Домой / Помада / Первый год жизни ребенка — как пережить трудные времена. Почему так важен первый год в жизни ребенка

Первый год жизни ребенка — как пережить трудные времена. Почему так важен первый год в жизни ребенка

Есть ли жизнь без кризисных явлений? Не слишком ли часто они случаются в нашей жизни? И что это за явление, кризис отношений? Специалисты многих наук утверждают, что без него нет движения вперед, то есть развития. не являются исключением, и кризисы сменяют друг друга нескончаемой чредой. Самым сложным из них является кризис первого года семейной жизни.

Выделяет ряд ступеней, через которые проходят супружеские пары в своих отношениях. Объективно существуют психологические законы, управляющие нашими эмоциями, общением, отношениями. Но случаются в нашей жизни еще и разные судьбоносные ситуации. Любовь, вступление в брак – это события грандиозного масштаба, которые ведут к резкому изменению в жизни каждого молодого человека. Но чем не кризис? А сколько перемен случается в жизни, часто мало зависящих от людей: угасание чувств, переезд, болезни, потери близких людей, переход на новую работу, рождение детей. И никто не отменяет возрастные кризисы, переживаемые супругами. А они часто провоцируют и становятся неотъемлемой частью семейных кризисов.

Особенности первого года семейной жизни

Первая ступень, которую предстоит преодолеть молодым людям, падает на первый год совместной жизни. Его смело можно назвать сплошным кризисом. Семья еще только рождается, она так хрупка и уязвима. Статистика утверждает, что большее число разводов происходит именно в этот период. рождает надежду на безоблачное счастье, на полное взаимопонимание и вечную страсть. И никто не думает о том, что чувства могут измениться или даже угаснуть, что огонь любви нужно хранить и поддерживать. Ведь когда мы влюблены, то стремимся показать себя во всей красе, демонстрируем самые лучшие человеческие качества. Мы стремимся всеми силами привлечь к себе внимание, завоевать любовь другого человека. У каждого свои ожидания в отношении партнера. Правда, он о них ничего не знает и ни о чем не догадывается. Но вот внимание и любовь партнера завоевана. Свадьба, «Горько! Горько!», – это почему и о чем? О несладких днях? Но вот он — медовый месяц и начало совместной жизни. Есть любовь, секс, но говорить о семейных отношениях еще не приходится. Им еще предстоит сложиться. Активные действия по заканчиваются, и наступает, казалось бы, мир и покой. Что же они дают молодым супругам? Конечно же, много открытий, но не всегда приятных.

Крушение ожиданий

Во-первых, партнер не соответствует сформированным еще до брака ожиданиям, очень неприятное чувство. Он (она) теперь демонстрирует те свои качества, о существовании которых никто из них не подозревал. Зачем притворяться? Они устали казаться и подыгрывать друг другу. Партнеры становятся такими, какие они есть в реальной жизни. Это называется процессом рассекречивания, который вызывает досаду и разочарование молодоженов. Ожидания довольно быстро разрушаются вдребезги. Он – всегда предупредительный, сдержанный, общительный и веселый, оказывается на самом деле безответственным, резким и грубым человеком, не умеющим выслушивать свою жену. Она – нежная, красивая и тактичная, в семейной жизни предстает капризной, сварливой, ленивой и избалованной. И чем дальше, тем больше. Чего стоит процесс обесцвечивания! Каждый видит своего любимого уже не с парадной стороны, а в будничной жизни, не всегда ухоженным и в прекрасном расположении духа. Да и вести себя они начинают до неприличия откровенно, что не придает никому шарма.

Во-вторых, каждый заряжен в своих ожиданиях что -то брать или получать от другого партнера, но не думает о том, что сначала нужно многое отдавать. Не оправдавшиеся ожидания вызывают сомнения в правильности выбора. И вот еще года не проходит, как уже делается вывод, что любви не было или она уже прошла, что совместная жизнь с этим человеком в принципе не возможна. Наступает первый семейный кризис в отношениях молодых супругов.

Причины кризиса первого года семейной жизни

Как же так? Почему человек, которого знал, казалось бы, лучше, чем себя самого, предстает незнакомцем. Дело в том, что влюбленность и сексуальное влечение отключают разум человека. Он подобен тяжело и сладостно больному любовью. Он хочет любить и быть любимым. Он видит и слышит то, что хочет слышать и видеть и дорисовывает недостающие качества. И в этом не совсем адекватном состоянии люди спешат под венец, и создаются семьи.

Проходят дни, недели, и пелена спадает с глаз. Начинается реальное знакомство с партнером. Оно может длиться и первый год семейной жизни, и всю оставшуюся жизнь. На первый план выходят различия между молодыми супругами. Ведь люди отличаются друг от друга не только физически, но и чертами характера и темпераментом, уровнем образования и способностями. Разные увлечения, желания, вкусы и привычки одного супруга могут вызывать беспокойство и недовольство другого. Разные представления о семье, о роли мужа или жены, усвоенные еще в раннем детстве, являются катализаторами . Все эти различия воспринимаются с обидой. Как же так? Он (партнер) совсем не такой, каким казался раньше. Он — другой. Она — не такая. Начинаются бесконечные и конфликты, выяснения отношений. И никто не хочет уступать. Каждый чувствует себя человеком, обманутым в своих лучших чувствах и разочарованным. Действительно, как трудно принять другого человека со всеми его особенностями. Посторонних людей мы принимаем такими, какие они есть со всеми достоинствами и недостатками, а вот самых близких и любимых не хотим понять и простить за их уникальность

Еще одна зона напряжения, возникающая в первый год совместной жизни, — борьба за власть. Современные молодые семьи превращаются в арены настоящих баталий за лидерство в семье, закладывая основы для кризиса отношений. Здесь никогда не бывает победителей, потому что эти войны убивают все добрые чувства и оставляют после себя только ненависть. От любви в таких семьях остаются лишь горькие воспоминания.

Проявления кризиса

Итак, что же является предвестниками надвигающегося кризиса в первый год семейной жизни?

  1. Участившиеся ссоры и конфликты по незначительным причинам. Бытовые мелочи выдвигаются на первый план в отношениях супругов.
  2. Обиды и нежелание прощать промахи партнера. Нарастающий вал претензий к супругу (супруге) вызывает ответные претензии и обиды.
  3. Неспособность принять особенности другого человека. Все его достоинства, проявляемые до брака, стали привычными и больше не вызывают восторга и не ценятся, а новые стороны партнера часто воспринимаются негативно.
  4. Отсутствие взаимопонимания, вызванное неумением конструктивно общаться. То, что не позволяется в общении с другими людьми, становится обычным в семье. Появления эгоизма по отношению к любимому человеку.
  5. Нежелание общаться с человеком, с которым совсем недавно не хотелось расставаться ни на минуту. И чем чаще оно проявляется, тем быстрее стремление к .

Как пережить кризис первого года семейной жизни

Уникальность начального периода жизни супругов состоит в том, что это важнейшее время для притирки характеров, адаптации друг к другу. Именно на этом этапе нужно закладывать основы будущих семейных отношений. Что же делать?

  • Учиться жить под одно крышей. Ведь так не просто постоянно быть вместе. Наступает банальная усталость от когда-то горячо любимого человека. Поэтому так важно работать над отношениями. Любовь ждут, она приходит, а затем уходит, если ее не берегут. Многие верят: «Если есть любовь, все остальное приложится». Нет, не получится и не приложится ничего. Нужен огромный труд души, чтобы все хорошее случилось, и счастливая семья получилась.
  • Учиться общаться друг с другом. С самого начала открыто, а не намеками обсуждайте любые проблемы и спорные вопросы. Сразу же после свадьбы составьте брачный договор. Пусть он будет шутливым и несерьезным. Пропишите в нем свои ожидания к партнеру, свои обязанности и обязательства, совместные дела и желания каждого супруга и так далее. Проявите творчество! А затем постарайтесь строго выполнять все то, что вы запланировали. На первых порах это делать легко, так как есть еще чувства и готовность все выполнить для любимого. Можно составить устав семьи, который должен определить, что в вашей семье позволительно, а что нет, как обсуждать проблемы и когда ссориться, как проводить свободное время, где и с кем.
  • Принимать своего партнера таким, каким он есть, не стремясь переделывать его под себя. Перевоспитать взрослого человека, помимо его воли, не сломав его, – задача невыполнимая. Вы же его потом и разлюбите.
  • Умения решать проблемные ситуации и без потерь выходить из конфликтов и ссор не даются от природы. Этому нужно терпеливо учиться. Вот как раз взаимной терпимости в таких спорных ситуациях и не хватает, а гонор зашкаливает. Чаще спрашивайте себя, что вы делите? Что вам важнее любовь или какая-нибудь бытовая мелочь? Или упрямство и желание настоят на своем?
  • Развестись со своими родителями, как советуют многие психологи. Что это значит? Начать семейную жизнь отдельно от родителей – лучший вариант. Не переносить родительский образ семьи в свои отношения, потому что 95% проблем, возникающих на начальной стадии отношений, молодожены приносят из своих родных семей. Поэтому так важно закладывать свой стиль семейной жизни. От того, каким он будет, зависит прочность брака. Но трудно, а порой и невозможно строить новую семью под крылом родителей, не испытывая на себе их внимание и влияние. Сосуществование двух семей под одной крышей ставит иногда серьезные проблемы во взаимной адаптации не только молодых супругов, но и их родителей.

Рождение ребенка и преодоление первого кризиса

Супружеской жизни становится серьезным испытанием. Сможет ли появление малыша укрепить отношения молодых супругов или, наоборот, его рождение только усилит проявление разногласий и кризиса? Все зависит от психологической готовности молодых людей стать родителями. Если рождение ребенка планировалось и с нетерпением ожидалось, то и трудности будут переживаться легче. Но ведь часто молодые люди (еще не супруги) не планируют заводить ребенка. Единственное, чего они желают пока, — получать удовольствие от занятий сексом. Незапланированная беременность заставляет регистрировать отношения. Еще не родившийся ребенок резко меняет надежды и планы молодых людей. Они, как правило, еще психологически не готовы к созданию семьи. Семейный союз носит в таком случае вынужденный характер. Особенности первого года семейной жизни накладываются на трудности, связанные с беременностью и рождением малыша. Испытание достаточно тяжелое, так как супруги часто эмоционально не готовы к появлению третьего члена семьи. Их может страшить та ответственность, которая ложится на них. Таким образом, надеяться, что рождения ребенка может сплотить еще не окрепшие отношения в молодой семье, — очень большое заблуждение. Если у супругов нет взаимопонимания, то все противоречия в ситуациях стресса усиливаются. И даже в тех семьях, где есть взаимопонимание, без ссор не бывает.

Какие трудности возникают в жизни молодой семьи в связи с появлением малыша? У женщин ярко выражен материнский инстинкт, у многих мужчин отцовский инстинкт проявляется не сразу. Очень часто маленький и беспомощный ребенок просто страшит отца. А молодая мама с головой погружается в уход за ребенком. Муж отодвигается на вторые роли. Бабушки, тетушки кружат вокруг малыша, и он начинает чувствовать себя лишним и совсем не нужным в семье. У него может возникнуть ревность и обиды. Таким образом, семейные отношения претерпевают серьезные изменения. Они, конечно, усложняются. К супружеским отношениям добавляются родительские отношения (мать-отец, мать–ребенок, отец-ребенок). Молодым супругам предстоит освоить новые социальные роли отца и матери, выстраивая отношения с ребенком. В жизни молодых родителей появляются новые проблемы и причины для ссор.

Итак, кризис отношений в первый год семейной жизни – это обострение всех противоречий и разногласий, это поиск путей их преодоления, адаптация молодоженов друг к другу, переход на новый уровень отношений. Романтические чувства претерпевают изменения. Время меняет не только все вокруг, но и нас самих. Любовь не такая яркая и трепетная, но более крепкая и надежная. Те, кому удалось преодолеть первый кризис, закладывают основу будущих семейных отношений. Война характеров заканчивается, закладывается благоприятный семейный климат, основой которого становится психологическая совместимость супругов.

Когда дело доходит до развития ребенка, говорят, что самые важные вехи в его жизни происходят в возрасте до 7 лет. На самом деле великий греческий философ Аристотель однажды сказал: «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится 7 лет, и я покажу вам человека».

Так ли важны первые семь лет жизни?

Стили воспитания, теории развития детей могут устаревать и опровергаться. Например, в 1940-х и 1950-х годах педиатры считали, что детское питание лучше, чем грудное молоко. Несколько лет назад врачи сошлись на том, что родители причиняют вред своим младенцам, когда слишком долго носят их на руках. Сегодня обе теории считаются неверными.

Учитывая эти факты, нам нужно задаться вопросом: поддерживает ли какое-либо недавнее исследование гипотезу Аристотеля? Другими словами, есть ли советы для родителей, которые помогут обеспечить успех и счастье детям?

Как и со многими аспектами воспитания, ответ не может быть однозначным. Хотя создание безопасной среды для наших детей имеет большое значение, определенные условия и факторы, такие как болезнь, психологическая травма, не обязательно влияют на благополучие ребенка. Таким образом, первые семь лет жизни не являются на 100% определяющими, по крайней мере, это важный, но не конечный этап развития. Хотя результаты исследований показывают, что эти семь лет жизни имеют большое значение для вашего ребенка, в это время развиваются социальные навыки.

В первые годы жизни мозг быстро развивает свою систему отображения

Данные Гарвардского университета показывают, что мозг развивается быстро в первые годы жизни. До того как ребенку исполнится 3 года, у него каждую минуту формируется 1 миллион нейронных связей. Эти связи превращаются в слаженную систему отображения, сформированную благодаря природным факторам и воспитанию. Начинает работать схема «дать-взять».

В первый год жизни ребенка крики являются своеобразными сигналами для родителей. Давать и брать здесь - это когда родитель реагирует на плач ребенка, кормит его, меняет подгузник или покачивает, чтобы он быстрее уснул.

Однако когда малыш подрастает, взаимодействие «давать и брать» можно выразить в игровой форме. Эти взаимодействия говорят детям, что вы обращаете на них внимание и делаете все то, что они пытаются вам показать. Это может стать основой для того, чтобы ребенок понимал социальные нормы, навыки общения и тонкости взаимосвязи.

Внимание, которое мы уделяем детям

«Мы знаем из неврологии, что нейроны, которые работают вместе, соединяются для выполнения последующих задач», - говорит Хилари Джейкобс Хендель, психотерапевт, специализирующийся на детских психологических травмах. По словам Хилари, нейронные связи подобны корням дерева. Это основа, из которой начинается весь рост.

Это создает впечатление, что жизненные стрессовые ситуации, такие как финансовые заботы, семейные ссоры и болезнь, будут серьезно влиять на развитие вашего ребенка, особенно если они прерывают взаимодействие «давать и брать». Вы переживаете, что страх, чрезмерно плотный график работы или то, что вы часто отвлекаетесь на телефон, планшет, телевизор, может вызвать отрицательные эффекты и беспокойство? Не переживайте, это не делает никого плохим родителем.

То, что вы изредка будете пропускать взаимодействия «давать и брать» не остановит развитие мозга у вашего ребенка. Это связано с тем, что если такие моменты возникают не часто, они не вызывают формирования никаких негативных моделей поведения. Но родителям, у которых есть непрерывные стрессовые факторы в жизни, важно не пренебрегать взаимодействием с детьми в эти ранние годы. Инструменты обучения, такие как осознанность и любовь, могут помочь родителям стать более «настоящими» со своими детьми.

Что такое стили привязанности и на что они могут повлиять?

Привязанность - еще одна важная составляющая развития ребенка. В 1969 году Мэри Эйнсворт провела свое исследование, известное как «странная ситуация». Она наблюдала за реакцией детей, когда их мама покидала комнату, а через время возвращалась.

Основываясь на своих наблюдениях, она пришла к тому, что у детей есть четыре стиля привязанности:

  • надежный;
  • тревожно-амбивалентный;
  • избегающий;
  • дезорганизованный.

Эйнсворт обнаружила, что дети, у которых надежный стиль привязанности, расстраиваются, когда их родитель уходит, но радуются его возвращению. С другой стороны, тревожно-амбивалентные дети расстраиваются, когда мама уходит, а по ее возвращении буквально цепляются за нее, но вскоре отталкивают.

Дети с избегающим стилем не расстраиваются из-за отсутствия родителя и не радуются, когда он возвращается в комнату. Ребятишки с дезорганизованным стилем привязанности - это дети, которые подвергаются физическому или эмоциональному насилию. Им тяжело проявлять какие-либо чувства и эмоции к своим родителям.

Как стили привязанности влияют на то, как развиваются будущие отношения?

Со слов психологов, если родители достаточно хорошо ухаживают за своими детьми, в 30% случаев ребенок развивает надежную привязанность, а это, в свою очередь, способность противостоять жизненным вызовам. И надежная привязанность - идеальный стиль.

Такие дети могут грустить, когда их родители уходят, но когда с ними остается сиделка, они успокаиваются. Они также рады, когда их родители возвращаются, показывая, что понимают, насколько отношения заслуживают доверия. По мере взросления надежно привязанные дети полагаются на отношения с родителями, учителями и друзьями. Они рассматривают эти взаимодействия как безопасные, когда их потребности удовлетворяются.

Стили привязанности устанавливаются на раннем этапе жизни и могут повлиять на любые взаимоотношения человека во взрослой жизни.

Но наличие определенного стиля привязанности - это не конец истории.

К 7 годам дети складывают все кусочки вместе

В то время как первые семь лет не определяют счастья ребенка на всю жизнь, быстро растущий мозг закладывает прочную основу относительно того, как малыш общается и взаимодействует с миром, обрабатывает информацию о том, как на него реагируют.

К тому времени, когда дети идут в первый или второй класс, они начинают немного отделяться от своих родителей и ищут друзей в школе. Они также начинают рассчитывать на признание со стороны сверстников, лучше подготовлены, чтобы говорить о своих чувствах.

Семилетние дети также могут глубже понимать информацию, которая их окружает. Они могут говорить метафорами и мыслить шире.

Достаточно ли «обыкновенного» воспитания?

Это может показаться не столь вдохновляющим, но «обычные» методы воспитания, то есть удовлетворение физических и эмоциональных потребностей наших детей (готовить еду, каждый день укладывать их в постель, реагировать на неудачи и достижения), могут помочь детям развить здоровые нейронные связи.

И это помогает создать надежный стиль привязанности, позволяет детям лучше справляться с этапами развития.

Заключение

Как родители, мы не можем контролировать каждый аспект благополучия нашего ребенка. Но то, что мы можем сделать, так это настроить их на успех благодаря нашему с ними взаимодействию в качестве заслуживающего доверия взрослого. Мы можем показать им, как управляем своими чувствами, так что когда они будут проходить через плохие этапы в жизни, такие как развод или стресс, они могут вспомнить, как мама отреагировала на ту или иную ситуацию, когда она была молодой.

Надеемся, эта информация поможет вам!

- 113.00 Кб

Введение

Ежегодно в мире умирает около 11 млн. детей, преимущественно от излечимых заболеваний. Уровень заболеваемости детей, по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения (за последние 5 лет), имеет тенденцию к значительному росту и составляет: среди детей 1829,8 случаев на 1000 населения. Рост показателей хронической заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Основное место, по данным различных эпидемиологических исследований, в детской структуре патологических состояний занимают болезни: 1) органы дыхания (50%); 2) заболевания опорно-двигательного аппарата (22,2%); 3) заболевания органов пищеварения (15,3 %); 4) болезни нервной системы и органов чувств (11,4%).

По некоторым классам патологии отмечается интенсивный рост в 3 и более раз. Итак, можно констатировать, что количество детей с хронической соматической патологией неуклонно растет.

Первые 2-3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Грудные дети - особенно родившиеся маловесными или уязвимые в каком-либо другом отношении - в течение первых двух лет жизни и особенно в возрасте после 6 месяцев подвержены повышенному риску заболеваемости и смертности.

Именно эти вопросы и обусловили выбор темы для написания реферата: « Здоровье детей первых лет жизни».

1 Физическое развитие

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны. В первый год физическое развитие идет очень интенсивно: вес по сравнению с весом при рождении утраивается, рост увеличивается на 25-30 см, т. е примерно на 50%, ребенок из беспомощного существа, не умеющего даже перевернуться на живот со спины превращается в прямоходящее самостоятельное существо.

Дети до 1 года

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели: рост, массу тела, пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы); статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см, так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает. В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов.

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах - от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 -0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает в среднем 47 см.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов - акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов - 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

После того как ребенку исполнится год, темп его физического развития несколько замедляется.

Дети 2-х лет

За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.

В конце 1-го - начале 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки. Некоторое время малыш продолжает ходить "боком". Ребенок 12 - 15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам. В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит "животом вперед", а ноги его несколько развернуты. Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому - согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот. Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы -- так называемый перекат. С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам. Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.

Формируется равномерный ритм шага. При ходьбе ребенок уже не поднимает высоко колени, как он делал в начале 2-го года жизни. Малыш еще может падать, но главным образом из-за недостаточно развитой зрительно-ножной координации при наталкивании на предметы. Однако падения, связанные с потерей равновесия, случаются все реже. К концу 2-го года жизни малыш уже бегает и прыгает, отрывая от земли обе ноги одновременно. Держась за руку взрослого, он поднимается по ступенькам. Но малыш пока не способен к координированным попеременным движениям ног, поэтому 2-летний ребенок сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую. Несколько позже он будет использовать этот же способ во время спуска с лестницы.

Играя, ребенок 2-го года жизни легко меняет различные способы движения: он может встать на колени или на одно колено, лечь на пол. Он по-прежнему предпочитает пользоваться одной рукой, однако вторая рука, которая раньше лишь пассивно удерживала предмет, начинает активно действовать. Например, малыш может держать чашку двумя руками.

В возрасте от полутора до 2 лет продолжают совершенствоваться ручные действия, требующие супинации предплечья, и ребенок научается поворачивать ручку двери, высыпать предметы из ящиков.

Развитие координированного произвольного разгибания пальцев и активное использование большого пальца составляют основу для совершенствования манипулятивной деятельности. Ребенок в этом возрасте уже может построить башню из 3 - 4 кубиков, взять и поднять одной рукой 2 маленьких предмета, бросать и перекладывать игрушки.

Благодаря тому, что малыш теперь самостоятельно ходит, он может более активно взаимодействовать с окружающим миром: развивается его способность ориентироваться в пространстве, мышечное чувство становится мерой расстояния, определения пространственного расположения предметов. Малыш теперь комбинирует способы ходьбы, довольно быстро меняет направление движения.

Дети 3-ьего года жизни

На 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы. По мере того как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую "базу" для шага. Это в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени - и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения. Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения -перешагивание через низкие предметы. Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, в которых нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.

Долгое время считалось, что младенец сродни животному, и ему больше всего нужен хороший уход и питание, а развитием и воспитанием стоит заниматься позже, когда он подрастет, окрепнет и научится общаться. Однако, исследования и открытия в психологии показывают обратное - ранний младенческий опыт имеет важнейшее значение для всей последующей жизни ребенка и вносит неоценимый вклад в развитие его индивидуальности и судьбы.
В первые годы жизни закладывается основа, фундамент всей человеческой личности, на основании которого раскрываются и развиваются его индивидуальные особенности, заложенные природой.
Эти знания также привносят весомые аргументы в давнишний спор разных традиций о воспитании: нужно ли оставлять ребенка «проораться» и как реагировать на его «плохое» поведение.

Выделим важнейшие факты, свидетельствующие о важности этого периода.

Развитие мозга

Человеческий ребенок рождается очень незрелым; в сравнении с большинством других млекопитающих можно даже сказать – недоношенным. Ему нужно много времени, чтобы научиться простейшим вещам и очень много заботы и внимания со стороны родителей.

Это – плата людей за возможность ходить на двух ногах и использовать свой мозг в качестве главного эволюционного преимущества. Мозг у новорожденного так же очень незрелый. Его развитие начинается в утробе и активнейшим образом продолжается в первые годы после рождения. После родов у младенца сформировано всего лишь около 15-20% нервных связей, и подавляющее большинство оставшихся связей формируется в первые два-три года жизни. При этом младенческий мозг очень пластичен и подвержен влиянию внешней среды, а ранний опыт оказывает огромное воздействие на его развитие и формирование.

Развитие младенца невозможно рассматривать отдельно, в отрыве от заботящихся о нем взрослых. Первый год жизни – это постоянное тесное взаимодействие, в процессе которого идет становление важнейших систем ребенка, и значимость этой взаимосвязи для психического и физического развития ребенка огромна.

Благодаря последним открытиям в нейробиологии стало известно, что на развитие мозга самым прямым образом влияют эмоциональное окружение и способы взаимодействия с ребенком окружающих его взрослых. В зависимости от того, как реагируют взрослые на потребности ребенка и какой эмоциональный фон превалирует в семье, по-разному формируются нейронные связи и области мозга, отвечающие за чувствительность к определенным гормонам. Таким образом, эмоции и реакции взрослых закладывают психофизиологическую и биохимическую базу организма – самые что ни на есть материальные, объективные, измеримые параметры. Это напрямую влияет на развитие личности и построение способов взаимодействия с миром и реагирования на различные факторы и ситуации. Ранний опыт может сформировать у ребенка здоровую устойчивость к стрессу или, наоборот, чрезмерную тревожность.

Говоря простым языком – от того, чувствовал ли ребенок в младенчестве любовь и заботу зависит его способность в дальнейшем быть счастливым и радоваться жизни. Это зависит от биохимических реакций, которые закладываются как раз в самом раннем возрасте.
Психолог Сью Герхард в своей книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» приводит множество данных современных исследований на эту тему. Она пишет: «Младенец - интерактивный проект, а не автономный. Некоторые системы организма человеческого детеныша готовы функционировать, но гораздо больше таких, которые еще не закончены и будут развиваться в ответ на влияние других людей».

Психологическое развитие

Самое важный итог первого года жизни в психологическом плане – это формирование образа окружающего мира, базового доверия к нему, базовой безопасности. В зависимости от обстановки в семье, у ребенка формируется понимание, каков же тот мир, в который он пришел – холодный и равнодушный или принимающий, поддерживающий и дающий возможности. Если потребности ребенка игнорируются, а родители холодны эмоционально, ребенок растет с пониманием, что хорошего ждать от этого мира не стоит – а это чревато неуверенностью в себе, депрессиями и различными другими проблемами во взрослом возрасте.

Еще одна важнейшая веха - формирование привязанности к значимому взрослому. Одно из главных открытий возрастной психологии 20 века: основополагающим для развития младенца фактом является наличие в его мире заботящегося взрослого, с которым возникает тесная взаимосвязь. Психологический комфорт и тепло важнее простого удовлетворения физиологических нужд. Для ребенка это жизненно важно – науке широко известны печальные случаи проявления «госпитального синдрома», когда воспитывающиеся в детских домах дети, получающие хороший уход и питание, но не имеющие возможности эмоционального контакта и связи, болели и умирали гораздо чаще своих сверстников, живущих с родителями.

Эмоциональная сфера

В первый год жизни закладывается основа эмоционального развития ребенка. Он во многом определяет, каким будет его эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, сформируется ли у него эмоциональная устойчивость, будет ли он способен понимать свои и чужие эмоции.

Младенцу жизненно необходимо чувствовать тепло, любовь и заботу. Это обеспечивает его правильное развитие и способствует формированию устойчивой основы личности. Общение с близким взрослым, телесный и эмоциональный контакт, доброжелательная атмосфера дают ребенку чувство безопасности.

Это вовсе не значит, что родители должны всегда быть радостными и излучать постоянно только позитив. Полезнее проживать эмоции и выражать их правильным, не травмирующим малыша способом.

Ребенок естественным путем знакомится со всем спектром чувств и эмоций, учится определять их сначала у взрослых, а затем, в дальнейшем, у себя, реагировать на них адекватно и правильно обходиться с ними.
Способность понимать чужие эмоции и сопереживать, то есть эмоциональный интеллект, тоже начинает закладываться именно в младенчестве.

Задача взрослых – постепенно научить ребенка понимать свои эмоции и правильно выражать их. Для этого сначала их нужно «контейнировать» - перерабатывать самим, оставаясь при этом устойчивым и спокойным, озвучивать и помогать ребенку с ними справиться. Постепенно ребенок научится делать это сам.

Физическое развитие

Связь психического и физического развития в раннем возрасте очень велика, поскольку все познание мира поначалу происходит через познание и осознание своего тела, через движение и телесные ощущения.

За первый год жизни с ребенком происходит невероятные изменения – вначале он практически ничего не умеет, но постепенно учится ползать, ходить, говорить, координировать движения рук и пр. Младенец с самого рождения непрерывно познает и развивает свои возможности, приобретает все новые умения, навыки и способы управления собственным телом.

Телесные ощущения имеют огромное значение в жизни ребенка. Все знают, что детям обязательно нужно все прочувствовать собой - потрогать, потрясти, облизать. Таким образом, они учатся не только чувствовать свое тело и управлять им, но и получают массу сведений об окружающем мире и его законах. Тут большую роль играет разнообразие и богатство среды.

Если лишить ребенка достаточного количества впечатлений и ощущений, это может негативно повлиять на его развитие. Может возникнуть повышенная или пониженная чувствительность, медленнее будут проходить процессы познания и интеллектуальное развитие.
Так же негативно влияют ограничения двигательной активности (например, постоянное использование манежа или перестраховывание). Ребенок должен сам узнавать возможности своего тело, это программа, заложенная природой.

Подведем итоги. Самое важное для ребенка первого года жизни – это наличие близкого заботящегося взрослого, тесный контакт с ним, в том числе телесный и эмоциональный, позитивный эмоциональный фон в семье, богатство и разнообразие среды, возможность изучать и использовать свое тело.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Наталья Кулакова
Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей

Предисловие

Книга не об уходе за младенцем, об этом и так написано немало. Я занимаюсь психологией и развитием детей. Эта книга о фундаменте, который закладывается в раннем возрасте. Это основа взаимоотношений с ребенком, залог его успешного и своевременного развития, и обеспечить это можно лишь в раннем симбиозе с родителями. В книге две части: в первой – общая информация, например, о том, какие игрушки и книжки нужны в первый год жизни, как развивать ту или иную сферу, а главное, зачем. Во второй части занятия расписаны по месяцам первого года жизни – от одного до двенадцати. Некоторые упражнения и описания игр здесь дублируют приведенные в первой части. Это поможет вам соотнести общую информацию с конкретным возрастом ребенка. Надеюсь, такая «двухполушарная» структура информации (что соответствует устройству человеческого мозга), и целостная, и детальная, поможет усвоить ее легко.

Эта книга о том, что мне удалось понять и рассмотреть благодаря своим детям, а также многочисленным младенцам, с которыми я занималась, которых наблюдала. Она исключительно практическая: в основном это советы и упражнения, а теория только для того, чтобы понять, зачем что-то делать.

Зачем и почему? Мои любимые вопросы. Зачем гимнастика? Зачем плавать? Почему именно эта методика, а не другая? Почему это не нравится моему ребенку, а это нравится? А второму ребенку оказалось полезным что-то третье. Я не очень люблю давать советы, я всегда жду вопросов. Поэтому хочется, чтобы каждый нашел что-то полезное в этой книге для себя и своего ребенка, без фанатизма, но задавая вопросы и прикидывая, тот ли это «размер». Думая.

Недавний эпизод убедил меня: книге быть, она может кому-то помочь. Летний пляж, +36, кроме собственных, с нами туча детей от 8 месяцев до 8 лет (это выездная группа на Кипр), все они перепачканы с ног до головы песком, большинство свободно плавает и ныряет. Неподалеку томится «посторонняя мама» (как выяснилось, из Швейцарии) с ребенком неопределенного возраста. Объясню, почему неопределенного: ребенок крупный, но поддерживает и тетешкает она его как двух-трехмесячного, они не купаются, сидят под зонтиком. Думаю, обоим очень жарко, у ребенка потница. Пару дней наблюдаем за ними. Наконец не выдерживаем, выясняется, что ребенку 5 месяцев. На вопрос «А почему вы не купаете его, не плаваете?» получаю изумительный ответ: «А врач сказал, что можно начинать месяцев в восемь-девять». Может, это тот самый врач, который посоветовал маме годовалого(!) ребенка оставить его на пару недель, а самой поехать отдохнуть, ведь не стоит климат менять такому малышу. Ах нет, тот был в России, а этот из Швейцарии. Или это тот врач, который сказал, что дети, не получающие грудного вскармливания после года, опережают в своем развитии… Или тот, который считает, что ребенку, который не начал ходить, бессмысленно посещать развивающие занятия…

Мне хочется кричать свое «почему?» на весь пляж. С нами педиатр, она другого мнения. С нами дети, которые другого мнения. Что может убедить маму малыша? «Ведь это мой первый ребенок, я не знаю, как правильно!» Я тоже не знаю, хотя у меня третий ребенок, я просто пытаюсь понять малыша, которому нестерпимо жарко. «Ну хоть бассейн ему налейте, попробуйте!» – беспомощно предлагаем мы. На следующий день на их лицах счастливые улыбки: «Мы купались в бассейне с морской водой!»

Родители, задавайте свои вопросы! И думайте, действительно ли дожди и отсутствие мамы полезнее солнца и моря. А морская вода вредит пятимесячному ребенку больше, чем потница? Нужно ли учить ребенка читать до года? Если вы ответите себе, зачем это вашему ребенку, пробуйте. А еще доверяйте своей интуиции. Именно вы сможете почувствовать, подходит ли это вашему малышу. Всегда есть повод для размышлений, даже если это первый ребенок. И тем более если первый. И не забывайте, что малыш все впитывает, как губка, – плохое и хорошее, полезное и бесполезное. Он каким-то чудом знает, слышит и видит все, даже если сидит, повернувшись к вам спиной.

Часть 1
Первый год жизни

Глава 1
Как любить ребенка в понимании ребенка?

Мой первый и главный ответ на вопросы, ответ-совет: в первый год жизни, а также до этого и после года ребенка надо любить.

«В каких же родителях нет любви к своему чаду?» – воскликнет читатель. «У нашей дочери все самое лучшее – самая дорогая одежда, самая удобная коляска, няня прекрасная… ей всего хватает». Кое-кто может добавить: «Очень бережем, даже в море не купаем, да и вообще климат не меняем. В общем, любим страшно!»

Любить нужно в понимании ребенка, а не взрослого.

Всегда ли мы умеем проявить свою любовь именно так, как это необходимо ребенку? Задумайтесь. Американскими учеными был проведен эксперимент: две группы крысят, рожденных от одних родителей, поместили в равные бытовые условия (их одинаково кормили, ухаживали и т. д.). За исключением одной детали: малышей из одной группы ежедневно… гладили, пока они росли. В результате они набрали больший вес, стали здоровее и крепче своих родственников из другой группы.

А теперь о людях. Новорожденного, совсем крошечного ребенка, почти всегда можно успокоить (когда другие средства уже не помогают), раздев и положив на свой живот, кожей к коже, лучше к левой груди, где бьется сердце. Это неудивительно, ведь основное назначение кожи – способствовать человеческой близости и теплу, восприятию, содействовать контакту, «проводить» ласку.

Дети чувствуют боль и прикосновение уже в возрасте 10–11 недель в утробе матери (а может быть, и раньше, такие исследования еще впереди). Кожа ребенка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что младенец рождается с уже хорошо развитым тактильным восприятием. Ни один орган чувств, пожалуй, не развит у новорожденного так хорошо. «При рождении ребенком резче всего воспринимается именно прикосновение на биологическом и психологическом уровнях», – пишет Стенли Гринспэн.

Все это понимают, однако современные малыши проводят очень много времени в кроватках, манежиках, детских переносках, ходунках и т. п. Гиподинамия и различные психологические проблемы – вот расплата за «блага» цивилизации. Многие родители прямо заявляют: «Я своего стараюсь к рукам не приучать, пусть лучше покричит лишний раз, привыкнет». Дети действительно очень быстро понимают, что их плач мало или совсем не влияет на то, что происходит вокруг. Но вот в чем проблема: сама причина или природа стресса является менее значительным фактором, чем то, каким образом удается облегчить его последствия и удается ли это сделать вообще. Пережитые в период младенчества ситуации (дискомфорт, после которого не следует утешения) формируют поведенческие модели и скорее всего дадут толчок к возникновению комплексов, низкой самооценки, других проблем в будущем. Мы ведь не желаем этого своим детям? Тогда их надо любить.

В моей обширной педагогической практике иногда встречаются дети, которые выглядят «недоношенными». Нет-нет, они физически здоровы, родились в срок… Их не доносили уже потом, после рождения. Ребенок, которого мама везде носит с собой (чаще всего на бедре, это одна из удобных поз), получает гораздо больше материала для развития – как сенсорного, так и моторного. Например, мама что-то готовит или заваривает чай, она наклоняется или, наоборот, тянется за чем-то (одна рука у нее свободна, другой она придерживает ребенка, возможно, он сидит в слинге), малыш внимательно за всем наблюдает, у него работают многие группы мышц, положение его тела постоянно меняется в пространстве вместе с движениями матери, нагрузку получает вестибулярный аппарат. А если догадливая мама еще и объясняет свои действия, показывает, а что-то дает потрогать, у такого малыша есть все шансы на раннее развитие, на счастливый старт.

Дети требуют, чтобы их любили, они плачут и тянут ручки, затем взрослеют. И тогда большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, например помогая им одеться, сесть в машину и т. д. Особенно плохо обстоит дело с мальчиками: уже до года они получают в 5 раз меньше физической ласки, чем девочки. Уменьшение физических контактов между взрослыми и детьми также происходит, когда дети начинают ходить в дошкольные учреждения. В лучшем случае воспитатель держит ребенка за руку, но никто не станет брать на руки или обнимать, многие стараются даже не сажать детей на горшок, боясь интимного физического контакта, сопряженного с этим процессом.

А когда розовощекий карапуз вытягивается в нескладного подростка, ни у кого уже не возникает умиления и желания приласкать его. А потребность в физическом контакте никуда не исчезает, просто она должна быть соответствующей возрасту. Надо продолжать его любить.

Кто бы мог подумать? Серьезные исследования взаимосвязи прикосновений и развития детей начались после открытий, связанных с развитием недоношенных младенцев. Многие ученые пишут сейчас о недостатке сенсорной (чувственной) стимуляции у недоношенных детей, последние исследования подтверждают, что таких малышей нельзя лишать контакта с матерью, постоянное пребывание в инкубаторе не позволяет им так быстро развиваться, как при постоянном контакте с матерью, например на ее животе (такой тип реабилитации становится все более популярным в США). Оказывается, многие из нарушений обмена веществ, наблюдаемые у недоношенных новорожденных, связаны не с собственно недоношенностью, а с недостатком или отсутствием сенсорной стимуляции и человеческой любви, особенно с изоляцией ребенка от матери.

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте прикосновений в Майами, показали, что преждевременно родившиеся младенцы, которым хотя бы в течение пяти дней делали массаж три раза в день, чувствовали себя лучше в сравнении с недоношенными детьми, которым такой массаж не делали. Детский психолог Тиффани Филд основатель Научно-исследовательского института прикосновений, пишет о том, что массаж стимулирует блуждающие нервы у таких детей, помимо прочего, они запускают действие механизмов пищеварения. В результате быстрого набора веса новорожденных, которым делали массаж, выписывали из роддома в среднем на шесть дней раньше обычного.

Люди нуждаются в прикосновениях, а младенцы нуждаются в массаже, поглаживании, укачивании, ношении на руках. Отлучение ребенка от матери сразу же после рождения и различные манипуляции: измерение роста, взвешивание, пеленание – приводят к перегрузке его сенсорных систем, нарушают его чувство безопасности, обусловливая дистресс нервной системы, в то время как ребенок нуждается только в одном – в контакте с мамой, желательно при соприкосновении с ее кожей, в ее ласковых объятиях, родном запахе.

Так что же значит любить для ребенка в первый год жизни? Не бойтесь «избаловать» или «приучить к рукам» своих малышей; носите их на руках, прижимайте к себе, согревайте своим теплом, делайте массаж. Помните, что недостаток контакта в младенчестве может аукнуться в последующей жизни. Для новорожденного отсутствие прикосновений и любви может быть даже угрозой для жизни. Это известно со времен императора Священной Римской империи Фридриха II, который провел эксперимент над новорожденными детьми. «Контрольную группу» младенцев забрали у матерей и передали нянькам, которым было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними – кормить, купать, но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел знать, на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали звуков человеческой речи и не засыпали под колыбельные. Все дети умерли.

Тактильная терапия (прикосновения, массаж и т. п.) помогает при коликах, расстройствах сна и повышенной возбудимости малышей, снимает стрессовые состояния: в моче новорожденных, получавших сеансы массажа, ниже содержание кортизола, гормона стресса, который в определенной концентрации способен уничтожать клетки, крайне важные для иммунной защиты. Находиться в контакте с матерью и вообще родителями – для ребенка вопрос эмоциональной безопасности, сенсорной стимуляции и раннего развития. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что 15 минут массажа в день могут помочь детям, страдающим диабетом, сохранять уровень глюкозы на нормальном уровне, а страдающим астмой улучшать работу легких. Что уж говорить об эмоциональном, интеллектуальном и речевом развитии наших детей!


Советы

Берите ребенка на руки, когда он просыпается, тактильный контакт в такие минуты крайне важен, потому что он может обеспечить три очень важных для ребенка условия: ощущение безопасности, связь с миром людей, начало процесса коммуникации и обеспечение обратной связи. Качайте и берите на руки ребенка при любом удобном случае, не оставляйте одного надолго.

Делайте ребенку массаж ежедневно, начиная с первых дней жизни, хотя бы несколько минут гладьте спинку, ножки, ручки, животик. Наиболее чувствительны у новорожденных ступни, ладони, лицо. Прикосновения или даже массаж не требуют специального обучения. Ведь массировать или гладить ребенка так же просто, как говорить с ним, главное – желание установить контакт. Часто родители инстинктивно чувствуют, когда и как это делать.

Играйте с малышом в разные игры, начните с таких простых упражнений, как «Ладушки», «Сорокабелобока», «Коза рогатая», в дальнейшем придумывайте игры, которые сопровождаются телесным контактом.

Старайтесь выполнять какую-то легкую работу по дому с ребенком на руках (вытереть пыль, разогреть обед и т. п.), это только поначалу кажется неудобным. Вытаскивайте ребенка из коляски на улице, если он бодрствует. Сведите к минимуму использование манежика, кроватки и т. п.

Примите за аксиому: ребенок никогда не требует контакта, не цепляется за маму, не плачет просто так, «из вредности». Причины могут быть разными: от физического недомогания до острой психологической потребности, неудовлетворение которой ведет к травмам и замедлению развития.

Сохраняйте «контакты» со своим взрослеющим ребенком, не обязательно обниматься и целоваться, можно прикоснуться к руке, погладить по голове, обнять за плечи, шутливо потолкаться и т. п. Росс Кэмпбелл в книге «Как на самом деле любить детей» пишет, что «постоянный контакт глаз и физический контакт – наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом». Мальчикам необходимо такое же проявление любви, как и девочкам. По мере того как потребность в объятьях и поцелуях уменьшается, потребность в физическом контакте остается; возня, борьба, похлопывания по плечу, шутливые потасовки прекрасно подойдут.

Американцы очень любят разные эксперименты. Они выращивали растения, посылая им свои взгляды и свою любовь, такое любование происходило по 30 минут несколько раз в день. И что удивительно, росли и созревали такие растения в несколько раз быстрее, чем контрольная группа, которой никто не любовался. А может быть, и дети от любящих взглядов и внимания лучше растут и развиваются?


Помните, что у вас есть возможность дать ребенку в первый год жизни то, что необходимо для его эмоционального равновесия, быстрого роста и раннего развития, что поможет противостоять ударам судьбы, когда он повзрослеет, – вашу Любовь. Выразите ее через прикосновения и любящие взгляды. Не упустите эту возможность! Писатель Владимир Набоков советовал родителям баловать детей, пока они маленькие: еще неизвестно, что их ждет впереди».

Глава 2
О мере любви, или Об опасности излишнего комфорта для развития ребенка

Мой второй важный вывод: любить ребенка в первый год нужно в меру. Опа! Вот так поворот. Это не опровержение предыдущей главы, а уточнение. Сейчас объясню, что же я имею в виду. Один из важных критериев, по которому оценивают новорожденного, его физиологическая зрелость, готовность к переходу в новые условия жизни (изучаются сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы малыша). Зрелым или незрелым родился ребенок – это лишь первая ступенька на пути к здоровью и успешному его развитию. «Первый год – начало всему, год “запуска” здоровья, силы и способностей ребенка», – написал Борис Павлович Никитин, педагог, отец-профессионал. Даже физиологическую незрелость, с которой рождаются некоторые малыши, в первый год можно полностью компенсировать, как и наоборот – неверным обращением с ребенком можно не только усугубить ее, но даже вызвать.

Именно в первый год закладываются основы успешного или неуспешного развития, могут быть сглажены и компенсированы или, наоборот, обострены проблемы внутриутробного развития. Новорожденный может приспособиться практически к любым условиям, чего не скажешь о взрослом человеке. Это же касается и развития других способностей: чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности. Значит, не используя первые дни и первый год для развития адаптивных механизмов и способностей к обучению, мы теряем эти возможности почти безвозвратно. И если даже ребенок, родившийся ослабленным, незрелым, легче всего может наверстать упущенное, догнать сверстников именно в первый год, что уж говорить о сильном ребенке! Главное – не навредить. Какие же условия нужны для того, чтобы первый год стал залогом будущего успеха? И что, наоборот, может помешать успешному старту?

На первый взгляд кажется, что лучшее, что можно сделать, это создать малышу максимально комфортные условия, защитить почти как в утробе матери, устроить для него «райскую жизнь», ведь он еще такой крохотный и беспомощный: согреть, как следует накормить (чтобы рос поскорее), бережно положить в кроватку и лишний раз не выпускать из нее, ведь мир полон опасностей – вдруг упадет, поцарапается, грязь в рот возьмет, замерзнет и т. д. Но оказывается, не отсутствие комфортных условий, нестерильный пол и переохлаждение, – совершенно другие опасности подстерегают маленького человечка.

Перегревание

По словам специалистов, «перекутывание и высокая температура в комнате, где живет новорожденный, ведет к свертыванию за ненадобностью механизмов терморегулирования и частым простудным заболеваниям». Проще говоря, если у ребенка нет необходимости адаптироваться к окружающей среде, напрягаться, «работать», например согреваться через движение, тогда врожденный механизм терморегуляции сворачивает свою работу за ненадобностью, а малыш становится чувствительным к любому сквозняку или снижению температуры воздуха.

Сошлюсь опять же на Б. П. Никитина. После рождения ребенок должен попасть в среду, где температура гораздо ниже, чем нужно для комфорта и бездеятельного пребывания, это закаляет и делает малыша сильнее. Удивительно, но об этом знают даже животные. Ученые Югославии поставили опыт с крысами-самками накануне появления у них потомства. Крыс выпустили в длинный коридор, по сторонам которого находились ячейки, в каждой из которых кондиционеры поддерживали определенную температуру: 0, +5, +10, +15, +20, +25, +30 градусов Цельсия. После свойственной всем крысам первоначальной разведки они постепенно начали растаскивать кучу тряпок и мешок соломы – готовить для себя гнезда. Самым удивительным было то, что крысы, будто сговорившись, поместились все в комнате с температурой +15 градусов, то есть на целых 20 градусов ниже «комфортной», и это при том, что крысята рождаются голенькими. Разница температур тела и окружающей среды является самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного стресса. Каждая мать, раздев ребенка в комнате, где прохладно, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур. Поначалу у физиологически незрелого ребенка этот период не превышает 5-10 секунд, у зрелого порой достигает 60 секунд.

А вот рекомендации Никитиных по поводу одежды для младенца: «Ребенок бывает голеньким все время, пока не спит или когда мама его кормит. Он свободно шевелит ручками, ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинеют. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптивная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, если она у него работает, – холодные ножки отдают меньше тепла, восстанавливается тепловой баланс организма (определять, замерз ли ребенок, нужно, ощупывая не ручки и ножки, а плечо малыша). Засыпать ребенку лучше с теплыми ножками: его можно завернуть или даже согреть ножки своим дыханием и руками. При этом температура в комнате 17–19 градусов, а во время сна под пеленкой 32–34. Нужно завернуть, одеть или согреть малыша в том случае, если он перестал двигаться, расслабился, это значит, он устал!».

Из своего опыта могу сказать, что 17–19 градусов лично для меня не очень комфортная температура, у нас дома теплее, а дети голенькие (или в трусах, памперсах), спят тоже без пижамы, иногда мы их укрываем (все дети во сне раскрываются). Проветриваем часто, ноги всегда холодные, болеем редко. Ребенок до года, который спит с мамой, никогда не замерзнет, даже если раскроется.

Даже слишком теплая вода во время купания может повредить малышу: она снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности. По мнению Аршавского, температура воды не должна превышать 32–34 градуса даже при первых купаниях.

Не все мои дети так считают. Старшая, например, любит горячую ванну, но облиться холодной водой не прочь.

Вторая дочь любит прохладную воду, соответственно, обливаться ей не хочется. Будьте внимательны к своим детям. Какой тип закаливания подойдет им больше, какая должна быть температура – иногда они могут сказать вам больше, чем самые передовые идеи. И не забывайте впускать как можно больше свежего воздуха, даже холодного, он не вреднее, чем скопление вирусов, бактерий и углекислого газа.

Стерильность

Стерилизация пищи, питья, посуды, пеленок, игрушек и прочего задерживает естественное развитие и укрепление иммунитета ребенка, приводит к болезненности. Когда ребенок «не знаком» ни с какими микробами, то даже непатогенные микробы грозят инфекцией, а общая нервозность, страх перед «грязью, микробами», постоянное одергивание подросшего ребенка снижают сопротивляемость организма в целом. Конечно, нужно поддерживать чистоту, но не стерильность. Как это ни странно, но дети, знакомые с раннего возраста с «родными» микробами – именно такие они в своем доме, – меньше болеют. Ни одному ребенку в моей практике еще не стало плохо оттого, что он попробовал «на зуб» пальчиковые краски, самодельное тесто для лепки, сырую крупу. Со всем этим нужно познакомиться еще до года.

Ограничения в движении

Недостаток движения ведет к недоразвитию мышечной системы, а следовательно к слабости всех внутренних органов и даже к задержке умственного развития. Когда мышцы человека не работают нормально, перестают нормально функционировать и другие системы организма – лимфатическая, нервная, дыхательная, тормозятся все процессы.

О чем речь? Ведь в первые месяцы ребенок очень мало двигается, даже ползать не умеет. Оказывается, в первые недели жизни основное внимание нужно обращать на двигательную активность малыша во время сна. В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный «пусковой механизм» двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате фактически 50–60 % времени спящий ребенок проводит в движении. Нельзя этому препятствовать, туго заворачивая его. В это я верю свято. Постепенно время бодрствования увеличивается, а значит, можно заняться с крохой гимнастикой, плаванием, массажем. Почему такое внимание двигательной активности? Оказывается, развитие интеллекта и двигательная активность в первые годы жизни напрямую связаны, нельзя ограничивать малыша в движениях, наоборот, если учить ребенка плавать, делать с ним гимнастику, он обгоняет своих сверстников и в интеллектуальном развитии.

Однако важно помнить, что вся двигательная активность малыша должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности, эмоциональной наполненности. Общение с родителями, похвалы и поддержка мамы могут вызвать интерес даже к сложным упражнениям.

В первые недели жизни такой интерес стимулируют с помощью двигательных рефлексов, вызванных раздражением подошв, пяток, пальцев, ладошек. Помните, что прикосновения и поглаживания невероятно важны в первые месяцы (и не только) жизни, чем больше вы держите ребенка на руках, касаетесь его, гладите и укачиваете, тем здоровее, сильнее и успешнее он будет.



Удержитесь от того, чтобы подросшего малыша оставлять в манеже, постоянно возить в коляске, это лишает сердце нагрузки, учит пребывать в безделье, не развивает стопу (она остается плоской), ограничивает свободу ребенка. Хотите, чтобы ребенок развивался? Тогда проститесь с мыслями о собственном удобстве на 2–3 года точно. Зато потом это вернется вам сторицей – самостоятельностью, здоровьем и сообразительностью ребенка.

Перекармливание

Неужели опасность может таиться в еде? Озабоченные родители считают калории и переживают, когда малыш не доедает свою порцию. Что же в этом плохого? Ведь невозможно перекормить ребенка грудным молоком. Малыш сам контролирует, сколько ему нужно высосать, а молоко максимально соответствует его потребностям. Опасность таится лишь в раннем прикорме (до прорезывания первого зуба), смешанном и искусственном вскармливании, а также в кормлении насильно. Вопреки рекламе искусственных смесей, наиболее удобной и безопасной пищей для младенца остается грудное молоко. А боязнь, что ребенок недоедает, недополучает, приводит к тому, что количество детей с избыточным весом неуклонно возрастает с каждым годом.

Никто не убедит меня в том, что длительное кормление грудью (минимум до полутора лет) бесполезно и бессмысленно. Одно из главных условий раннего и успешного развития ребенка – отсутствие стресса, эмоциональный комфорт. Даже недомогания, переезды, перемена климата «на груди» переносятся совершенно иначе. Да и мама, которая не озабочена подогреванием и размешиванием смесей и прикормов, имеет больше времени и сил для развития ребенка. Самое «легкое» на мой взгляд, время, для путешествий, музеев, гостей и т. д. – до года. Малыш, который устал от информации и впечатлений, заснет, прижавшись к маминой груди.

Позднее нужно продумывать все: где и что ребенку есть, как спать и пр. Не слушайте врачей, которые говорят обратное! Просто попробуйте. И помните: иногда у ребенка нет аппетита, как и у взрослых.

Оберегание от опасностей

Так же, как заброшенность, опасен сверхзаботливый уход за ребенком (непрерывные занятия, развлечения, игры), когда у малыша не остается времени для самостоятельной деятельности.

У сверхзаботливости есть и еще одна сторона: желание уберечь от опасностей внешнего мира. «В рот игрушки не давать, на пол не пускать, в гости не ходить – а вдруг заболеет!» Вот что пишет на эту тему Б. П. Никитин: «Ограничивая свободу ребенка и возможности познания мира, оберегая его от всего, мы задерживаем развитие творческой стороны интеллекта. Если вместо знакомства с опасностями мы ребенка попросту к ним не подпускаем, это ведет к неосторожности ребенка и в конце концов увеличивает опасность травматизма. Огромное количество запретов подавляет ребенка, делает его удобным для взрослых, но неразвитым. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность». Например, недостаточно просто включать ребенку музыку, важно, чтобы он сам попробовал извлекать какие-то звуки (хоть по кастрюле ложкой стучать), ведь когда ребенок что-то делает сам, он творец. Много писала об этом Мария Монтессори: «дети – другие», чтобы что-то усваивать, им недостаточно слов, им нужно совершать действия, манипулировать, трогать. Одна из причин отставания ребенка в речи также невовлеченность его в процесс. Мало просто говорить ребенку что-то, необходимо стимулировать его к действиям, даже если это простые действия с игрушками: «Вот зайка, держи зайку, покачаем зайку, положим зайку…»

Итак, что нужно делать, чтобы «запустить» здоровье и способности ребенка в первый год? Эти советы в большинстве своем взяты из опыта педагогов-новаторов, но опробованы лично.


Советы

Одевать малыша легко, очень хороши воздушные и солнечные ванны.

Не сдерживать двигательную активность ребенка (это касается и детей более старшего возраста).

Если даже вы не делаете специальную гимнастику, можно учить малыша крепко хвататься за протянутые к нему пальцы, выкладывать на животик, класть игрушку перед ним, чтобы тянулся за ней, это упражнение повторяется несколько раз в день.

Выкладывать с первых месяцев ребенка на пол (на пеленке, покрывале или одеяле) – это стимулирует его двигательную активность, позволяет видеть мир в ином ракурсе, к тому же совершенно безопасно – малыш не упадет.

Закаливать – обливать прохладной водой, оставлять с босыми ножками и т. п. Никитины рекомендуют троекратное погружение в холодную воду в первый-второй день после рождения – это запускает терморегулирующие функции организма. Тут каждый решает сам, но босые ножки точно еще никому не повредили. Японцы в любую погоду не надевают детям головные уборы и колготки, даже если снежок падает на головку.