Последние статьи
Домой / Виды макияжа / Проект в подготовительной группе по природе. Исследовательский проект экологической направленности, подготовительная группа

Проект в подготовительной группе по природе. Исследовательский проект экологической направленности, подготовительная группа

МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»

Исследовательский проект экологической направленности

подготовительная группа

https://pandia.ru/text/78/454/images/image002_122.gif" alt="C:\Users\юлия\Desktop\Новая" align="left" width="505 height=367" height="367">

воспитанник подготовительной группы

Руководитель проекта: ,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»,

Томской области, Томского района

Название: «Секреты наших растений…!»

Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – февраль)

Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить картофель на подоконнике?».

Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.

Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

Чем полезны овощи?

Что можно приготовить из картофеля?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить картофель на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы.

Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).

При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

1. Вводное занятие. «Как вырастить картофель на подоконнике?»

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить картофель, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания клубней картофеля?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение.

Знакомство с семенами картофеля (величина, форма, окраска, строение клубня)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение картофеля как продукта питания. Продовольственная и кормовая ценность.

Подготовка картофеля к посадке.

5. Исследовательская работа

Проращивание картофеля на свету и в темноте:

Материалы:

Клубни картофеля, ведерки, земля.

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием картофеля в течение месяца. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

6. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление альбома по исследовательской деятельности.

7. Заключительное занятие

Подведение итогов. Награждение детей.

См. Презентацию проекта.

Пояснительная записка

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.

Актуальность темы проекта . Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.

Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.

Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины

Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.

Задачи:

  • Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
  • Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
  • Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
  • Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями:

1.Анкетирование для родителей

2. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»

3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

4. Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;

5. Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;

6. Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Цель:

1.Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;

2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;

3. Подбор информации для оформления родительского уголка;

4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;

5. Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.

6. Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

7. Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет;

8. Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;

9. Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».

2 этап. Основной.

Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська»
Речевое развитие Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет?
Физическое развитие П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» (Приложение 1), опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 4), д\и «Как мы используем воду»
Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду»
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка)
Физическое развитие П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» (Приложение 4), д\и «Круговорот воды в природе»
Художественно-эстетическое развитие НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 130)
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки)
Физическое развитие П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» (Приложение 4), познавательная викторина «Вода» (Приложение 2)
Художественно-эстетическое развитие НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134)
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду»
Речевое развитие Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде
Физическое развитие П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум»
Художественно-эстетическое развитие Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка»
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница»
Физическое развитие П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде
Познавательное развитие Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 3)
Художественно-эстетическое развитие Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде»

III этап. Заключительный.

1.Подведение итогов проектной деятельности;

2. Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»

3. Создание альбома «Вода»;

4. Фотовыставка «Вода вокруг нас»;

5. Создание мини-музея «По морям по волнам»;

7. Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас» (Приложение 5)

Список использованной литературы

1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.

2. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.

экологический проект


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Экологический проект

для детей подготовительной группы

«Рябинушка»

срок реализации проекта:

01.012.14г. по 01.04.15г.

Нестерова Татьяна Геннадьевна

2015 г.

Экологический проект «Рябинушка»
(для детей подготовительной группы)
Цель
: формирование системы экологических знаний и стремление к самостоятельному поиску, формировать представление о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
Тип проекта:
познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Обоснование выбора проекта:
гуляя на участке, на снегу возле дерева дети нашли красно-оранжевые ягоды. У них возникло желание узнать о дереве, откуда упали эти ягоды.
Предполагаемый результат:
сформировать у детей представления о рябине, воспитание эмоционального и бережного отношения к рябине, как живому объекту мира природы, о пользе рябины.
План реализации проекта:

Планирование

Что вы знаете?
Это - ягоды, они красно-оранжевого цвета, круглые, маленькие, растут на дереве.
Что вы хотите узнать?
С какого дерева эти ягоды? Какие они на вкус? Съедобные или не съедобные? Едят ли их птицы? Какие птицы прилетают к дереву?
Как можно узнать?
Спросить родителей. Посмотреть в энциклопедии, журнале, книгах. Посмотреть телепередачу о природе. Посмотреть в интернете.
2.

Сбор сведений

Наблюдение «Наше дерево»

Цель:
развивать познавательную активность детей, закреплять знания о рябине, учить выделять ее среди других деревьев.
Чтение книг:
Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001г. Горщенко Е. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1976г. Красиков С. Лесная энциклопедия. – М.: ТОО «Природа и человек», 1997г. Петров В.В. Растительный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1992г. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
Рассматривание пейзажных картин
И.Э. Грабарь «Рябина»
Цель:
приобщать детей к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие.
Дидактическая игра «Деревья»

Цель:
расширять и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Песни о рябине.

«Тонкая рябина» О.Рождественская. «То березка, то рябинка…» Пионерская песня.1985г. О родном крае.
Цель:
приобщать к музыкальному творчеству, развивать познавательный интерес.
Стихи о рябине.

Рябина.
Красненькую ягоду Мне дал рябина. Думал я, что сладкая, А она как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, Толь рябина хитрая пошутить хотела. И.Такмакова
Рябина.
Хоть зима свои перины Расстелила у рябины И вокруг морозом веет Ярко ягода алеет. В.Сибирцев *** Скучная картина Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Чахлая рябина Мерзнет под окном, Смотрит деревушка Стареньким пятном. Что ты рано в гости, Осень к нам пришла Еще просит сердце Света и тепла! А. Плещеев
Народные приметы.
Рябина зацветает – пора сеять лен.
Рябина цветет ясно – много овса будет. Хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет – хороша. В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – то сухой.
Загадки
. Платье потерялось, а ягоды остались. (рябина) Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом. (рябина) Висят на ветке подружки, прижались тесно друг к дружке. (ягоды рябины) Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы. (рябина)
Выставка поделок из рябины.

Цель:
развивать эстетическое восприятие, привлечь родителей к активному сотрудничеству в процессе проекта.
Подвижна игра «Беги к рябине!».

Цель
: учить находит рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Экскурсия к рябине.

Цель:
познакомить детей с природными наблюдениями на примере рябины, рассмотреть птиц, прилетающих к дереву, развивать наблюдательность.
Экспериментирование «Какая это ягодка, а вот – какая ягодка…»

Цель:
учить совместно заниматься исследовательской деятельностью, делать выводы, развивать познавательный интерес.
Вывод:
Это – ягоды рябины. Осенью они – горькие, а зимой – сладкие. Они съедобные. Рябина – лекарственное растение. Из ягод рябины варят варенье. Птицы охотно едят ягоды рябины.
3.

Продукт творческой деятельности.
Изготовление альбома «Ой рябина, рябинушка». Фоторепортаж «У рябины». Совместные работы детей и родителей.

Реализация проекта.

Познание.

Занятие «Рябинушка»

Цель:
продолжить экологическое развитие старших дошкольников, расширить и пополнить знания детей о рябине, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, развивать и активизировать словарь детей, логическое мышление.
Художественное творчество в рисовании.

Рисование с натры «Ветка рябины»

Цель:
продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить предавать характерные особенности: форму частей, строение ветки, листа. Закреплять умение красиво располагать ветку на листе бумаги, упражнять в рисовании акварелью.
Художественное творчество в лепке.

«Рябина»

Цель:
совершенствовать технику рельефной лепки, показать новые приемы лепки, добиваться сходства с образцом.
Художественное творчество в аппликации.

«Снегирь на ветке рябины»

Цель:
закрепить умение вырезать части круглой и овальной формы, учить составлять изображение из частей, учить предавать в аппликации образ птиц, особенности ветки дерева, закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать эстетическое восприятие.
Работа с природным материалом.

«Бусы из рябины»

Цель:
продолжать учить работать с природным материалом, учить аккуратности, усидчивости, развивать воображение и эстетический вкус.
«Панно из листьев рябины»

Цель:
учить детей составлять узор, подбирать по цвету и по форме листья для осуществления замысла, познакомить с понятием «кайма».
5. Презентация проекта.
Выставка альбома «Наша рябинушка», фоторепортаж «У рябины», выставка поделок. Праздник «Дерево года».
Анализ:
«Что мы узнали?» - обсудить с детьми то, что они узнали, чему научились, что сделали своими руками, высказывания детей записать.

Опись материалов.
1. Конспект образовательной деятельности «Рябинушка» 2.Конспект наблюдений. 3.Фотоматериалы. 4.Подборка художественных произведений. 5.Подборка дидактических игр. 6.Художественное слово о рябине.

Дидактические игры

«Деревья».
Цель: расширить и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоциональный отклик на игровые действия.
2.

«Собери целое».
Цель: учить детей составлять целое из частей, формировать целостноый образ рябины.
3.

«С какого дерева этот листочек?»
Цель: закреплять названия деревьев, учить находит листья соответствующие этому дереву.
Подвижна я игра «Беги к рябине!»

Цель:
учить находить рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Образовательная деятельность

тема «Рябинушка»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Цель:
продолжить знакомить детей с природными изменениями в природе на примере рябины, рассказать о пользе рябины.
Ход:

Педагог.
Ребята, какое сейчас время года? Скажите, какая погода сейчас на улице? Как назвать погоду одним словом? Да, сегодня на улице холодно, ветрено, морозно. Одним словом – Зима. А зимой всегда морозно, холодно. Когда нам холодно, что мы делаем? (Ответы детей)
Педагог
. А есть те, что не одеваются зимой, а наоборот - раздеваются. Вы догадались, о чем я говорю? Конечно это деревья. Пойдемте, проведаем нашу рябинушку. Поговорим с ней. Расскажем о том, что мы узнали нового за это время. Одеваемся тепло и выходим в парк.
Педагог.
Скажите, можно узнать нашу рябинку? Куда делись ее красивые листья? Для чего облетают листья на деревьях? Что было бы если листья с деревьев не облетали на зиму? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно вы говорите, что если бы листья остались на заму, то дерево могло бы замерзнуть. Ведь в листочках много влаги или воды. А вода зимой замерзает, а вместе с влагой в листьях замерз бы и сок в ветках и стволе. Сок дает жизнь дереву. И еще, помните, что дерево на зиму не умирает, а просто спит, отдыхает до лета. Летом оно хорошо потрудилось и может отдохнуть.. Дети подходят к дереву, гладят ствол, определяют какой он на ощупь.
Педагог.
Посмотрите, пожалуйста на рябинку и скажите, какая она сейчас? Какое у нее настроение? (ответы детей)
Педагог.
Много ли ягод на рябине? А раньше на ней было много ягод Что случилось? (Ответы детей)
Педагог.
Значит много птиц прилетело к ней. Какие птицы прилетали к рябине? (Ответы детей)
Педагог.
Почему же эти птицы не улетели в теплые края? Таким птицам трудно искать корм. Что нужно сделать чтобы им помочь? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно, нужно подкармливать птиц зимой. Педагог. Дети, как вы думаете, а только ли птицам нужны ягоды рябины? (Ответы детей)
Педагог.
Осенью ягоды рябины собирают и сушат люди, потому что рябина обладает лекарственными свойствами. Настой из ягод рябины пьют при простуде и других болезнях. А еще из ягод делают рябиновое варенье и джем. А к лесной рябине прилетают лесные пчелы, они собирают нектар с цветов рябины. Рябиновый мед очень ценится в медицине. Вот видите, какое полезное и нужное дерево – наша рябинушка.
Педагог.
А сейчас давайте отойдем и посмотрим, может быть сейчас прилетят птицы к рябинке.
Педагог.
Давайте попрощаемся с рябинкой и прочитаем ей стихотворение В.Сибирцева «Рябина», которое мы разучили. (Дети читают стихотворение, прощаются с деревом)

Подборка художественных произведений
1. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001 г. 2. Горщенко Е.И. Природа и люди – М.: Просвещение, 1976 г. 3. Красиков С. Лесная энциклопедия – М.: ТОО «Природа и человек», 1997 г. 4. Петров В.В. Растительный мир нашей природы – М.: Просвещение, 1992 г. 5. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект «Наблюдение за рябиной»

с детьми подготовительной группы
Подготовила; Воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.
Цель: расширять знания о рябине, продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения.
Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках – их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить. Стали ярче рябинушки щечки детворы, Щедрые у рябинушки для детей дары. Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горькие, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще. Воспитатель задает детям вопросы. - Какие на вкус ягоды рябины зимой? - Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды на морозе и после.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега. Цель: оказывать помощь дворнику.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Конспект образовательной деятельности

по художественному творчеству в рисовании

с детьми подготовительной группы

рисование с натуры «Ветка рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Программное содержание.
Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа. Закреплять умение располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить составлять рисунок с натурой, добиваться точности изображения.
Материалы.
Красивая ветка с небольшим числом ответвлений. Альбомный лист. Акварель. Кисточки. Кассета с аудиозаписью музыки «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
Ход занятия.
Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы.
Педагог.
О каком дереве эта загадка? (Ответы детей) Педагог. Правильно, это рябина. Сегодня на занятие я принесла ветку рябины. Рассмотрите ее хорошенько и скажите, что вы видите.(Ответы детей) Воспитатель уточняет с детьми особенность, активизирует детей, спрашивает как лучше расположить рисунок на листе бумаги. Затем детям предлагается вспомнить приемы работы с акварелью.
Педагог.
Перед началом работы давайте разбудим наша ручки и поиграем нашими пальчиками, чтобы они лучше рисовали. Пальчиковая гимнастика «Кисточку верчу, кручу, рисовать научить ее хочу».
Педагог.
А сейчас приступайте к работе. Дети рисуют под музыку «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года»
Итог занятия:
Выставка детского творчества «Ветка рябины»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству

в аппликации

с детьми подготовительной группы

«Снегирь на ветке рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Татьяна Геннадьевна 2015 г.

Программные задачи:
закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, продолжать учить составлять изображение из частей, учить передавать в аппликации образ птицы, особенности ветки рябины, закреплять приемы наклеивания, развивать эстетический вкус
Материалы:
цветная бумага, клей, альбомный лист, кисточки для клея, салфетки, ножницы.
Ход:
Воспитатель спрашивает детей каких птиц они видели на прогулке у рябины и загадывает загадку про снегиря. Воспитатель предлагает сделать аппликацию «Снегирь на ветке рябины». Затем объясняет: как лучше выполнить эту работу и рассматривает образец, напоминает детям о правилах работы с клеем и ножницами. Перед началом работы дети делают пальчиковую гимнастику «Птички». В конце занятия – выставка детских работ.

ФОТОМАТЕРИАЛ

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2недели).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край - Урал - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Заключительный этап
- Праздник в МБДОУ «У природы нет плохой погоды».
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений детей об явлениях природы в разное время года;
сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
пополнение активного словаря детей;
умение последовательно излагать
получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Наглядная информация:
Оформление стенда с работами детей, оформление альбома «Природные явления», оформление альбома «Небесная красота».
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).
Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы» .
Методы и приёмы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».
Итоговое мероприятие: Праздник в ДОУ «У природы нет плохой погоды».
Материалы к проекту:
Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Картины, иллюстрации на тему «Красоты Урала» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».
Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».
Рисунки детей.
Используемая литература:
1. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
2. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
3. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
4. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».
План реализации проекта:
Понедельник
1. НОД «Интересная наука – метеорология»
2. П\игра «Солнышко и дождик»
3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);
Знакомство с приборами на метеостанции и приборами, которые есть в детском саду (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)
Вторник
1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)
2. Экспериментирование
«Круговорот воды в природе» (см. приложение).
Развивать любознательность.
Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.
Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека
Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.
Среда
1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»
2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)
3. Настольная игра «Времена года»
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Четверг
1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»
2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».
3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»

Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.
Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».
Пятница
1. День пословиц и примет (см. приложение)
2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»
4. П/игра «Найди свою пару»
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Понедельник
1. НОД «У природы нет плохой погоды»
2. Наблюдение в природе (рассматривание гигромера): осадки, влажность
3. Пальчиковая гимнастика
Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.
Развивать наблюдательность.
Учить анализировать и находить взаимосвязи между показателями гигромера и наличием осадков в этот день.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)
Вторник
1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»
2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»
3. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»
Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
Развивать воображение.

Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.
Среда
1. День отгадывания загадок (см. приложение)
2. Трудовая деятельность в природе: полив растений
3. Наблюдение за гигромером, облаками, солнцем.
4. Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»
Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.
Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.
Закреплять умение пользоваться лейкой и грабельцами.
Развивать наблюдательность.
Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.
Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.
Четверг
1. Изодеятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»
2. П/игра «Солнышко и дождик»
Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.
Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.
Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.
Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.
Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.
Пятница
Итоговое мероприятие «У природы нет плохой погоды»
Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.
Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.
Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.
Отгадывание загадок о природных явлениях, конкурсы: нарисуй радугу, собери снежки; п/игра «Солнышко и дождик»; исполнение песен «Хорошая погода», «Летняя песенка»; исполнение танцев «Топ-топ», «»Радуга», «Зонтики»
Приложение 1
Сказка о трех друзьях
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
Приложение 2
Беседа о природных явлениях
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).
- Верно. А еще во время грозы:
Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.
- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).
- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
Приложение 3
Экспериментирование
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
- Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).
- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:
Крупно, дробно зачастило
Всю землю напоило (дождь).
-Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика «Капли»
Капли первые упали
Пауков перепугали
Дождик застучал сильней
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает
Гром гремит - не затихает
Дождь прошел и снова солнце
Засеяло нам в оконце
Приложение 5
Приметы, поговорки, загадки
Приметы о погодных явлениях
СНЕГ
Первый снег всегда тает.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.
Постоянный снег ложиться ночью.
ДОЖДЬ
Ласточки летают низко - будет дождь.
Воробьи в пыли купаются - к дождю.
C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.
Утром сухо, нет росы - жди дождя.
Растения - синоптики
Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.
* Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.
* По берегам рек, на других влажных местах растет чистяк весенний. В ясную погоду его цветок открыт. Но едва солнце спрячется за тучи, как яркие лепестки сгибаются к середине, прикрывая тычинки.
* Настоящим барометром считается ветреница дубравная. В ясную солнечную погоду ее бело-розовые цветки радуют глаз. Но если вы заметили, что еще днем, когда светит солнце, ее лепестки начинают складываться, значит надо ждать ухудшения погоды.
* Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.
* В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.
Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.
* По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.
* В сухую погоду листья костяники, а также бессмертника обычно закручены. А при повышении влажности они раскручиваются или загибаются вверх. Это- предупреждение о приближающемся ненастье.
* Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.
* Некоторые растения о предстоящем изменении погоды предупреждают выделением пахучих веществ. К ним относятся горицвет весенний, дрема луговая, белая и желтая акация, донник лекарственный.
* Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.
(Ю. Теплов)
Пословицы и поговорки о погоде
Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.
Серенькое утро - красный денек.
Сбежалися тучки в одну кучку - быть ненастью.
Сиди у моря да жди погоды.
С погодой не поспоришь.
Загадки о явлениях природы, погоде
Ревнул вол
за сто сел,
за сто речек.
(Гром)
Конь бежит
земля дрожит.
(Гром)
Летит орлица
по синему небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.
(Облако)
Крашеное коромысло
через реку повисло.
(Радуга)
Рассыпался горох
на семьдесят семь дорог,
никто его не подберет.
(Град)
Шёл долговяз,
в землю увяз.
(Дождь)
Заря-зоренька
ключи потеряла.
Месяц пошёл -
не нашёл,
Солнце пошло -
ключи нашло.
(Роса)
Бежал по улице,
на другую перешёл,
а по третьей полетел.
(Ветер)
Без рук, без ног,
под окном стучится, в избу просится.
(Ветер)
Без рук, без ног,
а ворота отворяет.
(Ветер)
Белые мухи
на поле сели.
(Снег)
Белая скатерть
все поле укрыла.
(Снег)
Летит - молчит,
лежит - молчит,
когда умрет,
тогда заревёт.
(Снег)
Лежал, лежал,
да в речку побежал.
(Снег)
На дворе горой,
а в избе водой.
(Снег)
Гуляет в поле -
да не конь.
Летает на воле -
да не птица.
(Метель)
Дедушка мост мостит
без топора и без клиньев.
(Мороз)
Старик у ворот
тепло уволок,
сам не бежит
и стоять не велит.
(Мороз)

Сценарий итогового мероприятия «У природы нет плохой погоды»

В центре зала 4 ребенка, изображающие краски, стоят на импровизированном мостике и рисуют кистями картины времен года.
Выходит ведущий в образе художника, с палитрой, на которой четыре цветных шарика: синий, зеленый, красный, желтый.
Звучит фоном музыка без слов «Оранжевая песенка»
Ведущий : Поспорили краски, какая важнее,
Какая, природе, краска нужнее?
Кричала зеленая…
Зеленая краска: Я! Это я!
Весной без меня поверьте нельзя.
Ведущий: Воскликнула синяя:
Синяя краска: Чем же я хуже?
Зима без меня будет серой и скучной.
Красная краска: А лето, без красной, не лето совсем.
Ведь красное солнце тепло дарит всем.
Желтая краска: А осенью желтой раскрасим листву,
И ею раскрасим кусты и траву.
Ведущий: Сказал им Художник:
Художник: Я знаю ответ:
Из вас, ни одной, самой главной тут нет!
Любые цвета природе нужны
В природе все краски, поверьте, важны.
Все вместе: И это сейчас докажем вам МЫ.
Художник: Краски, бегите к ребятам.
«Вытягивает» из палитры шар цвет синего. На фоне метели читает стихи.
Художник: Заковал мороз в лёд озёра,
Вместо синих волн - гладь простора,
Вместо сильных волн - снег, да иней,
Да позёмки след тёмно – синий.
Привязывает синий шарик к «мостику»
Ведущий: Раскрасил художник синим цветом зиму. И обрадовалась природа этому цвету. Красотой заискрилась земля. А малыши младшей группы рады зиме, весело топают они по синей планете.
ТАНЕЦ «ТОП-ТОП» (исполняют дети мл.гр.)
Ведущий : Я предлагаю поиграть в игру. Зимой очень много снега. Он сейчас может растаять. Его надо поскорее собрать.
ИГРА «Соберем снежки» (2 команды ср.гр., старш.гр)
Художник «вытягивает» из палитры шар зеленого цвета. На фоне капели читает стихи.
Художник: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною».
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется зеленою листвою.
Привязывает зеленый шарик к «мостику»
Ведущий : Раскрасил художник зеленым цветом весну. И пробудилась природа ото сна. Заиграла лучистыми красками. Повисла над зеленой планетой яркая радуга. А ну-ка, ребята 4гр., выходите, покажите нам свою радугу.
ТАНЕЦ «РАДУГА» (исполняют дети старш.гр.)
Ведущий : А как вы думаете, радугу легко рисовать? А вот это мы сейчас посмотрим. Художник, расскажи детям правила рисования радуги. Объяснение правил рисования на примере «Каждый охотник должен знать…»
Конкурс «Нарисуй радугу» (5 и 6 гр.)
Художник «вытягивает из палитры шар красного цвета. На фоне звуков леса читает стихи.
Художник: Изнуряет жарой и светом
Солнце яркое в знойный полдень,
Но я рада такой погоде,
Ведь красное лето такое.
Привязывает красный шарик к «мостику»
Ведущий: Раскрасил художник красным цветом лето. От яркого солнца распустились цветы, запели птицы, заблагоухала природа. Выбежали дети 5 гр. на летнюю полянку и поют свою летнюю песенку.
Песня «Лето» в исполнении детей 5 гр.
Ведущий: И вдруг полил теплый летний дождик. Взяли детишки зонтики и танцуют под дождем, радуясь красному лету.
ТАНЕЦ «С ЗОНТИКАМИ»(6 подгот гр.)
Ведущий: А ведь с зонтиками можно не только танцевать. Еще с ними можно и поиграть.
Игра с зонтиками. (мл.гр.)
Художник «вытягивает» из палитры шар желтого цвета. На фоне шума листвы читает стихи.
Привязывает желтый шарик к «мостику»
Желтое солнышко, желтые листья,
Желтые склоны, желтые кисти,
В желтом саду ударяется оземь…
Желтое небо, желтая осень.
Ведущий: Раскрасил художник желтым цветом осень. Золотой стала планета.
На полях урожай созрел. А дети 3 гр. вышли на огород собирать урожай.
«Сказка об овощах»
Ведущий : И понял художник, что все краски важны для природы.
Художник: Краски, бегите ко мне.
Выходят краски-дети и встают на мостик каждый возле шарика
своего цвета.
Художник: Весело вам было с ребятами? Посмотрите, какие красивые картины нарисовали дети. …И вообще не бывает у природы плохой погоды.
Выходят дети подгот.гр. песня «О ПОГОДЕ» Сценарий экологического праздника в детском саду. Старшая-подготовительная группа

Душакова Т.А., Прошкина Е.А. Творческий экологический проект в подготовительной группе "Что спасет мир?"


Душакова Татьяна Анатольевна, Прошкина Екатерина Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №1511, г.Москва


Беседа «Планета Земля в опасности!»

Цель: Дать детям представление о том, что наша планета Земля это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки, твердая земля – суша, где живут люди.

На планете Земля обитает много живых существ. В океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля и чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют.

Наглядный материал: Глобус, карта мира, картины красивейших мест Земли, картинки природных катаклизмов, запись «Голоса птиц», плакат SOS, флажок SOS.

Воспитатель показывает на глобус: «Ребята, кто знает, что это такое?»

Дети: «Это маленький образец Земли, земной шар, планета».

В: «А зачем он нужен?»

Д: «Чтобы смотреть, где какие города, страны, моря, океаны».

Глобус не что иное, как уменьшенная модель огромной Земли, где живем мы, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом. У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества одна на всех великолепная лампа, она же печка – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер, ветрило.

На земной поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

На нашей планете живет великое множество людей. У одних кожа белая, у других желтая или красноватая. У одних волосы черные, курчавые, у других – русые, прямые. Люди говорят на разных языках.

Глядя на карту, может показаться, словно смотришь на Землю сверху, с огромной высоты. А хорошо бы и правда взлететь в такую высь, с которой была бы видна вся наша планета, весь земной шар! Раньше об этом люди могли только мечтать, а теперь мечта сбылась. Первым взглянул на Землю «со стороны» из космоса, наш космонавт Ю.А. Гагарин. Когда этот первый в мире космонавт еще был на космодроме и только готовился к взлету, Земля, как и всем нам, представлялась ему громадной, необъятной. А взглянул из космоса и увидел: не так-то она и велика. На космическом корабле ее можно облететь всего за полтора часа! Так что мы, земляне этот наш общий дом должны беречь и любить. Посмотрите, как прекрасна наша Земля.

Дети рассматривают иллюстрации красивейших мест Земли. Звучат голоса птиц.

Ребята, а как вы думаете, что угрожает нашей земле?

Дети: «Метеоритный дождь, землетрясение, комета, солнце может потухнуть, газ, который выделяют машины, нефть, если она разливается в морях и океанах, то могут погибнуть животные и растения».

Наша планета земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо и выхлопные газы от автомобилей, отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля, от этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют, люди. Гибнет природа!

Поймав бабочку, сломав ветку или сорвав лесной цветок человек может, сам того не подозревая, не желая, нанести вред природе, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле.

Наша планета в опасности, она требует помощи! Вы знаете сигнал бедствия?

Дети: «Нет».

Я вам скажу: «SOS» (показывается плакат). Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.

Этим занимаются люди-экологи. Хотите стать юным экологами?

Дети: «Да!».

Дорогие друзья, давайте вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас, но такую маленькую в космических масштабах, живую зеленую планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинять вреда ни нашему общему Дому, ни его обитателям.

А дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности ли наш город или нет? Что ему угрожает. Завтра скажет, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Занятие №2.

Итак, мы с вами знаем, что у всех людей есть общее – мы все живем на планете Земля. Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! Это очень красивая планета. И мы все должны сделать так, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее: строить красивые здания, сажать сады и парки и стараться ничего не разрушать.

Вопросы к детям:

  1. Какую форму имеет Земля?
  2. Какие живые существа населяют Землю?
  3. Что необходимо всем живым существам на Земле?
  4. Почему Землю называют общим домом?
  5. Что имеют в виду люди, когда говорят о богатствах Земли?
  6. Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли?
  7. Что случиться если человек перестанет заботиться о животных и растениях, станет мусорить на улицах?
  8. Как люди помогают растениям в городе?
  9. Что такое экология?
  10. Как мы с вами можем помочь природе?

Мы посадим березы и клены,

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами,

Станут площади наши садами

(П. Воронько)

А теперь давайте порисуем, и пусть наши рисунки расскажут всем о том, как мы можем помочь природе, как мы любим свою Землю, как мы будем заботиться о ней, помогать ей оставаться очень красивой и живой планетой.

Детские комментарии к рисункам (слева направо):

Машина сажает деревья.

Завод, который не дымит.

Машина очищает растения.

Поеду по всем странам, и там где надо помочь земле поставлю значок SOS.

Машина, которая лечит пчел и сеет семена.

Машина, которая очищает моря от нефти.

Машина, которая убирает мусор и делает из него бумагу.

Машина очищает воду.

Защитим муравейник.

Подводная лодка спешит на сигнал SOS.

Спасаю цветы.

Что спасет мир?

Наша Земля красивая голубая планета. Это наш общий дом! А свой дом люди должны любить беречь и заботиться о нем.

Наша Земля больна, на ней много больных мест. И чтобы спасти нашу планету, мы будем её лечить.

Очистим её от мусора!

2 этап: работа с бросовым материалом.

Коллективная работа детей на тему «Экологическая тревога»
«Спасем землю»

Коллективная работа на тему «Спасем воду»

Анализ работы по проекту «Что спасет мир!».

В процессе работы над проектом, «Что спасет мир?» дети не только проявили готовность участвовать в проектах предложенных взрослыми, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их решения. Результаты показали, что дети усвоили экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Имеют представление о природоохранной деятельности человека, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней. Дети рассказывали о правилах поведения на примере, о том, как они отдыхают с родителями на природе, и даче, как влияют на экологическое просвещение родителей.

Ребята узнали, что мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам долго, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Но оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение. Работу с бросовым материалом удалось организовать, так, что дети не только научились конструкторским навыкам, но и раскрыли свои потенциальные творческие возможности, испытали чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы.

Родители активно включились в работу над проектом, поговорили дома с детьми, обсудили разные варианты помощи нашей планете. Изготовили дома вместе с детьми поделки из бросового материала, принесли фильмы и фотографии о бедствиях и катастрофах, которые случаются на нашей планете.

Основным направлением данного проекта было нравственное и экологическое воспитание детей. Осознание ими своей принадлежности к нашей планете, принятие планеты как общего дома, о котором надо заботиться и ухаживать. И что каждый человек может внести посильный вклад в общее дело всех людей на Земле.