Домой / Лицо / Как развивать внимание у ребенка 4 лет. Упражнение «Назови цвет»

Как развивать внимание у ребенка 4 лет. Упражнение «Назови цвет»

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за , не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как . Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на развитие визуального внимания.

В этой статье:

Для того чтобы понимать, как происходит развитие внимания у детей, следует знать о его особенностях в разном возрасте.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте

Изначально внимание ребенка характеризуется как непроизвольное, то есть он может запомнить только те предметы и события, которые произвели на него впечатление. Начиная со второго полугодия, дети активно интересуются всем, что их окружает, стараются прикоснуться к предметам и даже попробовать их на вкус.

В этом возрасте внимание продолжает быть нестабильным. Стоит показать ребенку, увлеченному осмотром одной игрушки, другой яркий предмет, как он тут же переключится на него. Именно поэтому в этом возрасте так просто отвлекать малышей от того, к чему им прикасаться нельзя, путем переключения внимания.

После года, как только дети получают возможность ходить по дому, они начинают использовать простые предметы в собственных манипуляциях. Внимание в этот период полностью отвечает задачам, которые ставят перед собой малыши. Таким образом начинает постепенно развиваться произвольное внимание.

Нужно понимать, что формирование произвольного внимания во многом зависит от участия в процессе взрослых.

Дети
дошкольного возраста, до 5 лет, могут проявлять достаточно устойчивое внимание, направленное на выполнение определенных действий. Например, если игра им нравится, они могут долго играть в нее, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В конце периода дошкольного возраста дети делают первые попытки управлять вниманием. Этот факт свидетельствует о том, что ребенок практически готов к учебной деятельности.

Как развивается внимание у младших школьников?

К вниманию школьников предъявляют особые требования. Ученик должен научиться слушать учителя на протяжении всего урока, даже если материал не вызывает у него интереса.

В младших
классах у ребенка по-прежнему доминирующим остается непроизвольное внимание, которое имеет прямую связь с впечатлениями и эмоциями, полученными на уроке. Поэтому нет ничего необычного в том, что ученики младших классов могут не запомнить важную информацию, полученную на уроке, а между тем обратить внимание на несущественные подробности, вызвавшие живой интерес.

Ученик младших классов имеет небольшой объем внимания, поэтому охватить он может не более трех объектов за один раз. Несовершенными остаются навыки распределения внимания. Так, сосредоточившись на одном задании, ученик может не обращать внимание на другие (криво сидеть во время записывания в тетради и пр.)

Если ничего не предпринимать для развития произвольного внимания у ребенка, то его восприятие информации может так и остаться поверхностным.

Вместе с тем,
если сравнивать работу на занятиях дошкольников с работой младших школьников, можно отметить серьезный прогресс последних в плане управления вниманием. Ученики начальных классов отдают себе отчет в том, что рассеянность пагубным образом отразится на их результатах, поэтому усилием воли заставляют себя на уроках оставаться внимательными, даже когда им неинтересно и скучно.

О развитии внимания в подростковом возрасте

По сравнению с учениками начальных классов подростки демонстрируют колоссальные результаты в области тренировки внимания. После 12-13 лет они сознательно могут подолгу концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему будет продолжать оставаться внимательным.

Кроме того,
можно отметить, что в среднем и старшем школьном возрасте желание быть внимательными во многом продиктовано познавательной деятельностью. Для ученика важно уметь выполнять задания быстро, качественно и без помощи, он мотивирует себя на успехи, проявляет интерес сразу к нескольким областям.

Некая импульсивность подросткового возраста время от времени приводит детей к сложностям в процессе управления вниманием. Тем не менее навыки удерживания внимания у детей этого возраста продолжают активно развиваться и совершенствоваться. То, насколько мотивирован будет подросток в отношении самостоятельной работы над развитием произвольного внимания, во многом зависит от преподавателей.

Особенности внимания в юношеском возрасте

В юношеском возрасте умение управлять вниманием переходит на новый уровень развития, что обусловлено высокой степенью работоспособности школьника. Дети отдают себе отчет в том, что им необходимо сосредоточиться на подготовке к дальнейшей деятельности,
поэтому при необходимости без проблем не только удерживают внимание, но и направляют его.

В юношеском возрасте быть внимательным входит в привычку ребенка, поэтому для него это не составляет труда. В этот период дети способны быть внимательными даже в случаях, когда речь заходит об абстрактных и теоретических вещах, не имеющих наглядного изображения. Им уже не так важно, в какой форме они получают материал – они готовы и умеют его запоминать.

Когда начинать развивать внимание у дошкольников?

Начинать развитие внимательности у ребенка можно буквально с первых недель его жизни. Определив причину рассеянности, можно будет строить дальнейший план работы с ребенком.
Возможно, кроха не усваивает задания из-за обилия предметов, яркая расцветка которых его отвлекает, либо задача, поставленная перед ним, пока слишком сложная.

Начать лучше с пристального наблюдения за поведением ребенка и постепенного подбора для него отвечающих возрасту упражнений, которые помогут улучшить способность к концентрации.

Принципы работы с дошкольниками

Помочь дошкольникам улучшить концентрацию можно, следуя рекомендациям ниже.


Игры для улучшения концентрации дошкольника

Интересные и разнообразные игры могут стать отличным стартом для работы с малышом над улучшением его внимательности. Помимо традиционных головоломок, пазлов и конструкторов, с детьми можно играть и в другие варианты игр.

Интересная игра - «Пуговица». Она была разработана специально для совершенствования способности ребенка младшего возраста концентрироваться и запоминать
информацию. Играть в «Пуговицу» можно как с дошкольниками, так и с ребятами младшего школьного возраста.

Для игры нужно будет подготовить два набора с цветными пуговицами, причем все они должны быть одинаковыми. На бумаге нужно будет начертить игровые поля, разделенные на отдельные клетки.

Суть игры заключается в том, чтобы каждый из игроков на своем поле заполнил все клетки пуговицами, после чего поле закрывается. Второму ребенку будет предложено выложить пуговицы на своем листе в аналогичный рисунок. Со временем можно будет увеличивать число ячеек на поле, делать рисунки более сложными.

Еще одна известная и достойная игра – «Отличия».
Ребенку предлагается поискать отличия на двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. В ходе игры малыш получит возможность потренировать внимание, научится выделять особые признаки
предметов, уделять внимание деталям. Сравнивать можно как картинки, так и похожие предметы.

«Кто где живет?». Игра понравится малышам прежде всего тем, что в ней будут принимать участие сказочные персонажи и животные. На рисунке с изображением героев сказок и животных с их домиками ребенку нужно будет провести линии между соответствующими друг другу картинками.

Как развивать концентрацию у младших школьников?

Развитие внимания и памяти у младших школьников по большей мере происходит в школе, на уроках. Задача
учителей - выбрать действительно эффективные методы, которые будут способствовать процессу развития этих качеств ребенка.

Упражнения для тренировки внимательности можно предлагать школьникам между основными блоками обучения или во время классного часа. Дополнительный плюсом будет, если уделять этому процессу время сможет школьный психолог.

На самом деле, уже было разработано достаточное количество упражнений для тренировки внимания у младших школьников. По желанию их можно придумывать и совершенствовать самостоятельно.

Начинать работу с учениками можно с
простой и непринужденной просьбы рассказать о пути в школу с описанием всех подробностей. В ходе рассказа ученик сможет потренировать не только внимательность, но и память. Можно привлечь к процессу целую группу учеников, предложив им пройти определенный маршрут, после чего подробно его описать учителю.

Дети таким образом будут вместе вспоминать даже незначительные детали, дополняя рассказ подробностями. С этим упражнением можно экспериментировать, предлагая ребятам все новые и новые задания на внимательность.

Игры для учеников начальных классов

На классном часу можно поиграть с учениками младших классов в
популярную игру, рассчитанную на переключение внимания. Учитель должен будет называть съедобные и несъедобные предметы, предлагая детям хлопать только в одном случае. Разнообразить игу можно заданиями на определение способностей или признаков животных или предметов, например, «летает или не летает», «живое или не живое». Такие игры особенно нравятся детям и могут применяться в конце урока в качестве минутки для расслабления.

Отличное упражнение, уже описанное ранее – «Поиск отличий» – можно практиковать и с детьми в начальных классах. Дети с большим удовольствием ищут отличия, концентрируя внимание на деталях.

На развитие внимательности, а заодно и памяти хорошо влияет игра под названием «Цепочка». Играть в нее можно как в школе, так и дома с друзьями или родственниками. Смысл игры заключается в том, чтобы каждый последующий участник дополнял цепочку слов (начинается она с одного слова) новым словом, повторяя все предыдущие. В процессе игры важно не забыть ни одного названного до этого слова. Кто забывает, тот выбывает из цепочки. Играть можно, используя как общие по смыслу слова, так и совершенно между собой не связанные.

Интересный
вариант игры, аналогичный «Цепочке» – «Кто за кем стоит?». Суть ее заключается в том, чтобы дети выстроились друг за другом в определенном порядке, после чего один из них должен будет в течение нескольких секунд посмотреть на шеренгу и попробовать перечислить детей в том же порядке с закрытыми глазами. Если играть приходится дома, то детей можно заменить картинками, расположенными друг за другом в определенном порядке.

Детям 3-4 классов это же занятие можно несколько усложнить, предложив записать слова в количестве 10 штук, прочитанные учителем, в той же последовательности. Если ребенок справится с заданием и допустит не более двух ошибок, то уровень внимательности у него очень высокий. Используя этот принцип, можно придумывать еще множество интересных и полезных заданий для развития концентрации внимания и памяти у детей.

Как развивать концентрацию внимания у детей-подростков?

Развивать внимание можно и нужно не только у дошкольников и учеников младших классов, но и у подростков, так как для них это имеет не менее важное значение.Как и в предыдущих случаях, использовать для этих целей лучше всего интересные для этого возраста игры. Оказывается, подростки также с большим удовольствием могут принимать участие в игровом процессе, если их заинтересовать.

Игра «Звери». Суть игры сводится к тому, чтобы на какой-то период каждый из участников
придумал себе зверя, в которого бы он хотел перевоплотиться. Каждый «зверь» должен придумать жест, который будет характеризовать его наиболее ярко.

В процессе игры каждый участник должен будет запомнить, кто какого зверя выбрал, и показать жестом сначала своего зверя, а затем зверя одного из игроков, используя его жесты. Так инициатива будет переходить от одного участника к другому. Играть нужно быстро, не допуская ошибок. Кто ошибается, тот выбывает.

В конце игры должно остаться только два игрока. Они смогут придумать задания для участников, которые выбыли до этого, предлагая им вытягивать фанты с желаниями. Игра веселая, подвижная, увлекательная и отлично способствует развитию памяти у подростков.

Игра «Четыре понятия». Игроки садятся в круг, причем чем больше их будет, тем получится интереснее. Один из участников берет мяч и бросает его на выбор другому игроку, называя признак какого-то предмета. Это же делают остальные игроки, и когда мяч попадает к последнему из участников - он называет предмет, соответствующий признакам.

Суть в том, чтобы играть быстро, придумывая на ходу признаки предметов,
которые можно объединить, назвав какой-то определенный предмет. Например, один игрок называет слово «кислый», второй - «желтый», третий - «вкусный», а четвертый подытоживает - «лимон».

В процессе дети активно развивают память, запоминая произнесенные участниками признаки, связывая их воедино, мысленно представляя, что это может быть. Играть можно, условившись, в какой очередности будут называться слова, или в хаотичном порядке. Играть в эту игру могут не только подростки, но и юноши и девушки, которые скучают по детству. Игра веселая и полезная.

В заключение можно отметить, что развитие внимания у детей, а также памяти и мышления нужно практиковать в любом возрасте начиная с первых месяцев после появления ребенка на свет, используя для этого интересные игры и упражнения, соответствующие его возрасту, уровню развития и подготовки.

Все мамы и папы хотят видеть своих детей внимательными - это не только очень удобно, но и страшно полезно для успешной жизни ребенка. Давайте посмотрим, как можно легко и между делом серьезно развить детскую внимательность.

Зачем быть внимательным?

Внимание - это реакция ребенка на любой важный процесс. Вот раздался громкий звук - младенец вздрогнул и прислушался, затревожился. Вот мама разговаривает с крохой - он концентрируется на ней и гулит в ответ. Все это внимание. Растет ребенок, изменяются и формы внимания, рано или поздно малыш научится сосредоточенно лепить куличики, писать буквы, сопоставлять причины вступления в Тридцатилетнюю войну Англии и Франции. И если мы помогаем детке развивать разные формы внимания, то постепенно они сложатся в устойчивую черту характера - внимательность. Он будет уже по-привычке наблюдательным, будет замечать детали, выделять важное, анализировать и делать выводы буквально на автопилоте. А это уже - залог успешности взрослого человека, и не только в карьере или в быту, но и в эмоциональной, духовной жизни, в отношениях.

Специалисты выделяют три вида внимания:

- Непроизвольное внимание - не требует усилий и возникает само по себе, когда ребенок реагирует на все яркое, шумное, необычное. Этот вид внимания мы вовсю используем, когда хотим привлечь малыша к какому-то делу или переключить на новое занятие: «Ааах! Смотри-смотри, какая киска там гуляет, пойдем за нею скорей!» - и расстроенный годовасик забывает о грустном и идет на штурм киски.

- Произвольное внимание - обычно формируется к 7 годам и далее развивается по мере взросления. Здесь уже ребенок концентрируется не на том, чего ему хочется, а на том, что он должен сделать. И это требует усидчивости, силы воли и даже самодисциплины. Постепенно дети учатся не реагировать на раздражители извне. Этот вид внимания очень важно развить и продвинуть в младшей школе, чтобы на всем протяжении дальнейшей учебы (и жизни!) ребенок не имел проблем. Вся взрослая деятельность, вся ответственность и надежность, от соблюдения правил дорожного движения до уважительного отношения к спутнику жизни, опираются на этот вид внимания.

- Послепроизвольное внимание - очень похоже на произвольное, но отличается тем, что ребенок выполняет задачу с удовольствием и без напряжения. Этот вид внимания держится на интересе - именно поэтому обучающие методики для дошколят и младшеклассников основаны на игре и дают хорошие результаты. Но на одном этом виде внимания далеко не уедешь, необходимо ставить и закреплять «насильное» произвольное внимание.

У внимания есть и другие важные «глубины и ширины»: объем, устойчивость, скорость переключения, избирательность и так далее. Во многом все эти способности заданы генетически, но в значительной степени формируются средой. Конечно, внимание может быть развито неравномерно, и не всегда это ведет к неуспеху. Например, великий советский физик Лев Ландау, который в уме, без карандаша и бумажки проводил невероятной сложности вычисления, - тот же Ландау через пять минут после обеда не помнил, что он только что с удовольствием ел, - вот не было это ему интересно и важно. Но как бы нам ни хотелось положиться на природу, развивать внимание «искусственными методами», скорее всего, придется.

Когда и как развивать внимание?

О том, что ребенок невнимательный, часто становится известно, когда он идет в школу. И само собой, школьнику можно развить внимание и способность к концентрации, но проще и эффективнее делать это в нежном возрасте, когда привычки только закладываются и мозг активно фиксирует важные связи.

Многие детки получают в кабинете невролога диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Хорошая новость заключается в том, что «это лечится» таблетками и специальными занятиями. Но существует и неопределенность: многие специалисты полагают, что надежного способа избавиться от этого синдрома нет и что дети «перерастают» его или приспосабливаются к нему во взрослом возрасте. И помочь перерасти и приспособиться могут родители: нужно только работать с ребенком на укрепление внимания с малышового возраста.

И в этом деле, конечно, важны доброжелательность, систематичность и регулярность занятий. Только это дает устойчивый результат. Однако не стоит пугаться! Неотвратимые и обязательные занятия - это, конечно, звучит немного удручающе, даже если они необходимы. Но есть простая и ценная рекомендация: всю обязательность поручить специалистам, это будет честно и правильно.

Давайте посмотрим: нейрогимнастикой с малышом пусть занимаются в психологическом центре, лечебной физкультурой - в поликлинике, танцами или единоборствами - в доме творчества, специальные игры на развитие внимания проводят в детском саду или школе развития. Нашей задачей будет - доставлять ребенка на занятия и оплачивать их. Положа руку на сердце, многие ли мамы представляют себя в роли затейницы, которая регулярно организует чаду игры в духе «Найди лишнее животное» или «Медведь идет в гости к лисе»? Заставлять себя заниматься с собственным ребенком важными делами, которые вас угнетают, вредно и для эффективности (все равно бросите), и для отношений с ребенком. Именно поэтому - подключаем узких специалистов: воспитателей, монтессори-педагогов, логопедов, психологов, тренеров.

Что же остается родителям? - во-первых, самая важная в мире роль любящих родителей. А во-вторых, огромное поле интересных и простых занятий на развитие внимания. Это такие дела и игры, которые даже не похожи на специальные занятия, настолько они вплетены в ткань живой жизни и человеческого общения, развлечений, совместного креатива или быта. Но при этом они фундаментально развивают внимание ребенка. Далее - только о них!

Внимание - к ребенку!

Вообще, самая первая «хитрость» развития детской концентрации - это искренний интерес к жизни ребенка. Когда вы наблюдаете за сыном или дочкой, пытаетесь понять его или ее внутренний мир, стараетесь играть с ним слаженно, - это очень важно. Вы слушаете его рассказы о том, что с ним случилось, рассматриваете его рисунки, смотрите мультики и кино про то, что он любит, разговариваете о том, что для него имеет значение. Внимание малыша - блуждающее, импульсивное. Когда взрослый замечает, что привлекает или озадачивает ребенка, и мягко помогает малышу удерживать внимание на этом, разбираться и углублять тему, - вот тогда ребенок учится управлять своим вниманием, укреплять его. Это укрепляет еще и уверенность в себе, чувство безопасности.

Психологи пишут, что атмосфера в доме, эмоциональный климат в семье тоже влияют на развитие детского внимания. В спокойной и дружелюбной атмосфере куда проще вырастить внимательного и сосредоточенного человечка, чем в издерганной и ненадежной среде. Эмоциональные стрессы, как и физические перегрузки, нарушают формирование механизмов внимания.

Информационные перегрузки тоже оказывают медвежью услугу. Если ребенка водят на десяток кружков, а дома он подолгу сидит перед телевизором или компьютером, то только очень крепкая нервная система убережет от проблем с произвольным вниманием. Еще в конце прошлого века стали появляться работы, где психологи писали о новых поколениях детей, для которых телевидение и компьютер во многом заменяли живое общение и очень сильно обедняли их способность к концентрации, творчеству и групповой работе. Так что для роста здоровой внимательности важны человеческие контакты, мирная атмосфера, достаточное пространство для отдыха. Это просто база, а дальше - начинаются разные полезные частности.

В быту

Абсолютно все домашние дела, которые вы делаете на глазах у малыша или вместе с ним, помогают развивать внимание. Например:

* Уборка игрушек на свои места - надо сконцентрироваться и вспомнить, где что лежит, а еще довести дело до конца.

* Поиск потерянных вещей - просто запредельно ценная задача, главное - искать спокойно. Если вы замечаете «потерянную» книжку или игрушку на самом видном месте, не нужно радостно «тыкать» в нее ребенка, помогите наладить ему механизм поиска: пусть он представит себе образ того, что ищет, и начинает сканировать пространство - пол, диван, стол, полка - нашли! Мальчикам этот навык нужно ставить особенно тщательно. В силу гендерных различий, мальчики часто до взрослого возраста (а то и до глубокой старости) с большим трудом ориентируются среди вещей. Вспомним классическое: «Где мои носки??» Если найти вещь сразу не удается, подключаем другое прекрасное упражнение: где ты видел это в последний раз? Что было потом? Куда ты обычно это прятал? Логика помогает творить чудеса. И, мамы, наберитесь терпения, помогите детям самим найти пропажу, не подключайте наш обычный женский поиск методом интуитивного тыка, который срабатывает с первого-второго захода.

* Одевание и раздевание : тоже удивительно развивают концентрацию и внимание. Как надевать носочки и натягивать колготочки, чтобы было удобно. Как самостоятельно снимать футболку. Как переодеваться, не отвлекаясь, зайдя с зимней улицы в школу развития. Складывать вещи и класть их на место. Очень многое для внимания и памяти можно сделать, повторяя правильные названия предметов одежды и обуви и поясняя, чем отличается кофта от свитера, блузка от рубашки, а ботинки от кед.

* Разбор стираного или глаженого белья по стопочкам: постельное, папа, мама, Сашенька.

* Все женские рукоделия или мужские умения : пришивание пуговиц, вязание, вышивка, шитье, строгание ножичком, выпиливание и выжигание. Если у ребенка есть родственник, который может ему это передать, научить его традиционным домашним искусствам - то ребенку просто сказочно повезло.

* Собирать цветы и плести веночки, собирать гвоздики и шурупы «для хозяйства» - все это тоже важно для развития концентрации. Для этого полезно и любое коллекционирование камешков и перышек, машинок или куколок, это точно стоит поощрять.

* Внимание к домашним и соблюдение границ: дедушка прилег отдохнуть, давай вести себя тихо; уже поздно, часы показывают девять вечера, нельзя бегать и играть с мячиком; тетя не разрешает брать вещи с ее стола.

* Наблюдение за людьми через окно перед выходом на прогулку: все одеты в кофточки с длинным рукавом и длинные штанишки, а вон девочка в легкой футболочке, смотри, как она съежилась на качели, наверное, ей холодно, давай мы тоже наденем джинсы и свитерок.

На улице

* Наблюдение за птицами, насекомыми, растениями: важно не просто привлекать внимание вспышками («Смотри, какой красивый жук, какой большой цветок»), - здесь ценен процесс, развитие событий, исследование. Вот идут голуби, один серый, другой белый, наверное, они ищут еду, а может, они хотят пить? - подошли к луже попили, а если им бросить немного хлеба или зернышек? - сразу слетается еще десяток, наверное, они следят за этим местом? А вот идет кошка, может быть, у нее есть детки, где же она их прячет, как она их любит и вылизывает язычком?

* Запоминать имена друзей по играм: не просто знакомиться с приятелями по двору, но и замечать с ребенком, где чья мама, где чья коляска или велосипед, кто чей братик или сестра.

* Кто заметит больше собак? Во время прогулки можно замечать и сравнивать то, что любит ребенок: красные машины, кошек, самокаты.

* Описать путь: малыш лет 5-6 уже может с вашей помощью рассказать, как дойти от дома до любимой площадки. Сначала мы спускаемся на лифте на первый этаж, выходим из подъезда, идем по дорожке направо до конца дома, поворачиваем направо, идем вперед до магазина… Этот способ тренировки внимания и памяти через построение «внутренних походов» по городу или большому дому был просто культовым методом у древнеримских ораторов и ученых.

Домашнее общение и игры


- Запомнить родственников
: это, пожалуй, еще более мощный способ тренировки внимания и памяти, укрепления семейных уз и понимания своего места в этом мире. Рассказывайте и показывайте в гостях или на фото бабушек и дедушек, тетей и дядей, кто кому и кем приходится, бабушка Ася - папина мама, дедушка Женя - мамин папа, кто и кем работает, для деток постарше - у кого когда день рождения. Истории можно углублять всю жизнь: когда-то подойдет возраст поведать о том, где жили разные части семьи, когда-то наступит время для рассказа об истории репрессированных предков.

- Любые настольные игры : крестики-нолики, шахматы, шашки, домино, тримино, «Зельеварение», «Дженга», - все, что вам интересно и весело делать с детьми, работает на внимание.

- Совместное чтение книг: особенно длинных, с продолжением, со вторыми и третьими частями.

- Рассказывание историй: родителей - о своем детстве, детей - о своих мечтах и фантазиях. Дети обычно трепетно любят такие разговоры и очень их ждут.

- Слежение за траекторией вещи: можно сказать, что это - игра-упражнение, похожее на рассказывание историй. «Вот я беру в руку конфетку и кладу ее в свой правый карманчик на рубашке, потом иду в кухню, достаю конфету из карманчика и кладу ее на тарелку на столе, а вместо нее беру яблоко, мою его и разрезаю на четыре части. Ты хочешь конфетку или яблоко?»

- Совместное рисование: если вы любите рисовать вместе с ребенком - здорово. Если предпочитаете читать книгу или форум, пока малыш возится с карандашами рядом, можем предложить такое развлечение: рисуете на листке бумаги любой кружок или квадратик, ребенок должен продолжить рисунок. Вокруг кружка вырастает свинка или лебединое озеро, в зависимости от настроения и сопутствующих желаний. После этого вы можете внести какие-то новые дополнения в рисунок: нарисовать на свинке всадника-курицу или овечку на берегу озера. Ребенок тоже может продолжить. Часто такие игры вызывают у детишек продолжительный восторг и, конечно же, служат делу концентрации.

- «Корректурная проба» : это задание может понравиться детям, которые уже знают буквы. Сажаете ребенка рядом с собой, даете ему книгу или журнал с крупным текстом, и пусть он обведет все буквы А на одной страничке (или абзаце). Пока он болтает ногами и возит карандашом - занимаетесь своим делом. Только потом обязательно проверьте правильность и похвалите. Усложняем задание: обводим все буквы У и зачеркиваем все буквы Т. Периодические «корректорские» упражнения в дошкольном возрасте помогут детке в будущем избежать ошибок на письме.

- Разделение действий : если малыш хочет петь, пить и писать одновременно, помогите ему разобраться и выстроить все по порядку. И в других делах придерживайтесь «регламента»: мы сейчас завтракаем, а значит, не вскакиваем и не убегаем поиграть в мячик; мы разговариваем о садичном утреннике, а значит, о новом конструкторе Лего поговорим сразу после этого, а не одновременно.

И много еще дел, делишек и игр незаметным образом развивают внимание и концентрацию у детей. Залог успеха - интерес родителей к детским желаниям и склонностям, наблюдательность, разговоры и совместные дела. Чем внимательнее мы к ребенку, тем внимательней он к жизни!

Татьяна Капилевич
Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста

Что же такое внимание ?

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса.

Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) .

Существует несколько форм внимания . К ним относится :

Сенсорное внимание - зрительное , слуховое, тактильное и др.

Двигательное внимание - внимание , проявляющееся в моторных процессах, их осознании и регуляции.

Эмоциональное внимание привлекается эмоционально значимыми стимулами (имеет тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации) .

Интеллектуальное внимание – проявляется в интеллектуальной деятельности, т. е. - к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.

Проблема внимания - одна из самых сложных проблем психологии.

Хорошо изучено сенсорное и двигательное внимание . Хуже – эмоциональная и интеллектуальная его формы.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления.

К внешним относятся : напряженная поза, сосредоточенный взгляд…

К внутренним - изменения в организме (например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др.)

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Существует несколько видов внимания . А именно :

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание – оно не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов и тд.)

Непроизвольное внимание не связано с участием воли. Это то внимание , с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание , а произвольное внимание обладает всеми этими качествами.

Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию и формируется по мере становления всех психических функций. Это социально опосредованный вид внимания .

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств :

концентрации; устойчивости; распределения и переключения.

Концентрация определяется тем, насколько человек углублён в работу.

Устойчивость. Её показателем выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.

Переключение проявляется при переходе от одного объекта или деятельности к другому.

Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий (например : рассказывает стих, перемещаясь по комнате) .

Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чём основательно и долго удерживать внимание не может , всё время отвлекается посторонним, причём ничто не привлекает к себе надолго его внимания , а сейчас же уступает своё место чему-либо другому.

Развитие внимания у дошкольников .

Развитие внимание у дошкольников связано с тем , что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей .

Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) .

Ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого (воспитателя, родителя, педагога, который всё чаще говорит дошкольнику : «Будь внимателен » , «Слушай внимательно » , «Смотри внимательно » .

Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием .

Связано с усвоением средств управления им.

Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию (например : «Я хочу посмотреть сначала обезьян, а потом крокодилов» , - говорит ребёнок по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть» , а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты).

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи , но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.

Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия (например : ребёнку хочется присоединиться к игре других детей , но нельзя. Он сегодня дежурный. Сначала надо помочь взрослому накрыть на стол. Ребёнок сосредотачивается на выполнении этой задачи.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы. И волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется .

Важным значением для развития внимания дошкольников имеет режим дня . Он создаёт опорные точки в жизни детей , служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания .

Главную роль в помощи развития внимания у детей играет , конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)

На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал.

Взрослый, помня об этом, должен создать зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая внимание детей .

При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи . Это всегда нужно учитывать!

Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью.

Также для детей очень важно понимать то, о чём им говорят, что это обозначает.

Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей . Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.

Огромную роль в развитии внимания детей- дошкольников выполняет игра , как основной вид деятельности в этом возрасте .

В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания , но и его устойчивость.

Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания .

Ну и конечно взрослые должны помнить, что важным условием внимания является : общий культурный уровень детей ; расширение их познавательных интересов; увеличение круга представлений; обогащение знаниями, умениями и навыками; общая осведомлённость и широта кругозора.

В. А. Сухомлинский писал : «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо» . Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка : если ты держишь его как птичку, то оно плохой твой помощник».

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее заключение : конечно развитие внимания у детей- дошкольников во многом зависит от нас - взрослых, непосредственно от нашего участия в этом процессе. Так как он требует большого терпения, квалифицированного и грамотного подхода, а главное – любви к детям, ведь это - кропотливое и продолжительное занятие, если есть желание помочь.

Советы родителям и воспитателям, которые помогут в развитии внимания у детей – дошкольников .

1. В каждое занятие включайте игры и упражнения на развитие внимания , широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

2. Включайте в занятия с ребёнком задания, требующие довольно длительного сосредоточения : нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.

3. Предлагайте ребёнку следующее упражнение : в газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а» , стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а» , обвести в кружок все буквы «б» , подчеркнуть все буквы «д» ).

4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

5. Регулярно включайте ребёнка в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий : можно выполнять постройки из конструктора, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте ребёнка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям : повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить, поощряя ребёнка, когда тот верно справляется с заданием.

8. Учите анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

9. Учите переключать внимание с помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого : прыгать, останавливаться, шагать и т. д.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания .

Самое главное уметь развить внимание ребенка. Внимание ребенка влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания нужна для овладения чтением и для обучения письму.

Существует шесть этапов развития внимания у детей.

Первый этап – этап рассеянного внимания. Такое внимание у детей от рождения до одного года. Ребенка отвлекает музыка, игрушки, разговоры, животные.

Второй этап – этап фиксированного внимания. Этим вниманием обладают дети от одного года до двух лет. Ребенок в этом возрасте ничего не замечает, что происходит вокруг него, он занят своим делом: строит пирамидку или одевает игрушку. Ребенок увлечен одним делом и надолго. Не надо мешать ему. Если вы вмешаетесь в то, чем занимается ребенок, он отвлекается и теряет интерес к этому занятию.

Третий этап – этап гибкого одноканального внимания.

В возрасте от двух до трех лет внимание становится гибким, но все равно остается одноканальным. Ребенок этого возраста слышит, как его зовут, он отрывается от своей игры, но тут же возвращается к ней.

Четвертый этап – этап устоявшегося одноканального внимания. Ребенок в этом возрасте от трех до четырех лет переключает свое внимание с одной игры на другую. Он прерывает свое занятие, послушает, что ему говорят, потом снова вернется к своей игре.

Пятый этап – этап формирования двухканального внимания.

Ребенок в возрасте от четырех до пяти лет может держать двухканальное внимание на небольшой промежуток времени. Он может одновременно слушать, говорить и заниматься своим делом. Если для него сложно делать все одновременно, то он отвлечется и будет делать что – то одно.

Шестой этап – этап сложившегося двухканального внимания. Ребенок старше пяти лет может заниматься двумя занятиями одновременно. Он может смотреть сказку и собирать пазл, разговаривать с братом и играть конструктором. Когда вы увидите, что ваш ребенок достиг шестого этапа можно начинать обучающие программы развития ребенка.

Произвольное и непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание у детей в первые годы жизни они пока не умеют управлять своим вниманием, их увлекает любая вещь папин телефон, мамина расческа, бабушкины бигуди, дедушкина газета и так далее. Дети этого возраста очень любопытны и любознательны, что им покажешь к тому они и тянутся.

Очень интересно получается, родители сами переключают внимание ребенка, используют особенность детского внимания. Например, от телевизионной передачи, или если ребенок упал, но спустя время сами начинают ругать ребенка в несобранности. Кто виноват в несобранности вашего малыша? Конечно вы родители. Внимание ребенка надо переключать в нужном и важном случае. Не требуйте от ребенка в возрасте одного – пяти лет концентрации внимания. Он еще очень мал, ему это сложно.

Примерно с пяти – шести лет ребенок может сосредоточить свое внимание, на каком – то одном деле. Он уже подрос и ему легче сосредоточить свое внимание, он концентрируется на предмете или занятии появляется усидчивость сила воли. Старайтесь хвалить ребенка - это очень важно, он чувствует, что его оценили, и будет стараться еще лучше. Даже если у него ничего не получается не ругайте ребенка вы отобьете желание заниматься, найдите возможность похвалить его.

Вы думаете, что произвольное внимание лежит внутри ребенка где – то глубоко, нет вы, ошибаетесь, истоки произвольного внимания находятся вне личности вашего ребенка. Произвольное внимание не переходит само из непроизвольного внимания.

Произвольное внимание в ребенке надо создавать и к этому должны приложить свои усилия взрослые. Надо придумывать для ребенка новые виды деятельности они организуют его внимание.

Надо правильно руководить вниманием ребенка. Для начала это может быть жест, например указательный палец, затем слово, правильно подобранное слово и интонация всегда привлечет ребенка. Позднее, когда ребенок становится старше это наша речь и речь ребенка.

Развитие произвольного внимания связано не только с развитием речи у ребенка, но и с осознанием цели вида деятельности, которая ему предстоит.

Например, ребенок дежурит в детском саду ему надо накрыть на стол, а ребята в это время играют в интересную игру. Дежурному ребенку тоже хочется поиграть с другими детьми, но он не может его функция накрыть на стол. Постепенно ребенок сосредотачивается на выполнении своей работы, он вникает в процесс дежурства, ему начинает нравиться, он красиво расставляет тарелки, кружки, раскладывает ложки, и поддержание внимания ему уже не требуется.

Развитие внимания у ребенка происходит во время обучения и воспитания. Главным решающим значением для его развития является приучение к дисциплинированному труду и развитие интересов.

Для ребенка дошкольного возраста надо уметь правильно организовать восприятие материала, иначе концентрации внимания вы не увидите, и материал будет плохо усвоен ребенком. Заниматься с ребенком надо каждый день, постепенно увеличивая нагрузку.

С ранних лет воспитывайте в ребенке критическое отношение к своей работе, но не забывайте и хвалить ребенка, даже если у него ничего не получается. Похвала всегда является стимулом к началу следующей работы.

Большую роль в воспитании внимания играет требовательность педагога. Чем строже педагог, тем внимательнее и дисциплинированнее дети на занятиях. Но это не значит, что все педагоги должны быть строгими. Если ребенок боится своего строгого педагога, то он будет наоборот рассеянным и невнимательным. Это касается и родителей, постройте занятие так, чтобы ребенок слушал вас и не отвлекался, разговаривайте, давайте задания, оценивайте труд вашего ребенка и не забывайте хвалить его.

Воспитатели детских садов развивают и воспитывают волевое внимание у детей. Это когда всем детям одновременно надо выполнять одно, и тоже упражнение или действие. Например, в детском саду на занятии физкультура дети сначала все бегут, потом все вместе останавливаются и делают гимнастические упражнения, все упражнения обязательно связаны с речью, потому что в ней выражена цель деятельности ребенка на данный момент.

Воспитанием волевого внимания ребенка можно заниматься и дома. Хорошо если у вас два, три или четыре ребенка, даже если у них разный возраст можно организовать интересные упражнения. Младшие всегда будут тянуться за старшими, им будет интересно и весело, а самое главное полезно для развития волевого внимания.

Занимайтесь своими детьми, развивайте их хвалите и тогда ваши дети будут внимательными, усидчивыми и внимательными.

Упражнения на развитие внимания ребенка

Очень важно развивать внимание ребенка в любом возрасте особенно от года до семи лет все успехи в будущем будут зависеть от того на сколько внимателен ваш ребенок.

Научите ребенка обращать внимание на что – то определенное это не трудно надо только приложить немного усилий. Мы предлагаем вам несколько интересных игр они помогут вашему ребенку замечать новое, неизвестное вокруг. Обучение в виде игры для ребенка развлечение, но в тоже время обучение внимания, которое пригодится ему в будущем.

Первое упражнение. Назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение. Делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение. Найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение. Посмотрим друг на друга

Упражнение посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру. Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение. Мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение. Будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.

Седьмое упражнение. Попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение. Развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение. Сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение. Быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Пусть ваш ребенок изучает новое с радостью, чтобы у него было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте его познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством ваш ребенок быстрее чему - либо учится и овладеет новыми знаниями и навыками.

Огромное влияние в жизни своих детей оказывают именно родители, от них многое зависит и в воспитании и в обучении ребенка. Понимайте и воспитывайте своего ребенка, чтобы дальнейшая жизнь у него сложилась благополучно.

10 игр для развития внимания

Игровой метод развития внимания - самый эффективный, так как здесь присутствует интерес и азарт, с которыми тренироваться намного интереснее. Вместо нудных заданий можно развлекаться с пользой. В разработке этих игр принимали участие ученые из Научного центра "Сколково".

Игра "Подводные лодки"

Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре. Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка. В море двигаются подводные лодки в разных направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляются разные вопросы: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?».

Смотрите внимательно на вопрос, который сейчас на экране, на движение лодок и их направление. Ответить на вопрос можно при помощи стрелочек расположенных снизу на экране. За правильный ответ вы получаете очки и продолжаете играть дальше. Если вы три раза отвечаете не правильно, игра заканчивается.

Игра "Красно-черные таблицы Шульте"

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики надо прокликать по убыванию. В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру.

Сначала надо нажать самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике, теперь снова самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике и так далее. Запоминайте числа, которые вы нажимаете, и не нажимайте их повторно.

Игры "Анаграммы"

Анаграммы - слова с перепутанными буквами. Разгадывание слов по перепутанным буквам отлично тренирует внимание и увеличивают скорость чтения. На экране показано слово, а под ним предложены четыре варианта анаграмм к этому слову, нужно определить какой из четырех вариантов верных. Игра заканчивается по истечении двух минут после старта или после пятой ошибки.

Игра "Зоркий глаз"

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать где они были. На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль».

Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы правильно отвечаете на вопросы и правильно кликаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Прокликай в правильном порядке плюс"

Главная суть игры прочитать правильно вопрос и нажать в правильном порядке цифры. В этой игре дана таблица, заполненная цифрами. Для прохождения игры, надо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от задания. Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их убывания», значит надо найти сначала самую большую цифру и от нее двигаться к самой маленькой.

Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их возрастания», значит, ищете самую маленькую цифру и от нее двигайтесь к самой большой. Запоминайте, какую цифру вы нажали последнюю. Если вы пропустили или перепутали цифру, то у вас снимается жизнь.

Игра "Задача Струпа, революция"

Главная суть игры надо найти карточку, надпись на которой не совпадает с ее цветом. В этой игре даны две карточки, надо выбрать карточку, цвет которой не будет совпадать с надписью на этой карточке. В этой игре надо смотреть внимательно на цвет, надпись на карточке и читать правильно задание. При правильном ответе вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Сравнение объектов"

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку. В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет». Ответить можно с помощью кнопок «да» и «нет» расположенных внизу экрана. Если вы правильно отвечаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Космос"

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль. В этой игре в небе летит космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Ответить можно с помощью стрелочек расположенных внизу на экране. Если вы правильно отвечаете и нажимаете, то набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Игра "Поиск цифр и букв"

Тренировка в поиск букв отлично развивает концентрацию внимания и увеличивает скорость чтения. Также этот тренажер используется для развития скорочтения .

Игра "Пятнашки"

Отсортируйте все костяшки в порядке возрастания. Игра тренирует концентрацию внимания и память. Если не получается собрать пятнашки, попробуйте сделать это по специальной инструкции, которую мы разместили в статье Пятнашки .

Курсы для развития внимания

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Уверен, что вы, даже, не обращаете внимания на эти действия, а ведь именно наличие внимания - одно из главных условий для хорошего запоминания. Как можно запомнить то, на что даже не обратили внимание?

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту. Курс отлично развивает внимание, так как нужно не просто прочитать текст на большой скорости, но еще понять его и запомнить.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания. Курс отлично развивает внимание, так как оно требуется для правильного решения примеров и выбора упрощенных способов решений.