Домой / Форма бровей / Проект «Эх, да Масленица!» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» - презентация. Педагогический проект "широкая масленица"

Проект «Эх, да Масленица!» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» - презентация. Педагогический проект "широкая масленица"

ПРОЕКТ

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Тип проекта: творческий

Возрастная группа: подготовительная группа

Вид: итоговый

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «МАСЛЕНИЦА».

На нем всегда находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать вкусных и румяных блинов.

МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА».

    Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.

    Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.

    Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. МОТИВАЦИОННЫЙ.

1.1. Разработка проекта:

    Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.

    Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».

    Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

2.1. Разработка праздника:

Планирование проведения праздника;

    Обсуждение оформления группы.

    Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.

    Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»

    Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

2.2. Совместная деятельность взрослых и детей.

    Беседы о празднике, о его праздновании на Руси.

    Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков.

    Разучивание хороводных и подвижных игр.

    Рисование по теме: «Масленица пришла»

    Лепка по теме: «Масленица – блиноедка»

    Ручной труд: Изготовление масленичек.

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ:

1. Проведение масленичной недели.

2. Праздник для детей, проведение хороводных и подвижных игр.

3. Катание на лошадях,

4. Чаепитие на день «Лакомки»,

5. Блины на протяжении всего праздника.

Понедельник.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с народным праздником «Масленица»

(совместная деятельность взрослого и детей)

Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Чтение стихотворения «Масленица»

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем, есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Воспитатель:

Масленицу начинаем отмечать с понедельника.

Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.

Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Беседа «Как делали чучело масленицы?»

Воспитатель: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы.

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка -прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Поговорки про масленицу:

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье - бытье, а Масленица.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Заклички про Весну:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

Весна-красна!

Весна-красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке,

На бороночке.

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Едет Весна едет

На золотом коне,

В зеленом саяне,

На борони сидючи,

Сыру землю аруючи,

Злато жито сеючи.

Вторник

Беседа «О праздновании второго дня масленицы»

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Разучивается игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Знакомство с народной игрой.

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Рассматривание рисунков детей нарисованных дома по теме «Масленица пришла».

Среда

Беседа о праздновании третьего дня масленицы.

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.

Игра «Галя по садочку ходила».

Правила игры:

Дети становятся в круг, не держась за рук. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Четверг

Беседа о праздновании четвертого дня масленицы.

Воспитатель:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

Посмотрите, это картина художника В.И.Сурикова « Взятие снежного городка». Давайте вместе рассмотрим её.

(рассматривание картины вместе с детьми)

Давайте поиграем.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Пятница

Беседа о праздновании пятого и последующих днях масленицы

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.

Рассказ воспитателя:

Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Посиделки".

В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.

А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.):

Рассказ воспитателя:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".

Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли дрова - Осиновы дрова,

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»

Как у наших у ворот собирается народ.

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети собираются на праздник.

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»

Намеченные мероприятия

Совместная деятельность с детьми

Связь со специалистами

Знакомство детей с народным праздником масленица

Беседа «Что за праздник Масленица?

Чтение стихотворения «Масленица»

Рассматривание иллюстраций как изготавливается чучело - масленицы.

воспитатели

Первый день Масленицы

«ВСТРЕЧА»

Рассказ о праздновании первого дня

Знакомство с поговорками про масленицу.

Заучивание стихотворения «Масленица»;

Знакомство с народным фольклором закличка;

Продуктивна деятельность:

Изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.

Лепка «Масленица – блиноедка»

воспитатели

Знакомство с народными играми на НОД

по физической культуре «Лошадки»(эстафета), «Силачи»(перетягивание каната), «Ловкачи» (бег в мешках).

Музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Второй день Масленицы

«ЗАИГРЫШ»

Рассказ о праздновании второго дня;

воспитатели

Подвижные народные игры на улице во время НОД по физической культуре на воздухе

«Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»

Инструктор по физкультуре

Художественно – творческая деятельность:

Рисование на снегу.

воспитатели

рисование «Масленица пришла»

(домашнее задание)

родители

Слушание русских наигрышей и песен «Блины»

Музыкальный руководитель

Третий день масленицы

«ЛАКОМКА»

Рассказ о праздновании дня «Лакомка»,

Информация о праздновании дня «Разгуляй»;

Рассматривание картины В.И.Сурикова

«Взятие снежного городка»;

Разучивание и проведение хороводных игр.

«Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой».

Воспитатели

Четвертый день

«РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ»

Закрепление разученных ранее подвижных игр

Игра в «Снежки»

Инструктор по физической культуре,

воспитатели

Подготовка к веселому музыкальному празднику

Пение песен

Чтение стихов

Продуктивные виды деятельности по выбору и замыслу детей.

Пятый день

«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

Рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. (вечерний отрезок времени)

Игра в «Снежки»

воспитатели

музыкально-художественная деятельность:

Веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.


Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.




Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.


Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.




Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.




Содержание: А). Познание, коммуникация. 1.Наблюдения за изменениями в природе. 2.Беседа: «Как на Руси весну встречали!». 3.Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». 4.Заучивание закличек, стихов, частушек. 5.Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». 7.Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. 8.Знакомство детей с пословицами о масленице.


Б). Социализация, физкультура, безопасность. 1.Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». 2.Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Барышня на Масленице». 3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» 4. Лепка: «Масленичное Солнце!».


Содержание: 1). Музыкально спортивный праздник на улице. 2). Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов». 3). Дегустация блинов. 4). Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 5). Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».


Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.


Продукты деятельности: -Книга рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь». - Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица». - Игротека народных подвижных игр. - Выставка детских поделок «Масленичное Солнце». - Фотогазета «Как мы весну встречали». -Кукла-Чучело из соломы «Масленица».


Проект для средней-старшей группы детского сада «Широка масленица» проект

Место работы: МБОУ "Шегарская СОШ № 1 "

Тема: «Широка масленица»

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность проекта:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица» является Актуальной . В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с

различными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской

культуре в семье.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители.

Типы проекта: творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Словия реализации : детский сад, семья.

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы»

1. этап. Подготовительный:

Октябрь

Создать условия для формирования интереса к празднику.

(Наблюдения за изменениями в природе).

Ноябрь

Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

Декабрь

Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

(Беседа: «Как на Руси весну встречали!».Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И. Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т. д.).

Январь

Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).

(Заучивание, стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна».

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Знакомство детей с пословицами о масленице и т. д.).

Февраль

Начать формирование игротеки народных игр.

(Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка».Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле» и т. д.)

Март

Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.2. этап Практический:

Понедельник

«Встреча»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

Беседа «Что за праздник, Масленица?»

Рассматривание альбома «Масленица»

Поговорки про масленицу

Заучивание стихотворения «Масленица»

Вторник

«Заигрыш»

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

Беседа «Как отмечать Масленицу»

П/и «Горелки», «Звонарь»

Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

Разучивание масленичных закличек.

Среда

«Лакомка»

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

Слушание песни «Песня блинам»

Разучивание стихотворения «Про Масленицу»

Слушание песни «Как на Маслянской неделе»

Чаепитие с блинами в группе

Четверг

«Разгуляй»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Игры-эстафеты:

- «Перетягивание каната»

- «Снежный тир»

Пятница

«Посиделки»

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Лакомство блинами

3-й этап. Заключительный: Проведение праздника «Проводы масленицы»

Материалы к проекту:

Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со

значением и обычаями праздника).

Сценарий праздника: «Масленица»

Перечень народных игр, закличек.

Рисунки детей.

Используемая литература:

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Проект для ДОУ "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

Автор проекта: Салозграф Ирина Владимировна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ - детский сад №37 с. Раздольное Моздокского района РСО - Алания

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Цель проекта : Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта:
дидактические:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры)
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

воспитывающие:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.

Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Новизна проекта: Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Тип проекта:
по количеству детей – групповой, разновозрастной
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
по продолжительности – краткосрочный (08.02.2016 – 20.03.2016)

Обеспечение проекта :
Научно-методическое : подбор необходимой научно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов, составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ;
Наглядно-дидактическое: произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;
Предметно-пространственная развивающая среда : актовый зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок, физкультурный уголок, ППРС для театрализованной деятельности), мини-музей «Русская изба», «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории ДОУ.

Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Интегрированная НОД.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:
определение цели и задач проекта;
подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
определение основных направлений работы над проектом;
составление плана основного этапа проектирования;
подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
информирование родителей о предстоящем мероприятии;
индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.

2. Основной этап.
Пояснительная записка:
Основной этап проекта должен был быть реализован в ходе самой Масленичной недели, но(!), в связи с тем, что празднование Масленичной недели в 2016 году совпало с празднованием Международного Женского дня – 8 Марта, пришлось внести коррективы. Материал, запланированный на понедельник («Встреча») и вторник («Заигрыш») Масленичной недели был распределен для проведения неделей раньше, так как 7 и 8 марта выпали на выходные дни. Однако на эти дни были предусмотрены увлекательные «домашние задания» для совместной деятельности детей и родителей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Журавушка»»

Асбестовского городского округа

Краткосрочный проект

"Широкая масленица"

(группа 5 до 6 лет)

25.01.2016 - 29.01.2016

исполнитель: воспитатель Бочкарева В.В

Проект «Широкая масленица»

в старшей группе №10 «Ягодка»

для детей от 5 до 6 лет

Вид проекта : групповой, познавательно-творческий, кратковременный.

Актуальность : Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель проекта : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи проекта : Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Оборудование, материалы: . «Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги. Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.

«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи.

Видео-фильм «Смешарики – Масленица».

Электронная презентация «Широкая Масленица».

Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта : 1 неделя.

Предполагаемый результат:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цель

Форма реализации

Период

Примечание

Организационный

сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Формулирование проблемы;

Выбор способа решения.

Интернет,

Методическая литература,

Планирование деятельности

реализация проекта.

Провести мероприятия согласно плану

НОД. Совместная и самостоятельная деятельность.

Сотрудничество с родителями.

Заключительный

Подведение итогов.

Оценить результативность проделанной работы.

Развлечение с родителями

Этапы проекта:

Этапы

Деятельность

дети

родители

педагоги

Организационный

Беседы с детьми о празднике

Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Широкая масленица».

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения, загадки о Масленице)

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Подготовить презентацию «Широкая масленица»

создание развивающей среды по проекту

Планирование деятельности

Самостоятельная и совместная творческая деятельность.

Работа над проектом по плану

Проведение совместной деятельности по плану.

Заключительный

Презентация «Широкая масленица».

Творческая работа с детьми

Выставка работ в группе.

Развлечение с родителями

План реализации проекта

Сроки/дата

Совместная деятельность

Самостоятельна/ Свободная творческая деятельность

Совместная работа родителей с детьми

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непосредственно – образовательная деятельность

«Встреча»(понедельник)

Рассматривание альбома «Масленица»

Заучивание стихотворения «Масленица»

Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица»;

Кукольный театр «Петрушечные комедии»;

Загадки о весне, о масленице

Статьи в родительский уголок «Масленица идет»

«Заигрыш»(вторник)

Беседа «Как отмечать Масленицу»

Русские народные игры «Горелки», «Почта»;

Рисование на тему

"Масленица

Рисование

Совместно с родителями наити частушки о масленице

«Лакомка»(среда)
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Маслянской неделе»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

Изготовить атрибутику для игры "Сбей колпак снежинками"

«Разгуляй» (четверг)
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»

Аппликация коллективная

Конкурс частушек «Как на масляной неделе»

Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- лакомство блинами

Составление детских рассказов "О широкой масленицы"

Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Такси»;

Пение русских народных песен.

Итоги проекта: Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.