Домой / Брови / Стандарт третьего поколения. Галина андреевна айдашевадошкольная педагогика

Стандарт третьего поколения. Галина андреевна айдашевадошкольная педагогика

Замечание 1

    Структурно учебник состоит из двух модулей. Первый модуль рассматривает основы дошкольной педагогики. Достаточно подробно рассмотрены теоретические основы дошкольной педагогики, дан психологический портрет дошкольного детства, рассмотрение дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки позволяет подойти к определению объекта, предмета, теоретических основ дошкольной педагогики, методов исследования и методологии современных педагогических исследований.

    Также представлен обзор нормативных документов, примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, перспектив развития системы дошкольного образования позволяет получить представления о современной системе отечественного дошкольного образования. Подробно рассматривается организация раннего образования детей за рубежом. Важным разделом является описание основ целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, воспитание и обучение детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе.

    Во втором модуле учебника представлены основы методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста – физического развития и воспитания, социально-личностного развития, познавательно-речевого развития, художественно-эстетического развития. Отдельная глава учебника посвящена описанию педагогической диагностике достижений дошкольников и мониторингу образовательного процесса в детском саду. Также авторами рассматривается планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, особенности проектирования предметно-развивающей среды, взаимодействие детского сада и семьи.

    В приложениях представлены проблемные вопросы для самодиагностики и диагностики по двум модулям, банк контрольно-измерительных материалов по двум модулям, задания для обеспечения работы студентов по группам по изучаемым ими модулям, итоговая аттестация и оцениваемые компетенции. Для более полного освоения курса для студентов представлен список дополнительной литературы по предмету.

Учебник по дошкольной педагогике Микляевой

Учебник по дошкольной педагогике написан коллективом авторов – Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой и издан в $2013$ году. Данный учебник предназначен для студентов-бакалавров педагогики по профилям «Педагогика и методика дошкольного образования», «Дошкольное образование», «Управление дошкольным образованием».

Основным отличием данного учебника от ряда других является преподнесение учебного материала по дошкольной педагогике в свете реализации субъект-субъектного взаимодействия детей и взрослых. В учебнике, структурно состоящем из четырёх разделов, представлена дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки, образовательный процесс как самоорганизующаяся система, теоретические и программно-методические основы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программно-методические основы деятельности детского сада в системе дошкольного образования. Каждый раздел представлен несколькими главами, рассматривающими сущность вопроса, главы заканчиваются списками дополнительной литературы и вопросами и заданиями для обеспечения самоконтроля.

В приложениях представлена схема, отражающая типологию программ для дошкольных образовательных учреждений, схемы системы планирования в ДОУ, таблицы по проведению мониторинга по освоению образовательных программ(для дошкольников и младших школьников).

Учебное пособие по дошкольной педагогике Козловой и Куликовой

Учебное пособие «Дошкольная педагогика» авторов С.А. Козловой и Т.А. Куликовойвышло в $2015$ году. Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».

Авторами учебного пособия рассматриваются основные аспекты дошкольной педагогики на основе проведённых современных российских и зарубежных научных исследований. Основным отличием данного учебного пособия от ряда других является вместе с теоретическим материалом дополнительной информации для любознательных, педагогических задач, практических творческих заданий с целью проверки усвоенного материала.

Структурно учебное пособие состоит из шести разделов, каждый из которых представлен несколькими главам.

Для оказания помощи студентам и более полного усвоения учебного материала, авторами представлен список литературы. В приложениях помещены два важных документа, с которыми обязательно должны ознакомиться студенты – Конвенция о правах ребёнка и Концепция дошкольного воспитания. С целью более полного понимания учебного материала и более уверенного владения педагогической терминологией, в конце учебного пособия авторы поместили «Педагогический словарик». Для повышения интереса студентов к изучению дошкольной педагогики, в учебном пособии представлены занимательные задания к «педагогическому капустнику».

Учебник и практикум по дошкольной педагогике Галигузовой

Учебник разработан Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой-Замогильной и выпущен в $2016$ году и предназначен для студентов СПО.

В учебнике подробно представлен теоретический материал, позволяющий получить представление о реализации личностно-ориентированной модели образования при организации работы с детьми раннего возраста, представлен содержательный материал по организации работы с детьми по разным направлениям развития, организационные аспекты создания предметно-развивающей среды, подробно рассмотрены диагностические методы и программы для обучения детей раннего возраста.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он был противником жесткого воспитания (считал, что надо избегать насилия, жестоких наказаний по отношению к детям) и сторонником поощрения послушания. При этом он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Древнеримский философ Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т. д. В XI в.

в России были открыты первые популярные школы, в которых готовили детей из высших сословий. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер. На Руси того времени очень ценились грамотные люди. В былине «О буйном молодце Василии Буслаеве» есть такие слова: «…мать дала его грамоте учить, грамота ему в науку пошла. Посадила она пером писать, письмо Василию в науку пошло. Отдала пенью учить, пенье в науку пошло». Уже тогда в России существовали мастера грамоты. Они учили детей состоятельных родителей в домашних условиях. Основой такого обучения были религиозные книги. В XVI в. появилось книгопечатание. В 1572 г. издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова. Примерно в это же время вышел в свет сборник «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту. «Домострой» обособлял домашний уют от окружающего мира, рекомендовал жестокие формы обращения с домочадцами (мужа с женой, отца с детьми). В детях воспитывались любовь к Богу, страх перед ним, беспрекословное подчинение старшим. Однако в «Домострое» были и позитивные положения. В нем давались рекомендации по воспитанию вежливости, по обучению домашним работам и ремеслам. В Юго-Западной и Западной России, которая впоследствии отошла Польско-Литовскому государству, образование развивалось более успешно и гораздо демократичнее. На основе религиозных братств работали школы, где учились дети разных сословий. В уставе школ указывалось, что учитель не вправе делать различия между бедными и богатыми, наказывать должен их не тиранством, а наставлениями: «Не сверх меры, а по силам; не взбуйством, а кротко и тихо». Эти школы отличали достаточно высокий уровень организации, график обучения, продуманная методика, другими словами, зарождалась классно-урочная система. Во второй половине XVII в. в Москве появились греко-латинские и грамматические школы. В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Эта академия считалась значительным образовательным учреждением, в ней обучались Ломоносов, Магнитский (создатель первого математического учебника) и другие крупные деятели. В России стало издаваться больше книг – учебных и домашнего обучения. Так, для обучения и домашнего чтения издавались «Потешные карты» (тексты по географии, истории, изображения природных условий, рассказы о занятиях жителей разных стран). Примерно в это же время Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т. д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XVIII-КОНЦЕ XVIII вв.

В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. В это время в России открывается большое количество учебных заведений, издается много научной и учебной литературы (переводной). Был введен новый гражданский алфавит. На нем печатались книги и первые газеты. В 1701 г. в Москве создана школа математических и навигационных наук для низших слоев (Леонтий Магнитский). В 1715 г. в Петербурге создается Морская академия. В 1725 г. учреждается Академия наук с университетом и гимназиями. Дошкольное воспитание в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М. В. Ломоносов (1711–1765) был ученым-энциклопедистом, вел активную научную и просветительскую деятельность. Ломоносов написал много книг и научных трудов, составил замечательные для своего времени учебники грамматики, риторики, физики. Иван Иванович Бецкой (1704–1795) – один из самых просвещенных людей своего времени. Образование он получил за границей, в основном во Франции. От Екатерины II получил задание преобразовать существовавшую в России систему образования. Он был создателем Смольного института. По примеру Смольного создавались другие учебные заведения. Его главные педагогические идеи следующие.

1. Для успешного воспитания детей следует изолировать их от «развращенного» влияния среды. Для этого следует создавать закрытые учебно-воспитательные учреждения, помещать туда детей с 5–6–летнего возраста и содержать 10–15 лет.

2. Главные задачи воспитания – «воспитание сердца», гигиеническое воспитание, воспитание трудолюбия.

3. Неприятие физического наказания: «Единожды и навсегда ввести закон и строго его утвердить – никогда и ни за что не бить детей».

Николай Иванович Новиков (1744–1818) – деятель просвещения, который, помимо прочего, занимался изданием литературы для детей. Он был создателем первого российского журнала «Детское чтение для разума и сердца». Новиков способствовал развитию педагогической науки. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В этой статье сформулированы правила для родителей: «Не погашайте любопытства детей ваших, упражняйте детей в употреблении чувств (радость, эмоции); остерегайтесь давать детям ложные знания, гораздо лучше не знать, чем знать неверно; не учите детей тому, что они по возрасту уразуметь не могут». В 1763 г. в России был открыт первый воспитательный дом. В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До 2 лет дети воспитывались у кормилиц. Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек – домашним делам и домоводству. С 7 до 11 лет, помимо трудовых дел, вводилось обучение грамоте и счету по одному часу в день. Дети с 11 до 14 лет обучались более серьезному делу. Число таких домов росло быстро, так как сирот было много. Но государство отпускало мизерные средства на их содержание, и в домах была высокая смертность.

ПЕРВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В 1802 г. в России впервые было создано министерство народного просвещения, и начала складываться система образования. В 1804 г. вся Россия была разделена на 6 учебных округов в соответствии с университетами: Московским, Казанским, Петербургским, Харьковским, Виленским, Дерптским. Была создана система предметов, государственных образовательных учреждений:

1) приходские училища (1 год);.

2) уездные училища (2 года);

3) губернские гимназии (4 года);

4) университеты (3 года).

В 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме открыли небольшую экспериментальную школу для малолетних детей. Они находились там целый день – ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению. Значительное место в распорядке дня отводилось рассказам и беседам. Школа просуществовала недолго, но показала успешность подобных занятий с детьми-дошкольниками. Ушинский и Одоевский положительно отзывались о деятельности школы. Владимир Федорович Одоевский (1803–1863) – видный деятель русской культуры, педагог и талантливый писатель. Ему принадлежит множество произведений для детей, в том числе знаменитые «Сказки дедушки Иринея». В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Сказки Одоевского знакомили с реальными явлениями и предметами, расширяли круг знаний, развивали воображение, мышление, воспитывали нравственные качества. Владимир Федорович Одоевский был организатором и руководителем первых приютов для детей из бедных семей, имеющих родителей. Он разработал положение о приютах и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим приютом», некоторые методики, регламентирующие деятельность приютов. Одоевский выделял следующие задачи приютов.

1. Предоставлять прибежище бедным детям, оставшимся без надзора во время дневных работ родителей.

2. Внушать чувство доброй нравственности с помощью игр.

3. Приучать к порядку и опрятности.

4. Развивать умственные способности.

5. Давать детям элементарные сведения о навыках ремесла и рукоделия.

6. Время нахождения от 7 до 20 ч.

В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, представителей культуры и педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В. Г. Белинский (1811–1848) – наметил возрастную периодизацию (от рождения до 3 лет – младенчество; от 3 до 7 лет – детство; от 7 до 14 – отрочество). Он придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Был сторонником семейного воспитания и большую роль в воспитании дошкольника отводил матери. А. И. Герцен (1812–1870) – также был сторонником семейного воспитания: «Ребенок, не выводя женщины из дому, превращает ее в гражданское лицо». Им была написана педагогическая работа «Разговор с детьми». Н. И. Пирогов (1810–1881) придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. Л. Н. Толстой (1828–1910) – сторонник семейного воспитания, пропагандировал идеи Ж. Ж. Руссо о свободном воспитании. Толстой критиковал систему Фребеля, сам пытался заниматься педагогической деятельностью, организовав Яснополянскую школу. К. Д. Ушинский (1824–1870) внес огромный вклад в развитие отечественной педагогики, прежде всего школьной. Был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Для этого изучал работы Ф. Фребеля. Высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений. Подготовил книгу для детского чтения и обучения «Родное слово». Это книга сохранила свое значение до сих пор.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: от 1860 до 1917 гг.

В России в 60–е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля, но некоторые развивали свои методические идеи. Детские сады были платные, частные. В 1866–1869 гг. выходил специальный педагогический журнал «Детский сад». Его редакторы – А. С. Симонович и Л. М. Симонович. А. С. Симонович открыла несколько детских садов. Один из них просуществовал в Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это же время был открыт первый бесплатный сад для детей работниц Петербурга. К сожалению, несмотря на позитивный опыт, сады просуществовали недолго. Большее распространение имели приюты и образовательные сады. Словом, практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теория и методика – гораздо интенсивней. А. С. Симонович (1840–1933) на основе своей педагогической деятельности разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей в детских садах и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей». Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е. Н. Водовозова (1844–1923). Ею созданы замечательные для своего времени очерки и рассказы о природе, о жизни народов России и западноевропейских государствах. На формирование ее педагогических взглядов значительное влияние оказали К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов, ее будущий муж. Она стала педагогом и во всем помогала своему мужу, талантливому методисту русского языка и литературы. В конце 60–х гг. Водовозова была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детсадов. В 1871 г. Е. Н. Водовозова опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей. В ней были выделены следующие части:

– умственное и нравственное воспитание дошкольников;

– значение системы Ф. Фребеля, его игр и занятий;

– обзор развивающих детских игрушек. Книга имела приложения: таблицы для организации ручных занятий; песни и ноты. Она переиздавалась много раз, с дополнениями и изменениями. Так, в издание 1913 г. вошли разделы, в которых Водовозова дала критический анализ теории «свободного воспитания» и системы М. Монтессори. Е. Н. Водовозова видела главную цель воспитания в формировании будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества, а потому требовала от педагогов и родителей гуманного отношения к детям, наличия у них профессиональных знаний, творчества. Воспитание, по ее мнению, должно начинаться с колыбели и строиться на основе идей народности. Е. Н. Водовозова сама занималась реализацией этой идеи в детском дошкольном воспитании; отбирала из русского фольклора соответствующий материал, загадки, пословицы, народные песни, сказки. Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания начиная с раннего детства, указывала на тесную связь нравственного воспитания с умственным: «Поступки ребенка часто верное зеркало его умственного кругозора». Лучшим методом воспитания считала пример, а не нотации и назидания. Большое место в работах Е. Н. Водовозовой отводится трудовому воспитанию, приучению детей к посильному труду. Ею разработана методика дошкольного воспитания. В физическом воспитании она большое место отводила подвижным играм. Ею разработаны отдельные рекомендации по музыкальному воспитанию и приобщению ребятишек к рисованию. Не во всем соглашаясь с Ф. Фребелем, она давала положительную оценку его методическим разработкам и дидактическому материалу. В конце XIX-начале XX вв. стало постепенно расти количество дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей: фабричные ясли; народные детские сады. Появлялись они преимущественно в городах с развитой промышленностью, там, где родители были заняты на производстве. В народных детсадах на одну воспитательницу приходилось до 50 детей, причем группы были разновозрастные. Дети находились в садиках от 6 до 8 ч. Несмотря на слабое финансирование, организационные и методические трудности, некоторые педагоги занимались поиском и апробацией эффективных программ-методик, материалов, лучших форм организации работы с детьми. Так постепенно накапливался практический опыт по общественному воспитанию детей дошкольного возраста. Продолжали появляться платные детсады для детей состоятельных родителей. В платных был более высокий уровень организации воспитания детей. В 1900 г. в Москве появился первый детский сад для глухонемых детей. Позднее, в 1902–1904 гг., подобные заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед революцией, по примерным данным, в России работали 250 платных детских садов и около 30 бесплатных. Хотя общественное дошкольное воспитание развивалось медленно, но оно тем не менее стимулировало отечественную педагогику. Определенный вклад в этот раздел педагогической науки внесли Петр Франкович Лесгафт, Петр Федорович Каптеров, Карл Николаевич Вентцель. П. Ф. Лесгафт (1837–1909) был видным анатомом, биологом, педагогом. В своей книге «Семейное воспитание и его значение» он изложил свои взгляды на развитие дошкольника. Лесгафт придавал большое значение влиянию окружающей среды. Поэтому видел главную задачу родителей в создании условий для воспитания. Такими условиями он считал: чистоту, признание ребенка как личности, создание возможностей для проявления его инициативы, последовательное воспитательное воздействие. Отрицал физические наказания, рассматривал проблему игровой деятельности и игрушек как необходимый фактор умственного развития. Был сторонником семейного воспитания, а общественное принимал как меру вынужденную. В связи с этим считал, что «детский сад должен быть похожим на семью». П. П. Каптеров (1849–1922) – преподаватель педагогики и психологии в средних и высших учебных заведениях. Изучал проблему школьной педагогики. Написал несколько работ по дошкольному воспитанию: «Задачи и основы семейного воспитания»; «О детских играх и развлечениях»; «О природе детей». Главной заслугой П. П. Каптерова было то, что он впервые предпринял попытку определить, как изменяется и усложняется педагогическая деятельность по мере взросления детей. К. Н. Вентцель (1857–1947) – сторонник теории семейного воспитания. В его работе «Освобождение ребенка» и ряде других обосновывалась деятельность домов свободного ребенка. Эти дома могли посещать дети от 3 до 13 лет. Там они могли играть, объединяться в группы по интересам, заниматься производственным трудом, беседовать со взрослыми и таким образом приобретать какие-то знания и умения. Систематическое обучение не предполагалось. Родителям предлагалось заниматься вместе с детьми. Несмотря на «утопичность» идей, в работах К. Н. Вентцеля были позитивные моменты – разрабатывались принципы и методики индивидуального подхода, предлагались приемы, направленные на развитие творческих способностей детей. Крупным ученым и практиком, посвятившим всю свою жизнь дошкольному воспитанию, была Е. И. Тихеева (1866–1944). Она создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Основные идеи этой теории: преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника. В 1913 г. вышло первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась и переиздавалась несколько раз. В 1937 г. вышло последнее издание. Некоторые положения этой книги сохранили свое значение до сих пор. Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Тихеева изучала деятельность и педагогические взгляды М. Монтессори. Не соглашаясь в целом с ее подходами, она положительно оценила дидактические средства по организации сенсорного воспитания. Более того, Е. И. Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного воспитания. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Е. И. Тихеева придавала большое значение специальной профессиональной педагогической подготовке воспитателей. Луиза Ярковна Шлягер (1863–1942) – теоретик и практик дошкольной педагогики – также писала работы по дошкольному образованию: «Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду». Юлия Ивановна Бауцель, последовательница идей М. Монтессори, занималась практическим внедрением этих идей в деятельность детсадов в России.

Учебник «Дошкольная педагогика» авторов С.А. Козловой и Т.А. Куликовой , предназначенный для студентов среднего профессионального образования, переиздавался двенадцать раз, то есть практически каждый год, а последнее издание вышло в октябре 2011 года. Этот показатель свидетельствует о том, что учебное пособие является очень популярным и востребованным, а также и о том, что научная работа авторов в этом направлении не прекращается.

Кому адресовано пособие «Дошкольная педагогика» С.А. Козловой и Т.А. Куликовой

Последнее на сегодняшний день издание является стереотипным, то есть практически неизмененным. В нем, как и в предыдущих изданиях, сохранена главная авторская концепция доведения до студентов основных понятий и определений дошкольной педагогики и привития им навыков самообучения и саморазвития. При написании книги авторы опирались на новейшие психолого-педагогические исследования в области дошкольной педагогики российских и зарубежных коллег.

По своему содержанию учебное пособие полностью соответствует принятому государственному стандарту и может быть использовано помимо своего основного назначения в качестве методического пособия для студентов высших учебных заведений. В учебник включена дополнительная информация для расширения кругозора студентов, а также дополнительные практические творческие задания для самопроверки усвоенных знаний.

В авторской аннотации к учебнику подчеркивается, что дошкольное воспитание является не только очень ответственным, но и очень сложным делом, поскольку ребенок в таком возрасте еще не может правильно сформулировать свою мысль, объяснить воспитателю чего он хочет. Педагогу дошкольного образования часто приходится руководствоваться не столько полученными знаниями и навыками, сколько своими чувствами, интуицией. Поскольку каждый ребенок от рождения уникален, то и четких инструкций по его воспитанию быть просто не может.

Охватить все стороны современной педагогики, которая является достаточно сложной наукой с широким диапазоном знаний, в одном учебнике для студентов колледжа практически невозможно. Авторы ставили перед собой совсем другие цели. Одним из главных приемов, который использовали авторы книги в своей работе, является увлекательное изложение материала с целью вызвать интерес и желание будущих педагогов работать с детьми. Следующий прием это приведение убедительных примеров прикладного значения дошкольного воспитания и обучения в системе образования. И, наконец, влияние на профессиональное становление будущих педагогов и проявление интереса к теории педагогических процессов.

Авторы настаивают на проявлении у студентов активности и самостоятельности при овладении научными знаниями, поскольку без этих качеств изучение любого материала становится бессмысленным. Помимо теоретического и практического материала в форме лекций и заданий в учебном пособии содержатся словарь терминов и список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы, а также два наиболее важных для педагога документа. Это принятая всем мировым сообществом «Конвенция о правах ребенка» и Закон Российской Федерации «Об образовании» . Для того чтобы изучение изложенного в книге материала не превратилось у студентов в скучную обязанность, авторы даже включили в раздел «Приложение» специально подготовленные задания к «Педагогическому капустнику» .

Учебник разбит на шесть разделов, каждый из которых подразделяется на главы. Каждая глава представляет собой законченную статью, а общее количество глав составляет двадцать три. Начинается учебник с главы, которая называется «Общие основы педагогики» и носит вступительный характер, вводя читателей в мир педагогической науки, знакомя их с системой образования, современными отраслями педагогики, общепедагогическими подходами к воспитанию.

Первая глава, которая называется «Педагог: профессия и личность» , как уже понятно из названия, посвящена педагогу дошкольного образования. В ней приводятся краткие характеристики, так сказать «научные портреты» детей дошкольного и раннего возраста, которые в последующих главах разбираются намного подробнее. При описании разных типов личности детей, акцентируется особое внимание читателя на роль педагога в формировании самосознания и собственно личности ребенка.

Во втором разделе учебного пособия под заголовком «Содержание и методика воспитания детей» рассматриваются общепедагогические подходы к воспитанию и особенностях этого педагогического процесса на различных возрастных этапах детства. Раздел состоит из шести глав, в которых обсуждается перечень необходимых знаний и навыков воспитателя, а также упоминаются сопутствующие методические дисциплины, такие как, например, «Методика развития речи детей», «Методика физического воспитания детей» и «Ознакомление детей с социальной действительностью».

Третий раздел учебника, который называется «Обучение детей раннего и дошкольного возраста» посвящен организации процесса обучения, его планированию и построению, формам и методам воспитания и обучения, необходимым и целесообразным для применения в дошкольном образовании.

Раздел, который авторы считают особо важным в процессе воспитания детей раннего и школьного возраста, четвертый по счету и содержит семь глав. В нем обсуждается процесс воспитания дошкольников в игре. Роль игры в развитии ребенка, несомненно, огромна, и ее очень сложно переоценить. При помощи игры ребенка можно заинтересовать и увлечь, а значит, педагог дошкольного образования должен уметь правильно и с пользой организовывать детские игры, учитывая свое непосредственное участие в каждой из них и обеспечивая индивидуальное развитие своих воспитанников.

Темой пятого раздела стало раскрытие тесной взаимосвязи между семьей, дошкольным учреждением и школой в достижении общей для всех цели, коей является воспитание в ребенке всесторонне развитой личности. Эти три звена системы воспитания являются главными в процессе формирования личности, и каждое из них занимает в нем свое особое место. От педагога требуется это осознать и понять специфику каждого отдельного звена, их взаимосвязи и свою роль в установлении этой взаимосвязи.

В заключительном шестом разделе, который носит название «Педагогический процесс в дошкольном учреждении» , основное внимание уделяется проблеме рациональной организации работы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Разумное планирование помогает педагогу рациональнее использовать рабочее время и полнее реализовывать свой научный и творческий потенциал.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Надежда Олеговна Пичугина, Галина Андреевна Айдашева, Светлана Викторовна Ассаулова

Дошкольная педагогика

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он был противником жесткого воспитания (считал, что надо избегать насилия, жестоких наказаний по отношению к детям) и сторонником поощрения послушания. При этом он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Древнеримский философ Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т. д. В XI в. в России были открыты первые популярные школы, в которых готовили детей из высших сословий. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер. На Руси того времени очень ценились грамотные люди. В былине «О буйном молодце Василии Буслаеве» есть такие слова: «…мать дала его грамоте учить, грамота ему в науку пошла. Посадила она пером писать, письмо Василию в науку пошло. Отдала пенью учить, пенье в науку пошло». Уже тогда в России существовали мастера грамоты. Они учили детей состоятельных родителей в домашних условиях. Основой такого обучения были религиозные книги. В XVI в. появилось книгопечатание. В 1572 г. издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова. Примерно в это же время вышел в свет сборник «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту. «Домострой» обособлял домашний уют от окружающего мира, рекомендовал жестокие формы обращения с домочадцами (мужа с женой, отца с детьми). В детях воспитывались любовь к Богу, страх перед ним, беспрекословное подчинение старшим. Однако в «Домострое» были и позитивные положения. В нем давались рекомендации по воспитанию вежливости, по обучению домашним работам и ремеслам. В Юго-Западной и Западной России, которая впоследствии отошла Польско-Литовскому государству, образование развивалось более успешно и гораздо демократичнее. На основе религиозных братств работали школы, где учились дети разных сословий. В уставе школ указывалось, что учитель не вправе делать различия между бедными и богатыми, наказывать должен их не тиранством, а наставлениями: «Не сверх меры, а по силам; не взбуйством, а кротко и тихо». Эти школы отличали достаточно высокий уровень организации, график обучения, продуманная методика, другими словами, зарождалась классно-урочная система. Во второй половине XVII в. в Москве появились греко-латинские и грамматические школы. В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Эта академия считалась значительным образовательным учреждением, в ней обучались Ломоносов, Магнитский (создатель первого математического учебника) и другие крупные деятели. В России стало издаваться больше книг – учебных и домашнего обучения. Так, для обучения и домашнего чтения издавались «Потешные карты» (тексты по географии, истории, изображения природных условий, рассказы о занятиях жителей разных стран). Примерно в это же время Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т. д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XVIII-КОНЦЕ XVIII вв.

В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. В это время в России открывается большое количество учебных заведений, издается много научной и учебной литературы (переводной). Был введен новый гражданский алфавит. На нем печатались книги и первые газеты. В 1701 г. в Москве создана школа математических и навигационных наук для низших слоев (Леонтий Магнитский). В 1715 г. в Петербурге создается Морская академия. В 1725 г. учреждается Академия наук с университетом и гимназиями. Дошкольное воспитание в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М. В. Ломоносов (1711–1765) был ученым- энциклопедистом, вел активную научную и просветительскую деятельность. Ломоносов написал много книг и научных трудов, составил замечательные для своего времени учебники грамматики, риторики, физики. Иван Иванович Бецкой (1704–1795) – один из самых просвещенных людей своего времени. Образование он получил за границей, в основном во Франции. От Екатерины II получил задание преобразовать существовавшую в России систему образования. Он был создателем Смольного института. По примеру Смольного создавались другие учебные заведения. Его главные педагогические идеи следующие.

1. Для успешного воспитания детей следует изолировать их от «развращенного» влияния среды. Для этого следует создавать закрытые учебно-воспитательные учреждения, помещать туда детей с 5–6– летнего возраста и содержать 10–15 лет.

2. Главные задачи воспитания – «воспитание сердца», гигиеническое воспитание, воспитание трудолюбия.

3. Неприятие физического наказания: «Единожды и навсегда ввести закон и строго его утвердить – никогда и ни за что не бить детей».

Николай Иванович Новиков (1744–1818) – деятель просвещения, который, помимо прочего, занимался изданием литературы для детей. Он был создателем первого российского журнала «Детское чтение для разума и сердца». Новиков способствовал развитию педагогической науки. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В этой статье сформулированы правила для родителей: «Не погашайте любопытства детей ваших, упражняйте детей в употреблении чувств (радость, эмоции); остерегайтесь давать детям ложные знания, гораздо лучше не знать, чем знать неверно; не учите детей тому, что они по возрасту уразуметь не могут». В 1763 г. в России был открыт первый воспитательный дом. В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До 2 лет дети воспитывались у кормилиц. Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек – домашним делам и домоводству. С 7 до 11 лет,

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Наталья Микляева, Юлия Микляева

Дошкольная педагогика

Теоретико-методические основы коррекционной педагогики

Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений

Руководитель издательской программы «Коррекционная педагогика и специальная психология» для вузов и ссузов – профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат Государственной премии в области образования В.И. Селиверстов


Рецензенты:

О.Е. Грибова; кандидат педагогических наук, профессор Л.Р. Болотина; кафедра дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета; кафедра педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института; кафедра дошкольной педагогики и методики образования Череповецкого государственного педагогического университета

Данное пособие адресовано студентам-дефектологам средних и высших специальных учебных заведений, а также уже работающим педагогам – в качестве второго учебного пособия, дополняющего известные учебники по дошкольной педагогике В.И. Логиновой и М.А. Саморуковой, а также С.А. Козловой и Т.А. Куликовой.

Свою задачу авторы видели в том, чтобы помочь будущему или уже работающему педагогу углубить понимание тех теоретических положений, на которых образуются дошкольная педагогика и современная методика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии; систематизировать знания студентов, помочь им упорядочить и критически оценить наблюдаемый педагогический опыт, расширить кругозор и получить представление как о новых идеях, так и о перспективах развития методики воспитания и обучения дошкольников.

В представленном учебном пособии некоторые вопросы рассматриваются с учетом разных точек зрения, поскольку педагог в современной ситуации развития общества должен ориентироваться в мире методических идей и уметь определять собственную позицию. Только в этом случае можно рассчитывать на его творческую активность.

Своеобразие предлагаемого пособия заключается в том, что в него включены некоторые сведения о детях с разными отклонениями в развитии, встречающихся в повседневной практической деятельности дошкольного педагога. Приводятся причины, описываются особенности проявления, приемы предупреждения и преодоления недостатков в сенсомоторном, интеллектуальном, речевом и личностном развитии. На наш взгляд, подобный материал, предназначенный для студентов-дефектолов и практикующих коррекционных педагогов позволит связать задачи общеразвивающего и специального образования. Таким образом общие сведения о дошкольной педагогике будут служить основой для дальнейшего изучения специальной педагогики (олигофренопедагогики, тифлопедагогики, логопедии, сурдопедагогики и т. д.). Фактиче ски, это первый опыт, позволяющий взглянуть на дошкольную педагогику глазами дефектолога.

С другой стороны, для дошкольных педагогов информация о детях с отклонениями в развитии позволит правильно сориентироваться в практических случаях предупреждения нарушений и оказания первой педагогической помощи.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Предмет и задачи общей педагогики

Педагогика объединяет данные всех естественных и общественных наук о ребенке, законах развития воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Научные знания позволяют рассмотреть воспитание с точки зрения целенаправленного воздействия на каждого растущего человека как на неповторимую человеческую индивидуальность. В результате такого воздействия обеспечивается рост и совершенствование нравственных и творческих сил ребенка.

Как наука педагогика имеет свой предмет, объект исследования, задачи , а также общую, специальную и частную методологию . Это позволяет ей прогнозировать будущее развитие изучаемых процессов.

Объектом педагогики является человек, а предметом – процесс его воспитания. Однако в процессе развития общест ва, выдвигавшего в каждую историческую эпоху свои требования к воспитанию детей и связанным с ним наукам, выделилась единая, объединяющая все воспитательные и образовательные действия, система, получившая название педагогический процесс , включающий в себя формирование, развитие, воспитание и обучение вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Все это и составляет в настоящее время предмет педагогики.

Задачи педагогики:

Раскрытие закономерностей педагогического процесса, управление образовательными и воспитательными системами;

Изучение и обобщение педагогической деятельности, ее научной оценке и проверке;

Разработка новых методов, средств, форм, систем воспитания, обучения и управления образовательными системами;

Внедрение результатов научно-педагогических исследований в практику.

Общая методология педагогики – методологические и теоретические основы педагогической науки, представляющие в целом диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

Специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике человека, возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него.

Частная методология педагогики представляет при этом закономерности, принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов.

Наиболее активно педагогика пользуется следующими методами исследования:

Опытно-экспериментальными (педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, анализ документов, психофизиологические методы и методики, эксперимент);

Теоретическими (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, конкретизация теоретических знаний, системно-структурный анализ и т. д.).

К источникам развития педагогики можно отнести:

Многовековый практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

Философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

Текущую мировую и отечественную практику воспи тания;

Данные специально организованных педагогических исследований;

Опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных усло виях.

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний , поэтому современную педагогику называют системой наук о воспитании.

Общая педагогика позволяет изучить общие закономерности воспитания человека и разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждени ях всех типов. Возрастная педагогика (дошкольная и школьная) охватывает систему среднего образования. Педагогика высшей школы изучает систему высшего образования.

При этом дошкольная педагогика является самостоятельной отраслью педагогического знания. В обобщении опыта воспитания, создании концептуальной базы образования немаловажную роль играет история педагогики . Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогает лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегает от повторения ошибок прошлого.

...

Например, известен следующий исторический факт. Император Фридрих II в начале XVIII в. захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе которого лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не разговаривать с ним, то он сам по себе заговорит на этом самом праязыке. Результат этого эксперимента был плачевным. Это доказывает, что общение и любовь необходимы с самого рождения, а речь не может передаваться по наследству.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает, что присутствие в их жизни взрослого, который постоянно обращается к ним со словесными высказываниями, требуя при этом адекватной реакции, в том числе речевой, стимулирует речевое развитие, которое должно опираться на определенные биологические предпосылки. Если же ребенок родится, например, глухим, то без специального обучения он не только станет немым, но и его эмоционально-волевая сфера будет формироваться совсем по-иному. Ведь если глухой малыш в ответ на свои капризы, плач или крик не услышит ответа, то вскоре совсем перестанет реагировать на обращения к нему взрослого. Если же его в ответ будут чаще брать на руки, улыбаться, поглаживать, чтобы поддержать интерес к какой-либо деятельности, то вскоре наладится и межличностное общение со взрослым, и впоследствии ребенок не будет чувствовать себя изолированным от общества.

Связь педагогики с другими науками

Фундаментом педагогики является философия воспитания . Это та область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.

Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущностей человека, разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология , которые дают представление о высшей нервной деятельности и типологических особенностях нерв ной системы, функционировании первой и второй сигнальных, а также сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитии органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Для коррекционной педагогики, в сферу действия которой попадают дети с различными нарушениями и отклонениями в развитии, не меньшее значение имеет блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и связанные с ними разделы научного знания. Например, патопсихология , как отрасль психологии, тесно связанная с психиатрией, изучает закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности.

В наиболее тесном сотрудничестве педагогика находится с психологией , которая изучает закономерности и механизмы психики, определяющие познание человеком действительности и регулирующие его поведение. Общая психология , исследуя разнообразные психические процессы, состояния и качества, вооружает педагогику знаниями об условиях и механизмах протекания внутренних процессов формирования различных качеств и черт личности в процессе ее развития, воспитания, обучения и взаимодействия с окружающей средой. Возрастная психология , исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях, восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики . Так, педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, а также психологические закономерности эффективного педагогического воздействия на формирование личности.

Содержание обучения и воспитания детей также пополняется благодаря связи педагогики с историей, литературой, географией, антропологией, экологией, экономикой . Есть точ ки соприкосновения с отраслями, возникающими на стыке педагогики с точными и техническими науками – кибернетикой, математикой, компьютерной педагогикой и др. Например, с точки зрения кибернетики – науки об управлении сложными динамическими системами, – процесс обучения и воспитания можно представить как динамическую систему, которая управляется на основе обратной связи, идущей от управляемого центра (ребенка) к управляющему центру (учителю или воспитателю).

Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

Понятийный аппарат педагогики

Образование – одновременно целенаправленный организованный процесс и результат интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений в виде определенной системы знаний, умений и навыков.

Непрерывное образование – это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности.

Система образования в Российской Федерации включает в себя:

Преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различных уровней и направленности;

Сеть реализующих и образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

Образовательным является учреждение , осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее обучение и воспитание.

Система народного образования является той системой, в которой протекает педагогический процесс.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояний, преобразованию свойств и качеств воспитуемых в соответствии с потребностями общества и самой личности в ее самоактуализации и развитии.

Межпредметный подход – это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органичном единстве.

Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, следствием которого является взаимное изменение в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое воздействие – педагогическое влияние, подразумевающее его активное восприятие и усвоение воспитанником, занимающим собственную активную позицию в познании окружающего мира.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия выделены следующие требования к организации жизни детей в дошкольных учреждениях:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья;

Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Интеллектуальное развитие ребенка;

Создание условий для развития личности и творческих способностей;

Приобщение к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей.

Результатом педагогического воздействия являются воспитание, обучение и самовоспитание .

Воспитание в широком социальном смысле – это пере дача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семьи, образовательных учреждений, средств массовой информации, искусства и т. д.).

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств. В дошкольных учреждениях обязательным является осуществление умст венного, сенсорного, физического, эстетического, трудового и нравственного воспитания, что происходит параллельно с воспитанием в семье. Также выделяются общественное, экологическое, патриотическое и другие виды воспитания, диктуемые требованиями общества, поскольку цели воспитания зависят от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса и достигнутого уровня развития педагогической теории и практики. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание – это процесс самосовершенствования личности – как ребенка, так и педагога.

Перевоспитание связано с освобождением от определенных недостатков и последующим формированием новых качеств.

Обучение – это также специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия детей и взрослых, но направлен он в большей степени на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, развитие познавательной деятельности, потенциальных возможностей обучаемых, формирование основ мировоззрения в соответствии с поставленными целями. Иными словами, обучение способствует непосредственной передаче опыта поколений через систему знаний, умений и навыков. При этом необходимо взаимодействие педагога и ребенка.

Развитие индивида протекает как под влиянием обучения и воспитания, так и вследствие развертывания биологиче ских задатков под влиянием социальной среды.

Таким образом, развитие является процессом внутреннего последовательного изменения физических, психическихи духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становления его личности.

Ускорение развития называют акселерацией (естественной и искусственной), а обогащение каждой ступени развития – амплификацией .

Развитие индивида, его воспитание, образование и обучение происходит в процессе деятельности педагогов, наставников и преподавателей. Поэтому в общей педагогике большое значение придается педагогической деятельности как особому виду социальной деятельности, направленной на реализацию целей образования.

В педагогической деятельности имеют место различные уровнисовершенства.Высший уровень называется педагогическим искусством , когда педагог может творчески использовать как свои способности, так и способности детей для реализации поставленных образовательных задач. Таким образом, овладение педагогической профессией требует усвоения синтеза определенных профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих эффективность педагогического процесса. В свою очередь, это требует от педагога умения действовать самостоятельно и адекватно в любой педагогической ситуации и осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний.

История развития педагогической мысли

Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики. К отечественной педагогической культуре относят такие произведения, как «Поучение детям » Владимира Мономаха, «Домострой » и др. Но большое влияние на зарождение педагогики как науки оказало раз витие педагогической мысли в Древней Греции. Еще в начале IV в. до н. э. Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.) призывал к развитию разума, интеллекта и воспитанию мудрости. Софисты заложили основы риторики, обучая людей «мыслить и говорить». Их последователь Сократ (469 – 399 гг. до н. э.) раз работал один из первых методических приемов образования и воспитания: вопросно-ответное обучение. Его так и назвали в честь философа – «сократический метод».

Учение Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.) о дианоэтических добродетелях привело к пониманию воспитания как единства физического, нравственного и умственного совершенствования человека , которое возможно лишь при условии освоения знания и опыта предшествующих поколений.

В Средние века античная идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания сменилась идеей нравственного совершенствования как средства поддержания Божественного благочестия. Святитель Иоанн Златоуст (350 – 407) выступал противником авторитарного давления на личность и был сторонником увещевания, совета, предостережения. Патриарх Фотий (820 – 890), наставник просветителей Кирилла и Мефодия, говорил о необходимости энциклопедического образования педагога и универсального характера образования , что позволяет установить простые и искренние отношения между учителями и учениками.

В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) стало восстанавливаться классическое образование, основанное на принципах гуманизма. Задачей воспитания провозглашалось воспитание гармонически развитой личности , в которой сочетались бы физическое совершенство и богатое духовное содержание. Ключевой идеей педагогики стала естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. В связи с развитием капиталистического производства знания стали рассматриваться как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической теории. В соответствии с традициями эпохи Возрождения он считал, что человек способен к развитию. Принцип природосообразности понимался в русле идеи подражания природе, а природное в человеке – как самодеятельная и самодвижущая сила. В соответствии с данным принципом был разработан так называемый естественный метод образования , а обучение проходило стадии, основанные также на единстве природы и воспитания: самостоятельное наблюдение, практическое осуществление, применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах и самостоятельное изложение результатов своей деятельности.

Большая роль принадлежит Коменскому в разработке семейного воспитания . Материнской школой он называл ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Впоследствии Иоганн Генрих Песталоцци также доказал, что семья действительно воспитывает, она учит делом, а живое слово, падая уже на распаханную почву, производит необходимое действие.

В XVIII – XIX вв. на развитие педагогической мысли оказали большое влияние Джон Локк в Англии, Жан-Жак Руссо во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт, Фридрих Вильгельм Фребель, Адольф Вильгельм Дистервег в Германии и др.

Джон Локк (1632 – 1704) сосредоточил основное внимание на теории воспитания . Он делал акцент на необходимости получения образования, помогающего сформировать в джентльмене деловые качества, твердые нравственные убеждения и уверенность в себе.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) ярко и убедительно протестовал против таких недостатков воспитания, которые порождают людей, далеких от практических проблем и реальной жизни. В основе его педагогической теории лежал принцип естественного воспитания. Руссо исходил из идеи природного совершенства детей, и поэтому считал, что им нужно лишь предоставлять полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Главным в процессе воспитания он считал развитие самодеятельности и активности ученика, наблюдательности, связь теории с практикой, учет интересов и наклонностей ребенка. Идеи Руссо положили начало разработке теории свободного воспитания и педоцентризма в педагогической науке, согласно которой воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей, способствуя их развитию. Разработанная французским педагогом программа формирования личности предусматривала естественное умственное, физическое, нравственное и трудовое воспитание.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) опирался в своем творчестве на демократические идеи французских просветителей, однако его прогрессивная теория обучения и нравст венного воспитания учащихся содержит много индивидуальных черт. Опыт работы в Школе для малолетних (1799 – 1800) убедил его в том, что успех обучения в школе зависит во многом от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте «созерцательные способности детей» – сенсорные, умственные, нравственные и физические. В связи с этим в основу своей системы обучения он положил идею элементарного всестороннего образования и воспитания . Задачу сенсорного развития и воспитания он видел не только в том, чтобы развивать органы чувств ребенка, но и в том, чтобы научить его «внутреннему созерцанию», т. е. осмыслению своих собственных впечатлений, чувств, переживаний, желаний и потребностей.

Педагогическая система И.Г. Песталоцци базировалась на следующих принципах:

Основу обучения должны составлять наблюдения и опыт, на основе которого делаются выводы;

Процесс обучения должен строиться путем перехода от части к целому;

Применение наглядности помогает сформировать правильные представления, развить мышление и речь;

Вербализм способен формировать только пустых «болтунов»;

Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Разработанный Песталоцци метод элементарного образования – это определенная система развития способностей, а также система упражнений, направленная на познание окружающего мира, открытие новых свойств и явлений.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) развил идею о гармоническом развитии всех способностей . По его мнению, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Причем обучение должно носить воспитывающий характер и опираться на три основных метода: описательный, аналитический и синтетический.

Фридрих Вильгельм Фребель (1782 – 1852) был видным представителем педагогики первой половины XIX в. Свои педагогические воззрения он воплотил в книге «Воспитание человека», изданной в 1826 г. В своих взглядах на природу, общество, человека он был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии, чего, по его мнению, не доставало теории Песталоцци. Деятельность и поведение ребенка он признавал обусловленными врожденными инстинктами, а мир представлял как двухчаст ную струк туру, состоящую из материи и духа. К инстинктам относились сама деятельность (проявление творческого Божественного начала), познание (стремление познавать внут реннюю сущность всех вещей, т. е. Бога), художественные и религиозные инстинкты. Целью воспитания являлось развитие способностей ребенка, центром педагогической системы – теория игры. Так, Ф. Фребель с самого раннего детства предлагал детям шесть «даров». Первым даром являлись мя чи небольшого размера, связанные из шерсти и окрашенные в разные цвета. Каждый из них держался на нитке, поэтому, покачивая его, можно было знакомить детей с понятиями «вперед» – «назад», «вверх» – «вниз», «вправо» – «влево» или прятать его с целью знакомства с утверждением и отрицанием. Вторым даром выступали небольшие деревянные шары, кубики и цилиндры, сравнивая которые ребенок познавал форму. Шар при этом означал движение, а кубик являлся символом покоя. Цилиндр совмещал свойства шара и кубика. Третьим даром являлся куб, разделенный на восемь кубиков. Ребенок получал представление о целом и составляющих его частях, экспериментируя с этим материалом. Четвертый дар – тех же размеров кубик, но разделенный на восемь плиток. Пятый дар – кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них были, в свою очередь, разделены на более мелкие части. Шестой дар – кубик, разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на плитки, по диагонали и пр. Из последних двух даров можно было создавать разнообразные постройки.

Детский сад должен был осуществлять всестороннее развитие детей. Однако несколько попыток Фребеля открыть дошкольные учреждения кончились неудачно – то из-за недостатка средств, то по политическим соображениям немецких властей, видевших в его системе атеистическое начало, ведущее к разрушению идейных мировоззрений юношества. В последующем вся система воспитания в детском саду строилась на основе выделенного им закона «единства в многообразии».

Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1866) предложил дополнить принцип природосообразности принципом культуросообразности , т. е. учебно-воспитательный процесс должен основываться на определенной внешней, внутренней и общественной культуре, что предполагает учет особенностей культуры данной страны, данного времени, а также уровень духовного развития человека.

Огромная заслуга в преобразовании дошкольных учреждений Франции в контексте реформы народного образования начала 80-х годов XIX в. принадлежит Полине Кергомар (1838 – 1925). П. Кергомар – реформатор и видный деятель народного образования Франции, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создала свою, оригинальную, теорию и практику общественного воспитания детей дошкольного возраста . Разработанная под ее руководством программа воспитания в материнских школах с небольшими изменениями применяется и в настоящее время в дошкольных учреждениях Франции.

Материнские школы создавались для маленьких детей, которые в силу жизненных условий были лишены присмотра родителей – мать не могла оставить ребенка одного дома или позволить ему бродить по улицам и дорогам, где его подстерегали многочисленные опасности. Заботу о нем брала на себя материнская школа.

Общественная мысль второй половины XIX в. в России также развивалась под влиянием идей европейского Просвещения. В сочинениях русских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания , целесообразности изучения и использования западной педагогики при соблюдении собственных традиций.

Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и определил в воспитании несколько направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное .

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889), Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861), Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) сформулировали методологические основы педагогики. Так, Н.Г. Чернышевский в воспитании руководствовался антропологическим принципом . Он считал, что социальные перемены ведут к изменениям как в характере народа в целом, так и в характерах отдель ных его представителей. Под этим углом зрения рассматривались роли наследственности и воспитания.