь болевые ощущения в процессе вскармливания. В первые 10-20 дней кормления грудью возможна небольшая боль, но на протяжении всего 1-2 минут. Признаками неправильного прикладывания к груди служит небольшое открытие рта ребенка, сосание им именно соска, а не ареолы. Таким образом, из всех долек не выходит молоко, а только то, что лежит ближе к поверхности.

Неправильное кормление грозит и голодным состоянием малыша, как минимум. И при этом не все мамы понимают, что делают что-то неправильно.

Техника прикладывания к груди

Здесь будет дан пошаговый инструктаж, . Мама должна занять удобное положение, плечи должны быть расслаблены, никаких зажатий. Если вы будете напряжены, не будет нормального отхода молока, что будет мешать вам и ребенку. Иногда после тяжелых родов женщине нельзя или больно сидеть, тогда нужно кормить лежа.

Малыш в процессе кормления должен быть развернут личиком к маме, голова и ножки находятся на одной плоскости. Напротив соска матери должен быть рот ребенка, чтобы он не оттягивал железу. Ребенок при сосании должен иметь возможность шевелить головой так, как хочет. Потому не фиксируйте ее ничем. На боку нужно лечь животиком к малышу, а самого ребенка придерживать за спинку или за ягодицы.

Часть женщин переживает, что упор носиком в железу может спровоцировать трудности дыхания. И они начинают давить на грудь рядом с носом младенца. Но не нужно так делать! Вы не помогаете ребенку, а наоборот. В такой позе кормления дети нормально дышат.

Захват груди и сосание — это рефлексы. Чтобы стимулировать их, мамочка может первые 2-3 раза поводить ареолой (но не соском) по губам ребенка. И тогда он сам поймет, что нужно брать грудь. Вы можете также первые разы чуть помочь ему, повернув головку в нужном направлении. Ребенок, захватывая ареолу, должен открыть рот широко. Снизу он захватит большую площадь ареолы, чем сверху.

Сосание груди

В процессе сосания вы сможете видеть часть языка ребенка, который покрывает десну снизу. Ребенок совершает волнообразные движения языком и нижней челюстью, чтобы добыть молоко из железы. Нос и подбородок ребенка должны прижиматься к молочной железы мамы. Губки ребенка чуть вывернуты наружу. Если они направлены вовнутрь, это неправильно. Щеки двигаются ритмично и свободно в такт сосанию.

Вы увидите, как малыш глотает молоко. Лучше всего кормить ребенка, когда он без одежды. И маме при этом лучше оголить торс. Там грудное вскармливание будет более приятным в психологическом плане для обоих сторон.

Позы для кормления новорожденного

  1. Живот к животу

Первая поза была описана выше. Она удобная, не затрудняет дыхание ребенка, не мешает оттоку молока. Можно под спину, ноги или верхние конечности матери подкладывать подушки разных форм, если так удобнее.

Это та же поза, что лежа на боку, только перевернутая. Голова и тело ребенка должны находиться на одной линии. Он наполовину развернут к матери. Опирается новорожденный на одну из материнских рук. Лучше всего, чтобы его головка была у вас в локтевой яме. Второй конечностью нужно придерживать младенца за спину. Тут тоже можно применить подушку по необходимости, положив ее под опорную руку.

  1. Подмышкой

Женщина должна сесть на диван или кровать, положить рядом подушку и уложить на нее малыша, при этом его тело прячется под руку матери. При этом руки не напрягаются, что является преимуществом данной позы для кормления новорожденного.

Если малыш расположен в слинге, то кормление можно произвести, не ложась и не садясь. Можно расположиться полулежа или полусидя. Мамочке лучше не кормить, когда она лежит на спине.

Лучшим вариантом будет одновременное кормление двойни. Это полезно для , спокойствия детей и матери.

Как долго ребенок сосет грудь?

Для всех малышей это время разное. Ведь даже у новорожденных проявляется разница в характере. Также у них разная скорость сосания и потребность в количестве молока. Груди матерей также могут иметь свои особенности. Процесс кормления длится 5-20 мин. Если вы отметили, что ребенок пару минус покушал, а потом засыпает или впадает в апатичное состояние, потормошите его легонько, чтобы он сосал грудь дальше и нормально наелся.

Как отнимать грудь у ребенка?

Когда ребенок наедается, он сам убирает ручки и рот от железы. Не вынимайте насильно грудь изо рта ребенка, потому что он может противиться и еще больше закусывать ареолу и сосок. Результатом станут травмы. Если малыш заснул, и при этом рот его остался на вашей груди, можно направить железу к уголку рта и медленно ее вытащить. Если чувствуете сопротивление новорожденного — остановитесь.

Давать две груди или одну?

Все мамы интересуются, из скольких грудей малыш должен пить молоко за одно кормление. Каждый раз давайте новорожденному другую грудь. Но могут быть исключения из правил, например, при кормлении грудью двойни, или если у матери выделяется слишком мало молока. Тогда придется задействовать обе железы.

В процессе выработки молока и заглатывания его ребенком у матери выделяется гормон под названием « ». Он нужен для стимуляции лактации. Молоко поступает сразу в две железы, а не конкретно в ту, которую сосет ребенок. Женщина ощущает прибытие молока. Груди тяжелеют, становятся плотными, могут побаливать. Если за один раз новорожденный выпил молоко из двух желез, они снова наполнятся со временем.

Как давать грудь, если ребенок плачет?

Прикладывание к груди избавляет ребенка от плача. Но не нужно делать это каждый раз, когда он капризничает. Успокойте его перед тем, как кормить. Можно прижать, чтобы он расслабился в маминых объятьях, покачать, спеть песню, поставить спокойную музыку и т. п.

Когда новорожденный плачет, он может неправильно взять грудь в рот. И расстроенная или обеспокоенная мама может не отметить этого, а потом начнутся проблемы. Чтобы успокоить новорожденного перед кормлением, можно выдавить каплю молока из железы и нанести на его губки.

Как часто давать грудь?

Сегодня многие врачи не соглашаются с установленной в прошлые годы нормой промежутка 2,5-3 часа между кормлениями. Современные акушеры-гинекологи советуют давать ребенку грудь, когда он просит. Малыш начнет плакать, искать головой молочную железу матери. Когда вы будете прикасаться к его лицу, он будет открывать рот. Эти признаки говорят о том, что младенец проголодался.

Малыш в свои 3-5 суток жизни в сутки должен прикладываться в груди по собственному желанию от 7 до 15 раз в среднем. Дальше он будет просить кушать всё чаще, даже 4 раза в час.

Как понять, что новорожденный наелся?

Это довольно сложный вопрос. За одно кормление грудью младенец не может скушать столько, сколько он выпивает из бутылочки в случаях неестественного кормления. Потому малыш может часто просить грудь, это нормально. Вы можете быть уверены, что малыш наелся, если:

  • после кормления грудь становится мягкой и не такой тяжелой
  • ребенок делает попытки прикладываться к груди 1-4 раза в час (не касается первых суток жизни)
  • настроение малыша хорошее, он активен
  • глаза ребенка не затуманены
  • кожа младенца выглядит гладкой и упругой (не касается первых суток от рождения)
  • прибавка в росте и массе тела соответствует норме (нужна консультация врача)
  • за сутки вы меняете 5-6 подгузников
  • кал имеет желто-горчичный тон

Может ли новорожденный переесть?

Что касается процесса питания, в организме младенца есть саморегуляция. Формируется определенная потребность, которая не дает малышу возможности съесть лишнее количество молока матери. Если же грудничок скушал лишнее, он отрыгивает часть молока.

Что касается переваривания, нужно знать несколько моментов. Молоко по составу является идеально сбалансированным для детей продуктом. Желудок малыша почти не трудится, для переваривания используется минимум сил. Молоко в ночное время имеет меньшую жирность, потому кормление ночью абсолютно нормально для новорожденных и не несет никакого вреда.

Ошибки вскармливания

Неправильное прикладывание к груди мы уже рассматривали. Но на это ошибки молодых мам не исчерпываются.

  1. Не придерживайте грудь руками при кормлении.

Малыши не могут задохнуться, когда сосут материнскую грудь. Даже если носик прижат к маме, всё равно ребенок будет дышать нормально. Помогая малышу сдавливанием груди, вы на самом деле только мешаете.

  1. Перед каждым кормлением мыть грудь вредно.

Тем более, если вы применяете мыло, это еще больший вред. Смывается защитная антибактериальная смазка. Душ утром и вечером полезен, но не более того.

  1. Не давайте ребенку дополнительно детский чай и воду.

Некоторые мамы переживают, что у малыша будет жажда, и, помимо кормления грудью, дают ему воду или другие жидкости из бутылочки. Но это ни к чему. Такие действия негативно отразятся на выработке молока в груди, и малыш вообще может «сойти» с естественного вскармливания.

Когда новорожденный сосет бутылочку, у него другие сосательные движения, отличные от сосаний при естественном кормлении. Потому высок риск отказа малыша от груди, если вы хоть раз поили его из бутылочки. Также дети, которых допаивают, путают соску и грудь, и начинают неправильно прикладываться к груди.

  1. Отказ от кормления грудью, если на ней есть трещины, также является ошибкой.

Мамы начинают при появлении трещин на сосках кормить малыша бутылочкой. Но это не правильно. Лечите железы между кормлениями, применяйте по желанию специальные накладки на соски. Если трещины глубокие, можно на небольшой промежуток времени не давать ребенку грудь, а сцеживать свое молоко и давать новорожденному через пипетку или ложечку.

  1. Отказ от кормления грудью во время простуды.

Это негативно сказывается на , и в дальнейшем малыш будет требовать бутылочку, а не грудь. Если мать простудилась, она при кормлении должна надевать защитную маску, которую можно купить в аптеке. Через молоко возбудитель ОРВИ не передается. Наоборот, ребенок получит антитела, которые пойдут в будущем ему на пользу.

  1. Не сцеживайте молоко, которое осталось в железе после кормления ребенка.

Это не влияет позитивно на лактацию. Молоко, которое не выпивает малыш за раз, не приобретает вредных качеств в будущем. Можете не бояться. Сцеживать молоко можно, если необходимо сохранить выработку его в период разлуки с младенцем. При активном постоянном сцеживании грудь может деформироваться. При сосании такой риск меньше в разы.

Вы получили ответы на все вопросы из серии "как кормить новорожденного". Здоровья вашему крохе и терпения вам!