Последние статьи
Домой / Перманентный / Добрый мир шевченко в доу. Планирование на год по программе Л

Добрый мир шевченко в доу. Планирование на год по программе Л

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17

Конспект образовательной деятельности с внедрением компонента программы дополнительного образования Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура»

для детей старшего дошкольного возраста

Прогулки по дням творения

«Небо»

Составитель:

Галиева Алла Николаевна,

воспитатель,

г. Подольск

2014г.

Пояснительная записка

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.

В рамках оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, в дошкольном образовательном учреждении №17 в старшей группе вводится дополнительное образование на основе программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Она опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, расширяя кругозор детей в области духовно - нравственной культуры.

В соответствии с требованиями к программе, организация деятельности взрослых и детей осуществляется в двух формах: совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности детей:

Рассказ педагога, беседа, диалог;

Чтение художественного слова;

Наблюдение, рассматривание иллюстраций;

Создание творческих рассказов;

Рисование;

Музыка (слушание).

Цель:

Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям проявить нравственные качества (терпимость, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу). Учить детей слушать и слышать одновременно; развить речь, воображение, наблюдательность, видеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы.

Беседа: «Приглашение к путешествию».

Цель: мотивация, создание интереса.

Воспитатель: Мы с вами продолжаем путешествовать по дням творения. Что Бог создал в первый день?

Дети: Свет.

Воспитатель: Когда светло, это – день. Какой он? (ответы детей) Днем солнце светит (спряталось за облаками). Где гуляет солнышко?

Дети: В небе.

Воспитатель: Да, ребята, и наше небо – облака и воздух Бог создал во второй день.

Сотворил Бог в день второй

Свод небесный, голубой.

Давайте все вместе подойдем к окошку, посмотрим на небо, какое оно? (ответы детей). А как вы думаете, какими красками можно передать красоту неба? (ответы детей). Мы сейчас с вами возьмем кисти и краски и как художники попробуем изобразить всю красоту неба.

Творческая деятельность. Рисование неба на увлажненной основе (акварель).

Цель: развитие творческих способностей посредством художественно-изобразительной деятельности.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех вас очень я люблю!

(подушечки пальцев двух рук соединяются вместе, образуя кольцо) (ладошки открыты, движения влево-вправо) (круговые движения кистей рук)

(руки соединяются вместе, пальцы расставлены в стороны)

(руки перекрещиваются, обнимая себя за спину)

Игровая деятельность.

Цель: организационная, закрепление алгоритма одевания на прогулку.

Воспитатель: А теперь мы с вами собираемся в путешествие. Вы помните, что путешественники должны уметь самостоятельно и быстро одеваться? (ответы) Пока звучит музыка, мы должны постараться аккуратно, спокойно и правильно одеться и построиться.

Музыкальная деятельность.

Цель: организационная, обогащение музыкального опыта.

Включается запись Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

Прогулка. Наблюдение. Беседа.

Цель: дополнять и уточнять представления детей о первых признаках осени, о изменении цвета неба; развивать наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство восприятия природы; развивать двигательную активность.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой сегодня день? Какое небо? Какое солнце? Какие облака? Какой ветер? (ответы детей). А вы заметили какие-либо изменения в природе? (ответы детей). Какое время года наступило? (ответы детей). А как изменилось небо осенью?

Послушайте, как сказал великий поэт А. С. Пушкин (отрывок):

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Подвижная игра: Горелки с платочком.

Дети стоят парами друг за другом. Впереди с платком. Дети говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет его за руку и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.

Работа с иллюстрациями (после прогулки в группе).

Цель: развитие зрительного восприятия, обучение творческому рассказыванию.

Воспитатель: Вспомним, что мы видели на прогулке? Какое небо мы видели на прогулке? (ответы детей). Кто хочет рассказать о своих наблюдениях на прогулке? (желающие рассказывают). Давайте посмотрим на свои рисунки (дети рассматривают рисунки на доске). Как вам кажется, удалось вам передать краски осеннего неба? (ответы детей). Что сотворил Бог во второй день?

Дети: Небо.

Воспитатель:

Небеса, небеса, небеса.

Видит взор мой везде чудеса.

Там покой, чистота и краса.

Небеса, небеса, небеса.

Дидактическая игра: «Какое время года?» (после дневного сна)

Цель: развитие мышления, зрительного восприятия.

Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации (нижняя половина закрыта так, что видно только изображение неба). Угадайте, какое время года на картинке? (После ответов детей открывается все изображение дети подтверждают свои ответы или дают другие, согласно дополнительным признакам)

Совместная работа с родителями.

Детям с родителями предлагается провести наблюдение за вечерним небом и сравнить свои наблюдения с наблюдениями за небом в дневное время.

Используемая литература и музыкальный материал:

  1. Учебно-методический комплект. Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л.Л . Шевченко. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2012.
  2. Музыка Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Добрый мир»

Направленность: духовно-нравственное развитие

Составитель:

Педагог дополнительного образования:

Читаева София Денисовна

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

г. Москва

2016

Пояснительная записка

Направленность программы : В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой была разработана программа «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Актуальность : Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».

Педагогическая целесообразность : Процесс формирования личностных качеств ребенка имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна быть преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Основная цель программы – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Программа ориентирована на решение следующих задач :

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России

Приобщение к общечеловеческим ценностям;

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Создание условий творческого развития;

Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Отличительные особенности программы:

программа построена с учётом возрастных возможностей детей 5-6 лет.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации , в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однако дополнена материалами духовно-нравственного характера.

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

Игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста

является игровая;

Информационно – коммуникационные – обеспечивают наглядность,

доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые

возможности получения информации;

Технологии деятельностного метода, развития критического и творческого

мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на

основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе,

учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.

Возраст детей:

Программа ориентирована на детей 5-6 лет

Срок реализации программы: на 1 год, всего 68 занятий.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельная работа,

Основные содержательные компоненты программы:

О религиозной культуре, как о добром и красивом мире творений Божьих;

О нормах устройства отношений в мире, как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе, миру вещей и природы

Ожидаемые результаты:

- Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.

Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:

а) любовь к людям (сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков) ,

б) стыд (различение в себе добра и зла и т.д)

в) чувство совести (оценка своего поведения и его мотивов, на основе христианских норм)

В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры «благочестивые» - т.е добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.

Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Устроение мира. Наш красивый добрый мир

Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники

Итого

64 ч.

Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования

и т.д.

Всего:

68 ч.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

Приобретение культорологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

Направлено на:

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;

Воспитание любви к Родине, семье;

Создание условий для самоанализа, творческой самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной

культуры;

Программа состоит из 4 разделов:

  1. «Устроение мира. Наш красивый добрый мир»

Темы разделов: «Свет. День. Ночь», «Небо», «Земля. Вода. Растения», «Солнце, луна, звезды», «Птицы. Рыбы. Насекомые», «Животные», «Человек», «День отдыха».

  1. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?

Темы разделов: «О послушании. О трудолюбии», «О прощении, упрямстве», «О милосердии, любви, заботе. Помоги!», «О скромности и хвастовстве», «О воровстве, хитрости, о смелости, о совести»

  1. Как устроены отношения в нашей жизни.

Темы разделов: «Семья», «Родина», «Православный храм», «Наши меньшие друзья».

  1. Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.

Темы разделов: «Рождество Христово», «Пасха», «День ангела».

Календарно – тематический план

№ занятия

Кол – во

часов

Сроки (дата)

планируемые

Вводное занятие, обсуждаем путешествия, хоровод

04.10

Творческая работа. Рисунок «что видно из нашего окошка», чтение рассказа «наш мир»

06.10

Рассказ о прп. Сергии и его семье, благодарность, подарок другу

11.10

Свет. День. Ночь. Рассуждаем откуда свет

13.10

Времена года. Рассказ о празднике Покрове, наблюдаем природные приметы в этот день

18.10

Ночь. Звезды.

20.10

Наблюдаем небо, прогноз погода на завтра

25.10

Хрустальный день, различия дня и вечера,

27.10

Облака. Наблюдаем за формой

1.11

Россия. Родина. Отношение к родине.

Облака над Россией

3.11

Тучи, дождик, радуга. слушаем звуки природы.

8.11

Ветер

10.11

Осень, прислушиваемся к природе

15.11

Осень. Обобщение.

17.11

Вода. Водоемы.

22.11

Превращения воды. Передвижение по воде.

24.11

Земля. Урожай

29.12

Виды растений, жизнь растений, уход за ними

1.12

Защита родины. Богатыри. Рассказ о св. Александре Невском и его семье

6.12

Хлеб. Труд. Бережное отношение к еде. благодарность

8.12

Деревья. Зима. Рассказ о празднике Введение. Послушание.

13.12

Цветы

15.12

Рассказ о св. Николае, милосердие, помощь. Праздник.

20.12

Вальс цветов

22.12

Рассказ о Рождестве. Семья

27.12

Рождество

29.12

Солнце. Луна. Звезды

10.01

Планеты. Созвездия.

12.01

Крещение. Вода. Закрепление.

17.01

Рыбы. Виды рыб и их жилище

19.01

Птицы.

24.01.

Хлопоты птиц, семейство

26.01

31.02

Птичья викторина, забота о птицах

2.02

Перелетные птицы

7.02

Волшебные птицы, птицы в русском творчестве

9.02

Праздник Сретения. Принимаем гостей. Семья. Другие религии.

14.02

Насекомые. Труд, внимательность, жизнерадостность

16.02

21.02

Пчелы

28.02

Бабочки и мухи

2.03

Кузнечики и жуки

7.03

9.03

Умеренность, прощение

14.03

св. Даниил Московский. Родина. Украшение родины. Мудрый и добрый правитель

16.03

Вид животных и их жилища.

21.03

Заяц. Звериные следы

23.03

Мелкие и средние звери.

28.03

Кошки и собаки. Помощь друзьям

30.03

Хитрость и вредность лисы

4.04

Рассказ о празднике Благовещение. Отношение к беременности и рождению младенца. семья

6.04

Крупные звери, язык зверей

11.04

Подготовка к Пасхе

13.04.

Рассказ о празднике Пасха

18.04

Человек. Части тела.

20.04

Душа. 5 чувств

25.04

Забота о животных, ответственность за сохранность природы.

27.04

Сострадание. Дед Мазай.

2.05

Нельзя клеветать друг на друга, нельзя вредить

4.05.

Родина. Победа над врагом Родины

11.05

7 день недели, день покоя

16.05

Времена года, повтор, для чего я расту.

18.05.

Огород. Забота о земле, зверях и людях. Логическая цепочка. Закрепление.

23.05

Именины. Благодарение.

25.05

65-68

Резерв

В течении курса

Материально – техническое обеспечение.

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:

магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т.д.

Список использованной литературы:

Учебный курс «Добрый мир».


Образовательные задачи:
образовательная область «Социализация»
-формировать у детей навыки выполнить правила поведения хороших детей.
-развивать умение бороться против своих плохих привычек.

Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познание»
-развитие у детей морального сознания.
-развивать интерес к своей личности.
Образовательная область «Коммуникация»
-побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам и высказывать свои суждения.
Образовательная область «Художественное творчество»
-совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.

Предварительная работа.
1. Беседы по темам:
-«моя семья».
-«что такое дружба».
2.Чтение художественных произведений
-Зернышки: «Добрые истории для малых ребят»
-В.Вересаев «Братишка»
-В.Катаев «Цветик - Семицветик»
3.Произведение Н.О.Д. по темам:
-рассказывание из личного опыта
-«главные правила жизни»
-«дерево добра»
4.Оформление тематического стенда для родителей.
-дружная семья
5.Использование дидактических игр.
-«Смайлики»
-«Наоборот»
-«Помоги другу»
6.Продуктивная деятельность.
Выставка: «добрая улыбка»
Используемая литература:
-Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
М.: Мозаика – Синтез. 2011г.
-Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 3. М. : центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества. 2012 г.
-Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И. «Красота- Радость, Творчество». Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Ч.: Педагогическое общество России. 2000 г.
7.Образование и материалы.
-куклы-игрушки: два брата, вязанки лист бумаги, краски, кисточка, банка с водой, подставка, тряпочки.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Под музыку «Дружба крепкая» дети берутся за руки, встают в круг.
-Мне очень приятно, что мы опять все вместе – красивые, опрятные, очень дружные.
Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
Проводится игра «Подарим улыбку»
-Сегодня я познакомлю вас с двумя мальчиками. Воспитатель держит в руках игрушки- куклы двух мальчиков. Это Сережа – он старший брат, а это Саша – он младший брат. Они очень часто ссорятся. Мы должны научить их быть дружными, любить друг друга.
Послушайте историю.
Наступило утро. Сережа, отталкивая Сашу, кричит: «Я первый пойду умываться! Я старший брат». После завтрака – старший брат говорит младшему: убери за мной посуду, а то мне некогда». А когда они играли в песочнице Сережа постоянно отбирал игрушки у Саши.
-Почему ты отбираешь игрушки у брата?
-Они мне тоже нужны.
-Ребята. Чтобы вы сказали Сереже?
-Ответы детей.
-Почему он обижал младшего брата?
-Ответы детей.
-Люди не должны обижать ни взрослых, ни младших. Они должны быть уступчивыми, приносить добро. Ребята! Подумайте, пожалуйста, и скажите, что такое дружба?
-Ответы детей.
-Сейчас я вам всем раздам вязаночки. Попробуйте их разломать.
-Не ломаются.
-А теперь возьмите один прутик и сломайте.
-Прутики ломаются.
-Так то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если ссориться – вас любой погубит.
Давайте поиграем. Воспитатель сажает на пол игрушку – куклу «Сережа», комментирует. Это Сережа, старший брат. Он обижает младшего брата, отбирает игрушки, толкается, ломает в песочнице постройки.
А это Саша, младший брат. Воспитатель сажает на пол куклу «Саша». Он уступает старшему брату, помогает слабым, корпит птиц. Он хороший.
Под музыку мы будем танцевать. Но по сигналу, вы должны будете подбежать к мальчику, с которым вы бы хотели дружить.
Проводится игра.
-Почему вы все подбежали к младшему брату?
-Ответы детей.
-Посмотрите, ребята, Сережа расстроился и плачет. Почему?
-Ответы детей.
Воспитатель предлагает взять игрушку «Саша» и вместе с ним подойти и пожалеть Сережу.
-Давайте расскажем Сереже о правилах поведения хороших людей.
-Никого не обижать
-Быть уступчивым
-Всем желать здоровья
-Быть благодарным
-Приносить добро.
Воспитатель обращается к Сереже.
-Теперь ты понимаешь, что может случиться, если не будешь приносить людям добро? Все правила запомнил? Давайте нарисуем все вместе добрую улыбку!
Воспитатель предлагает ребятам подойти к столам, улыбнуться друг другу и выполнить задание.
По окончании – выставки «добрая улыбка» воспитатель благодарит детей и напоминает:
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Одной из важнейших государственных задач современности является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями исконно русской православной культуры. Понимание того, что без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, высказывается на высоком государственном уровне. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, патриотизме, представления о человеке в целом.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Именно этим целям в общеобразовательной школе посвящен предметный модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 г. по поручению президента РФ Д. А. Медведева.

Однако начинать какое-либо воспитание необходимо еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде идет активное накопление нравственного опыта, активного познания мира и человеческих отношений, происходит обращение к духовной жизни. Как отмечает С.Куломзина, «в эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем» 1 . Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает гармоничное формирование его личности, а «отсутствие в образовательном процессе ценностных смыслов дискредитирует трансляцию культурного опыта человечества, сводя образование и обучение к передаче информации и научению, а воспитание — к нравоучению и морализации» 2 . К сожалению, многие родители и педагоги забывают об этом, превращая с раннего детства воспитание лишь в подготовку к учебе в школе.

Министерство образования Московской области плодотворно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви, закрепив сотрудничество договором от 12.11.2001 г. , а с 2002 г. функционирует соответствующий Координационный совет.

Одной из таких программ, реализующих духовно-нравственное воспитание дошкольников, является программа Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью, тем самым обеспечивая достижение духовно-нравственного развития детей, их готовность к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования « Духовно-нравственная культура народов России», а также преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования (программа является вводной частью авторской общей программы «Православная культура для 1-11 классов»). Отбор содержания программы произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. № 685), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры в 55 регионах РФ. По замыслу автора, в программе «Добрый мир» сохраняется культурологический подход изложения религиозной культуры, она носит культурологический развивающий творческо-игровой проективный характер — маршрут духовного краеведения. Введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания, невыполнимая в системе светского образования.

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет). Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей 3 .

В основе программы лежат фундаментальные положения святоотеческого наследия о закономерностях духовно-нравственного развития личности, о методах и формах духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастными возможностями, о принципах отбора учебного материала, а также исследования научной психолого-педагогической отечественной школы о закономерностях развития и методах воспитания дошкольника, государственные документы в области образования, обобщение практического педагогического опыта духовно-нравственного воспитания и образования в РФ.

Основными содержательными компонентами программы для дошкольников являются знания о религиозной культуре как о добром, красивом мире творений Божиих; о нормах устроения отношений в мире как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы; о ценностях жизни христиан, отразившихся в традициях православных праздников 4 . Соответственно построено и содержание учебников. В книге 1 «Прогулки по дням творения» рассказывается о сотворении мира, проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Пособие является базовым в освоении главных понятий православной культуры, которые будут углубляться в следующих книгах. В книге 2 «Хорошо — плохо» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни — послушание, трудолюбие, любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определяется как зло. В книге 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» углубляется этическая тема, показываются примеры благочестивой жизни — того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан. Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники» рассказывает о счастье жизни христиан, о христианской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова, Дне ангела как основании и завершении пути Божественного спасения человека.

По замыслу автора, в программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольника формы совместной с воспитателем групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.). Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной 5 .

В детских садах Мытищинского муниципального района работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию организована с сентября 2012 г. и проводится в двух формах: 1) в рамках организованной образовательной деятельности (ООД) как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по образовательным областям «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация. Развитие речи. Общение», « Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество», « Социально-личностное развитие. Социализация» и др.; 2) в рамках дополнительного образования по выбору родителей (кружковая работа).

В течение года проведения работы по духовно-нравственному воспитанию наметилась следующая тенденция:

на 01.09.2012 г.

на 01.03.2013 г.

на 01.09.2013 г.

Кол-во дошкольных
образовательных
учреждений
внедряющих программу
«Добрый мир»

34 (из 48)

45 (из 48)

48 (из 48)

Реализация в рамках кружковой работы (кол-во ДОУ / кол-во детей)

18 / 391

21 / 467

36 / 1080

Реализация в рамках ООД (кол-во ДОУ / кол-во детей)

16 / 452

24 / 701

12 / 432

Таким образом, количество детей, с которыми ведется работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Мытищинского муниципального района в рамках кружковой работы за год увеличилось на 63,8%, а в рамках ООД уменьшилось на 4,5%, переходя в кружковую работу.

Однако следует учитывать, что если кружковая работа предполагает посещение детьми занятий вне основного времени и с согласия родителей, то организованная образовательная деятельность предполагает участие всех детей без исключения в течение дня. Следовательно, в таком случае в программе делается упор на нравственную и другие составляющие, опуская при этом духовную составляющую курса из соображений толерантности по отношению к детям маловоцерковленных или вообще невоцерковленных родителей. Таким образом, к сожалению, задачи духовно-нравственного воспитания в рамках ООД в полной мере не реализуются. Тем не менее, количество детей, посещающих занятия «Добрый мир» в рамках кружковой работы, где духовно-нравственное воспитание реализуется соответственно программе в полной мере, на 1 сентября 2012 г., согласно проведенному мониторингу, составляет 10,4% от всех воспитанников 5-7-летнего возраста ДОУ Мытищинского района, а на 1 сентября 2013 г. — 28,7% соответственно, что на 18,3% больше, чем в прошлом году.

Также следует заметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию проводится не исключительно по программе Л. Л. Шевченко. В качестве дополнительных к основной воспитателями используются такие программы, как «Путь в храм», автор А. Г. Уралова; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева; «Философия для детей в сказках и рассказах», автор М. А. Андрианов; «Оберег», автор Е. Г. Боронина; « Байки-побайки» , автор Е. В. Сальникова и другие подобные. Однако их содержание вызывает сомнение в истинном решении задач духовно-нравственного воспитания, подменяя его патриотическим или фольклорным элементом, порой противоречащим православным традициям. Подмена духовно-нравственного воспитания гражданско-патриотическим прослеживается на многих занятиях педагогов.

Базовой характеристикой личности являются понятия «духовность» и «нравственность». Современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, проявлением «человеческого в человеке», полагая, что «жить по совести — это значит быть личностью духовной» 6 . С точки зрения православного мировоззрения духовность — это «качество личности, способ ее существования, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 7 . Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие этому идеалу и постоянно стремится совершенствоваться.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. С точки зрения православной педагогической мысли нравственная жизнь неотделима от духовного мира человека, поскольку является способом «практической ориентации поведения личности, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 8 . По мнению Л. Л. Шевченко, «христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей» 9 .

Таким образом, целью и объектом духовно-нравственного воспитания, по мнению Т. И. Петраковой, «является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического — целью и объектом которого являются чувства…» 10

Действительно, «если ориентировать подрастающего человека на так называемые общечеловеческие ценности, которые весьма размыты и относительны, где отсутствует определенный идеал, ни о каком развитии подлинной духовности не может быть и речи» 11 .

Тесно связано с духовно-нравственным воспитанием гражданско-патриотическое. Как подчеркнула в своем выступлении на IX Московских областных Рождественских образовательных чтениях Л. Н. Антонова, патриотическое воспитание направлено на формирование социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, выполнению своего конституционного долга 12 . Все эти качества имеют большое значение для нравственного укрепления личности, поскольку «на основе чувства патриотизма, уважения к национальным святыням укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества» 13 . Однако гражданско-патриотическое воспитание требует восполнения духовно-нравственным, которое имеет первостепенное значение.

Неверная расстановка акцентов в ряде случаев говорит о некомпетентности педагогов дошкольных учреждений в области духовно-нравственного становления личности ребенка. В связи с этим повышению квалификации уделяется большое внимание. Так, в 2012/13, а также в 2013/14 учебных годах в ДОУ Мытищинского района проводились педсоветы и консультации для педагогов на тему духовно-нравственного воспитания в ДОУ и семье; консультации для родителей на тему «Система духовно-нравственного воспитания в семье». На районном уровне — семинар для педагогов, внедряющих программу «Добрый мир»; круглый стол по проблеме реализации программы «Добрый мир» с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния.

Однако, как показала статистика, высококвалифицированных специалистов крайне мало. Несмотря на то что краткосрочное обучение по программе «Добрый мир. Православная культура для малышей» на базе МГОУ прошли 45 педагогов района, этого недостаточно. Педагогу, тесно соприкасающемуся с душой ребенка, необходимы не только соответствующие знания, но и личный глубокий опыт жизни в православной культурной традиции, который приобретается не сразу. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который предъявлял достаточно высокие требования к личности педагога: «Мы должны быть… примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» 14 . Пожалуй, главным для преподавателя православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки» 15 , а также ответственный подход к преподаванию данного предмета 16 .

Кроме того, некомпетентными в данной области являются и большинство родителей, воспринимая зачастую данный курс интуитивно и в общих чертах. Условием посещения детьми кружка во многих случаях является уже знакомый родителям педагог, которому можно довериться, а не профессиональный специалист и содержание курса.

Тем не менее, известны и противоположные положительные примеры. Так, в детском саду поселка Пирогово Мытищинского района существует многолетняя традиция проведения подобных занятий с участием священника и творческой инициативой родителей.

Подобные примеры делают необходимым выстраивание последовательной работы педагога с родителями и семьей в целом. Например, может оказаться целесообразным подбор интересных заданий по пройденной теме для совместной домашней работы родителей и детей; организация выставок работ детей для демонстрации родителям; вывешивание информационных содержательных листов (например, «Как определить День ангела ребенка?»), а также информационных листов с темой и целью пройденного занятия. Подобная примерная работа с родителями предлагается автором курса «Добрый мир. Православная культура для малышей» в методическом пособии.

Итак, продолжая анализировать проделанную работу в Мытищинском районе за 2012/13 уч. г. и подводя итоги результатов проведенных диагностик, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы на занятиях формировались культурологические знания и представления о смысле праздников Рождества Христова, Пасхи, Дня ангела; базовые моральные чувства, такие как умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира как гармоничного, красивого творения Божия; различать добрые дела и плохие поступки; находить хорошие качества в друге; различать в себе добро и зло (выделять в себе недолжное); видеть и понимать действия и последствия послушания-непослушания; иметь представления о дружбе, трудолюбии и лени, щедрости и жадности, милосердия и заботы о ближнем; иметь представление о действии прощения, гнева-кротости, скромности-хвастливости, честности и воровства; видеть действия и последствия правды и лжи.

В качестве итоговых мероприятий с детьми проводились конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Рождественские кружева», «Зимняя фантазия», «Подари улыбку миру»; конкурсы детских поделок «Ангелочек и Я», «Добрый ангел», ко Дню Матери; районный отборочный тур Международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо 2013»; конкурсы чтецов «Моя страна — моя Россия», «Мир встречает Рождество»; праздники и досуги: «Зимние забавы», «Рождественские колядки», «Крещенские посиделки», «Пасхальная сказка», «Масленичные гуляния»; на районном уровне — конкурсы детского творчества.

Несмотря на существующие трудности, работа в данном направлении продолжает развиваться. При управлении образования Мытищинского муниципального района создана рабочая группа для разработки учебно-тематического планирования, планов-конспектов занятий, анкет-опросников, диагностики уровней усвоения программы. В планах на будущий год:

— проведение круглых столов с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния на тему «Актуальные вопросы по преподаванию модуля „Православная культура для малышей“ в рамках реализации программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »; «Обогащение знаний педагогов о духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста посредством использования модуля программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »;

— районный семинар на тему « Ценностно-содержательная основа модуля „ Духовно-нравственная культура“ (представление педагогов о формировании у детей старшего дошкольного возраста основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор)»;

— организация работы районного методического объединения по реализации программы «Добрый мир» и др.

Еще раз возвращаясь к цели данного курса и содержанию организованной работы Министерства образования Московской области в данном направлении, хочется подчеркнуть, что сегодня очень важно формировать нравственное начало, приобщать подрастающее поколение к духовным и национальным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, обеспечивать тесное взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Вслед за протоиереем В.Зеньковским отметим, что духовно развитый человек — это «не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает, и верно действует» 17 . «Духовно и нравственно развитый ребенок живет с ощущением своей духовной „сопричастности“ к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли… При этом ребенок реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей» 18 .

Л. И. Мумрикова
канд. пед. наук,
старший преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ

Список литературы:

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч.конф./ Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

2. Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождест-венских образовательных чтений http://www..

3. Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. 239 с.

4. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. 194 с.

5. Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. 154 с.

6. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. 192 с.

7. Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

8. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 6-11.

9. Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

10. Склярова Т. В. Личностная характеристика

и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

М., 2005. С. 684.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. 224 с.

12. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. 202 с.

13. Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. 119 с.

    1 Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. С. 38.

    2 Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сборник научных трудов и материалов по итогам научой конференции / Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

    3 Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. С.7.

    4 Там же. С.30.

    5 Там же. С. 8.

    6 Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С.6-11.

    7 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 109.

    8 Там же. С. 114.

    9 Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. С. 12.

    10 Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. С. 5.

    11 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 146.

    12 Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождественских образовательных чтений http://www..

    13 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 119.

    14 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.

    15 Склярова Т. В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя

    «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

    М., 2005. С. 684.

    16 Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные

    и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

    17 Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. С. 8.

    18 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 104.