Домой / Дневной / Что делает дефектолог с детьми. Занятия с детским учителем дефектологом или логопедом: в чем разница

Что делает дефектолог с детьми. Занятия с детским учителем дефектологом или логопедом: в чем разница

Кто такой дефектолог?

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха
- Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития
- Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения
- Логопед- специалист работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.


После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Для чего нужен дефектолог?

Дефектолог выполняет следующие функции:

1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;

2. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (Восприятие, внимание, память, мышление и др.);

3. Развивает коммуникативную деятельность детей;

4. Развитие ведущего вида деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность.

Формирование элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных).
- обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
- дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто такой дефектолог?

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

Существует несколько дефектологических специальностей:


- Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха
- Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития
- Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения
- Логопед- специалист работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.

Разница между логопедом и дефектологом в том, что логопед занимается развитием речи, а дефектолог развитием интеллекта.
На консультации дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Для чего нужен дефектолог?

Дефектолог выполняет следующие функции:

1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;

2. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (Восприятие, внимание, память, мышление и др.);

3. Развивает коммуникативную деятельность детей;

4. Развитие ведущего вида деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность, школьники - учебная.

Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:


- формирование элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных).
- обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
- дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.


1. Не бойтесь диагноза . Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе - надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.

2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса . Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки - больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца - определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.

3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания - если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции - несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

4. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания. В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую.

Речевое развитие нередко задерживается - ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях.

«На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», - сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).

И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.

Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

5. Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.

С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.

Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

    Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

    Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции (ММД), решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК.

  • Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, - от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, т.к. постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если педагог понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему.

Почему слово “дефектолог” звучит пугающе?

Направление ребенка к дефектологу порождает всевозможные страхи, прежде всего у родителей. Поэтому в общении с ними рекомендуется использовать термин «коррекционный педагог», хотя это обобщенное понятие, которое включает в себя тифлопедагогов, и сурдопедагогов, и олигофренопедагогов.

Исходная установка, которая пугает, - дефектолог работает с детьми, у которых есть выраженные трудности, «дефекты». При этом и педагоги, и родители не очень хорошо понимают, в чем специфика работы дефектолога. А ведь это специалист, владеющий очень широким спектром различных дидактических приемов, технологий, методик работы с разными категориями детей. Специалист, обученный особым образом представлять суть программного материала, - не так, как это делает учитель-предметник.

Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.

Миф первый - дефектолог работает только с детьми с тотальными недоразвитием психических функций. А это далеко не так. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ученику. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

В последнее время, детей с проблемами в обучении все больше, и психологи часто не в силах им помочь. Как быть?

Прежде всего, разумно «использовать» такого специалиста, как дефектолог. Один вариант: у ребенка действительно есть выраженное недоразвитие тех или иных психических функций, и психолог понимает это. Тогда он рекомендует родителям обратиться в то учреждение, где есть нужный специалист для продолжительных коррекционных занятий.

Но если у школьника возникли временные трудности, то надо просто проконсультироваться у дефектолога. Сюда можно отнести самые часто встречающиеся в начальной школе проблемы: дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушение счета). Нередко они базируются на пропусках программного материала. В этом случае помогает простая консультация и определение направления работы с ребенком.

И третье, самое кратковременное «использование дефектолога: для проведения педагогического тестирования. Дефектолог может посмотреть ученика четвертого класса и определить, что он знает по программе своего и предыдущих годов обучения. Такой специалист знает программный материал блестяще и у него есть свои диагностические приемы. Учитель тоже умеет это делать, но он обычно прибегает только к контрольным заданиям.

Может ли педагогическим тестированием заниматься психолог?

Психолог не имеет права проводить педагогическое тестирование. К тому же он не может досконально знать образовательную программу . Дефектологи - это педагоги. Их учат методике преподавания математики, русского языка иными, чем обычных учителей-предметников, средствами, причем по программе как коррекционной школы V, VI, VII, VIII видов, так и массовой школы.

Но ведь психологи научены диагностировать развитие у ребенка тех или иных познавательных процессов и проводить развивающие занятия. Достаточно ли эффективна такая работа?

Если взять отдельный симптом, например проблему внимания, и не смотреть, что за этим стоит: беспокойство, тревога, низкие познавательные возможности ребенка, связанные с его соматическим или неврологическим уровнем, дефицит внимания с гиперактивностью или без нее, то эффективность таких коррекционных занятий будет очень невысокой. Психологи, должны обязательно понимать причины и механизмы, приведшие к особенностям в развитии ребенка . А дальше, если психолог видит себя как коррекционный специалист, он может работать по программам, направленным на минимизацию симптома. В каких-то случаях это может быть эффективно, но в целом коэффициент полезного действия таких занятий невелик, учитывая, что они отнимают очень много времени. А дефектолог работает по программам, которые позволяют быстро снять причину отставания по тому или иному предмету.

Бывает, что проблемы ребенка связаны с его низкой работоспособностью и истощаемостью. Здесь надо звать на помощь невролога или невропатолога, которые могут помочь в решении именно этой проблемы. Каждый раз психолог должен очень четко определять, где его «ниша», а когда надо обращаться за помощью к другим специалистам.

Если говорить о базовых механизмах психического развития, то здесь существуют механизмы дизрегуляции, которые способствуют возникновению множества проблем в обучении. Например, из несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование этих механизмов регуляции, так и развитием пространственных представлений у ребенка. Это действительно будет коррекционная работа психолога. Но она эффективна, если ребенку не больше шести лет и есть еще время для формирования базовых предпосылок к обучению и базовых составляющих психического развития. В этом случае можно надеяться на то, что ребенок в конце первого класса выйдет на нормальный уровень обучения. Но если ребенку девять лет и у него накопилась масса проблем в освоении программного материала, выработался некий механизм защиты от неудач, то такая психологическая коррекция неэффективна. Как правило, в этих случаях все заканчивается тем, что ребенку ставят диагноз ЗПР, не разбираясь в природе явления.

А дальше получается замкнутый круг: в массовой школе такой ученик хронически не успевает, но отказать ему в обучении никто не имеет права. Школ для детей с ЗПР, как правило, нет, а о направлении в коррекционную школу родители не хотят даже слушать. В результате такого ученика просто «перетаскивают» из класса в класс, а проблемы лишь накапливаются. Данные, приводимые специалистами из различных регионов страны, указывают на то, что в некоторых школах до 60% детей не усваивают программный материал.

Но существует и другая крайность: школьных психологов вообще не привлекают к выяснению причин плохой успеваемости детей. А ведь проблемы могут объясняться не только недоразвитием познавательных процессов, но и заторможенностью ребенка или его неуверенностью в себе. А это уже чисто психологические проблемы. Психолог должен помогать ребенку с трудностями в обучении, если он чувствует себя вправе работать с этими проблемами и оценивает свою компетенцию достаточно высоко.

К сожалению, напрашиваются неутешительные выводы, что говорить об эффективной работе отдельно взятого школьного психолога с проблемными детьми практически невозможно...

Да, это очень сложно, особенно если необходимо вмешательство в процесс обучения. Но можно найти различные варианты комплексной, в том числе и дефектологической, помощи ребенку.

Но для специалистов школ существуют курсы повышения квалификации, где психологам и педагогам можно получить необходимые знания. И совсем не обязательно делать это официально, через институт повышения квалификации.

Очень полезно (и в плане просветительской работы) посещать открытые уроки в коррекционных школах. Это повышает их статус в глазах психологов, педагогов и родителей. Там действительно работают грамотные специалисты, которые очень много делают для детей. И что самое главное - там детям эмоционально тепло. Об этом говорит хотя бы тот факт, что сами учителя и психологи часто отдают своих детей в коррекционные учреждения, понимая, что там с детьми будут заниматься и общаться адекватно их возрасту, что ребенку будет просто хорошо.

Вообще, как и в решении любых проблем, здесь многое зависит от инициативы и желания самих психологов. Можно установить тесное взаимодействие с нужными специалистами через совместные методические объединения. А можно учиться друг у друга неформально и получать при этом для себя то, что никогда не получишь на официальных курсах.

У психолога можно получить знания об особенностях разных категорий детей, но конкретным приемам работы с ними можно обучиться только у дефектолога. Важно, чтобы в своем желании помочь ребенку психолог не конкурировал с дефектологом. У них разные методы, но одна цель: помочь ребенку, сделать его из менее успешного более успешным, адаптировав его как ученика.

Задача психолога может заключаться и в том, чтобы разъяснить администратору или чиновнику необходимость сотрудничества с различными специалистами, в том числе и с дефектологом.

Главное партнерство, где ты можешь не только дать, но и взять. Многие психологи используют дефектологические программы, логопеды используют элементы психомоторной коррекции. И такое взаимопроникновение идет на пользу всем. Ведь именно на стыках наук возникает все самое интересное. А у союза психологии и дефектологии большое будущее!

Логопед-дефектолог – специалист с высшим образованием, занимающийся изучением, развитием, коррекцией речи. Логопед-дефектолог владеет методиками общения, обучения разновозрастных пациентов, имеющих отклонения в развитии, сложные болезни, сопровождаемые интеллектуальными, зрительными, слуховыми, неврологическими расстройствами.

Деятельность специалистов направляется на анализ речи, выявление причин задержки речи, оказание помощи в адаптации, речевом развитии, устранении неправильности произношения, других обнаруженных дефектов. Предусматривается тесное сотрудничество с неврологом, педиатром, психологом, отоларингологом.

При взаимодействии с маленькими пациентами для повышения эффективности проводимых занятий и снижения нагрузки на ребенка применяются увлекательные игровые методики.

Чем занимается логопед-дефектолог?

Специалист занимается устранением сопровождаемых психическими и физиологическими нарушениями дефектов развития:

  • Нарушений речевой звучности (дисфонии, афонии).
  • Нарушений произношения (картавости, шепелявости), скорости произношения (брадилалии, тахилалии).
  • Заикания (логоневроза).
  • Гнусавости (ринолалии).
  • Дислексии (нарушения навыков чтения).
  • Сенсомоторной, сенсорной алалии (задержки речи).
  • Гиперактивности.
  • Синдрома дефицита внимания.
  • Детского церебрального паралича.
  • Аутизма.
  • Задержки психического, интеллектуального развития.
  • Отсутствия или недостаточного развития навыков запоминания, усвоения информации.
  • Слепоты, глухоты, нарушения функционирования органов слуха, зрения.
  • Неврологических расстройств.

Фрагменты занятий с логопедом-дефектологом можно посмотреть в видео ниже:

Избавление от речевых дефектов обеспечивается благодаря воздействию на органы речи, обучению правильного дыхания, формированию звуков, управлению речью.

Проблемы с речью имеют психотравмаический подтекст, поэтому от специалиста требуется найти правильный подход к пациенту для реализации природного потенциала, формирования устойчивой самооценки, гармонизации личности.

После визитов к специалисту улучшается память, внимание, речевая функция, мелкая моторика, письменные, адаптационные навыки, обогащается словарный запас, развиваются способности к обучению, мимическому, жестовому общению.

Для получения логопедической (дефектологической) квалификации требуется прохождение курса обучения специализации “дефектология”. Широкопрофильное обучение предусматривает изучение аспектов педагогики, неврологии, психологии, психиатрии.

Что касается личностных особенностей, то специалист должен проникаться индивидуальной проблематикой, быть терпеливым, коммуникабельным, иметь способности к нестандартному мышлению, нахождению подхода к каждому пациенту.

Прием логопеда-дефектолога

Логопеды-дефектологи работают в общеобразовательных и профильных школах, дошкольных заведениях, поликлиниках, больницах, специализированных центрах коррекции, реабилитации, логопедии, частных логопедических кабинетах.

Иногда специалист работает на дому, что обеспечивает расслабление, комфорт для пациента, находящегося в знакомой обстановке, повышение эффективности занятий. Занятия с детьми в присутствии обоих родителей позволяют им освоить нюансы упражнений, отрабатываемых с ребенком. От родителей зависит мотивационная составляющая.

Работа логопеда-дефектолога начинается с изучения анамнеза, семейного воспитания, психофункционльного диагностирования, предусматривающего участие психолога, психотерапевта. Делается оценка привычек, поведенческих особенностей, вступления в межличностный контакт, речи, ее восприятия, письма, чтения, внимания, памяти, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.

Выраженность идентифицированных дефектов анализируется с учетом имеющихся проявлений соматических болезней.

Обнаруженные нарушения обуславливаются задержкой в развитии, неврологическими, психологическими болезнями, недостаточностью общения, отсутствием занятий с родителями и другими факторами.

Чем точнее и полнее будут предоставляться запрашиваемые данные на первичном приеме, тем лучше стратегия занятий. Для получения обширной клинической информации, исходя из симптомов, выдаются направления на проведение нейросонографии, электроэнцефалографии, допплерографии, спондилографии, ультразвуковой, других типов диагностики.

На основе анализа диагностических результатов составляется методика с учетом возрастных особенностей, проводятся индивидуальные, групповые занятия, выдаются рекомендации по домашним упражнениям.

Длительность, частота встреч подбирается индивидуально, исходя из совокупности обнаруженных проблем, их тяжести. Сложность упражнений повышается, проводятся занятия на закрепление навыков, знаний. Осуществляется оценка результатов мероприятий, при необходимости программа корректируется.

Используемые методики

Логопедами-дефектологами используются проверенные временем методики, включающие:

  • Массаж речевого аппарата.
  • Дыхательные, физические упражнения.
  • Гимнастику (артикуляционную, пальчиковую).
  • Фонетическую ритмику, логоритмику.
  • Су-Джок терапию.

К инструментам относят: речевые средства, действия, мимику, пантомимику, жесты.

В качестве дополнения к занятиям применяют физиотерапию, иглоукалывание, массажные процедуры, лекарственное лечение, организовываемое профильными врачами.

При необходимости можно выполнить коррекцию речи детей, не имеющих сопутствующих патологий. Проводят обучение артикуляции, произношению звуков, букв, написание слов, предложений. У малышей не развита требующаяся для длительных занятий усидчивость, способность к концентрации внимания, продолжительность одного занятия подбирается индивидуально (в пределах получаса).

Ощутимый эффект наблюдается при настойчивости, терпеливости, обоюдных усилиях со стороны логопеда-дефектолога и пациента (родителей), систематичности, тщательности занятий, характеризующихся непринужденной атмосферой, стимулирующей к результативным занятиям.

В программе Здоровье радио-маяк в гостях логопед-дефектолог подробно отвечает на вопросы:

Отличие логопеда от дефектолога

Логопед и дефектолог – не равнозначные понятия. Логопедия предусматривает организацию мероприятий по исправлению нарушений речи, дефектология – более широкопрофильная специализация.

В обязанности логопеда входит постановка речи у пациентов, не имеющих тяжелых патологий: обучение корректному произношению, постановке звуков, слогов, написанию букв, слов, предложений. Акцент делается на устранение дефектов речевых навыков.

Нарушения речи, которое развивается от прогрессирующих неврологических болезней, заболеваний зрительной, слуховой, других систем, психофизических недостатков входят в сферу компетенции дефектолога. Работая над мыслительно-познавательной деятельностью, вниманием, дефектолог помогает научиться высказывать мысли, воспринимать, познавать мир.

Занятия логопедов начинаются по достижению ребенком трехлетнего возраста, дефектологи занимаются и с детьми младше трех лет. Занятия проводятся не только для детей, но и для представителей различных возрастных групп.

Специалисты по дефектологии и логопедии работают в тандеме. Логопед-дефектолог сочетает обе профессии, обеспечивая разработку, реализацию комплексной коррекционной программы.

Когда обращаться к логопеду-дефектологу?

Обращение к специалисту требуется при:

  • плохом произношения звуков;
  • позднем речевом развитии;
  • шепелявости;
  • картавости;
  • заикании;
  • нарушениях чувства ритма (скорости произношения);
  • восприятия речи (дизартрии);
  • чтения и письма.

Также помощь специалиста необходима при детском церебральном параличе, парезе, сопутствующих мимических нарушениях, расстройствах памяти, внимания, нарушении глотательной функции, апатичности, агрессивности, проблемами с произношением слов по слогам, составлением элементарных предложений.

Чем более тяжелые формы приобретают проявляющиеся нарушения, тем сложнее от них избавиться (в особенности, во взрослом возрасте). Своевременная идентификация проблемы и начало корректирующих мероприятий обеспечивает повышение шансов на полное устранение выявленных отклонений, нормальное интеллектуальное, речевое развитие.