Домой / Перманентный / Планирование по программе васильевой старшая группа. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы

Планирование по программе васильевой старшая группа. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы

Пояснительная записка

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» 1 .

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству . Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность . Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность . Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – на-учить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

По программе

џ занятия по рисованию – 2 раза в неделю;

џ занятия по лепке 1 раз в две недели;

џ занятия аппликацией 1 раз в две недели.

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Песенки . «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…».

Сказки . «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.

Фольклор народов мира

Песенки . «Гречу мыли», лит., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», пер. с англ. С. Маршака.

Сказки . «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева.

Поэзия . И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель».

Проза . В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа».

Литературные сказки . Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка».

Поэзия . А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит «Пpo летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера.

Литературные сказки . Х. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки . «Как у бабушки козел...»; «Ты, мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...».

Сказки . «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина.

Фольклор народов мира

Песенки . «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», гол., обр. И. Токмаковой.

Сказки . «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . С. Есенин «Береза»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.); А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; С. Черный «Волк»; В. Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка».

Проза . Б. Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев «Я спас Деда Мороза».

Литературные сказки . А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с пол. Б. Заходера; Дж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой.

Литературные сказки . Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского; стихи в пер. С. Маршака.

Март – апрель – май

Русский фольклор

Песенки . «Ранним-рано поутру...»; «Грачи-киричи...»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка-ласточка...»; «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки . «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки . «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки . «Лесная дeвa», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . С. Городецкий «Котенок»; С. Есенин «Черемуха», Ф. Тютчев «3има недаром злится»; А. Барто «Веревочка».

Проза . Л. Толстой «Лев и собачка»; В. Драгунский «Дpyг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «Кот-ворюга».

Литературные сказки . Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с пол. С. Михалкова.

Литературные сказки . А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Формирование основ безопасности . Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОО специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:

џ Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр биба-бо, звери. Режиссерская игра: игровое поле дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).

џ Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улиц города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 × 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе или стене (из ткани): дорога машины, люди. Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход».

џ Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; изображения на картоне общественного транспорта (автобус, поезд, машина); макеты домов, общественных зданий, дорожных знаков.

џ Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно неправильно», «Разрешено запрещено», «Дорожное поле».

џ Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.

џ Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве: справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представления о видах транспорта, особенностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, машины скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представления о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком, и знают особенности движения общественного транспорта на перекрестке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».

џ Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют изучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада и макеты.

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всесто ­ роннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно исполь ­ зовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен пе ­ дагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже 15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2 3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.

Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М. : ООО «АСТ – ЛТД», 1997.

2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. М. : Просвещение, 1978.

3. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации. Для занятий с детьми 2 7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. М. : Мозаика-Синтез, 2009.

4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 1991.

5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер [и др.]. М. : Просвещение, 1988.

6. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и методические рекомендации / сост. О. А. Соломенникова. М. : Мозаика-Синтез, 2006.

7. Голицына, Н. С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Старшая группа / Н. С. Голицына. М. : Скрипторий 2003, 2008.

8. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. – М., 1994.

9. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. Таллин: Валгус, 1976.

10. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. М. : Детская литература, 1975.

11. Дошкольное воспитание: журн. – 1990. – № 8 ; 1991. – № 2, 7.

12. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М. : ДОСААФ, 1981.

13. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендации / О. Б. Дыбина. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

14. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева [и др.]. М. : Просвещение, 1993.

15. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации / М. Б. Зацепина. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

16. Кириллова, О. С. Красный – стой, зеленый – можно. Желтый светит осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. Волгоград: Семь ветров, 1995.

17. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. М. : Просвещение, 1973.

18. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

19. Комарова, Т. С . Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада: конспекты занятий / Т. С. Комарова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

20. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. – М. : Малыш, 1984.

21. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и метод. рекомендации / Л. В. Куцакова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

22. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада: конспекты занятий / Л. В. Куцакова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

23. Маландин, Н. Г . Внимание – дети / Н. Г. Маландин. М. : Педагогика, 1975.

24. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

25. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2014.

26. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод. разраб. / сост. О. Ю. Грезина, С. А. Пятаева. Волгоград: Перемена, 1998.

27. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей для работы с детьми 2 7 лет / Е. К. Ривина. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

28. Соломенникова, О. А . Экологическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации / О. А. Соломенникова. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

29. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. М. : Просвещение, 1979.

30. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2 8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.

31. Усачев, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. А. Усачев, А. И. Березин. – М. : АСТ, 1996.

32. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. – М., 1997.

Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок». Этюд- драматизация «колобок катится по дорожке».

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 58

Звуковая культура речи: звук «о»

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 63

Чтение русской народной скизки «Три медведя».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 71

Звуковая культура речи: звук «и».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 77

Русские народные песенки потешки – «Кисонька-мурысонька», «Пошел котик на торжок» и др.

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 85

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 92

Чтение стих-я С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетке».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст. 99.

Звуковая культура речи.

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 110

Чтение русской нар. Сказки «Маша и медведь».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 106

Звуковая культура речи. Звуки «м» и «м’»

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст.116.

Звуковая культура речи: звуки [б] , [д].

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 122.

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 130.

Звуковая культура речи.

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 135

Беседа о русской народной сказке «Снегурушка и лиса». Чтение стихов.

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, Ст. 144.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ст.149.

Чтение стихотворения З.Александровой «Мой мишка».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 157

Звуковая культура речи: звук [ т] .

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 162

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 169

Звуковая культура речи: звук [п] .

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 175.

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 181

Звуковая культура речи: звук [с].

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 186

Чтение русской народной сказки «Коза - дереза».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 193

Чтение стихотворений о маме.

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 199

Чтение русской народной сказки

«У страха глаза велики».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 204

Звуковая культура речи: звук [ц].

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст.209

Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Правда всего дороже», «Варя и Чиж».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 216

Звуковая культура речи.

Комплексные занятия. Звук «ч’». По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 215

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 229

Звуковая культура речи: звук [C] , .
Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильево, ст. 234

Чтение рассказа Я.Тайца «Праздник».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 240

Звуковая культура речи: звук [ш].

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст.245

Чтение сказки К.Чуковского «Цыпленок»

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 252

Заучивание стихотворения

В. Берестова «Котёнок».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 258

Стихотворение В.В Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 263

Чтение русской народной сказки «Бычок, черный бочек, белые копытца». Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 258

Звуковая культура речи: звуки «с», «с’», «з», «з’», «ц». Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, ст. 239

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.

В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Подтема

Итоговые мероприятия

До свиданья, лето

Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

Сентябрь

День знаний

Праздник «Книга – лучший друг»

До свиданья, лето

Вечер загадок

Что нам лето подарило

Выставка поделок

Кладовая природы (Грибы, ягоды)

Кукольный спектакль

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Царство деревьев

Викторина

Золотая осень

Осенний праздники по плану музыкального руководителя

Пернатые друзья

Комнатные цветы

Выставка «Осенняя палитра»

Это наша Родина

Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Транспорт

Развлечение

Дом, семья

Выставка рисунков «Моя семья»

Мой город

Презентация

Моя страна

Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка»

Моя родина Россия

Праздник по плану музыкального руководителя

«День матери»

Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы

Зимний пейзаж

Выставка рисунков

Животные Арктики и Антарктики

Вечер открытий

Дикие животные и птицы зимой

Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи».

Новый год

Новогодний праздники по плану музыкального руководителя

Зимние забавы

Кукольный спектакль. Досуг.

Зимние виды спорта

Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева»

Зима в городе

Конкурс зимних стихов.

День защитника Отечества

Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины).

Профессии пап, инструменты, бытовая техника

Фольклорное развлечение «Масленица»

Военная техника

Выставка «Мой папа – солдат»

Наша Армия

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

«День Российской армии»

Международный женский день

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами.

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

Выставка детского творчества «Букет для мамы»

Мамочка, любимая, добрые дела

Народная культура, традиции

Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство

Фотовыставка «Моя мама – невеста»

Русский быт (мебель)

Родной край – Урал

Городской фестиваль «Каменская радуга»

Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Природа весной

Развлечение «День смеха»

Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»»

Сказочная неделя

Викторина

Животные весной

Вечер загадок

Моя деревня

Скоро лето

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины.

Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает.

Первоцветы

Выставка

День победы

Праздник «Светлый праздник-День Победы»

Экскурсия к обелиску

Насекомые (Водный мир)

Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка»

Летние виды спорта, (безопасность)

Выпускной праздник

Праздник «Наперегонки с летом»

Татьяна Лаврова
Перспективное планирование по ФЦКМ в старшей группе по программе Н. Вераксы «От рождения до школы»

Формирование целостной картины мира

Сентябрь

№ недели Тема. Цель. Источник.

1. Тема : «Мой детский сад»

Цель : Учить целенаправленно овладевать материалом рассказа.

Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

2. Тема : «Признаки осени»

Цель : Уточнить представления о двух временах года – лете и осени; учить находить признаки осени и лета на картинках и картинах. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

3. Тема : «Грибы»

Цель : Научить различать съедобные и несъедобные грибы, познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; составить правила сбора грибов. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

4. Тема : «Куда улетают птицы?»

Цель : Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

5. Тема : «История и достопримечательности моего города»

Цель : Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Мой город – моя малая Родина»

Цель : Раскрыть историческое понятие «город» ; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания детей о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу.

Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

7. Тема : «Профессии людей»

Цель : Закрепить знания детей о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

8. Тема : «Во саду ли, в огороде : овощи и фрукты»

Цель : Учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их . Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

9. Тема : «Огород»

Цель : Закрепить умения различать фрукты и овощи. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

10. Тема : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Цель : Познакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья, дать представление об инфекционных заболеваниях. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

11. Тема : «Наша одежда. Сезонная одежда и обувь»

Цель : Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей; потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам; дать понятие о национальной одежде. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

12. Тема : «Как звери готовятся к зиме?»

Цель : Систематизировать знания детей о жизни диких животных. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

13. Тема : «Проказы Матушки – зимы»

Цель : Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества; закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

14. Тема : «Заочная экскурсия «Приметы зимы»

Цель : Отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

15. Тема : «Новый год у ворот»

Цель : Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни ; расширять представления детей о культуре своего народа. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «История создания стекла»

Цель : Познакомить детей со стеклянным заводом и его изделиями; расширить и систематизировать знания детей о производстве стекла, особенностях стекла и стеклянной посуды. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Животный мир Крайнего Севера Земли »

Цель : Познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли ; воспитывать бережное отношение к природе. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Характеристика зимних месяцев : январь и февраль»

Цель : Изучить характерные признаки зимы в неживой природе; зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.

Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Военные профессии»

Цель : Расширять знания детей о Российской Армии; уточнить представления детей о родах войск. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Москва – столица России»

Цель : Представить детям образ сердца России – Москвы – как великой духовной ценности; познакомить с главными достопримечательностями Москвы – Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Виды транспорта : наземный, воздушный, водный»

Цель : Обобщить и уточнить знания детей о видах транспорта; обогащать словарь. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Беседа о маме»

Цель : Дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «В гостях у бабушки Федоры»

Цель : Закрепить знания о мебели, различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Русская народная культура»

Цель : Формировать представление о культуре народного творчества; познакомить с традиционными обычаями посиделок. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

25. Тема : «Семейные традиции»

Цель : Обогащать словарный запас; воспитывать уважение к семейным традициям и товарищам по игре; составить правила игры. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

26. Тема : «Моя родословная»

Цель : Обогатить представления детей о семье : дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Изменения в природе»

Цель : Обобщить знания детей об изменениях в природе весной Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Признаки весны»

Цель : Уточнить признаки весны; формировать представления о весне как периоде пробуждения природы; закрепить название

первых весенних цветов. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Цветущая весна»

Цель : Помочь установить связи между цветением растений и погодой в разные периоды весны. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Государственная символика России»

Цель : Закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России – флагом и гербом; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

Тема : «Этот День Победы»

Цель : Познакомить с героическими страницами истории нашей родины; воспитывать чувство патриотизма. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы

32. Тема : «Лето красное пришло»

Цель : Обогатить знания детей о летних ягодах; развивать интерес к познавательной игровой деятельности. Комплексные занятия Н. Е. Вераксы