Домой / Виды макияжа / Что делать, если грудной ребёнок плохо ест молоко или смесь? Почему не спит грудной ребенок и что нужно делать, чтобы решить эту проблему? Как приучить ребёнка к своей кроватке.

Что делать, если грудной ребёнок плохо ест молоко или смесь? Почему не спит грудной ребенок и что нужно делать, чтобы решить эту проблему? Как приучить ребёнка к своей кроватке.

Мамочке грудного малыша приходится непросто: сутки пролетают, как один миг в заботе о маленьком чуде, поселившемся в ее доме меньше года назад. А если малыш еще и не спит днем, то можно представить, как у мамы голова идет кругом! Надо успеть сделать все дела по дому, по уходу за крохой, позаботиться о режиме питания, гигиены, о себе нужно не забыть, ведь не поевшая вовремя и не отдохнувшая мама не получит необходимый объем молока для кормления.

В таком активном ритме жизни малыш, который вдруг отказался спать днем, вносит неожиданный хаос в режим мамы, становится беспокойным сам, и оба уже напряжены настолько, что без помощи третьего лица им не обойтись!

Хорошо, если рядом есть помощник, который будет качать и убаюкивать кроху, заменит маму на кухне или погуляет с малышом на улице. Но если нет такого человека, родительнице просто не справиться самой без нескольких ценных советов!

Из этой статьи вы узнаете:

У меня болит животик

Наиболее распространенная причина отсутствия сна у малышей первых трех месяцев жизни – это колики в животе. Микрофлора кишечника новорожденного крохи формируется на протяжении целых двух лет, но первые три месяца – это особый срок формирования, когда в кишечнике идет борьба за место между полезной и патогенной микрофлорой.

Пока стенки кишечника не покроются полезными бактериями, процессы переваривания могут быть нестабильными, неполноценными, в животике будут образовываться газики и мучить малыша вместе с его мамой.

Я постоянно хочу есть

Причин для голода у ребенка может быть несколько. У мамы может быть недостаточно молока, либо его много, но малыш не досасывает до поступления жирного молочка с задней части молочной железы. Напивается переднего, более «пустого», и засыпает. Через короткое время ненасытившийся желудочек дает о себе знать, кроха включает сирену, и мама вновь вынуждена бросать свои дела и бежать к расстроенному малышу.

Вторая возможная причина голода – это предыдущий пункт, а именно, колики в животе. Новорожденные дети воспринимают любой дискомфорт в области живота как чувство голода. Ищут грудь, активно присасываются к любому предмету, касающемуся лица. Мамочка воспринимает такое поведение как голод.

В то время, как надо заняться профилактикой вздутий, запоров, поносов. Маме следует питаться строго по правилам рациона кормящей женщины. Возможно, избавив малыша от боли в животике, вы обнаружите его крепко спящим.

У меня жажда

Если у мамы слишком сладкое или жирное молочко, младенец может испытывать жажду. Не все мамы практикуют подпаивание новорожденного. Но если крохе уже давали водичку, следует делать это регулярно. Возможно, ребенок не спит днем из-за сухости во рту.

У меня где-то что-то зачесалось

Нежная кожа младенцев чутко реагирует на любые раздражители. Младенческая эритема, атопический дерматит, смена волосяного покрова кожи – все это может влиять на состояние крохи. Зуд и беспокойство очень часто не дают спать новорожденным детям, но, к сожалению, только родившийся ребенок не может сказать маме об этом или помочь себе сам, поэтому ему остается только плакать.

Поменяйте мне подгузник

Есть детишки, которым абсолютно все равно, в каких условиях они находятся, они будут сопеть и не просыпаться по 3 часа, даже если их памперс переполнен. Но есть такие представители «глубокой интеллигенции», что даже в момент мочеиспускания они просыпаются и начинают проявлять беспокойство. И мама вряд ли сможет приучить ребенка поступать иначе. Тут уже кроха воспитывает родителей и вынуждает их значительно чаще положенного менять им подгузник, иначе они просто отказываться спать!

Я так перевозбудился, что не могу заснуть

Если был пропущен положенный период дневного сна малыша, то вполне ожидаемая реакция – это нарушение дальнейшего режима сна и бодрствования. В такой ситуации надо помочь крохе расслабиться. Организуйте прогулку в коляске на свежем воздухе, искупайте малыша в теплой водичке с ромашкой, дайте ему немного зеленого чая, если уже практиковали подпаивание.

Я скучаю по своей мамочке

Если ваш малыш не спит днем, возможно, он подсказывает, что вам обоим следует отдохнуть! Крохи чувствуют энергетику мамы намного более тонко, нежели мы взрослые. Если родительница сама уже на грани, уставшая, возбужденная, взвинченная, то и малыш ее будет вести себя аналогично. Он будет ощущать дискомфорт матери и проявлять такую же реакцию в ответ.

В такие моменты маме следует забыть обо всех делах и проблемах, прилечь рядом со своим крохой, насладиться близостью с самым любимым и родным человечком на свете, расслабиться и заснуть. Вы удивитесь, но, скорее всего, ваш грудничок будет безмятежно спать рядом с вами ровно столько, сколько вы будете находиться возле него.

Иногда следует напоминать себе, что малышу в меньшей степени нужна стерилизация вокруг, а в большей – постоянное ощущение непосредственной близости мамы.

Проветрите помещение

Малышу может мешать спать днем духота в комнате, сухой воздух или, наоборот, излишняя сырость. Если микроклимат в вашем доме не отвечает положениям нормы для комнаты грудного ребенка, то задумайтесь о способах исправить ситуацию. У малыша может нарушиться сон, за этим последуют перевозбуждение нервной системы, ослабление иммунитета. Позаботьтесь о том, чтобы вашему малышу было комфортно и бодрствовать, и спать.

Мне жарко

Многие мамы нещадно кутают своих детей, полагая, что ребенок до года непременно должен носить костюм капусты, в которой его нашли. Теплообменные процессы в организме крохи еще не полностью стабилизированы, малыш перегревается очень быстро, температура тела повышается, младенца бросает в пот. Ему неприятно, а маме все невдомек, почему ее ребенок не спит днем, она его убаюкивает и укачивает, еще и накрыв сверху теплым одеяльцем.

Запомните правило: ребенка до года необходимо одевать так же, как себя, добавляя еще один слой средней по плотности ткани. Речь идет о среднестатистическом взрослом, то есть не «морже» и не «мерзляке».

Сколько часов в день должен спать грудничок?

Сейчас любимый многими педиатр Комаровский сказал бы: «Ваш ребенок никому ничего не должен!», и был бы прав. Безусловно, существуют средние показатели здорового режима сна и бодрствования ребенка до года, но они все условны, и если малыш в норме, спокоен, активен, то пусть и не спит на здоровье!

  • В среднем ребенок первого месяца жизни спит в сутки до 18 часов. Он просыпается лишь, чтобы поесть и слегка подвигать конечностями.
  • Ближе к 3 месяцам максимальное значение сна в сутки достигает в среднем 15 часов.
  • После 3 месяцев эта величина настолько индивидуальна, что сложно приводить средние цифры. Но, как правило, большинство деток до года спят не менее двух раз в день по 2 часа.

Если ваш грудничок не спит днем, не спешите бить в колокола и бежать к невропатологу. Сначала попробуйте устранить банальные причины его дискомфорта, проводите больше времени с крохой, почаще гуляйте с ним на свежем воздухе и купайте подольше в теплой водичке, и вероятнее всего, ваш малыш научится спать днем крепким продолжительным сном!

Видео - сколько должен спать ребенок днем

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Плачь новорожденного, не на шутку тревожит новоиспеченных родителей. Причинами плача могут служить различные факторы. Давайте в них разберемся.

Первое время непросто понять, почему же крошка плачет, но проводя все больше времени с малышом, мамы начинают распознавать виды плача своего чада по интонации. Основанием для плача здорового ребенка служат его первоочередные потребности, дискомфорт и страх.

1. Малыш проголодался. Это самая частая причина, особенно когда прошло несколько часов после предыдущего кормления. Как только вы возьмете малыша, он станет искать грудь. Не тяните и накормите ребенка.

2. Переполненный памперс. Когда испражнений в памперсе становится много, необходимо сразу его заменить. Тянуть с заменой не стоит и когда ребенок покакал.

3. Желание пообщаться. Уже в младенчестве кроха понимает, как манипулировать мамой. Услышав плачь, мы первым дело бежим к малышу и берем его на руки. Если после этого, малыш стихает, это означает, что он просто соскучился. Уделите крошке время, пообщайтесь.

4. Боль . В тех случаях, когда у ребенка что-то болит, он не утихнет на руках, а будет продолжать жалобно плакать. В такой ситуации необходимо найти причину. Ежели это колики — дайте малышу назначенные педиатром препараты. Ежели это опрелости — смените подгузник, смажьте место раздражения детским кремом, оставьте малыша без памперса. Ежели это зубная боль — смажьте десна специальным гелем для облегчения прорезания зубов или дайте соответствующую возрасту дозу жаропонижающего, например «Нурофен». Современные жаропонижающие не только сбивают температуру, но и выступают в роли обезболивающего.

5. Холод. Когда кроха замерзает, его плач переходит в икоту, кожные покровы становятся бледными и холодными. Оденьте ребеночка теплее или укройте.

6. Ребенку жарко. В такой ситуации малыш становится красным, машет ножками и ручками. Незамедлительно переоденьте кроху.

7. Устал . При переутомлении капризы возрастают при любой попытке развлечь кроху, а исчезают, при покачивании. Успокойте малыша и уложите спать.

8. Заболел. Как только вы увидели характерные признаки заболевания такие как: насморк, температура, кашель, незамедлительно вызывайте педиатра. Если у ребенка высокая температура обязательно дайте жаропонижающее, которое соответствует его возрасту, например «Нурофен» или детский «Панадол».

Почему ребенок плачет во время кормления грудным молоком?

В первые деньки после выписки, малыш и мама только привыкают друг к другу, потому и во время кормлений можно услышать детский плачь.

Причина №1 . Недостаток молока. Самая первая причина, которую отмечают мамы в первые дни кормления грудью. Все дело в том, что после родов у женщины на протяжении 3-7 дней вырабатывается не молоко, а молозиво. Поэтому многим мамам может показаться, что ребенок голоден. Не нужно сразу тянуться к бутылочке и давать ему смесь. Наблюдайте за малышом, пейте больше жидкости и чаще прикладывайте его к груди, и в скором времени вы наладите лактацию.

Причина №2 . Форма сосков. У некоторых представительниц прекрасного пола соски имеют особую форму. Если вы обладательница вдавленных или плоских сосков, крохе будет неудобно брать грудь. В таких ситуациях помогут специальные накладки для груди, которые продаются в аптеках. Такие накладки одевают между кормлениями, чтобы вытянуть сосок. Так же перед тем, как дать малышу грудь можно попытаться вытянуть сосок молокоотсосом. Если и это не помогает, тогда используют уже накладки для кормления грудью, каковые вы так же сможете купить в аптеке.

Причина №3 . Налитая грудь. На протяжении всего времени кормления грудью, мама будет сталкиваться с набуханием груди, особенно когда после предыдущего кормления прошло много времени. Налитую грудь малышу неудобно брать, поэтому необходимо немного ее расцедить молокоотсосом или руками, чтобы и вы получили облегчение и ребенок им не подавился.

Причина №4 . Лактазная недостаточность. В первые дни кормления малыш сосет грудь не так интенсивно и в большей мере получает переднее молочко, которое обогащено лактозой. Заднее же, более жирное молоко, поступает только через 15 минут интенсивного сосания. Жирное молочко нейтрализует лактозу. Ежели кроха недополучает заднее молочко, в его организме может возникнуть переизбыток лактозы, а так же недостаток лактазы, что в свою очередь приведет к нежелательному газообразованию. Чем старше становится малыш, тем интенсивнее он сосет грудь, и промежуток попадания жирного молочка в его организм сокращается. Кроме того, заднее молоко имеет успокоительные свойства и помогает ребеночку успокоиться.

Следите за тем, чтобы кроха сосал грудь не менее 15 минут, дабы получить не только переднее, но и заднее молочко.

Как понять, что ребенку хватает грудного молока?

Чтобы у вас не возникало сомнений, что ребенку хватает грудного молока, важно за ним наблюдать и оценивать общее его состояние. Признаками того что у вас хватает молочка служат:

  1. Частые кормления. В первые месяцы жизни ребенок прикладывается к груди в среднем от 8 до 12 раз в сутки.
  2. Во время приема пищи вы четко слышите, что ребенок глотает. В первые минуты частое глотание сменяются более редкими в последующие минуты сосания.
  3. Длительность кормления. Ребенок должен находиться возле груди столько, сколько ему потребуется. В таком случае основания считать, что грудничок голодает, отпадает само по себе. Не стоит отнимать у малыша грудь, пока он сам ее не отпустит.
  4. Внешний вид. Ребенок должен быть бодрым, громко требовать грудь или общения с мамой, а его кожа должна быть упругой и розового цвета.
  5. Набор веса. В течение первых месяцев жизни, груднички в среднем набирают по 130-220 граммов в день. Если ваш ребенок вписывается в эти нормы, то будьте уверены в том, что он не голодает.

Как понять, что грудной ребенок переел?

Новорожденный, увы, не может поведать нам о своих потребностях и желаниях, потому как только мы слышим плачь, стараемся сразу же дать ему грудь. Хотя частые прикладывания и считаются нормой, важно понимать, что ваше чадо не переедает. О переедании говорят следующие признаки:

  • ребенок набирает в весе больше, чем это соответствует его возрастной категории. Суточная доза еды для грудничка составляет приблизительно 1/6 его веса. Потому зная вес ребенка, вы можете вычислить, сколько ему необходимо получать еды в день;
  • частые и обильные срыгивания после кормления, после которых ребенок снова требует грудь, и процесс повторяется.

Как понять что ребенку не хватает грудного молока?

Если ваш ребенок вялый, плохо набирает вес, часто отказывается от груди, становится апатичным, редко испражняется, это основание считать, что ему не хватает грудного молока. Ежемесячные походы на прием к педиатру помогут отслеживать динамику набора веса грудничка. Так же можно обзавестись специальными весами и взвешивать ребенка каждую неделю самостоятельно.

Как понять, сколько ребенок высосал грудного молока?

При грудном вскармливании маме невозможно понять, сколько всего кроха высосал молочка. Если вы хотите знать, сколько съедает ваше чадо, обзаведитесь весами. Взвесьте ребенка до приема пищи и после. Разница в весе покажет вам, сколько съел ребенок за один прием пищи.

Как понять, что ребенку не подходит грудное молоко?

Часто новоиспеченные мамочки мучаются вопросом: «А подходит ли мое молочко ребенку?» и, не разобравшись с ситуацией, просто прекращают кормить грудью. Сразу хочется отметить, что организм каждой мамы вырабатывает то молочко, которое подходит конкретно ее ребенку, кроме того оно не аллергенное. Однако если вашего кроху беспокоят частые кожные высыпания, дисбактериоз, он отказывается от груди, стоит посетить педиатра и сдать все необходимые анализы. Только когда будет понятна причина, педиатр установит, стоит продолжать кормить грудью или нужно подобрать соответствующую смесь.

Почему грудной ребенок плачет после кормления?

Плачь грудничка, после кормления сигнализирует, что родителям важно как можно скорее установить причину, коей могут служить:

  • кишечные колики;
  • испуг;
  • недоедание;
  • переедание;
  • болезнь ротовой полости, например стоматит;
  • отит;
  • скопление в желудке воздуха.

Почему грудной ребенок выгибается и плачет?

Причин, почему кроха выгибается и плачет, существует не так и много. Остановимся на каждой из них.

Повышенное внутричерепное давление . Это самая серьезная и опасная причина выгибания спинки и плача новорожденного. Первопричиной тому могут быть различные заболевания и нарушения обмена веществ. Ежели у вашего малыша такие приступы частое явление, незамедлительно обратитесь к детскому неврологу. Он проведет обследование и, если потребуется, назначит лечение.

Гипертонус мышц. Выявить гипертонус мышц можно, когда новорожденному исполнится 3 месяца самостоятельно. Положите кроху на живот и наблюдайте, как он приподнимает головку. Ежели голова запрокидывается сильно назад, а плечи при этом поднимаются вверх — у крохи гипертонус. В таких случаях нужен так же осмотр невролога, который выявив гипертонус, назначит курс массажа.

Боль. Часто малыши выгибаются от сильных кишечных коликов. Поэтому важно снять причину боли. В этом помогут специальные аптечные препараты для младенцев, а так же «Укропная водичка», которую готовят самостоятельно все государственные аптеки.

Капризы . Выгибаться и плакать ребенок может просто капризничая. В таких ситуациях, после того, как его возьмут на ручки, он затихает.

Почему грудной ребенок плачет, когда какает?

Самой частой причиной плача грудничка во время испражнений является запор. Это распространенная проблема, с которой сталкиваются все мамы новорожденных детей. Определить страдает ли ваш ребенок запорами или нет, можно по консистенции и частоте стула. У совсем крох, опустошение кишечника происходит практически после каждого кормления, а кал должен быть мягким. Но, если кал твердый, а частота испражнения кишечника составляет больше 3-х дней, тогда можно смело говорить, что у малыша запор.

Еще одной частой причиной являются колики. Скопление газиков в кишечники заставляют малыша сильно тужиться, дабы выпустить газики и покакать. Нежными и плавными движениями погладьте животик крохи по часовой стрелке, затем переходите к легеньким надавливаниям. В скором времени газики выйдут, а кроха покакает.

Как понять, что у грудного ребенка колики в животе?

У новорожденных организм еще не сформирован, а необходимые ферменты, такие важные для переваривания пищи, еще не вырабатываются. Так же во время кормления грудью кроха может вместе с маминым молочком заглатывать и воздух, что в свою очередь способствует образованию в кишечнике газиков, которые доставляют столько неудобств и боль маленькому человеку. Существуют определенные симптомы, которые сигнализируют о том, что у крохи колики, а именно:

  • непривычное беспокойство малыша, апогеем какового становится громкий и непрерывный плачь;
  • в период беспокойства грудничок поджимает ножки к животу, а его личико становится красным;
  • повышенное газообразование;
  • признаки усиливаются ближе к вечеру, а иногда и среди ночи.

Ежели вы заметили, что у ребенка колики, обратитесь к своему педиатру, только он сможет назначить препараты, которые облегчат страдания вашего ребеночка!

Почему грудной ребенок плачет во сне?

Многие мамы на собственном опыте прочувствовали всю прелесть бессонных ночей и непрерывного плача новорожденного. Причинами могут быть:

  • колики;
  • перевозбуждение в вечернее время;
  • дискомфорт, например мокрый памперс, пеленка или неудобная для сна поза;
  • голод;
  • страх.

Особое внимание стоит уделить перевозбуждению, именно эта причина самая распространенная, а ребенок плачет особенно громко и долго. Вечером старайтесь не перевозбуждать кроху активными играми, старайтесь воссоздать спокойную обстановку в своем доме. Отходя ко сну в тихой обстановке, грудничок будет спать спокойно всю ночь.

Как понять, что у ребенка аллергия?

С каждым годом, детей страдающих аллергией становится все больше. Потому важно как можно скорее определить причину ее возникновения, и тем самым уменьшить риск осложнений. Какой бы не была аллергия, а точнее ее вид, у детей появляются схожие симптомы:

  • высыпания на коже;
  • длительный насморк;
  • конъюнктивит;
  • крапивница (высыпания схожи на укусы насекомых);
  • затрудненное дыхание;
  • приступы удушья.

Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков, немедленно обратитесь к доктору!

Как понять, что грудной ребенок замерз?

Понять, что ребенок замерз достаточно просто. Аккуратно потрогайте переносицу крохи, затылок, а так же руки выше кисти. Если они холодные, то ребенок замерз. Трогать кончик носика малыша, для определения замерз он или нет, ничего более чем просто миф.

Как понять, что грудной ребенок перегрелся?

Медики утверждают, что перегрев ребенка покуда опаснее, чем легкое замерзание. Посему важно научиться подбирать одежду по сезону и погоде. Определить перегрев так же просто: малыш становится вялым, кожа краснеет и становится горячей, температура тела повышается, отсутствует мочеиспускание, начинается рвота, так же возможна потеря сознания.

Если вы определили, что кроха перегрелся, срочно вызывайте бригаду медиков, а малыша отнесите в прохладное место, уложите на спинку, снимите лишнюю одежду и приложите к вискам, лбу и шее водные компрессы.

Как понять, что ребенок грудной заболел?

Увы, но груднички не расскажут вам о своих проблемах и не покажут, где и что у них болит. Он может только плачем зазывать маму, которая обязана в короткие сроки установить причину плача и предпринять все необходимые меры. Ваш грудничок заболел, если:

  • температура тела поднялась выше отметки 37,5 °C (температура до этой отметки считается у новорожденных нормой);
  • ребенок стал кашлять;
  • потекли сопли;
  • кроха стал вялым;
  • пропал аппетит;
  • повысилось употребление жидкости;
  • надмерная потливость.

Ежели вы заметили тревожные признаки, вызывайте доктора на дом, а если потребуется, тот назначит поход к более узкому специалисту.

Помните, только тесный контакт и постоянная бдительность мамы способны увидеть изменения в поведении малыша и вовремя принять все необходимые меры!

Многих молодых мам, принявших решение кормить грудью, беспокоит вопрос: а достаточно ли ребенку молока? Этот вопрос особенно остро стоит с рождения до полугода младенца, когда грудное молоко становится единственным и самым лучшим источником питания для крохи. Очень часто мама, решив, что ребенок не наедается грудным молоком, под давлением родственников или участкового педиатра переводит его на смесь, лишая младенца не только всех полезных свойств натурального продукта, но и полноценного эмоционального контакта, которое также составляет основу естественного вскармливания.

Ложные признаки

Как правило, к самым распространённым признакам того, что малыш голоден, относят:

  • беспокойство, которое младенец проявляет, находясь у маминой груди;
  • перерыв между кормлениями меньше 3 часов;
  • новорожденный не отпускает грудь, «висит» на ней.

Несмотря на их общеизвестность, ориентироваться только на эти признаки не стоит. В большинстве случаев они действительно сообщают о дискомфорте малыша, но не о чувстве сытости, а о проблемах с кишечником. Если же поведение новорожденного демонстрирует наличие всех трех признаков, скорее всего, это колики. Часто они усиливаются к вечеру, а также сопровождаются поджиманием ног к животику и пронзительным плачем после каждого прикладывания к груди.

Кстати, переход на смешанное или искусственное вскармливание в данном случае лишь усугубит проблему, поэтому важно дать крохе находиться у груди так долго, как он пожелает, попробовать разные способы облегчения боли (тёплая пелёнка, массаж и прочее), но самое главное – набраться терпения и подождать, пока дозреет пищеварительная система.

Кроме того, не стоит совершать одну из самых частых ошибок молодых родителей: слишком часто взвешивать ребёнка, тем более – после каждого кормления. В этом случае картина будет искажена, мама и папа начнут нервничать, что новорожденный не набирает вес, и начнут докармливать его смесью.

Между тем, если взвешивать ребенка не чаще раза в месяц, в большинстве случаев окажется, что грудничок набирает положенные ему 600 граммов, а то и больше. Чтобы узнать прибавку в весе за первый месяц, за точку отсчета необходимо брать вес не при рождении, а при выписке из роддома. Как правило, за 3-4 дня нахождения в роддоме вместе с первородным калом новорожденный теряет от 5 до 10% собственного веса, и это считается нормой.

Беспокойный сон, который также относят к признакам недоедания, часто не показателен: существует множество причин, по которым малыш спит меньше нормы или часто просыпается. Например, ребенок чувствует нервозность матери, обладает возбудимым темпераментом или испытывает физический дискомфорт, не связанный с чувством насыщения. В этом случае лучшего всего найти информацию о нормах сна, актуальных для каждого конкретного возраста, и начать укладывание малыша через приведенные в таблицах промежутки времени.

Тест на мокрые пелёнки

Как же понять, что ребенок не наедается грудным молоком, а не, к примеру, мучается коликами? Один из самых верных признаков – недостаточное суточное количество мокрых пелёнок. Итак, при первом же подозрении на то, что малыш голодает, нужно снять с него подгузник и посчитать, сколько пелёнок он испачкает за сутки. Начиная с недельного возраста это количество колеблется от 12 до 20 штук. В том, случае, если испачканных пелёнок меньше, можно с большой степенью уверенности сказать, что грудного молока ребенку не хватает.

К косвенным признакам недостаточного количества молока также относятся: частые проявления сосательного рефлекса (причмокивание губами, языком, сосание пальца, кулачка или края пелёнки, поисковые движения головой), сухость кожи, что является следствием обезвоживания и чувство опустошения груди после каждого кормления. Правда, к последнему признаку стоит относиться с осторожностью: вполне возможно, что зрелая лактация уже установилась, но малыш еще не в состоянии высосать такое количество молока. В этом случае нужно какое-то время посцеживать грудь после каждого кормления, добиваясь не ее полного опустошения, а лишь чувства облегчения. Это даст крохе возможность постепенно увеличить количество потребляемого молока, а маме – миновать лактостазы и прочие неприятности, связанные с застойными явлениями в молочных железах.

Что мешает лактации

В том случае, когда точно удалось установить, что ребенок не наедается грудным молоком, нужно обязательно найти причину, мешающую нормальной лактации. Так как в кормление грудь вовлечены двое участников – мама и малыш – она может быть связана с каждым из них или обоими сразу.

Итак, со стороны матери нехватка молока может быть обусловлена следующими причинами:

  • психоэмоциональное напряжение, связанное с послеродовой депрессией, усталостью, недосыпанием, отсутствием поддержки и понимания со стороны близких, тяжелой атмосферой в семье;
  • неправильное питание кормящей матери (недостаточное или несбалансированное);
  • пренебрежение питьевым режимом (при нехватке молока кормящая мать должна выпивать до 2 литров теплой жидкости в сутки);
  • сложности, обусловленные самим процессом кормления грудью (плоские соски, трещины, болезненность, отсутствие настроя);
  • кормление ребенка по часам, отказ от ночных кормлений или стремление свести их к минимуму;
  • допаивание ребенка водой без соответствующих причин (повышение температуры тела, обезвоживание, связанное с кишечным расстройствами и прочие медицинские показания);
  • использование пустышек, сосок и бутылочек, сосание которых приводит к тому, что у груди малыш начинает лениться.

В свою очередь, малыш может недоедать, если правильному сосанию мешают:

  • насморк или травмы ротовой полости;
  • колики, усиливающиеся в процессе кормления;
  • неправильное расположение у груди или неправильный захват соска.

Заметить в поведении малыша некоторые нарушения помогает простой тест: во время кормления следует послушать, как глотает малыш. В норме 2-3 сосательные движения чередуются с одним глотательным, правда, перед этим ему нужно стимулировать выработку молока, сделав много сосательных движений. Если же глотков почти не слышно, вполне возможно, что ребенок остается голодным. Важно обратить и на время кормления: консультанты по грудному вскармливанию советуют не ограничивать новорожденного в этом вопросе, позволяя ему проводить у груди столько времени, сколько ему хочется. Специалисты отмечают, что новорожденному для насыщения требуется не менее 45 минут, тогда как полугодовалому ребенку достаточно 10.

Итак, для нормализации лактации важно точно определить, хватает ли ребенку материнского молока. Проще всего это сделать, посчитав количество мокрых пелёнок за сутки. В том случае, когда точно установлено, что кроха не наедается, следует поменять режим питания и отдыха кормящей матери. Чаще всего, именно этот фактор становится препятствием для правильной и полноценной лактации, тогда как другие встречаются гораздо реже.