Последние статьи
Домой / Помада / Особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале (на примере ДОУ). Физкультура в смешанной группе в детском саду

Особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале (на примере ДОУ). Физкультура в смешанной группе в детском саду

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщатель ного подбора физических упражнений , которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны .

Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых психических и физических усилий, для более старших детей одинаково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности.

В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому имматериалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе , а с другой- найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности .

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные .

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом. Дети действуют по подража нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом , с большой амплитудой, осознанно следить за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

В разновозрастной группе можно проводить заня тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо знакомые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, происходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего имитационного характера: «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражнения на развитие быстроты движений, ловкости и выносливости. Этот тип занятий может носить обучающий и смешанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движения, а также совершенствования движений, освоенных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стенке, метание, желательно проводить небольшими подгруппами, при этом используя игровые двигательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя . Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстановке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям воспитатель не дает большой нагрузки, предлагает им понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой старших детей.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий .

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,-говорит он,- как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого данного возраста.

В совместном воспитании детей много положительных моментов: создается условие для организации общения, ст дети дают пример для мл. от педагога для реализации необходимо: глубокие знания программы по всем возрастным группам, правильно распределить свое внимание, весь режим дня строится на основе программы Васильевой.

Состав группы может составлять от 2 – 3 до 7 лет (3 подгруппы), или 2 – х смежных возрастов (2 подгруппы). Наиболее целесообразно воспитывать 2 смежных возраста

Режим строиться общий для всех детей, только мл начинают на 5 – 10 мин раньше, а если 3 возраста, то то вносится правило: мл – ср – ст, за исключением подъема после сна: ст – ср – мл.

При организации воспитателю необходимо соблюдать:

Все необходимое для питания готовиться когда мл идут мыть руки

Умываться и рассаживаться начинаем с мл и тех кто медленно ест

По окончании трапезы не задерживать за столами

Воспитатель руководит больше подгруппой, мл воспитатель – меньшей.

Порядок обслуживания требования к ним должны быть едины.

На прогулке воспитатель создает для двигательной активности детей, позаботясь о занятости детей. Задача воспитателя следить за физ нагрузками, следить чтобы малыши не перетруждались. П\И можно проводить как со всей группой так и с подгруппами, если игра общая необходимо учесть ее нагрузку для мл и ее достаточность для ст. несколько раз в неделю нужно планировать отдельные игры для ст. со ст п\и проводиться в начале прогулки, а с мл в конце

18. Общая характеристика форм работы по физическому воспитанию в ДОУ. Физкультурные занятия: структура и содержание. Типы физкультурных занятий.

Формы работы по физ воспитанию:

Физкультурные занятия:образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)

Физкультурно – оздаровительная работа в режиме дня: УГ, П\И и ФУ на прогулке, физминутки, ФУ после дневного сна, закаливание в сочетании с ФУ

Активный отдых: Детский туризм, физ досуг, физ праздники, дни здоровья, каникулы.

Самостоятельнаядвигательня деятельность детей: проводится на прогулке.

Задания на дом: форма работы с родителями.

Инд работа: проводится на прогулке.

Цель и задачи занятий: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.

Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в первой младшей группе два раза в неделю; со второй младшей группы до подготовительной группы - три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе.

Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных занятий: игровое, сюжетное, комплексное

Структура занятия:

1. часть: Вводная. Задачи: Повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части занятия.

2. часть: Основная. Задачи: Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка

3. часть: Заключительная. Задачи: Снижение эмоциональной и физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.

Вопросы методики

Значение гигиенических факторов, естественных сил природы для организма занимающихся. Воспитательно-образовательный комплекс деятельности детей, основанный на двигательной активности ребенка. Основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Основной идеей формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). А в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников. Бальсевич В.Х. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, О.М. Дьяченко, Е.А. Екжанова, М.Н. Кузнецова С.М. Мартынов, Л.А. Парамонова, Е.А. Сагайдачная и др. Положения о сущности здорового образа жизни и теории формирования здоровья, отражены в трудах Н.А. Амосова, М.В. Антроповой, И.А. Аршевского, Э. Бокка, К.Н. Венцеля, Ю.П. Лисицина, М.И. Покровской, В.Л. Фармаковского, Ф.Шольца и др.

Цель работы - исследовать особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале в ДОУ.

Объект работы - воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет работы - особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале в ДОУ.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать программу по физическому воспитанию дошкольников.

3. Рассмотреть формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

4. Рассмотреть методику воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста.

Теоретические основы работы базируются на научных положениях о роли двигательной деятельности в биологическом и социальном развитии ребенка (И.А. Аршавский); о реализации оздоровительной направленности в физическом воспитании (В.Н. Селуянов), о влиянии целенаправленных занятий физическими упражнениями на профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата дошкольников (М.И. Фонарев), а также на результатах исследований реализации оздоровительной направленности в физическом воспитании дошкольников (Е.А. Аркин, Э.В. Вильчковский, А.И. Кравчук, В.И. Усаков, Е.Е. Романова и др.).

Методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста - наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Теория физического воспитания детей исходит из общих основ теории физического воспитания и является одним из ее разделов.

Важнейшее значение для физического воспитания имеет положение о решающей роли социальных условий жизни и воспитания в формировании личности человека (ребенка).

Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую направленность, конкретизируются с учетом возрастных особенностей.

В дошкольном возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1969.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания и сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, инвентаря и др.) являются своеобразным средством физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятия физическими упражнениями лучше содействуют развитию костной и мышечной системы при условии полноценного и своевременного питания. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды и обуви детей служит профилактикой заболеваний.

Выполнение требований личной и общественной гигиены вызывает у детей положительные эмоции и создает наиболее благоприятные условия для освоения физических упражнений.

Гигиенические факторы имеют «и самостоятельное значение. Они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.), создает более благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т. д.

Естественные силы природы (солнце, воздух и вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе или в воде (плавание) повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.).

Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, в результате которого организм человека приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода используется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина D под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболеваний (рахит и др.).

Использование естественных сил природы вызывает у детей положительные эмоции. Для разностороннего влияния на организм следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.

Наряду с физическими упражнениями используются танцы, массаж.

Танцы, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, развивают физические качества (ловкость, быстроту и др.), а также вырабатывают плавность, непринужденность, выразительность движений.

Массаж (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание и др.) воздействует на кожу, мышцы, костную систему, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, обмен веществ и т. д.

Различные виды деятельности (труд, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и др.), компонентом которых являются движения, двигательные действия, также влияют на организм человека. Но движения, совершаемые в процессе труда, в первую очередь направлены на получение конкретных результатов, а воздействие на организм представляет сопутствующий фактор. Поэтому очень важно при организации различных видов деятельности строго следить за соблюдением правильной позы, дозировкой физической нагрузки с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Эффективность реализации задач физического воспитания на разных возрастных этапах повышается при правильном сочетании основных и дополнительных средств. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика.- 2007. - №4. - С.10-14.

2. Характеристика программы по физическому воспитанию дошкольников

Программа охватывает все возрастные группы, начиная от рождения до 7 лет. В каждой возрастной группе дана характеристика детей, сформулированы оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи.

В раздел «Занятия» включены строевые упражнения, общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног) без предметов, с предметами и на предметах, основные движения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, прыжки, метание).

Большое место в программе отводится спортивным упражнениям (передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, езда на велосипеде, плавание и др.).

Подвижные игры, в том числе игры с элементами спортивных игр (бадминтон, городки, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.) даются не только в разделе «Занятия», но и в разделе «Игра». Приводится перечень подвижных игр, которые рекомендуется организовывать на прогулке утром и после полдника.

В разделе «Музыкальное воспитание» указаны танцы, игры с пением, которые могут быть использованы на физкультурных занятиях.

В разделе «Организация жизни группы и воспитание детей» приводится режим для каждой возрастной группы, перечень культурно-гигиенических навыков и даются указания к закаливанию и проведению утренней гимнастики.

Количественные показатели и требования к детям от возраста к возрасту постепенно увеличиваются.

В работе с детьми до года большое место уделяется совершенствованию безусловных рефлексов: кожно-мышечные рефлексы (подошвенный - сгибание и разгибание пальцев, спинной, ножной - в горизонтальном и вертикальном положении) и рефлексы положения (шейный рефлекс в положении на животе, на боку и на спине). Рекомендуется использовать различные виды массажа: поглаживание (рук, ног, спины, живота), растирание (ног, стоп, живота), разминание (ног, спины), похлопывание (стоп, спины), вибрация. В этом возрасте проводятся пассивные (с помощью взрослых) и активные элементарные общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов и с предметами (поворачивание головы вправо, влево, переворачивание со спины на живот, на бок, перекладывание мяча из руки в руку и др.), ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, влезание на стремянку, горку, лестницу и спуск с них, катание мяча и бросание его в цель. Кроме того, применяются простейшие игры («Ладушки» и др.), а также простейшие элементы плясок. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.

С детьми от года до 3 лет используются более сложные обще-развивающие упражнения для отдельных групп мышц (плечевого пояса, ног, туловища) без предметов, с предметами (флажки, палки, мячи), на предметах (гимнастическая скамейка, стул); основные движения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье по стремянке, подлезание, спрыгивание - прыжок в глубину, прыжки на месте, катание мячей, бросание их на дальность и в цель). Кроме того, даются упражнения в построении в круг, в колонну по одному, в одну шеренгу, а также катание на санках, трехколесном велосипеде, катание на качалках, качелях, передвижение на лыжах, подготовительные упражнения к плаванию. Большое место занимают подвижные игры и элементы танцев.

Для детей от 3 до 7 лет рекомендуются более сложные общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (флажки, мячи, обручи, палки, шнуры, ленты и др.), на предметах (гимнастическая скамейка, стенка и др.), у гимнастической стенки; строевые упражнения (построения, перестроения, разные повороты, размыкания и смыкания); более сложные основные движения: различные виды ходьбы, бега, прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с места и с разбега, метание на дальность и в цель (горизонтальную, вертикальную, неподвижную и движущуюся), лазанье, ползание, подлезание, перелезание, упражнения в равновесии с различными заданиями.

С детьми 5-7 лет используются элементы художественной гимнастики, спортивные упражнения (передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, езда на двухколесном велосипеде, плавание и др.). Большое место занимают подвижные игры, игры с элементами спортивных игр (бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.). Кроме того, используются разнообразные пляски и танцы.

Программа по физическому воспитанию в детском саду предусматривает преемственность с программой 1 класса школы. В детском саду закладываются основы здоровья, физического развития и физической подготовленности - это обеспечивает успешное обучение в школе. Козлов С.А., Куликов Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.

3. Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся:

1) физкультурные занятия;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями)

3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, праздники).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, степенью их физической подготовленности, а также конкретных условий данной группы и всего учреждения.

В группах раннего возраста основной формой работы с детьми являются индивидуальные занятия физическими упражнениями (подвижные игры, гимнастика, массаж).

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся, начиная с первой младшей во всех группах, но в каждой они имеют своеобразие по подбору двигательного материала и методике проведения.

Физкультминутки, имеющие преимущественное значение в старших группах детского сада, включаются в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.

Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении с постепенным снижением температуры, в помещении и на воздухе применяются по преимуществу в старших группах.

Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе являются непременным содержанием повседневной детской жизни во всех возрастных группах. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.

4. Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста

Воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания.

Уровень развития физических качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни.

Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.

Упражнения, способствующие этому, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий, включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.

Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста.

У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

Различные виды деятельности вызывают различное утомление - умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое.

Любая деятельность может вызвать в какой-то степени соответствующие компоненты утомления, однако в процессе физического воспитания наибольшее значение имеет физическое утомление, связанное с мышечной деятельностью. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. - М, 1955.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает постепенное воспитание общей выносливости путем увеличения в каждой группе объема, интенсивности и длительности упражнений, выполняемых в умеренном и равномерном темпе (ходьба, бег, прыжки и т. д.), в подвижных играх - постепенным увеличением их продолжительности, усложнением двигательных заданий.

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости.

Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности.

По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков.

Основной формой воспитания выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры.

В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.

Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание).

Отмечается значительный рост выносливости в возрасте от 3 до 5 лет и от 6 до 7 лет у мальчиков.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста из всех названных выше видов гимнастики применяются: основная гимнастика, лечебная (корригирующая) и массаж как вид основной гимнастики.

Значение основной гимнастики заключается в ее эффективности для всестороннего физического развития, улучшения функциональных процессов в организме, укрепления здоровья детей. Упражнения, входящие в основную гимнастику, влияют на формирование правильной осанки, двигательных навыков, общей координации движений и развитие физических качеств.

1. Основные - ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и упражнения, развивающие способность поддерживать равновесие. Все эти упражнения могут проводиться в зависимости от задач с использованием мелких и крупных физкультурных пособий (обручи, скакалки, мячи и др., трибуны для лазанья, цели для метания, стойки для прыжков и др.).

2. Общеразвивающие - используются в целях развития и укрепления отдельных групп мышц, воспитания правильной осанки. Упражнения оказывают общефизиологическое воздействие на организм и способствуют совершенствованию координации движений и ориентировки в пространстве. Они выполняются с предметами (флажками, палками, обручами, лентами) и без них.

3. Строевые упражнения - различные построения в круг, колонну по одному, шеренгу, перестроения - из колонны по одному в колонну по два, по три и так далее, размыкания, смыкания и повороты.

Все эти упражнения содействуют воспитанию правильной осанки у детей, развитию внимания, ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, дисциплины.

Совершенствование основных движений, общеразвивающих и строевых упражнений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, а также на утренней гимнастике.

Материал по гимнастике расположен с учетом особенностей каждого возрастного периода, с постепенным нарастанием трудности как внутри каждой возрастной группы, так и между ними. Этим обеспечивается возможность каждому ребенку своевременно усвоить в течение пребывания в детском саду программный материал, приобрести доступную его возрасту технику движений и быть подготовленным к обучению в школе.

Основные движения - это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия.

Основные движения имеют динамический характер. Они вовлекают в работу большое количество Мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Регулирующая деятельность нервной системы определяет совершенствование основных движений. В то же время отмечается обратная зависимость - совершенствование деятельности нервной системы под влиянием упражнений.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с воспитанием психических процессов: познавательных - внимания, восприятия, представлений, воображения, мышления; волевых - собранности внимания, целенаправленности осознанных ребенком действий, умения согласовывать свои движения в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи; эмоциональных - повышения общего жизненного настроения, воспитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности.

Основные движения содействуют воспитанию у ребенка различных ориентировок: в пространстве - ориентировка в направлении движения, удаленности и местоположении предмета, пространственных отношений между предметами, развития глазомерных оценок; во времени - длительность выполнения упражнений и последовательность их отдельных фаз, выполнение движений в заданном или индивидуальном темпе; ориентировка при движении в коллективе - нахождение своего места при перестроении и построении всей группы, среди детей при движении врассыпную; ориентировка в различных изменяющихся условиях совместной деятельности.

Все это способствует воспитанию умения учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Основные движения имеют значение и в воспитании эстетических чувств; они содействуют формированию красивой, правильной осанки, четкости, выразительности и координации движений, умению действовать в коллективе и полностью использовать пространство.

Основные движения - сложные условные рефлексы, постепенно образующиеся в процессе воспитания и обучения. В течение всего дошкольного возраста основные движения развиваются, совершенствуются и закрепляются в двигательные стереотипы.

Многократное повторение движений в определенной последовательности, например при упражнениях в ходьбе, беге, метании и т. д., образуют между отдельными элементами каждого из этих движений временные связи. Суставно-мышечная сигнализация, начинающаяся от выполнения начального движения, непосредственно вызывает все последующие, которые закрепляются в систему, автоматизируются. Образовавшиеся при этом динамические стереотипы у детей обладают большой устойчивостью.

Однако в процессе обучения и развития основных движений у детей особого внимания требует постепенное формирование гибкого динамического стереотипа, способности быстрой перестройки, приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Это осуществляется путем выполнения различных вариантов, упражнений, изменения заданий, темпа движений, условий, в которых они выполняются.

Основные движения делятся на циклические и ациклические. Характерной особенностью первых является постоянное выполнение однообразных циклов (круг), когда все тело и его отдельные части непрерывно возвращаются в исходное положение (например, ходьба, бег).

Движения циклического типа быстрее усваиваются и автоматизируются. Это объясняется регулярным повторением циклов, закрепляющим в систему последовательность двигательных элементов данного цикла.

Повторяющаяся последовательность циклов, связанная с чередованием движений и соответствующими мышечными ощущениями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.

Движения ациклического типа не имеют повторных циклов (метание, прыжки). Каждое такое движение заключает в себе определенную последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения отдельных фаз.

Движения ациклического типа требуют большей постепенности усвоения, чем циклические. При их выполнении необходима более сложная координация движений, сосредоточенность и волевое усилие.

Ходьба - основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений.

И.М. Сеченов раскрыл весь сложный акт механизма ходьбы. Непосредственным регулятором движений являются конкретные кожно-мышечные ощущения, первосигнальные раздражители. «В течение каждого шага есть момент, когда обе ноги касаются пола, и чувствование в этот момент опоры служит для сознания сигналом отслаивать от пола подошву одной ноги и прислаивать другую - сигналом, регулирующим правильное чередование деятельности обеих ног во времени и пространстве».

Задачей упражнений, формирующих правильный навык ходьбы, является воспитание у ребенка правильной осанки, легкого, устремленного вперед шага, согласованности движений рук и ног, содействующей уравновешиванию всего тела, формированию свода стопы.

При обыкновенной ходьбе передвигаемая вперед нога становится на почву пяткой, а затем при передвижении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стопы. При ходьбе ребенка необходимо наблюдать за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить все препятствия для дыхательных движений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию».

Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ. Несмотря на активную работу мышц, ходьба при условии определенной дозировки не утомляет ребенка. Это объясняется ритмичностью и автоматизмом ходьбы, чередованием в работе мышц моментов сокращения и расслабления, оптимальностью работы нервной системы. В то время как опорная нога выдерживает тяжесть всего тела и работает, другая, отделяясь от земли, производит маятнико-образное движение, и в работе ее участие незначительно.

Спокойная ходьба, возникающая при замедлении темпа, способствует постепенному снижению физической нагрузки после интенсивных движений - бега, прыжков и приводит в норму повышенный пульс.

Ребенок начинает овладевать ходьбой в конце первого года жизни. В этом возрасте и на втором году жизни еще слабо развиты автоматизм и координация движений. Вначале ребенок ходит, широко расставляя ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперед и вверх. Это связано с необходимостью сохранить равновесие: при вертикальном положении тела центр тяжести у ребенка находится относительно выше, чем у взрослого, поэтому он легко падает. Делая шаги, ребенок неполностью выпрямляет ноги, они остаются немного согнутыми в коленях и тазобедренных суставах, стопы ставит параллельно или даже слегка повернутыми носками внутрь. Ступая, ребенок шлепает всей ступней без переката с пятки на носок. Многие дети раскачиваются из стороны в сторону, прижимают руки к туловищу или слегка помахивают только одной рукой, плохо поднимают ноги от пола (шаркают).

Наблюдается неравномерный темп движения: ребенок то идет быстро, почти бежит, то замедляет шаг. На втором году жизни каждый ребенок ходит в удобном для себя темпе. Содружественные движения рук и ног наблюдаются примерно у 25% детей в возрасте 2,5-3 лет, к 4 годам они отмечаются более чем у половины детей. Постановка стоп остается параллельной. Дети могут ходить друг за другом, в колонне, соблюдая направление на указанный ориентир, в парах, по кругу. Они хорошо воспринимают двигательные задания и стремятся к самостоятельному выполнению. Возросшая сознательность позволяет проявлять правильную двигательную реакцию на задания - ходить врассыпную, друг за другом, ориентироваться среди разложенных предметов, обходя их, перешагивая, держа в руках. Дети приучаются быть водящими, воспринимать пространственную перспективу и сознательно ориентироваться при ходьбе на указанный предмет (стул, флажок, игрушка).

Ребенок пятого года жизни, особенно во второй половине, постепенно приобретает в процессе обучения навык правильной осанки, большую согласованность движений рук и ног, большую свободу ориентировки в пространстве, изменении направления.

Правильная обычная походка характеризуется следующими признаками: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи развернуты, живот подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль пути на 2-3 м от ног). Дыхание ритмичное, спокойное, через нос. Шаги равные, в определенном направлении и ритме, координация движений рук и ног правильная.

Учитывая возрастные возможности детей, воспитатель предъявляет более высокие требования к качеству движений. Закрепляются и совершенствуются навыки ходьбы, приобретенные в предыдущей группе; чередуется ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. п. Все дети уже могут быть ведущими и ориентироваться в пространстве по заданию воспитателя и самостоятельно.

У детей шестого года жизни ходьба характеризуется более устойчивым и медленным темпом, большей шириной шага. Воспитатель обращает внимание на соблюдение каждым ребенком правильной осанки, координации рук и ног, регуляцию дыхания (3 шага - глубокий, через нос, вдох; 4 шага - длительный выдох) и уверенную спокойную манеру ходьбы с изменением ее приемов (не сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъемом колена и т. д). Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1986.

Дети седьмого года жизни при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений, ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы.

В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия при обучении детей используется ряд специальных упражнений.

Ходьба на носках выполняется на уменьшенной площади опоры и требует напряжения мышц голени и стопы, тем самым укрепляя свод стопы. Это упражнение вызывает короткий шаг и меньший взмах руки и способствует выпрямлению позвоночника. Ходьба на наружном крае стопы («косолапый мишка»). Ходьба крадучись, на полусогнутых ногах. Ходьба босиком по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок.

В старшем возрасте применяется ходьба с высоким подниманием бедра, укрепляющая мышцы спины, брюшного пресса и ног, требующая сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса, укреплению связочного и суставного аппарата; ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, - на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость; ходьба приставным шагом; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономности движений.

Ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взмахом рук, укрепляющая мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, ног, стопы. Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.

Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага с 39-40 см у детей 4 лет до 51-53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170-180 до 150.

Бег - движение циклического типа. Как и ходьба, он характерен повторностью циклов, чередованием моментов опоры на плоскость, поочередным перенесением ног вперед, согласованностью движений рук. Однако у бега имеется и существенное отличие от ходьбы.

Во время бега есть фаза полета, когда обе ноги бегущего находятся в отрыве от почвы. Момент полета усиливает быстроту передвижения человека, увеличивает длину шага, придавая возможность двигаться вперед по инерции с расслабленными мышцами. В силу возникающего при этом торможения в деятельности работающих нервных центров обеспечивается восстановление их работоспособности, а также и всей нервно-мышечной системы.

Задачей упражнений при обучении бегу является выработка легкого, быстрого, свободного, устремленного вперед движения с хорошей координацией рук и ног. В процессе бега происходит попеременное сокращение и расслабление большого количества мышечных групп. При беге резко возрастает расход энергии, поэтому увеличивается объем дыхания, скорость кровообращения, газообмен. Правильно дозированный бег способствует общему физическому развитию, совершенствованию функции центральной нервной системы, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Быстрый, интенсивный бег должен заканчиваться постепенным снижением физической нагрузки - переходом на ходьбу с последующим замедлением, что содействует приведению пульса к норме. Резкий переход от быстрого движения к статике (стоянию или сидению) в силу недостаточной тренированности сердечно-сосудистой системы вызывает нездоровые явления, что необходимо учитывать в работе с детьми.

Бег формируется в конце второго года жизни и совершенствуется на третьем году.

Для бега ребенка 2,5-3 лет характерен мелкий, семенящий шаг. Многие дети плохо отталкиваются от почвы и бегут на всей ступне. В этом возрасте дети охотнее бегают, чем ходят. В начале освоения навыка они бегают не ритмично, тяжело ступая, плохо соблюдают направление. По мере обучения закрепляются признаки правильного бега: полетность - корпус слегка наклонен вперед, голова приподнята, руки согнуты в локтях, движения рук и ног согласованы.

По данным С.Я. Лайзане, фаза полета отмечалась у 30% детей в возрасте от года 10 месяцев до 2 лет 8 месяцев, а через 8 месяцев целенаправленных занятий фаза полета была зафиксирована у 92% детей.

Обучение детей бегу осуществляется в подвижных играх, игровых упражнениях (бег в прямом направлении, а позднее - врассыпную и друг за другом).

Хорошая координация движения рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: у 30% детей 3 лет, у 70-75% - 4 лет и у 90% - 7 лет.

У детей от 4 до 7 лет значительно изменяется скорость бега. Согласно полученным данным время бега на дистанцию 30 м неуклонно сокращается.

Специальные исследования дали возможность рассмотреть динамику двух основных компонентов бега, влияющих на его скорость, длины шагов и их частоты (темпа).

У детей от 4 до 7 лет отмечается последовательное увеличение длины беговых шагов на 28-30%. Частота беговых шагов в дошкольном возрасте изменяется мало: у мальчиков 4 лет темп бега равен 4,45 шаг/сек, у девочек - 4,18 шаг/сек, в 7 лет соответственно 4,26 шаг/сек и 4,24 шаг/сек. Эти данные дают основание считать, что прирост скорости бега у детей дошкольного возраста происходит в значительной мере за счет увеличения длины беговых шагов.

К 4 годам под влиянием упражнений улучшается координация движений рук и ног в беге, совершенствуются полетность, ритмичность. Однако ребенок не имеет еще достаточной длины шага. Поэтому детям дают упражнения в беге через начерченные линии, кружки, а также в быстром беге с увертыванием и ловлей.

Ребенок 5 лет в основном овладевает техникой бега, хотя в деталях не достигает достаточной четкости. При обучении внимание обращается на совершенствование деталей техники бега, его легкости и скорости.

В возрасте 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, стремительно, равномерно, с хорошей координацией движений, полетностью, соблюдением направления. При обучении основное внимание обращается на совершенствование бега, развитие его скорости (дистанция 30 м). Дети упражняются в выполнении различных заданий, в беге с увертыванием. Михайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. - М.: Медицина, 1991.

В целях совершенствования качества бега у детей, как и при ходьбе, целесообразно использовать различные виды: бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и легкости движений; бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи); бег с преодолением препятствий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содействующий приобретению ориентировки в пространстве и координации движений; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве; бег наперегонки; бег с увертыванием и ловлей, врассыпную, служащий хорошим упражнением для ориентировки в пространстве и в коллективе, воспитывающий ловкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке. Воспитательное значение упражнений в беге состоит в приобретении детьми многообразных, полезных ориентировок.

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть различны. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых психических и физических усилий, для более старших детей одинаково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности.

А.В. Запорожец предупреждает: «На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив предыдущий». В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях в смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой - найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.

Рассмотрим возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

Начинаться занятие может по разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя.

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими иногда может быть проведена и общая для всех игра, воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть, этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, разместить игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе. Богданов Т.П. Физическая нагрузка при развитии выносливости и быстроты в беге // Физкультура в школе. - 1977. - № 8. - С.15-20.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети -самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого возраста.

Заключение

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка в процессе физкультурных занятий осуществляется путем целенаправленного формирования у него нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и элементарных трудовых навыков.

Специфика физкультурных занятий заключается в точной регламентации выполняемых детьми упражнений, что воспитывает согласованность действий, в общем, для всех темпе, сознательность, сосредоточенность, волевые усилия, дисциплинированность. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М.: Мозаика, 2005.

Упражнения в основных движениях, которым обучаются дети, требуют проявления смелости, решительности, самообладания и ловкости (влезание на трибунку, лазанье по веревочной лесенке, хождение по балансирующему бревну, узкой рейке и т. д.). Выполнение этих упражнений связано с преодолением чувства страха и неуверенности, волевым напряжением и настойчивостью при достижении цели.

В подвижной игре с правилами дети упражняются в проявлении" выдержки и воли, быстрой реакции на неожиданные изменения игровой ситуации, а также чувств товарищества и взаимопомощи, честности, справедливости, смелости и решительности. Активное проявление детьми на занятии всех указанных качеств в силу их повторяемости и руководства воспитателя постепенно переносится в повседневную жизнь.

В процессе занятия воспитатель следит за формированием у детей всех доступных им норм нравственного поведения и пользуется теми методами воздействия, которые требуются в каждом конкретном случае:

Личным наглядно убеждающим ребенка примером, применяемым в целях возникновения у него чувства смелости, решительности, особенно в младших группах;

Практическим приучением ребенка путем его собственных действий (при дружеской помощи воспитателя) и в связи с достижением успеха - поощрением; сопоставлением различных поступков (своим отношением к ним и отношением всех детей);

Убеждением, в котором большую роль играет логика понятных ребенку доводов.

На физкультурных занятиях двигательная деятельность детей содействует воспитанию у них умения вести себя в коллективе, подчинять свои чувства и желания определенным правилам, общим для всех детей. Все это постепенно воспитывает у ребенка необходимое, сознательное, активное торможение отрицательных чувств и поступков. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. - М.: Аркти, 2000.

физический воспитание гигиенический упражнение

Список литературы

1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. - М.: Аркти, 2000.

2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М.: Мозаика, 2005.

3. Богданов Т.П. Физическая нагрузка при развитии выносливости и быстроты в беге // Физкультура в школе. - 1977. - № 8. - С.15-20.

4. Бальсевич В.Х. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1969.

6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1986.

7. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика.- 2007. - №4. - С.10-14.

8. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.

9. Козлов С.А., Куликов Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.

10. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.

11. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. - М, 1955.

12. Михайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. - М.: Медицина, 1991.

13. Новикова И.М.: Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение двигательной активности и средства её повышения у детей старшего школьного возраста. Требования к организации двигательной активности детей. Использование подвижных игр с целью повышения двигательной активности детей шестого года жизни.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2017

    Общеразвивающие упражнения, их роль в физическом развитии детей, характеристика и классификация. Имитационные упражнения. Оздоровительная направленность. Задачи обучения детей движениям. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2009

    Понятие "двигательная активность" детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития устойчивого равновесия у дошкольников. Способы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Конспект занятия по физкультуре в старшей группе.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2013

    Биологическое разнообразие насекомых, их роль в природе. Насекомые как временные обитатели уголка природы, особенности их содержания, устройство инсектария. Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми, рисунки и рассказы детей о них.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2012

    Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Организация и структура проведения прогулки детей в ДОУ, использование упражнений динамического характера.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    Использование прогулки в целях развития движений детей дошкольного уровня. Основные принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. Методика руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем ДА. Конспекты проведения прогулок.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2010

    Место и роль занятий по лепке в системе эстетического воспитания детей, их специфика. Материалы и оборудование для лепки. Организация и методика занятий для детей разных возрастных групп. Конспекты предметной лепки "Ежики" и "Пограничник с собакой".

    курсовая работа , добавлен 11.10.2013

    Взаимосвязь двигательной активности, здоровья и развития ребенка. Особенности развития движений детей 3-го года жизни, формы деятельности по их физическому воспитанию. Роль воспитателя в устроении подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Понятие двигательной активности. Обследование дошкольников старшего возраста и определение среднего возрастно-полового значения показателей их физического развития и физической подготовленности. Пути повышения двигательной активности детей 6-7 лет.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2012

    Характерные особенности творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, сравнительный анализ уровня его развития у детей разных возрастных групп. Разработка занятий по развитию творческого воображения с учетом возрастной специфики.

Тема: «Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада» Левина С. В. воспитатель по физической культуре. ГБОУ СОШ № 629.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают семейные детские сады, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2 -х возрастов: - 1 подгруппа вторая младшая и средняя группы; - 2 подгруппа старшая и подготовительная группа. Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут. . Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме: I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений). II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2 -4); подвижные игры (1 -2). III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец

Пространственная ориентировка несовершенна. малышей у очень Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки. . . " - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками. . . " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т. п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок? " - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях: - используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия); - используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия); - для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения.

Подвижные игры с бегом: «Мороз Красный нос» , «Гуси лебеди» Подвижные игры с лазанием: «Пожарные на учениях» , «Медведь и пчелы» Подвижные игры для разновозрастной группы ДС Подвижные игры с метанием: «Сбей булаву» , «Мяч через сетку» Подвижные игры с прыжками: «Удочка» , «Зайцы и волк»

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игре для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов: - Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми); - Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.); - Учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить); - Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Роль воспитателя очень важна. . . Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал. . где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты. И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа - это только благо.

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию: «В гости к елочке».


Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала : Каждый педагог, работающий в разновозрастной группе, сталкивается с трудностями при проведении организованной образовательной деятельности, и особенно в области «физическое развитие». Хочу познакомить вас с конспектом организованной образовательной деятельности по физическому развитию «В гости к елочке». Данный конспект будет полезен как воспитателям, работающим на разновозрастной группе, так и воспитателям одновозрастных групп, для детей с 4 -7 лет.

Конспект организованной образовательной деятельности: «В гости к елочке».

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Художественно-эстетическое, Познавательное.
Цель: Развитие физических и нравственно-волевых качеств.
Задачи:
Младшая подгруппа: Продолжать учить детей средней подгруппы ползанию по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; совершенствовать навык метания в горизонтальную цель с расстояния 2 метра.
Старшая подгруппа: Добиваться энергичного подтягивания руками при ползании на гимнастической скамейке, сохранять равновесие в стойке на коленях; совершенствовать навыки метания в горизонтальную цель, снизу левой и правой рукой, с расстояния 3 метра.
Развивать физические и нравственно – волевые качества, быстроту реакции.
Упражнять в двигательной деятельности;
Воспитывать справедливость, дружелюбие, самостоятельность.
Оборудование: кукла – перчатка Сорока, гимнастические палки для детей старшего дошкольного возраста, для бросания в горизонтальную цель две корзины или два обруча, маленькие мячи по количеству детей, две дуги высотой – 40 сантиметров и 50 сантиметров, две гимнастические скамейки, поролоновые бруски – 6 штук, ребристая доска, счеты – гимнастический массаж ер; искусственная елка; плоскостные изображения для елки – игрушки; маски – шапочки (красная и синяя), белая салфетка (чтобы спрятать елочку).
1 часть. Вводная.
«Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.»
-Отгадайте, о чем эта загадка?


Прилетела к нам сорока,
Принесла с собою весть,
Что в лесу, здесь, не далеко,
Елочка чудная есть!
- Ребята, вы хотите отправиться в лес, к загадочной елке? Чтобы туда попасть нужно, преодолеть много препятствий, вы готовы?
(Все движения выполняются под музыку, подобранную воспитателем.)

«Лыжи быстрые возьмем …….Ходьба широким шагом (шаг лыжника)
и по снегу мы пойдем».

«А высокие сугробы, мы перешагнем»…..Ходьба, высоко поднимая колени.

«Вот, на речке лед застыл
Скользко, осторожно»……………….Ходьба обычная.

«Чтоб нам в снег не провалиться,
Очень, очень быстро мчимся»………….Легкий бег.

«Кусты и деревья,
Мы змейкой обойдем»………………Ходьба змейкой.

« И к прекрасной елочке,
Скоро мы придем»………………Ходьба обычная. Построение в круг.
-Устали, давайте немножко отдохнем!
Дыхательная гимнастика «Прогулка в лес»
(Дети стоят в кругу, воспитатель показывает картинку с изображением дерева на мольберте, каждое движение выполняют по 3 раза)
1.«Вот сосна высокая стоит……………….И.п.-о. стойка, 1- вдох – руки в
И ветвями шевелит».............. стороны, 2 – выдох- наклон туловища вправо,
............................... 3- вдох – вернуться в и.п.,
................................ 4 – выдох- наклон туловища влево,вернуться в и. п.

2.«Вот нагнулась елочка, ……………………..И.п. – ноги врозь, руки опущены.
Зеленые иголочки»............... 1- вдох, 2 – выдох- наклон туловища вперед;
................................. 3-4 – вдох,
вернуться в и. п.-выдох
3.«Стоит Алена, тонкий стан………………… И. п. – ноги врозь, руки опущены
Белый сарафан».................... 1- вдох- руки через стороны вверх, подняться на носки,
................................. 2 – выдох - руки вперед-вниз. Опуститься на всю стопу,
.................................. 3-4 повторить, вернуться в и. п.

«Отдохнули, в путь пора, ждет нас елка детвора!»
Ходьба по кругу с перестроением: «За направляющим, парами, через центр».

Старшие берут гимнастические палки по пути следования. В центре, елка с игрушками.


2часть. Основная. ОРУ
(дети старшей подгруппы выполняют упражнения с гимнастическими палками)
1.«Вот какая елочка, ……………И.п. – основная стойка, подняться на носки,
Прекрасная стоит и............. 1 – руки через стороны вверх, 2 – вернуться в и. п.
Огнями яркими.................. (6 - 8 раз)
Весело блестит».

2. « С неба подают зимою………….И.п. – стоя на коленях, руки вперед-вниз,
И кружатся над землею...............1 – руки вверх, 2 – вернуться в и. п.
Мягкие пушинки, ...................... (6 - 8 раз)
Белые…..»
Снежинки

3. «Растет она вниз головой,…………И.п. – сед на пятках, руки вниз,
Не летом растет, а зимой. ............. 1 – встать на колени, руки вверх, в
Но солнце ее припечет, ................. стороны, 2 – вернуться в и. п.
Заплачет она и умрет» .................. (6 - 8 раз)
Сосулька

4. «Кто зимой холодной………………..И.п. – опора на кисти рук и носки ног.
Ходит злой, голодный?». .......... 1 – опора на предплечья и колени,
Волк ............................2 – вернуться в и. п. (6 - 8 раз)

5. «В берлоге большой, ………….И. п. – лежа на спине, обхватить руками,
Спит житель лесной,.....................согнутые колени. 1 – ноги прямо,
Весна приближается.....................руки вдоль туловища. 2 – вернуться в и.п
Житель, просыпается»...................... (6 - 8 раз)
Медведь

6. « На горку – бегом………….И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.
Ну, а с горки – кувырком». ........ 1 – повернуться на правый бок, 2 – на живот,
Заяц ..................... 3 – повернуться на левый бок, 4 – на спину,
...............................то же в обратную сторону.
(по 3-4 раза в каждую сторону)

7. «С ветки на ветку,………………..Прыжки на двух ногах, руки на поясе -
Быстрый, как мяч,.............. младшие, старшие – палка за головой,
Прыгает ловко...................прыжки на левой и правой ноге,
Рыжий циркач». .................. поочередная смена левой и правой ноги.
Белка ..................(прыжки в чередовании с ходьбой 2-3 раза)

Основные виды движений.


-А хотите поиграть на полянке у елочки?
(«За направляющим в две колонки становись!» перестраиваются в две колонки: старшие и младшие .)
«Гнуться ветви еловые,………………….Подлезание под дугу.
Вниз, к головкам детей,
И снежинки блестят на них,
Переливом огней».

«Не видать уже дороги,……………………..Прыжки на двух ногах,
Не видать уже следов. ............. с продвижением вперед (младшие, 4 бруска),
Мы ребята шустрые, .................прыжки боком (старшие. 6 брусков)
Перепрыгнем, через сугроб».

«Очень весело зимой,…………….. Ползание по гимнастической скамейке на
Мчатся с горки ледяной! ............животе, подтягиваясь руками (младшие)
Оттолкнулись и вперед, ..............ползание по гимнастической скамейке,
никто не отстает!» ................стоя на коленях, подтягиваясь руками (старшие.)

«Очень нравится зимой……………Бросание в горизонтальную цель.
Нам в снежки играть. ............ Для старших расстояние – 3 метра,
Самое главное, .................Для младших - 2 метра.
В цель попасть!»

Подвижная игра «Два Мороза»

В какую игру еще можно поиграть на полянке у елочки?
(основное движение – бег с увертыванием)


«Мы два брата молодые,……………………… .Выбираем два ведущих
Два Мороза удалые, ................из детей старшей подгруппы:
Я – Мороз – Красный нос, ...........2 Мороза (шапочки синяя и красная).
Я – Мороз - Синий нос.
Кто из вас решиться,
В путь – дороженьку пуститься.

Не боимся мы угроз,…………………….. После слов, дети бегут
И не страшен нам Мороз!» ............. на противоположную сторону.
Считаем (замороженных) пойманных детей.
Игра малой подвижности «Что висит на елке?»
-Ребята, а я знаю еще одну игру, хотите поиграть? Давайте встанем в круг, если я называю предметы, которые висят на елке, вы поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх, если то, чего нет на елке – не двигаетесь.
«Очень весело играли,
И немножечко устали,
Пора с елочкой прощаться
И в группу возвращаться!»
-На чем мы поедем обратно? (включаем музыку, ходьба обычная, ходьба широким шагом (шаг лыжника))